Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает - страница №1/1

Топорков Сергей,

студент 2 курса гуманитарного факультета

Смоленского промышленно-экономического колледжа.
Загадки души человеческой в творчестве Достоевского
Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает...

Н. Бердяев


Достоевский на открытии памятника Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Я думаю, что такую же тайну нам оставил и сам Достоевский. Он писал в 1839 году своему брату Михаилу: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Всё творчество его можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Каков же Человек Достоевского? Какие вопросы ставит и решает он? В чём его тайна?

Священник Украинской Православной Церкви >>
Тип урока: урок-концерт (литературно-музыкальная композиция). Подготовительная работа: >>
Цели урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к творчеству Ф.И.Тютчева, любовь к русской природе; Тип урока: урок-концерт (литературно-музыкальная композиция). Подготовительная работа: обучающиеся готовят выразительное чтение стихотворений и сообщения о жизни и творчестве поэта (наизусть). Оборудование: выставка книг, посвященных жизни и творчеству Ф.И. Тютчева; музыка П.И.Чайковского «Времена года»; романсы «Весенние воды», «Я встретил вас», песня о России, презентация, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока Учитель: Здравствуйте. Наша очередная встреча в литературной гостиной посвящена русскому поэту – Федору Ивановичу Тютчеву. (Слайд 1) 1 ученик: Федор Иванович Тютчев родился в Орловской губернии, где находилась усадьба родителей Овстуг (сейчас это Брянская область). (Слайд 2,3) Чтец 1: От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь… Да два-три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и смело, Красуются, шумят, – и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их. Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг беспощадный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. 2 ученик: Это была стародворянская семья среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Отец, Иван Николаевич, не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком. (Слайд 4) 1 ученик: Мать, Екатерина Львовна, женщина замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с фантазией. (Слайд 5) 2 ученик: Будущий поэт получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. При этом, как часто бывало в стародворянских семьях, роль хранителя национально-нравственной традиции и многолетнего пестуна сыграл простой русский «дядька» Николай Афанасьевич Хлопов. Под влиянием Раича он рано приобщился к литературному творчеству и уже к литературному творчеству и уже в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета. (Слайд 6)

Пролог I. Вновь >>
Пролог I. Вновь Июль, прекрасный солнечный день. Ярко освещенные улицы города. Люди. Сотни, тысячи людей. Серое стадо, как они наивны. Надеются, что понимают этот мир, что знают хоть что-то о жизни. Нет, все они всего лишь стадо, уносимое течением жизни. Иван смотрел из окна ресторана на проходивших мимо него людей. Как же они глупы, и как был глуп я, когда играл с Судьбой. Интересно, о чем они сейчас думают, что творится в головах марионеток. Ведь я же один из них, просто возомнивший себя Бог знает кем. Да, пожалуй, я глупее, чем все они. Я самый глупый и наивный человек, если позволил себе думать, что понимаю жизнь. Дверь в ресторан бесшумно отворилась и вошла Она. Красивая, молодая женщина. Она была одета в красное облегающее тело платье. Глаза ее были зеленые, как глубины океана. Она прошла к столику Ивана, слегка покачивая бедрами. Все мужчины, сидевшие за столиками и бурно обсуждавшие “проблемы человечества”, на мгновение затихли, и с замиранием сердца смотрели на “гостью”. Когда она подошла к столику, за которым сидел Иван, все они с завистью, а некоторые даже со злостью, посмотрели на мужчину, который, если быть честным, и сам не знал кто это. Когда женщина села, галдеж и споры возобновились, и со всех столиков послышалось: “Официант, еще пива!” - Здравствуй Иван. – Полушепотом произнесла женщина. - Мы знакомы? - Конечно, ты каждый день встречаешься со мной. - Интересно, и как же вас зовут? Женщина улыбнулась. Какая же знакомая улыбка. Иван не мог забыть ее, так улыбался только Альберт. - Вы Судьба? - Нет, но без меня не будет и ее, или его, как тебе больше нравится. - Альберт. И почему все начинается вновь? Кто же вы? - Я то, что происходит здесь и сейчас. Бог, Дьявол, Судьба. Все это уже было знакомо Ивану, но Жизнь… - Игра продолжается, - женщина вновь улыбнулась. Улыбка эта напоминала безысходность, вечность, заключенную в мгновении. – И ты вновь играешь с Судьбой в шахматы. От этих слов в голове Ивана, вновь зазвучала музыка, вновь вернулся смысл существования. Тихий голос пел, словно чтица заполняет шепотом шатер, голос заполнял душу Ивана: На белых полотнах, красные слезы Разбиты мечтания и детские грезы Сквозь боль от обиды и нежность любви Проходим бесцельно мы жизни пути Не зная того, что судьба припасла Мы ищем ее, не видя лица, И осознавая, что конец он един Мы к жизни вернемся, и знать не хотим.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МЕЖДУ ЛИТЕРАТУРОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ >>
По следам Пушкина,Достоевского,Блока,Ахматовой (и вспоминая 1917 год…) 4-11 мая 2008 Культурная поездка подготовлена и организована Ассоциацией «Русский Мир». Техническая организация: Vertex Enterprise г. Турина В период с 4 по 11 мая 2008 года состоялась поездка в Санкт-Петербург, подготовленная и организованная культурной ассоциацией «Русский Мир» при техническом содействии компании Vertex Enterprise. Путешествие, озаглавленное «Санкт-Петербург. Между литературой и революцией» и посвященное прогулкам по следам Пушкина, Достоевского, Блока, Ахматовой, а также воспоминаниям о 1917 годе, произвело неизгладимое впечатление на его участников и дало возможность увидеть другие грани Санкт-Петербурга, не всегда раскрываемые в полной мере в традиционных туристических маршрутах. Вот отзыв одной из участниц поездки: «Я уже давно хотела побывать в Санкт-Петербурге, но по разным причинам все не представлялся случай, и вот, наконец-то, долгожданный отъезд. Мы оказались в группе из 10 человек под доблестным командованием Терезы, сотрудника "Русского Мира"; полет прошел хорошо, и по прибытии мы были вверены в руки нашего гида Татьяны, далее переезд в гостиницу в центр города. Первое впечатление оказалось очень приятным благодаря таким огромным пространствам, величественным мостам, которые пронизывают Неву. Интересным оказалось и посещение дома-музея Анны Ахматовой: именно здесь я впервые почувствовала русский дух, а после, как образцовые туристы, мы, конечно же, накупили шапок-ушанок. Вечером, наша неутомимая Тереза попыталась обучить нас маленьким фразам на русском языке, с удручающими (по крайней мере дял меня) результатами; а вот её прекрасные лекции по истории пользовались большой популярностью и, думаю, были хорошо усвоены. Второй день начинается с обзорной экскурсии по городу, посещения Исаакиевской площади, прогулки к Ростральным колоннам. Вторая половина дня посвещёна прогулке по Васильевскому острову. В этот день я, наконец, увидела крейсер Аврора. Затем мы, хоть и обласканные, как говорится, пронизывающим ветром и угрожающе темным небом, прогулялись по Елагину острову, откуда открывается вид на Финский залив.

В-В. С. Священник Украинской Православной Церкви Протоиерей Сергий Валенский-Вяземский Там, где вера есть, есть всегда надежда... Стихи Киев 2011 Господи, благослови. «…припадаю Твоей благости: помози ми грешному сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самем совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (молитва перед началом доброго дела) Сердечные и краткие советы, и пожелания от всей души, А также истины простые найдёте в этой книжечке вы для себя. Прошу, не торопитесь её лишь пролистать, Стишок один, за ним второй прочтите не спеша. Писал я от души, с сердечной ласкою, И пусть не всё, лишь несколько из этой книги строк Помогут в жизни вам заплакать, улыбнуться, понять и осознать, Как жить, как поступать и никогда не унывать, И в сердце мир и радость сохранять, Как душеньку спасать. Простите и строго не судите за стихи, А помяните грешного меня в своих святых молитвах. (свящ. Сергий В-В.) Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Послание к Галатам, гл. 5, стх. 22-23) Ангелы В небе Ангелы летают И людей оберегают. Молят Бога Доброго Ангелы за всех, Чтоб счастливы все были, Чтоб жили все в любви. Наши Ангелы святые, Наши верные друзья. Добродетели Добродетели – пути Ко спасению души, Обладать должны мы ими, Чтобы нам воистину всем стать Божьим образом, подобием Его. Вера, знание, надежда, Верность, честность, доброта, Послушание и благодарность,

Произведения Достоевского ставят перед читателями ряд вечных вопросов. Это вопросы ответственности человека за свои мысли и поступки, и вопросы признания ценности жизни другого человека, вопросы стремления каждого человека к духовному совершенству. Читать произведения Достоевского непросто, иногда мучительно; тонкий психолог, философ, исследователь человеческой души, Фёдор Михайлович непрерывно анализирует поступки и мотивы поступков своих героев. Что таится в потаённых уголках души человека? Каждый герой его произведения воспринимается как средоточие, загадочное сочетание хорошего и плохого, доброго и зловещего, честного и подлого. Самым важным вопросом жизни для Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Человеческая душа у Достоевского – это поле битвы добра и зла, Бога и дьявола. Писатель раскрывает в каждом человеке бесконечный мир, заглядывая в глубины человеческой психики. Писатель рассматривал зло как порождение антигуманных идей, алчности, корыстолюбия, властолюбия. Но мне кажется, что самое главное в творчестве Достоевского – это его гуманизм, глубокая вера в добрые начала в человеке, который стремится освободиться от всех видов рабства, в том числе и рабства идейного.

В романе «Преступление и наказание» мне ближе всего идея писателя о необходимости милосердия и сострадания к человеку и образы героев, несущих в мир добро, милосердие и сострадание.

В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и раздвоением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия. Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишает жизни другого человека. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная этой идеей. Раскольников задумывает своё преступление – убийство старухи-процентщицы – ради счастья других людей. Но даже сам он в какой-то момент начинает понимать, что это лишь отговорка, способ успокоить свою совесть. Теория – вот что на самом деле движет им: проверить, может ли он совершить этот поступок, относится ли он к числу великих людей, которым позволено в жизни больше, чем обыкновенным людям, или к «тварям дрожащим», которых он так презирает.

Но сама мысль об убийстве вызывает у него и нравственное, и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Мы убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу.

Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло, что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. На этом страшном опыте Раскольникова читатель ясно понимает, какой страшный груз, какую тяжесть носит в душе своей тот, кто пролил кровь человеческую, - это страшное состояние отчуждённости от людей, чувство бесконечного одиночества. Даже мать и сестра становятся для Раскольникова чужими. Всю глубину страданий Раскольникова мы видим в сцене его признания Соне. Через боль и муку герой признаётся в убийстве, в преступлении; через ненависть, в том числе и к самому себе, к нему приходит чувство любви.

Достоевский показывает, что только в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа, человека. Ведь для Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности, добра, милосердия во всей их красоте и совершенстве.

В романе много персонажей, способных сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка переступает через себя для других, чтобы спасти семью, идет на панель. Она дарит Раскольникову любовь и сострадание, готова разделить его судьбу. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного, «невыносимого» страдания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Дуня не любит этого человека, но зато браком этим она надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

Каков же человек Достоевского? Невозможно дать однозначного ответа на этот вопрос. Я думаю, это целый мир, бесконечный, загадочный, тайный. Но часто человек находится в трагических противоречиях с самим собой и с окружающим миром. Истина, вера, духовность – вот путь человека. Я понял это, читая Достоевского.

Произведения Достоевского будут актуальны всегда, они бессмертны. Его произведения будут существовать, пока существует человечество, потому что он решает вопрос о человеке, тайне, загадке его души, а это вопросы общечеловеческие.



Заявка

на участие в конкурсе эссе «Человек есть Тайна»
Топорков Сергей Михайлович

Дата рождения 11. 06. 1994 г.

Почтовый адрес Смоленская область, Ярцевский район, д. Капыревщина, улица Солнечная, дом 5

Т. 8-951-698-86-14

Смоленский промышленно-экономический колледж

Год поступления – 2010




5