Международное правовое регулирование защиты конституционного строя в процессе выборов - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Международное правовое регулирование защиты конституционного строя в процессе выборов - страница №1/1

Источник опубликования: Красинский В.В. Международное правовое регулирование защиты конституционного строя в процессе выборов // Право и образование. 2010. № 5. С. 56-64.
Красинский Владислав Вячеславович

кандидат юридических наук, эксперт

Российского общественного института

избирательного права (РОИИП)

109012, г. Москва, Б. Черкасский пер. д. 4 стр. 2

Международное правовое регулирование защиты конституционного строя в процессе выборов



Аннотация: В статье анализируется правовая регламентация выборов в интересах защиты конституционного строя. Автор изучает международные избирательные стандарты и показывает их значение для защиты конституционного строя.

Ключевые слова: международное правовое регулирование выборов, международные избирательные стандарты, избирательный процесс, защита конституционного строя, правовое регулирование выборов в интересах защиты конституционного строя.

The article examines a legal regulation of the elections for the protection of constitutional order. The author studies the international electoral standards and shows their importance for the protection of constitutional order.



Key words: international legal regulation of the elections, international electoral standards, electoral process, protection of constitutional order, legal regulation of the elections for the protection of constitutional order.

Международные правовые акты, регламентирующие процедуры защиты конституционного строя в процессе выборов, являются результатом нормотворческой деятельности международных организаций (их органов) по вопросам избирательного права и избирательного процесса.

Актуальность изучения международного правового регулирования защиты конституционного строя в избирательном процессе обусловлена отсутствием общетеоретических и прикладных научных исследований в данной области, активизацией международной деятельности по наблюдению за выборами, а также недостатками национальной правовой базы, регламентирующей общественные отношения, связанные с защитой конституционного строя в условиях выборов. Необходимость комплексной разработки международных избирательных стандартов также подтверждается практикой российских и зарубежных избирательных кампаний, сопровождающихся массовыми беспорядками, террористическими акциями, отмыванием денежных средств, фальсификациями результатов выборов и иными угрозами конституционному строю.


Международное правовое регулирование представляет собой властное воздействие государств на межгосударственные отношения с помощью норм международного права. Международное правовое регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам [1, с. 161]. Данный вид регулирования направлен на выработку международных правовых обязательств участников межгосударственных отношений.

Особенностями международного правового регулирования являются согласие участников правотворчества с нормативными предписаниями, формализованность, определенность содержания, относительная стабильность по сравнению с другими видами социального регулирования, возможность прогнозирования результатов правотворческой деятельности.

Главное преимущество международного правового регулирования заключается в том, что оно обеспечивает взаимодействие государств в правотворческом процессе и опирается на их поддержку. Источником международного регулирования служит суверенная власть государств-участников правотворчества.

Темы для домашней работы по дисциплине «Правовое регулирование в туризме» для студентов группы 31/44 >>
Для подготовки домашнего задания выберите любой нормативно-правовой акт из предложенного списка и рассмотрите его особенность путём составления презентации в программе Microsoft PowerPoint. Работа требует тщательного изучения правовых актов, учебной литературы, лекционного материала и должна выглядеть как презентация, а не простой перенос текста из программы Word в PowerPoint, то есть презентация должна содержать слайды отражающие сущность данного нормативного акта, они могут быть в виде таблиц, схем, иметь картинки, анимацию, музыкальное сопровождение, в общем, все, что возможно при составлении презентации. Количество слайдов от 10 до 25 штук в зависимости от рассматриваемой темы. Работа должна быть представлена педагогу во время зачёта в электронном виде. Работы, не отвечающие данным требованиям, приниматься не будут. Список нормативных правовых актов: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с последними изменениями от 03.05.12 г.). Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» с последними изменениями от 12.11.12 г.). Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждены указом Президента РФ от 28 октября 1996 № 1497 (с последними изменениями от 21.08.2012 г.). Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Утверждены постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. №452 (с последними изменениями от 23.03.2013 г.). Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490 (с последними изменениями от 13.03.2013 г.). Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1036 (с последними изменениями от 04.10.2012 г.). Правила оказания экстренной помощи туристам. Утверждены постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2013 г. № 162. Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы. Утверждено постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 (ред. от 05.09.2011). ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. ГОСТ Р 54599-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха. ГОСТ Р 54600-2011 Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования. ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования». ГОСТ Р 54606-2011 Услуги малых средств размещения. Общие требования.

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ >>
на Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) В условиях современного российского общества грамотная семейная политика играет важную роль для успешного развития государства. В целом поддерживая необходимость создания концепции государственной семейной политики, хотелось бы отметить, что успешной может быть только такая государственная семейная политика, которая отражает современные реалии жизни российской семьи и согласуется с законодательством Российской Федерации. Проанализировав Общественный проект Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года1, хотелось бы отметить наличие в нем существенных противоречий нормам российского и международного законодательства, в том объеме, который, по нашему мнению, препятствует принятию указанного общественного проекта за основу концепции государственной семейной политики России. 1. Определение брака. В п.4 Концепции дано следующее определение брака: под браком понимается исключительно союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями, составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России, заключаемый супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей, основанный на уважении к родителям и авторитете родительской власти, характеризующийся добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению. Семейный кодекс РФ, в свою очередь, устанавливает условия и порядок заключения брака. Согласно ч. 2 ст. 1 СК РФ, признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Несмотря на то, что семейное законодательство не дает определения брака и не устанавливает целей его заключения, при анализе п.1 ст.27 СК РФ можно сделать вывод, что брак должен заключаться в целях создания семьи, в противном случае брак считается фиктивным, т.е. недействительным. В российском законодательстве также отсутствует определение термина «семья», но это не сказывается на правоприменении. Судебная практика при решении вопроса о том, был ли брак заключен в целях создания семьи или брак был фиктивным, в основном использует критерий ведения общего хозяйства, взаимной материальной и моральной поддержки. (Например, Постановление президиума Московского городского суда от 26.03.2010 по делу N 44г-22, Кассационное определение Волгоградского областного суда от 26.01.2012 по делу N 33-555/2012, Постановление президиума Московского областного суда от 14.09.2005 N 501 и др.).

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ >>
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ к единому дню информирования населения 19 декабря 2013 года СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Одним из главных условий развития социальной политики государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Демографическая ситуация Численность населения в Гомельской области на 1 ноября 2013г. составляет 1 425,6 тыс. человек, или 15,1% численности жителей Республики Беларусь. Демографическая ситуация Гомельской области характеризуется сокращением численности населения. За 2002 – 2012 годы абсолютная убыль населения составила 99,8 тыс. человек. В последние годы в области проделана значительная работа по улучшению показателей социально-экономического развития, в том числе демографической ситуации, в результате чего темпы сокращения численности населения области замедлились. Справочно: За 2006 год население области уменьшилось на 11,6 тыс. человек, за 2008 год - на 6,3 тыс. человек, за 2011 год - на 5,3 тыс. человек, за 2012 год - на 2 тыс. человек. В течение 2006 – 2012 годов сельское население уменьшилось на 17,3%, и доля его в общей численности составила 24,8% против 29,1% в 2006 г. При этом численность городского населения увеличилась на 3%. Для области, как и для республики в целом, характерно превышение численности женщин над численностью мужчин. Справочно: На начало 2013 года в области проживало 765 тыс. женщин (53,6% от общей численности населения) и 662,7 тыс. мужчин (46,4%). Соотношение мужчин и женщин несколько изменилось в сторону увеличения последних. Так, если в 2000 году на 1 000 мужчин приходилась 1 151 женщина, то в 2012 году – 1 155. При этом в городских поселках наблюдается рост данного показателя, в сельской местности – снижение. В возрастной структуре населения основной причиной изменений является старение, то есть увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В 2012 году данный показатель в области составляет 13,7% (в 2010 году – 14,2%, в 2007–2006 годах – 15,3%).


Государственно-властный момент в международном правовом регулировании имеет внутренний и международный аспекты [1, с. 164]. Внутренний аспект состоит в подчинении деятельности государственных органов, индивидов, организаций государственной воле, с тем, чтобы эта деятельность не противоречила задачам участия государства в системе международного правового регулирования. Международный аспект государственно-властного момента этого регулирования состоит в использовании каждым субъектом имеющихся у него государственно-властных средств для сотрудничества с другими государствами в создании и осуществлении международных правовых норм, а в случае необходимости и для применения мер принуждения к правонарушителю.

Подсистема международного правового регулирования организации и проведения выборов является частью системы международного правового регулирования.

Объектом международного правового регулирования организации и проведения выборов выступают межгосударственные отношения в области избирательного права и избирательного процесса.

Задачами международной деятельности по выработке норм – стандартов в электоральной сфере являются: создание надлежащих правовых эталонов регулирования отношений, складывающихся по поводу закрепления избирательных прав граждан и демократических избирательных процедур, а именно: устранение нерационального многообразия видов регулирования в области избирательного права на основе общепризнанных и других международных стандартов; создание механизмов, позволяющих доступно взаимно контролировать и «измерять» качество такого регулирования; создание и совершенствование методов воздействия на поведение участников отношений в данной сфере, т.е. гармонизация национального законодательства [2, с. 23].

НОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ >>
"Право и экономика", 2008, N 1 НОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на регулирование отношений, возникающих в связи с использованием и правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности. Положения части четвертой ГК РФ распространяются на все результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, обеспечивая тем самым комплексное и единообразное правовое регулирование в данной сфере. В часть четвертую ГК РФ включены не только традиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности. Во многом это обусловлено необходимостью приведения российского законодательства об интеллектуальной собственности в соответствие с международными нормами в этой сфере, что является условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В целях унификации российского законодательства с законодательством стран Европейского союза часть четвертая ГК РФ также учитывает некоторые положения директив Европейского союза по вопросам интеллектуальной собственности. Биография Вайпан Виктор Алексеевич управляющий партнер консалтинговой группы "Юстицинформ", руководитель Сектора научных договорных работ юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник Арбитражного суда города Москвы", ответственный секретарь Собрания действующего законодательства г. Москвы, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому законодательству, сделкам по купле-продаже бизнеса. Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи и транспорта. В качестве эксперта или руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных законопроектов и иных нормативных правовых актов. Участвовал во многих сложных арбитражных делах. Автор (соавтор) более 60 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике). Любимов Алексей Павлович Директор Департамента гражданского права ЗАО "Консалтинговая группа "Юстицинформ". Специалист в области гражданского и транспортного права. Родился 9 апреля 1977 г. в г. Москве. В 1998 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Автор публикаций в юридических журналах, соавтор Комментария к Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Комментария к Уставу железнодорожного транспорта РФ.

Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности >>
ООН,ДН,Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе >>
27 июля 1990 Верховный Совет БССР принял Декларацию о гос суверенитете республики. Беларусь-независимый член мирового сообщества. 1991 БССР переименована в РБ, введена новая гос символика (бел-кр-бел флаг и герб Погоня- 1995 заменены). РБ вышла из состава Союза и вступила в СНГ---т.е. сразу была признана Укр и Рос. Остальные страны бывшего Союза былии настороженны первое время, и признали РБ только после конференции в Алма-Ате: Литва,Латвия,Эстония и др. В числе первых стран,признавших независимость РБ: США, Япония, Турция, Швеция, Монголия. 2.Внешнеполитические приоритеты РБ. Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия. Страны соседи, сотруд-во с Рос, сотруд-во в рамках СНГ участие в Евраазиатском эк сообщ-ве (ЕврАзЭС) ОДКБ (Орг дог о коллект безоп): противод терроризму,незак распр оружия,наркотиков трансграничное сотруд-во с ЕС особое место-Китай страны Лат Америки: Венесуэлла,Куба... сотр в ООН участник Совета Евроатлантич Партнерства (Партнерство ради мира) член движения неприсоединения 3.Участие РБ в процессах разоружения в Европе. Инициатива по созданию безъядерного пространства в Центр и Вост Европе. РБ добровольно отказалась от облад ядерн оружием выступила за создание в Центр и Вост Европе- зоны,своб от ядерн оружия участник Договора о ликвидации ракет ср и меньш дальности ратифицировала Конвенцию о запрете использ хим оружия 1991 принят договор об ограничениях Стратегич наступ вооружений (СНВ) 4.Особенности в.п. РБ. 5.Основные принципы в-п доктрины РБ. 6.Многовекторность в.п. РБ. многостороннее сотрудничество: ООН,ДН,Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе взаимодействие с партнерами на постсов пространстве:  СНГ,  ЕврАзЭС  и  ОДКБ. С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. с 1 января 2012 года -Единое эк простр (ЕЭП) РБ,Каз,Рос.

1. Общие положения >>
Инструкция по организации антивирусной защиты компьютерной техники в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназия №1 1. Общие положения 1.1. В муниципальном общеобразовательном учреж­дении гимназия №1 руководителем назначается лицо, ответственное за антивирусную защиту. В противном случае вся ответственность за обеспечение антивирусной защиты ложится на руководителя МОУ. 1.2. В МОУ гимназия №1 может использоваться только лицензион­ное антивирусное программное обеспечение. 1.3. Обязательному антивирусному контролю подле­жит любая информация (текстовые файлы любых фор­матов, файлы данных, исполняемые файлы), получае­мая и передаваемая по телекоммуникационным каналам, а также информация на съемных носителях (магнитных дисках, лентах, CD-ROM и т.п.). Контроль исходящей ин­формации необходимо проводить непосредственно пе­ред архивированием и отправкой (записью на съемный носитель). 1.4. Файлы, помещаемые в электронный архив, долж­ны в обязательном порядке проходить антивирусный контроль. 2. Требования к проведению мероприятий по антивирусной защите 2.1. В начале работы при загрузке компьютера в ав­томатическом режиме должно выполняться обновление антивирусных баз и серверов. 2.2. Внеочередной антивирусный контроль всех дис­ков и файлов персонального компьютера должен выпол­няться: 2.2.1. Непосредственно после установки (измене­ния) программного обеспечения компьютера должна быть выполнена антивирусная проверка на серверах и персональных компьютерах муниципального общеобра­зовательного учреждения гимназия №1. 2.2.2. При возникновении подозрения на наличие компьютерного вируса (нетипичная работа программ, появление графических и звуковых эффектов, искаже­ний данных, пропадание файлов, частое появление со­общений о системных ошибках и т.п.). 2.2.3. При отправке и получении электронной почты пользователь обязан проверить электронные письма на наличие вирусов. 2.3. В случае обнаружения при проведении антиви­русной проверки зараженных компьютерными вирусами файлов или электронных писем пользователи обязаны: 2.3.1. Приостановить работу. 2.3.2. Немедленно поставить в известность о факте обнаружения зараженных вирусом файлов ответственного за обеспечение информационной безопасности в МОУ гимназия №1. 2.3.3. Совместно с владельцем зараженных вирусом файлов провести анализ необходимости дальнейшего их использования. 2.3.4. Провести лечение или уничтожение заражен­ных файлов. 3. Ответственность 3.1. Ответственность за организацию антивирусной защиты возлагается на руководителя МОУ гимназия №1 или лицо, им назначенное. 3.2. Ответственность за проведение мероприятий ан­тивирусного контроля в МОУ гимназия №1 и соблюдение требований настоящей Инструкции возлагается на ответственного за обеспечение антивирусной защиты.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА УТВЕРЖДЕНО на заседании Ученого совета Нижегородского филиала председатель Ученого совета ___________________О.Р. Козырев «26» сентября 2013 г. протокол № 31 ОТЧЕТ по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования направления подготовки 080200.68 «Менеджмент» Основание для проведения самообследования: Приказ ректора от 28.03.2013г. № 6.18.1-01/2803-07 Нижний Новгород 2013 СОДЕРЖАНИЕ отчета по самообследованию основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности……………………………………………………………………...3 Организация учебно-воспитательного процесса…............................................9 Организация методической и научно-методической работы……………… 31 Организация научно-исследовательской работы…………………………….35 Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество…………………………38 Материально-техническая база…………………………………………...........39 Информация по устранению недостатков по реализации ООО ВПО, отмеченных в ходе комплексной проверки деятельности вуза……………...40 Общие выводы и рекомендации……………………………………………….40 Приложения………………………………………………………………..........42 ОТЧЕТ

Исследование массива международных документов показывает, что международное правовое регулирование защиты конституционного строя в избирательном процессе представлено тремя основными фрагментами. Первый фрагмент составляют международные стандарты, закрепляющие основные требования к легитимности, справедливости, демократизму, подлинному и свободному характеру выборов. Второй фрагмент включает международные стандарты, закрепляющие государственный механизм защиты общепризнанных принципов и норм избирательного права, а также стандарты, регулирующие деятельность компетентных государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту конституционного строя в условиях избирательного процесса. Третий фрагмент содержит международные стандарты, устанавливающие общие требования к законотворческому процессу и качеству законодательства в сфере выборов.

Фундаментальное значение для обеспечения стабильности конституционного строя и безопасности государства имеют международные стандарты, закрепляющие основные требования к легитимности, справедливости, демократизму, подлинному и свободному характеру выборов. Часть 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. подчеркивает, что «воля народа должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Как отмечается в разделе I Руководящих принципов Венецианской комиссии Совета Европы относительно выборов 2002 г., «общеевропейскими принципами в области выборов являются всеобщее, равное, свободное, прямое и тайное избирательное право». Пункт «b» статьи 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г., параграф 6 Копенгагенского Документа СБСЕ 1990 г. предусматривают периодичность выборов.

Более детально защита конституционного строя в условиях избирательного процесса регламентируется международными стандартами, закрепляющими государственный механизм защиты общепризнанных принципов и норм избирательного права, а также стандартами, регулирующими деятельность компетентных государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту конституционного строя в ходе выборов. Ключевым элементом государственного механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе являются конституционно-правовые ограничения организации и деятельности политических партий. Руководящие принципы запрета и роспуска политических партий Венецианской комиссии 1999 г. подчеркивают, что «запрет или роспуск политических партий может осуществляться только тогда, когда это необходимо в демократическом обществе, и когда имеются конкретные доказательства, что партия занимается деятельностью, угрожающей демократии и основополагающим свободам … Партия, которая ставит целью мирное изменение конституционного строя путем использования законных средств, не может быть запрещена или распущена только из-за того, что она свободно выражает свое мнение. Сам по себе вызов существующему строю не должен рассматриваться в демократическом государстве как подлежащее наказанию нарушение. Правовые меры, направленные на запрет или предписанный законом насильственный роспуск политических партий, должны быть результатом судебного решения о неконституционности этих партий, носить чрезвычайный характер и соответствовать принципу пропорциональности. Любая такая мера должна основываться на достаточных доказательствах того, что сама партия, а не только ее отдельные члены преследуют политические цели, используя или готовясь использовать неконституционные средства» [3, с. 42-45].

Помимо фиксации механизма защиты общепризнанных принципов и норм избирательного права анализируемый фрагмент международного правового регулирования определяет стандарты, регулирующие деятельность компетентных государственных органов и учреждений на конкретных стадиях выборов. Так, часть 4 статьи 6 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ 2002 г. призывает компетентные государственные органы и учреждения не допускать действий и препятствовать распространению призывов, побуждающих или имеющих своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, избирательных действий и процедур, назначенных в соответствии с конституцией, законами [4, с. 103].

С позиций защиты конституционного строя и гарантирования всеобщего избирательного права важное значение имеет международное регулирование регистрации (учета) избирателей. Согласно Руководящим принципам Венецианской комиссии относительно выборов для достоверности списков избирателей важно обеспечить соблюдение следующих критериев [3, с. 488-489]: списки избирателей должны быть постоянными; они должны регулярно (не реже одного раза в год) обновляться; списки избирателей должны публиковаться; должна существовать административная процедура, подконтрольная судебным органам, либо судебная процедура, позволяющая зарегистрировать незарегистрированного избирателя; должна существовать аналогичная процедура, позволяющая избирателям вносить исправления в неправильные записи.

Руководящие принципы Венецианской комиссии Совета Европы относительно выборов фиксируют ряд требований к образованию избирательных округов и участков. При нарезке одномандатных округов допустимое отклонение от нормы не должно превышать 10% и ни в коем случае не может превышать 15 %, за исключением особых обстоятельств (например, защиты интересов компактно проживающего меньшинства).

Раздел IX Лундских рекомендаций по выборам ОБСЕ (Варшава, июнь 1999 г.) содержит положения, касающиеся формирования и деятельности избирательных органов: «Никакие посторонние лица, представители властей или политических партий не должны пытаться руководить деятельностью избирательного органа; он должен работать без каких-либо политических пристрастий или предпочтений».

Параграф 7.5 Копенгагенского Документа СБСЕ 1990 г. гарантирует соблюдение права граждан выдвигать свою кандидатуру на политические или государственные посты индивидуально или в качестве представителей политических партий и организаций без дискриминации. Кандидату может быть отказано в регистрации в случае, если: а) программа кандидата или партии основана на этнической ненависти, политическом насилии или пропаганде войны, или каким-либо иным образом не соответствует основным демократическим ценностям; b) поведение кандидата демонстрирует неготовность уважать закон и ограничиваться мирными средствами для достижения своих целей.

На стадии финансирования избирательной кампании законодательство должно предотвратить возможные злоупотребления государственными ресурсами, выделенными для целей избирательной кампании, и гарантировать, чтобы эти ресурсы использовались в строгом соответствии с применимыми юридическими положениями. В интересах защиты конституционного строя приемлемым является ограничение общего размера расходов на ведение избирательной кампании (статья 9 Рекомендации от 8 апреля 2003 г. № Rec (2003) 4 Комитета Министров Совета Европы «Об общих принципах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний») [6, с. 3].

Международные избирательные стандарты предполагают, что избирательная кампания осуществляется в атмосфере, которая обеспечивает свободу самовыражения, собраний и ассоциаций. В агитационный период политическим партиям и кандидатам должен быть предоставлен одинаковый доступ к СМИ и гарантировано равное отношение со стороны СМИ, принадлежащих или контролируемых государством, в целях объективного и беспристрастного информирования избирателей (параграфы 7.6 и 7.8 Копенгагенского Документа СБСЕ 1990 г., пункты «б» и «в» части 9.2 Руководства по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ).

В пункте 9 части 3 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского Союза говорится о том, что ни один кандидат или политическая партия не должны использовать какие-либо формы насилия для агитации. В соответствии с частью 6 статьи 13 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ «при проведении агитационной деятельности не допускается злоупотребление свободой слова и свободой массовой информации, в том числе призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывы, направленные на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий и возбуждающие социальную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду» [4, с. 108].

Раздел XII В Рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ по анализу законодательной базы выборов определяет, что процедуры голосования должны обеспечивать правильное установление личности избирателя, а также предусматривать наличие других механизмов для предотвращения фальсификаций или двойного голосования. Процедуры голосования должны обеспечивать должное хранение бюллетеней и избирательной документации до, во время и после голосования [5, с. 454].

В пункте 3.2 раздела II Руководящих принципов Венецианской комиссии относительно выборов закреплены гарантии законности и безопасности при использовании альтернативных способов голосования (голосования по почте, электронного голосования, голосования по доверенности) [5, с. 628].

Международные документы возлагают на компетентные органы задачи по осуществлению мероприятий, связанных с недопущением подкупа участников выборов и незаконного вмешательства в деятельность избирательных комиссий при подсчете голосов и установлении результатов выборов. Согласно пунктам 6 и 8 части 4 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского Союза 1994 г. «государственные органы должны обеспечить такие условия, когда при голосовании исключается подкуп или другие противозаконные действия, сохраняются безопасность и целостность процесса голосования, а подсчет голосов проводится подготовленным персоналом и может быть подвергнут беспристрастной проверке» [7, с. 9].

Нормативные правовые акты Совета Европы и ОБСЕ подчеркивают правомерность вмешательства в избирательный процесс правоохранительных органов и спецслужб для пресечения массовых беспорядков. Так, раздел 3.6 Руководящих принципов Венецианской комиссии Совета Европы относительно выборов устанавливает, что «все законы о выборах должны предусматривать вмешательство сил правопорядка в случае волнений».

Краеугольным камнем демократических выборов является точный и честный подсчет голосов. Параграф 7.4 Копенгагенского Документа СБСЕ 1990 г. требует, чтобы «подсчет голосов и сообщение о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы».

Ключевой проблемой защиты конституционного строя является проблема сохранения наблюдаемым государством своей независимости в условиях агрессивного внешнего наблюдения за выборами. Поэтому международные избирательные стандарты допускают ограничения на вмешательство иностранных государств в избирательный процесс (статья 16 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, часть 7 статьи 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Декларация принципов международного наблюдения за выборами).

Важное значение для защиты конституционного строя имеет государственный механизм защиты общепризнанных принципов и норм избирательного права. Право на защиту против нарушения избирательных прав и свобод относится к числу фундаментальных прав человека. «Государства должны обеспечить меры для того, чтобы случаи нарушения прав человека и жалобы, относящиеся к избирательному процессу, рассматривались быстро и эффективно во временных рамках избирательного процесса такими независимыми и беспристрастными органами, как избирательные комиссии или суды» (пункт 9 части 3 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского Союза).

Третий фрагмент международного правового регулирования защиты конституционного строя в избирательном процессе представлен международными стандартами, устанавливающими общие требования к законотворческому процессу и качеству законодательства в сфере выборов.

Законодательная основа проведения выборов должна быть установлена либо посредством исчерпывающего кодекса, либо посредством пакета законодательных актов, работающих согласованно и не допускающих двусмысленности и пробелов. В подпунктах «а» и «b» части 2 раздела II Руководящих принципов Венецианской комиссии относительно выборов говорится о том, что стабильность избирательного законодательства имеет важнейшее значение для укрепления авторитета избирательного процесса.

Международные документы, регулирующие защиту конституционного строя в процессе выборов, являются элементом национальных правовых систем и реализуются в законодательстве о выборах и политических партиях. Имплементация международных избирательных стандартов в практику выборов позволяет обеспечивать легитимность формирования органов публичной власти, законность избирательного процесса, реализацию избирательных прав и свобод граждан.

В заключение выделим ряд проблем, связанных с трансформацией положений международных правовых актов в исследуемой области в российскую правовую систему.

Первостепенное значение для защиты конституционного строя имеет проблема пределов ограничения суверенных электоральных прав Российской Федерации в пользу правовых предписаний международных нормативных документов. Представляется, что главную роль в экспертизе соответствия международных договоров Российской Федерации в сфере выборов Конституции России должны играть Министерство юстиции, Федеральное Собрание и Конституционный Суд Российской Федерации. Не соответствующие Конституции России международные договоры Российской Федерации не должны ратифицироваться и применяться.

Актуальной является проблема гармонизации зарубежной и национальной источниковой базы регулирования избирательного процесса. Согласно международным стандартам, правовые нормативы, обеспечивающие проведение выборов, не могут устанавливаться актами исполнительной власти. Между тем, в ряде государств СНГ (Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан) и Европы (Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды) важное значение для регламентации избирательного процесса имеют подзаконные нормативные правовые акты, которые издаются на основе и во исполнение законов, являясь формой реализации компетенции субъектов правотворчества.

Нуждается в разработке и нормативная правовая база, касающаяся безопасности избирательного процесса и защиты конституционных прав российских граждан на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Это обусловливает необходимость заключения соответствующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров с зарубежными государствами.
Красинский Владислав Вячеславович

кандидат юридических наук, эксперт

Российского общественного института

избирательного права (РОИИП)

109012, г. Москва, Б. Черкасский пер. д. 4 стр. 2

Примечания и ссылки на источники:



  1. См. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Изд-во БЕК, 1997.

  2. См. Международные избирательные стандарты. Сб. документов / Отв. ред.: доктор юрид. наук В.И. Лысенко. М.: ЦИК России, 2009.

  3. См. Руководящие принципы запрета и роспуска политических партий Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианской комиссии) // Совет Европы и Россия. 2001. № 1.

  4. См. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: Документы и материалы / Отв. ред. доктор юрид. наук В.И. Лысенко. М.: РЦОИТ, 2008.

  5. См. Международные избирательные стандарты. Сб. документов // Отв. ред.: кандидат юрид. наук А.А. Вешняков; науч. ред.: доктор юрид. наук В.И. Лысенко. М.: Издательство Весь Мир, 2004.

  6. См. Журнал о выборах. М.: РЦОИТ, 2003. № 2.

  7. См. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (По документам Межпарламентского Союза) М.: Известия, 1994. 11 с.