Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Учебно-методический комплекс дисциплины: информатика и математика - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Учебно-методический комплекс - страница №1/9





















МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

_____________________________________________________________________

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплины: ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА





УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________ Ф. И.О.

«___» _____________ 200 __ г.




Конспект лекций

Специальность: 030501.65 юриспруденция

код ОКСО наименование

Ведущий лектор: Примакин Алексей Иванович, профессор кафедры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 030300 ПСИХОЛОГИЯ 031600 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Квалификация выпускника бакалавр Калининград 2013 Религиоведение: УМК /авт.сост. Е.К. Гизерская Утвержден Научно-методическим Советом, протокол № 1 от 10.09.2013 Утвержден на заседании кафедры психологии филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде, протокол №1 от 03.09.2013 г. Лист регистрации изменений Дата внесенных изменений Содержание изменений Подпись автора Пояснительная записка Дисциплина Религиоведение является вариативной частью гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана. На протяжении всей жизни человек стремиться постичь истинный смысл своего бытия, ищет высшую цель своей деятельности, подчиняющую себе все остальные цели и задачи. Он хочет найти смысл жизни, который соединил бы временное с вечным, конечное с бесконечным, стал своеобразным мостом между жизнью и смертью, помог разрешить извечные вопросы о душе, Боге, происхождении Вселенной, загробной жизни. В данной дисциплине рассматривается содержание и сущность национальных, мировых и нетрадиционных религий, изучается религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному Богу или богам или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное, т.е. сакральное.

доктор технических наук, профессор

________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 200 __ г. протокол № _________



Санкт-Петербург

2006
Содержание

ЧАСТЬ 1. ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА 3

Тема 1. Теория множеств и математическая логика 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ Специальность 050601.65 Музыкальное образование Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Дисциплина «АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ» входит в дисциплины и курсы по выбору студента цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 80, из них 36 ч. - аудиторные занятия и 44 — самостоятельная работа. Квалификация выпускника - учитель музыки. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения — 5 лет. Составными компонентами УМК являются: Аннотация. Стр. 1 Рабочая программа дисциплины ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ по специальности 050601.65 Музыкальное образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 6 2.2 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов Стр. 8 2.3 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену Стр. 8 .МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова «03 сентября »2012 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ 1. Цели и задачи дисциплины

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ >>
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра гуманитарных и социальных наук Специальность: Финансы и кредит Дисциплина: Русский язык и культура речи Статус дисциплины: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, национально-региональный компонент Общая трудоемкость дисциплины: 48 часов, в т.ч. лекции – 20 ч., практические занятия – 12 ч., самостоятельная работа - 16 ч. Семестр: I Преподаватель: Егорова Наталья Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Часы консультаций: четверг (II неделя) 14.00 – 15.20. Телефон: 575-02-78 Email: gsn@ime.ru ОПИСАНИЕ КУРСА Цель курса: Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является освоение студентами теоретических знаний о становлении русского литературного языка и языковых норм, развитие ортологического навыка речи в устной и письменной сферах. Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных в средних учебных заведениях, проходит параллельно с изучением мировой и отечественной литературы, философии, отечественной истории, культурологи. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов: «Этика и эстетика», «Политология», «Социология», «Психология и педагогика», «История мировой экономики», «История права», «История мировой художественной культуры», «История и культура Санкт-Петербурга», «История и теория религии». Организационно-методическое построение курса. Структурно курс состоит из 4 разделов, включающих 10 тем: Раздел 1. Современная теоретическая концепция культуры речи Тема 1. Введение. Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи Тема 2. Письменная и устная формы существования языка Тема 3. Речевая норма как центральное понятие культуры речи Раздел 2. Русская лексика и культура речи Тема 1. Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты современного русского литературного языка Тема 2. Фразеологизмы. Социально-жанровый компонент речи Раздел 3. Нормы современного русского литературного языка Тема 1. Основные качества речи Тема 2. Индивидуальная образность речи Раздел 4. Функциональные стили современного русского литературного языка Тема 1. Функциональные стили. Официально-деловой стиль речи Тема 2. Основы ораторского мастерства и полемического искусства Тема 3. Язык и стиль документов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра музыкального и художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Музыка Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Музыка. Дисциплина Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка входит в вариативную часть профессионального цикла (дисциплины по выбору студента) ООП соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (общее кол-во часов — 108, из них 28 - аудиторные занятия (28 — практические занятия) и 80 — самостоятельная работа). Квалификация (степень) выпускника — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению: 050100 Педагогическое образование при очной форме обучения — 4 года. Составными компонентами УМК являются: 1. Аннотация. Стр. 1 2. Рабочая программа дисциплины Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка по направлению: 050100 Педагогическое образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 10 2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Стр. 13 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова "01" сентября 2014 г. Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Голубова Н.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Минералогия с основами кристаллографии» по специальности 011400 «Гидрогеология и инженерная геология» Ростов-на-Дону 2007 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом кафедры минералогии и петрографии Голубовой Н.В. Ответственный редактор доктор геол-мин.наук, проф. Н.И.Бойко Компьютерный набор и верстка зав.кабитеном Т.П.Федулова Печатается в соответствии с решением кафедры минералоги и петрографии геолого-географического факультета ЮФУ, протокол № 6 от 7 февраля 2007 г. Содержание 1. Пояснительная записка 4 2. Рабочая программа 5 2.1. Учебно-тематический план курса 5 3. Тестовые задания 10 4. Контрольные вопросы 18 5. Глоссарий 21 6. Дополнительная литература 24 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания курса является получение студентами необходимых знаний о составе, физических и химических свойствах минералов, об условиях их образования, закономерностях пространственного размещения, породообразующем значении и практическом использовании, понятие о природных минеральных индивидах, видах, разностях, разновидностях, парагенезисе минералов, парагенетических ассоциациях, классификации минералов; знакомство с лабораторными методами изучения минералов, приобретение навыков их определения и описания в полевых и лабораторных условиях. В связи с этим, важное значение приобретает получение студентами сведений о строении кристаллов, их симметрии и форме, символах граней, простых формах и их комбинациях, применение полученных знаний по кристаллографии при изучении минералогии и других дисциплин геологического цикла. При этом учитываются профессиональные интересы студентов, специализирующихся в области гидрогеологии и инженерной геологии. Данный курс является важнейшим при подготовке студентов геологических специальностей, включая специальность «гидрогеология и инженерная геология», поскольку без знания минералогии и кристаллографии невозможно изучение горных пород, а магматические, метаморфические и осадочные образования слагают подавляющую часть земной коры. 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Лекции (18 часов) Тема 1. Минералогия и кристаллография как науки. История их возникновения и развития, основные направления, задачи. Связь минералогии и кристаллографии с другими науками. Понятие о кристалле, пространственной решетке. Важнейшие свойства кристаллов (2 часа).

Филиал в г >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 4 Лекции 36 часов. Практические занятия 36 часов. Лабораторные работы _0_ часа. Консультации Всего часов аудиторной нагрузки 72 часа. Самостоятельная работа 68 часов. Реферативные работы не предусмотрены Контрольные работы не предусмотрены Зачет - семестр Экзамен 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного «14» марта 2000 г, рег. № 52 мжд/сп. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «23» июня 2011 № 2. Составитель: к. ф.-м. н., доцент В.И. Кондратьева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве

Министерство образования и науки Российской Федерации >>
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» (МГЮА имени О.Е. Кутафина) Оренбургский институт (филиал) КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по научной и учебной работе _______________________________________ (подпись, расшифровка подписи) «_______»____________________2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция» (Квалификация (степень)- «бакалавр») Специализация: для всех специализаций Юридический факультет Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная Оренбург 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»/ сост. В.В. Чемеринская — Оренбург: ГОУ ВПО Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины студентам очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030900- Юриспруденция. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Составитель _______________________________ В.В. Чемеринская (подпись) «______»________________________2011 г. Чемеринская В.В.,2011 ГОУ ОИ МГЮА имени О.Е. Кутафина. Содержание

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ” >>
АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Утверждено на заседании кафедры информатики. Протокол № 1 от ”__” августа 20__ г. Зав. кафедрой___________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине “КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ” для специальности "математика с дополнительной специальностью информатика" физико-математический факультет 5 курс, 9,10 семестр. 10 семестр - экзамен составлен ст. преподавателем кафедры информатики Голодовым Е.А. Армавир, 2012 АННОТАЦИЯ Настоящий двух семестровый курс предназначен для обучения будущих учителей информатики основам работы с компьютерными сетями, обеспечением выхода и работы в Интернете. Цели курса: - изучение физического устройства сетей; - изучение логического устройства сетей - изучение основных типов протоколов; - изучение типового сетевого программного обеспечения; - ознакомление с основными видами услуг и протоколами подключения к глобальным се­тям; - ознакомление с языком разметки HTML и языком JavaScript По окончании курса студент должен знать и уметь: - физическое устройство сетей; - топологии; - основные стандарты сетевых кабелей; - основные протоколы и их свойства; - разрабатывать простейшие HTML-страницы 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий двух семестровый курс предназначен для обучения будущих учителей информатики основам работы с компьютерными сетями и сетью Интернет. В первом семестре студенты изучают устройство глобальных и локальных компьютерных сетей, Интернет как технологию и информационный ресурс, технологии электронной почты, обмена файлами (FTP). WWW. правила поиска информации в Интернет. Во втором семестре студенты изучают Язык HTML как средство создания информационных ресурсов Интернет. Язык JavaScript как средство создания интерактивных ресурсов. Разрабатывают простейшие сайты. Изучают Мультимедиа как средство и технологию для создание мультимедийных приложений и их использования в сети Интернет. Цели курса: - изучение устройства сетей; - изучение основных типов протоколов; - изучение типового сетевого программного обеспечения; - ознакомление с основными видами услуг и протоколами подключения к глобальным се­тям; По окончании курса студент должен знать и уметь: - устройство сетей; - основные протоколы и их свойства; - работать в Интернет (поиск и размещение информации); - работать с электронной почтой и FTP; - разрабатывать простейшие HTML-страницы - создавать простейшие мультимедийные проекты.

Студент должен знать: >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА Институт естественных наук и экологии Кафедра анатомии и физиологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по _________физиологии ЦНС И ВНД_______ (дисциплина) для специальности: 050503 «Психология» Усть-Каменогорск, 2005 Составитель Ракишева Т.Т. ст.преподаватель кафедры анатомии и физиологии УМК обсужден на заседании кафедры анатомии и физиологии Протокол № _____ от «_____» ___Января___ 2005 г. УМК одобрен на методическом Совете института естественных наук и экологии Протокол № _____ от «_____» ___________ 2005 г. Аннотация Учебно-методического комплекса: Современный специалист в области психологии для глубокого понимания механизмов протекания психологических процессов должен владеть всем понятийным арсеналом физиологии ЦНС и ВНД. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Психология». Он содержит тезисы лекций, тематический план курса, задания для выполнения работы с преподавателем во время занятий и самостоятельной работы студента, тематику рефератов и контрольных работ, список рекомендуемой литературы, тестовые задания для самоконтроля, перечень вопросов для зачета. Учебно-методический комплекс поможет студенту ориентироваться в курсе «Физиология ЦНС и ВНД», во многом облегчит усвоение изучаемого материала и сэкономит затрачиваемый труд при освоении дисциплины. Учебно-методический комплекс по курсу «Физиологии ЦНС и ВНД»» для студентов специальности «Психология». /Составитель: Ракишева Т.Т. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ,2005. – Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, 2005 г. 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1. Общие сведения: 1.1 Название дисциплины: Физиология ЦНС и ВНД 1.2. Кафедра анатомии и физиологии 1.3. Ф.И.О. преподавателя: Ракишева Толкын Труспековна. 1.4.Контактная информация: 52-25-98 (рабочий), время пребывания на кафедре согласно расписанию. 1.5. Место проведения: Учебный корпус № 4 1.6. Количество кредитов 1 1.7. Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Лекции СРСП Сем. лаб.з СРС Всего РК 1

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
ПРОГРАММА дисциплины для студентов >>
Дисциплины «Английский язык» Старший преподаватель Мухамеджанова Д.А. Кокшетау 2011-2012 Ф. 4.02-01 Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова Филологический факультет кафедра иностранных языков Утверждено Решением совета факультета Декан факультета д.ф.н.Баяндина С.Ж 31. 08. 2011г. ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина: Английский язык Специальности: 5В050900 - Финансы 5В050800 - Учет и Аудит 5В051100 - Менеджмент 5В050600 - Экономика 5B070400 – ВТ и ПО Кокшетау Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена на основании типовой учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Алматы-2005 ст.преподавателем английского языка Мухамеджановой Дамежан Айтмаганбетовной Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков « 27 » августа 2011 г. / Протокол № 1 Заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент Жуманбекова Н.З. Одобрено учебно-методической комиссией филологического факультета «_31_» августа 2011 г. / Протокол № 1 / Председатель УМК, ст. преподаватель Хасеинова.Г.С. 2. Данные о преподавателе. Мухамеджанова Д.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков. Тел. 25-57-76, сот. 8 (702) 199 65 67 Время проведения контактных часов и СРСП по расписанию с 8 до 14.00. 3. Данные о дисциплине: английский язык Место проведения: Корпус № 2 (экономический факультет),аудит.422 Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Практические занятия СРСП СРС Всего Форма контроля 1 1 2 30 30 30 90 Текущий контроль Итоговый контроль

Документ СМК 3 уровня УМКД УМКД 042–04.01.20.79/03-2013 УМКД Программа дисциплины «Планирование и организация эксперимента» Учебно-методические материалы Редакция №1 от 18.09.2013г УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Планирование и организация эксперимента» 6М070100 – «Биотехнология» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Семей 2013 Содержание 1 Глосарий 2 2 Лекции 3 3 Практические занятия 25 4 Самостоятельная работа студента 30 Лекци № 1 Введение

Лекция № 1/1. Элементы теории множеств и математической логики 3

Тема 2. Теория вероятностей 13

Лекция № 2/1. Основные понятия теории вероятностей 13

Тема 3. Математическая статистика 19

Лекция № 3/1. Основные понятия математической статистики 19

Тема 4. Теория графов и алгоритмов 26

Лекция № 4/1. Элементы теории графов 26

Тема 5. Моделирование социальных процессов 30

Лекция № 5/1. Основы моделирования социально-правовых процессов 30

Часть II Информатика 53

Тема 6. Аппаратное и программное обеспечения ПЭВМ 53

Лекция № 6/1. Аппаратное и программное обеспечение ПЭВМ 53

Тема 8. Электронные таблицы 72

Лекция № 8/1. Электронные таблицы 72

Тема 9. Информационные системы 89

Лекция № 9/1. Информационные системы 89

Тема 10. Экспертные системы 106

Лекция № 10/1. Экспертные системы 106

Тема 11. Информационно-вычислительные сети 122

Лекция № 11/1. Информационно-вычислительные сети 122





ЧАСТЬ 1. ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА

Тема 1. Теория множеств и математическая логика

Лекция № 1/1. Элементы теории множеств и математической логики


Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Понятия множества и подмножества. Способы задания множеств.

2. Операции над множествами.

3. Понятия логического значения, высказывания и предиката.

4. Алгебра высказываний.


    1. Понятия множества и подмножества. Способы задания множеств

В математике некоторые понятия являются первичными, неопределяемыми. К ним относятся понятия натурального числа, точки, прямой и т.д. Одним из таких неопределяемых понятий является понятие «множество». Этому понятию нельзя дать формального определения, которое не сводилось бы просто к замене слов «множество» его синонимами: «совокупность», «набор элементов», и т.п. В языках существуют различные обозначения множественности: птицы собираются в стаи, рыбы – в косяки; много людей – группа, марок – коллекция, фломастеров – набор и т.д. В математике аналог этого явления обозначается одним словом – множество, которое абстрагируется от содержания своих элементов. Можно говорить не только о множествах, элементами которых являются материальные объекты, но и о множествах, элементы которых – чисто абстрактные понятия (числа, геометрические фигуры, символы и т.п.).

Теория множеств – раздел математики, изучающий множества (это объект изучения), например, общие свойства множеств как абстрактных объектов (это – предмет).



Множество состоит из элементов (это единственно, что можно сказать о нем: не оговаривается количество и природа). Понятие «множество» не следует понимать буквально и толковать его как совокупность, содержащую «много» элементов. Оказывается удобным считать множеством даже пустое – содержащее ноль элементов.

Множества чаще всего обозначаются прописными буквами латинского алфавита A,B,... X, а их элементы – малыми буквами: а, b, ...x. Факт принадлежности элемента множеству записывается: а  A. Пустое множество обозначается символом .



Множество считается заданным, если существует возможность для любого элемента выяснить принадлежность его к множеству. Имеется два существенно различных способа задания множеств. Можно либо указать правило для определения того, принадлежит или не принадлежит рассматриваемому множеству любой данный объект (описание), либо дать полный перечень элементов этого множества (перечисление). Например, одно и то же множество из четырех человек мы можем определить как участников музыкального квартета, или как людей по фамилиям Иванов, Петров, Сидоров и Романов.

Способы задания множеств

  • Перечислением A = {a1; a2; ... an} – указывается полный перечень элементов множества;

  • Описанием A={x : условие} – указывается правило для определения того, принадлежит или не принадлежит множеству объект. Например, множество попугаев в Антарктиде (сколько элементов?), {x : x < 1}.

Иногда кажется, что множество точно и четко определено некоторым описанием, хотя на самом деле это не так. Определим множество A следующим образом: оно состоит из всех натуральных чисел, каждое из которых удается описать при помощи не более двадцати слов русского языка («пять», «число, следующее после восьми», «наибольшее однозначное число, кратное четырем» и т.д.). Множество конечно, поскольку имеется лишь конечное число слов русского языка. Допустим, что n1, n2,... nk – элементы A. Возьмем m = n1 + n2 +...+ nk – «сумма всех натуральных чисел, которые можно определить с помощью не более двадцати русских слов». m  A, поскольку также задается не более чем двадцатью словами, значит совпадает с одним из чисел n1, n2,... nk. С другой стороны, способ задания определяет, что m больше любого из элементов. Значит, множество A не задано корректно.

    2. Операции над множествами

A







A







A































B







B







B
















Рис. 1




Рис. 2




Рис. 3

Рассмотрим пример: A – множество всех лиц, имеющих российское гражданство; B – множество лиц, имеющих белорусское гражданство.

    Операция и ее свойства

    Результат примера

A  B – объединение множеств (Рис. 1) – множество, состоящее из всех элементов, которые входят ИЛИ в множество A, ИЛИ в множество B. AA=A, A=A.

Множество лиц, имеющих или российское или белорусское гражданство, граждане государства, получающегося при объединении двух.

A  B – пересечение множеств (Рис. 2) – множество, состоящее из всех тех общих элементов, которые входят И в то И в другое множество. AA=A, A=.

Множество всех лиц, имеющих двойное гражданство, то есть и российское, и белорусское.

A \ B – разность множеств (Рис. 3) – множество всех тех элементов A, которые не входят в B. A\A=, A\=A, \A=, A\B=A\(AB).

Множество россиян, не имеющих белорусского гражданства.

Как видно из свойств операций, пустое множество  играет роль аналогичную нулю в числовой алгебре,  похожа на умножение, а  - на сложение чисел.

Что является пересечение множества юношей и множества девушек учебной группы? Пустое множество, так как нет ни одного элемента, входящего в оба указанные множества. Если бы множества определялись, как множество интересов юношей и множество интересов девушек, то несомненно, что общие элементы нашлись бы.

Приведите пример множеств: AB = . В An элементов, в Bm, причем AB = . Сколько элементов в множествах A  B и A  B?

И


A










A  B









B

Рис. 4








звестны площади (рис. 4) s(A), s(B), s(A  B). Выразить через них s(A  B).

s(A  B) = s(A) + s(B) – s(A  B).

Действительно, в сумму первых двух слагаемых площадь пересечения входит дважды. Справедлива ли эта формула для случая, когда s – мера, означающая количество элементов множества? Да, и справедлива вообще для любой меры, определенной на множествах – веса, длины, объема и т.д.

Множество решений системы уравнений или неравенств является пересечением множеств решений этих уравнений или неравенств. Решить графически систему неравенств:

y < x;

y > x2

AB – декартовое произведение множеств = {(ab): aA, bB} – множество всех пар, первая компонента которых является элементом A, а вторая – B: ABBA.

Например, A = {номера вагонов в поезде}, B = {номера мест в вагоне}. A= {(вагон, место) – места в поезде}. Другой пример: привычная запись времени – 10:40 является декартовым произведением множеств (каких?). Обобщая операцию, получим ABC – множество троек (a, b, c) и т.д. Важным случаем декартового произведения является произведение множества самого на себя: AA, AAA и т.д., которое обозначается в общем случае, как степень множества – An. Например, R3 – трехмерное декартовое пространство, каждый элемент которого – тройка вещественных чисел (x, y, z).

Задание. Множество A содержит n элементов, Bm элементов. Сколько элементов будет содержать множество AB?

Результат каждой операции является множеством, поэтому к нему также применимы множественные операции, например: (AB)C.

Как и в алгебре чисел, операции могут обладать некоторыми свойствами:


  • коммутативность: AB=BA; AB=BA;

  • ассоциативность: (AB)C=A(BC); (AB)C=A(BC);

  • дистрибутивность: (AB)C=(AC)(BC); (AB)C=(AC)(BC).

Пример некоммутативной операции в арифметике - «-», в теории множеств - «\».

Отношения между множествами

A = B – множества равны: A и B состоят из одних и тех же элементов.

BAB подмножество A: все элементы множества B принадлежат множеству A. Похоже на отношение «<« для чисел.

BAB подмножество A или они равны. Похоже на отношение «≤» для чисел.

Отметим, что отношение «<« определено только для числовых значений, например (рис. 7), нельзя писать, что C < B, но можно: s (C) < s (B) для различных мер.

В числовой алгебре две переменные (имеющие числовые значения) могут быть связаны некоторой функцией. Например, y = 2x-1. Иногда между двумя множествами также можно установить соответствие, т.е. ввести правило, по которому для каждого элемента одного множества указывается вполне определенный элемент или элементы другого множества. На основе понятия соответствия между множествами вводится понятие отображения множеств.

fA  B - отображение множества A в множество B – соответствие, при котором каждому элементу множества A отвечает единственный элемент множества B.

Например, для множества людей: каждому человеку можно поставить в соответствие число, соответствующее его росту. Любая мера на множествах – отображение множеств в множество чисел.



    3. Понятия логического значения, высказывания и предиката

Математику от других областей знаний отличает наличие доказательств. Доказательства встречаются и в других сферах человеческой деятельности, например, в юриспруденции. Однако, в юриспруденции доказательства могут и оспариваются, в математике признаются эталоном бесспорности. Хотя, представления об убедительности доказательства меняются постоянно. Для средневековых судов доказательством невиновности служил факт, что человек мог удержать в руке раскаленное железо; если брошенная в воду связанная женщина не тонула, ее объявляли ведьмой.

Математическая логика исследует способы рассуждений и доказательств, применяемых в математике.

Предложения какого-либо языка могут являться описанием предметов, явлений или отношений, существующих, например, в реальном мире. При этом оказывается, что кроме своей структуры и смыслового содержания они различаются еще степенью соответствия их содержания описываемому объекту. В простейшем случае последняя характеристика сводится к тому, что они признаются либо истинными, либо ложными.

Объекты математической логики

1) логические значения - два абстрактных объекта: истина и ложь (могут иметь обозначения: да/нет, 1/0, белый/черный и т.д., в силу абстракции форма обозначения несущественна);

2) высказывание – языковое выражение (текст), которому можно приписать логическое значение;

3) предикат – высказывание, текст которого содержит предметные (обобщение числовых: значения – какие-либо объекты) переменные.

Фразам «Сколько времени?», «Иди ко мне!» приписать логические значения нельзя, они не могут рассматриваться как высказывания. Но определить логическое значение не всегда удается и для высказываний.

Определение логических значений высказываний

Эмпирически - на основе опыта: «Москва – столица России» (Истина);

Экспериментально – проверкой: «Кислород легче водорода» (Ложь);

Вычислениями - получаются по правилам математической логики;

Произвольно - «Через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной» (Истина). В этом случае ни эмпирически, ни экспериментально получить логическое значение нельзя. Не удается получить его и средствами математической логики, то есть доказательствами. Значение является допущением, которое привело к созданию евклидовой геометрии.

Для некоторых высказываний невозможно установить истинность: «ровно 1000 лет назад на территории города шел дождь». Естественный язык допускает грамматически правильные конструкции, которые выглядят как осмысленные утверждения, но о которых в принципе нельзя решить, истинны ли они.

Пример 1.



Утверждение в правой рамке – ложно




Утверждение в левой рамке – истинно

Пример 2. (Парадокс брадобрея). В деревне жил всего один брадобрей, который брил всех тех и только тех мужчин, которые не брились сами. Брил ли он самого себя? Кстати, это хороший пример абстрактности логики: здесь множество логических значений - {брил, не брил}, а приписываются они мужчинам.

    4. Алгебра высказываний

Определены на высказываниях, результат также является высказыванием, таблицы определяют текст и логическое значение для результатов операций.

Операция

Текст предложения результата

(a – текст высказывания A, b – текст B)



AB Логическое умножение

a »И» b

AB Логическое сложение

a »ИЛИ» b

AB Импликация

«ЕСЛИ» a »ТО» b. Высказывание утверждает о следовании из одной ситуации другой и ложность его определена только для случая нарушения такого следования

A~B Эквивалентность

«ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ» a «НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО» b

A Отрицание

«НЕ» a

...




Сколько вообще может быть различных функций, определенных на двух значениях? Нетрудно подсчитать, что различных комбинаций четырех 0 и 1 в таблице может быть 16.

Результат каждой операции является высказыванием, поэтому к нему также применимы логическая операции, при этом образуются выражения, например: (AB)C.



Отношения между высказываниями

AB - два высказывания называются равнозначными, если их логические значения равны, тексты не принимаются во внимание. Выберите для высказывания «Не уверен, что эта новость окажется для вас неприятной» равнозначное из следующих:

Уверен, что эта новость будет для вас приятной.

Уверен, что эта новость будет для вас неприятной.

Уверен, что эта новость не будет для вас приятной.

Похоже, эта новость будет для вас приятной.

Похоже, эта новость будет для вас неприятной.

Проверить, построив таблицу истинности для высказываний их равнозначность (тексты высказываний конечно не совпадают):



( A)  A

A  A  A

A  A  A

A  (B  C)  (A  B)  (A  C)

A  (B  C)  (A  B)  (A  C)


A  B  (A  B)

A  B  (A  B)

A  B  A  B

A  B  (A B)  (B A)



Оказывается, некоторые операции (формулы 6-9) можно выразить в виде, содержащем только операции  и  ( и ). Это значит, что некоторое множество из N логических операций образует полную систему операций, которая позволяет построить остальные 16-N операций. Этим пользуются разработчики компьютеров, имеющие технические компоненты, реализующие 3-4 логические операции.

Предикат

P(x), P(x, y) и т.д. – предикаты, то есть высказывания, текст которых содержит переменные, определенные на множестве некоторых значений. Логическое значение предиката зависит от значений переменных. Например, «житель Санкт-Петербурга имеет высшее образование» при подстановке некоторых значений переменной «житель Санкт-Петербурга» будет высказыванием истинным, при остальных – ложным. «X < Y/2» при некоторых сочетаниях X и Y будет истинным, при некоторых – нет.

Над предикатом определены те же операции, что и над высказываниями. Если о некотором предикате известно, что он истинный, то мы можем дедуктивно порождать истинные высказывания, подставляя в него необходимые значения.


следующая страница >>