Понятия: Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации (unrpa) – структурное подразделение оон, один из каналов помощи по восс - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Понятия: Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации (unrpa) – структурное - страница №1/1

Понятия:


Администрация ООН по оказанию помощи и реабилитации (UNRPA) – структурное подразделение ООН, один из каналов помощи по восстановлению мировой (прежде всего европейской) экономики в послевоенные годы. В 1945 - 1946 израсходовано более 1 млрд долл. и распределено более 20 млн тонн продовольствия, одежды, одеял и медикаментов. США несли более 2/3 соответствующих издержек, остальную часть приняли другие члены ООН. В целом в 1945 – 1947 США выделили около 4 млрд долл. европейским странам и почти 3 млрд долл. странам остального мира. После 1947 работа UNPPA продолжена в рамках Международной организации помощи беженцам, Всемирной организации здравоохранения и других подразделений ООН, а также добровольными и государственными организациями.
Атлантическая хартия – хартия, подписанная на борту военного корабля у берегов Ньюфаундленда в Северной Атлантике президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в августе 1941 и обязавшая их страны (а впоследствии и других членов ООН) осуществить восстановление многостороннего режима регулирования мировой торговли вместо двустороннего режима 1930-х. Являлась лишь декларацией о намерениях (не предусматривала каких-либо конкретных действий), но, по крайней мере, это была декларация о добрых намерениях.

  • Планирование послевоенного устройства мира.


МВФ (Международный валютный фонд) – международный институт, созданный на Бреттон-Вудской конференции 1944. На него была возложена ответственность за управление структурой обменных курсов различных мировых валют, а также за финансирование краткосрочных дисбалансов в международных платежных отношениях. Являлся акционерным обществом. Начал функционировать лишь в 1946, а наладил эффективную работу только спустя еще несколько лет (с 1952 предоставлял кредиты для импорта определенной продукции и на определенный срок, которые становились вспомогательными валютными резервами стран-получателей) Тем не менее

  • положено начало восстановлению мировой экономики.


МБРР (Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк) – между-народный институт, созданный на Бреттон-Вудской конференции 1944. Должен был предоставлять долгосрочные займы для реконструкции разрушенных войной экономик с гарантиями центральных банков стран, делавших долги, для частных инвестиций. Впоследствии содействовал развитию беднейших стран мира. Начал функционировать лишь в 1946, а наладил эффективную работу только спустя еще несколько лет (европейским странам предоставлено 2 млрд долл.). Тем не менее
Тема 2. ООН: цели, задачи, структура >>
Устав ООН. Цели и принципы деятельности. Члены Организации. Официальные языки. Структура ООН. Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности. Экономический и социальный совет. Совет по опеке. Международный суд. Секретариат. Генеральный секретарь. Правила процедуры главных органов ООН. Бюджет ООН. Устав ООН. Цели и принципы деятельности.


  • положено начало восстановлению мировой экономики.


МТО (Международная торговая организация) – международный институт, вопрос о создании которого обсуждался на Бреттон-Вудской конференции в 1944. На МТО предполагалось возложить задачу выработки правил справедливой международной торговли. Не была создана, удалось добиться лишь заключения более ограниченного генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, 1947).

  • Условия, ожидавшиеся от МТО, не были полностью применены на практике.

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – подписанное в Женеве в 1947 соглашение, более ограниченное по сравнению с целями МТО. Подписавшие его страны обязались использовать принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. не прибегать к дискриминационным мерам), предпринимать усилия по снижению тарифов, ликвидировать существующие количественные ограничения торговли (квоты) и не прибегать впредь к их установлению, а также проводить взаимные консультации перед тем, как осуществлять важные изменения во внешнеторговой политике. Каждая страна должна была предоставлять таможенные льготы для стран, включенных в специальные списки на принципах многосторонности, как это происходило бы на основе двусторонних соглашений. В 1947 – 1954 ГАТТ провело 4 раунда по взаимному сокращению таможенных пошлин.
виховна година на тему "Міжнародний день ООН" >>
24 жовтня в Україні відзначається Міжнародний день ООН. Саме 24 жовтня 1945 року набув чинності Статут ООН. Україна серед перших держав підписала цей документ і ввійшла до групи засновників організації.  Згадаємо, коли із якою метою було створено Організацію Об'єднаних Націй.  Потреба в міжнародному органі, який заступив би збанкрутілу в передвоєнні роки Лігу Націй і міг би стати перешкодою на шляху розв'язання нової війни, визріла серед членів антигітлерівської коаліції ще в роки Другої світової війни. Важливу роль у процесі формування ООН відіграла Кримська конференція, яка відбулася в лютому 1945 р. в Ялті. На цій конференції було вирішено скликати 25 квітня 1945 р. в м. Сан-Франциско (США) установчу конференцію. Її учасниками могли стати усі держави, які оголосили війну Німеччині та Японії до 1 березня 1945 року. Крім того, тут було узгоджено питання про вступ до ООН України та Білорусії. Важливу роль у цьому відіграло поширення на Заході думки, що членство України в подібній міжнаро¬дній організації стане першим кроком до її незалежності, але найголовнішим аргументом за вступ України до ООН було те, що вона зазнала величезних втрат під час війни та має колосальні заслуги у перемозі над нацизмом.  25 квітня 1945 p. у Сан-Франциско (США) відбулося урочисте від-криття установчої конференції, 26 червня було ухвалено Статут ООН, а 24 жовтня 1945 року Статут, підписаний 50 державами, в тому числі й Українською PCP, набув чинності. Цей день вважається Днем ООН.  Основним завданням ООН є забезпечення міжнародного миру і відвернення загрози світової війни. Головними робочими структурами ООН є Генеральна Асамблея, яка щороку збирається на свою сесію і приймає рі-шення 2/3 голосів, та Рада Безпеки (РБ), яка складається з 5 постійних (США, СРСР, Китай, Велика Британія, Франція) і 10 тимчасових членів, що обираються строком на 2 роки Генеральною Асамблеєю ООН. Сьогодні місце СРСР в Раді Безпеки посідає Росія. А в число тимчасових членів Ради Безпеки восени 1999 року обрано Україну.  Головні структури ООН розташовані в Нью-Йорку, низка служб - у Женеві та Відні.  Перші ж практичні кроки ООН засвідчили доцільність такої організа-ції. Зразу ж після війни, коли за інерцією ще працював дух компромісів, у діяльності ООН виявилися перші успіхи. Так, у 1946 р. ООН домоглася виведення англійських і французьких військ із Сирії та Лівану. У 1948 році під час першої арабо-ізраїльської війни вперше були використані сили ООН («голубі каски») для підтримання миру на Близькому Сході. Не раз у ці роки ставилося питання про роззброєння. Подібним чином розвивалися також події навколо гонки озброєнь. 

Конвенция о правах ребенка. >>
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения. Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка. Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех, прав без какой- либо дискриминации или различий. Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия. Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд с нее. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений. Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им фактического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию. Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс установления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намериваться ввести ребенка из страны, где он родился. Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу. (Хотелось бы подчеркнуть непривычную до недавнего времени для нашего общества мысль, что не инвалида приспосабливают к условиям, а окружающую среду, жизнь к его возможностям и особенностям.) Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.

Общий раздел 2 >>
Наименование раздела и дисциплины Число учебных часов Всего В т.ч. с использованием ВТ В том числе распределение их по видам занятий Лекции Практические занятия Тем. дискуссии (круглый стол, производст.сит.) Выездные занятия Деловые игры 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Общий раздел 2 1 2 1.1 Основы идеологии белорусского государства 2 1 2 2 Профильный раздел 78 34 24 46 8 2.1. Клиническая гастроэнтерология 78 34 24


  • Принципы деятельности ГАТТ и первые результаты оказались значительно скромнее, чем ожидалось от МТО, к тому же условия, принятые ГАТТ, не всегда соблюдались на практике. И все же экономическое развитие мира получило значительный импульс. Количество участников ГАТТ за 20 лет увеличилось с первоначальных 23 до 80.


"Холодная война" – геополитическое, идеологическое и экономическое противостояние между США и союзниками с одной стороны и Советским блоком – с другой, длившееся с момента окончания Второй мировой войны до начала 1990-х. Началом послужило выступление У.Черчилля в 1946, где он высказался об угрозе тирании и тоталитаризма со стороны СССР и "железном занавесе". Обострение "холодной войны" дало американским властям повод для беспокойства относительно политической стабильности Западной Европы.
Порядок оказания медицинской помощи населению >>
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «12» ноября 2012 г. № 901н Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия» Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи больным (взрослым и детям) по профилю «травматология и ортопедия» в медицинских организациях. Медицинская помощь больным по профилю «травматология и ортопедия» (далее – медицинская помощь) оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Медицинская помощь по профилю «травматология и ортопедия» может оказываться в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению травм и заболеваний костно-мышечной системы, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни. Первичная медико-санитарная помощь включает:


  • Результат – принятие плана Маршалла по экономическому восстановлению Запалной Европы (1947)


Программа восстановления Европы (ERP) – программа по экономической помощи послевоенной Европе, учрежденная весной 1948 в соответствии с принятым Конгрессом США Законом о зарубежной помощи после предварительной мощной лоббистской кампании со стороны администрации США, направленной на убеждение Конгресса и населения, что дальнейшая экономическая помощь Европе отвечает их интересам; основная составляющая плана Маршалла. Реализация программы была поручена Администрации экономического сотрудничества. Первоначально в Европе господствовало недоверие по поводу этой программы, так как большинство европейских стран рассчитывало на помощь в рамках двусторонних отношений, а данная программа предусматривала взаимодействие с Комитетом (впоследствии Организацией) европейского экономического сотрудничества. Однако вскоре программа была одобрена.

К началу 1952 США выделили около 13 млрд долл. в форме займов и безвозмездных трансфертов. Это дало возможность странам ОЕЭС закупить необходимые импортные товары в странах долларовой зоны (первоначально – продукты питания, корма и удобрения, затем – средства производства, сырье, топливо)




  • Результат – программа оказалась взаимовыгодной и способствовала интеграции европейских экономик.



Администрация экономического сотрудничества (ECA) – организация, занимавшаяся реализацией программы восстановления Европы. Создана в 1948 в соответствии с принятым Конгрессом США Законом о зарубежной помощи. Вместе с Организацией европейского экономического сотрудничества отвечала за распределение американской помощи. Распределение средств, выделенных в национальных валютах стран – членов ОЕЭС, также осуществлялось с согласия ECA.

  • Результат деятельности ECA – успешное и взаимовыгодное осуществление ERP и интеграция европейских экономик.



ОЕЭС – организация, представлявшая собой реорганизованный Комитет европейского экономического сотрудничества (Париж, 1947, 16 европейских государств – в основном Западной Европы). Реорганизация произошла после утверждения ERP. ОЕЭС совместно с ECA отвечала за распределение американской помощи. Члены ОЕЭС также должны были выделить средства в своих национальных валютах, распределение которых осуществлялось с согласия ECA.
Федеральный компонент >>
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Федеральный компонент МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Дисциплина «Мировая экономика» относится к федеральному компоненту цикла специальных дисциплин учебного плана специальности 080102 - Мировая экономика ГОС ВПО и адресована студентам 2-го курса (3 и 4 семестры). Дисциплина реализуется кафедрой мировой экономики экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Предмет дисциплины – закономерности развития мировой экономики. Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о мировой экономике как глобальной системе взаимосвязей и взаимоотношений. Задачи дисциплины: - рассмотреть систему и структуру международных экономических отношений; - дать представление о международном регулировании внешней торговли, в т.ч. его инструментах; - выработать практические навыки к принятию экономических решений в профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен: знать основные формы международных экономических отношений и инструменты их регулирования; главные направления внешнеэкономической политики России; уметь анализировать экономические эффекты включенности страны в мировую экономику, выявлять тенденции развития; собрать и анализировать данные для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и др.; владеть базовыми экономическими знаниями в области международных экономических отношений; основными положениями и методами экономической теории для решения профессиональных задач. Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (46 часов), семинары (20 часов). Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен в 3-м и 4-м семестрах. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ


  • ОЕЭС способствовала интеграции европейских экономик (было уменьшено недоверие между различными европейскими государствами). Успешно и взаимовыгодно осуществлена ERP.
    В 1961 ОЕЭС преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к которой присоединились США, Канада, Япония, Австралия, - организацию передовых промышленных держав для помощи развивающимся странам, принятия макроэкономических решений и обсуждения других взаимно интересных проблем.
    Программа Московской международной модели ООН 2012 >>
    Орган Вопрос повестки дня Рабочий язык Количество Генеральная Ассамблея Охрана глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества Русский 193 Совет Безопасности Кипрский вопрос English 15 Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) Сельскохозяйственное развитие и продовольственная безопасность English 54 Международный Суд Определённая деятельность Никарагуа в приграничном районе (Коста-Рика против Никарагуа) English 15 Совет по правам человека Поощрение и защита прав детей Русский 47 1-й Комитет ГА Создание зоны, свободной от ядерного оружия, в районе Ближнего Востока English 50 3-й Комитет ГА Борьба против диффамации религии English 50 6-й Комитет ГА Ответственность государств за международно-противоправные деяния Русский 50 Комиссия по наркотическим средствам Международный контроль над наркотическими средствами Français 53 ЮНЕСКО Развитие современного качественного и инклюзивного образования Русский 58



Потсдамская конференция – конференция глав правительств стран – победительниц во Второй мировой войне. (17 июля – 2 августа 1945, Потсдам, близ Берлина). На ней было принято решение о продолжении военной оккупации Германии. Данное решение не предусматривало постоянного разделения страны, но разногласия между СССР и западными союзниками привели к разделению Германии на ФРГ и ГДР, а также Берлина на Восточный и Западный. Решения Потсдамской конференции предусматривали демонтаж военных и других отраслей тяжелой промышленности, выплату репараций, жесткое ограничение производственных мощностей и денацификацию (в частности, суд над нацистскими военными преступниками). Реализована была лишь последняя цель. СССР демонтировал многие предприятия в своей зоне и вывез их в счет репараций, но западные державы перешли к стимулированию производства в Германии с целью помочь восстановлению экономики не только самой Германии, но и всей Западной Европы.
АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ >>
АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ департамент занятости населения Тверской области КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ о Региональной программе Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Тверь, 2007 Тверская область расположена в северо-западной части России на территории Русской равнины. Административно область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации (далее – ЦФО). Граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями. По занимаемой территории в 84,2 тыс. кв. км Тверская область является самой крупной в ЦФО. Протяженность области с запада на восток более чем 450 км, а с севера на юг – почти 350 км. Численность постоянного населения области около 1,4 миллиона человек (7 место среди 18 субъектов ЦФО), что в совокупности с большой территорией предопределяет низкую по меркам ЦФО плотность расселения. Тверская область богата водными ресурсами. Здесь формируются источники питьевой воды для Европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии. В области берут начало крупные реки Волга, Западная Двина (Даугава), протекает около тысячи больших и малых рек общей протяженностью свыше 17 тыс. км, расположено более 500 крупных озер, 9 водохранилищ искусственного происхождения, крупнейшие из них – Рыбинское, Угличское и Иваньковское, снабжающее Москву пресной водой. Более половины территории области покрыто смешанными и хвойно-широколиственными лесами, часть из которых является источником сырья для промышленного производства. Достаточно большие площади лесных массивов являются особо охраняемыми природными территориями. Тверская земля имеет развитую транспортную инфраструктуру. По области проходят федеральные автодороги: «Москва-Санкт-Петербург» (Россия) и «Москва-Рига» (Балтия), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии. Участки Октябрьской железной дороги: «Москва-Санкт-Петербург», «Москва-Рига», «Рыбинск-Бологое-Псков-Рига», «Москва-Сонково-Санкт-Петербург» позволяют осуществлять значительный объем пассажирских и грузовых перевозок. Аэропорт двойного базирования «Мигалово» (г.Тверь) располагает таможенным терминалом, взлетно-посадочной полосой, обслуживающей самолеты крупнотоннажной транспортной авиации. Имеются вертодромы и аэродромы малой авиации.

Предупреждение коррупции как угрозы национальной безопасности Казахстана >>
экзогенная коррупция (чиновник - клиент); эндогенная коррупция (чиновник-чиновник). Кроме того, криминологи дают и другие классификации: - по сферам действия - бытовая, деловая и криминальная коррупция; - по характеру взаимодействия участников - горизонтальная, вертикальная, нисходящая и восходящая коррупция; - по уровням должностных лиц и масштабам принимаемых решений - низовая (контакты с населением) и верхушечная (высокая цена решений). В криминологической литературе различают коррупцию политическую и экономическую. Упоминается учеными также коррупция в негосударственных организациях и в международных организациях. В современной литературе мы наблюдаем появление нового понятия


  • К 1949 Западная Германия полностью интегрировалась в ОЕЭС и план Маршалла (экономическое и политическое объединение, денежная реформа, поддержка Западного Берлина в борьбе с СССР).


Дойчмарки – валюта Германии, заменившая в ходе денежной реформы июня 1948, проведенной в своих зонах оккупации западными державами для стимулирования экономического восстановления, обесцененную рейхсмарку в соотношении 10 к 1. Реформа облегчилась тем, что население уже фактически перешло на бартер. В результате товары, продававшиеся на черном рынке, стали продаваться открыто, началось экономическое возрождение Западной Германии. Начавшаяся инфляция прекратилась уже к началу 1949. Однако СССР воспринял денежную реформу как нарушение Потсдамского соглашения, что привело к обострению ситуации в Западном Берлине.
Администрация Тверской области >>
Администрация Тверской области Региональная программа Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом г. Тверь 2006 год О Г Л А В Л Е Н И Е ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5 ВВЕДЕНИЕ 9 I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 11 1. Социально–экономическое положение Тверской области и перспективы его развития 12 1.1. Экономико–географическое положение Тверской области 12 1.2. Национальный и религиозный состав населения Тверской области 12 1.3. Валовой региональный продукт 13 1.4. Уровень и качество жизни населения 17 1.5. Инвестиции 20 1.6. Перспективы развития территорий вселения 21 1.7. Обоснование приоритетности инвестиционных проектов, реализации которых способствуют проекты переселения 22 1.8. Возможные механизмы компенсации издержек у работодателей - участников Региональной программы 25 2. Оценка демографической ситуации в Тверской области 25 3. Анализ ситуации на рынке труда Тверской области 28 II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТОВ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ 32 1. ПРОЕКТ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ «ТОРЖОК» 32 1.1. Общая характеристика территории вселения 32 1.2. Оценка потребности в рабочей силе 35 1.3. Оценка возможности приема и обустройства переселенцев 40 1.4. Мероприятия по приему и обустройству переселенцев 43 1.5. Определение объема затрат, связанных с приемом участников Региональной программы, в том числе определение объема затрат, связанных с их первичным обустройством 50 2. Проект переселения «ФИРОВО» 56 2.1. Общая характеристика территории вселения 56 2.2. Оценка потребности в рабочей силе 58 2.3. Оценка возможности приема и обустройства переселенцев 64 2.4. Мероприятия по приему и обустройству переселенцев 67 2.5. Определение объема затрат, связанных с приемом участников Региональной программы, в том числе определение объема затрат, связанных с их первичным обустройством 68 3. Проект переселения «СЕЛИЖАРОВО» 72 3.1 Общая характеристика территории вселения 72 3.2. Оценка потребности в рабочей силе 74 3.3. Оценка возможности приема и обустройства переселенцев 75 3.4. Мероприятия по приему и обустройству переселенцев 78 3.5. Определение объема затрат,

Бизония – созданное в конце 1946 объединение американской и британской зон оккупации, к которому впоследствии присоединилась французская зона. Целью создания являлось стимулирование германского производства путем экономического объединения. Экономическое объединение западных зон оккупации определило очертания будущей ФРГ.

  • Западная Германия успешно интегрировалась в ОЕЭС и план Маршалла, но из-за обострения противоречий с СССР возникла проблема разделения Германии на ФРГ и ГДР, а также Берлина на Западный и Восточный.


ЕПС (Европейский платежный союз) – институт, созданный в июне 1950 странами ОЕЭС с помощью американского гранта в размере 500 млн долл. и позволивший осуществить свободную многостороннюю торговлю внутри ОЕЭС и полноценную конвертируемость валют стран - членов ОЕЭС к 1958. Деятельность ЕПС, основанная на ежемесячном подведении балансов внутриевропейских торговых потоков и взаимном кредитовании, стимулировала страны ОЕЭС увеличивать экспорт в торговле друг с другом и уменьшать свою зависимость от США и других заокеанских поставщиков.

  • В течение 20 лет после создания ЕПС мировая торговля росла в среднем на 8% в год (одни из самых высоких темпов в истории). Основной прирост приходился на Европу – как на внутриевропейскую торговлю, так и на торговлю между Европой и другими континентами. Устранена проблема несбалансированности торговли из-за нехватки иностранной валюты, особенно долларов.


ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) – созданная в 1961 международная организация, результат преобразования ОЕЭС, к которой присоединились США, Канада, Япония, Австралия, - организация передовых промышленных держав для помощи развивающимся странам, принятия макроэкономических решений и обсуждения других взаимно интересных проблем.
Бреттон-Вудская конференция – международная конференция, проходившая на курорте Бреттон-Вудс в Нью-Гемпшире в июле 1944. Ключевую роль на ней играли США и Великобритания. Конференция закрепила принципы общей валютно-кредитной системы капиталистических стран: международная валютная система стала основываться на договоре, что делало ее регулируемой. Первоначально установленный золотодолларовый стандарт постепенно отклонился к долларовому стандарту (Бреттон-Вудская система действовала до 1971). Созданы такие институты, как МВФ, на который была возложена ответственность за управление структурой обменных курсов различных мировых валют, а также за финансирование краткосрочных дисбалансов в международных платежных отношениях; МБРР, который должен был предоставлять долгосрочные займы для реконструкции разрушенных войной экономик с гарантиями центральных банков стран, делавших долги, для частных инвестиций и впоследствии содействовал развитию беднейших стран мира; обсуждался вопрос о создании МТО, на которую предполагалось возложить задачу выработки правил справедливой международной торговли.
Золотодолларовый стандарт – валютная система, установленная Бреттон-Вудской конференцией 1944 и пришедшая на смену золотому стандарту. Эта система означала установление валютных паритетов в долларах и золоте. Лишь США, обладая 70% мировых золотых запасов, могли гарантировать конвертируемость своей валюты (доллара) в золото, остальные страны из-за недостаточности золотых резервов соблюдали конвертируемость валюты на валютных рынках путем создания валютных резервов в иностранных валютах. Золото оставалось счетной единицей и средством создания резервов. На практике центральному банку было выгоднее создавать резервы в долларах, поскольку общий запас золота зависел от его мирового производства. Кроме того, хранение долларов давало возможность получать проценты. Поэтому режим золотодолларового стандарта постепенно отклонялся к долларовому стандарту. В начале 1970-х годов золотодолларовый стандарт прекратил существование.
Евродоллары (рынок евродолларов) – в рамках Бреттон-Вудской системы (с 1950-1960-х) рынок долларов, находящихся за пределами США, влияющий на национальные денежные рынки и усиливавший там инфляцию. Организационно представлял собой группу банков, расположенных в основных финансовых центрах Западной Европы (Лондон, Париж, Люксембург) и в тех странах, где законодательством не ограничивались права банков по проведению операций в иностранной валюте с нерезидентами. Появление рынка евродолларов вызвано более высокими процентными ставками в нуждавшихся в кредитах европейских странах. Этот процесс поощрялся экономической политикой США. Участниками операций с евродолларами становились владелец долларов, депонирующий доллары американский банк, европейский банк, в который был переведен депозит, и получатель ссуд.

  • В функционировании рынка евродолларов заинтересованы транснациональные корпорации, получившие свободу от национальных валютных регламентаций. Банки получают возможность более свободно использовать иностранную валюту, развиваются международные операции европейских предпринимателей.


Рынок евродевизов – развивавшийся параллельно с рынком евродолларов в рамках Бреттон-Вудской системы (с 1950-1960-х) рынок еврофранка, еврофунтов, еврогульденов, евроиен, особенно евромарки – немецкой марки в банках Швейцарии или Люксембурга. Таким образом, возникает международный рынок ссудных капиталов.

  • В функционировании рынка евродевизов заинтересованы транснациональные корпорации, получившие свободу от национальных валютных регламентаций. Банки получают возможность более свободно использовать иностранную валюту, развиваются международные операции европейских предпринимателей.


Механизм "наверстывания" – основанный на идее А.Гершенкрона (1962) механизм динамики послевоенного развития западных стран, подразумевавший, что страна, правительство которой проводит активную политику индустриализации и модернизации примитивной экономики, демонстрирует темпы развития настолько высокие, насколько велико было ее отставание по сравнению с группой лидирующих стран. В этом процессе сыграли роль такие явления, как технологическое отставание Европы и Японии по сравнению с США (его можно было ликвидировать при помощи широкого использования военных технологий в мирных целях), снизившийся уровень военных расходов, высокая численность рабочей силы в убыточных отраслях экономики и низкий уровень потребления.

  • Самый влиятельный фактор, лежавший в основе развития Европы и Японии после войны.


Принцип "примитивного накопления" – модель экономического развития, использовавшаяся в СССР во все годы его существования. Базировалась на приоритетном развитии тяжелой промышленности за счет как средств, получаемых в с/х, добыче сырья, легкой промышленности, так и низкого уровня потребления населением страны. Приоритет тяжелой промышленности препятствовал появлению "общества изобилия", с/х имело очень низкую производительность, огромная часть ресурсов уходила на военные нужды, не создавалась современная инфраструктура.

  • 1960-е – замедление темпов роста после "наверстывания" 50-х годов.


ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) – созданное в 1957 объединение 6 европейских стран (ФРГ, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга) с целью создания единого экономического пространства. Создание ЕЭС благоприятно сказалось на инвестиционном климате. Немедленный успех ЕЭС положил начало новому циклу роста и предотвратил угрозу рецессии в 1963. Впоследствии из-за колебаний Франции затормозился процесс экономической, денежной и политической интеграции, что усилило рецессию 1966-1967. Отставка французского президента де Голля, выступавшего против "Общего рынка", в 1969 вдохнула оптимизм в настроение деловых кругов. В 1967 ЕЭС вошло в состав Европейского сообщества.
Суэцкий кризис – кризис поставок нефти из Персидского залива в Европу в результате национализации Суэцкого канала Египтом в 1956 и его закрытия для движения судов, что вызвало военный конфликт между Египтом, Сирией и Иорданией, с одной стороны, и Великобританией, Францией и Израилем – с другой. Суэцкий кризис являлся одним из факторов дефицита платёжного баланса США, который, однако, не подрывал доверие к доллару, пока он не стал резервной валютой.
План Доджа - план экономической стабилизации Японии (1949-1951), подготовленный главным советником по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск Д. Доджем. План ставил целью сбалансированность госбюджета путем поднятия налогов в среднем на 62%, а также сокращения расходной части бюджета (снижение численности государственных чиновников, отмену государственных субсидий промышленным компаниям и переход на коммерческое кредитование от "эквивалентного фонда", формировавшегося за счет продажи американских товаров в Японии. Был также установлен тверлый обменный курс: 1 долл. = 360 иен. Первоначально план привел к рецессии (1949)
"Акт о доходах" – подписанный в феврале 1964 президентом США Л.Джонсоном документ, предусматривавший сокращение налогов с целью преодоления рецессии 1963-1964. Сокращение налогов имело целью увеличить внутренний спрос и помешать встроенным стабилизаторам прервать экономический подъем. Также увеличились долговременные инвестиции. В 1964 уровень безработицы упал до 5%, а после нового сокращения налогов в 1965 составил 4,4%.
"Перегрев мировой экономики" – явление в мировой экономике конца 1960-х - середины 1970-х, заключавшееся в достижении пика деловой активности, сопровождавшемся взрывным ростом заработной платы и денежной экспансией. Результатом стал развал Бреттон-Вудской валютной системы, рост цен на сырье и продукты питания, что заставило перейти к принятию ограничительной политики в разных странах.
Персоналии:
У.Черчилль – премьер-министр Великобритании (1940-1945 и 1951-1955). В 1941 подписал Атлантическую хартию, обязавшую США и Великобританию (а впоследствии и других членов ООН) осуществить восстановление многостороннего режима регулирования мировой торговли вместо двустороннего режима 1930-х. В 1945 представлял Великобританию на Потсдамской конференции, где было принято решение о продолжении оккупации Германии, которое впоследствии сменилось стремлением оказать Германии помощь по восстановлению экономики. В 1946 в своем выступлении положил начало "холодной войне", затруднившей процесс послевоенного восстановления европейских экономик.
Ф. Рузвельт – президент США (1933-1945). В 1941 подписал Атлантическую хартию, обязавшую США и Великобританию (а впоследствии и других членов ООН) осуществить восстановление многостороннего режима регулирования мировой торговли вместо двустороннего режима 1930-х.
Дж. Маршал – государственный и военный деятель США, госсекретарь (1947-1949). В июне 1947 в выступлении в Гарвардском университете предложил план по возрождению Европы, предусматривавший помощь европейским странам в ходе восстановления производства и достижения финансовой стабилизации путем государственных и частных американских кредитов, поощрения инвестиций, а также поставок американских товаров. План Маршалла был завершен в 1952, выполнив свои основные задачи и усилив интеграцию европейской экономики.
Г. Трумэн – президент США (1945-1953). В 1945 представлял США на Потсдамской конференции, где было принято решение о продолжении оккупации Германии, которое впоследствии сменилось стремлением оказать Германии помощь по восстановлению экономики. В 1947 назначил на пост госсекретаря Дж. Маршалла, предложившего план по восстановлению экономики Европы. Автор концепции сдерживания коммунизма при помощи "холодной войны". Послевоенная экономика США при нем после рецессии 1948-1949 находилась на подъеме благодаря расходам на Корейскую войну и огромному промышленному потенциалу.
Ш. де Голль – президент Франции (1959-1969). Противник быстрого создания "Общего рынка", что ухудшало инвестиционный климат и усиливало рецессию (1966-1967). После отставки де Голля процесс продвижения к "Общему рынку" ускорился.
Д. Эйзенхауэр – президент США (1953-1961). Во время деятельности администрации Эйзенхауэра США пережили рецессии 1953-1954 (из-за сокращения военного бюджета США после окончания Корейской войны), 1957-1958 и 1960-1961 (из-за необходимости поддерживать доверие к доллару, ставшему мировой резервной валютой в 1958). Экономика постоянно функционировала не с полной мощностью. Придерживался классической доктрины невмешательства в экономику, единственной целью считая сохранение равновесия бюджета для стабилизации цен.
Д. Кеннеди – президент США (1961-1963). Правительство Кеннеди уделяло приоритетное внимание экономическому развитию, активно вмешиваясь в этот процесс, стремясь поддержать производственные мощности. Однако политика экономического роста привела к внушительному бюджетному дефициту и расширению внутренней денежной массы. Но лишь в 1963, под угрозой рецессии, Кеннеди представил в Конгресс предложения по сокращению налогов.
Л. Джонсон - президент США (1963-1969). В феврале 1964 подписал "Акт о доходах", подразумевавший сокращение налогов с целью преодоления рецессии 1963-1964. Сокращение налогов имело целью увеличить внутренний спрос и помешать встроенным стабилизаторам прервать экономический подъем. Война во Вьетнаме, начавшаяся в июле 1965, придала новый импульс политике процветания США. При этом Л. Джонсон не решился жертвовать социальными аспектами программы "Великого общества", отказавшись от контроля за денежной массой, сокращения расходов в других отраслях и повышения налогов, что усилило инфляционные процессы в 1965-1966.
Р. Никсон – президент США (1969-1974). Пытался справиться с инфляцией при помощи ужесточения денежной и бюджетной политики, что привело к замедлению деловой активности и рецессии 1970. При этом инфляция не снизилась (возник феномен стагфляции). 15 августа 1971 приостановил конвертируемость доллара в золото, чтобы восстановить равновесие платежного баланса США, а также усилить гибкость и эффективность внутренней монетарной и бюджетной политики. Затем в целях уменьшения инфляции он установил контроль за ценами и зарплатой, но это не помогло.
Топонимы:
Бреттон-Вудс – курорт в Нью-Гемпшире, место проведения Бреттон-Вудской конференции в июле 1944. Ключевую роль на конференции играли США и Великобритания. Конференция закрепила принципы общей валютно-кредитной системы капиталистических стран: международная валютная система стала основываться на договоре, что делало ее регулируемой. Первоначально установленный золотодолларовый стандарт постепенно отклонился к долларовому стандарту (Бреттон-Вудская система действовала до 1971). Созданы такие институты, как МВФ, на который была возложена ответственность за управление структурой обменных курсов различных мировых валют, а также за финансирование краткосрочных дисбалансов в международных платежных отношениях; МБРР, который должен был предоставлять долгосрочные займы для реконструкции разрушенных войной экономик с гарантиями центральных банков стран, делавших долги, для частных инвестиций и впоследствии содействовал развитию беднейших стран мира; обсуждался вопрос о создании МТО, на которую предполагалось возложить задачу выработки правил справедливой международной торговли.
Ньюфаундленд – остров у северо-восточных берегов Северной Америки, у берегов которого на борту военного корабля в августе 1941 У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом была подписана Атлантическая хартия, обязавшая их страны (а впоследствии и других членов ООН) осуществить восстановление многостороннего режима регулирования мировой торговли вместо двустороннего режима 1930-х. Хартия являлась лишь декларацией о намерениях (не предусматривала каких-либо конкретных действий), но, по крайней мере, это была декларация о добрых намерениях.
Потсдам – город близ Берлина, в котором 17 июля – 2 августа 1945 проходила конференция глав правительств стран – победительниц во Второй мировой войне. На конференции было принято решение о продолжении военной оккупации Германии. Данное решение не предусматривало постоянного разделения страны, но разногласия между СССР и западными союзниками привели к разделению Германии на ФРГ и ГДР, а также Берлина на Восточный и Западный. Решения Потсдамской конференции предусматривали демонтаж военных и других отраслей тяжелой промышленности, выплату репараций, жесткое ограничение производственных мощностей и денацификацию (в частности, суд над нацистскими военными преступниками). Реализована была лишь последняя цель. СССР демонтировал многие предприятия в своей зоне и вывез их в счет репараций, но западные державы перешли к стимулированию производства в Германии с целью помочь восстановлению экономики не только самой Германии, но и всей Западной Европы.

  • К 1949 Западная Германия полностью интегрировалась в ОЕЭС и план Маршалла (экономическое и политическое объединение, денежная реформа, поддержка Западного Берлина в борьбе с СССР).


Суэцкий канал – канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. В результате национализации Суэцкого канала Египтом в 1956 и его закрытия для движения судов разразился кризис поставок нефти из Персидского залива в Европу, что вызвало военный конфликт между Египтом, Сирией и Иорданией, с одной стороны, и Великобританией, Францией и Израилем – с другой. Суэцкий кризис являлся одним из факторов дефицита платёжного баланса США, который, однако, не подрывал доверие к доллару, пока он не стал резервной валютой.