1. Общая характеристика направления подготовки бакалавра - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
1. Общая характеристика направления подготовки бакалавра - страница №1/2


Министерство образования Российской Федерации




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Федерации

_________ В. Д. Шадриков

“__”___________ 2000 г.


Регистрационный номер __________


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление 553500 - Защита окружающей среды


Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии


Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. Общая характеристика направления подготовки бакалавра

Защита окружающей среды”


1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от “02”марта 2000 г.

1.2. Степень (квалификация) выпускника: бакалавр техники и технологии.



Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Защита окружающей среды” при очной форме обучения - 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.



Области профессиональной деятельности: разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование экобезопасной техники и технологии, организация и управление природоохранной работой на предприятиях, сертификация продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности человека, снижение риска антропогенного воздействия на окружающую среду.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • источники выделения загрязняющих веществ, энергии и другие факторы воздействия на окружающую среду (технологические аппараты, отдельные процессы, производства и территории в целом);

  • потоки загрязняющих веществ, сточных вод, отходящих газов, твердых, жидких и газообразных отходов, системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ;

  • системы размещения, переработки или захоронения отходов, включая средства и методы мониторинга и контроля воздействия на окружающую среду;

  • оборудование и технология для очистки вредных производственных выбросов в атмосферу и сточные воды;

  • энергосбережение и снижение энергетических воздействий на окружающую среду;

  • утилизация и переработка отходов промышленных предприятий, организационно-технические мероприятия по повышению экологической безопасности промышленных производств.

Выпускники по направлению “Защита окружающей среды” могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • производственно-технологическая;

  • научно-исследовательская;

  • организационно-управленческая.

Задачи профессиональной деятельности:

  • проектирование, информационное обслуживание, организация производства, труда и управления, метрологическое обеспечение, технический контроль;

  • рациональное использование материальных и энергетических ресурсов;

  • разработка методических и нормативных материалов, технической документации, предложений и мероприятий по осуществлению разработанных проектов и программ;

  • проведение технико-экономического анализа, комплексное обоснование принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможности сокращения цикла выполнения работ, содействие их выполнению, обеспечение необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;

  • участие в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями природоохранного оборудования и внедрением его в эксплуатацию, в работах по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, материалов и веществ, по рассмотрению различной технической документации и подготовка необходимых обзоров, отзывов, заключений;

  • изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов, используя современные технические средства;
    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.


  • составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации;

  • осуществление экспертизы технической документации, надзора и контроля за состоянием средоохранного оборудования, выявление резервов;

  • надзор за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

  • организация работы по повышению научно-технических знаний сотрудников;

  • развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта для обеспечения эффективной работы учреждения, организации, предприятия.

Бакалавр должен знать:

  • основы экологического законодательства;

  • постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

  • перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

  • принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;

  • методы исследования, правила и условия выполнения работ;

  • основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;

  • методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

  • достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе, области знаний;
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:


  • основы экономики, организации производства, труда и управления;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Возможности продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:



  • в магистратуре по направлению 553500 “Защита окружающей среды”;

  • освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по направлению подготовки дипломированного специалиста 656600 “Защита окружающей среды” и специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере” направления подготовки дипломированных специалистов 656500 “Безопасность жизнедеятельности”.


2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или о высшем профессиональном образовании.


3. Общие требования к основной образовательной программе

подготовки бакалавра по направлению

Защита окружающей среды
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации _______________ Л. С. Гребнев 13.02.2003 г. Номер государственной регистрации 563 иск/маг ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Направление 071200 (531000) – Библиотечно-информационные ресурсы Степень (квалификация) – магистр библиотечно-информационных ресурсов Вводится с момента утверждения Москва, 2002 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 071200 (531000) – Библиотечно-информационные ресурсы 1.1 Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. 1.2 Степень (квалификация) выпускника: магистр библиотечно-информационных ресурсов. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 071200 (531000) – Библиотечно-информационные ресурсы при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Область профессиональной деятельности магистра – библиотечно-библиографическая наука и практика в системе научного знания и практической деятельности, а также в системе профессионального библиотечно-библиографического образования. Магистр библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: научно-исследовательская учебно-педагогическая научно-методическая экспертно-консультационная производственно-практическая, включая управленческую Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности. 1.4 Возможности продолжения образования Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности: 071200 (052503) – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение 1.5 Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) магистра библиотечно-информационных ресурсов:

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:



  • цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

  • цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

  • цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

  • цикл СД - специальные дисциплины;

  • ФТД – факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки бакалавра по направлению

Защита окружающей среды”




Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

1

Правительство Российской Федерации >>
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Дискретная математика»  для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Специализация «Мировая экономика» Автор программы: Куркина О.Е., к.ф.-м.н., Oksana.Kurkina@mail.ru Одобрена на заседании кафедры математики «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой Е.М.Громов Рекомендована секцией УМС “Математика” «___»____________ 2012 г Председатель Е.М. Громов Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Дискретная математика». Программа разработана в соответствии с: - ОС НИУ ВШЭ по направлению 0080100.62 Экономика профиль «Мировая экономика». - ООП для направления 0080100.62 Экономика. - Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 Экономика специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 году. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Дискретная математика» являются овладение навыками исследования дискретных математических структур: множеств, логических функций, комбинаторных моделей и графов. При этом, особое внимание уделяется формулировке и изучению конкретных методов решения оптимизационных задач, возникающих на этих дискретных структурах, описании динамики социально–экономических систем и прогнозировании развития экономики Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в самых разнообразных сферах (стратегическое планирование, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием и проч.).

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины




340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.




408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.





ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.







ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра  Авторы программы: Бухаров В.М., проф., kaf_fl@hse.ru Васильев Г.В. к.ф.н., доц., kaf_fl@hse.ru Каменская Л.Н. ст. преп., kaf_fl@hse.ru Табакова А.К. ст. преп., kaf_fl@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Иностранных языков «17 » сентября 2013 г. Зав. кафедрой В.М. Бухаров Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки" «17 » сентября 2013 г. Председатель Т.А. Ненашева Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Председатель В.М. Бухаров «24 » октября 2013г. Нижний Новгород, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Область применения и нормативные ссылки……………………………………..3 Цели освоения дисциплины………………………………………………………..3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………3 Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………..5 Тематический план учебной дисциплины………………………………………...7 Формы контроля знаний студентов………………………………………………..9 Содержание дисциплины…………………………………………………………..14 Образовательные технологии………………………………………………………16 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов…………..17 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..24 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………25 Область применения и нормативные ссылки







ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.







ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

Психология: Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт профессиональной переподготовки специалистов Программа учебной дисциплины « Стратегический менеджмент » для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Подсыпанина Татьяна Дмитриевна к.э.н., доцент, tpodsypanina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Общего и стратегического менеджмента» «_____» __________________ 2013 г. Зав. кафедрой Н. Б. Филинов ________________________________ Утверждена УС факультета «менеджмент» «____» ____________________2013 г. Ученый секретарь А.Т.Шамрин ________________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими ВУЗами без разрешения кафедры «Общего и стратегического менеджмента» НИУ ВШЭ Пояснительная записка Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО; ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент» Цели освоения дисциплины Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды .


Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.





ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Правительство Российской Федерации >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Платежный баланс и внешняя задолженность» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор: доцент, к.э.н. Корольков М.П. , e-mail: mkorolkov@hse.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры ________________________ ________________________ Председатель Кудров В.М. Зав. кафедрой Евстигнеев В.Р. ________________________ ________________________ « 23 » июня 2010 г. « 4 » марта 2010 г. Утверждена УС факультета _________________________ Ученый секретарь Вериго С.А. _________________________ « 23 » июня 2010 г. Москва, 2010 Автор программы: доцент, к.э.н. Корольков М.П. Курс читается в рамках программы подготовки бакалавра направления «Экономика», 4 курс. Общие сведения о дисциплине Цель дисциплины: дать системное представление о внешнем балансе открытой экономики во взаимосвязи с общей макроэкономической стабильностью страны. Задачи дисциплины: Рассмотреть структуру платежного баланса страны. Дать представление о механизмах регулирования платежного баланса. Изучить теорию и рассмотреть практические результаты привлечения внешнего кредитования для экономической модернизации страны. Выработать навыки самостоятельной работы с иностранными источниками информации и базами данных по международным финансам, в первую очередь со статистикой платежного баланса и внешнего долга. В результате изучения дисциплины «Платежный баланс и внешняя задолженность» студент должен: Иметь системное представление о внешних финансовых операциях страны Понимать процессы, происходящие во внешнем секторе открытой экономики во взаимосвязи с реальным, денежным и бюджетным секторами Уметь использовать полученные знания при анализе статистической информации по международным финансовым операциям. Видеть тенденции и перспективы развития современного международного рынка капиталов

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.





ГСЭ.Ф.09

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.







ГСЭ.Ф.10

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.





ГСЭ.Ф.11

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.





ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые

вузом


270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные

дисциплины

2482

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

2176

ЕН.Ф.01

Высшая математика

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика; теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.




561

ЕН.Ф.02

Информатика

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.




204

ЕН.Ф.03

Физика

Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум.




408

ЕН.Ф.04

Химия

Общая и неорганическая химия.

Периодическая система и строение атомов элементов; химическая связь (ковалентная связь, метод валентных связей, гибридизация, метод молекулярных орбиталей, ионная связь, химическая связь в комплексных соединениях); строение вещества в конденсированном состоянии; растворы (способы выражения концентраций, идеальные и неидеальные растворы, активность); растворы электролитов; равновесия в растворах; окислительно-восстановительные реакции; протолитическое равновесие; гидролиз солей; скорость химических реакций; химия элементов групп периодической системы.



Органическая химия.

Классификация, строение и номенклатура органических соединений; классификация органических реакций; равновесия и скорости, механизмы, катализ органических реакций. Свойства основных классов органических соединений: алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, ароматические соединения, галогенпроизводные углеводородов, спирты, фенолы, эфиры, тиоспирты, тиофенолы, тиоэфиры, нитросоединения, амины и азосоединения, альдегиды и кетоны, хиноны, карбоновые кислоты, гетероциклические соединения, элементоорганические соединения. Элементы биоорганической химии: пептиды, белки, протеиногенные аминокислоты, углеводы; основные методы синтеза органических соединений.



Аналитическая химия и физико-химические

методы анализа.

Элементный, молекулярный, фазовый анализ; качественный анализ; методы разделения и концентрирования веществ. Методы количественного анализа (гравиметрический анализ, титриметрический анализ, кислотно-основное, окислительно-восстановительное, осадительное и комплексонометрическое титрование). Физико-химические методы анализа; электрохимические методы анализа; хроматографический анализ.



Физическая химия.

Основы химической термодинамики: начала термодинамики, термодинамические функции, химический потенциал и общие условия равновесия систем, термодинамические свойства газов и газовых смесей. Фазовые равновесия и свойства растворов: равновесия в однокомпонентных системах, термодинамические свойства растворов, равновесия в двухфазных двухкомпонентных системах, равновесие в трехкомпонентных системах; химическое равновесие. Термодинамическая теория химического сродства; равновесия в растворах электролитов; термодинамическая теория Э.Д.С. Химическая кинетика: формальная кинетика, теории химической кинетики, кинетика сложных гомогенных, фотохимических, цепных и гетерогенных реакций; катализ: гомогенный и ферментативный катализ, адсорбция и гетерогенный катализ.



Коллоидная химия.

Термодинамика поверхностных явлений; адсорбция, смачивание и капиллярные явления (адсорбция на гладких поверхностях и пористых адсорбентах, капиллярная конденсация); адгезия и смачивание; поверхностно-активные вещества; механизмы образования и строение двойного электрического слоя; электрокинетические явления; устойчивость дисперсных систем (седиментация в дисперсных системах, термодинамические и кинетические факторы агрегативной устойчивости); мицеллообразование; оптические явления в дисперсных системах; системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой; золи, суспензии, эмульсии, пены, пасты; структурообразование в коллоидных системах.




697

ЕН.Ф.05

Общая экология

Основные понятия экологии: популяция, сообщество, абиотическая среда, биогеоценоз, экологическая система. Энергия в экосистемах, трофические цепи и уровни; структура и основные компоненты экосистемы; свойства экологических систем и закономерности их функционирования; гомеостаз экосистем. Популяционный анализ; искусственные экосистемы; моделирование экосистем; строение биосферы; живое, косное и биокосное вещество; систематика растений и животных. Основные закономерности роста и развития растений; фотосинтез; транспирация; дыхание растений; основные закономерности водопотребления растений; основы климатологии. Основы почвоведения; роль почвы в биосферных процессах; факторы и условия почвообразования; эрозия и деградация почв; основы биогеохимии; биогеохимический круговорот вещества и связанные с ним формы удержания, перераспределения и накопления энергии; биогеохимические круговороты основных биогенных элементов и их нарушение человеком. Основные понятия системной экологии; экология человека и проблемы экоразвития; экологическое нормирование; глобальные и региональные экологические проблемы; принципы экологического подхода к оценке и анализу процессов и явлений, происходящих в окружающей среде.




136

ЕН.Ф.06

Науки о земле

Почвоведение.

Роль почвы в биосферных процессах; факторы и условия почвообразования; основные почвенные процессы; обмен энергией и веществом между литосферой, биосферой и внешней средой; закон зональности. Основные типы и свойства почв по почвенно-географическим законам; строение и состав почв; моделирование и прогнозирование почвенных процессов; изменения почв при освоении, мелиорации и рекультивации. Бонитировка и экономическая оценка почв; окультуривание почв; эрозия и деградация почв.



Гидрология.

Основы гидрометрии; общие закономерности гидрологических процессов; способы определения расчетных характеристик годового стока и его распределения по месяцам; определение максимального и минимального стока. Методика расчета испарения с водной поверхности и суши; водно-балансовые расчеты при наличии, недостатке и отсутствии гидрологических наблюдений. Расчет регулирования стока и трансформации паводков водохранилищами; расчет потерь воды из водохранилищ.



Климатология и метеорология.

Климат и климатообразующие факторы; формирование и динамика климата; антропогенное влияние на климат Земли; солнечная радиация, радиационный баланс, фотосинтетически активная радиация; микроклимат и фитоклимат; метеорологические наблюдения и прогнозы.



Геология и гидрогеология.

Строение, состояние Земли и Земной коры; эндогенные и экзогенные геологические процессы; процессы формирования, состав и свойства подземных вод; прогноз изменения количества и качества подземных вод.



Ландшафтоведение.

Классификация геосистем; функционирование, продуктивность, устойчивость ландшафтов; ландшафт и этногенетические процессы.




170

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

153

ЕН.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые

вузом


153

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1836

ОПД.Ф.00
Федеральный компонент

1496

ОПД.Ф.01

Начертательная геометрия. Инженерная графика

1. Начертательная геометрия.

Введение. Предмет начертательной геометрии. Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические задачи. Способы преобразования чертежа. Многогранники. Кривые линии. Поверхности. Поверхности вращения. Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. Циклические поверхности. Обобщенные позиционные задачи. Метрические задачи. Построение разверток поверхностей. Касательные линии и плоскости к поверхности. Аксонометрические проекции.



2. Инженерная графика.

Конструкторская документация. Оформление чертежей. Элементы геометрии деталей. Изображения, надписи, обозначения. Аксонометрические проекции деталей. Изображения и обозначения элементов деталей. Изображение и обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей машин. Изображения сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий. Компьютерная графика.




170

ОПД.Ф.02

Механика

Теоретическая механика.

Аксиомы статики; приведение систем сил к простейшему виду; условия равновесия; кинематика точки; кинематика твердого тела; сложное движение точки; динамика материальной точки; общие теоремы динамики; динамика твердого тела.



Теория машин и механизмов.

Основные понятия теории механизмов и машин; основные виды механизмов; структурный анализ и синтез механизмов; линейные уравнения в механизмах; нелинейные уравнения движения в механизмах; методы оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ.



Сопротивление материалов.

Основные понятия; метод сечений; центральное растяжение-сжатие; сдвиг; геометрические характеристики сечений; прямой поперечный изгиб. Кручение; косой изгиб, внецентренное растяжение-сжатие; элементы рационального проектирования простейших систем.



Детали машин и основы конструирования.

Классификация механизмов, узлов и деталей; основы проектирования механизмов, стадии разработки; требования к деталям, критерии работоспособности и влияющие на них факторы.




170

ОПД.Ф.03

Гидравлика и теплотехника

Основы теории переноса импульса, теплоты, массы; теория физического и математического моделирования процессов переноса; гидродинамика и гидродинамические процессы: основные уравнения движения жидкостей, гидродинамическая структура потоков, перемещение жидкостей, сжатие и перемещение газов, разделение жидких и газовых неоднородных систем, перемешивание в жидких средах.

Тепловые процессы и аппараты: основы теории передачи теплоты, промышленные способы подвода и отвода теплоты; массообменные процессы и аппараты в системах со свободной границей раздела фаз. Основы теории массопередачи и методы расчета массообменной аппаратуры: абсорбция, перегонка и ректификация, экстракция. Массообменные процессы с неподвижной поверхностью контакта фаз: адсорбция, сушка, ионный обмен, растворение и кристаллизация; мембранные процессы.


255

ОПД.Ф.04

Электротехника и электроника

Теоретические основы электротехники.

Основные понятия и законы электромагнитного поля и теории электрических и магнитных цепей; теория линейных электрических цепей (цепи постоянного, синусоидального и несинусоидального токов); методы анализа линейных цепей с двухполюсными и многополюсными элементами. Трехфазные цепи; переходные процессы в линейных цепях и методы их расчета; нелинейные электрические и магнитные цепи постоянного и переменного тока. Переходные процессы в нелинейных цепях; аналитические и численные методы анализа нелинейных цепей; цепи с распределенными параметрами (установившийся и переходный режимы). Цифровые (дискретные) цепи и их характеристики. Теория электромагнитного поля, электростатическое поле; стационарное электрическое и магнитное поля; переменное магнитное поле; поверхностный эффект и эффект близости; электромагнитное экранирование; численные методы расчета электромагнитных полей при сложных граничных условиях; современные пакеты прикладных программ расчета электрических цепей и электромагнитных полей на ЭВМ.



Общая электротехника и электроника.

Введение; электрические и магнитные цепи; основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей; анализ и расчет линейных цепей переменного тока; анализ и расчет электрических цепей с нелинейными элементами; анализ и расчет магнитных цепей; электромагнитные устройства и электрические машины; электромагнитные устройства; трансформаторы; машины постоянного тока (МПТ); асинхронные машины; синхронные машины. Основы электроники и электрические измерения; элементная база современных электронных устройств; источники вторичного электропитания; усилители электрических сигналов; импульсивные автогенераторные устройства; основы цифровой электроники; микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы.




119

ОПД.Ф.05

Безопасность жизнедеятельности

Человек и среда обитания; характерные состояния системы “человек – среда обитания”; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействия на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.




187

ОПД.Ф.06

Метрология, стандартизация и сертификация

Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ). Закономерности формирования результата измерения, понятие погрешности, источники погрешностей. Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных измерений. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами.

Исторические основы развития стандартизации и сертификации. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях. Правовые основы стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО). Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. Научная база стандартизации. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Основные цели и объекты сертификации. Термины и определения в области сертификации Качество продукции и защита потребителя. Схемы и системы сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Правила и порядок проведения сертификации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий. Сертификация услуг. Сертификация систем качества.


85

ОПД.Ф.07

Экономика и организация производства

Экономические основы производства и ресурсы предприятий; основные фонды, оборотные средства, персонал, оплата труда, планирование затрат, технико-экономический анализ инженерных решений; финансовая и инновационная деятельность предприятий: юридические основы, финансовые отношения, налогообложение; основы управления деятельностью предприятия, технология разработки и принятия управленческих решений.




119

ОПД.Ф.08

Промышленная экология

Иерархическая организация производственных процессов; критерии оценки эффективности производства; общие закономерности производственных процессов. Технологические системы (ТС): структура и описание ТС, синтез и анализ ТС, сырьевая и энергетическая подсистемы ТС. Экологическая стратегия и политика развития производства; развитие экологически чистого производства, создание принципиально новых и реконструкция существующих производств; комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов; создание замкнутых производственных циклов, замкнутых систем промышленного водоснабжения; комбинирование и кооперация производств. Основные промышленные методы очистки отходящих газов и сточных вод; технологические схемы очистки и применяемое оборудование; основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления. Методы ликвидации и захоронения опасных промышленных отходов; технология основных промышленных производств. Характеристика сырья, физико-химические основы технологических процессов, технологические схемы и оборудование; характерные экологические проблемы и пути их решения.




221

ОПД.Ф.09

Основы токсикологии

Основные понятия токсикологии; параметры и основные закономерности токсикометрии; определение токсикологических характеристик; санитарно-гигиеническое нормирование; предельно допустимые и временно допустимые концентрации; основы токсикокинетики; специфика и механизм токсического действия вредных веществ; воздействие химических веществ на популяции и экосистемы; расчетные методы определения токсикологических характеристик веществ; специфика воздействия радиоактивного излучения.




85

ОПД.Ф.10

Материаловедение. Технология конструкционных

материалов

Строение металлов; диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластическая деформация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов; конструктивные металлы и сплавы; теория и технология термической обработки стали; химико-термическая обработка; жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы.




85

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

170

ОПД.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые

вузом


170

СД.00

Специальные дисциплины

776

ФТД.00

Факультативные дисциплины

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

следующая страница >>