Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо - страница №1/1

Принято на методическом совете

Протокол № 5 от 21.02.2011 год.



Модель

организации внеурочной деятельности обучающихся

в рамках ФГОС НОО.
Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Внеучебная деятельность школьников призвана решать задачи их воспитания и социализации.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В образовательном плане школы направлениями дополнительного образования являются:



Направления внеучебной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром и представляющие собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся >>
организации внеурочной деятельности обучающихся 3–х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2013-2014учебный год С 11 ч. 30 мин. до 17 ч. 30 мин. для обучающихся в школе начинает работу группа продленного дня (освобожденный воспитатель – Потапова Т.Н., образование среднее-специальное, стаж работы 43 года). После уроков c 11 ч. 30 мин. по 11 ч. 40 мин – прием детей в группу С 11 ч. 40 мин. по 12 ч. 30 мин - занятия в кружках внеурочной деятельности ( на базе школы) с 12 ч. 30 мин. до 12 ч.45 мин.- обед С 13 ч. 00 мин. до 14 ч. 00 мин.- прогулка С 14 ч до 15 ч - самоподготовка С 15 ч до 16 часов – кружки внеурочной деятельности (на базе ДДТ) С 16 ч до 17 ч - прогулка, занятия по интересам. С 17 ч до 17 ч. 30 мин. - разбор детей из группы. Для учащихся второго класса в нашей школе продолжаются следующие направления внеурочной деятельности (Приложение): спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, здоровьесберегающее, проектная деятельность Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ, разработанные руководителями кружков. Занятия проводят опытные квалифицированные педагоги нашей школы: 1.Лукашова Л.В., вторая категория, стаж работы 21 год, учитель начальных классов. 2.Колосова Е.М., первая категория, стаж работы 30 лет, учитель начальных классов. 3.Яковлева А. А, учитель начальных классов. 4. Хуторянская Г.В., вторая категория, стаж работы 17 лет, старший вожатый. 5. Хаджиева Светлана Саналовна, педагог- психолог. 6. Хандожко О.Б. – учитель музыки. И педагоги дополнительного образования, работающие в Доме детского творчества: Потопанова Виктория Владимировна Дворцова Марина Александровна Смирнова Наталья Николаевна Вершинина Капитолина Брониславовна Модель организации внеурочной деятельности в 3-х классах 2013 – 2014 учебный год Направление, форма с наименованием Наполняемость Часы Ф.И.О. руководителя Должность Основное место работы

Уроки нравственности >>
Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 города Белово» Утверждаю Директор МНОУ «Гимназия №1 города Белово» «____» _______________ 2010г. _____________ А.Г. Козлов Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Уроки нравственности Автор-составитель: И.Ю. Овчинникова, учитель начальных классов МНОУ «Гимназия №1 города Белово» ___________ Белово, 2011 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………….3 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»…………………………………….7 Учебно-тематический план………………………………………………….15 Содержание программы…………………………………………………23 Список литературы…………………………………………………………..26 Приложение……………………………………………………………… …27 Пояснительная записка Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО >>
Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО Федеральный уровень: 1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 05.10.2009, № 373. 2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3) Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. 4) Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Региональный уровень: 1) Приказ Министерства образования и науки КЧР"Об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" 2) Приказ Министерства образования и науки КЧР "О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в базовых образовательных учреждениях" Школьный уровень: 1) Карта самооценки готовности МОУ « ООШ с. Нижняя Ермоловка»» к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 2) Материально-техническое обеспечение введения ФГОС. 3) Протокол заседания Совета школы о начале подготовки работы по переходу на ФГОС с 01.09.2011 г 17.09.2010 № 1. 4) Приказ о создании рабочей группы по вопросам подготовки и введению ФГОС 5) Приказ об утверждении локальных актов 6) Приказ об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе. 7) Приказ о переходе ОУ на обучение ФГОС. 8) Приказ о разработке образовательной программы на 2011-2012 учебный год 9) Приказ об утверждении образовательной программы на 2011-2012 учебный год. 10) Приказ об утверждении годового календарного учебного графика. 12) Приказ об утверждении учебного плана. 13) Приказ об утверждении программы внеурочной деятельности. 14) Приказ об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников. 15) Приказ о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС 16) Приказ об утверждении новой редакции должностной инструкции учителя начальных классов - 17) Положение о рабочей группе по введению ФГОС в ОУ Внесение изменений: - в устав ОУ; - локальные акты (Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации); - должностные инструкции учителя начальных классов.

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока истории >>
8. Заключение. Перспективы и планы развития >>
Основное направление работы педагогического коллектива школы: «Обеспечение современного качества образования учащихся школы в условиях применения новых организационных форм учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС». 8.1. Задачи реализации программы развития ОУ в среднесрочной перспективе Внедрение ФГОС начального и основного общего образования в школе. Укрепление материальной базы школы основной общей школы согласно требованиям ФГОС ООО. Работу опорной школы проводить через внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, позволяющих повысить профессиональную компетент-ность педагогов и обеспечить высокий образовательный уровень учащихся. Совершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования и индиви-дуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО. Совершенствование форм предпрофильной и профильной подготовки, внедрение портфолио на всех ступенях обучения. Активизировать работу по преемственности между начальным и основным звеном обучения. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса через внедрение эффективных технологий обучения, новых способов организации учебно-воспитательного процесса, исключающих перегрузку учащихся. Формирование у учащихся стремления к ЗОЖ, негативного отношения к курению, алкоголю, наркотикам. Развитие интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему. Воспитание граждан, уважающих культуру, традиции родного края, своей школы. Формирование нравственного и толерантного сознания учащихся, культуры межличностных отношений. Развитие волонтёрского движения. Повышение эффективности работы с одарёнными детьми: создание научного общества, организация проектной деятельности, организация дистанционного обучения. Повышение роли семьи, социально-психологической службы и классного руководителя в учебно-воспитательном процессе, совершенствование электронных средств связи с родителями. Совершенствование форм внеурочной деятельности в классах, обучающихся по ФГОС. Разработка программы партнёрских отношений. 8.2. Планируемые преобразования в учреждении В 2014-2015 учебном году планируется реорганизация муниципального казенного обще-образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского» в бюджетное. 8.3. Программы, проекты, конкурсы,  в которых планирует учреждение принять участие в предстоящем году В 2014-2015 учебном году планируется: совершенствование системы мониторинга качества образования,

Исследовательская работа на занятиях внеурочной деятельности >>
Технологическая карта урока >>
Учитель: ________________________________________Класс: _______________ Дата:__________________ Предмет:________________________________ Тема урока: Место и роль урока в изучаемой теме: Планируемые результаты урока: - предметные - метапредметные - личностные ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). Характеристика этапов урока Этап урока УУД (название блока и конкретного действия) См. приложение 1 Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приложение 1. УУД Универсальные учебные действия. /УУД/ Личностные УУД Самоопределение Смыслообразования Нравственно-этического оценивания Познавательные УУД Общеучебные Знаково-символические Информационные Логические Действия постановки и решения проблем Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество Планирование учебного сотрудничества: постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения >>
квалификации и переподготовки работников образования» Отдел по образованию администрации Котовского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области» (МОУ СОШ № 1 г. Котово)   Приглашают Вас принять участие в  III   Всероссийской (с международным участием) очно-заочной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов   « ГОРИЗОНТЫ НАУКИ: ГИПОТЕЗЫ, ФАКТЫ, ОТКРЫТИЯ».   Цели и задачи Конференции. 1.1. Конференция проводится в  целях:   организации интеллектуального общения молодежи, занимающейся исследовательской деятельностью; стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся; ориентации юных исследователей на практическое применение своих исследований и создание общественно значимых проектов. 1.2. Задачи Конференции: выявление и поддержка интеллектуально-одаренных обучающихся; развитие познавательного интереса школьников в области естественных и гуманитарных наук на материале, выходящем за пределы школьной программы; повышение уровня образовательной компетентности обучающихся; отработка преемственности средней и высшей школы, привлечение к работе с обучающимися ученых, специалистов учреждений  высшего профессионального образования;     В рамках конференции планируются работа секций по следующим направлениям: 1.  Русский язык и литература. 2.  Иностранный язык. 3.  Математика, информатика. 4.  История, религиоведение, обществознание. 5.  Физика, астрономия. 6.  Естествознание. 7.  Первые шаги в науку. Вся информация о Конференции размещается в сети Интернет на образовательном информационном сайте МОУ СОШ №1 г. Котово http://schoolkotovo.narod.ru          Для участия в Конференции приглашаются учащиеся общеобразовательных школ, студенты учреждений среднего профессионального образования, а также студенты 1-3 курсов высших учебных заведений.

Положение о системе проведения промежуточной аттестации >>
Положение о системе проведения промежуточной аттестации учащихся начальных и 5-х классов, обучающихся по ФГОС Общие положения Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом МБОУСОШ №2 , настоящим Положением. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому предмету, принятым на методическом объединении и утвержденным директором школы. Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором.

Понятия: >>
Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации (UNRPA) – структурное подразделение ООН, один из каналов помощи по восстановлению мировой (прежде всего европейской) экономики в послевоенные годы. В 1945 - 1946 израсходовано более 1 млрд долл. и распределено более 20 млн тонн продовольствия, одежды, одеял и медикаментов. США несли более 2/3 соответствующих издержек, остальную часть приняли другие члены ООН. В целом в 1945 – 1947 США выделили около 4 млрд долл. европейским странам и почти 3 млрд долл. странам остального мира. После 1947 работа UNPPA продолжена в рамках Международной организации помощи беженцам, Всемирной организации здравоохранения и других подразделений ООН, а также добровольными и государственными организациями. Атлантическая хартия – хартия, подписанная на борту военного корабля у берегов Ньюфаундленда в Северной Атлантике президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в августе 1941 и обязавшая их страны (а впоследствии и других членов ООН) осуществить восстановление многостороннего режима регулирования мировой торговли вместо двустороннего режима 1930-х. Являлась лишь декларацией о намерениях (не предусматривала каких-либо конкретных действий), но, по крайней мере, это была декларация о добрых намерениях. Планирование послевоенного устройства мира. МВФ (Международный валютный фонд) – международный институт, созданный на Бреттон-Вудской конференции 1944. На него была возложена ответственность за управление структурой обменных курсов различных мировых валют, а также за финансирование краткосрочных дисбалансов в международных платежных отношениях. Являлся акционерным обществом. Начал функционировать лишь в 1946, а наладил эффективную работу только спустя еще несколько лет (с 1952 предоставлял кредиты для импорта определенной продукции и на определенный срок, которые становились вспомогательными валютными резервами стран-получателей) Тем не менее положено начало восстановлению мировой экономики. МБРР (Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк) – между-народный институт, созданный на Бреттон-Вудской конференции 1944. Должен был предоставлять долгосрочные займы для реконструкции разрушенных войной экономик с гарантиями центральных банков стран, делавших долги, для частных инвестиций. Впоследствии содействовал развитию беднейших стран мира. Начал функционировать лишь в 1946, а наладил эффективную работу только спустя еще несколько лет (европейским странам предоставлено 2 млрд долл.). Тем не менее положено начало восстановлению мировой экономики.

2) участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; 3) участвовать в работе конференций, чтений. 4) участвовать в работе конференций, чтений. Работа над иследованием предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии . Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. При выполнении используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы . Работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта, исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: 1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом.

!!! Модель не жесткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации, при сохранении основных этапов Цели урока по линиям развития личности средствами предмета Отбор обязательного минимума содержания урока по принципу минимакса 1-я линия развития - формулировка в виде умения – чему учить детей. 2-я линия развития … !!! К каждому уроку не обязательны все линии – только ведущие. 1. Взять перечень обязательных знаний и умений на конец года (программу). 2. Отобрать те информационные единицы, которые впервые вводятся в теме данного урока, – это и будет минимум. 3. Выделить в материале параграфа (текст, илл.) те части, где содержатся информационные единицы минимума. 4. Спланировать урок с использованием, прежде всего, этой обязательной части параграфа, а все остальное – как максимум – использовать, если хватит времени. ^ Этапы урока (время) Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) ^ Доска и оборудование Создание проблемной ситуации = 5–7 минут Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): – Предъявляет ученикам (м.б., через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения. – Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. – Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). – Дает задание, не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений. – ^ Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?


Компонентами организации внеучебной деятельности являются: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.
























Организация внеучебной деятельности






Компонент организации внеурочной деятельности

Содержание компонента

1

Условия




Региональные особенности. Социо – культурная ситуация ОУ. Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ. Степень участия общественных организаций.




2

Цели




Способствовать личностному становлению учащихся. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.

Способствовать формированию коллективно – распределѐнной деятельности в детских коллективах. Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.









3

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.

4


Содержание

Направления внеучебной деятельности: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно –познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

5

Технологии

Проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся.

6

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: - для подвижных занятий и для спокойной работы, - для общения и для уединения, - для «пробы сил» и для демонстрации достижений, - для поиска информации.


7

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.


1 этап (1-4 класс)
На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться.

Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап является необходимым для введения учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. Так как дети , поступающие в 1 класс не посещали детский сад, и на этом этапе учащимся предстоит осваивать формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе.

Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно –познавательное, духовно-нравственное, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла будут иметь свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Особенности внеучебных мероприятий

1. Мероприятия, «несущие» идеи и способы целостного развивающего образования, проектируются преподавателями с учѐтом потребностей учащихся начальной школы.


Содержание и процессы взаимодействия учащихся специальным образом проектируются и соответствуют требованиям образования для данной ступени обучения.

На этом этапе осуществляется методологическая поддержка процесса проектирования. Эта поддержка связана с запуском и контролем процессов целеполагания, самоопределения, проектирования и сценирования в деятельности проектных групп образовательных учреждений. Формируется и фиксируется понятие «проектирование», осуществляется выделение проблем, возникающих у педагогов в учебной и внеучебной деятельности, организуемой в рамках школы. Планы организации внеучебной деятельности в начальной школе составляются с учѐтом возможностей образовательных учреждений и привлечѐнных ресурсов учреждений дополнительного образования.

На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнѐры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.

Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. План внеучебной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:

Духовно-нравственное

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

Образовательное

Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры и беседы; Детские исследовательские проекты; Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны); Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Проектная деятельность

Разработка проектов.

Физкультурно-оздоровительное



Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, сельским фельдшером.

Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».

Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.

Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

Организация походов выходного дня,

Туристические походы.

Художественно-эстетическое Ведущие формы деятельности: Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки; Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; Кружки художественного творчества; Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе; Приглашение артистов театра; Праздничное оформление школы и классных комнат.

Общественно-полезная деятельность Ведущие формы деятельности: Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; Работа по озеленению школы; Организация дежурства в классах; Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; Выставки поделок и детского творчества; Трудовые десанты, субботники; Сюжетно-ролевые игры.

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности

 


Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

«Здоровей-ка»

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

«Волшебная кисточка»

Занятия в кружке, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Научно-познавательное

«Компьюша»

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности




«Риторика»

Занятия в компьютерном классе, беседы, исследовательская деятельность, творческие проекты

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации).

Научно– техническое

«Начальное техническое моделирование»


Занятие в кружке, беседы, викторины, экскурсии, изготовление моделей участие в соревновании готовых моделей

Развитие самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; формирования у детей начальных политехнических знаний и умений.


Гражданско–патриотическое

«Я гражданин»

Занятие в клубе, беседы, викторины, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Формирование гражданской культуры, правового сознания.

Проектная и исследовательская деятельность

Будут реализованы через другие направления внеурочной деятельности

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

2. Внеучебные мероприятия школ, охватывая весь контингент учащихся начальной школы и формируя тем самым уникальное общее, пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей, выстраивается в определенную систему. Эта система организации внеучебной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется на первом этапе в начальной школе. Совместная деятельность рассматривается как условие возникновения и реализации нравственного отношения к окружающему миру, людям. Именно совместная деятельность становится необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций. Решающее влияние на воспитание личности будут оказывать отношения, которые складываются в процессе еѐ осуществления, а точнее характер этих отношений.


Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые организуются не реже раза в четверть. В конце каждой четверти организуются поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.

Работают кружки декоративно-прикладного творчества, спортивные секции. К праздникам и знаменательным дням учащиеся организовывают выставки, осуществляют постановку спектаклей.



В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. Имена и фамилии учащихся, получивших в конце года особые награды «За лучшую успеваемость», «За примерное поведение», «Ученик года» отмечаются грамотами и благодарностями. Каждая церемония сопровождается концертом учащихся.

Все разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка. На основании приведѐнных примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:

учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы;

помощь школе могут оказать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.


При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнѐра школы, для того, чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными