Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200. 62 "Менеджмент" подготовки бакалавра - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200. 62 "Менеджмент" - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления
080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет государственного и муниципального управления


Программа дисциплины

Деловые коммуникации


для направления 080200.62 «Менеджмент»

Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г.

зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л.


Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г

Председатель проф. Климова А.В.


Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись]


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление.

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент».

  1. Цели освоения дисциплины


Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт профессиональной переподготовки специалистов Программа учебной дисциплины « Стратегический менеджмент » для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Подсыпанина Татьяна Дмитриевна к.э.н., доцент, tpodsypanina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Общего и стратегического менеджмента» «_____» __________________ 2013 г. Зав. кафедрой Н. Б. Филинов ________________________________ Утверждена УС факультета «менеджмент» «____» ____________________2013 г. Ученый секретарь А.Т.Шамрин ________________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими ВУЗами без разрешения кафедры «Общего и стратегического менеджмента» НИУ ВШЭ Пояснительная записка Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО; ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент» Цели освоения дисциплины Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды .

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200.62 «Менеджмент» Для подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Немецкий язык для направления 080200.62 — «Менеджмент» 2 курс Автор программы: Никифорова С.А., к.ф.н., sanikiforova@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «29» августа 2012 г. Зав. кафедрой И.Ю. Щемелёва ________________________ Согласована УМО «___»_____________2012 г. Начальник УМО ________________________ Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2012 г. Председатель А.А. Кайсаров ________________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ, изучающих дисциплину «Немецкий язык». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Образовательной программой направления 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ 2 курс, утвержденным в 2012 г. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Немецкий язык» являются формирование и развитие у студентов коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности, связанных с получением и передачей информации в различных областях знаний и сферах деятельности; развитие у студентов навыков самостоятельной работы над материалом на иностранном языке. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Учитывая то, что студенты ранее не изучали немецкий язык на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: читать тексты на немецком языке, учитывая его фонетические особенности;

Знать: >>
"Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» юридический факультет Учебная программа дисциплины «Административное право» для направления 080200.62 Менеджмент 4 курс Автор: кандидат юридических наук Смирнова Анна Анатольевна Санкт-Петербург 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Менеджмент», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Административное право». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Административное право» является обретение студентами знаний, умений и навыков по различным направлениям (видам) юридической деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной), осуществляемой при взаимодействии органов государственной власти с гражданами и юридическими лицами в сфере государственного управления. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – понятие и сущность государственного управления; – понятие и систему административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; – источники административного права, систему административного законодательства и административно-правовые нормы; – субъектов административного права, состав административно-правовых отношений и их участников; – институты административного права; – административно-правовые формы и методы управления, административно-правовые режимы; – основания административно-правовой ответственности и порядок привлечения к ней; – понятие и структуру административного процесса, виды и стадии административных производств; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – административно-правовую организацию государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере.

Нижегородский филиал >>
Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» для направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» для подготовки магистра Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса»  для направления 080200.68 – «Менеджмент», магистерской программы «Маркетинг» подготовки магистра Авторы программы: Альтшулер Игорь Григорьевич, altsh@sandy.ru Александровский Сергей Владимирович, s.alexandrovsky@gmail.com Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Д.А.Фоменков _____________________ Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов _____________________ Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2012г. Председатель Т.В. Радаев _________________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин ______________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 - Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» по специализации «Маркетинг инноваций», изучающих дисциплину «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса». Программа разработана в соответствии с: Программа разработана в соответствии: Образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Образовательной программой направления подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр, утвержденным в 2011 г.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет логистики Программа дисциплины Управление логистическим сервисом для направления 080200.62 и 080500.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Авторы программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры Логистики Председатель Зав.кафедрой « » 200 г. « » 200 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь « » 200 г. Москва 2012 1. Пояснительная записка Автор программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Учебный курс «Управление логистическим сервисом» относится к дисциплинам специальности «Управление логистической инфраструктурой» (УЛИ). Его изучение базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (ОПД) как "Маркетинг", «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства и коммерческой деятельности», «Основы логистики» и тесно связано со следующими дисциплинами специальности: «Логистика снабжения», «Логистика производства», «Логистика распределения», «Логистические посредники в цепях поставок». Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, владение знаниями по основам менеджмента, основам логистики. Аннотация:

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение Логистики Кафедра Управления логистической инфраструктурой Программа дисциплины «Стратегическое управление логистической инфраструктурой» для подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» Магистерская программа «Стратегическое управление логистикой» Авторы: профессор Федоренко Анатолий Иванович e-mail: fedoren@yandex.ru Рекомендована секцией УМС логистики Одобрена на заседании кафедры УЛИ Председатель зав. отделением логистики Зав. кафедрой д.э.н., профессор Дыбская В.В. д.э.н., профессор Федоренко А.И. ______________________ ________________________ «__» _________________ 2011 г. «__»_______________ 2011 г. Москва, 2011 г. Тематический план учебной дисциплины Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) Самостоя-тельная работа в том числе Лекции Семинары Тема 1. Стратегии развития логистической инфраструктуры 34 5 2 27 Тема 2. Методы обоснования стратегических решений по развитию логистической инфраструктуры 15 3 2 10 Тема 3. Стратегия развития транспортных систем. 14 2 2 10 Тема 4. Методология и основные принципы проектирования и организации регио-нальных логистических систем (РЛС) и размещения мультимодальных логисти-ческих центров 47 5 2 40

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации.

  • Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

  • Уметь анализировать аудиторию и/или партнера по общению и применять адекватные приемы привлечения и поддержания внимания, технологии публичного выступления, ведения деловой беседы и переговоров.

  • Обладать навыками применения этих приемов и методов в практической деятельности.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана для профиля специальных дисциплин «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной дисциплины «Деловые коммуникации» базируется на следующих дисциплинах:

- Общая психология, Социальная психология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями:



  • Основные психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воля.

  • Групповая динамика. Процесс социализации. Формирование идентичности.

Основные положения дисциплины формируют коммуникативную компетентность студента и влияют на его успешное освоение и презентацию своих знаний во всех дисциплинах учебного плана, а также на государственном экзамене и защите выпускной квалификационной работы.
  1. Тематический план учебной дисциплины


ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ


Количество часов (аудиторных и самостоятельной работы)




лекции

семинары/

практ.зан.

Само-

стоят.

всего

1. Деловые коммуникации как средство реализации управленческих функций. Деловые коммуникации как организация информационных потоков и как личностная компетенция. Влияние психологических процессов на эффективность взаимодействия в коммуникации (восприятие, формирование отношения, мотивация, установки на поведение). Что такое навык. Составляющие навыка эффективного делового общения.




4



0



8



12

2. Виды общения, деловое общение, его отличие от других видов общения. Коммуникативный аспект общения, его каналы и средства. Умение слушать. Умение формулировать свои мысли.



2


2


8


12

3. Барьеры, возникающие при общении и способы их преодоления.



4


2


8


14

4. Формы письменных деловых коммуникаций. Требования международного и государственного стандартов письменной деловой коммуникации.


2


2


12


14

5. Формы устных деловых коммуникаций и критерии оценки их эффективности. Виды деловых бесед и особенности их организации и проведения.


4


0


4


8

6. Совещание как форма деловой коммуникации и принятия коллективного решения. Цели, при которых необходимы совещания, организация совещаний, приёмы ведения совещаний.


2


2


4


8

7. Деловые переговоры. Манипулятивные технологии и нейтрализация манипулятивного воздействия

4

2

8

14

8. Публичное выступление как форма деловой коммуникации.

6

2

16

24

ИТОГО

28

12

68

108



  1. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2




Текущий

(7-я неделя)



Контрольная работа

*




Контрольная работа на проверку знания теоретического материала

Итоговый

Зачет






*

Публичное выступление на выбранную тему
    1. Критерии оценки знаний, навыков



Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-бальной шкале.

Контрольная работа состоит из 3-х типов заданий: теоретический вопрос, тест, анализ конкретной ситуации. В ответе на теоретический вопрос студент должен продемонстрировать знание теоретического материала, коротко и чётко формулировать основные положения теорий, их различия. Дать определения основным понятиям. Оценка этого задания составляет 40% от общей оценки за контрольную работу.

Тестовые задания оцениваются все вместе, и составляют 20% от оценки за контрольную работу.

В оценке третьего вида задания – анализе конкретной ситуации, оценивается умение адекватно применить теоретический материал для конкретной ситуации, разобрать и проанализировать все имеющиеся в ситуации элементы, факты и сделать выводы. Оценка этого задания составляет 40% от общей оценки за контрольную работу.

Тот же принцип и та же структура у итогового контроля – зачёта.

Кроме этого оценивается активное участие студента в работе на семинаре – в разборе кейсов, деловых играх и дискуссиях. Активность определяется не количеством сказанного и выступлений, а количеством правильных ответов или высказанных идей.

Самостоятельная работа оценивается по совокупности, и заключается в высланных вовремя ответах на заранее сформулированные вопросы перед каждым семинаром. Вопросы высылаются по LMS за три дня до семинара. Время получения ответов фиксируется в системе. Этот тип задания даёт понять преподавателю о готовности студента работать на семинаре и прочитанном материале к семинару.


    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Оценка по дисциплине складывается из накопительной оценки и оценки за итоговый зачёт. Накопительная оценка Онакопленная формируется из трёх частей: из оценки за контрольную работу, из выведенной преподавателем оценки за активное участие в работе на семинарах и из совокупной оценки за самостоятельную работу. Каждая часть оценки имеет свой вес в общей оценке. Контрольная работа Отекущий оценивается по 10-бальной шкале, и составляет 40% от общей накопительной оценки. Работа на семинарах Оауд и самостоятельная работа Осам. работа также оцениваются по 10-бальной шкале и составляют 30% каждая от общей накопительной оценке.


Таким образом, получаем:

Онакопленная= 0,4Отекущий + 0,3 Оауд + 0,3 Осам.работа

Округление накопленной оценки текущего контроля производится преподавателем на основании его наблюдений за академическими успехами студента.
Результирующая оценка за дисциплину представляет собой равные доли накопительной оценки и оценки за итоговый зачёт:

Орезульт = 0,5 Онакопл + 0,5Озач

Округление результирующей оценки осуществляется в пользу студента.

Студент имеет возможность исправить результат своей накопительной оценки двумя способами: пройдя блиц-опрос по всему материалу дисциплины или в двухдневный срок после оглашения накопительной оценки переслать ответы на все вопросы, которые задавались в течение 2-х модулей. Представление чужих ответов влечёт за собой наказание в соответствии с правилами внутреннего распорядка.

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Деловые коммуникации как средство реализации управленческих функций. Влияние психологических процессов на эффективность общения (восприятие, отношение, мотивация, установки на поведение).

Коммуникация как обмен информацией. Понятие коммуникативной компетентности. Структура коммуникационного процесса. Социально-психологические аспекты коммуникации. Три типа деловых навыков, необходимых в управлении. Навык человеческих отношений и деловое общение, как часть этого навыка. Что такое общение, его типы, каналы и средства. Общение как сложный процесс, составляющие этого процесса. Сходство и различия трех типов общения. Влияние психологических процессов на процесс общения. Формирование первого впечатления, фильтры восприятия. Формирование отношения к партнеру по общению и зависимость от отношения установок на поведение в общении.


Литература по теме:

Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007 (Гл.1,5)

Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. С.-пб.:Авалон, Азбука-классика, 2006

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. С-пб.: «прайм-Еврознак», издательский дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003



Тема 2. Что такое навык. Составляющие навыка эффективного делового общения.

Для чего нужны деловые навыки? Четыре стадии формирования любого навыка: неосознанное незнание, осознанное незнание, осознанное знание, неосознанное знание. Процесс переучивания. Составляющие навыка и их взаимосвязь. Деловое общение, его отличие от других видов общения. Каналы и средства общения. Средства невербальной коммуникации. Дистанция: интимная зона, личная зона, зона социального общения, общедоступная зона. Поза. Мимика. Жесты: жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы. Взгляд. Невербальные средства общения и их значение в деловом общении. Умение слушать. Два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное и их использование в различных ситуациях. Четыре метода рефлексивного слушания. Социализация и формирование слушательских реакций личности, их значение в деловом общение. Умение формулировать свои мысли. Диалог или полилог как эффективный метод взаимодействия в деловом общении. Умение задавать вопросы – основа поддержания и развития процесса общения. Типы вопросов, особенности их формулирования и адекватность их использования.


Литература по теме:

Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007 (Гл.2,3).

Эффективное деловое общение. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина

бизнес букс. 2006

Мадлин Беркли-Ален «Забытое искусство слушать» Изд. Питер 1997

Глен Вилсон, Крис Макклафин «Язык жестов» Изд. Питер 2001


Тема 3. Барьеры, возникающие при общении и способы их преодоления.
Понятие суггестии и контрсуггестии. Три вида контрсуггестии по Б.Ф.Поршневу: «избегание», «непонимание» и «авторитет». Четыре уровня непонимания: фонетический уровень непонимания, семантический уровень непонимания, стилистический уровень непонимания, логический уровень непонимания. Барьеры внешние и барьеры внутренние. Приемы преодоления барьеров. Преодоление избегания с помощью управления вниманием. Приемы привлечения внимания: «нейтральная фраза», «завлечение», установление зрительного контакта. Приемы поддержания внимания: «изолирование», «навязывание ритма», «приемы акцентировки». Использование феномена авторитета для преодоления контрсуггестии «авторитет»: «привлекательность», «социальный статус», «свой – чужой». Преодоление фонетического барьера. Преодоление семантического барьера. Преодоление стилистического барьера: правило рамки и правило цепи. Преодоление логического барьера: два способа аргументирования: двустороннее и одностороннее, по восходящей, и по нисходящей. Зависимость от слушающего использования разных способов аргументирования. Риторический вопрос как способ управления мышлением партнера по общению.
Литература по теме:

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. С-пб.: Питер, М.: Смысл. 2005


Тема 4. Формы письменных деловых коммуникаций.
Особенности официально-деловой речи. Язык служебных документов. Организационно-распределительная документация: приказ, протокол, служебная записка, резюме, заявление, анкета, отчет. Деловые письма: правила оформления. Требования государственного протокола. Особенности делового общения с использованием электронных средств коммуникации.

Литература по теме:


Тема 5. Формы устных деловых коммуникаций.
Деловая беседа как самая используемая форма делового общения. Телефонный разговор как разновидность деловой беседы, его особенности и отличия по ведению. Пять основных принципов по ведению деловых бесед.
Литература по теме:

Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007 (Гл.4)

Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2005 (Гл.2)

Алан Гарднер, Аллан Пиз «Язык разговора», М.:Эксимо-пресс, 2000

Аллан Пиз, Алан Гарнер «Говорите точно...Как соединить радость общения и пользу убеждений»

Петровская Л.А. Компетентность в общении.— М., 1989.

Ребрик С.Б. Деловое общение: Психологические аспекты.— М., 1990.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.


Тема 6. Совещание как форма деловой коммуникации и принятия коллективного решения. Цели, при которых необходимы совещания, организация совещаний, приёмы ведения совещаний.
Совещание как форма деловой коммуникации. Какие основные функции выполняют совещания в работе организации. Типы совещаний в зависимости от регулярности и частоты их проведения. Особенности их подготовки и проведения от поставленных целей. Различные типы целей совещания и основные правила их подготовки в соответствии с целями. Семь правил ведения совещания для руководителя.
Литература по теме:

Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007 (Гл.7)

Эффективное деловое общение. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина

бизнес букс. 2006 (стр.31-61)

Кузин Ф. Культура делового общения. Практическое пособие. Изд-во Ось-89, 2005

Тема 7. Деловые переговоры. Манипулятивные технологии и способы нейтрализации манипулятивного воздействия.
Особенности подготовки к переговорам. Различные форматы переговоров. Сходство и различия деловых и дипломатических переговоров. Стратегии поведения в деловых переговорах: выиграл – проиграл (win-lose); проиграл – выиграл (lose-win); проиграл – проиграл(lose-lose); выиграл – выиграл (win-win); выиграл – выиграл или сделка отменяется (win-win or no deal). Выбор подхода: предупреждение разногласий; подавление разногласий; обострение разногласий; преобразование разногласий в поиск решений; принятие решений. Типы манипуляций: манипуляции давления; дипломатические манипуляции; логические манипуляции; манипуляции с привлечением третьей стороны. Техники и способы защиты и нейтрализации манипулятивного воздействия.
Литература по теме:

Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007 (Гл.7)

Ведение переговоров и разрешение конфликтов. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина бизнес букс. 2007

Головина А. Деловые переговоры. Стратегия победы. Изд.Питер, 2007

Стацевич Е., Гуленков К., Сорокина И. Манипуляции в деловых переговорах: практика противодействия. М.: Альпина бизнес букс. 2007

Коэн Стивен «Искусство переговоров для менеджеров» М.: Гранд-Фаир, 2003


Тема 8. Публичное выступление как форма деловой коммуникации.
Подготовка к выступлению: аудитория, аудио- визуальные средства, материалы, текст. Что нужно знать при подготовке визуальных средств. Как сделать текст своего выступления. Особенности лексики, стиля изложения, использования цитат, примеров и т.п. Техники выступления. Речь: интонации, громкость голоса, паузы. Язык тела: использование позитивных жестов, мимика лица, визуальный контакт, руки, плечи, поза и т.п. Особенности выступления в больших и малых аудиториях. Способы как справляться с трудными вопросами.
Литература по теме:

Энтони Джей «Эффективная презентация» Минск: Амалфея, 1996

Нёльке Клаудиа Проведение презентаций. М.:Омега-Л, 2007

Джин Желязны Бизнес-презентация. Руководство по подготовке и проведению. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005

Дженнифер Ротондо, Майк Ротондо Презентация бизнес-проектов. Краткое руководство для менеджеров. М.: Альпина бизнес букс, 2005

Аррендондо Л. Искусство деловой презентации/ Пер. с англ. - Челябинск: Урал Ltd, 1998



  1. Образовательные технологии


Так как теоретический материал дисциплины должен лечь в основу навыка практического применения этих знаний в управленческой деятельности, позволяющий понимать, прогнозировать и изменять поведение людей, интерактивные методы преподавания являются самыми эффективными для этих целей. Преподавание дисциплины «Организационное поведение» включает использование таких методов как разбор и анализ кейсов, ролевые игры, деловые имитационные игры, дискуссии, тренинги. Сам факт артикуляции своих мнений, идей и позиций даёт возможность студентам не только продемонстрировать знания тем, но и практиковать и развивать коммуникативную компетенцию.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Контрольная работа состоит из 3 теоретических вопросов, пройденных в 1-м модуле. Целью текущего контроля является закрепление материала, его активизация для более эффективного усвоения последующих тем.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов.
1. Что такое навык, зачем нужны навыки и стадии формирования навыка?

2. Какие типы общения вы знаете, их характеристики, сходство и различие?

3. Какие типы вопросов вы знаете?

4. Чем отличаются «открытые» и «закрытые» вопросы?

5. В каких случаях используют эстафетные вопросы?

6. В каких случаях используют зеркальные вопросы?

7. Что вы понимаете под коммуникативными барьерами?

8. Какие виды контрсуггестии по Поршневу вы знаете?

9. Что является основанием для семантического барьера и как его можно преодолеть?

10. Что является основанием для стилистического барьера и как его можно преодолеть?

11. Что вы понимаете под правилом рамки, и что лежит в его основе?

12. Что является основанием для фонетического барьера и как его можно преодолеть?

13. Что является основанием для логического барьера и как его можно преодолеть?

14. Назовите каналы общения и их специфику.

15. Какие виды слушания вы знаете и ситуации их применения?

16. Какие слушательские реакции вы знаете, и откуда они появляются?

17. Что такое эффективное слушание?

18. Четыре метода рефлексивного слушания, и в каких случаях их используют?

19. По каким параметрам классифицируются деловые совещания?

20. Какие функции выполняют совещания в организациях?

21. Какие четыре цели можно достичь в результате совещаний?

22. Как вы понимаете задачу председателя совещания: работа с предметом обсуждения и

работа с людьми?

23. В чём особенность невербальной коммуникации?

24. Почему язык тела неоднозначен?

25. Приведите пример как с помощью соответствующего языка тела можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

26. Приведите примеры жестов, свидетельствующие об уверенном и неуверенном

поведении.

27. Что дает нам невербальное поведение?

28. Перечислите этапы любого делового взаимодействия.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Базовый учебник.

1. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс, 2007


Основная литература.

1. Эффективное деловое общение. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина

бизнес букс. 2006

2. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2005

3. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. С.-пб.:Авалон, Азбука-классика, 2006

4. Кузин Ф. Культура делового общения. Практическое пособие. Изд-во Ось-89, 2005

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. С-пб.: Питер, М.: Смысл. 2005

6. Ведение переговоров и разрешение конфликтов. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина бизнес букс. 2007

7. Головина А. Деловые переговоры. Стратегия победы. Изд.Питер, 2007

8. Мадлин Беркли-Ален «Забытое искусство слушать» Изд. Питер 1997

9. Глен Вилсон, Крис Макклафин «Язык жестов» Изд. Питер 2001

10. Энтони Джей «Эффективная презентация» Минск: Амалфея, 1996



Дополнительная литература.

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. С-пб.: «прайм-Еврознак», издательский дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003

2. Почепцев Г.Г. Теория коммуникации. Рефл-бук Ваклер, 2006

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. «Основы речевой коммуникации» Инфра-М 1997

4. Социальная психология и этика делового общения. Под ред. В.Н.Лавриненко М.:ЮНИТИ 1995

5. Алан Гарднер, Аллан Пиз «Язык разговора», М.:Эксимо-пресс, 2000

6. Аллан Пиз, Алан Гарнер «Говорите точно...Как соединить радость общения и пользу убеждений»

7. Джин Желязны Бизнес-презентация. Руководство по подготовке и проведению. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005

8. Дженнифер Ротондо, Майк Ротондо Презентация бизнес-проектов. Краткое руководство для менеджеров. М.: Альпина бизнес букс, 2005

9. Нёльке Клаудиа Проведение презентаций. М.:Омега-Л, 2007

10. Стацевич Е., Гуленков К., Сорокина И. Манипуляции в деловых переговорах: практика противодействия. М.: Альпина бизнес букс. 2007

11. Стивен Р.Кови. Восьмой навык. От эффективности к величию М.: Альпина бизнес букс, 2007

12. Аррендондо Л. Искусство деловой презентации/ Пер. с англ. - Челябинск: Урал Ltd, 1998

13. Петровская Л.А. Компетентность в общении.— М., 1989.

14. Ребрик С.Б. Деловое общение: Психологические аспекты.— М., 1990.

15. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1983.

16. Коэн Стивен «Искусство переговоров для менеджеров» М.: Гранд-Фаир, 2003

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для преподавания дисциплины необходимы:

Лекционная аудитория, оснащённая компьютером и мультимедийным проектором с экраном. Аудитории, позволяющие проведение тренингов, ролевых и деловых игр.


Автор программы Т.Н.Кастрель