«Кубань многонациональный край» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
«Кубань многонациональный край» - страница №1/1

Методические разработки к серии уроков и классных часов

(во 2-х классах)

по кубановедению по теме

«Кубань – многонациональный край»

Автор:


Учитель начальных классов I категории

МБОУ СОШ № 5



Димкова Наталья Анатольевна

2010 – 2011 учебный год

п. Ахтырский
Тема: «Кубань – моя малая Родина»

Цели:

-ввести в тему «Кубань – многонациональная»

-приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры Кубани;

- помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах Родного дома, семьи.



Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Введение в тему. Беседа.
Учитель: Каждый человек имеет две родины – большую и малую. Наша большая Родина - это Россия. А что такое малая Родина? Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

Учитель: Действительно, ребята, малая Родина – это место, где родился и вырос человек.

Это дом или как мы его ещё называем семейный очаг. Это начало всех начал. И в этом доме – очаге важно «поддерживать» тепло, чтобы он не «остыл», а сохранился в памяти и сердце на всю жизнь. О нём вспоминают с теплотой и нежностью.

Малая Родина – это ещё родной край. Это может быть маленькое село с речкой или многолюдный город. И люди, те, кто жил здесь до нас и живёт сейчас. Каждый край имеет свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл.

- А как называется наша малая Родина, где мы с вами живём?

- А в каком крае находится наша станица?

- Верно, ребята, наша столица, как и многие другие населённые пункты является маленькой частичкой большого и красивого края, который называется Краснодарский. А центром края является г. Краснодар. А кто знает, какое название носил этот город в старину? (Екатеринодар). Как образовалось это слово?

Екатерина даровала казакам причерноморские земли, для защиты южных границ и возделывания плодородных земель. А какие ещё изменения произошли во времена правления Екатерины II . (Устройство Петербурга, строительство Эрмитажа, открытие кадетского корпуса).

Более 200 лет на кубанской земле рядом живут адыги и казаки. Сегодня здесь находятся Краснодарский край и Республика Адыгея, входящие в состав России. Площадь Краснодарского края – более 75 тыс. кв. км, центр – г.Краснодар. Площадь Республики Адыгеи – около 8 тыс. кв. км, столица – г. Майкоп.

Народы Краснодарского края и Адыгеи связаны общей исторической судьбой и крепкой дружбой. Рассмотрим карту-схему Кубани. Найдём города Краснодар и Майкоп. А на территории какого района мы проживаем?

3.Тайна нашего имени.

На Кубани живут люди разных национальностей: грузины, армяне, русские, белорусы, украинцы и т.д. У всех людей, независимо от их национальности есть имена. Безымянных людей нет!

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть, безымянных:

В первый же миг по рождении

Каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

От родимых своих получает…

(Гомер.)


- А что же такое имя и какую тайну оно несёт в себе?

Имя – личное название, даваемое человеку при рождении. Имена, как и все на свете, имеют свою историю.



Ученик 1 : Что имя – звук, обронённый случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно нет.

И в именах есть тайна.

И таинство есть имя нареченье.

Сказка про самый край света. >>
Писать сказки – это не искусство, а чистое сумасшествие! Сказочница. ГЛАВА 1. В поход, беспечный пешеход, Уйду, избыв печаль. Спешит дорога от ворот В заманчивую даль, Свивая тысячи путей В один, бурливый, как река. Но вот куда мне плыть по ней – Не знаю я пока. Дж.Р.Р.Толкиен, перев. Муравьёва, Кистяковского. - Самый край, говоришь, - покуривая, задумчиво размышлял вслух старик, - далековато будет, не кажется тебе? - Нет. Мы же и так на самом краю живём. Ваша деревня – последняя. - Ишь ты… Не боишься? - Боюсь, - призналась девушка, - ну и что? - Правильно, - похвалил он. Они немного помолчали – староста самой крайней северной деревни и странная девушка, которая хочет доехать на олене до самого края света. - Про отшельника-то знаешь? - Знаю. Дальше него только белые медведи, а там… - Ишь, - опять сказал староста, - дальше. Кто его знает, что там дальше! Может, и нет там никакого края. Снега бескрайние, и всё. - А дракон? - Дракон, а за ним снега, - ухмыльнулся он, - Да шучу я, шучу. У такой логичной штуки, как мир, конца не быть не может. Тем более на севере. - Это точно. Ну, поехала я. - Езжай. Надеюсь, что не пропадёшь. Только не женское это дело – по снегам шататься да край земли искать. Хотя, если северный, то, наверное, можно… - Спасибо. Все так говорят. Девушка, откинув занавеску, вышла из юрты. Звали её Ольга. Что вполне объясняло все свойства её характера. Она запрыгнула на оленя. Он был смешной, специальной северной породы – толстый, низенький и мохнатый, почти как пони, которых она никогда не видела. - Давай, Олешка, вперёд. Тот послушно тронулся. Он всё понимал, разве что не разговаривал. Эта деревня провожала её, как и многие предыдущие. С одним отличием. Это поселение было последним. А дальше – снега… Нет, дальше будет хижина отшельника. И если идти по короткому пути, то можно за две недели добраться. Ольге было не скучно, несмотря на долгое однообразное путешествие. Хотя однообразным его можно было назвать только на первый взгляд. Снег ведь тоже был разный, как и скалы, и деревья, и замёрзшие реки. Она сочиняла сказки и рассказывала их оленю, единственному невольному слушателю. Тот выслушивал с непробиваемым терпением каменного истукана, и только цокал копытами по льду. Ему, похоже, было всё равно: что сказки, что не сказки. Оля периодически пыталась придумать ему имя, но всякий раз эти попытки оканчивались неудачей. Олеша отчаянно мотал головой на любое предложение. - Ну, не нравится, и ладно, - говорила тогда девушка чуть раздражённо.


Ученик 2: И вот мы сами силами своими,

Осознаем в конце нашего века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.



Учитель: История русских имён тесно связана с историей народа. Имена брались в основном латинские, греческие, славянские, древнерусские… Вот несколько имён характеристик по внешности человека: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

По чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, несмеян;

По месту в семье: первой, второй, другая, третьяк, старшой, меньшак. Кое-кто может и не поверить в подлинность этих имён. Но это действительно имена наших предков. Человек проносит своё имя через всю жизнь. Ему свойственно любоваться своим именем, даже гордиться им. Послушайте, как об этом говорит поэтесса А.Ахматова:

«Мне имя дали при крещеньи Анна,

Демонстрируются фото сражения >>
Способствовать воспитанию патриотических чувств у младших школьников. Формирование у детей образа родной страны и чувства Родины. Воспитывать желание гордиться, любить и защищать родной край, гордиться достижением своей страны. Развивать артистические способности у детей младшего школьного возраста. Оборудование: Фотографии военных событий на Курской дуге Военная форма у участников инсценировки песни Плакаты с информацией военной техники Фоно – записи Фильм о битве на курской дуге (по возможности) В фойе выставка детских рисунков ко Дню Победы Под фонограмму «День Победы» выходят дети в парадной форме. В России есть немало городов, В сражениях прославивших державу И в их числе любой из нас готов Назвать наш Белгород по праву. Давно ушли суровые года, Но боевая слава легендарна. О том, что ты героем был тогда, Расскажет вам любой солдат в медалях. Они на все земные времена Несут потомкам яркий свет святыни. Знай Родина, Россия, вся страна Не сдал наш град своей твердыни. Остался ты не взятым рубежом, Средь городов –героев не отмечен. Наш Белгород, мы память бережем О подвиге твоем, который вечен. Звучит мелодия военных лет. 1 ученик Июнь… Клонится к вечеру закат И белой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. 2 ученик Июнь: Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь, в 45-м мая. 3 ученик Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам Обшарили немецкие бинокли. Ученик 4 Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких то пять минут осталось… Ученик 1. А в прочем. Это было так давно, Что как то трудно верится, что было, А может быть увидено в кино, А может нами вычитано в книге… Инсценировка старшими школьниками песни великой отечественной войны Зуева «АХ, война, что ты сделала» Дети в военной форме: -Вы помните этот день? –А вы? –Война… долгих 4 года. –Это 1.418 дней…. –И… 20 000 000 погибших русских людей… – это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. ИЛИ 13 человек на каждую минуту…

Сладчайшее для губ людских и слуха…»

-А какие красивые имена у вас: Екатерина, Дарья, Марина, Валерия…

-А вы умеете их красиво произносить? Произнесите свое имя так, чтобы все увидели как вы им гордитесь.

Игра «Ромашка» Задание: напишите в центре своё имя, а на листках, как вас называют близкие и друзья.

Учитель: У тех, кого назвали русскими именами, а точнее православными, есть праздник имени – именины. Это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите.

(Инсценирование стихотворения)



Учитель: А сейчас мы с вами послушаем шутливое стихотворение Ю.Белагова, о том, сколько курьёзов и споров возникает при выборе имени.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… Овен… Орест…
Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…
Дочь захваченная спором
ВИКТОРИНА Тема: «Знай и люби свой край!» >>
Тема: «Знай и люби свой край!» (5-6 кл.) Ведущий: Ребята! Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, своё село. Все эти любимые места составляют Краснодарский край, который в свою очередь - часть нашей великой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани - это наша малая родина. Краснодарский край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница и здравницей страны: так много курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей! На Кубани вырос я, мне родней, понятнее Наши южные края: степи необъятные, Горы хлеба до небес, ветки вишен алые, Если лес - так южный лес перед перевалами. И понятен мне прибой, дикий ли, задумчивый... Разговор волны с волной я как стих заучивал. Я запомнил у крыльца тополя зелёные, Чёрноглазого скворца песни немудреные, В завитушках виноград, горы седовласые И поток, что вечно рад меж теснин отплясывать. Ведущий: Сегодня, мы проведём викторину «Знай и люби свой край!» и узнаем, какой же команде по праву будет присуждена грамота как «Лучшим знатокам истории своего края». Итак, приглашаем участников на сцену (от каждого класса по 3 человека, всего 12 человек). Учащиеся делятся на 2 команды, путём жеребьевки. 1 команда- 2 команда- Наша викторина будет проходить в несколько туров. За каждый правильный ответ команде присуждается 2 балла, если команда ответила неправильно, команда соперников имеет право ответить на этот вопрос, в случае правильного ответа получает 1 балл. За проведением викторины и выставление оценок отвечает наше жюри (представление жюри). Но наша публика в зале не расслабляется, так как в викторине есть вопросы и для неё, ответив правильно на них, вы принесёте дополнительные очки командам, за которые вы болеете и переживаете. Итак, правила объявлены, и мы можем приступать к нашей викторине. 1 БЛИЦ- ТУР (предполагает быстрый ответ). Задаётся по 3 вопроса каждой из команд, за верный ответ- 2 балла, команда соперников имеет право дать правильный ответ, если та команда ответила неверно. ВОПРОСЫ: 1. Как древние греки назвали Чёрное море? (Поит Эвксинский, в переводе: гостеприимное море); 2. Какие народы населяли раньше кубанскую землю? (хазары, печенеги, половцы, ногайцы, меоты и др.); 3. Какое занятие для казака являлось главным? (военное дело); 4. Как древние греки называли Азовское море? (Меотида); 5. В каком году была основана ст. Павловская? (1822 г.); 6. Когда появился первобытный человек на территории Кубани? (более полумиллиона лет назад). Первый тур окончен, попросим жюри подвести его итоги.


Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…
Бабка с нехристями знаться

Не хватает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

Учитель: В старину было принято называть по святкам.

«СВЯТЦЫ» - список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке.

Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (ответы детей)

Любимый край. >>
Край ты мой любимый и родной, Люблю тебя я всей душой! Леса и реки, и поля, – это всё моя земля. Я люблю твои рассветы и пылающий закат, Белоствольные берёзы и весной цветущий сад! Ночью звёзд сиянье с неба отражается в воде. И за это всё спасибо я сказать хочу тебе. Травы, реки и леса, я люблю вас навсегда! Белозёрова Наташа.5 класс. Романовская СОШ,2011г. ВЕЧЕР Вечер ясен и тих, Спят в туманах поля. В голубых небесах Ярко пышет заря. Вот пахнул ветерок, Зашептал в тростнике. Вот и месяц взошёл И глядится в реке. Шанаурова Лена,5 класс, Романовская СОШ,2011г Осень. Осенняя дорога в далёкий лес уходит. Осенняя дорога через поля проходит. Секунды не теряя, прикрылася листвой. Кудрявая рябина нагнулась под сосной. И обе улыбались, и обе засмеялись. С природою осенней они вдруг повстречались. Юровских Люба, 5 класс Романовская СОШ, 2011г УТРО Наступило утро в нашем крае, Словно я очутилась в рае. И бегу по траве росистой, Словно по тропинке золотистой. И туман рассеялся над лесом, Словно выгнала природа беса. И пришёл к нам новый день, И снова расцвела сирень! Юровских Люба, 5 класс Романовская СОШ, 2011г * * * Нет милей родного края, Это точно знаю я. Ведь у нас Суерь – река И колышется трава. Звонко птички напевают И играет ребятня – Всё это Родина моя. Бузлукова Настя,5 класс, Романовская СОШ

4.Итог урока.

-На Кубани живут люди 120 национальностей, назовите большинство из них.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданье старины

Забывать мы не должны,

Слава русской старине!

5.Дом. задание: - записать имена и фамилии ваших родственников и соседей, доказать, что на Кубани живут люди разных национальностей;

- узнать, каково происхождение и значение вашего имени.

Тема «Промыслы и ремёсла на Кубани»

Цели:

-расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах;

-приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;

-воспитывать уважение к культурным и национальным традициям;

-освоить технику работы с пластическим материалом (глиной).

Оборудование:

- карта Краснодарского края, условные знаки;

- образцы глиняной посуды, глиняных игрушек, глина, блюдце с водой,

- подкладная доска, резак, поролоновая губка, стека, сантиметровая лента, сито,

- рисунки орнаментов.

Ход урока.


  1. Орг. момент

  2. Введение в тему.

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремёслами жителей Кубани. Узнаем, чем занимались наши предки, познакомимся с некоторыми видами ремёсел, попробуем сами овладеть одним из видов. Я познакомила вас с темой нашего урока. А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Где вы слышали или встречали эти слова? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(значения записать на доске)

  1. Объяснение нового материала.

«ПРОМЫСЕЛ» - мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном»

«РЕМЕСЛО» - профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом»

В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных изречений.

Обладнання: комп`ютер, виставка книг про Глухів, портрети, карта Глухова. Епіграф: >>
300-річчю Гетьманської столиці присвячується Мета: розширити знання учнів про рідний край, про місто, у якому живуть, навчаються, про людей, іменами яких пишається наш край; познайомити з історією виникнення вулиць з ХVІІІ ст. і до сьогодення; виховувати любов до рідного краю, гордість за нього. Обладнання: комп`ютер, виставка книг про Глухів, портрети, карта Глухова. Епіграф: Немає кращої землі, Як та, що зветься Краєм рідним! В. Раєвський Хід заходу Демонстрація фільму про Глухів. Дякую. А ми вже маємо щастя, бо народилися в цьому місті, ходимо його вулицями. Я з Глухівського краю, Що від краю й до краю білим цвітом обілений, Хмільним хмелем обплетений, Солов`ями оспіваний, земляками-поетами. Дорогі друзі! З любові до рідного краю, до матері-землі починається людина. Не можна любити те, чого не знаєш. Пізнання історії свого народу й любові до нього нерозривні. Тому сьогодні ми з Вами підемо тими стежками, якими ходили люди, що прославили нашу землю. Ви щодня йдете до школи чи до друзів вулицями, які носять ту чи іншу назву або чиєсь ім`я. Ось ми і поговоримо на нашій зустрічі про вулиці нашого міста. Чому моя вулиця носить таке ім`я? Спробуємо дізнатися. Отже, розпочинаємо нашу мандрівку. Зупинка перша. «Рідне місто моє». Учень розповідає вірш «Балада про Глухів» Шумлять і пролітають над Глуховом роки і століття, а він стоїть: коли у тихій задумі, як співається у пісні, а коли бурлить, вирує пристрастями і гнівом своїх мешканців, котрі піднімалися на боротьбу зі своїми гнобителями і поневолювачами. Моя глибинко, сіверська провінція, До тебе всі дороги і стежки. Я величаю Глухів мій столицею І повертаюсь в золоті віки. Розповідь про Глухів (додаток 1). Ще довгі віки буде сходити і заходити сонце над нашим давнім і молодим містом, будуть змінюватися покоління мешканців, та в їхніх серцях завжди буде любов до нього, а ми ще раз повернемося до його історії та сьогодення. Саме вулиці – це жива пам`ять історії. І дуже важливо знати, чому саме таку назву носить вулиця, провулок, площа. Звучить вірш «Березовському». Відомий український поет Борис Олійник сказав: «Якщо з цього гнізда вилетіли такі два могутні орли, як М. Березовський і Д. Бортнянський, то Глухів виправдав своє призначення в історії українського народу». Отже, зупинка друга - вулиця Бортнянського.



Пословицы – это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. В кратких пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Пословица, как затейливый узор. Тоже имеет свои образные корни. Давайте вспомним русские пословицы, связанные с ремеслом.

«Всякому молодцу ремесло к лицу»

«Имею ремесло – и на камне хлеб достану»

«Не просит ремесло хлеба, а само кормит»

«Ремеслу везде почёт»

«Всякое ремесло честно, кроме воровства»

-Объясните смысл этих пословиц. (ответы детей).

Развитию промыслов на Кубани способствовало строительство Владикавказской железной дороги. Как вы думаете, почему? Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.

Коренные жители станиц – казаки – продолжали заниматься земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырьё: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьём был богат тот или иной район, этим промыслом и занимались люди.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ >>
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 29 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ВИШЕНКА» ГОРОД НОРИЛЬСК КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, д.19, т. (3919) 23 84 24, e-mail: mbdou29@mail.ru Методический комплект консультационного материала для работы с родителями воспитанников «Материнская школа» Материал разработали: Воспитатели МБДОУ № 29 – Павловская Елена Витальевна, Протченко Елена Николаевна, заместитель заведующего по УВ и МР – Околотина Ирина Васильевна г.Норильск 2011г. Занятие 1. Роли матери и отца в воспитании детей Всегда уважением пользовалась та семья, в которой родственники относились друг к другу терпимо, где царила атмосфера взаимопонимания и все слаженно трудились. Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» : в семье: «Мир да лад — большой клад», «В семье любовь да совет, так к нет», «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить», «Согласную семью беды обходят» и др. Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье стро­ились на любви и ласке (во всяком случае, к этому стремились, это считалось правильным, необходимым). Важным элементом народ­ной педагогики быловоспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших — сам стар будешь», «Ста­рых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки по­садят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки». Роль матери Детей учили по-особому относиться к матери. По традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и вос­питании ребенка. Она не только заботилась о его здоровье, защища­ла от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не тамать, что родила, а та, что выходила», — го­варивали старики. Только в последние годы ученые пришли к заключению, что получен­ный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом вли­яет на умственное и психическое разви­тие ребенка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. Вам по­кажется интересным тот факт, что уже люди традиционного общества прекрасно знали, что недостаток материнского внимания и за­боты в первые годы жизни ребенка негатив­но сказывается на его будущем; недаром су­ществуют пословицы: Кто без призора в колыбели, тот век не при деле . Напряталась матка от деток — напрячутся и детки от матки. От доброго дерева — добрый и плод. При солнце тепло, при матери — добро. Сердце матери лучше солнца греет. Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

(при рассказе на карту Краснодарского края наносятся условные знаки о промыслах и ремёслах на Кубани)

Казачье население предгорных станиц из-за того что качество земли было хуже, занимались скотоводством и лесным промыслом (вывоз лесных материалов)

В станицах, расположенных в низовьях реки Кубань и Азовского моря, занимались плетением сетей, строительством лодок.

В лесогорных районах преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева: бондарное дело, производство колёс, телег).

Цель программы: >>
Название программы - программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами музейно-образовательной деятельности «Люби и знай свой край». Автор: Трепачева Анна Васильевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ с. Яренск Ленского района Архангельской области (высшая квалификационная категория), Экспертиза программы: программа рекомендована к использованию в образовательном процессе экспертным советом МОУ «Информационно-методический центр» Ленского района, Архангельской области 18.09.2009 года. Адресность программы, формы реализации: Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет и осуществляется через познавательную, изобразительную и игровую деятельность детей, является программой реализационного типа. Цель программы: Систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей средствами музейно-образовательной деятельности. Задачи: Ознакомить детей с историей, культурой и природой родного края, уделяя особое внимание активизации познавательной деятельности, развитию мышления: процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления. Развивать речь детей: расширять объем словаря с опорой на активное познание детьми их окружения, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь и речевое общение. Формировать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, родному селу, краю, стране: развивать у детей интерес к познанию прошлого и настоящего родного края (села), чувство гордости за своих земляков; воспитывать любовь к родному краю (селу) и бережное отношение к тому, что окружает в нем. Способствовать деятельностному общению детей и родителей в процессе создания и обогащения музейных экспозиций, участия в проектной деятельности. Принципы построения программы: Принцип историзма, заключающийся в сохранении относительного хронологического порядка описываемых явлений, который сводится к двум историческим понятиям: прошлое («давным давно…») и настоящее («в наши дни…»). Принцип индивидуально-личностного ориентирования воспитательно-образовательного процесса, умения педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и ориентировать на такие общечеловеческие ценности, как любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип диалогичности. Реализуются характерные и разноуровневые диалоги: культур, времен, ребенка с культурным прошлым и настоящим; взрослого и ребенка в музейной среде. Принцип комплексного подхода. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются в процессе разных видов детской деятельности. Принцип постепенности, «пошаговости». Планирование работы осуществляется с учетом возрастных возможностей детей с определенным усложнением.

В степных районах распространены кожевенное, шерстобитное (кустарь, взбивающий шерсть для прядения), колёсное, гончарное производства.

Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывающие овечью шкуру),портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные)

При обустройстве и заселении городов и станиц края повысился спрос на строителей: плотников, каменщиков, кровельщиков.

Широкое распространение среди ремесленников получило отходничество( когда крестьяне уходили на сезонные работы в огород).

В начале ХХ в. В крае стала развиваться торговля, появилось большое количество ярмарок, базаров, на которых ремесленники продавали свой товар.

Понятие «соотечественник». >>
О г л а в л е н и е: Понятие соотечественника 1 Документы, необходимые при въезде в Российскую Федерацию 3. Последовательность действий участника Государственной Программы 1-2 4.Документы, необходимые для определения правового статуса соотечественников на территории Российской Федерации 2-7 5. Государственные гарантии и меры социальной поддержки 7-8 6. Органы исполнительной власти Красноярского края, участвующие в реализации краевой программы 8-9 7. Приложение: 9- Гостиницы г. Красноярска 10-11 Информация по территориям-участникам Программы 12-16 Понятие «соотечественник». Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием "соотечественники за рубежом"1 подразумеваются: - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; - лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; - выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства); - потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. Решение об участии в Государственной программе «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2006-2012 г.г.» (далее – Государственная программа) принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации. Документы, необходимые при въезде в Российскую Федерацию



Ученик 1:

К нам сюда скорее просим,

Приходи, честной народ,

Веселиться начинайте,

Всех вас ярмарка зовёт!
Ученик 2:

Вот ремесленник трудяга

Свой товар доставил вам.

Он его не продаёт, а даром отдаёт.

На ярмарке бывайте,

Ничего не забывайте!



  1. Физ. минутка.

Учитель: На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли. Вот и мы сейчас проведём игру «Царь-картошка»

(Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают).



  1. Закрепление.

-Сегодня мы познакомились с одним из видов ремесла. Но прежде чем назвать его отгадайте загадку.

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу» (глина)

-Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина? Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (гончар)

- Где добывают глину?

- Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из неё делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приёмы. Наиболее распространёнными были на Кубани русская и украинская традиции.

1. Общие положения >>
3.9.5. Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг в Учреждении регламентируется локальным актом - «Положением о платных дополнительных образовательных услугах», утвержденным приказом заведующего Учреждения, договорами, заключаемыми Учреждением с родителями (законными представителями), договорами возмездного оказания услуг, заключаемыми Учреждением с педагогическим работниками, оказывающими платные дополнительные образовательные услуги, приказом по Учреждению об организации платных дополнительных образовательных услуг. 3.9.6. Доход от платных дополнительных образовательных услуг, реализуемых в Учреждении, используется Учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями. 4. Структура финансовой и хозяйственной деятельности Учреждения

Изделия, выполненные в украинских традициях, встречающихся на Кубани, отличаются от русских яркой, многоцветной росписью или лепными украшениями с растительным орнаментом. (демонстрация фотографий с изображением посуды).

В каждой семье была необходима глиняная посуда: макитры, махотки, миски, ситечки, кувшины).Некоторые традиции казаки переняли у адыгов.

-Всякая ли глина подходит для изготовления керамических изделий?

-Для работы наиболее пригодна глина с незначительным содержанием песка Слишком жирная глина не годится для работы. Изделия из неё после высыхания трескаются, поэтому в неё надо добавлять немного мелкого песка.

- Знаете ли вы, какой путь должна пройти глина, чтобы превратиться в керамическое изделие? Послушайте загадку.

«На топтале был, на кружале был,

На пожаре был, домой пришёл –

Семью кормил» (горшок)

-Догадались ли вы о чём эта загадка? Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

-ребята, а знаете ли вы какие инструменты необходимы гончару, для работы? (Гончарный круг, печь для обжига изделий и др.)

- мы с вами познакомимся на этом уроке с ручной лепкой изделия. Для этой работы нам понадобится: резак, поролоновая губка, карандаш, нож, стека, линейка, качалка, сантиметровая лента, сито, дощечка, ткань.

- На этом уроке вы побудете немного гончарами. Подумайте, чтобы вы хотели изготовить из глины. Но при этом не забывайте, что сложность изделия определяет способ его выполнения.

- Какие способы лепки вы знаете?

Конструктивный способ – когда изображаемый предмет лепят из отдельных частей.

Пластический способ – когда изделие выполняют из целого куска.

Комбинированный способ – включает в себя как конструктивный, так и пластический способы.

1).Изготовление изделий.

2). Выставка и анализ выполненных работ.



  1. Итог урока.

- С какими видами ремёсел на Кубани вы познакомились?

- Что узнали нового на уроке?



  1. Дом. задание.

Дома подсушите свои изделия. Принесёте работы на урок рисования, мы их раскрасим.

Тема «Традиционное жилище народов Кубани»

Цели:

- познакомить детей с названием жилища казаков

ГОСТИНИЦА «НЕБЕСНАЯ» Анапа, Джемете >>
ГОСТИНИЦА «НЕБЕСНАЯ» Анапа, Джемете ПАМЯТКА: КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ГОСТИНИЦЫ Расположение, адрес и как добраться до Анапы и гостиницы Адрес гостиницы *Небесная*: 353456 Россия, Краснодарский край,  г. Анапа, Пионерский проспект, дом 48, кв. 2.  Координаты для GPS навигатора: 44°56'54,40"С  и 37°18'05,56"Е Гостиница расположена во второй линии строений побережья Джемете, почти в самом центре района – напротив пансионата «Джемете».   Расстояние 1 500 км. от Москвы, 170 км. от Краснодара, 400 км. от Ростова-на-Дону, 50 км. от Новороссийска, 90 км от Геленджика, 360 км. от Сочи  и 100 км. от Крыма. До Анапы автомобилем Откуда бы вы не двигались с северных районов России необходимо, прежде всего, выехать на трассу М-4 «Дон». По ней добраться до Ростова-на-Дону и продолжить движение по трассе М-4 на Краснодар. Проезжаете станицу Кущевская (справа) и примерно через 15 км будет поворот на станицу Кисляковскую. Проезжаете Кисляковскую насквозь, затем, станицу Ленинградскую и далее следуете на станицу Каневскую по трассе Ейск-Краснодар. В Каневскую заезжать не нужно. Перед станцией, на кольце поворачиваете налево на Тимошевск-Краснодар на объездную дорогу и едите до Тимашевска. В Тимашевске – 1-е кольцо направо, переезжаете через железную дорогу, затем по главной дороге до Т-образного перекрестка, на перекрестке налево, а через 100 метров направо по указателям Калининская, Красноармейская, Славянск на Кубани. По всем указателям двигаться до Славянска на Кубани. Проехав Славянск-на-Кубани движетесь по трассе на Темрюк. Затем, проезжаете Анастасиевскую, и едите до колхозов Светлый путь Ленина и Красный Октябрь. В станице сворачиваете на местную дорогу с указателем «Варенинковская». Проехав Варениковскую, едите через Фадеево и Гастагаевскую прямо на Анапу. Везде есть указатели «На Анапу», – не промахнетесь. Подъезжая к Анапе, будете проезжать пос. Чембурка, почти сразу после него будет кольцо. Налево Новороссийск, направо в Витязево, а вам нужно двигаться прямо. Через километр развязка, налево город, на развязке нужно повернуть направо и двигаться в сторону ж/д вокзала до светофора. А на светофоре повернуть налево и через километр будет еще один светофор и рота ДПС. На роте ДПС направо и через 400 метров справа будет наша гостиница. Въезжая в город, пожалуйста, позвоните, и мы встретим вас на Проспекте. Александр Чернышов

- познакомить с внутренним убранством казачьей хаты;

- воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества;



Оборудование:

- иллюстрации с изображением жилищ, карточки с названием различных видов жилищ.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

- Что является жильём, для чего оно необходимо? Наличие жилища – необходимое условие человеческой жизни. По-разному строили и строят своё жильё. В настоящее время привычно и повсеместно используется слово ДОМ. А как называлось основное жилище казаков на Кубани? (круглая хата, т.е. многокомнатная)

  1. Объяснение темы «Дом, в котором жили наши предки»

-Издавна повелось в станице – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Турлучные и саманные жилища возводили обычно сообща, всем «обществом»: силами родственников, соседей, друзей.

Хорошего мастера – клальщика самана в то время трудно было найти: он был нарасхват! Поэтому с ним заранее, ещё допло года до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы.

ВИЧ-инфекция в Приволжском федеральном округе >>
ВИЧ-инфекция в Приволжском федеральном округе (первое полугодие 2012 г.) За первое полугодие 2012 года на административных территориях ПФО вновь выявлено 8334 случая заражения вирусом иммунодефицита человека, в том числе 62 – у детей до 14 лет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, темп прироста числа новых случаев инфицирования ВИЧ в среднем по округу составил +9,9% и только на трех территориях округа (Кировская и Оренбургская области, Пермский край) имел отрицательное значение. Наибольшее значение темпа прироста отмечалось в республиках Башкортостан (+39,5%); Удмуртия (+26,0%); Татарстан (+15,5%); Нижегородской (+28,8); Саратовской (+18,9%) областях (таблица 1). Показатель заболеваемости в среднем по ПФО составил 27,9 на 100 000 населения, что выше уровня 2011 года (25,1). На пяти территориях округа в 2012 году инцидентность превышала среднеокружное значение: Самарская область – 62,8; Пермский край – 46,2; Ульяновская и Оренбургская области – 38,1 и 34,3 соответственно; Республика Башкортостан – 31,1. Таблица 1 Количество выявленных ВИЧ-инфицированных на административных территориях ПФО Территория Выявлено за 6 мес.2011г. (абс.) Выявлено за 6 мес.2012г. (абс.) Число зарегистрированных. ВИЧ–инфицирован-ных российских граждан среди жителей субъекта ПФО (вкл. ГУФСИН) на 01.07.2012г. (абс.) Показатель пораженности, на 100 000 населения Башкортостан 907 1265 13762 272,4 Марий-Эл 45 51 1042 120,4 Мордовия 35 44 991 79,4 Татарстан 528 610 13708 285,4 Удмуртия

Когда стены уже были возведены – неделю – другую давали им для «осадки». После этого приглашали плотника с помощниками, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери, ставил стропила наверху. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.

Дальше хату мазали (штукатурили), белили. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашение священника, кучей гостей и родственников.

Начинались песни за столом, пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»

И что удивительно: простояли! Летом в них всегда было прохладно, а зимой – тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!

Наряду со словом хата, в этом же значении употребляется слово КУРЕНЬ.

Курень – традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков. Имел 2-4 окна на уличном фасаде со ставнями. Внутри горницы справа и слева от входа находились печь, по диагонали от неё передний угол со столом, в углу против входа – образа. Над входом от печи до противоположной стены на расстоянии около 0,7 м от потолка тянулись полати. Зимой на них спали, летом хранили тяжёлую одежду. Вдоль стен стояли широкие лавки. Обязательными предметами обстановки дома являлись сундуки и коробья, в которых хранили одежду. Для убранства помещений использовались различные коврики и занавески. Интерьер дома зажиточных казаков отличался подчёркнутой декоративностью. Стены украшались оружием, конской сбруей, семейными фотографиями. (демонстрация кубанской хаты)


  1. Обобщение.

- Рассмотрите картину, на которой художник допустил ошибки Помогите хозяевам разобраться, какие предметы здесь лишние? (ответы детей)

- С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену пришли им деревянные и кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку, если стены были крепкими, не рушили, а перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещением: кухней, кладовой.



  1. Итог урока.

- Как же строили хаты? Ответ мы можем найти прослушав отрывок из стихотворения кубанского поэта И.П. Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас»:

Ученик 1:

Строить дом в степи-

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси, то саман меси,

То формуй, да расставь его к ночи.



Ученик 2:

Леса не вокруг, всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

Ученик 3: В доброй хате той всей семьёй покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло.

В ясный день светло, а уж летом прохлада какая!



Учитель: - из чего строят современные дома? (ответы детей)

  1. Дом. задание.

Сделать макет или нарисовать рисунок жилища разных времён и народов. Рассказать о нём по плану:

а) когда существовало жилище?

б) кто в нём жил?

в) из какого материала было построено?



Тема «Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха».
Цели:

- знакомство с историей своего народа, обрядами, обычаями, связанными с

религиозными праздниками;

- объяснить почему Пасху называли Великой и что она значила в жизни

земледельца;

- совершенствовать эмоционально-волевую сферу учащихся.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

- В степях Кубани, как известно, лесов было мало. Может быть, поэтому казаки с особым чувством относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. О нём даже слагали песни. В одной из них были такие строчки:

Уж ты верба моя,

Листом кучерявая,

Ты не стой, не стой,

Ой, да верба моя,

Над речкою быстрой.



  1. Объяснение темы «Великая Пасха»

-Едва приближался февраль – ещё трава не выглянула из-под снега, а вербы уже открывали свои крошечные, как бусинки, листочки; они сплетались в тонкую ткань и колыхались, как рыбацкие сети, что вывесили у берега для просушки.

Впрочем, ивы были ещё своего рода природной точкой отсчёта времени в казачьем быту. Когда люди расходились по домам в день Вербного воскресенья, отмечая вход Иисуса а Иерусалим, и несли перед собой, как свечи, пушистые ивовые прутики, они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний.

Все ждали этот праздник, готовились к нему. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили и мыли лошадей. Женщины наводили порядок в жилищах, стирали занавеси, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Доставали из сундуков одежду выветривали её и выглаживали.

Портные и сапожники были нарасхват!

Видя такое старание людей, не отставала и природа. Очнувшись от зимней дремоты, она выбеливала сады цветом всё гуще и гуще.

Удары молота в кузне, звон плотницких топоров по дворам, гул церковных колоколов в будни и по воскресеньям убыстряли весенние дни, делали их короче.

В один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулёвки – специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату. Окружали, развязывали, брали муку щепоткой. И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает её тулупом и тут же объявляет невесткам: «Завтра пасхи печём»

В день приготовления пасхи – Великую пятницу – детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе.

В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла: «Прекратите! Грех ругаться на Пасху. Хлеб поставили в печь!»

С утра во всех уголках хаты, а особенно ближе к русской печи, пахло ванилью, сушёнными фруктами, изюмом, вареньем. Девчонки колотили в стаканах гоголь-моголь, чтобы украсить пасхи, размазав его гусиным пером по верхушкам, после чего посыпали их сверху крашенным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца.

Вечером, когда вся семья была в сборе, все кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем обращали взоры к святому углу, где находилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом, и молились ей.

Во все пред пасхальные дни у икон горела лампада. Стояла плащаничка – эмалированный поднос, на котором располагалась пророщенная пшеница, а в центре миниатюрного зелёного поля – свеча и три красных яичка.

Впереди ещё была всенощная служба в церкви, освящение куличей, разговенье на рассвете, праздничное гулянье. Катанье на тачанках, гружёные линейки богатых казаков, что щедро развозили по станице угощении бедным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца.

Пасха – праздник для всех!




  1. Обобщение.

- Казаки исстари считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнёта и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла»

В каждой хате был святой угол, где висели иконы, которые передавали из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранились Библия, Евангелие, молитвенник. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. За всем этим просматривается система религиозных взглядов, убеждений, искренне стремление приобщиться к духовной культуре.



  1. Итог урока.

- Почему Пасху называли Великой?

- Как готовились к Великой Пасхе?



  1. Дом. задание.

Выполните рисунки по теме «Пасха».

Классный час

Тема «Кубань – наш многонациональный дом»

Цели:

- познакомить с историей возникновения дружбы между русскими и адыгами;

- показать численность и национальный состав нашего края;

- воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям

кубанского казачества.

Оборудование:

- карта Краснодарского края и Адыгеи;

- выставка книг: «Родная Кубань»: страницы истории (под ред. Н.В. Ратушняка), «Введение в историю Кубани» М.В. Мирук, Т.А. Науменко;

- фотографии, картины, рисунки.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

  3. Объяснение материала. (в форме деловой игры)

Учитель: Люди каких национальностей живут рядом с вами, учатся в одной школе? Многонационален состав жителей Краснодарского края. Сегодняшний урок посвящён русско-адыгейской дружбе, её истории.

Историк 1: Бжедуги – до середины ХYII в. Проживали на Черноморском побережье Кавказа между нынешними Сочи и Туапсе. В дальнейшем перешли через главный Кавказский хребет на север и поселились в предгорной полосе Закубанья, в долине реки Псекупс.

Ученик: Почему племена ушли с побережья?

Историк 2: По легенде, к ним в ХYI в. Переселились султаны, родственники крымского хана. Опасаясь его гнева, они смогли уговорить местные племена уйти с моря в безопасное место. Часть племени обосновалась на берегах Псекупса в районе нынешнего г. Горячий Ключ. По легенде известно, что переселение было очень трудным, другие племена тоже имели желание жить в этом благодатном краю. Поэтому по пути приходилось участвовать в боях.

Работник музея: Места боёв сейчас заросли травой и лесом, но до настоящего времени сохранились курганы, в которых хоронили князей. Один из них «Пшикха» находится на месте ст. Ключевой, которая сейчас является жилым районом города. Другой памятник стоит на пути в Дантово Ущелье на территории курортного парка санатория «Предгорье Кавказа». Это мраморная колонна с надписью на старо - турецком языке. Не многие люди знают сейчас этот язык и могут прочитать старо - турецкую вязь, но нам это доступно благодаря сохранившимся архивным документам.

Учитель (ребёнок): Указанная дата из календаря соответствует времени с 23 ноября по 21 декабря 1710 г. Более сильные племена боями теснили их к реке Кубань.

Учитель: Природные условия Кавказа – горы, леса, реки создавали условия для развития народов Кавказа. Культурная жизнь народов нашла отражение в результатах их деятельности: сооружения, поселения, жилища, боевые башни, мосты, а также в произведениях искусства: картины, ковры, ювелирные изделия, циновки, посуда.

Историк 3: Кавказская война не мешала горцам, порой, откладывать оружие и приезжать в казачьи станицы, где было радушие и гостеприимство. Казаки с удовольствием приезжали в гости в аул с ответным визитом. За праздничным столом казаки и горцы узнавали друг о друге. Такое соседское общение сближало два народа, связывало их, способствовало постепенному установлению надёжного мира и добрых отношений. Невозможно не оценить мудрости наших предков, которые даже в обстановке военных потрясений умели находить общий язык и ценить чужую культуру и обычаи.

Ученик1 :

Богат наш край садами и хлебом.

Цемент и нефть он Родине даёт…

Но самый ценный капитал Кубани

Простой и скромный труженик народ. (В. Подкопаев)

Учитель: На Кубани проживают представители боле100 национальностей. В связи с распадом Советского Союза в Краснодарский край прибыло более 150 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из Армении, Азербайджана, Абхазии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Грузии, Чечни. Основную часть из них составляют русские. Но здесь проживают и украинцы, адыгейцы, армяне, греки, эстонцы и другие народности.

Русский народ всегда отличался высокой нравственностью и бескорыстием. Алчность, стремление к наживе за счёт других всегда осуждались. Чрезмерное богатство было не в почёте, так как оно обычно создавалось на ограблении других. В почёте – благородство, смелость, самопожертвование во имя Родины.

Русским присущи такие черты, как широта души, терпение, доверчивость, уважение к разным народам.

Велика прослойка сильно обрусевших украинцев, считающих себя русскими.

Русские начали заселять правобережье Кубани в конце ХYIII в. После второй русско-турецкой войны границей на Северо-Западном Кавказе была признана река Кубань. Для охраны новой границы требовались опытные воины. Такими воинами могли стать запорожские казаки, принимавшие участие в войне с Турцией. Екатерина II подписала в 1792 г. Указ о переселении казаков на Кубань. В это же время стала заселяться донскими казаками Прикубанская линия.

Ученик 2:

Здесь, под берегом правым Кубани,

С поразившей землёю в глазах

Спит в терновом цветущем кургане

Нашей кровной былины казак.

Ученик 3:

Презирал он рабство и роскошь,

Почитал товарищества круг,

Как водилось в Сечи Запорожской

И потом потеснённый за Буг.

Ученик 4:

Чтобы вольностью хвастал не сильно

И не смел царедворцев пужать,

Повелела ему Катерина

У Кавказа границу держать.

Ученик 5:

И привольно раскинув станицы

Над простором Кубани-реки,

Словно вольные сильные птицы,

Охраняли свой род казаки.

Ученик 6:

И Отечеству верной защитой

Был казак на коне – исполин!

Боевых эскадронов копыта

Потрясали Париж и Берлин.

Ученик 7:

Где б он ни был, тянуло до хаты,

До степи, что в пшеничных возах.

Революции близкой раскаты

Чутко слышал крестьянин-казак.


  1. Обобщение.

- Внешние миграции привели к изменению национального состава населения края. Армянская диаспора на Кубани всегда была достаточно мощной, и во многих городах (Армавир, Туапсе) количество этнических армян велико. В настоящее время по численности населения они занимают 2 место. За ними следуют украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Самым многонациональным районом края в настоящее время является Крымский. (Демонстрация таблицы «Численность населения отдельных национальностей на Кубани»)

  1. Итог урока.

- Можем ли мы назвать Кубань – многонациональным домом?

- Люди каких национальностей живут в крае?



  1. Дом. задание.

Нарисовать рисунки на тему «Кубань – наш многонациональный дом»

Классный час

Тема: «Любимый уголок земли – Абинский район»

Цели:

- продолжить знакомить учащихся с историей своей малой Родины;

- познакомить с гербом Абинского района;

- развивать умение самостоятельно добывать информацию путём опроса

знакомых и родственников;

- воспитывать чувство гордости за свой район, посёлок.



Оборудование:

- карта Абинского района;

- фотографии улиц и памятных мест;

- изображение герба Абинского р-на.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение тему урока. Беседа.

Учитель: - Предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему району. Сегодня мы проведём её, не выходя из класса.

А знает ли вы, что наш приморский городок полон тайн, чудес и загадок? Откроет ли он их вам – зависит только от вас. Ведь только внимательным и любознательным открываются секреты.



  1. История основания Абинского района.

В Х-ХVIIIвв. Главенствующее место здесь занимали адыгские племена, черкесы, как назовут их многие другие народы.

Гордый воин шапсуг, пришедший сюда с южных склонов Кавказского хребта, станет достойным противником храброму вольному казаку, прибывшему сюда на освоение новых земель, дарованных императрицей Екатериной. В великих трудах, в 1834 г., отряд прославленного Кавказского генерала Вельяминова построит Абинское и Николаевское укрепления, которые станут опорными пунктами между укреплением Ольгинским на реке Кубань и крепостью Геленджик. Укрепления сыграют свою роль в Кавказской войне и будут упразднены в 1854 г.

А через 9 лет, в 1863 году, между реками Абин и Иль будет построено 8 казачьих станиц: Абинская, Антхирская (Ахтырская), Хабльская (Холмская), мингрельская, Шапсугская, Эриванская, Ильская, Грузинская. В них разместится Абинский конный полк, которому 19 февраля 1868 г. За заслуги перед Отечеством будет пожаловано простое знамя. (Демонстрация герба Абинского р-на)


  1. Достопримечательности Абинского района.

Ученик (штурман): Штурман направление движения укажет,

Выйти на маршрут поможет,

Карта с планом всегда

У меня припасена.

(Демонстрация карты Абинского р-на)
-Абинский р-он расположен в юго-западной части Краснодарского края;

Площадь р-на – 162364 га

Площадь лесов – 67573 га

Население р-на – 102,3 тыс. чел.

Районный центр – г.Абинск

Население города Абинска – 38,9 тыс. чел.



Ученики (знатоки): Секреты улиц мы разгадали,

Расскажем и вам, о том, что узнали.

(дети рассказывают об улицах, на которых живут и о достопримечательностях, расположенных на них.)

Ученик (историк): Я историю Кубани изучал,

Многое про наш район я узнавал.

Расскажу о том, как герои-земляки

Родине любимой пользу принесли!



Учитель: - А ведь действительно, историю города создают его жители своими делами, поступками, подвигами. Память о наиболее достойных, благодаря землякам, увековечивается в названиях улиц.

- И так, вы готовы к экскурсии? Проверим вашу готовность. Скажите, как называют людей, живущих в одном доме?

- хуторе? (хуторяне)

- станице? (станичники)

- городе? (горожане)

- в п. Ахтырском? (Ахтырчане)

- в России? (россияне)

- Земле? (земляне, земляки)

- Кого мы называем землянами? А земляками?


  1. Физ. минутка.

Ученик (физрук):

И физрук в походе нужен.

Без меня не отдохнёшь,

Я зарядку предложу.

Силы в вас вселю.

-Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо,

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце- руки в боки,

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.


  1. Обобщение.

- Демонстрация фотографий «Чем знаменит нар район»: Ахтырский хлебозавод,

Холмский элеватор, НГДП, здание железнодорожной станции «Линейная» - памятник архитектуры начала 20 в.

- Горы, реки, равнины, леса- это тоже достопримечательности нашего района. Горы радуются именам своих перевалов: Арочный, Эриванский, бабича. Кабардинский. Реки называются так, что в их именах слышится непредсказуемость нрава: Хабль. Ахтырь. Бугундырь, Абин, Адыгой, Скобидо, Эриванка. Загадочные имена. Реки стремились в равнину. Там на равнине, величаво несла свои воды главная река края – Кубань. Верно служила людям река Аушедз. Равнина встречала горные реки простором и покоем.

…Горы молчат. Они думают о том, что ещё подарить человеку: нежный цветок, умытый утренней росой, яркую бабочку, порхающую на солнечной поляне, серебристую рыбку, играющую в реке на вечерней заре.

Щедрыми подарками они предупреждают человека о том, что каждое срубленное дерево, нарушенное русло реки, браконьерски убитый зверь, больно отзовутся в судьбах будущих поколений. Горы зовут подняться нас на синие вершины, пройти чуткими звериными тропами, услышать вечные звуки жизни.


  1. Итог урока.

–Вот и закончилось наше путешествие.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня во время экскурсии?



  1. Дом. задание.

- Придумать свой герб нашего посёлка или района, изобразить его в рисунках, в аппликациях, в скульптурах из пластилина.


Классный час

Тема «Кубанская ярмарка»

(Внеклассное мероприятие)

Цели:

-воспитывать и прививать любовь к малой Родине;

- бережно относиться к её природе, быту, традициям кубанцев;

- развивать творческие способности учащихся.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим один из праздников, проводимых на Кубани – Кубанская ярмарка. Любит родную Кубань, свою маленькую родину, бережно относитесь к окружающему миру, чтите традиции своего народа»

  1. Открытие ярмарки.

Ученица (казачка): «Добрый день, гости званные и желанные! Люди старые и молодые, милости просим на ярмарку!

Ученик (казак): Приглашаем заглянуть,

Потрудитесь отдохнуть,

Ярмарка ждёт гостей,

Заходите поскорей!


Ученица (казачка):

Рады гостям, как добрым новостям!

Гостей из Хмурограда нам не надо!

Ученик (казак):

Проходите, не тушуйтесь!

Будем сегодня чаи гонять,

Хороводы водить,

Хлеб –соль кушать!

Да песни слушать!

Всех привечаем, всех душевно встречаем!

(Дети рассматривают ярмарку – выставку, далее читают стихи)



Ученик 1:

Посмотрите вокруг: зачарует краса.

Нету края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Ученик 2:

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань, эта житница нашей страны,

Стихами и песнями славится!


  1. Работа с пословицами.

Ученик (казак): Хлопцы, а кто знает пословицу про казаков?

-«Казак без огня, что солдат без ружья»

- «Казак в беде не плачет»

- «Казак сам голодает, а конь его сыт»

- «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»

- «Терпи казак, атаманом будешь»



  1. Физ. минутка

(танец с рушниками. Кубанская народная песня «Полюбила Петруся»)

  1. Продолжение ярмарки.

Ученица (казачка): (обращается к танцевальной группе)

- Заходите, не пожалеете,

Коли время имеете!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Успеете отдохнуть и отовариться,

Пока гости собираются…

(Ведущие предлагают чай и усаживают за стол)

(Под музыку входит казак с казачкой, исполняют песню «Варенички», потом присаживаются за стол).

Учитель:

- Послала молодца под горушку по воду,

А водица далеко, а ведёрко высоко.

Собирались там у реки весёлые казаки,

Песни все спевали, а кони отдыхали.

По кубанскому обычаю, как водится, без игры, танцев не обходится»

(Исполняется танец)

Ученик (казак):

- Поспела новая игра,

Нелёгкое задание:

За дело взяться нам пора

И проявить старание.

К услугам вашим два ведра

Ну-ка, напои коня!

(Игра «Напои коня» Звучит кубанская народная мелодия).



Ученица 3:

-Растворила я блины,

Не сойти мне с места!

Стряпала, старалась я,

И ворота в тесте.

Как на прошлой неделе

Со стола блины летели

И сыр, и творог.

Всё летело под порог!

Ай да блины!

Три дня как испечены,

С дымом, с паром,

С головным угаром.

(Звучит русская народная песня «Блины»)



Учитель: А что за ярмарка и веселье без задиристых частушек? (Дети исполняют частушки)

- «Пропоём мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!»

- «У меня забавы две,

В том краю и в этом.

Одного люблю зимой,

А другого – летом!»

- «Кавалеры наши модны,

Никуда они не гоны,

По метёлке в руки дать,

По амбарам крыс гонять!»
- «Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души,

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши!»



Ученица (казачка): (обращается к гостям):

- А с чем вы к нам пожаловали?



Гости (ученики): -Есть чайник без крышки, без дна, только ручка одна.

-Серьги золотые, из меди литые,

Безо всякого подмеса, десять пудов веса.

-Резиновые калоши, с отдушиной, без подошвы!

- А вот квас!

С медком, с ледком!

И густой и забористый!

Кому квас, холодного квасу?

С моего кваску не бросишься в печаль и тоску!

Вот так квас, в самый раз!




  1. Обобщение.

(уч-ся читают стихи)

- Вот какой народ кубанский, хлебосольный

Много в нём душевной теплоты!

Славься край, певучий и раздольный,

Красота родимой стороны!
- Ты цвети, моя Кубань

Становись всё краше,

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.



(Звучит песня о Кубани «Земля моя приметная»)

  1. Итог урока.

- Понравилась Вам наша ярмарка? Все ли скупились, отдохнули? До новых встреч!


Список используемой литературы:

  1. Введение в историю Кубани, М.В. Мирук, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2004г.

  2. География Краснодарского края И.П. Лотышев, «Кубанский учебник» «Печатный двор Кубани» Краснодар 2001г.

  3. История Кубани Е.А. Хачатурова, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2005г.

  4. Кубанская старина А.В.Маслов, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2005г.

  5. Моя Кубань Н.В. Ситдикова, «Баро ПРЕСС» Ростов – на - Дону 2005г.

  6. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края И.П. Лотышев, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2006г.

  7. Родная Кубань. Страницы истории, В.Н. Ратушняк ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2003г.