I. общая характеристика психической деятельности животных 20 - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
I. общая характеристика психической деятельности животных 20 - страница №1/23


Предисловие к 1-му изданию 3

Предисловие ко 2-му изданию 4

К.Э.Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова 5

Введение 7

Предмет и задачи зоопсихологии 7

Методы зоопсихологических исследований 14



Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ 20

Глава 1. ПРОБЛЕМА ИНСТИНКТА И НАУЧЕНИЯ 20

Ранние представления о психической деятельности животных 20

Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения 23

Современное понимание проблемы инстинкта и научения 29

Глава 2. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 32

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных 32

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД >>
Заслушан на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 1 сентября 2012 года Секретарь педсовета: ___________/М.А.Бабенко/ ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД муниципального бюджетного образовательного учреждения Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1 за 2011 – 2012 учебный год Введение Публичный отчёт – это один из важных инструментов обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности школы по всем направлениям. Публичный доклад подготовлен администрацией школы и призван информировать родителей (законных представителей) обучающихся, работников школы, общественность, учредителя, органы местного самоуправления, определяющие роль образовательного учреждения в образовательном пространстве, об основных достижениях функционирования и развития МБОУ СОШ № 1. Доклад знакомит с укладом и традициями школы, условиями обучения, материально-технической базой, кадровым обеспечением, формами организации урочной и внеурочной деятельности, образовательными программами, условиями обеспечения безопасности и здоровьесбережения. Обеспечивая информационную открытость образовательного учреждения посредством публичного доклада, школа надеется на увеличение числа социальных партнеров, повышение эффективности их взаимодействия с учреждением, на повышение чувства уважения со стороны родителей к работникам школы и развитие чувства гордости и ответственности за школу, ее работников и обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Информационная справка о МБОУ Октябрьская СОШ № 1 Название в соответствии с Уставом школы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1 Учредитель Администрация Усть-Большерецкого муниципального района Год постройки 1957 год Юридический адрес Камчатский край, Усть-Большерецкий район, пос. Октябрьский, улица Пушкинская, 58

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации _______________ Л. С. Гребнев 13.02.2003 г. Номер государственной регистрации 563 иск/маг ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Направление 071200 (531000) – Библиотечно-информационные ресурсы Степень (квалификация) – магистр библиотечно-информационных ресурсов Вводится с момента утверждения Москва, 2002 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 071200 (531000) – Библиотечно-информационные ресурсы 1.1 Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. 1.2 Степень (квалификация) выпускника: магистр библиотечно-информационных ресурсов. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 071200 (531000) – Библиотечно-информационные ресурсы при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Область профессиональной деятельности магистра – библиотечно-библиографическая наука и практика в системе научного знания и практической деятельности, а также в системе профессионального библиотечно-библиографического образования. Магистр библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: научно-исследовательская учебно-педагогическая научно-методическая экспертно-консультационная производственно-практическая, включая управленческую Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности. 1.4 Возможности продолжения образования Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности: 071200 (052503) – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение 1.5 Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) магистра библиотечно-информационных ресурсов:

Анализ деятельности предприятия ООО >>
ЗАХАРОВ Олег Юрьевич >>
На правах рукописи ЗАХАРОВ Олег Юрьевич ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Орел – 2007 Диссертация выполнена на кафедре политологии, государственного и муниципального управления Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловская региональная академии государственной службы». Научный руководитель: кандидат политических наук, доцент Болховитина Татьяна Сергеевна Официальные оппоненты: – доктор философских наук, профессор Федоркина Алла Павловна; – доктор политических наук, доцент Рябцева Елена Евгеньевна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» Защита состоится «30» марта 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д502.004.02 при ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» по адресу: 302028, г.Орел, бульвар Победы, д. 5А, актовый зал. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы». Автореферат разослан «28» февраля 2007 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат политических наук О.В. Малахова I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Календарно-тематическое планирование >>
ВОПРОС N1. "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ" >>
Защите подлежат государственные и предпринимательские секреты. Государственные секреты - это сведения политического, экономического, военного и научно-технического характера, утрата или разглашение которых создает угрозу безопасности и независимости государства или наносит ущерб его интересам. Государственные секреты включают в себя государственную, служебную и военные тайны. Служебная тайна - это сведения, утрата которых наносит ущерб интересам государства или одного из его ведомств. Военная тайна - это сведения, охраняемые государством, чисто военного характера. Предпринимательские секреты включают в себя промышленную, финансовую и коммерческую тайны. Промышленная тайна - это секреты производства, открытия, изобретения, новые технологии и т.д. Коммерческая тайна - это все свойственные данному предприятию особенности, детали коммерческой деятельности, партнеры, источники сырья, особенности сбыта продукции. Финансовая тайна - это бухгалтерские и финансовые документы, деловая переписка и т.д. Защита государственных и предпринимательских секретов является объективной необходимостью, которая определяется следующими причинами: обеспечение независимости и безопасности государства; конкуренция между предприятиями и фирмами; рэкет. ЧАСТЬ N1. "ОСНОВЫ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ" ТЕМА N1. "ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СЛУЖБ (ПО ДОБЫВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ)" ВОПРОС N1. "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ" По своим направлениям и устремлениям разведдеятельность иностранных спецслужб подразделяется на политическую, экономическую, военную и научно-техническую разведки. Политическая разведка - это деятельность, направленная на добывание сведений внутренней и внешней политики разведстраны; деятельность, направленная на свершение акций по подрыву политических устоев государства. Экономическая разведка - это вид внешней разведки, объектами которой являются промышленность, транспорт, торговля, финансовые и денежно-кредитные системы, природные ресурсы и т.п. Военная разведка - это вид разведки, объектами которой являются научно-исследовательские центры, научно-технические учреждения, видные ученые, специалисты, составляющие научно-технический потенциал страны. ВОПРОС N2. "ФОРМЫ РАЗВЕДДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦСЛУЖБ" Основные формы: агентурная разведка; легальная разведка; техническая разведка; аналитическая обработка первичной информации.

по литературе в 10 классе (102 часа) № Тема урока Кол-во часов Сроки прохожде- ния Тип урока Методы обучения ТСО, нагляд-ность Домашнее задание 1 Введение. Русская литература и русская история XIX века. Общая характеристика. 1 Вводный Рассказ, беседа, работа с книгой Выставка книг, портреты писателей 2 Реализм в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской критики. 1 Беседа, работа с книгой Учебник 3 А.С.Пушкин А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики. 1 Беседа, работа с книгой Учебник. Портрет писателя 4 «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. 1 Беседа, работа с книгой Текст романа 5 Образ Онегина. Оценка образа Белинским. 1 Беседа, работа с книгой Текст романа, книга

Содержание Содержание 2 Введение 3 1 Общая характеристика предприятия ООО «Олимп» 5 2 Анализ деятельности предприятия ООО «Олимп» 8 3 Анализ деятельности предприятия в проблемной области 12 4 Обзор литературных источников по проблеме 22 5 Проектное предложение 27 Заключение 35 Список литературы 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41 Введение В ходе прохождения практики мною были рассмотрены проблемы развития моббинга в организации. С этой целью был проведен анализ трудовых ресурсов (а именно обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, текучесть кадров), так же было проведено анкетирования, целью которого было изучения явления моббинга в организации. Актуальность проблемы исследовании заключается в том, что динамичность современного рынка труда ставит остро вопросы адаптации работника к трудовому коллективу. Моббинг, как социальное явление, связан с травлей человека в организации, что приводит к ухудшению социально-психологического климата и снижению производительности труда работника Серьезность проблемы моббинга подтверждает не только степень его распространения, но и степень тяжести его последствий для человека. Не случайно в книге «Насилие на работе», написанной Дунканом Чеппеллом и Витторио Ди Мартино и изданной Международной организацией труда в 1998 г. (первое издание книги), моббинг упоминается в том же ряду, что и убийство, изнасилование или ограбление. Авторы книги утверждают, что индивидуальная и групповая травля и сходные с этим формы поведения могут наносить столь же серьезный вред, как и прямое физическое насилие. Отмечается, что сегодняшняя нестабильность многих видов рабочих мест создает на работе огромную напряженность, и поэтому применение таких форм насилия наблюдается все чаще. Цель прохождение практики - исследование явлений моббинга в организации ООО «Олимп» и разработка рекомендаций по противодействию моббингу. Для достижения поставленной цели в ходе прохождения практики были решены следующие задачи: Дать характеристику ООО «Олимп». Провести анализ причин моббинга в ООО «Олимп» Провести анализ литературы по проблеме исследования. Описать способы противодействия моббингу на индивидуальном и организационном уровне. Предмет исследования – деятельность ООО «Олимп». Объект исследования - процесс противодействия моббингу в организации. Источником информации послужили: научная, учебная, методическая литература, материалы периодических изданий и специализированных Интернет-сайтов, посвященных экономической и управленческой тематике, документы и бухгалтерская отчетность ООО «Олимп». Методы исследования – анализ, наблюдение, социологический опрос.

Внутренние факторы инстинктивного поведения 33

Внешние факторы инстинктивного поведения 36

Структура инстинктивного поведения 40

Инстинктивное поведение и общение 45

Психический компонент инстинктивного поведения 48

Глава 3. НАУЧЕНИЕ 50

Общая характеристика процесса научения 50

Навык 53

Научение и общение. Подражание 61



Часть II. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ 64

Глава 1. ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ПОВЕДЕНИЯ 64

Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения 64

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных 66

Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 67

Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения 67

Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 72

Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 77

Эмбриогенез и развитие психического отражения 79

Глава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 81

Особенности постнатального развития поведения животных 81

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 84

Ранний опыт 89

Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения 97

Раннее формирование общения 100

Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 104

Глава 4. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ 109

Общая характеристика игры у животных 109

Совершенствование двигательной активности в играх животных 112

Формирование общения в играх животных 116

Познавательная функция игровой активности животных 119

Часть III. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ 124

Вводные замечания 124

Глава 1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА 127

Низший уровень психического развития 127

Высший уровень развития элементарной сенсорной психики 137

Глава 2. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА 149

Низший уровень развития перцептивной психики 149

Высший уровень развития перцептивной психики 165

Проблема интеллекта животных 178

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ 187

Проблема происхождения трудовой деятельности 188

Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи 196

Литература 202

Приложение 204

Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) 204

Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики 212

Зоопсихология 224



К. Э. Фабри

Основы зоопсихологии

3-е издание



Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальностям «Психология»,

«Биология», «Зоология» и «Физиология»

Москва


Учебно-методический коллектор «Психология»

2001


ББК 88.2

Ф12

Рекомендовано к изданию Ученым Советом

факультета психологии Московского государственного

университете имени М.В.Ломоносова

Рецензенты:

кафедра зоологии позвоночных животных и общей

экологии биологического факультета Московского

государственного университета имени М.В.Ломоносова;



Л.И.Анцыферова, доктор психологических наук

Фабри К.Э.

Ф12

Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 464 с.

ISBN 5-93692-027-5

Учебник (1-е изд. — 1976 г., 2-е изд. — 1993 г.), написанный видным зоопсихологом К.Э.Фабри, посвящен возникновению, развитию и функционированию психики у животных. Освещаются проблемы общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности развития психики в филогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека. Дается широкое обобщение и анализ современных достижений этологических и зоопсихологических исследований. Приводятся результаты многочисленных эмпирических исследований.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология», а также для всех, интересующихся поведением и психикой животных.

ББК 88.2

ISBN 5-93692-027-5

© Фабри К.Э., 2001.

© Учебно-методический коллектор

«Психология», 2001.


Предисловие к 1-му изданию


Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Интерес к ней заметно вырос в последние годы, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все зоологические таксоны — от амебы до шимпанзе, — привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения — этих сложнейших природных процессах. Все же мы можем сейчас лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Зоопсихология входит как обязательный курс в программу обучения на факультетах психологии университетов, но учебника зоопсихологии до сих пор не существовало ни в Советском Союзе, ни за рубежом. В последние годы, правда, появились монографии и обзорные работы по поведению животных, но эти публикации носят лишь этологический характер, и в них совсем не затрагиваются вопросы, связанные с психическим аспектом поведения животных, т.е. те вопросы, изучение которых как раз важно для студента-психолога.

Данная книга написана на основе многолетнего опыта автора по чтению курсов лекций по зоопсихологии и этологии в Московском университете. Чисто этологический материал дается в ней лишь в той мере, в какой это необходимо для уяснения зоопсихологических вопросов. При этом делается упор на освещение развития психики животных как в онто-, так и в филогенезе. Ведь зоопсихология — это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне, и познать психику животных вне процесса их развития принципиально невозможно. В заключительной главе очень кратко излагаются и некоторые моменты, касающиеся непосредственной предыстории антропогенеза. Конкретный фактический материал, использованный в тексте, относится преимущественно к исследованиям последних 5—10 лет, но приводятся и важные исследования давних лет, преимущественно советских ученых.

Первая попытка создания учебника зоопсихологии не может оказаться без недостатков, и автор заранее выражает свою благодарность за критические замечания.



следующая страница >>