Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя биологии моу «сош №3 г. Ртищево» Клещевской В - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Особенности преподавания профильных элективных курсов по биологии. Выступление учителя - страница №1/1

Особенности преподавания

профильных элективных курсов по биологии.

Выступление учителя биологии МОУ «СОШ № 3 г. Ртищево»

Клещевской В.И.

Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

1) Являются «надстройкой» профильного курса, и такой дополненный профильный курс биологии становится в полной мере углубленным. Эту функцию могут выполнять такие элективные курсы, как «Клетки и ткани» /авторы Д.К.Обухов, В.Н. Кириленкова/(2), «Эволюция органического мира».

Характеристика - представление >>
на Татьяну Михайловну Корнееву, учителя биологии и географии МБОУ «Ширингушская СОШ» Корнеева Татьяна Михайловна родилась 05 мая 1954 года. Стаж работы в занимаемой должности составляет 20 лет. Имеет первую квалификационную категорию. Дата последней аттестации – 25 мая 2007 года, первая квалификационная категория, «Почетный работник общего образования Российской федерации». За время работы ею накоплен богатый дидактический наглядный материал, который позволяет разнообразить уроки, вызвать интерес к изучаемой теме, выработать устойчивое внимание. Татьяна Михайловна проводит лекции, практикумы, семинары, консультации и зачеты. Это позволяет создать рациональную взаимосвязанную систему изучения, обобщения и проверки знаний, умений и навыков учащихся. Умело сочетая современные методы и формы ведения урока, она проводит уроки живо, интересно, увлеченно, добивается того, чтобы все учащиеся занимались учебным трудом. Все моменты уроков глубоко продуманы, интересны, творчески разнообразны, поострены на научной основе, рассчитаны на глубокую работу мысли школьников, нацелены на всестороннее развитие личности. Школьники любят заниматься в кабинете биологии. Татьяна Михайловна ведет кружок «Юный натуралист» с учащимися 6-7 классов. Здесь дети глубже и шире познают предмет. Именно из этих учащихся вырастают участники биологических олимпиад, которые завоевывают призовые места. Учитель делает преподавание своего предмета богатым, привлекательным, глубоким, а способы деятельности учащихся разнообразными, творческими. Татьяна Михайловна очень любит свою профессию, любит детей, умеет находить с ними общий язык. В течение многих лет она щедро делится своим педагогическим и методическим опытом, возглавляет кустовое и школьное методическое объединение учителей биологии и химии Учителя с удовольствием посещают уроки Татьяны Михайловны, обращаются к ней за консультацией, советом. Татьяна Михайловна постоянно работает над повышением эффективности уровня знаний и воспитанием каждого ученика. Строит отношения с учащимися на основе доброжелательности, бесконфликтности, создает атмосферу взаимоуважения, доверия, в которой рождается инициатива, творческая идея. С 15 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Обновление содержания образования по биологии и химии». Рекомендуется на заявленную квалификационную категорию.

12 февраля 2010 года >>
В соответствии с планом работы управления образованием 12 февраля 2010 года состоялся семинар РМО для учителей кубановедения «Кубановедение в условиях модернизации Российского образования». В семинаре приняли участие педагоги из МОУ СОШ №1,2,3,4,6,7,8,9,10,11,12,14,15,16, ООШ №18,21. Отсутствовали учителя из МОУ СОШ №5,13,17, ООШ №19. Бардик Ю.В. методист РИМЦ подробно освятила обновление учебно-методического комплекта по кубановедению, заострила внимание на новых программах и учебниках, особое внимание было уделено вопросу курсовой переподготовки, т.к. современные условия требуют преподавание кубановедения единым учителей – кубановедом. Загорулько Л.В., руководитель РМО, учитель кубановедения МОУ СОШ №6 познакомила педагогов с вопросами обществознания в кубановедении. В своем выступлении она отметила возможности обществоведческого курса в проектной деятельности, на уроках кубановедения. Ляшова М.Н., учитель кубановедения МОУ СОШ №1, делилась опытом работы с одаренными детьми при подготовки их к олимпиадам; Миронец Т.А. учитель географии МОУ СОШ №1 поднимала тему роли туристско - краеведческой деятельности в курсе кубановедения.

Живая природа и ее многообразия (2 часа) >>
Публичный доклад МОУ «СОШ № 121» г. Перми >>
Публичный доклад МОУ «СОШ № 121» г. Перми по итогам работы 2009-2010 уч.г. Особенности контингента учащихся В декабре 2009г. закончился процесс реорганизации путём присоединения МОУ «ВСОШ № 3» к МОУ «СОШ № 121». Таким образом, в контингенте школы оказались учащиеся вечернего обучения. Изменилась образовательная структура школы: 1 ступень – учащиеся 1-4 классов 2 ступень – учащиеся 5-9 классов дневной формы обучения учащиеся 7-9 классов вечерней формы обучения 3 ступень – учащиеся 10-11 классов дневной формы обучения учащиеся 10-12 классов вечерней формы обучения Количественные характеристики учащихся по ступеням обучения (на 05.09.) Учебный год Кол-во классов Всего учащихся 1 ступень 2 ступень 3 ступень 2007-2008 16 379 140 186 53 2008 -2009 16 334 131 154 49 2009 – 2010 Дневная форма обучения 14 300 128 156 16 Вечерняя форма обучения 13 229 0 80 149 Итог 27 529 128 236 165 2. Результаты образовательной деятельности Результаты образовательной деятельности по итогам трёх последних лет (%) 3. Результаты итоговой аттестации учащихся в 9,11-12 классах. 9 класс Из 76 девятиклассников допущены к экзаменам 62 человека (81,5%)

Среднее специальное >>
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ; ФОРМИРОВАНИИ 10-Х ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ >>
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета МКОУ Аннинской СОШ №1 Протокол №1 от «30» августа 2013г. Утверждено. _________ Директор МКОУ Аннинской СОШ№1 М.В. Попова приказ № 106.2 от «30» августа 2013 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ; ФОРМИРОВАНИИ 10-Х ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение регулирует содержание, структуру, организацию и ресурсное обеспечение образовательного процесса в старших классах МКОУ Аннинской СОШ №1 (далее общеобразовательное учреждение) и служит основанием для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Работа класса профильного обучения организуется в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. №196), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 г. №2783), Программой введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области (утверждена приказом ГУО администрации Воронежской области от 18.08.2004 г. №547), Положением о классе профильного обучения (утвержденным приказом ГУО администрации Воронежской области от 22.02.2008 г. №184), Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением. 1.2. В настоящем положении используются понятия «профильное обучение», «базовые общеобразовательные учебные предметы», «профильные общеобразовательные учебные предметы», «элективные учебные предметы», «углубленное изучение учебного предмета». В соответствии с действующими нормативными документами предпрофильное и профильное обучение рассматривается как целенаправленная специализация содержания образования на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами, профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение предусматривает характерное для него содержание, организацию и ресурсное обеспечение. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для изучения на третьей ступени обучения, если они не выбраны обучающимися для изучения на профильном уровне.

в 2013-2014 учебном году Руководитель школьного методического объединения Дудецкая Анна Анатольевна Методическая тема (проблема): «Инновационная деятельность учителя в процессе повышения качества образования» (указать тему, проблему по которой работает МО в текущем учебном году) Состав школьного методического объединения. 1.1. № п/п Ф.И.О. учителя Методическая тема/проблема. Дудецкая Анна Анатольевна Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии как средство гуманизации и демократизации педагогического процесса Каннуникова Алла Алексеевна Развитие духовно-нравственных качеств учащихся через пропаганду основ православия Лисицкая Татьяна Алексеевна Разноуровневые тестовые задания на уроках химии, как способ осуществления дифференцированного обучения и контроля знаний. 1.2. № п/п Ф.И.О. (полностью) Дата рождения (полностью) Данные об образовании Стаж Квалифик. кате-гория Нагрузка в 2013-2014 уч. году Среднее специальное (если имеется) Общий Педаг. В данной школе 1. Дудецкая Анна Анатольевна 13.03.1966 Наименование учебного заведения (по диплому) Год окончания Специальность (по диплому) 30

«Репетитор по биологии» (68 часов) Разработал: Кравцов А.В. учитель биологии ССШ №11 Актобе,2006 г. Элективный курс «Репетитор по биологии» 10 – 11 класс Разработал: Кравцов А. В. (68 часов) учитель биологии ССШ №11 Аннотация Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения курса развивается познавательная активность учащихся, более полно реализуются их образовательные потребности Пояснительная записка Развитие средней школы в Республике Казахстан направлено на всестороннее формирование личности учащихся, адаптацию их в современном высокотехнологичном мире. Важнейшей задачей является более полное соответствие учебных курсов индивидуальным особенностям учащихся, учет их интересов, склонностей, способностей. Одна из форм личностно-ориентированного обучения – элективные курсы, приобретает особое значение в условиях профилизации современного образовательного процесса. В этих условиях необходимо расширения спектра преподаваемых курсов, обеспечивающих привлечение учащихся к изучению тем, интегрирующих материал различных направлений биологии. Содержания данного курса основано на школьном курсе биологии и включает также дополнительные материалы, позволяющие сформировать у учащихся единую биологическую картину мира. В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний. Цели и задачи курса - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология». - способствовать во влечению учащихся в познавательную деятельность по биологии. - развивать познавательную активность и креативные способности учащихся. Ожидаемые результаты Данный курс должен обеспечить подготовку учащихся профильных классов к итоговой аттестации за курс средней школы и вступительным экзаменам в вузы по предмету биологии. Ожидается углубление способностей к логическому мышлению, развитие творческих способностей, навыков анализа и синтеза, умения выделять существенные признаки, обобщать и абстрагировать. Формы контроля и критерии оценки С целью контроля и оценки ЗУН учащихся используется: Входная и завершающая диагностики по выявлению уровня знаний Тестовые задания по материалу курса Реферативные работы по дополнительным материалам курса Творческие задания Учебные дискуссии К критериям оценки служит следующий комплекс ЗУН учащихся: Учащиеся должны знать

2) Развивают содержание базового курса биологии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (химии, физики) на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по биологии. Для реализации этой задачи подходят такие элективные курсы, как «Биологическая химия», «Биофизика: история, открытия, современность» /авторы А. В. Брильков, З.Г.Холостова, В.В.Фишов/ (2).

3) Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В этом случае можно использовать такие элективные курсы, как «Бионика: перекрестки науки и техники», «История биологических открытий».

Выбирая курс учитель должен ответить на вопрос: «Чем этот элективный курс будет полезен, интересен ученику?». Содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию.

Элективные курсы помогают углубить знания, но прежде всего они должны также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, умений поставить, а затем проанализировать эксперимент. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащиеся профильных классов должны грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты. Это дает возможность обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Поскольку элективные курсы направлены на формирование новых видов познавательной и практической деятельности, то и методика обучения старшеклассников должна соответствовать этой специфики. При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Необходимо предусмотреть варианты изучения, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Рекомендуется использовать следующие конкретные методы и техники организации занятий элективных курсов:


  • учебные проекты;

  • деловые игры;

  • обучение в сотрудничестве;

  • самостоятельную и исследовательскую деятельность;

  • мини-лекции и компьютерные практикумы;

  • реферативную работу и ее защиту;

  • итоговые конференции с презентацией докладов учащихся и выставкой их работ.

Написание и защита рефератов, творческих работ способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Хочу обратить внимание на возможности использования электронных рефератов. К сожалению, случается, что учитель предлагает ученику написать реферат, а ученик «скачивает» его из Интернета. Во избежание таких случаев целесообразно ставить перед учащимися задачу найти в глобальной сети несколько рефератов по теме, изучить их, сделать аннотированный список этих материалов, отобрать из них наиболее содержательные и интересные фрагменты. Учитель может предлагать учащимся готовые статьи из научных журналов, газет или научные статьи из Интернета, с последующим обсуждением их, при этом учащиеся приобретают навыки критического рецензирования статей.

Особую роль приобретают активные формы проведения элективов: диспуты, дискуссии, «круглые столы», конференции и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников, развивают речь, учащиеся получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, презентации и т.д.

Лабораторно-практические занятия - также важная форма работы в профильных классах. Занятия желательно проводить при максимально возможной самостоятельности старшеклассников по инструктивным карточкам, которые им предлагает учитель. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. Учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер

Последнее, что важно учитывать – систему диагностики, форму и критерии оценивания, стимулирующую стремление школьника к личностному росту и профессиональному самоопределению. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено \ не зачтено», так и по балльной шкале.

Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятиях, участие в семинарах, конференциях, выполнение практических и лабораторных работ, анализ творческих, исследовательских работ, тестирование, выполнение зачетных работ. При оценивании необходимо использовать личностно-деятельностный подход - большее внимание к личности учащегося, его индивидуальным способностям и интересам.   

По мнению специалистов (А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев), на изучение одного элективного курса в профильных классах целесообразно отводить от 35 до 70 часов. Он может преподаваться одно полугодие, учебный год или два учебных года (10—11 классы). Реализуются элективные курсы за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.


   Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

         личностно-актуальная и социально значимая тематика;

         поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

         опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;

         включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;



         обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;

         система диагностики и оценивания, стимулирующая личностный рост учащегося.