Лекции 40 час практические занятия 0 час семинарские занятия 0 час лабораторные работы 10 час - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Лекции 40 час практические занятия 0 час семинарские занятия 0 час лабораторные работы - страница №2/2



3.3 Содержание учебного материала
Введение

Понятие эволюции живых систем. Методы исследований в эволюционной биологии. Связь теории эволюции с другими науками. Основные разделы теории эволюции.




  1. История эволюционных идей в развитии естественных наук. История эволюционных идей в развитии естественных наук. Учение Ж.Б. Ламарка. Ч. Дарвин и основные положения дарвинизма. Судьба дарвинизма. Неоламаркизм и генетический антидарвинизм и их причины. Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма.

Основные этапы в развитии теории эволюции. Эволюционные идеи в античный период.

Представления о развитии живой природы в древней Индии, Китае, Египте, Греции. Идеи Аристотеля, Платона, Гераклита, Лукреция. Роль первых европейских университетов как

центров сбора информации о многообразии живого мира. Варианты интерпретации научных фактов в средневековый период и в эпоху Возрождения. Развитие эволюционных взглядов в 18 – первой половине 19 века. Возникновение эволюционного учения как целостной системы взглядов. Учение Ж.Б. Ламарка, его оценка. Предпосылки возникновения дарвинизма. Учение Ч.Дарвина. Формирование классического дарвинизма, его развитие и кризис. Период синтеза генетики и классического дарвинизма. Переход к популяционному мышлению. Создание синтетической теории эволюции (СТЭ), ее плюсы и минусы. Основные оппозиционные теории эволюции: номогенез (Л.С.Берг, А.А..Любищев), сальтационизм (О. Шиндевольф), квантовая эволюция (Д. Симпсон), автоэволюция (А. Лима-де-Фариа), экосистемная теория эволюции (В.А.Красилов), нейтрализм ( М. Кимура), неовитализм ( Г.Дриш, Р.Рюйе), теория регрессивной эволюции (А.Львов). Богословские представления об эволюции – теизм, деизм. Дискуссии с креационизмом. Современные проблемы эволюционной биологии.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 2, 4).



  1. Происхождение и развитие жизни

Свойства живых систем: структурная сложность, иерархичность структуры и функции, дискретность, функциональность, ограниченная открытость, термодинамическое неравновесие, динамичность, циркуляция обратных связей, самоорганизация, самовозобновление, оптимальность. Информация в живых системах, ее специфика.

Земля как арена жизни. Особенности физико-химических условий планеты, благоприятствующих возникновению и эволюции живых систем. Уникальность Земли в солнечной системе.

Геохронологическая шкала - эоны, эры, периоды, эпохи. Способы определения относительного и абсолютного возраста фоссилий. Виды фоссилий, условия их формирования. Основные методы палеонтологии.

Основные современные гипотезы происхождения живых систем. Коацерватная гипотеза Опарина-Холдейна, ее критика. Экзобиологические гипотезы возникновения жизни. Основные нерешенные вопросы.

Этапы эволюции на клеточном уровне организации. Эволюция прокариот. Возникновение первичной биосферы. Варианты энергообмена у прокариот. Изменение газового состава атмосферы. Ускорение биологических циклов в биосфере. Гипотезы возникновения эукариот. Происхождение многоклеточных организмов.

Школа региональных и международных исследований >>
«Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Практика применения дипломатического протокола и этикета 031900.68 Международные отношения Форма подготовки – очная Школа региональных и международных исследований Кафедра международных отношений курс 2 семестр 4 лекции 6 (час.) практические занятия 22 час. семинарские занятия ____ час. лабораторные работы ____ час. консультации предусмотрены всего часов аудиторной нагрузки 34 (час.) самостоятельная работа 38 (час.) реферативные работы контрольные работы зачет 4 семестр экзамен ___семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования N 225 oт 29.03.2010. Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол N 6 от «18» июня 2012 г. Заведующая  кафедрой Троякова Т.Г. 2012г. Составитель (ли): Агафонов И.В., профессор I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от « 20 » июня 2013 г. № 6 Заведующая кафедрой Т.Г. Троякова Изменений нет II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой __________________ (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ РПУД Цель освоения дисциплины состоит в приобретении магистрантами знаний о сущности одной из важнейших составляющих профессионального обеспечения международных отношений, одного из неотъемлемых организационно-политических инструментов дипломатической службы - дипломатического протокола, являющегося инструментом дипломатической деятельности и призванного служить успешному вы­полнению стоящих перед ней задач. Задачами курса является получение магистрантами информации и навыков организации и ведения протокольной работы, а также овладение нормативами и спецификой дипломатического этикета при реализации различных форм дипломатической практики, в том числе в таких предметных областях, как:

Проблема докембрия. Становление типов беспозвоночных и типа хордовых. Появление высших растений. Освоение организмами наземно-воздушной адаптивной зоны. Краткая характеристика органического мира в палеозое, мезозое и кайнозое.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 2, 5).


  1. Популяция как элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Популяция как единица микроэволюции. Факторы, изменяющие генофонд популяций. Генетико-автоматические процессы. Результаты микроэволюции.

Понятие микроэволюции. Методы изучения микроэволюционных процессов. Отличия обычной популяции и локальной популяции. Понятие панмиктической популяции. Ареал популяции, ее пространственная структура. Возрастная структура популяции. Половая, этологическая структура. Генетическая структура. Формы полиморфизма – генный, хромосомный, геномный, внеядерная изменчивость, переходный и сбалансированный полиморфизм, адаптивные и неадаптивные варианты полиморфизма. Значение полиморфизма для эволюционной судьбы популяции (труды С.С. Четверикова, ИИ. Шмальгаузена).

Страноведческая характеристика >>
Кафедра географии и туризма Реферат по основам страноведения и туризма Страноведческая характеристика Грузии Выполнила студентка 1 курса, 12 группы Специальность: СКСиТ ДО Карповская Елена Львовна Преподаватель: Севастьянов Дмитрий Викторович Санкт-Петербург 2005 г. Содержание: 1. Географическое положение, площадь, территория…………………………………………. 2 2. Природные условия……………………………………………………………………….…… 2 2.1. Климат Грузии………………………………………………………………….……2 2.2. Рельеф………………………………………………………………………….….….2 2.3. Геологическое строение и полезные ископаемые………………………….……...2 2.4. Внутренние воды………………………………………………………………..…...2 2.5. Почвы и растительность…………………………………………………….……....2 2.6. Животный мир………………………………………………………………….…....3 3. История образования страны………………………………………………………………....…3 3.1. Средний палеолит…………………………………………………………….….......3 3.2. Средние века…………………………………………………………………….…....3 3.3. Российское правление………………………………………………………….….....4 3.4. Советский период…………………………………………………………….…..…..4 3.5. Независимая Грузия………………………………………………………….……....5 4. Культура Грузии…………………………………………………………………………….…...6 4.1. Театр……………………………………………………………………………….….6 4.2. Кино…………………………………………………………………………………..6 4.3. Живопись……………………………………………………………………….…….6 4.4. Музыка………………………………………………………………………….…….6 4.5. Литература и искусство…………………………………………………………..…7 4.6. Музеи, библиотеки и научные институты……………………………………........7 4.7. Система образования …………………………………………………………….…8 5. Население страны……………………………………………………………………………..…9 5.1. Национальный состав…………………………………………………………….....9 5.2. Религия грузин………………………………………………………………….…..10 5.3. Быт грузин……………………………………………………………………….….10 5.3.1. Поселения и жилища……………………………………………..…..10 5.3.2. Общественная жизнь………………………………………………....10 5.3.3. Хозяйство………………………………………………………….…..10 5.3.4. Одежда………………………………………………………………...10 5.3.5. Национальная кухня……………………………………………….....11 6. Города Грузии………………………………………………………….……………………..…12 6.1. Основные города Грузии…………………………………………………………...12 6.2. Архитектура Грузии…………………………………………………………….…..13 7. Экономика Грузии…………………………………………………………….………………...13 7.1. валюта Грузии…………………………………………………………………….....16 8. Государственный строй Грузии………………………………………………….………….....17 9. Достопримечательности Грузии ………………………………………………….………...…17 9.1. Национальные парки и заповедники ……………………………………………...19 9.1. Сокровища православной культуры Грузии …………………………...…………19 1. Географическое положение, площадь, территория.

Туристично – краєзнавча подорож >>
УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ ВИКОНАВЧОГО КОМІТЕТУ ШЕПЕТІВСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ МЕТОДИЧНИЙ КАБІНЕТ Туристично – краєзнавча подорож по маршруту Шепетівка – Рудня-Новенька вчитель географії, спеціаліст вищої категорії, старший вчитель Шепетівської спеціалізованої загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №2 з поглибленим вивченням основ економіки і правознавства Хмельницької області Муштин Надія Василівна Зміст Вступ 3 Розділ І. Довідкові дані про туристично - краєзнавчу подорож 4 1.1. Параметри подорожі. 4 1.2. Характеристика району проведення подорожі. 4 1.3. Докладна нитка маршруту. 5 1.4. Дані про досвід учасників. 7 Розділ ІІ. Організація туристично-краєзнавчої подорожі 8 2.1. Загальна ідея подорожі. 8 2.2. Обгрунтування вибору початку та кінця маршруту. 11 2.3. Графік руху по маршруту 12 2.4. Організація харчування під час подорожі 15 Висновки 17 Список використаної літератури 18

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 2, 3, 5).



  1. Элементарные факторы эволюции.

Мутационный процесс. Классификация мутаций. Масштаб, частота и эффект мутаций. Особенности протекания мутационного процесса у прокариот и эукариот. Варианты нейтрализации негативного эффекта мутаций.Значение мутационного процесса как эволюционного фактора. Понятие нормы реакции. Генетико-автоматические процессы. Закон Харди-Вайнберга и причины его нарушения в природных популяциях.

Популяционные волны как элементарный фактор эволюции. Классификация популяционных волн, их причины. Давление популяционных волн.

Поток генов, его роль в изменении генетической структуры популяции. Агенты потока генов в различных таксономических группах. Принцип основателя.

Изоляция популяций как эволюционный фактор. Формы изоляции: пространственная, экологическая, временная, этологическая, механическая, несовместимость гамет. Генетические формы изоляции. Относительная независимость микроэволюционных процессов в изолированных популяциях. Обратимые и необратимые варианты изоляции. Результаты изоляции, ее роль в сохранении специфичности генофонда дивергирующих форм. Гомозиготизация на окраинах ареала.

Комплексное действие элементарных эволюционных факторов.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 3, 4, 6).



  1. Естественный отбор как направляющая сила эволюции. Концепция естественного отбора. Изоляция и ее роль в эволюции. Формы естественного отбора. Результаты отбора при разных формах элиминации.

Предпосылки действия естественного отбора. Условия «включения» механизмов отбора: избыточная численность популяции, внутрипопуляционный полиморфизм, давление экологических факторов. Борьба за существование, ее формы. Объекты отбора. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий (однонаправленный), дизруптивный, половой, групповой, K- и r – отборы, альтруистический, дестабилизирующий. Давление отбора.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 5, 6, 9).

Расклад заняткаў, залікаў, экзаменаў >>
Час Назва прадмета Выкладчык Панядзелак, 10.10.2011 г. 14:00-16:50 Псіхалогія асобы ст. выкладчык Жогаль К.М. 17:00-19:50 Псіхалогія развіцця дацэнт Амелькоў А.А. Аўторак, 11.10.2011 г. 8:00-10:50 Асновы інфармацыйных тэхналогій (лаб.) выклад. Раманоўская Л.М./Стэльмах Т.С. 14:00-18:20 Замежная мова 18:30-19:50 Гісторыя псіхалогіі выкладчык Анішчанкава Ю.М. Серада, 12.10.2011 г. 9:00 Экзамен. Філасофія дацэнт Віткоўская І.М. 14:00-16:50 Асновы педагогікі ст. выкладчык Волкава Л.М. 17:00-18:20 Псіхалогія асобы ст. выкладчык Жогаль К.М. Чацвер, 13.10.2011 г. 14:00-16:50 Асновы педагогікі ст. выкладчык Волкава Л.М. 17:00-19:50 Гісторыя псіхалогіі выкладчык Анішчанкава Ю.М. Пятніца, 14.10.2011 г. 11:00 Залік. Асновы сучаснага прыродазнаўства праф. Кісялёў В.Н. 14:00-16:50 Асновы інфармацыйных тэхналогій дацэнт Чубараў С.І. 17:00-19:50 Асновы педагогікі



  1. Адаптациогенез.

Адаптация как результат отбора. Классификация адаптаций. Преадаптации, постадаптации, комбинативные, усложняющие, упрощающие, индивидуальные, групповые, общие, частные, экосистемные, популяционные адаптации. Относительность адаптаций. Финалистическое понимание адаптаций.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 2, 4).



  1. Вид как основной этап эволюционного процесса. Монофилетическая теория видообразования. Вид и его критерии. Развитие понятия вида в биологии. Структура вида. Понятие политипического вида. Биологические виды. Пути видообразования: географическое и экологическое. Гибридогенное видообразование и сетчатая эволюция.

История развития учения о виде. Концепции вида – типологическая, номиналистическая, биологическая. Сложности в понимании вида. Критерии вида. Структура вида. Сущность видообразования. Филетическое видообразование (трансформация вида). Истинное видообразование (увеличение числа видов), его варианты. Аллопатрическое, симпатрическое, парапатрическое видообразование.«Мгновенное» видообразование. Роль полиплоидии в возникновении видов. Гибридогенное видообразование. Значение принципа основателя в видообразовании.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 5, 7, 8).



  1. Понятие о макроэволюции. Прогресс и регресс в эволюции. Макроэволюция и ее связь с микроэволюцией. Современные точки зрения. Дивергенция, конвергенция и параллелизмы. Происхождение таксонов. Моно- и полифилия. Системные подходы к проблемам макроэволюции. Морфологические закономерности эволюции.
    Официальный райдэр Сергея Полонского (Dj Poll Onskiy) >>
    ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: Progressive House Tech-House TECHNO Minimal Techno ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИГЛАШАЮЩЕЙ СТОРОНЕ: 1. Оплата дороги. Оплата дороги Сергею Полонскому (Dj Poll Onskiy) в обе стороны самолётом или Ж.Д.транспортом (купе), если дорога не занимает более 12 час. Исключением является незначительная отдалённость города, где проводится мероприятие. Для городов, требующих визовый въезд на их территорию, организаторы мероприятия в обязательном порядке обеспечивают визой . Исключением является уже имеющаяся действующая виза у DJ-я для въезда на территорию той или иной страны. • Билеты покупаются и высылаются организаторами мероприятия заранее (не позднее 2-х недель до намеченной даты проведения акции). • В случае превышения веса багажа свыше разрешенного, указанного в билете, приглашающая сторона должна оплатить эти расходы в обязательном порядке. 2. Оплата гонорара. Есть 2 варианта оплаты гонорара Сергея Полонского (Dj Poll Onskiy) • производится 100% предоплата не позднее 2-х недель до намеченной даты проведения мероприятия. • производится 50% предоплата не позднее 2-х недель до намеченной даты проведения мероприятия. Остальные 50% оплачиваются по приезду Сергей Полонский (Dj Poll Onskiy) в город проведения акции до начала его выступления. Если же оплата не была произведена до начала выступления, то выступление Сергея Полонского (Dj Poll Onskiy) ОТМЕНЯЕТСЯ! Первичные 50% оплаты организаторам не возвращаются. • сумма гонорара оговаривается непосредственно с ди-джеем. 3. Проживание – гостиница (одноместный номер НЕ НИЖЕ СРЕДНЕГО КЛАССА ) Гостиничный номер требуется в том случае, если нахождение ди-джея в городе пребывания продлится более 6 часов.


Сходство и отличие процессов микро- и макроэволюции. Понятие прогресса в эволюции живых систем. Общий и частный прогресс, их критерии. Способы осуществления прогресса. Арогенез и аллогенез. Формы аллогенеза- телогенез, гипергенез, катагенез, эпигенез. Общий прогресс как показатель эволюции экосистем и биосферы в целом. Регресс в эволюции групп. Тупиковые ветви в эволюции. Вымирание как крайнее выражение регресса. Гипотезы вымирания.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 2, 3).



  1. Правила эволюции групп организмов. Темпы эволюции. Направленность эволюционного процесса. Современные проблемы эволюционной теории. Генетические основы эволюции.

Правило необратимости эволюционного процесса. Причины необратимости эволюции. Правило прогрессивной специализации. Правило происхождения новых групп от неспециализированных предков. Правило адаптивной радиации. Правило чередования главных направлений эволюции. Правило усиления интеграции живых систем.

Темпы эволюции. Факторы, влияющие на скорость эволюционного процесса. Понятия тахителии, брадителии, горотелии.

Учасники змагань >>
наказом по СЮТур м.Умань Положення туристсько-спортивного конкурсу «Нумо, туристи!» серед гуртківців СЮТур Мета: популяризація та пропаганда туризму серед учнівської молоді; підвищення туристської майстерності учасників змагань. 2. Час і місце проведення змагань Змагання проводяться 18-23.11.2013 р. в приміщені СЮТур. День та час змагань визначається графіком. 3. Учасники змагань В змаганнях беруть участь гуртківці СЮТур за такими віковими групами: молодша 2–4 класи; середня 5–7 класи; старша 8–11 класи. Склад команди – 2 особи, незалежно від статі. Кількість команд від гуртка не обмежена. Програма змагань Конкурси: - «Два товариша»; - «Випробування вправності»; - «Збери товариша в похід»; - «В’язання туристських вузлів»; - «Підготовка до походу»; - «Укладка намету (спального мішка)»; - «Весела обв’язка»; - «Безпека походів, гігієна туриста, долікарська допомога та туристський побут»; - «Мій рідний край». Підведення підсумків та нагородження команд Результати у конкурсах «Два товариша», «Випробування вправності», «Збери товариша в похід», «В’язання туристських вузлів» (старша в/г), «Підготовка до походу», «Укладка намету (спального мішка)», «Весела обв’язка» визначаються загальним часом (сума часу, витраченого на виконання завдання конкурсу, плюс штрафний час). При рівності результатів перевага надається команді з меншим штрафним часом. Результати у конкурсах «В’язання туристських вузлів» (молодша та середня в/г), «Безпека походів, гігієна туриста, долікарська допомога та туристський побут», «Мій рідний край» визначаються за сумою балів, отриманих за виконання конкурсу. При рівності результатів перевага надається команді з меншим загальним часом (сума часу, витраченого на виконання завдання конкурсу, плюс штрафний час). Загальний результат команди визначається сумою зайнятих місць у кожному конкурсі. Вищі місця займають команди з меншою сумою. При рівності результатів перевага надається команді з кращим результатом в конкурсі «В’язання туристських вузлів». Штрафний час: 1 бал – 10 секунд. Контрольний час виконання кожного конкурсу – 5 хвилин. 6. Нагородження Команди переможців та призерів нагороджуються грамотами СЮТур. Умови проведення змагань

Эволюция как направленный процесс. Векторизация эволюции. Доказательства направленности эволюции. Диалог между сторонниками номогенеза и тихогенеза.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 4, 6, 7).



  1. Принципы филогенетических изменений органов.

Полифункциональность органов. Понятие о главной и второстепенных функциях.

Интенсификация главной функции. Ослабление главной функции. Полимеризация, олигомеризация органов. Уменьшение числа функций. Увеличение числа функций. Разделение функций и органов. Смена функций. Взаимосвязь преобразования органов в филогенезе. Принцип компенсации.

Тема: Celebrations П >>
Запорiзька спецiaлiзована школа I-III ступенiв № 40 з поглибленим вивченням англiйскої мови Запорiзької мiської ради Запорiзької областi Англійська мови Підсумковий урок з теми СВЯТА 8 клас Виконала вчитель англiйскої мови вищої категорії Бодилєва Вiкторiя Володимирiвна Запорiжжя 2013 Тема: Celebrations Пiдтема: Polite requests Тип уроку: комбiнований. Цiлi: практична: -повторити Л.О. з теми (профессii, хоббi, види святкових подiй) -навчати сприймати дiалоги на слух, -вчити давати вiдповiдi на запитання, звертатися з проханням, висловлювати здивування, -тренувати дiалоги в парах, групах. Розвиваюча: -розвивати навички аудiювання( party dialogues reaction) -формувати навички говорiння( вiдповiдi на запитання, знайомство, ситуативнi дiалоги) -розвивати творчi здiбностi(створення образiв) -виховувати толерантне ставлення до iнших участникiв бесiди, -розвивати вмiння вирiшувати конфлiктнi сiтуацii, дiйти згоди. Загальноосвiтня:- поширити знання учнiв про те, як англiйцi проводять вiльний час. Підручник New Opportunities Pre-Intermediate ( Student's book, Language Powerbook, Teacher's book) Обладнання: магнiтофон, CD-ROM, костюми, бейджi, святковi прикраси (повiтряннi кульки ,тощо) Методи i прийоми: розв’язування аудiо-загадки, -мозковий штурм -iндивiдуальна робота, робота в парах, в групах: -рольовi iгри -рефлексiя -робота з прислiв’ями. ПЛАН УРОКУ 1.Органiзацiйний момент. 2. Warm up. 3. Навчання аудiюванню. 4. Робота в групах «мозковий штурм» 5. Навчання говорiнню. 6. Перевiрка д/з. 7.Моделювання ситуацiй. 8. Рефлексiя. 9. Домашнє завдання. ХIД УРОКУ

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 2, 4, 8).


  1. Эволюция онтогенеза. Эволюция онтогенеза: история вопроса и современные взгляды. Пути биологического прогресса. Проблемы вымирания. Проблемы направленности эволюционного процесса. Современные гипотезы происхождения жизни.

Общие представления об онтогенезе. Особенности онтогенеза в разных группах. Онтогенетическая дифференцировка. Целостность и устойчивость онтогенеза. Корреляции и координации. Эмбрионизация онтогенеза. Неотения. Учение о рекапитуляции. Онтогенез – основа филогенеза.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 5, 6).



  1. Антропогенез. Антропогенез. Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса.

Специфика антропогенеза. Место человека в системе животного мира. Биологические и социальные предпосылки антропогенеза. Основные стадии эволюции приматов. Выделение гоминид из общей системы приматов. Основные морфологические характеристики гоминид. Австралопитеки, их основные признаки. Этапы эволюции рода Homo. Человек умелый. Человек выпрямленный. Первые миграции и их последствия. Неандертальцы (классические и прогрессивные). Человек разумный, ранние этапы его эволюции. Возникновение рас. Культурная эволюция.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 3, 4, 8).

Классный час >>
Памяти детей, чья жизнь была прервана Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко — Теперь же в небесах лишь след его парит. Задачи классного часа: 1. Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их. 2. Развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе, умении защищать свое достоинство. 3. Воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к народам, населяющим нашу страну, нетерпимости к проявлениям геноцида и экстремизма. Оборудование: мультимедийный проектор; ноутбук; фотоаппарат; видеокамера. Подготовительная работа к классному часу: Класс разделяется на группы: каждая группа получает индивидуальное задание для подготовки классного часа. На каждом столе игрушки, конфеты, атрибуты эпохи • Группа № 1 — подбор материала о Великой Отечественной войне. • Группа № 2 — подбор стихотворений, статей, фактического материала о концентрационных лагерях смерти, блокаде Ленинграда, работе детей в тылу. • Группа № 3 — подбор фотографий, подготовка рисунков по теме классного часа, оформление кабинета к классному часу. • Группа № 4 — подбор стихотворений, статей, фактического материала о трагедии в Беслане.(на столе бутылки с водой) • Группа № 5 — подбор стихотворений, статей, фактического материала о Хиросиме, Нагасаки. • Группа № 6 — подготовка компьютерной презентации по теме классного часа. • Группа № 7 — сбор подарков для детей, находящихся в детском доме. Оформление класса: «Люди должны запретить войну!» -основной вывод марафона. Фотографии детей, ставших жертвами тер актов и войн. На переднем плане — фотографии советским солдатам, принесшим мир Европе в 1945 году: Трептов-парк в Берлине — памятник советскому солдату, в Болгарии памятник Алеше. Выставка книг, посвященных детям войны Книга –памяти детских страданий. Ход классного часа На экране — слайд, посвященный рождению ребенка. Родился он и подал голосок — как будто он окликнул всю планету, И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры... И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы, Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет. Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

МБОУ «Ледовская основная общеобразовательная школа» >>
КЛАССНЫЙ ЧАС: «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» Соломенкова Г.В. Цели и задачи: сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия; помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни; работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и качественного питания; развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью. - “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум” Геродот - “Здоровье – это единственная драгоценность” Монтень - “Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения” Цицерон Оборудование: мультимедийный проектор Презентация -Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть здоровыми. Актуализация знаний Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию. 1. Здоровый образ жизни – это: 1) Соблюдение режима дня. 2) Соблюдение режима питания, правильное питание. 3) Закаливание. 4) Физический труд. 5) Соблюдение правил гигиены. «Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще». 6) Правила поведения за столом. «Когда я ем, я глух и нем!» 7) Скажем «Нет!» вредным привычкам (употребление алкогольных напитков, табакокурение). 8) Доброе отношение к людям, к окружающей нас природе, животным. 9) Правильная организация отдыха и труда. 2. Режим дня, что это такое? (ответы детей) Рано утром просыпайся, Себе и людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, В школу смело отправляйся. Чтоб ты не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке,


Содержание лабораторных занятий.
1. Микроэволюция. Популяция как элементарная эволюционная структура.

Ход занятия:

1) Изучение пространственной структуры популяции. Типы ареалов. Типы распределения организмов.

2) Изучение возрастной структуры популяции. Выявление различий в экологических нишах возрастных групп.

Классный час в 1 и 3 классах >>
Цель : создать условия для формирования общих интересов у учащихся и родителей через проведение традиционного праздника. Задачи: обучающая: закрепить полученные знания по основам изодеятельности; воспитательные: формировать умение видеть в окружающем доброе и хорошее, формировать умение выстраивать свои отношения с окружающими на законах красоты; развивающая: мотивировать учащихся на занятия изобразительныи искусством Действующие лица Ведущая Палитра Зляка-Закаляка Листопад Дождик Холодок Ветер Реквизит сценическое и музыкальное сопровождение, костюмы артистов, рисунки детей, цветные листья, "лужи" из ватмана, краски или фломастеры, угольки и листочки-кляксы по количеству детей Ход мероприятия Ведущая. Здравствуйте ребята, здравствуйте родители, здравствуйте педагоги! Проводится игра «Здравствуйте» Ведущая. Сегодня нам с вами предстоит совершить необычное путешествие в гости к волшебнице Осени, в терем осенний. Все ли в сборе? А где же Палитра? Она с Осенью давно знается и обещала нам в дороге помочь. Входит Палитра. Палитра. Здравствуйте ребята, какие вы красивые, нарядные! Прошу прощения за опоздание! Ведущая. Здравствуй Палитра, мы тебя уже заждались. А теперь можно и в путь собираться. Палитра. Подождите, подождите, в терем осенний попасть не каждый может, а только тот, у кого приглашение особое есть, и только тот, кто заклинание знает. Ведущая. У нас ни того, ни другого… Палитра. Не переживайте, вы все учитесь рисовать, а значит вы мои друзья, а друзей в беде не оставляют! Я всё с собой взяла! Детям раздаются билеты - осенние листья, все вместе говорят заклинание: В гости к Осени спешим (шагают на месте), Листьями мы пошуршим (трут ладошку о ладошку), Дождиком покапаем (хлопают в ладоши) Ножками пошаркаем (шаркают ногами), Все подуем ветерком (дуют), И оглянемся кругом (с ладошкой у лба), В осенний терем попадем! Где мы? (руки в стороны). На месте? (руки в бока). Нет! Тогда еще раз вместе, быстрее…(повторяют игру заново, в более быстром темпе). Ведущая. Как красиво! Палитра. А где же волшебница Осень? Я ведь не просто вас проводить взялась! Мне у Осени краски особые, осенние взять надо для того, чтобы художники пейзажи осенние писали. Да и какая же я Палитра без красок? Ведущая. Ну, хорошо, давайте все вместе позовём Осень «Осень! В гости просим!» Волшебница Осень. Здравствуйте друзья, Рада видеть вас сегодня я. И очень терем расписной Старалась разукрасить мой. Убранство праздничное, чистое. Чертог нарядный, светлый мой Расписывала я осенней кистью.

3) Половая структура популяции. Половой диморфизм, формы его проявления.

4) Этологическая структура популяции. Группировки, их характеристики.

Оборудование:


  1. Экспозиции музея природы.

  2. Карты ареалов позвоночных животных Приморья (из фондов кафедры биологии).
    Эпиграф к классному часу: >>
    « Крым и Севастополь: их историческое значение для России». СОШ №7 111 класс Раджабова П.А. 2014 г. Эпиграф к классному часу: Союз, порядок с тишиною Идут господствовать страною, Где царствовала вечно ночь: Где слабый свет луны считался Единым светом искони. Восстани Крым! твой сон прервался. Тебе наступят ясны дни. Основная цель: Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины; воспитание любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, формирование знаний о своем Отечестве, складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа; воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений; воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания людей других национальностей; развивать мышление и речь учащихся, способствовать сплочению классного коллектива Оборудование: Иллюстрации, карта Крыма, эпиграф, Манифест Екатерины II, пословицы о дружбе. 1 учащийся: Как возник Севастополь? 8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились российскими областями. Этому событию предшествовали годы русско-турецких войн, которые длились с 1735 по 1739 и с 1768 по 1774 год соответственно. По приказу императрицы Екатерины II, в апреле 1783 года к полуострову отправился фрегат «Осторожный» под командованием капитана Ивана Берсенева для выбора гавани у юго-западного побережья, на котором предполагалось построить стратегически необходимый военный порт. Осмотрев в апреле 1783 года бухту у посёлка Ахтиар, расположенную неподалёку от развалин древнего города Херсонеса-Таврического, Берсенев рекомендовал её в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота. На этом месте и был основан город Севастополь. Памятный знак на месте закладки Севастополя на современной площади Нахимова. 2 учащийся: В каких войнах участвовал Севастополь? Севастополь сыграл ключевую роль в Крымской войне (1853–1856 годы). В Синопском сражении в ноябре 1853 года русский флот под командованием адмирала Нахимова разгромил турецкую эскадру за несколько часов. Действия Нахимова стали поводом для Великобритании и Франции вступить в войну на стороне Османской империи, что имело для России катастрофические последствия.


  3. Учебный фильм «Стадные животные».



2. Микроэволюция. Популяция как элементарная эволюционная структура (часть 2).

Контрольные вопросы:

1) Дать определение популяции. Как определить границы популяции?

2) При каком типе распределения панмиксия нарушается с большей вероятностью? Привести примеры типов распределения.

3) Каков биологический смысл различий в экологических нишах возрастных группировок?

4) Покажите на примерах негативные последствия нарушения половой и возрастной структуры популяции.

.

Ход занятия :



  1. На примере птиц семейства Утиные выявить варианты внутрипопуляционного полиморфизма.

  2. Определить степень адаптивности полиморфных признаков у чешуекрылых насекомых.

  3. Описать экологические ниши различных возрастов у прямокрылых, чешуекрылых насекомых, стрекоз, поденок.

  4. Продумать последствия нарушения половой структуры популяций у пятнистого оленя, райской мухоловки, амурского полоза.

  5. Выявить варианты преадаптаций у млекопитающих.

Оборудование:

  1. Коллекции насекомых кабинета зоологии.

  2. Экспозиции музея природы.



3. Поток генов, популяционные волны, дрейф генов, изоляция как элементарные эволюционные факторы.
Контрольные вопросы:

  1. Привести примеры действия потока генов у различных групп животных, растений, микроорганизмов. Носители потока генов. Как измеряется скорость потока генов?

  2. Каковы причины популяционных волн? Как меняется генофонд популяции в результате действия потока генов?

  3. Можно ли считать дрейф генов неизбирательной элиминацией?

  4. Охарактеризовать формы изоляции.


Ход занятия:

  1. Рассмотреть возможные результаты дрейфа генов в следующих ситуациях: воздействие наводнения на популяции мышевидных грызунов; влияние пожаров на популяции муравьев и наземных моллюсков;

  2. Рассмотреть варианты этологической изоляции у видов отряда Воробьиные.

  3. Выяснить причины пространственной изоляции популяций лотоса Комарова, жень-шеня, горала, жужелиц рода Carabus.

  4. Определить размах популяционных волн у пятнистого оленя, изюбря, кабана.

Оборудование:
4. Естественный отбор, его формы.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы предпосылки действия естественного отбора?

  2. Назовите ситуации, когда естественный отбор не действует.

  3. Дайте характеристику стабилизирующего отбора.

  4. В чем отличие движущего и дестабилизирующего отбора.

  5. Перечислить дополнительные формы отбора.

  6. Варианты проявления полового отбора.

Ход занятия:

  1. На базе музея природы выявить морфологические результаты действия полового отбора.

  2. Определить изменения в морфологии и физиологии у животных, предпринимающих попытки заселения приполярных территорий.

  3. Показать результаты действия движущего отбора у видов, преадаптированных к синантропизму.

  4. Определить отличия облигатного и факультативного действия альтруистического отбора.

  5. Какие из видов, представленных в музее относятся к K- стратегам и r – стратегам.

6)Выявить морфологические признаки, контролируемые стабилизирующим отбором.

Оборудование:

1.Экспозиции музея природы.

2.Учебный фильм «Строительная деятельность животных – взаимопомощь».

3. Книга - В. А. Догель. Зоология беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1981 г.



5.Вид, его структура. Концепции вида. Критерии вида.

Контрольные вопросы:

  1. Назвать внутривидовые категории, привести их примеры.

  2. Охарактеризовать типологическую концепцию вида.

  3. Номиналистическая концепция вида.

  4. Биологическая концепция вида. Вид как система.

  5. Назвать критерии вида. Какие методы применяются при использовании этих критериев?

Ход занятия:

  1. Сравнить таксономически близкие виды чешуекрылых сем. Papilionidae. Выявить морфологические отличия, используя описание меристических и качественных признаков.

  2. Рассмотреть виды – двойники из рода Carabus. Убедиться в неприменимости морфологического критерия в данном случае.

  3. Описать экологические ниши таксономически близких видов сем. Sarcophagidae. Указать – какие параметры ниш не совпадают.

  4. Описать стереотипы поведения у 6 видов птиц – ихтиофагов и указать отличия в брачных ритуалах.

  5. Прослушать песни таксономически близких видов воробьиных птиц и выявить их отличия.

Оборудование:

  1. Экспозиции музея природы.

  2. Коллекции жесткокрылых насекомых.

  3. Записи голосов птиц на CD дисках.

  4. Компьютеры.

  5. Красная книга СССР .Т.1, 2. М.: Лесная промышленность, 1984.


3.4. Требования к знаниям и умениям студентов
В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные принципы и законы исторического развития биологических систем всех уровней организации;

Практические умения и навыки, получаемые в курсе «Теория эволюции», включают:

умение анализировать ход микроэволюционного процесса в популяциях животных, растений, микроорганизмов,

умение определять основные тенденции макроэволюционного процесса в прошлом и в настоящее время,

умение использовать полученную информацию при изучении частных биологических наук.



3.5. Формы контроля (8, 9 семестры)
а) Текущий контроль

Текущий контроль знаний студентов проводится в виде устного опроса на занятиях.



Тестовые вопросы по теории эволюции
Вариант 1.

1. Кто из ученых предусматривал трансформацию видов во времени:

а) Ламарк, б) Линней, в) Аристотель, г) Платон

2. Дарвин предложил понятие:

а) половой отбор, б) дизруптивный отбор, в) стабилизирующий отбор, г) К-отбор

3. Теория номогенеза разработана:

а) Бергом, б) Майром, в) Шмальгаузеном, г) Айялой

4. Элементарная единица эволюции это:

а) вид, б) особь, в) локальная популяция, г) суперпопуляция

5. При действии какого эволюционного фактора наблюдается неизбирательная элиминация:

а) естественный отбор, б) дрейф генов, в) изоляция, г) поток генов

6. При какой форме отбора в популяции закрепляются два альтернативных признака при элиминации нормы:

а) дизруптивный, б) стабилизирующий, в) дестабилизирующий, г) групповой

7. При использовании какого критерия вида учитываются меристические признаки:

а) генетического, б) экологического, в) географического, г) морфологического

8. Монотипический вид это:

а) имеющий узкий ареал, б) не имеющий подвидов, в) космополит, г) инбредный вид

9. Какое видообразование возможно при длительной географической изоляции популяций:

а) аллопатрическое, б) гибридогенное, в) филетическое, г) симпатрическое

10. При какой форме аллогенеза формируются упрощенные отношения со средой:

а) катагенез, б) гипергенез, в) эпигенез, г) телогенез

11. Развитие манупуляторной функции конечности приматов это:

а) расширение функции, б) смена функции, в) замещение функции, г) ослабление главной функции

12. Какой из показателей не является критерием частного регресса:

а) уменьшение числа хромосом в наборе, б) сужение ареала, в) уменьшение полиморфизма, г) снижение конкурентоспособности

13. Кометная пыль привносит в биосферу:

а) органические молекулы, б) вирусы, в) споры бактерий, г) провирусы

14. Архебактерии обладали:

а) хемосинтезом, б) брожением, в) бактериальным фотосинтезом, г) анимальным питанием

15. Билатеральная симметрия впервые возникает у:

а) плоских червей, б) губок, в) круглых червей, г) гребнивиков

16. Переход к К-стратегии позволил приматам:

а) расширить ареалы, б) перейти к бипедальности, в) повысить эффективность обучения потомства, г) перейти к социальности

17. Неандертальцы появились предположительно:

а) 40 тыс. лет назад, б) 500 тыс. лет назад, в) 250 тыс., г) 700 тыс.

Вариант 2.

1. Кто был создателем теории катастрофизма:

а) Бюффон, б) Кювье, в) Ламарк, в) Уоллес

2. Кто из ученых впервые предложил понятие «естественный отбор»:

а) Дарвин, б) Уоллес, в) Мендель, г) Геккель

3. Понятие «дестабилизирующий отбор» предложено:

а) Беляевым, б) Майром, в)Симпсоном, г) Бергом

4. К какому типу полиморфизма следует отнести наличие в популяции меланистических и пятнистых форм божьих коровок:

а) сбалансированный, б) переходный, в) геномный, г) внеядерный

5. Какая форма изоляции предусматривает обязательное изменение морфологических фенов:

а) временная, б) механическая, в) географическая, г) этологическая

6. При какой форме отбора происходит так называемое раскрепощение изменчивости:

а) дестабилизирующий, б) движущий, в) альтруистический, г) групповой

7. Какой критерий вида нельзя использовать в случае симпатрических ареалов:

а) географический, б) морфологический, в) генетический, г) экологический

8. Жизненная форма вида это:

а) экотип, б) биотип, в) полувид, г) дем

9. Какое видообразование протекает без дивергенции:

а) филетичекое, б) аллопатрическое, в) симпатрическое, г) парапатрическое

10. При какой форме аллогенеза наблюдается изменение среды для реализации потребностей вида:

а) телогенез, б) эпигенез, в) гипергенез, г) катагенез

11. Переход вида к размножению на личиночной стадии это:

а) неотения, б) педоморфоз, в) номогенез, г) тихогенез

12. Какой из показателей является критерием общего прогресса:

а) увеличение размеров организмов, б) безотходность работы экосистем, в) стабилизация числа видов, г) развитие теплокровности

13. Космическая пыль содержит:

а) комплекс замерзших газов, б) вирусы, в) аминокислоты, г) провирусы

14. Согласно гипотезе симбиогенеза митохондрии эукариот возникли на основе:

а) бактерий, б) вирусов, в) провирусов, г) цианофитов

15. Предки членистоногих это:

а) круглые черви, б) боконервные моллюски, в) кольчатые черви, г) немертины

16 Какой из признаков отличает гоминид от понгид:

а) отсутствие диастемы, б) бинокулярное зрение, в) смена когтей ногтями, г) социальность

17. Согласно монофилетической модели гоминиды начали расселение с территории Африки на стадии:

а) австралопитека, б) человека умелого, в) человека выпрямленного, г) человека разумного

Вариант 3.

1. Кто из ученых не признавал реальность эволюции по естественным причинам:

а) Ламарк, б) Линней, в) Бюффон, г) Уоллес

2. Дарвин в своих трудах использовал метод:

а) актуализма, б) номогенеза, в) ортогенеза, г) неокатастрофизма

3. Понятие стабилизирующий отбор предложено:

а) Шмальгаузеном, б) Беляевым, в) Майром, г) Любищевым

4. Какой тип пространственного распределения обычен при высоком прессе конкуренции в деме:

а) групповой, б) ленточный, в) равномерный, г) случайный

5. При действии какого эволюционного фактора отсутствует естественная селекция фенотипов:

а) дрейф генов, б) поток генов, в) мутационный процесс, г) изоляция

6. Какая форма отбора направлена на увеличение плодовитости особей:

а) групповой, б) r-отбор, в) К-отбор, г) движущий

7. Какой критерий используется при типологическом подходе к виду:

а) экологический, б) генетический, в) морфологический, г) этологический

8. Политипический вид это:

а) вид, имеющий подвиды, б) с широким ареалом, в) конкурентоспособный, г) полистациальный

9. Какое видообразование возможно при длительном контакте двух подвидов:

а) парапатрическое, б) филетическое, в) гибридогенное, г) симпатрическое

10. При какой форме аллогенеза формируется узкая специализация:

а) телогенез, б) эпигенез, в) гипергенез, г) катагенез

11. Эволюционное изменение крыла у пингвина это:

а) ослабление главной функции, б) смена функции, в) усиление главной функции, г) замещение функции

12. Какой из показателей не является критерием частного прогресса:

а) расширение ареала, б) увеличение полиморфизма, в) повышение конкуреноспособности, г) увеличение числа хромосом

13. В кометном веществе обнаружены:

а) бактерии, б) вирусы, в) белки, г) органические молекулы

14. Согласно гипотезе симбиогенеза хлоропласты возникли на основе:

а) цианофитов, б) бактерий, в) риккетсий, г) вирусов

15. Какой из типов не является тупиковой ветвью эволюции:

а) кишечнополостные, б) губки, в) иглокожие, г) плоские черви

16. Что не явилось предпосылкой антропогенеза

а) развитие бинокулярного зрения, б) переход к К-стратегии, в) развитие манипуляторной функции конечностей, г) переход к плотоядности

17. Человек умелый появился предположительно:



а) 700 тыс. лет назад, б) 300 тыс., в) 4 млн., г) 10 млн.
Ключ к обработке теста

задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

а

б

б

2

а

б

а

3

а

а

а

4

в

а

в

5

б

б

а

6

а

а

б

7

г

а

в

8

б

б

а

9

а

а

а

10

а

б

а

11

а

а

б

12

а

б

г

13

а

а

г

14

а

а

а

15

а

в

г

16

в

а

г

17

в

в

в


б) Итоговый контроль


  • В качестве итогового контроля по дисциплине «Теория эволюции» предусмотрен зачет в 8 семестре и экзамен в конце 9 семестра. К экзамену допускаются студенты, прошедшие курс обучения и успешно отчитавшиеся по промежуточному контролю.




1) Зачет в 8-м семестре.
Вопросы к зачету

1.Современные теории эволюции.

2.Сущность эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

3 Современный неоламаркизм.

4.Охарактеризовать теорию катастроф.

5.Основные положения теории Ч. Дарвина.



  1. Развитие эволюционной биологии в последарвиновский период.

  2. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ).

  3. Оппозиционные СТЭ теории эволюции.

  4. Нерешенные проблемы теории эволюции.

  5. Мутации как поставщик элементарного эволюционного материала.

  6. Классификация мутаций по их фенотипическому эффекту.

  7. Особенности протекания мутационного процесса у прокариот.

  8. Способы нейтрализации негативного эффекта мутаций.

  9. Пространственная структура популяции.

  10. Возрастная структура популяции.

  11. Половая структура популяции.

  12. Этологическая структура популяции.

  13. Генетическая структура. Полиморфизм, его эволюционное значение.

  14. Поток генов как эволюционный фактор.

  15. Популяционные волны, их причины, эволюционное значение.

  16. Дрейф генов.

  17. Изоляция как фактор эволюции. Формы изоляции.


2) Экзамен в 9-м семестре
Вопросы к экзамену

  1. Современные теории эволюции. Проблемы синтеза.

  2. Методы изучения эволюционного процесса.

  3. Популяция как элементарная эволюционная структура. Структура популяции.

  4. Полиморфизм в популяции. Типы полиморфизма, его значение для эволюционной судьбы популяции.

  5. Мутации и мутационный процесс.

  6. Поток генов и популяционные волны как факторы эволюции.

  7. Дрейф генов, его эволюционное значение.

  8. Изоляция и ее формы. Роль изоляции в изменении генофонда популяции.

  9. Адаптации, их классификация. Адаптациогенез.

  10. Естественный отбор, его предпосылки и условия действия. Стабилизирующий отбор.

  11. Движущий и дизруптивный отборы.

  12. Половой отбор, формы его проявления. Адаптивные и неадаптивные результаты полового отбора.

  13. Альтруистический, групповой, дестабилизирующий отборы.

  14. K- и r- отборы. Значение двух альтернативных стратегий в эволюции популяций.

  15. Вид и его структура. Внутривидовые категории, их особенности.

  16. Современные концепции вида.

  17. Критерии вида и варианты их использования в эволюционных исследованиях.

  18. Видообразование. Формы видообразования.

  19. Эволюционный прогресс. Понятие общего и частного прогресса.

  20. Эволюционный регресс. Вымирание, его причины. Тупиковые филумы эволюции.

  21. Арогенез и аллогенез. Формы аллогенеза.

  22. Дивергенция, конвергенция, параллелизм, филетическая эволюция.

  23. Темпы эволюции.

  24. Понятие моно- и полифилии.

  25. Направленность макроэволюционного процесса.

  26. Принципы филогенетических изменений органов.

  27. Правила эволюции филогенетических групп.

  28. Соотношение филогенеза и онтогенеза.

  29. Современные гипотезы происхождения живых систем.

  30. Основные этапы эволюции на клеточном уровне организации.

  31. Гипотезы происхождения многоклеточных.

  32. Основные этапы эволюции растений.

  33. Основные этапы эволюции растений.

  34. Кризисы в эволюции экосистем и биосферы прошлого.

  35. Место человека в системе животного мира.

  36. Биологические предпосылки антропогенеза.

  37. Социальные причины антропогенеза.

  38. Основные стадии эволюции приматов.

  39. Стадии эволюции гоминид.

  40. Особенности эволюции человека разумного.

  41. Проблемы современной эволюции экосистем и биосферы в целом.

  42. Нерешенные проблемы эволюционного учения.

3.6. Список литературы

Основная:

  1. Лукашов, В. В. Молекулярная эволюция и филогенетический анализ / В. В. Лукашов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 256 с.

  2. Садохин, А.П. Этнология: учебник для вузов по гуманитарным спец. и напр. подготовки / А.П. Садохин .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 2008 .— 288 c .

  3. Болдачев, А.В. Новации. Суждения в русле эволюции / А.В. Болдачев. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. — 256 c.

  4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. / Л.В. Фесенкова. - М., 2003. - 175 с.

  5. Ганжа, А.Г. Социальная эволюция / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 160 с.

  6. Хлебосолов, Е.И. Лекции по теории эволюции: Е.И. Хлебосолов.— М.: Перспектива, 2004.— 264 с. 



Дополнительная:

  1. Иорданский, Н.Н. Эволюция жизни: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Иорданский .— М. : Академия, 2001 .— 424 с.

  2. Биология. Кн.2, Эволюция. Экосистема. Биосфера. Человечество : учеб. для мед. спец. вузов: в 2-х кн. / [В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова] ; под ред. В.Н. Ярыгина .— 3-е изд., стер. — М. : Высш. школа, 2000 .— 352с.

  3. Резникова, Ж.И. Популяции и виды на весах войны и мира. Ч. 3, Этологические и эволюционные аспекты межвидовых отношений животных : учеб. пособие для вузов по спец. "Биология", "Зоология", "Психология" / Ж.И. Резникова .— М. : Логос, 2001 .— 272с. 

  4. Первобытный человек / авт. С. Дерэм; пер. с франц. Марина Нейман ; илл. Сержио И. Рогнони .— М. : Махаон, 2006 .— 128 c 

  5. Тен, В. ...Из пены морской : инверсионная теория антропогенеза / В.Тен .— СПб : Облиздат, 2005 .— 232c 

  6. Яшин, А.А. Живая материя: онтогенез жизни и эволюционная биология / А.А. Яшин; предисл. В.П. Казначеева .— М. : ЛКИ, 2007 .— 238 c 

  7. Азимов, А. Генетический код: От теории эволюции до расшифровки ДНК / Айзек Азимов; пер. с англ. Д.А. Лихачева.— М.: Центрполиграф, 2006 .— 202 c.

  8. Ротер, С. Вспомни!: Руководство по человеческой эволюции / Стив Ротер и Группа .— М. : София, 2007 .— 368 c .



Электронные информационные образовательные ресурсы :

  1. Ефименко, В.Ф. Формирование фундаментальных физических понятий в концепции эволюции физической картины мира [Электронный ресурс] / В.Ф. Ефименко, Е.И. Макогина, Е.А. Корнилова .— Уссурийск : УГПИ, 2011 .— 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Windows.

  2. Фесенкова Л. В. Теория эволюции и ее отражение в культуре [Электронный ресурс]. - М., 2003. - 175 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=345297.

  3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины




    Методические указания для преподавателей и студентов

Болдачев, А.В. Новации. Суждения в русле эволюции / А.В. Болдачев. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. — 256 c



Гергиевский А.Б. Эволюция адаптаций. Л.: Наука, 1989



<< предыдущая страница