1 Область применения и нормативные ссылки - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
1 Область применения и нормативные ссылки - страница №1/1






















































1 Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса».
Программа разработана в соответствии с:

  • НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения», утвержденным в 2012г.

2 Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса» является способствовать формированию основных компетенций в области теории и практики конкуренции в период формирования новой экономики, теоретических и практических знаний и умений в области противостояния национального бизнеса глобальной конкуренции, применения стратегических и тактических инструментов формирования конкурентных преимуществ в международном инновационном бизнесе.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • ознакомиться с научно-теоретическими основами теории инноваций, ее сущности и значения для формирования конкурентоспособности международном бизнесе;

  • ознакомиться с научно-теоретическими основами теории конкуренции и ее особенностями в условиях формирования новой экономики;

  • приобрести начальные навыки проведения научно-исследовательской работы в области, связанной с проблемами формирования новой экономики, успешного позиционирования и продвижения фирмы и ее продуктов в международной бизнес-среде в новых условиях;
    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии, отделение культурологии Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 033000.62 «Культурология» Авторы программы: Доброхотов А.Л., д.филос.н., профессор; Канаева Н. А., к.филос.н., доцент — kumari53@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры Истории философии «____»____________2010 г. Зав. кафедрой А.М. Руткевич Рекомендована секцией УМС «_____» ________________ 2010 г. Председатель Утверждена УС факультета философии « ____» ___________________2010 г. Ученый секретарь Москва – 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. СОДЕРЖАНИЕ 1. Область применения и нормативные ссылки 3 2. Цели освоения дисциплины 3 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы 5 5. Тематический план учебной дисциплины 6 6. Формы контроля знаний студентов 6 7. Содержание курса «История философии» 7 8. Образовательные технологии 18 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 19 10. Порядок формирования оценок по дисциплине 22 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 23 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины 28 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 033000.62 «Культурология», изучающих дисциплину «Философия». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ; Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ; Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 033000.62 «Культурология»; Рабочим учебным планом университета подготовки бакалавров по направлению 033000.62 «Культурология», утвержденным в 2012г. 2. Цели освоения дисциплины


  • изучить основы и приобрести начальные практические навыки по формированию круга задач и выбору направлений их решению в области проблем конкурентоспособной деятельности субъектов бизнеса в международной инновационной бизнес-среде в условиях формирования новой экономики.
    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Методы психодиагностики персонала для направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Управление человеческими ресурсами» подготовка магистра Автор: Пешехонова Е.А. Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой Мкртычян Г.А._______________________ Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012г. Председатель Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Петрухин Н.С. ________________________ Нижний Новгород, 2012 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами», изучающих дисциплину «Методы психодиагностики персонала». Программа разработана в соответствии с: ОрОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент (Квалификация (степень) магистр; Образовательной программой направления 080200.68 "Менеджмент", магистерская программа «Управление человеческими ресурсами»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Методы психодиагностики персонала» является формирование теоретических представлений и основных практических навыков, необходимых для психологической оценки персонала. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать историю развития психодиагностики, классификацию и основные характеристики методов психодиагностики, области практического использования методов психодиагностики, требования к психодиагностическим методикам,  основные этапы конструирования методик, правила проведения обследований и способы их обработки, этические принципы в работе психодиагноста.

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Технологические процессы микроэлектроники для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Технологические процессы микроэлектроники»  для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки бакалавра Автор программы: Николаев Дмитрий Пименович, к.т.н., доцент, dnikolaev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры РЭТ «___»____________ 20 г Зав. кафедрой С.У. Увайсов Рекомендована профессиональной коллегией УМС по электронике «___»____________ 20 г Председатель С.У. Увайсов Утверждена Учёным советом МИЭМ «___»_____________20 г. Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов-аспирантов и студентов направления подготовки специальности «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», обучающихся по программе бакалавриата для изучающих дисциплину «Технологические процессы микроэлектроники». Программа разработана в соответствии с: Государственным образовательным стандартом Образовательной программой для направления «Проектирование и технология радиоэлектронных средств». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 210200.62 Проектирование и технология ЭС . 2. Цели освоения дисциплины

    Правительство Российской Федерации >>
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики Программа дисциплины Психология для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Кузнецова М.Д., кандидат психологических наук (mdkuznetsova@hse.ru; k_masha@list.ru) Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «31» января 2012 г Зав. кафедрой А.К. Болотова Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г Председатель В.А. Штроо Утверждена УС факультета Бизнес-информатики «___»_____________20 г. Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.; Образовательной программой по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2010 г. Рабочим учебным планом на 2011-2012 год университета по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2011г. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Психология» является формирование у учащихся базовых знаний об основных исследовательских и прикладных направлениях современной психологической науки, а также развитие элементарных навыков психологического анализа различных жизненных и профессиональных ситуаций. Изучение дисциплины «Психология» предполагает знакомство с психологической наукой, ее основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. В соответствии с поставленной целью, программа указанной дисциплины предполагает: знакомство студентов с базовыми представлениями о предмете психологии; знакомство студентов с историей развития психологической науки, её основными направлениями; раскрытие понятия психики и истории её эволюционного развития;

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Арабский язык для направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Арабский язык II ЭТАП (3-4 КУРСЫ)  направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Автор программы: проф. Якушева И.В. iyakusheva@hse.ru; Боднар С.Н., к.ф.н., доц., s_bodnar@mail.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой [Якушева И.В.] Рекомендована секцией УМС факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Председатель [Суздальцев А.И.] Утверждена УС факультета МЭ и МП «___»_____________2011 г. Ученый секретарь [Суздальцев А.И.] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр), изучающих дисциплину «Арабский язык». Программа предназначена для студентов факультета мировой экономики и мировой политики (далее МЭ и МП) НИУ ВШЭ, изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (III – IV курсы). Программа разработана в соответствии с:

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Правительство Российской Федерации >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет электроники и телекоммуникаций Программа дисциплины Психология и педагогика для направления 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, специализация «Сетевые технологии», подготовки специалиста. Автор программы: [Башкин Е.Б., кандидат психологических наук, старший преподаватель, bashkin@hse.ru ] Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии « » ____________20__ г Зав. кафедрой А.К. Болотова __________________________ Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 20 г Председатель А.К. Болотова______________________________ Утверждена УС факультета электроники и телекоммуникаций «___»_____________20 г. Ученый секретарь[ ] ________________________ [подпись] Москва, 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направлений/ специальностей для направления 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, специализация «Сетевые технологии», подготовки специалиста. Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика» являются: Формирование у студентов общих представлений об особенностях психологии как науки, ее месте в системе других наук, основных отраслях, методах, понятиях и проблемах. Знакомство с историческим развитием предмета психологии и основными направлениями в психологии. Формирование общих представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования психической жизни человека. Знакомство студентов с основами психологии личности, с важнейшими индивидуальными особенностями человека, с регуляторными и когнитивными психическими процессами. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать базовые понятия психологической науки, ее основные направления и методы, важнейшие закономерности психической жизни человека. Уметь отличать житейскую и научную формы психологического знания; психологические проблемы в познании человека от проблем, относящихся к иным областям знания.

П р а в и т е л ь с т в о Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и >>
П р а в и т е л ь с т в о Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной математики и кибернетики Программа дисциплины Контрпримеры, примеры и парадоксы в математике (второй семестр 4-го курса) для направления 231300.62 «Прикладная математика» специализации «Математическое и программное обеспечение систем управления» подготовки бакалавра Автор программы: Парусникова Анастасия Владимировна, канд.физ.-мат.наук, aparusnikova@hse.ru ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ Одобрена на заседании кафедры высшей математики МИЭМ НИУ ВШЭ «___»____________ 20 г Зав. кафедрой _______________________________________Л.И.Кузьмина Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 231300.62 «Прикладная математика» специализации «Математическое и программное обеспечение систем управления» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Контрпримеры, примеры и парадоксы в математике». Программа разработана в соответствии с: рабочим учебным планом университета по направлению 231300.62 «Прикладная математика» специализации «Математическое и программное обеспечение систем управления» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014 г. (4-й курс). 2Цели освоения дисциплины «Контрпримеры, примеры и парадоксы в математике»: Расширение математического кругозора. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Общенаучная ОНК-1

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень - Макроэкономика-3) для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра для магистерской программы «Финансовые рынки и финансовые институты» Авторы программы: Пекарский С.Э, Ph. D, к.э.н., профессор spekarski@hse.ru Малаховская О.А, ст. преподаватель omalakhovskaya@hse.ru Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Финансовые рынки и финансовые институты», изучающих дисциплину Макроэкономика (продвинутый уровень - Макроэкономика- 3). Программа разработана в соответствии с: С образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» Образовательной программой направления подготовки 080100.68 «Финансовые рынки и финансовые институты». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68, специализаций «Банки и банковская деятельность», «Управление рисками и актуарные методы», «Финансовые рынки», утвержденным в 2010г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень - Макроэкономика -3) является ознакомление студентов с рядом современных макроэкономических теорий и макроэкономических моделей, знание которых необходимо для решения современных макроэкономических проблем, развитие навыков анализа макроэкономических процессов, постановка задач в рамках научно-исследовательской деятельности, а также формирование компетенций в области использования эконометрического инструментария для их решения. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет компьютерных наук Программа дисциплины "Основы и методология программирования"  для направления/ специальности 01.03.02.62 подготовки бакалавра Автор программы: Зобнин А. И., кандидат физ.-мат. наук (al.zobnin@yandex.ru) Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 01.03.02.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы и методология программирования». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Образовательной программой «Прикладная математика и информатика»; Рабочим учебным планом университета по направлению 01.03.02.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014 г. 2Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Основы и методология программирования» — обучить студентов навыкам программирования на языках Python и C++, необходимым как в дальнейшем обучении (например, на курсе «Алгоритмы и структуры данных»), так и в работе по специальности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные конструкции и идиомы языков программирования Python и С++, необходимые для изучения других дисциплин, предусмотренных базовым и рабочим учебными планами, а также для применения в профессиональной деятельности;

Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Программа дисциплины Экономическая психология  для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (факультатив) Автор программы: Андреева И.В. Одобрена на заседании кафедры Менеджмента « » 2012 г Зав. кафедрой Чуланова Г.Ю. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 2012 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________2012 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (факультатив). Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html Образовательной программой подготовки Рабочим учебным планом университета для подготовки бакалавра (факультатив по направлению 080500. 62 «Менеджмент») 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Экономическая психология является формирование навыков анализа причин и факторов поведения людей в хозяйственной организации, что позволит линейному и функциональному менеджеру повысить эффективность управления персоналом как ведущим фактором производства и обеспечения конкурентоспособности организации. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: эволюцию и современное состояние дисциплины «Экономическая психология»;

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Системы управления эффективностью бизнеса» для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины «Системы управления эффективностью бизнеса»  для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика» Автор программы: Исаев Д.В., к.э.н., доцент, disaev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры бизнес-аналитики «____»______________ 2012 г. Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»______________ 2012 г. Председатель Таратухина Ю.В. ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с: образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным 26.06.2011; рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика», специализация «Информационная бизнес-аналитика», утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний и методологических основ в области систем управления эффективностью бизнеса, а также практических навыков, необходимых для внедрения и практического использования таких систем.



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

понимать многообразие экономических процессов в экономике нового типа, их связь с другими процессами, происходящими в обществе




Распознает основные направления развития экономики знаний, представляет связи между различными аспектами развития новой экономики и формированием новой конкурентной среды международного бизнеса; понимает роль инноваций в формировании конкурентоспособности международной компании.

Семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарским занятиям, разбор практических ситуаций, выполнение научно-исследовательского проекта и анализ его результатов в аудитории


знать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в новой экономике




Распознает стратегии развития бизнеса в международной конкурентной среде и понимает роль стратегий, в основе которых лежат инновации

Семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарским занятиям, разбор практических ситуаций, выполнение научно-исследовательского проекта и анализ его результатов в аудитории

уметь выявлять проблемы, связанные с внедрением инноваций при анализе конкретных ситуаций развития международного бизнеса




Выделяет основные проблемы развития инновационного бизнеса на конкурентных рынках, разрабатывает стратегии действий и обосновывает механизмы формирования конкурентоспособности компаний на мировых рынках в условиях быстрого развития технологий


Семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарским занятиям, разбор практических ситуаций, выполнение научно-исследовательского проекта и анализ его результатов в аудитории


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Научно-исследовательский семинар «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса» проводится для студентов второго курса факультета мировой экономики и мировой политики специальности «Мировая экономика» и «Международные отношения» и является курсом по выбору. Продолжительность курса: 40 семинаров, 32 часа самостоятельной подготовки.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • «Мировая экономика»,

  • «Международные экономические отношения»,

  • «Макроэкономика»,

  • «Микроэкономика» и др.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • иметь начальное представление об эволюции теории конкуренции, ее сущности и значении в развитии мировой экономики и международного бизнеса,

  • уметь выделять виды, формы и методы конкурентной борьбы в международной бизнес-среде в условиях формирования новой экоомики;

  • знать основные особенности функционирования международного бизнеса в условиях новой экономики и механизмы его поддержки;

  • владеть начальными практическими навыками проведения научных исследований в области проблем выхода бизнеса на современные конкурентные международные рынки

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Конкуренция и конкурентоспособность международного бизнеса»,

  • «Деловые культуры мира»,

  • «Основы международного бизнеса»,

  • «Международный маркетинг»,

  • «Международный менеджмент» и др., а также при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.


5 Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары




1

Раздел 1. Основы теории инноваций. Инновации, конкуренция и конкурентоспособность компаний.

20

-

10

10

2

Раздел 2. Интеллектуальная собственность в инновационных компаниях. Диффузия инноваций. Инновации в сфере услуг.

14

-

8

6

3

Раздел 3. Каналы привлечения начального капитала для развития инновационного бизнеса. Собственные средства. Венчурные фонды. Бизнес-ангелы. Фондовый рынок. Государство.

24

-

12

12

4

Раздел 4. Инновационных компании в условиях нестабильности мировой экономики. Смена технологических укладов. Финансовый кризис 2008 года.

14

-

10

4




ИТОГО:

72

-

40

32


6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Промежу­точный

Текуший контроль

+

+

+

+

Выполнение устных и письменных домашних занятий к практическим аудиторным занятиям, (на семинарских занятиях); выполнение заданий на семинарах (анализ конкретных ситуаций)

Реферат










+

В соответствии с требованиями НИУ ВШЭ

Степень активности работы студентов

+

+

+

+

Работа на семинаре, участие в Разборе бизнес-ситуаций в аудитории по изучаемым темам , участие в обсуждении проблемных вопросов, ответы на вопросы, выступление с докладами и презентациями




















Итоговый

Зачет



















    1. Критерии оценки знаний, навыков

Освоение материала и получение положительной оценки предусматривает посещение лекций, работу на семинарах и самостоятельную работу студентов.

Проверка знаний студентов происходит следующим образом:



  • на семинарах преподаватель оценивает участие студентов в дискуссиях, обсуждении конкретных ситуаций (аудиторная работа);

  • преподаватель оценивает полноту и самостоятельность выполнения домашних заданий студентами (аудиторная работа);

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале:



1-3 балла - «неудовлетворительно»

(1 – весьма неудовлетворительно, 2 – очень плохо, 3 – плохо);



4-5 баллов - «удовлетворительно»

(4 – удовлетворительно, 5 – весьма удовлетворительно);



6-7 баллов - «хорошо»

(6 – хорошо, 7 – очень хорошо);



8-10 баллов - «отлично»

(8 – почти отлично, 9 – отлично, 10 – блестяще).


Оценка за итоговый тест выставляется на основе функции нормального распределения. Пять процентов лучших работ студентов группы получают высший балл. Нижней границей оценки «хорошо» являются 80% правильных ответов от числа правильных ответов в лучшей работе по данной группе. Нижней границей оценки «удовлетворительно» являются 80% правильных ответов от нижней границы оценки «хорошо». Все работы, где количество правильных ответов меньше указанной границы оцениваются «неудовлетворительно». Например, максимальное количество баллов, которое можно набрать по тесту – 44. В группе 33 студента. Следовательно, два человека, набравшие большее количество баллов за правильные ответы, могут претендовать на высшую оценку. Лучшие работы в группе – 40 и 39 баллов. В этом случае, нижней границей оценки «хорошо» будут 32 балла, а нижней границей оценки «удовлетворительно» - 26 баллов. Если в группе будет большее число студентов, набравших одинаковое количество высоких баллов, то они все получают оценку «отлично».

Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Например, если средняя оценка студента составляет от 7.01 до 7.50, то он получает 7 баллов; если средняя оценка составляет от 7.51 до 7.99, то студент получает 8 баллов.

В то же время средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Так, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале.

Если за итоговый тест студент получил меньше 4-х баллов, тогда этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.

Затем оценка по пятибалльной и десятибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

7 Содержание дисциплины

Раздел I. Основы теории инноваций. Инновации и конкурентоспособность компаний. Жизненный цикл инновационного товара (услуги).


Тема 1.1. История инновационной деятельности. Становление и эволюция теории инноваций в науке. Понятие инновация. Суть инновации. Шумпетер о предпринимательстве. Роль теории длинных волн в теории инноваций

Тема 1.2. Понятие национальная инновационная система (НИС). НИС в США, Германии, Израиле и России. Структурные элементы НИС. Роль «инфраструктуры» в НИС. Экономика знаний (новая экономика).

Тема 1.3. Инновации и конкуренция. Инновации, как предпосылка формирования долгосрочной конкурентоспособности. Инновационные «провалы» и возможности их избежания. Основные факторы конкурентоспособности инновационной компании. Дифференциация.

Тема 1.4. Основные инновационные стратегии. Основные проблемы конкурентных действий инновационного бизнеса, пути и возможности их преодоления. Партнерские взаимоотношения и сотрудничество. Государственно-частное партнерство (ГЧП).

Тема 1.5. Жизненный цикл инновационного товара (услуги) и инновационной компании. Разработка нового продукта. Выход на рынок. Стадия быстрого роста. Насыщение рынка. Падение продаж. Уход с рынка. Взаимосвязь инновационной стратегии и жизненного цикла компании.

Рекомендуемая литература:


  1. Философова Т.Г. Быков В.А. Конкуренция, инновации, конкурентоспособность. Под научн. Ред. Философовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2008

  2. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

  3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002 (1925). С. 320-321

  4. Porter M (1998), The Competitive Advantage of Nations, Macmillan Business



Раздел 2. Управление спросом на инновации. Интеллектуальная собственность в инновационных компаниях. Диффузия инноваций. Инновации в сфере услуг.


Тема 2.1. Управление инновациями и спросом на инновации. Государственное стимулирование спроса. Госзаказ. Субсидирование.

Тема 2.2. Интеллектуальная собственность в инновационных компаниях. Патент. Товарный знак. Нематериальные активы компании. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности.

Тема 2.3. Маркетинговые исследования, как инструмент формирования конкурентных преимуществ инновационных компаний. Инновации в сопутствующих услугах. Организационные инновации. Инновации, инициируемые пользователями.

Тема 2.4. Конкурентная разведка. Диффузия инноваций. «Покупка» идей и кадров. Поиск или развитие инновационных идей.


Рекомендуемая литература:


  1. Философова Т.Г. Быков В.А. Конкуренция, инновации, конкурентоспособность. Под научн. М.: ЮНИТИ, 2008.

  2. Конкурентоспособность и модернизация экономики (комплект из 2 книг). Материалы 5-й научной конференции. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004

  3. Hall B. (2004), Innovation and Diffusion. NBER Working Paper № 10212, January.

Раздел 3. Каналы привлечения начального капитала для развития инновационного бизнеса. Собственные средства. Венчурные фонды. Бизнес-ангелы. Фондовый рынок. Государство.


Тема 3.1. Современные проблемы взаимодействия инновационных компаний с рынком капитала. Роль финансовых институтов в развитии инновационных компаний.

Тема 3.2. Каналы привлечения капитала. Бизнес-ангелы. Венчурные фонды. Первичное размещение на бирже. Выход из бизнеса. Государственное финансирование инноваций. Роснано. Государственно-частное партнерство.

Тема 3.3. История венчурных фондов. Венчурный капитал в России. РВК. Роль иностранных венчурных фондов в России. Иностранный венчурный капитал: не только деньги, но и опыт.

Тема 3.4. Биржи для инновационных компаний: мировая практика. Рынок инноваций и инвестиций ММВБ. Опыт размещения на бирже российских инновационных компаний. Зависимость конкурентной позиции инновационной компании от структуры ее капитала.

Тема 3.5. Роль государства в финансировании инноваций за рубежом и в России. Гранты. Приоритетные направления инновационной деятельности и конкурентоспособность.

Тема 3.6. Финансирование фундаментальных исследований. Роль фундаментальных исследований в развитии инновационных компаний. Взаимодействие НИИ, ВУЗов, инновационного бизнеса и государства. Инновационное развитие и конкурентоспособность страны.


Рекомендуемая литература:

    1. Боди З., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций: Пер. с англ. М.: Из-во «Вильямс», 2002.

    2. Философова Т.Г. На пути в мировое хозяйство: инновации, инвестиции, конкурентоспособность М.: Научная книга, 2007.

    3. Буглай В.Б., Алешин Д.А. Иностранные инвестиции в России. МГИМО. 2008.

    4. Кожухар В.М. Практикум по иностранным инвестициям. 2008.

Раздел 4. Инновационных компании в условиях нестабильности мировой экономики. Смена технологических укладов. Кризис дот-комов. Финансовый кризис 2008 года.


Тема 4.1. Организационные инновации. Роль лидера и роль команды в развитии инновационного бизнеса. Важность «фидбэка» от потребителя. Роль скорости развития.

Тема 4.2. Выход национального инновационного бизнеса на мировые рынки. Методы финансовой и нефинансовой поддержки. Дифференциация инновационных товаров для разных стран. Кастомизация.

Тема 4.3. Нестабильность мировой экономики и ее влияние на инновационную активность в компаниях, а также на фундаментальные исследования. Глобальный финансовый кризис 2008 года как стимулирующий и сдерживающий фактор инновационного развития.

Тема 4.4. Проблемы повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса в России. Дефицит спроса на инновации и нехватка финансирования. Перспективы развития инновационного бизнеса в России


Рекомендуемая литература:

  1. Философова Т.Г. На пути в мировое хозяйство: инновации, инвестиции, конкурентоспособность М.: Научная книга, 2007.

  2. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002.

  3. А Vision For Future // Standards needs for emerging technologies. Geneve. ISO/ISE, 1990.

8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Что такое инновация?

  2. Чем отличается инновация от новшества?

  3. Что такое национальная инновационная система?

  4. Что такое жизненный цикл товара?

  5. Что такое кластер?

  6. Что такое бизнес-инкубатор?

  7. Что такое венчурный капитал?

  8. Кто такой бизнес-ангел?

  9. Какие формы конкуренции Вы знаете?

  10. Что такое экономика знаний?

  11. Классификация инноваций.

  12. Назовите основные этапы эволюции теории инноваций

  13. Каковы современные особенности развития инноваций?



Темы рефератов



  1. Теория инноваций: эволюция взглядов на роль инноваций в экономической науке

  2. Национальная инновационная система страны (например, США, Германии, Японии, Израиля, России и т.д.)

  3. Роль кластеров в развитии инновационных компаний

  4. Особенности конкурентной борьбы инновационных компаний на различных этапах развития рынка

  5. Жизненный цикл инвестиционного товара или услуги

  6. Методы анализа конкурентной структуры инновационной отрасли

  7. Конкурентные стратегии инновационных компаний

  8. Инновации и интеллектуальная собственность

  9. Диффузия инноваций и ее влияние на конкуренцию

  10. Фундаментальная наука и инновации

  11. Особенности организационных инноваций

  12. Инновации, инициируемые пользователями

  13. Российские инновационные компании: методы конкурентной борьбы

  14. Российские инновационные компании: борьба за инвестиции

  15. Российские инновационные компании: борьба за клиента

  16. Особенности формирования конкурентных преимуществ инновационной фирмы на современных мировых рынках

  17. Роль маркетинга в формировании конкурентных преимуществ инновационной фирмы

  18. Инновационная активность и конкурентоспособность компании

  19. Особенности формирования стратегии выхода инновационной фирмы на мировой рынок

  20. Технологическое развитие и конкуренция на мировых рынках

  21. Роль государственного стимулирования в развитии инновационных компаний на примере страны (США, Германии, Японии, Израиля, России и т.д.)

  22. Влияние развития информационных технологий на конкуренцию фирм на мировых рынках

  23. Место цены и качества в конкурентной борьбе инновационных компаний

  24. Малый бизнес: возможности инновационного развития в условиях глобальной конкуренции

  25. Почему многие инновационные компании терпят поражение?



9 Порядок формирования оценок по дисциплине

По результатам изучения дисциплины учитывается


Промежуточный контроль включает оценку качества выполнения студентом реферата, а также степень активности работы студентами при разборе бизнес-ситуаций по изучаемым темам в аудитории (40 мин.)

Итоговый контроль знаний проводится в форме устной защиты проекта.

Итоговая оценка знаний складывается из вышеназванных элементов контроля и их весовых коэффициентов:

  • работа в аудитории – 0,5

  • защита проекта – 0,5

Указанные весовые коэффициенты формирования итоговой (суммарной) оценки применяются только в случае получения студентом удовлетворительной оценки по итоговому контролю (защите проекта).

В случае получения студентом по итоговому контролю (защите проекта) оценки «неудовлетворительно» итоговая (суммарная) оценка студента выставляется без учета вышеназванных элементов контроля (т.е. «неудовлетворительно»).

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы в письменной домашней работе; ссылки на источники и актуальность использованных источников; владение терминологией; количество и оригинальность примеров, приводимых в домашней работе; обстоятельность расчетов и т.д.. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Отекущий = n1· Оаудиторная + n2· Осам. работа ;

Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:



Оитоговый = k1·Озащита проекта + k2·Ореферат + k3·Оаудиторная

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник


Отсутствует
    1. Основная литература


  1. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция, инновации, конкурентоспособность. Под научн. Ред. Философовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2008.

  2. Философова Т.Г. Маркетинг новых товаров М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

  3. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002.


    1. Дополнительная литература


  1. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. РУДН, 2002.

  2. Буглай В.Б., Алешин Д.А. Иностранные инвестиции в России. МГИМО. 2008

  3. Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

  4. Гохберг Л.М., Городникова Н.В., Китова Г.А. Отечественная наука и научная политика в конце XX в. Тенденции и особенности развития (1985-1999).- М.: Издательство Московского университета, 2011.

  5. Гохберг Л.М., Далин В.В., Кузнецова И.А. Статистика нанотехнологий в России: становление нового направления // Вопросы статистики. 2011. №9..

  6. Гохберг Л.М., Далин В.В., Фурсов К.С., Уринсон Я.М. Инновационное развитие: Как считать нано. Ведомости. 14 апреля 2011. № 66 (2832).

  7. Кожухар В.М. Практикум по иностранным инвестициям. 2008.

  8. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002 (1925). С. 320-321.

  9. Конкурентоспособность и модернизация экономики (комплект из 2 книг). Материалы 5-й научной конференции М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

  10. Криппендолф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции М.: Питер, 2005.

  11. МакГи Дж.С. Хищническое снижение цен// Вехи экономической мысли, т.5, 2003.

  12. Мин Цзен и Вильямсон П. Дж. Дракон у дверей. Как российским компаниям выдержать китайскую конкуренцию. М.: Вершина, 2009.

  13. Наука, технологии и инновации в России и странах ОЭСР / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: ГУ-ВШЭ. 2007.

  14. Питер Ф.Друкер. Бизнес и инновации. М.: Изд. дом «Вильямс», 2007.

  15. Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями М.: Олимп-Бизнес, 2006.

  16. Предпринимательство: Учебное пособие для экономических специальностей вузов / Под ред. ред. С.Г.Светунькова, Л.С,Тарасевича СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

  17. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Экономика, 1986.

  18. Румянцев А.А. Менеджмент инновации. Как научную разработку довести до инновации. Бизнес-пресса, 2007.

  19. Савенкова Е.В.   Механизм государственно-частного партнерства в финансировании инновационных инвестиций/ Е. В. Савенкова // Экономические науки. 2010. № 6.

  20. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / Под ред. Проф. Ю.В.Яковца. - М.: Международный фонд Н.Д.Кондратьева, 1997.

  21. Траут Д., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции М.: Питер, 2007.

  22. Фидельман Г., Дедиков С., Адлер Ю. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности М.: Альпина-Букс, 2007.

  23. Философова Т.Г. Маркетинг новых товаров М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

  24. Философова Т.Г. На пути в мировое хозяйство: инновации, инвестиции, конкурентоспособность. М.: Научная книга, 2007.

  25. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

  26. Ющук Е. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. М. Вершина, 2006.

  27. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002. стр.9.

  28. 2008–2009 Transnational Corporation. UNCTAD

  29. А Vision For Future // Standards needs for emerging technologies. Geneve. ISO/ISE, 1990.

  30. Bernal J.D. (1969) Science in History. L.: C.F. Watts.

  31. E. Ballarin. (2005), Finland and US lead Competitiveness Index. IESE Alumni Magazine, № 96.

  32. Gokhberg L., Kuznetsova T. (2011), S&T and Innovation in Russia: Key Challenges of the Post-Crisis Period // Journal of East-West Business.

  33. Hall B. (2004), Innovation and Diffusion. NBER Working Paper № 10212, January.

  34. Motta M. (2004). Competition Policy Theory and Evidence. Cambridge, Cambridge University Press.

  35. Porter M. (1998), The Competitive Advantage of Nations, Macmillan Business.