Наименование дисциплины: «Климаты России» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Наименование дисциплины: «Климаты России» - страница №1/1

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Географический факультет
«Утверждено»

Академик РАН Н.С.Касимов

«_____»_________ 20__г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины: «Климаты России»


по направлению подготовки 021600.68 «Гидрометеорология» уровня высшего профессионального образования магистратура с присвоением степени «магистр»



1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются формирование знаний о климате и климатических ресурсах России, а также понимание экологических, социальных и экономических последствий изменения климатических ресурсов на территории России и ее регионов в XXI веке.

Задачи освоения дисциплины:

- дать представление о климатически обусловленных природных ресурсах (КоПР);

- дать представление о механизме взаимодействия основных климатообразующих процессов на территории России и их роли в формировании современного климата;

- познакомить с пространственно-временными закономерностями распределения климатов по территории России;

- обучить современным методам интерпретации результатов численного моделирования для оценки состояния климата и климатических ресурсов в настоящем и будущем;

- обучить методикам оценки и районирования обеспеченности климатическими ресурсами территории России.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Климаты России» входит в профессиональный цикл вариативной части ООП по направлению «Гидрометеорология». Она изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Изучение дисциплины базируется на теоретических и практических представлениях о климате и методах его прогноза, полученных студентами в курсах «Климатология», «Теория климата» и «Методы прогноза климатических ресурсов». В свою очередь, полученные знания могут быть использованы при изучении дисциплин направления «Экологическая климатология».

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Климаты России» с другими частями ООП определяется следующей совокупностью входных компетенций, необходимых для освоения данной дисциплины:

Студент должен

Знать: основные климатообразующие факторы и обратные связи в планетарной климатической системе;

- соподчиненность климатических режимов разного масштаба;

- особенности планетарного бюджета тепла, водяного пара и момента количества движения;

- историю климата и механизмы крупных климатических изменений;

- сценарии изменения климата в XXI веке.

Уметь: объяснить основные закономерности климата планеты Земля;

- проводить обработку климатологических рядов наблюдений;

эффективно использовать климатическую информацию для решения прикладных задач экологии.

Владеть: методами климатического прогноза.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Квалификация (степень) >>
1. Наименование дисциплины: Системы электронной коммерции 2. Направление: 230100, Информатика и вычислительная техника 3. Квалификация (степень): бакалавр 4. Профиль подготовки: Автоматизированные системы обработки информации и управления 5. Кафедра: автоматизированных систем управления (АСУ) 6. Структура дисциплины Курс Семестр Трудоемкость (в зачетных единицах) Кол-во часов Форма итогового контроля Общее Лекции Практические занятия Лабораторные работы ИРС СРС 4 7 3 108 34 0 17 8 43 зачет 7. Цели дисциплины: дать студентам базовую подготовку по технологиям электронной коммерции и навыки по самостоятельному применению данных технологий, научить применять готовые, и разрабатывать собственные системы электронной коммерции. 8. Содержание дисциплины 1. Теоретические аспекты электронной коммерции Понятийный аппарат. Факторы экономического роста электронной коммерции. Факторы, сдерживающие рост электронной коммерции, позитивные и негативные факторы электронной коммерции. Движущие силы электронной коммерции, влияние электронной коммерции на микро-и- макроэкономику. Виды электронной коммерции. Бизнес-модели электронной коммерции. Электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS) и электронные деньги (E-Cash). Электронный маркетинг (E-Marketing).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способности использовать климатическую информацию и результаты прогноза будущих климатических изменений как средство планирования и руководства всеми видами социально-экономической деятельности страны, в том числе при выработке стратегии безопасного устойчивого развития государства.

Студент должен знать:



  • физическую сущность процессов, формирующих климат в конкретных природных условиях России;

  • механизм взаимодействия основных климатообразующих процессов на территории России в разные сезоны;

  • пространственно-временные закономерности распределения климатов по территории России;

  • суть понятия «климатически обусловленные природные ресурсы».

Уметь:

  • рассчитывать климатические ресурсы различных регионов России.

Владеть:

  • методиками оценки и районирования обеспеченности климатическими ресурсами территории России;

  • современными методами интерпретации результатов численного моделирования для оценки состояния климата и климатических ресурсов в настоящем и будущем;



4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 академических часов (3 з.е.) Аудиторная нагрузка - 42 часа, из них 28 часов – лекции, 14 часов – семинары, 66 часов – самостоятельная работа студентов.

БИОЭТИКА Рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело >>
Наименование дисциплины БИОЭТИКА Рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» 1. Цели и задачи изучения дисциплины: Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества. Задачи: повысить восприимчивость студентов к этической проблематике; сформировать мотивированное отношение к …… обучить искусству этического анализа; ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету; помочь студентам лучше понять моральные ценности (как профессиональные и личные, так и ценности своих пациентов); сформировать у студента ……….. научить регулировать и разрешать этические конфликты. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются; Является предшествующей для изучения дисциплин: правоведение; педагогика и психология и дисциплин профессионального цикла.







п/п




Раздел (тема)

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)













лекция

семи

нар

СРС




1

Введение

1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА >>
Наименование дисциплины Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных Рекомендуется для направления подготовки 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Квалификация выпускника: бакалавр 1. Цели и задачи дисциплины: изучение структур данных и алгоритмов их обработки, знакомство с фундаментальными принципами построения эффективных и надежных программ. Курс ориентирован на становление математика-программиста, должен способствовать повышению культуры мышления. Курс предназначен для овладения компьютерными методами обработки информации путем развития профессиональных навыков разработки, выбора и преобразования алгоритмов, что является важной составляющей эффективной реализации программного продукта. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к профессиональному циклу (Б.3). Компетенции: ПК-2, ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-36. Студент должен знать: основные этапы компьютерного решения задач; понятие алгоритма и структуры управления; традиционные структуры данных; основные требования методологии структурного программирования, как технологической основы разработки качественных программных компонентов; понятие статических и динамических данных; примеры базовых структур данных; идеи, лежащие в основе процедурного программирования, реализацию вызова процедур в языках с блочной структурой, рекурсию; идеи, лежащие в основе процедурного, модульного, объектно-ориентированного программирования; математический аппарат, необходимый для оценивания времени выполнения алгоритма. Студент должен уметь: применять требования методологии структурного программирования при проектировании информационных моделей; разрабатывать и записывать на языке высокого уровня алгоритмы решения классических задач программирования; реализовывать технологию проектирования сверху-вниз; выбирать оптимальную структуру для представления данных. Студент должен владеть: навыками практического программирования конкретных задач в определенной языковой среде; применять средства структурного, модульного и объектно-ориентированного программирования для решения задач. Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: базы данных и СУБД; компьютерное моделирование; компьютерная графика; теория вычислительных процессов и структур; технология разработки программного обеспечения; исследование операций;

1

2




2




2

Климат и климатически обусловленные природные ресурсы (КоПР), их интегральная и сравнительная оценка и информационное обеспечение

1

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ >>
2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ) САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ СанПиН 2.4.4.1251-03 1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы разработаны: Научным центром охраны здоровья детей и подростков РАМН (Л. М. Сухарева, В. Р. Кучма, Г. А. Шаршаткина, Б. З. Воронова, К. Э. Павлович, М. И. Степанова); Центром Госсанэпиднадзора в Воронежской области (М. И. Чубирко, О. А. Фуфаева, Е. М. Милованова, А. А. Носилова, Е. А. Булгакова, И. Ю. Коваленко, Е. В. Жучкова, В. М. Кислякова); Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России (А. Г. Сухарев, Л. В. Рябова); НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С. Федорова); при участии Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России (Б. Г. Бокитько, В. Н. Брагина); Минобразования России (А. В. Егорова). 2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России. 3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 1 апреля 2003 г. 4. Введены в действие с 20 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27. 5. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594. 6. Ведены впервые. Федеральный закон

1-2

4




8




3

Общая характеристика климата России

1

3-4

3

3

8

Контрольная работа

4

Оценка специализированных КоПР для различных секторов экономики и социальной сферы

1

5

3




8




5

Климат и КоПР Арктики

1

6

3




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ >>
Программа дисциплины для студентов Ф ФСО ПГУ 7.18.2/07 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Факультет физики, математики и информационных технологий ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по дисциплине «Программные средства экономических расчетов» Для специальности 050703 «Информационные системы» Павлодар Лист утверждения программы дисциплин для студентов Ф ФСО ПГУ 7.18.2/11 УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ФМ иИТ _____________ Тлеукенов С.К. «__»_________2009г. Составитель: старший преподаватель Аканова А.С. старший преподаватель Бельгибаева С.А. Кафедра информатики и информационных систем ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по дисциплине Программные средства экономических расчетов для специальности 050703 «Информационные системы» форма обучения: заочная на базе ВПО. Программа дисциплины для студентов разработана на основании рабочей программы дисциплины Рекомендована на заседании кафедры от «__» ____________200 протокол №__ Зав. кафедрой __________________________Ж.К. Нурбекова (подпись, Ф.И.О.) Одобрено методическим советом факультета ФМиИТ «______»____________200__г., протокол № ___________________ Председатель МС___________________ А.Т.Кишубаева (подпись) 1. Данные о преподавателях Бельгибаева Салтанат Алтынгазиевна Старший преподаватель кафедры «Информатика и информационные системы» Приемные часы: ГУК А1-102 в соответствии с утвержденным графиком консультаций 2. Данные о дисциплине «Программные средства для экономических расчетов» (3 кредита) Курс рассчитан на 1 семестр. В семестре предусмотрено 12 лекционных занятий, 6 практических, 117 часов самостоятельной работы студентов. Форма контроля — экзамен. Расписание всех занятий, рубежного контроля и зачетно-экзаменационной сессии устанавливаются деканатом. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.

8




6

Климат и КоПР Европейской территории России

1

7-8

4

2

8

Защита домашнего задания

7

Климат и КоПР Западной Сибири

1

9-10

3

3

8

Зачет по семинару

8

Климат и КоПР Восточной Сибири
УНИКАЛЬНЫЕ КУРОРТЫ РОССИИ >>
Под уникальными в данном случае понимаются курорты, располагающие минеральной водой или лечебной грязью, ландшафтом, климатом, которые хотя бы в одном имеющем бальнеологическое значе­ние компоненте превосходили все другие аналогичные природные лечебные факторы России; или отли­чающиеся большим разнообразием используемых типов и разновидностей минеральных вод, лечебных грязей, ландшафтно-климатических особенностей; или выделяющиеся необычным и благоприятным, с бальнеологической точки зрения, сочетанием отдельных компонентов, содержащихся в природном ле­чебном ресурсе или таким же сочетанием самих природных факторов. Ниже приводится краткая характеристика основных уникальных курортов России. Курортный регион Кавказские Минеральные Воды (КМВ) – Ставропольский край Курорт Большие Сочи – Краснодарский край Курорт Анапа – Краснодарский край Курорт Теберда – Карачаево-Черкесская Республика Курорт Старая Русса – Новгородская область Курорт Сестрорецк – г. Санкт-Петербург Курорт Марциальные Воды – Республика Карелия Курорт Янган-Тау – Республика Башкортостан Курорт Ундоры – Ульяновская область Курорт Сергиевские Минеральные Воды – Самарская область Курорт Соль-Илецк – Оренбургская область Курорт Тинаки – Астраханская область Курорт Белокуриха – Алтайский край Курорт озеро Шира – Республика Хакасия Курорт Шмаковка – Приморский край Курорт Талая – Магаданская область Курорт Начики – Камчатская область Курорт Синегорск – Сахалинская область


1

11-12

3

3

8

Защита домашнего задания

9

Климат и КоПР Дальнего Востока

1

13-14

3

3

8

Зачет по семинару




Итого







28

14

66

экзамен

4.2. Содержание дисциплины

Введение

Краткая физико-географическая характеристика территории России. Роль выдающихся отечественных климатологов в развитии исследований по климату России. Понятие о климатической системе и климатообразующих факторах.



Раздел 1. Климат и климатически обусловленные природные ресурсы (КоПР), их интегральная и сравнительная оценка и информационное обеспечение.

Определение понятий «климат» и «климатически обусловленные природные ресурсы» (КоПР). Использование КоПР для повышения эффективности общественного производства. Классификация климатических ресурсов. Обеспеченность климатическими ресурсами: методы оценки и районирования.

Праздничный гала-концерт, посвященный Дню России >>
Праздничный гала-концерт, посвященный Дню России 17.00 Торжественное открытие Театрализованный исторический пролог с участием народного артиста России Ю. Новохижина, заслуженного артиста России В. Бабича, ведущих актеров Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина 18.00 «Щит России» Плац-концерт духового оркестра Показательные выступления воинов Псковского гарнизона Выступления ансамбля «Голубые молнии» 18.30 «Не представить Россию без Пскова» Концерт ансамбля народной музыки «Псков» Псковской областной филармонии 19.30 «Истоки и традиции» Выступление фольклорных коллективов и солистов малых городов Псковской области 20.30 «Праздничное настроение» Концерт лауреатов областных конкурсов и фестивалей с участием заслуженных артистов России - Натальи Александровой, Марины Курчавовой, Светланы Коломиец, Александра Либа, ансамблей эстрадного танца и других лучших коллективов Псковской области 22. 00 Театр моды. Дефиле 22.30 Концерт группы «Сурганова & Оркестр»

Информационное обеспечение представлений о климате и КоПР. Виды климатической информации. Сеточные и «точечные» (станционные и буйковые) данные. Основные сеточные климатические архивы – реанализы, LEEMENS, GPCP, JAEGER, CRU и другие: доступ к ним и работа с ними. Основные станционные архивы (база Росгидромета, meteo.ru, wmo.ru), доступ к ним и работа с ними. Обеспеченность территории Российской Федерации климатическими данными. Проблема интерполяции климатических данных. Оценка точности сеточных климатических данных.

База данных результатов климатического моделирования.



Раздел 2. Общая характеристика климата России.

Радиационные факторы климата. Среднее многолетнее распределение и изменчивость составляющих радиационного и теплового балансов.

Климатообразующая роль атмосферной циркуляции. Основные параметры общей циркуляции атмосферы, использующиеся как индикаторы: индексы зональной и меридиональной циркуляции А. Л. Каца; момент импульса зональных ветров атмосферы; индексы Североатлантического, Тихоокеанского и Арктического колебаний (NAO, PNA, АО), параметры центров действия атмосферы; положение климатологических фронтов; пути движения циклонов и антициклонов. Статистические характеристики скорости и направления ветра в разные сезоны года.

Тепловые ресурсы России. Распределение средних месячных и годовых температур. Экстремальные характеристики температуры воздуха. Заморозки и оттепели. Глубина промерзания почвы и вечная мерзлота.

Наименование товара >>
№ Наименование товара Ед.изм количество 1 Дверь в комплекте, ширина 70см, высота 2м комплект 8 2 Дверь в комплекте, ширина 80см, высота 2м комплект 18 3 Дверь в комплекте, ширина 90см, высота 2м комплект 17 4 Труба канализационная 100*2000*3,2 шт 6 5 Труба канализационная 50*2000*3,2 шт 2 6 Отвод канализ (100*45*3,2) шт 1 7 Крестовина канал 100*100*45 шт 1 8 Тройник д. 110/50 мм прямой шт 2 9 Гофра для унитазов шт 2 10 Отвод канализ (50*90) шт 2 11 Смеситель для раковины шт 2 12 Кафель 30*30 М2 17,46 13 Кафель 20х30 М2 34,50

Климатообразующая роль влагооборота на территории России. Среднее многолетнее распределение парциального давления водяного пара и относительной влажности в разные сезоны и изменчивость этого распределения. Факторы, влияющие на пространственное распределение осадков. Годовое и месячное количество осадков, изменчивость месячных сумм осадков. Число дней, продолжительность и интенсивность осадков на территории России. Снежный покров. Содержание тяжелого изотопа кислорода в осадках и снежном покрове как индикатор преобладающего атлантического происхождения атмосферной влаги.

Климатическое районирование России.

Климатическое моделирование как основной инструмент изучения динамики климата и оценки климатических ресурсов на территории России. Прогнозирование изменчивости климатических ресурсов и оценка гидрометеорологических и экологических рисков.

Раздел 3. Оценка специализированных климатических ресурсов для различных секторов экономики и социальной сферы.

Агроклиматические, ветроэнергетические, гелиоэнергетические, биоклиматические, световые, строительные, тепловые, топливно–энергетические, транспортные, рекреационные, нагрузочные, лечебно-профилактические, а также интегральные климатические ресурсы как климатический потенциал экономического развития России.



Раздел 4. Климат и КоПР Арктики.

Астрономические факторы, определяющие своеобразие проявления радиационного фактора климатообразования. Тепловой баланс поверхности ледяных полей, незамерзающих арктических морей и континентальной части Арктики. Особенности циркуляции атмосферы в разные сезоны года. Климатические особенности Центральной части Арктического бассейна, Атлантической, Сибирской и Тихоокеанской областей.

Численное моделирование климата Арктики. Обзор результатов моделирования палеоклиматов (позднечетвертичный период) и современного климата Арктики. Радиационный режим, ледовая обстановка, температура, осадки, условия циркуляции по данным моделирования. Вечная мерзлота. Сравнение численных результатов с данными станционных и спутниковых наблюдений.

Дополнительные формы к годовому отчету по офтальмологии >>
1.Структура заболеваемости органа зрения (взрослое население) № Наименование заболевания Код МКБ-X Всего (взрослое население) % 1 Заболевания век H00.0; H00.1; H01.1; H01.8; H02.0; Н02.1; Н02.4; Н02.6 2 Болезни слезного аппарата H04.3; Н04.4; Н04.5; Н04.8 3 Болезни конъюнктивы H10 H11.0;H11.2; Н11.4 4 Болезни склеры А18.5; А52.7; В02.3; Н15.0; Н15.1 Болезни роговицы Н16.0; Н16.1; Н16.2; Н16.3; Н17; Н18.1; Н18.5; Н18.6; Н18.7; В00.5 Болезни радужной оболочки и цилиарного тела А18.5; А51.4; А54.3; В00.5; В02.3; D 86.8; Н20.0; Н20.1; Н20.2, М45; Н21; Н21.0; Н21.3 5 Болезни хрусталика Н25.0; Н26.0; Н26.1; Н26.2; Н27.1 6 Болезни сосудистой оболочки и сетчатки, Н30.0; Н30.1; Н30.2; Н30.8; Н30.9, Н31.3; Н31.4 Н33.2; Н34; Н35.5; Н35.2;Н35.3;; НН35.6; Н35.7 Их них возрастная макулодистрофия (ВМД) Н35.4

Арктическая осцилляция. Прогноз будущего состояния климата Арктики на основе данных глобального моделирования. Оценка климатических ресурсов Арктики на основе результатов численного моделирования.



Раздел 5. Климат и КоПР Европейской территории России.

Особенности радиационного баланса и термического режима на европейской территории России (ЕТР). Барическое поле, циркуляционные системы, пути движения циклонов и антициклонов. Перенос и трансформация различных типов воздушных масс. Осадкообразующие воздушные массы. Пространственно-временное распределение характеристик влажности, осадков и испарения. Снежный покров, его пространственно-временная изменчивость и роль в тепловом и водном балансе региона. Причины возникновения и пространственно-временное распределение засух и суховеев по ЕТР. Характеристика основных климатических областей. Характеристика основных особенностей климата Предкавказья и высокогорной зоны Большого Кавказа. Влияние Кавказа на климат прилежащих территорий.

Численное моделирование климата ЕТР на основе данных глобального моделирования. Обзор результатов моделирования современного климата ЕТР. Радиационный режим, ледовая обстановка, температура, осадки, условия циркуляции по данным моделирования. Сравнения с данными станционных и спутниковых наблюдений.

Динамика климата ЕТР в позднечетвертичное время и в голоцене по результатам моделирования. Современные изменения. Арктическая осцилляция и Северо-Атлантическое колебание. Моделирование будущих изменений климата ЕТР.

Оценка климатических ресурсов ЕТР на основе результатов численного моделирования. Юг России как один из самых «рискованных» регионов.

ПЛАН взаимодействия с Референтной группой по вопросу формирования и исполнения >>
ПЛАН взаимодействия с Референтной группой по вопросу формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации на программных принципах в 2014 году № п/п Наименование мероприятия Ответственный исполнитель (основные соисполнители) январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь 1 Сбор предложений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросу перехода на программный принцип формирования региональных и местных бюджетов Минфин России (федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления) январь февраль 2 Сбор предложений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления персональной ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за достижение планируемого в программах результата Минфин России (Минэкономразвития России, Минрегион России, субъекты Российской Федерации) январь февраль


Раздел 6. Климат и КоПР Западной Сибири.

Особенности радиационного баланса и термического режима на территории Западной Сибири. Барическое поле, циркуляционные системы, пути движения циклонов и антициклонов. Перенос и трансформация различных типов воздушных масс. Осадкообразующие воздушные массы. Пространственно-временное распределение характеристик влажности, осадков и испарения. Снежный покров, его пространственно-временная изменчивость и роль в тепловом и водном балансе региона. Влияние Уральских гор на перераспределение осадков. Характеристика основных климатических областей Западной Сибири.

Климатические особенности сопредельных к Западной Сибири регионов Южного Казахстана и Средней Азии. Роль подстилающей поверхности в формировании радиационного и теплового баланса пустынь. Циркуляционные особенности региона. Трансформация воздуха в термических депрессиях. Короткопериодные изменения климата Арала и Каспия.

Динамика климата региона в голоцене и в позднечетвертичное время по результатам моделирования. Современные изменения. Сравнения с данными станционных наблюдений. Моделирование будущих изменений климата Западной Сибири. Оценка климатических ресурсов региона на основе результатов глобального численного моделирования.



Раздел 7. Климат и КоПР Восточной Сибири.

Особенности радиационного баланса на территории Восточной Сибири. Барическое поле, циркуляционные системы, пути движения циклонов и антициклонов. Перенос и трансформация различных типов воздушных масс. Осадкообразующие воздушные массы. Принципиальное различие восточносибирского и западносибирского умеренного воздуха. Азиатский антициклон: причины формирования и изменчивости, ареал распространения и интенсивность. Роль орографии в формировании климатического режима Восточной Сибири. Инверсии температуры как характерная особенность зимнего сезона: причины, мощность, временная динамика.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан_____________________ «____»______________20__г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Р. 04. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ 1. Цели и задачи дисциплины. Цель курса «Лингвистическое краеведение» – познакомить студентов с основными особенностями функционирования русского языка в различных его формах на территории Западной Сибири (Томской области, г. Томска), а также с важнейшими достижениями томских лингвистов в области исследования регионального языкового материала. В связи с выделением трех тематических блоков (диалектный язык – просторечие – топонимия) задачи курса приобретают комплексный характер и оказываются связанными с тремя аспектами освоения дисциплины: овладение студентами общими и частными теоретическими знаниями по каждому из трех блоков (отличительные особенности (а) вторичных говоров /говоров Сибири/ – среднеобских говоров; (б) городского просторечия как формы национального языка – томского городского просторечия; (в) топонимии как лексического пласта – топонимии Западной Сибири); формирование у студентов умений и навыков лингвистической интерпретации региональных проявлений русского языка (анализ диалектных и просторечных единиц и текстов, отдельных топонимов и их групп); подготовка студентов к преподаванию различных элективных, факультативных курсов, организации внеклассной работы по лингвокраеведческой тематике с учетом различий общеобразовательного уровня и уровня профильных гуманитарных классов школы. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В итоге изучения курса «Лингвистическое краеведение» студенты должны: знать отличительные особенности русских старожильческих говоров Среднего Приобья, томского городского просторечия, топонимии Западной Сибири, основные проблемы их изучения; владеть методами описания диалектного языка, городского просторечия, топонимии в их региональной реализации; иметь навык поуровневого анализа диалектных и просторечных текстов и отдельных языковых фактов, уметь этимологизировать топонимы; уметь применять полученные знания, умения и навыки при разработке школьного курса лингвистического краеведения, различных элективов лингвокраеведческой направленности, а также в организации внеклассной работы по русскому языку (факультативы, кружки, стенгазеты, олимпиады и т.п.). 3. Объём дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы

Пространственно-временное распределение характеристик влажности, осадков и испарения. Снежный покров, его пространственно-временная изменчивость и роль в тепловом и водном балансе региона. Вечная мерзлота.

Характеристика основных климатических областей.

Обзор результатов моделирования современного климата Восточной Сибири. Сравнения с данными натурных наблюдений.

Динамика климата региона в голоцене и в позднечетвертичное время по результатам моделирования. Современные изменения. Моделирование будущих изменений климата Восточной Сибири на основе данных глобального моделирования..

Оценка климатических ресурсов региона на основе результатов численного моделирования. Динамика вечной мерзлоты по результатам моделирования. Вариации гидрологического режима великих сибирских рек.

Раздел 8. Климат и КоПР Дальнего Востока.

Муссонные черты климата Дальнего Востока. Особенности радиационного баланса и термического режима. Барическое поле, циркуляционные системы, пути движения циклонов и антициклонов. Перенос и трансформация различных типов воздушных масс. Осадкообразующие воздушные массы. Влияние тайфунов на климат Дальнего Востока. Роль рельефа и влияние Тихого океана на формирование теплового режима и режима увлажнения. Пространственно-временное распределение характеристик влажности, осадков и испарения. Снежный покров, его пространственно-временная изменчивость и роль в тепловом и водном балансе региона. Характеристика основных климатических областей.

Обзор результатов моделирования современного климата Дальнего Востока Радиационный режим, ледовая обстановка, температура, осадки, условия циркуляции по данным моделирования. Сравнения с данными натурных наблюдений.

Динамика климата региона в голоцене и в позднечетвертичное время по результатам моделирования. Современные изменения. Тихоокеанское колебание и индекс PNA. Оценка будущих изменений климата Дальнего Востока на основе данных глобального моделирования..

Оценка климатических ресурсов региона на основе результатов численного моделирования. Динамика вечной мерзлоты по результатам моделирования. Вероятность увеличения опасных явлений погоды в будущем.


4.3. Аннотация программы

Целью изучения дисциплины «Климаты России» является формирование знаний о климате и климатических ресурсах России, а также понимание экологических, социальных и экономических последствий изменения климатических ресурсов на территории России и ее регионов в XXI веке. Для этого студенты получают общие представления о климате России и о климатически обусловленных природных ресурсах (КоПР); знакомятся со специализированными КоПР для различных секторов экономики и социальной сферы и методами их оценки; подробно изучают климат и климатически обусловленные природные ресурсы отдельных регионов: Российской Арктики, Европейской территории России, Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока. В результате освоения дисциплины студенты должны понимать физическую сущность процессов, формирующих климат в конкретных природных условиях России; представлять механизм взаимодействия основных климатообразующих процессов и пространственно-временные закономерности распределения климатов по территории России; обладать знаниями об информационном обеспечении представлений о климате и КоПР России; владеть современными методами интерпретации результатов численного моделирования для оценки состояния климата и климатических ресурсов в настоящем и будущем. Получаемые в рамках курса знания ориентированы на понимание того факта, что использование климатической информации и прогноз будущих климатических изменений являются мощными средствами планирования и руководства всеми видами социально-экономической деятельности страны и должны учитываться при выработке стратегии безопасного устойчивого развития государства.


5. Рекомендуемые образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Климаты России» применяются следующие виды образовательных технологий: развивающее и проблемное обучение, коллективная система обучения, исследовательские методы в обучении, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии. При чтении курса применяются следующие виды лекций: вводная, лекции-информации, обзорные лекции, проблемные лекции, лекции-конференции.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерные темы рефератов для самостоятельной работы студентов

  1. Климатические границы Арктики.

  2. Проблемы моделирование снежного и ледового покрова Арктики.

  3. Обзор работ по моделированию арктической осцилляции.

  4. Вечная мерзлота и ее моделирование.

  5. Перспективы развития Северного Морского Пути в аспекте изменений климата Арктики.

  6. Повторяемость опасных явлений погоды в Арктике (метелей, штормовых ветров, гололедных явлений, сильных туманов, сильных морозов) в условиях современного климата и климата будущего.

  7. Связь метеорологического и гидрологического режима ЕТР с Северо-Атлантическим колебанием.

  8. Оценка гидрометеорологического риска для Санкт-Петербурга через 50 лет по результатам моделирования.

  9. Засухи в Поволжье и в Южном округе: причины, повторяемость, моделирование.

  10. Климатология опасных явлений погоды на Юге России.

  11. Динамика оледенения Большого Кавказа как индикатор происходящих изменений климата.

  12. 12. Динамика уровня Каспийского моря как индикатор изменений климата в прошлом и настоящем.

  13. 13. Возможность прогнозирования уровня Каспия с целью планирования экономического развития региона.

  14. Cиноптические условия формирования засух на Урале и в Западной Сибири.

  15. Климатология опасных явлений погоды на Юге Сибири.

  16. 16. Синоптические условия формирования катастрофических явлений в Алтайских горах.

  17. Оледенение Алтая как индикатор происходящих изменений климата.

  18. Динамика сибирского антициклона по данным наблюдений и по результатам моделирования.

  19. Синоптические условия формирования бурных половодий и ледовых заторов на реках Восточной Сибири.

  20. Динамика вечной мерзлоты в Восточной Сибири по данным наблюдений и по результатам моделирования.

  21. Оценка воздействия сильных морозов на энергетику Восточной Сибири.

  22. Гидрометеорологический режим озера Байкал в настоящем и будущем.

  23. Динамика повторяемости выхода тайфунов на юге Дальнего Востока.

  24. Оценка экономического ущерба от опасных явлений погоды на Дальнем Востоке.

  25. Климатология опасных явлений погоды на Дальнем Востоке.

  26. Моделирование опасных явлений на Дальнем Востоке, в том числе выходов тайфунов.

  27. Динамика дальневосточного муссона.

  28. Местные ветры Чукотки и Камчатки.

  29. Ветроэнергетические ресурсы Чукотки и Камчатки в настоящем и будущем.

  30. Агроклиматические ресурсы России в настоящем и будущем.

  31. Ветроэнергетические ресурсы России в настоящем и будущем.

  32. Гелиоэнергетические ресурсы России в настоящем и будущем.

  33. Биоклиматические ресурсы России в настоящем и будущем.

  34. Строительные ресурсы России в настоящем и будущем.

  35. Топливно-климатические ресурсы России в настоящем и будущем.

Перечень контрольных вопросов и заданий

1. Какова обеспеченность климатической информацией территории РФ?

2. Дайте определение понятию «климатические ресурсы».

3. Назовите основные виды специализированных климатических ресурсов.

4. Проведите сравнительный анализ имеющихся архивов сеточной информации по территории РФ.

5. Каковы границы применимости современных климатических моделей в прикладных задачах географии?

6. Назовите преимущества и недостатки метода статистического «даунскейлинга».

7. Назовите преимущества и недостатки метода гидродинамического «даунскейлинга».

8. Опишите алгоритмы оценок агрометеорологических ресурсов по результатам МОЦА.

9. Опишите алгоритмы оценок ветроэнергетических ресурсов по результатам МОЦА.

10. Что такое арктическая осцилляция?

11. Как вел себя климат Арктики в позднечетвертичное время и в голоцене?

12. Каким будет региональный отклик российской Арктики на глобальные изменения климата?

13. Изменится ли площадь морского оледенения в Арктике к 2050 г., и если изменится, то каким образом?

14. Что такое Северо-Атлантическое колебание?

15. Как вел себя климат ЕТР в позднечетвертичное время и в голоцене?

16. Каким будет региональный отклик климата ЕТР на глобальные изменения?

17. Опишите синоптические условия возникновения засухи.

18. Каким по прогнозам ожидается региональный отклик климата в Западной Сибири на глобальные изменения?

19. Охарактеризуйте агрометеорологические ресурсы Урала и юга Западной Сибири.

20. Каковы возможные тенденции изменения агрометеорологических ресурсов Урала и юга Западной Сибири согласно сценариям IPCC?

21. Как менялась площадь, занятая вечной мерзлотой в Западной Сибири, в XX веке, и каковы тенденции ее изменения в ближайшие 50 лет согласно сценариям IPCC?

22. Опишите механизм формирования сибирского антициклона и его структуру.

23. Каким прогнозируется региональный отклик климата Якутии на глобальные изменения?

24. Охарактеризуйте динамику вечной мерзлоты на юге Восточной Сибири согласно сценариям IPCC.

25. Опишите синоптические условия выхода тайфунов на юг Дальнего Востока.

26. Каковы тенденции изменения снегозапасов на Камчатке в ближайшие 50 лет?

27. Сохранится ли оледенение в горах Камчатки к 2050 году при условии постоянства существующих тенденций и в рамках сценария изменения климата?

28. Изменится ли число опасных явлений погоды на Дальнем Востоке к концу XXI века?

29. С помощью пакета Grads создайте сеточные климатические архивы по территории РФ, используя глобальные архивы: а) температуры NCEP, температуры ECMWF б); ветра NCEP, ветра ECMWF; в) осадков NCEP, осадков GPCP.

30. Используя результаты нескольких климатических моделей, работающих в рамках IPCC, подготовьте информацию для потребителя (графики, таблица с оценками, текстовая справка) о сезонной изменчивости климатических характеристик через 50 лет (средние, временная изменчивость, пространственная изменчивость); о современных климатических ресурсах и их изменении через 50 лет (в том числе о границах вечной мерзлоты) для следующих регионов:

АРКТИКА


а) на Кольском полуострове, б) в Карелии, в) в республике Коми, г) в Долгано-Ненецком округе, д) на Таймыре, е) на арктическом побережье Якутии, ж) на Чукотке.

ЕТР


а) в Северо-западном округе, б) в Центре, в) в Черноземье, г) в Поволжье, д) на юге России.

ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

а) на юге Западной Сибири, б) на Ямале, в) на Таймыре, г) на Урале.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ

а) в центральной Якутии, б) на северо-востоке Якутии в) на Байкале, г) в Иркутской области.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

а) на Камчатке, б) на Чукотке, в) на Сахалине, г) в Приморье.

31. На основе результатов моделирования оцените современные агрометеорологические ресурсы а) Черноземья, б) Поволжья, в) Ставропольского и Краснодарского края и их изменение через 50 лет.

32. На основе результатов моделирования оцените современные агрометеорологические ресурсы: а) Оренбургской области, б) южно-сибирских областей, в) Алтайского края и их изменение через 50 лет.

33. На основе результатов моделирования оцените современные гидрологические ресурсы Восточной Сибири и их изменение через 50 лет (на примере Енисея и Лены).

34. На основе результатов моделирования оцените современные ветроэнергетические и гидрологические ресурсы а) Амурской области, б) Хабаровского края, в) Камчатки, г) Чукотки и их изменение через 50 лет.

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Климатические ресурсы: определение, виды, методы оценки.

2. Обеспеченность климатическими данными территории РФ. Проблема интерполяции климатических данных.

3. Радиационные факторы климата. Распределение составляющих радиационного и теплового балансов на территории РФ.

4. Климатообразующая роль ОЦА на территории России. Генетические типы воздушных масс и их роль в формировании температурного режима и режима увлажнения.

5. Основные индексы, характеризующие долговременную изменчивость ОЦА.

6. Тепловой режим РФ: распределение средних месячных и годовых температур и их изменчивость. Заморозки и оттепели на территории РФ.

7. Распределение вечной мерзлоты на территории РФ: современное положение и тенденции изменения в будущем по сценариям IPCC.

8. Климатообразующая роль влагооборота на территории России.

9. Численное моделирование как основной инструмент изучения динамики климата. Современные климатические модели.

10. Использование результатов численного моделирования для прогнозирования изменчивости климатических ресурсов.

11. Специализированные климатические ресурсы: виды, способы их оценки.

12. Агроклиматические ресурсы России.

13. Ветроэнергетические ресурсы России.

14. Гелиоэнергетические ресурсы России.

15. Возможные тенденции изменения агроклиматических ресурсов России согласно сценариям IPCC.

16. Климатические особенности Арктики.

17. Арктическое Колебание.

18. Динамика климата Арктики в позднечетвертичное время.

19. Оценка климатических ресурсов Арктики на основе результатов численного моделирования.

20. Особенности радиационного баланса и термического режима на Европейской территории России.

21. Циркуляционные факторы климата на Европейской территории России. Осадкообразующие воздушные массы.

22. Пространственно – временное распределение характеристик влажности, осадков и испарения по Европейской территории России.

23. Засухи и суховеи на ЕТР.

24. Североатлантическое колебание и его влияние на климатические особенности ЕТР.

25. Оценка климатических ресурсов ЕТР на основе результатов численного моделирования.

26. Особенности радиационного баланса и термического режима на территории Западной Сибири.

27. Циркуляционные факторы климата на территории Западной Сибири.

28. Климатические особенности Урала.

29. Оценка и прогноз агроклиматических ресурсов Западной Сибири на основе результатов численного моделирования.

30. Особенности радиационного баланса и термического режима на территории Восточной Сибири. Роль орографии в формировании теплового режима.

31. Циркуляционные факторы климата на территории Восточной Сибири.

32. Механизм формирования Сибирского антициклона и его изменчивость.

33. Динамика вечной мерзлоты на юге Восточной Сибири по сценариям IPCC.

34. Оценка климатических ресурсов Восточной Сибири на основе результатов численного моделирования.

35. Муссонные черты климата Дальнего Востока.

36. Влияние тайфунов на климат Дальнего Востока.

37. Оценка климатических ресурсов Дальнего Востока на основе результатов численного моделирования.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература

а) основная

  1. Кислов А.В. Климат в прошлом, настоящем и будущем. – М.: МАИК «Наука/Интерпериодика”, 2001.

  2. Кислов А.В. и др. Прогноз климатической ресурсообеспеченности Восточно-Европейской равнины в условиях потепления ХХI века: - М.: МАКС Пресс, 2008.

  3. Климат России. / Под ред. Н.В. Кобышевой. – С.-П.: Гидрометеоиздат, 2001.

  4. Энциклопедия климатических ресурсов Российской Федерации. / Под ред. Н.В.Кобышевой, К.Ш.Хайруллина. – С.-П.: Гидрометеоиздат, 2005.


б) дополнительная

  1. Алисов Б.П. Климат СССР. – М.: «Высшая школа», 1969.

  2. Всемирная конференция по изменению климата. Москва, 29-сентября 3 октября 2003 г. Труды. Москва, 2004.

  3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: «Прогресс- традиция», 2000.

  4. Исаев А.А. Экологическая климатология. – М.: Мир, 2001.

  5. Кузнецова Л.П. Атмосферный влагообмен над территорией СССР. - Л.: Гидрометеоиздат, 1985.

  6. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. – М.: «Космоинформ», 2001.

  7. Мячкова Н.А. Климат СССР. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

  8. Пивоварова З.И. Радиационные характеристики климата СССР. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977.

  9. Справочник эколого-климатических характеристик Москвы. Том 2. - М.: Изд-во географического ф-та МГУ, 2006.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.ipcc.ch - архив данных о моделировании климата.

  2. http://geodata.grid/unep.ch - архив данных реальных наблюдений.

  3. IRI-LDEO - библиотека климатических данных.

  4. NOAA - Всемирный центр метеоданных, Ashville.

  5. Ascii, по станциям - гидрометеорологические данные по России.

  6. http://climate.mecom.ru - изменения климата в России (ГМЦ РФ и ИГКЭ).

  7. Климатические данные NOAA (daily - global, regional, gif, Ascii,и др.).

  8. Климат океанов и прибрежных зон (по данным ICES).




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины




  1. Учебная аудитория на 25 мест с мультимедийным проектором.

  2. Компьютерный класс с доступом в Интернет.


Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки 021600.68 «Гидрометеорология».
Программа одобрена на заседании кафедры метеорологии и климатологии

Протокол №___ от ______20__г.

Заведующий кафедрой Кислов А.В. ____________________________

подпись
Разработчики:

Алексеева Л.И., старший научный сотрудник, к.г.н., доцент, географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова,

Торопов П.А., доцент, к.г.н., географический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова.


Эксперт:

Королева Е.Г.., старший научный сотрудник, к.г.н., доцент, географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова