Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 38. 04. 05 «Бизнес-информатика» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 38. 04. 05 «Бизнес-информатика» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Архитектура предприятия»
для направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес - информатики

Программа дисциплины
Совершенствование архитектуры предприятия
по направлению подготовки 38.04.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

Уровень подготовки: Магистр




Автор программы:

Понфиленок М.В., преподаватель, E-mail: ponfilenok@hse.ru

Казанцев Н.С., преподаватель, E-mail: nkazantsev@hse.ru

Горчаков Я.В., доцент, E-mail: jagorchakov@hse.ru

Худобин Е.И. преподаватель


Одобрена на заседании кафедры Моделирования и оптимизации бизнес-процессов

«___» ____________ 20 г

Зав. кафедрой А.И. Громов


Рекомендована секцией УМС факультета бизнес-информатики «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета факультета бизнес-информатики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]


Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ, Протокол от 24.06.2011 г. № 26;

  • Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 38.04.05 бизнес-информатика подготовки магистра 1 курса, утвержденным в 2014 г.

    Правительство Российской Федерации >>
    Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Информационные системы в организациях для направления 080700.68 Бизнес-информатика подготовки магистра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Нижегородский филиал Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Информационные системы в организациях  для направления 080700.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Автор программы: Шутов А.А., ст. преподаватель, ashutov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий «___»____________ 2010 г Зав. кафедрой Э.А. Бабкин Рекомендована секцией УМС «Математика и информатика» «___»____________ 2010 г Председатель В.М. Демкин Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ «___»_____________2010 г. Председатель Л.Г. Макарова ____________________ Нижний Новгород, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с: ФГОС направления 080700 Бизнес-информатика, степень (квалификация) — магистр бизнес-информатики. Образовательной программой 080700.68 Бизнес-информатика. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.68 Бизнес-информатика, утвержденным в 2010г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Информационные системы в организациях» является освещение ключевых вопросов, связанных с информатизацией современного общества и использованием автоматизированных информационных технологий и систем для повышения эффективности экономической и управленческой деятельности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:


  1. Цели освоения дисциплины


Данная дисциплина направлена на получения студентами расширенных знаний об архитектуре предприятия, на понимание архитектуры (ИТ) предприятия, как ключевой области, обеспечивающей целенаправленные процессы повышения эффективности основного бизнеса компании с помощью информационных технологий. Дисциплина предоставляет слушателям модели и механизмы создания архитектуры (ИТ) предприятия, применимые в условиях отечественной экономики. Два кейса направлены на закрепление материала и на практическое применение полученных знаний.
Правительство Российской Федерации >>
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Теоретическая информатика» для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Логвинова К.В., к.ф.-м.н., профессор, klogvinova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 2013 г Зав. кафедрой _______________________ Рекомендована секцией УМС «Информатика» «___»____________ 2013 г Председатель Визгунов А.Н. _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013 г. Председатель Петрухин Н.С. _______________________ Нижний Новгород, 2013 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ для направления подготовки бакалавра 080500.62 «Бизнес-информатика»; ООП для направления подготовки бакалавра 080500.62 «Бизнес-информатика»; Рабочим учебным планом университета для направления подготовки бакалавра 080500.62 «Бизнес-информатика», утверждённым в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Теоретическаяинформатика» являются изучение понятийного аппарата и применение полученных знаний к анализу математических моделей в различных предметных областях. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные методы, применяющиеся в дискретной математике Уметь применять эти методы на практике Иметь навыки (приобрести опыт) решения задач, возникающих в различных прикладных областях В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» для направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины Проектирование информационных систем (адаптационный курс) по направлению подготовки 38.04.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Уровень подготовки:Магистр Автор программы: Грекул В.И., к.т.н., профессор, grekoul@hse.ru Коровкина Н.Л., доцент, nkorovkina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры корпоративных информационных систем « » сентября 2014 г Зав. кафедрой. Грекул В.И. ________________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «___»____________ 2014 г Председатель Таратухина Ю.В. ________________________ Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________2014 г. Ученый секретарь Фомичев В.А. ________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра. Программа разработана в соответствии: с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным 26.06.2011; рабочим учебным планом университета по направлению 38.04.05 бизнес-информатика подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика», специализация «Управление жизненным циклом информационных систем», специализация «Бизнес-аналитика», «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов», утвержденными в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины согласно ФГОС студент должен:



    знать:

    • Правительство Российской Федерации >>
      Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Системы управления эффективностью бизнеса» для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины «Системы управления эффективностью бизнеса»  для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика» Автор программы: Исаев Д.В., к.э.н., доцент, disaev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры бизнес-аналитики «____»______________ 2012 г. Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»______________ 2012 г. Председатель Таратухина Ю.В. ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с: образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным 26.06.2011; рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика», специализация «Информационная бизнес-аналитика», утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний и методологических основ в области систем управления эффективностью бизнеса, а также практических навыков, необходимых для внедрения и практического использования таких систем.

      методы проектирования и совершенствования архитектуры предприятия;

    • теоретические основы моделирования как научного метода;

    • методологию построения моделей сложных систем;
      Национальный исследовательский университет >>
      Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет бизнес - информатики Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» для направления 080700.62 – « Бизнес – информатика» подготовки бакалавров 1 курса Автор д.т.н., с.н.с. А.П.Кирсанов Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании Секция «Бизнес-информатика» кафедры бизнес-аналитики Председатель Зав. кафедрой ______________ Ю.В.Таратухина ______________ Т.К.Кравченко «____» ________________ 2011 г. «____» _______________ 2011 г. Утверждено Ученым советом факультета бизнес-информатики Ученый секретарь _________________ В.А.Фомичев «____» _________________2011 г. Москва – 2011 1. Цели и задачи дисциплины: Освоение теоретических основ информатики, необходимых для изучения, понимания и разработки прикладных информационных технологий и систем. 2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к математическому и естественнонаучному циклу; приступая к изучению дисциплины, студенты должны знать основы линейной алгебры (матрицы и матричные операции, векторные пространства, системы линейных уравнений и методы их решения, пространство решений) дискретной математики (множества, отношения, операции над отношениями, графы, деревья), комбинаторики (основные комбинаторные объекты и комбинаторные тождества), теории вероятности (понятие вероятности, дискретные случайные величины и их вероятностные распределения, математическое ожидание случайной величины); дисциплина является предшествующей для дисциплин: Основы формальной лингвистики, Базы, данных, Информационная безопасность, Распределенные системы, Архитектура корпоративных информационных систем. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: готовность использовать основные информационные технологии в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения; способность анализировать и моделировать социально-значимые процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: – теоретические основы информатики и тенденции её развития, принципы реализации процессов передачи, хранения, поиска и обработки информации, основные области применения информационных технологий;


    • модели представления и обработки знаний, системы принятия решений

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    уметь:

  • Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Факультет прикладной математики и кибернетики Программа дисциплины Информатика  для направления 090301.65 «Компьютерная безопасность» Автор программы: Калинин Б.Н., к.т.н., доцент Одобрена на заседании кафедры Кибернетика «___»____________ 20 г Зав. Кафедрой В.Н. Афанасьев Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 090301.65 Компьютерная безопасность, изучающих дисциплину Информатика. Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО по направлению подготовки 090301.65 Компьютерная безопасность Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 090301.65 Компьютерная безопасность, утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Информатика» получение студентами начальных знаний в области основ информатики, изучение программ пакета Microsoft Office, изучение основных возможностей пакета программ Mathcad.. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать Основные части персональных компьютеров и их взаимодействие; Процессы компьютерной обработки информации; Типы компьютерных программ. Типы операционных систем; Построение файловой системы; Основные составляющие пакета Microsoft Office; Основные возможности пакета программ Mathcad; Современную терминологию в области информатики. Уметь Обрабатывать таблицы данных, строить табличные формулы с помощью программы Microsoft Excel; С помощью программы Microsoft Word написать статью, включающую графики, таблицы, формулы;

    управлять архитектурой предприятия;

  • применять теории систем и системного анализа для проектирования архитектуры предприятия;

владеть:
Программа дисциплины «Выпуклый анализ» >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Выпуклый анализ» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики отд. Прикладной математики и информатики Программа дисциплины Выпуклый анализ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра специализация «Анализ и принятие решение» Автор программы: Беленький Александр Соломонович Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики 25.02.2013 г. Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель Утверждена Ученым Советом факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика», обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование» по специализации «Анализ и принятие решений», изучающих дисциплину «Выпуклый анализ». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет»; Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Выпуклый анализ» являются


  • методами и инструментами исследования моделей и методов совершенствования архитектуры предприятия

  • методами теории систем и системного анализа

В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:





Правительство Российской Федерации >>
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Основы теории языка» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Основы теории языка»  для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Магистерская программа «Прикладная математика и информатика» Специализация «Компьютерная лингвистика» Автор программы: Т.В.Романова, доктор филологических наук, профессор tvromanova@mail.ru Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «17» октября 2011г. Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________ Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «18» октября 2011г. Председатель Т.И. Бикметова _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «27» октября 2011г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2011г Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400.68 "Прикладная математика и информатика", обучающихся по магистерской программе "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика», изучающих дисциплину «Основы теории языка». Программа разработана в соответствии с: образовательным стандартом ГО БУ НИУ-ВШЭ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»; Образовательной программой направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерская программа "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика»). Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерская программа "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика»), утвержденным в 2011г.

Компетенция
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации


Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики Программа дисциплины Психология для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Кузнецова М.Д., кандидат психологических наук (mdkuznetsova@hse.ru; k_masha@list.ru) Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «31» января 2012 г Зав. кафедрой А.К. Болотова Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г Председатель В.А. Штроо Утверждена УС факультета Бизнес-информатики «___»_____________20 г. Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.; Образовательной программой по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2010 г. Рабочим учебным планом на 2011-2012 год университета по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2011г. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Психология» является формирование у учащихся базовых знаний об основных исследовательских и прикладных направлениях современной психологической науки, а также развитие элементарных навыков психологического анализа различных жизненных и профессиональных ситуаций. Изучение дисциплины «Психология» предполагает знакомство с психологической наукой, ее основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. В соответствии с поставленной целью, программа указанной дисциплины предполагает: знакомство студентов с базовыми представлениями о предмете психологии; знакомство студентов с историей развития психологической науки, её основными направлениями; раскрытие понятия психики и истории её эволюционного развития;


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

  1. Оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности

СК-1

СК-М1


    1. Обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки научной теории

    2. Дает определение понятиям научно-исследовательская программа, модели объяснения, парадигмы, интерпретация




Лекции, написание реферата, подготовка доклада и оппонирование на семинаре, критический разбор текстов на семинаре

Повторение пройденного материала, подготовка студентами эссе по изучаемой теме, опросы,

Решение кейсов,

Ролевые игры

Мозговой штурм

НИРС


Лабораторные работы на компьютере

Домашние задания

Семинары


  1. Анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-6

СК-М6


    1. Дает независимую, самостоятельную оценку предлагаемому источнику информации (тексту)

    2. Дает определение способам верификации моделей и текста

    3. Представляет связи между теоретическими положениями и реальной ситуацией при построении новых или анализе существующих моделей

  1. Предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-2
СК-М2

    1. Дает определение поставленным задачам, определяет факторы успеха их решения

    2. Анализирует имеющиеся концепции и потенциал их использования применительно к условиям конкретного предприятия

  1. Проводить исследования в области новых моделей и методов, направленных на

Совершенствование архитектуры предприятия, разработку и внедрение отдельных ее компонентов

ПК-15
ИК-М1.1НИД_1.1ПпД_ОУД_

1.2ПпД_ОУД_5.2_7.2БИ



    1. Демонстрирует способность видения сущности предприятия как системы и подсистем - предметных областей деятельности неразрывно от ИКТ и задач проекта

  1. Применять методы системного анализа и моделирования с целью оценки, проектирования и разработки стратегии развития архитектуры предприятия

ПК-13
ИК-М1.2ПД_1.2ПпД_ОУД_5.2_7.2БИ

    1. Использует теории систем и системного анализа для проектирования архитектуры предприятия с указанием стратегических горизонтов

    2. Формулирует подходы к совершенствованию архитектуры предприятия с перечислением составляющих системного анализа

  1. Применять методы, инструментарий, программное обеспечение и новейшие разработки в целях информационной безопасности на предприятии/в организации;

ПК-21

ИК-М1.2ПД_АД_1.3ПД_АД_4.5_5.2_

5.5_7.1БИ


    1. Обосновывает подходы к регламентации с учетом особенностей деятельности предприятия

    2. Перечисляет, классифицирует и моделирует риски информационной безопасности

  1. Выбирать оптимальные решения в вопросах совершенствования ИТ-инфраструктуры и архитектуры предприятия, а также его информационной безопасности

ПК-24

ИК-М1.2_1.3АД_4.5_5.5_7.1_7.2БИ



    1. Формулирует и оценивает требования к совершенствованию и регламентации бизнес-процессов

    2. Перечисляет и оценивает требования к составу ИТ-инфраструктуры, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов

Выступление на семинаре

Коллоквиум

Защита отчетов по практике


  1. Порождать принципиально новые идеи и продукты, проявлять креативность, инновационность мышления

ПК-8

СЛК-М8


    1. При выборе методики совершенствования архитектуры предприятия предлагает новые решения, ориентируясь на перспективу, аргументирует выбор знанием тенденций в данной предметной области





  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина Архитектура предприятия (продвинутый) относится к специализации бизнес-информатика и к профессиональному циклу ФГОС.

Изучение дисциплины требует, чтобы студент владел содержанием дисциплин:



  • ИТ – инфраструктура

  • Архитектура предприятия

  • Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов

  • Иностранный язык (английский)
  1. Тематический план




№ п/п

Название раздела

Аудиторные часы

Самост. занятия

Экзамен/зачет

Всего часов

Лек-ции

Семи-нары

Всего

1

Стратегическое управление предприятием с точки зрения корпоративной архитектуры

2

2

4

8

1

12

2

Операционное управление предприятием с точки зрения корпоративной архитектуры

4

4

8

8

16

3

Информационные и инженерно-технические системы с точки зрения корпоративной архитектуры

4

4

8

8

16

4

Основы финансовой грамотности для корпоративного архитектора

2

2

4

8

12

5

Наиболее распространенные методологии управления корпоративной архитектурой

4

4

8

8

16

6

Разработка архитектуры предприятия по методике DoDAF

4

4

8

8

16

7

Разработка архитектуры предприятия по методике TOGAF

4

4

8

10




18

8

Особенности проектирования архитектуры предприятия холдинговых структур: архитектурные решения для эффекта масштаба

4

4

8

8




16

9

Концепция SOA и ее место в современной архитектуре предприятия

4

4

8

10




18

10

Практический кейс разработки архитектуры предприятия

2

2

4

12




16




Итого

28

28

56

88




144




Зачетные единицы





  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Недели

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Работа на семинарах







Оценка выставляется за подготовку домашнего задания и выступление на семинаре (Осем)

Участие в занятии, активность в учебном проекте

Экспресс-контрольная работа (перед лекцией)










Проводится на теоретических занятиях в течение 10-15 минут

Оценка за экспресс-контрольную, Оэкр

Промежу­точный

Агрегирование результатов текущего контроля










Накопленная оценка, Онакопл

Учитываются все текущие оценки

Экзамен










Оценка за Экзамен, Озач

Ответы на вопросы в электронной или бумажной формах

Итоговый

Агрегирование результатов промежуточного контроля










Итоговая оценка, Орез

Учитываются все текущие оценки и результаты промежуточного контроля



    1. Критерии оценки знаний, навыков



При текущем контроле используются следующие критерии:

  • Посещение занятий

  • Активность в выполнении задания учебного проекта и/или обсуждении темы занятия

  • Ассистирование преподавателю на практических занятиях

  • Аналитическое наполнение отчета о выполнении задания учебного проекта

  • Наличие и содержание отчета о выполнении экспресс-контрольной работы

При промежуточном контроле используются следующие критерии:

  • Выполнение критериев оценки знаний на этапе текущего контроля

  • Точность и полнота ответов на вопросы зачета

При итоговом контроле используются следующие критерии:

  • Выполнение критериев оценки знаний на этапе промежуточного контроля

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной шкале.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.

В соответствии с Рабочим учебным планом, формами текущего контроля являются контрольная работа, реферат и домашнее задание. Каждая из форм текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:

Отекущий = 0,3 · Ок/р + 0,4 · Ореф + 0,3 · Одз ,
где Ок/р – оценка за контрольную работу;

Ореф – оценка за реферат;

Одз – оценка за домашнее задание.
При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) аудиторная работа и самостоятельная внеаудиторная работа не оцениваются. Поэтому накопленная оценка совпадает с оценкой за текущий контроль и рассчитывается по формуле:

Онакопленная = 1,0 · Отекущий + 0,0 · Оауд + 0,0 · Осам.работа ,
где Отекущий – оценка за текущий контроль;

Оауд – оценка за аудиторную работу;

Осам.работа – оценка за самостоятельную работу.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за зачет (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

Орезульт = 0,3 · Озачет + 0,7 · Онакопленная ,
где Озачет – оценка за итоговый контроль (зачет);

Онакопленная – накопленная оценка.

При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.



  1. Содержание дисциплины



Тема 1. Стратегическое управление предприятием с точки зрения корпоративной архитектуры (экскурс в теорию управления (Друкер, Чандлер, Зельцник, Минцберг, Аакер,
Литература:

Ансофф, Адизес, Траут, школы менеджмента по Минцбергу); взаимосвязь ключевых управленческих теорий и концепций в области стратегического менеджмента с современными методологиями корпоративной архитектуры).


Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации, Питер, 2011

Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Питер, 2000


Тема 2. Операционное управление предприятием с точки зрения корпоративной архитектуры (экскурс в теорию управления (НОТ, Друкер, Минцберг, Нортон и Каплан (BSC, ABC), теория организации, лин, шесть сигм, кайдзен, TOC, ISO9000, TBL и пр.); взаимосвязь ключевых управленческих теорий и концепций в области операционного менеджмента с современными методологиями корпоративной архитектуры).
Литература:

Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004


Тема 3. Информационные и инженерно-технические системы с точки зрения корпоративной архитектуры (взаимосвязь корпоративной архитектуры со стандартами и практиками системной и программной инженерии ISO15288, ISO15926, RUP, RM-ODP, Agile; со стандартами и практиками управления проектами PMBoK, IPMA, P2M, MSP, PRINCE2).
Литература:

Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c.


Тема 4. Основы финансовой грамотности для корпоративного архитектора (основы бюджетирования, финансового и управленческого учета, рентабельность, ликвидность, доходность и доходы акционеров, структура капитала, оптимизация календаря платежей, особенности учета ИС и ПТС как ОФ/НМА, построение бюджетно-финансовых структур и структур себестоимости технологических/ бизнес-процессов с помощью моделей архитектуры предприятия).
Литература:

Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c.


Тема 5. Наиболее распространенные методологии управления корпоративной архитектурой. Захман, META Group, DoDAF, FEA, LEAD и TOGAF. (Контекст разработки архитектуры, модель Захмана, структура и модель описания архитектуры, META Group, LEAD, DoDAF, FEA, TOGAF; другие архитектурные методологии: выбор оптимальной).
Литература:

Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c.


Тема 6. Разработка архитектуры предприятия по методике DoDAF, с фокусом на моделирование возможностей и стандартов (Capability view, Standards view).
Литература:

Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c.


Тема 7. Разработка архитектуры предприятия по методике TOGAF. Инструменты и способы моделирования. (Architecture Development Method (0-7)): Preliminary phase, Architecture vision, business architecture, Information systems architecture, Technology architecture, Opportunities and Solutions, Migration planning, Implementation Governance). Architecture change management, Requirements management. Репозиторий решений и другие расширенные возможности метода.
Литература:

Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c.


Тема 8. Особенности проектирования архитектуры предприятия холдинговых структур: архитектурные решения для эффекта масштаба. Особенность архитектуры холдинга. Планирование организационных структур холдинговой компании. Связь бизнес-архитектуры холдинга с административно-правовой организацией и финансовой системой. Особенности построения ИТ-архитектуры холдинга и ее связь со стратегией. Особенности бизнес-процессов.
Тема 9. Концепция SOA и ее место в современной архитектуре предприятия. Дальнейшее развитие концепции, применение бизнес-сервисов и «облачных» решений. Область применения SOA. Связь между Центром разработки и распространения передовых методов SOA (Center of Excellence, CoE) и советами управления EA. Ответственности и владение инфраструктурой

SOA. Референтная модель СОА, Сервисный каталог СОА. Справочная модель сервисов СОА. Сервисная шина предприятия. Хореография и оркестровка.


Литература:

Service-Oriented Architecture (SOA): Concepts, Technology, and Design, Prentice Hall (August 12, 2005), c. 792


Тема 10. Практический кейс разработки архитектуры предприятия. Кейсы на примере ведущей компании телекоммуникационного сектора и банковского сектора
Литература:

Райли Джон, Кринер Мартин. NG OSS. Построение эффективных систем поддержки и эксплуатации сетей для оператора связи. Пер. с англ. Альпина бизнес букс 2007. - 192с.


Литература:

Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес инноваций: создание ценности совместно с потребителем. Пер с англ. Москва: Альпина Паблишерз, 2011. – 258 с. (серия «Сколково»)


  1. Образовательные технологии


При изучении теоретического материала и выполнении исследований используется интерактивная форма, основанная на активном участии студентов.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля (учебного проекта)


Примерные задания для экспресс-контрольной

  1. Анализ пройденного на прошлой лекции материала

  2. Впечатления от прослушанного на прошлых лекциях материала

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. В чем состоят принципы совершенствования архитектуры предприятия?

  2. Какие существуют основные методологии архитектуры предприятия?

  3. Как связаны цели и модели (представления) организации?


Тема 1.

  1. Дать определение архитектуре предприятия.

  2. Дать определение организационной структуре.

  3. Какая роль ИТ в бизнесе?

  4. Какая роль ИТ-стратегии и ИТ-архитектуры в изменениях бизнеса?


Тема 2.

  1. Что такое и как применяется Balanced Scorecard?

  2. Что такое и как применяется EFQM Excellence Model?

  3. Что такое и как применяется ISO 9001:2000?

  4. Что такое и как применяется COBIT?

  5. Что такое и как применяется ITIL?

  6. Что такое и как применяется CMMI?


Тема 3.

  1. Какое количество уровней моделирования имеет Archimate?

  2. Какими элементами моделируется архитектура бизнеса?


Тема 4.

Какими элементами моделируется в Archimate информационная архитектура и технологическая архитектура?


Тема 5.

  1. Назовите структуру описания ИТ-архитектуры модели Захмана?

  2. Какие модели описания разработала META Group?

  3. Какую архитектурную методику вы считаете оптимальной?


Тема 6.

  1. Назовите основные фазы ADM TOGAF.

  2. Что происходит во время фазы Preliminary phase?

  3. Что происходит во время фазы Architecture vision?

  4. Что происходит во время фазы business architecture?

  5. Дать определение бизнес – архитектуре

  6. Что происходит во время фазы Information systems architecture?

  7. Дать определение информационной архитектуре предприятия.

  8. Описать концепцию архитектуры приложений и данных.

  9. Описать концепцию интеграционной архитектуры


Тема 7.

  1. Дать определение технологической архитектуре предприятия.

  2. Что происходит во время фазы Technology architecture?

  3. Что происходит во время фазы Opportunities and Solutions?

  4. Что происходит во время фазы Migration planning?

  5. Что происходит во время фазы Implementation Governance ?


Тема 8.

  1. Что происходит во время фазы Architecture change management?

  2. Что происходит во время фазы Requirements management?

  3. Что такое TOGAF Репозиторий решений?

  4. Какие расширенные возможности TOGAF вы знаете и зачем они применяются?


Тема 9.

  1. Описать концепцию СОА.

  2. Описать связь СОА с архитектурой предприятия.

  3. В чем преимущество применения «облачных решений» при построении архитектуры ИТ?
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


Основная литература


  1. Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c.

  2. Business Architecture: A Practical Guide by Jonathan Whelan and Graham Meaden. Gower Pub Co (August 28, 2012), 271 c.


Дополнительная литература


  1. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации, Питер, 2011

  2. Service-Oriented Architecture (SOA): Concepts, Technology, and Design, Prentice Hall (August 12, 2005), c. 792

  3. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001. С. 36-115

  4. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия. Интернет Ун-т Инф. Технологий, Москва 2005, – 504с

  5. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003, стр. 39-46.

  6. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004

  7. The US Chief Information Officers Council (1999). Federal Enterprise Architecture Framework Version 1.1. September 1999.

  8. Фаулер Мартин. Архитектура корпоративных программных приложений. Patterns of Enterprise Application Architecture М.: Вильямс, 2007г

  9. Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Питер, 2000

  10. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес инноваций: создание ценности совместно с потребителем. Пер с англ. Москва: Альпина Паблишерз, 2011. – 258 с. (серия «Сколково»)

  11. Henderson, J.C. , Venkatraman, N.: Strategic Alignment: Leveraging Information Technology for Transforming Organizations, IBM Systems Journal, 1999

  12. Бэнко К., Мак-Фарлан Ф.У. Управление портфелями проектов: соответствие проектов стратегическим целям компании: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 240 с.




  1. Программные средства

Стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения:




  • Информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);

  • Системы электронных таблиц (Microsoft Excel);

  • Системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint);

  • Archi или BizzArchitect;

  • Metasonic

  • ARIS Toolset версии 6.2 и выше
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Для подготовки практических задач, докладов и выступлений студентами используется современная учебно-лабораторная база, в том числе: компьютерный класс не менее 15 мест с отдельным местом для преподавателя, мультимедиа-проектор, маркерная доска.