Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 040100. 68 «Социология» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления - страница №3/4

6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Модули

Параметры **

1

2

Текущий


Контрольная работа

1




Письменная работа 60 минут, 2 вопроса

Реферат




2

3-4 тыс. слов Times NewRoman 12, интервал 1,5

Домашнее задание

1

2

Подготовка докладов и их презентация на семинарах на протяжении всего курса – не менее 8 слайдов в каждой презентации

Промежуточный

Зачет

1




Письменная работа, 2 вопроса

Итоговый

Экзамен




2

Устный экзамен, 2 вопроса



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа проводится для проверки усвоения магистрантом текущего материала в первом модуле. Проводится аудиторно, в присутствии преподавателя, по индивидуально разработанным вариантам.

При написании реферата магистрант должен продемонстрировать способность описывать и интерпретировать демографические проблемы и ситуации и формулировать теоретические обобщения, используя теоретический и методологический аппарат современной демографии. Сдача реферата осуществляется не позднее 2-х недель до окончания 2-го модуля.

Домашнее задание представляет собой подготовку доклада и его презентации на семинарском занятии по соответствующей теме. Магистрант должен продемонстрировать способность грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей самостоятельной работы, эрудицию по теме, умение аргументировать и защищать свою точку зрения.

Зачет проводится по окончании 1-го модуля. Представляет собой письменную работу по материалу, пройденному в ходе обучения в первом модуле. Оценка за зачет не является блокирующей.

Экзамен проводится по окончании всей дисциплины в устной форме. Студенту предлагается ответить на два вопроса и показать общее глубокое понимание проблематики курса.

Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины



Тема 1. Размножение животных и воспроизводство населения (4 часа лекция + 2 часа семинар)


  1. Вступление

  2. Экологическое равновесие и динамика популяций
    Программа дисциплины >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет социологии Программа дисциплины «История и методология экономической социологии» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра Автор программы: Маркин М.Е., преподаватель кафедры экономической социологии (mmarkin@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «__» _______ 2012 г. Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2012 г. Председатель _______________ В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2012 г. Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина Москва 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра, изучающих дисциплину «История и методология экономической социологии». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра; Образовательной программой 040100.68 «Социология» подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.68 «Социология» подготовки магистра, утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» являются: овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии; знание основных подходов современной экономической социологии и ее ключевых исследовательских проблем; обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоение дисциплины В результате освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» студент должен:


  3. Биотический потенциал и сопротивление среды

  4. Внешние и внутренние регуляторы динамики популяций. Популяционный гомеостаз

  5. Две стратегии ответа на сопротивление среды

  6. Демографическое равновесие и демографический гомеостаз

  7. Воспроизводство населения как управляемый процесс

  8. Демографические отношения и их социальная природа

  9. Исторические типы воспроизводства населения


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)
1.Что такое «экологическое равновесие»?

2.Что такое «биотический потенциал» и как он реализуется?

3. Динамика биологических популяций и механизмы приведения ее в соответствие с требованиями экологического равновесия. Как вы понимаете саморегуляцию динамики популяций в природе?

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.

4.Внешние и внутренние регуляторы динамики популяций. Изменение их соотношения в ходе эволюции.

5.Что такое r-стратегия и K-стратегия?

6. В чем сходство и в чем различие взаимодействия с внешней средой популяций животных и человеческих популяций?

7.Что такое «демографическое равновесие» и «демографический гомеостаз»?

8. Что такое «демографические отношения»? Какую роль они играют в самоорганизации демографической системы?

9. Что такое витальные и прокреативные исходы и в чем проявляется управление ими?

10.Что такое «исторические типы воспроизводства населения»? Какие исторические типы воспроизводства вы знаете?


Рекомендуемая литература
Основная
Министерство экономического развития и торговли >>
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «Психоанализ в социологии» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Симонова О.А. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Социология» общей социологии Председатель Зав. кафедрой Покровский Н.Е. «_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г. Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь « ____» ___________________2009 г. Москва, 2009 I. Пояснительная записка. Аннотация: Курс «Психоанализ в социологии» предназначен для студентов старших курсов, специализирующихся по теоретической социологии, и имеет своей целью расширить знания студентов по истории социологии и истории социальных наук. Курс состоит из следующих разделов: «Психоанализ как метод объяснения и понимания социокультурных процессов»; «З. Фрейд и его последователи: роль их теорий и психотерапевтической практики на интеллектуальную историю ХХ века»; «Влияние психоаналитических идей на социологическую теорию в Европе и США»; «Неофрейдистская теория личности и социология»; «Фрейдомарксистская социология Э. Фромма». Учебные задачи курса: познакомить студентов с огромным влиянием идей З. Фрейда, его последователей и учеников, которое они оказали на гуманитарные науки и в частности на социологию ХХ века; показать особенности понимания и применения психоаналитических идей в социологии в разных культурных пространствах в США и Европе; научить студентов правильно пользоваться специальными терминами, принятыми во фрейдистских и неофрейдистских концепциях культуры и общества; научить разбираться в широком спектре научных школ, связанных с применением идей психоанализа в социологических исследованиях различного профиля. Требования к студентам: курс «Психоанализ в социологии» рассчитан на студентов V курса факультета социологии и поэтому опирается на знания, умения и навыки, полученные ими за время обучения в ГУ ВШЭ. Предполагается, что студенты освоили основные теоретические курсы по общей социологии и истории социологии, а также по общей и социальной психологии, прослушали обязательные специальные курсы. Формы контроля: текущий контроль предполагает устную работу на занятиях, оцениваемых по 10-ти балльной шкале; итоговый контроль проводится в форме зачета (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):



  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Разделы 1.1, 1.2, 3.1 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее М., Финансы и статистика, 1982. Разделы 1.1-1.4, 2.1, 3.1 (Демоскоп Weekly, Читальный зал)


Дополнительная


  • Воспроизводство населения. Большая Российская энциклопедия, т. 5, М., 2006: 742-746.
    Правительство Российской Федерации >>
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Формирование семьи и рождаемость: современные тенденции и их исследования»  для направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Авторы программы: Захаров Сергей Владимирович, к.э.н., (szakharov@hse.ru) Сакевич Виктория Ивановна, к.э.н. (vsakevich@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «18___»__ноября___ 2010 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 20 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Г.В.Иванченко ________________________ [подпись] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра социологии по специальности «Демография» Программа разработана в соответствии с: Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра социологии по специальности «Демография»


  • Вишневский А.Г. Процессы самоорганизации в демографической системе // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005.

  • Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле.
    Очерк теории роста человечества. М., 1999. Разделы 2.1-2.3; 8.1 (http://www.i-u.ru/biblio/archive/capica_skolko/)

  • Лэк Д. Численность животных и ее регуляция в природе. М., 1957.

  • Риклефс Р. Основы общей экологии. М., 1979. Гл. 13. Рост и регуляция численности популяций.

  • Сови А. Общая теория населения. М.: Прогресс, 1977. Т. 1. Экономика и рост населения. Гл 1. Немного из экологии животных.

  • Livi-Bacci M. A Concise History of World Population. Forth edition. Blackwell Publishing, 2007.


Тема 2. Демография донеолитических населений и неолитическая революция (4 часа лекции + 2 часа семинар)


  1. Периодизация донеолитической истории

  2. Палеодемография. Источники информации о демографических процессах.

  3. Донеолитическое демографическое равновесие

  4. Архетип воспроизводства населения

  5. Донеолитические миграции


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)
Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины



  1. Из каких источников получают сведения о дописьменных населениях?

  2. Чем определялось донеолитическое демографическое равновесие?

  3. В каких пределах могла колебаться численность человеческих популяций в донеолитическую эпоху?

  4. Приведите примеры социального контроля демографического поведения в донеолитических обществах?

  5. Какую роль в истории человечества сыграли донеолитические миграции?



Рекомендуемая литература

Основная


  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Разделы 1.3, 1.4 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее М., Финансы и статистика, 1982. Раздел 1.4.2 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Урланис Б.Ц. Продолжительность жизни в историческом аспекте. Доисторическая эпоха // Урланис. Б.Ц. Историческая демография. Избранные труды. М., Наука, 2007, с. 309-330.
    Правительство Российской Федерации >>
    Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра 1 курс, модули 1-4 Авторы программы: Чернова Ж.В., к.с.н., доц. zhchernova@hse.spb.ru Сафонова М.С., к.с.н., ст. преподаватель, safonovam@yandex.ru Шпаковская Л.Л., к.с.н., доц., lara@eu.spb.ru Пронин А.С. , ст. преподаватель, socpron@gmail.com Одобрена на заседании кафедры социологии прот. № «_30_»___августа ___ 2011 г Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. _ ___________ Согласована УМО «___»____________ 201_ г Председатель _______________ Утверждена ученым Советом факультета социологии Прот. № / «__»_____201__ г. секретарь __________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



Дополнительная


  • Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. М., 1999. Раздел 4.1 (http://www.i-u.ru/biblio/archive/capica_skolko/)

  • Клёсов А.А., Тюняев А.А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии. Бостон-Москва, 2009. Часть 2. ДНК-генеалогия. http://www.organizmica.org/archive/611/pcpda.shtml

  • Латов Ю. Неолитическая революция. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NEOLITICHESKAYA_REVOLYUTSIYA.html

  • Семенов Ю. И. Введение во всемирную историю. Вып. I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Уч. пособие/ МФТИ. М., 1997. 2. Возникновение человеческого общества. Эра праобщества и праистории.

  • Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.

  • Acsadi Gy., Nemeskéri J. History of human life span and mortality. Budapest, 1970.

  • Birdsell J. В. Some predictions for the pleistocene based on equilibrium systems among recent hunter-gatherers // Man the hunter. Chicago, 1968.


Тема 3. Неолитическая революция и традиционный тип воспроизводства населения (4 часа лекции + 2 часа семинар)


  1. Неолитическая революция

  2. Постнеолитическое демографическое равновесие

  3. Традиционный тип воспроизводства населения

  4. Источники информации о населении и демографических процессах в аграрных обществах

  5. Источники информации о населении и демографических процессах в России до ХХ века

Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. Из каких источников получают сведения о демографических процессах в аграрных обществах?

  2. .Что такое «аграрные общества» и чем они отличаются от доаграрных? Укажите хронологические рамки существования тех и других.

  3. Что такое «неолитическая революция»? Можно ли сказать, что она связана с «первой демографической революцией»? Если да, то как, по-вашему, правильнее определить эту связь:
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


(а) демографическая революция стала следствием неолитической революции;

(б) демографическая революция была составной частью неолитической революции?



Обоснуйте свою позицию.

  1. Чем определяется демографическое равновесие для аграрных обществ? В каких пределах оно может изменяться?

  2. Привела ли «первая демографическая революция» к демографическому взрыву?

  3. 6. Назовите главные черты традиционного типа воспроизводства населения и его главный управляющий параметр
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



Рекомендуемая литература
Основная

  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Разделы 1.4,1.5 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее М., Финансы и статистика, 1982. Раздел 1.4.3 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).



Дополнительная

  • Ливи Баччи Массимо. Демографическая история Европы. СПб, ALEXANDRIA, 2010, с. 7-30, 131-145.

  • Б.Н. Миронов. Социальная история России. Т. 1. СПб, Дмитрий Буланин, 1999, гл. 3.
    Правительство Российской Федерации >>
    Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.




Тема 4. Традиционная смертность (4 часа лекции + 2 часа семинар)


  1. Слабость контроля над факторами смертности и низкая продолжительность жизни

  2. «Нормальная» традиционная смертность

  3. «Кризисный» компонент традиционной смертности

  4. Продолжительность жизни в аграрных обществах

  5. Традиционная смертность в России

  6. Традиционная смертность и отношение к смерти

  7. Отношение к смерти в дореволюционной России


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. Чем традиционный тип смертности отличается от ее архетипа?

  2. В чем причины слабого контроля факторов смертности в аграрных обществах?
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации


  3. Что такое «нормальная» и «катастрофическая» смертность в аграрных обществах?

  4. Три главных источника кризисов смертности

  5. Как изменялись смертность и продолжительность жизни в Европе и в России до конца XIX в.? Какими факторами определялись эти изменения, если они были?

  6. Каким было отношение к смерти в аграрних обществах?


Рекомендуемая литература

Основная


  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Раздел 2.2 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

    Россет Э. Продолжительность человеческой жизни. М., 1981. Гл. 7. Продолжительность человеческой жизни в историческом разрезе.

  • Урланис. Б.Ц. Продолжительность жизни в историческом аспекте. Античная эпоха и эпоха феодализма. Эпоха домонополистического капитализма // Урланис. Б.Ц. Историческая демография. Избранные труды. М., Наука, 2007.

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М., Новое издательство, 2006. Гл 2. Средневековая смертность. Демоскоп Weekly, Читальный зал.



Дополнительная


  • Ливи Баччи Массимо. Демографическая история Европы. СПб, ALEXANDRIA, 2010, с. 161-132, 163-169.

  • Б.Н. Миронов. Социальная история России. Т. 1. СПб, Дмитрий Буланин, 1999, гл. 3, с. 190-206.

  • Урланис. Б.Ц. Рост населения в Европе (опыт исчисления). Разделы: Источники и методы; Краткий очерк населенности древнего мира; Рождаемость и смертность в XI-XV вв. (с.42-62); Рождаемость и смертность в XVI—XVII вв. (с.89-95); Рождаемость и смертность в XVIII в. (с.96-109); Общий обзор роста населения Европы за 1000-1940 гг. (с.250-295) // Урланис. Б.Ц. Историческая демография. Избранные труды. М., Наука, 2007.

  • Оригинальное издание: Урланис. Б.Ц. Рост населения в Европе (опыт исчисления). М., ОГИЗ-Госполитиздат, 1941. Часть I, разделы 2-3; часть II, разделы 10-11; часть III разделы 10-13; часть VI. Демоскоп Weekly, Читальный зал.

  • Кулишер И. М. История экономического быта Западной Европы. Социум, 2008.

  • Acsadi Gy., Nemeskéri J. History of human life span and mortality. Budapest, 1970, Chapter VI, p. 215-221; Chapter VII, p.254-259.

  • Histoire des populations de l’Europe. I. Des origines aux prémices de la révolution démographique. Fayard, 1997, Ch. IX. Mortalité.


Тема 5. Традиционная рождаемость (4 часов лекции + 2 часа семинар)


  1. Потенциальная и реальная плодовитость

  2. Матримониальное, сексуальное и прокреативное поведение, их сцепленность

  3. Ценностно-рациональная мотивация традиционной рождаемости

  4. Многодетность или многорождаемость?

  5. Была ли многодетность желанной?

  6. Традиционное матримониальное поведение и «европейская брачность»

  7. Традиционные методы ограничения потомства


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. Как соотносятся между собой в аграрных обществах потенциальная и реальная плодовитость? Плодовитость и рождаемость?

  2. Охарактеризуйте три вида демографического поведения, влияющего на рождаемость. Как они связаны между собой?

  3. Каковы основные черты традиционного типа рождаемости?

  4. Что такое «европейская брачность»? Существовала ли «европейская брачность» в России? Обоснуйте свой ответ.

  5. Была ли рождаемость в России на рубеже XIX и XX веков такой же, как в Европе? Если нет, то чем это объяснялось?

  6. Была ли европейская семья многодетной? среднедетной? малодетной? Обоснуйте свой ответ.

  7. Каким было среднее число детей в русской крестьянской семье? Приведите доказательства своего ответа.

  8. Стремилась ли русская крестьянская семья к многодетности?

  9. Было ли демографическое поведение людей в допромышленной Европе целерациональным? А в России до ХХ века?



Рекомендуемая литература

Основная


  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Разделы 3.1, 3.2 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее М., Финансы и статистика, 1982. Разделы 3.1, 3.3 (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М., Новое издательство, 2006. Гл. 3,4 (с. 29-61). Демоскоп Weekly, Читальный зал.

  • Б.Н. Миронов. Социальная история России. Т. 1. СПб, Дмитрий Буланин, 1999, гл. 3, с. 160-190.

  • Ливи Баччи Массимо. Демографическая история Европы. СПб, ALEXANDRIA, 2010, с. 145-163.

Дополнительная

  • Урланис. Б.Ц. Рост населения в Европе (опыт исчисления). Раздел «Рост населения России до XIX века» (стр. 42-52, 89-93, 99-104,) // Урланис. Б.Ц. Историческая демография. Избранные труды. М., Наука, 2007.

  • Оригинальное издание: Урланис. Б.Ц. Рост населения в Европе (опыт исчисления). М., ОГИЗ-Госполитиздат, 1941. Часть II, раздел 9; часть III раздел 9. Демоскоп Weekly, Читальный зал.

  • Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л.: АН СССР, 1952. Т. 6.

  • Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М.: Госстатиздат, 1956, гл. 6 и 6 (стр. 165-183). Демоскоп Weekly, Читальный зал.


Тема 6. Эпидемиологический переход (6 часа лекции + 2 часа семинар)


  1. Сущность эпидемиологического перехода и его исторические предпосылки

  2. Факторы смертности и причины смерти

  3. Новый уровень контроля над экзогенными (средовыми и поведенческими) факторами смертности Проблема контроля эндогенных факторов

  4. Эпидемиологический переход и рост продолжительности жизни

  5. Эпидемиологический переход и рост продолжительности здоровой жизни

  6. Изменение отношения к здоровью и смерти

  7. Эпидемиологический переход как самостоятельный исторический феномен, его модернизирующая роль

  8. Этапы эпидемиологического перехода

  9. Догоняющий эпидемиологический переход и его особенности


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. Как связаны между собой факторы смертности и причины смерти?

  2. В чем проявляется контроль над экзогенными факторами смертности, когда и почему произошла революция в эффективности этого контроля?

  3. Возможна ли такая же революция в эффективности контроля над эндогенными факторами смертности?

  4. В чем различие двух этапов эпидемиологического перехода? Какую роль на каждом из этих этапов играют социокультурные факторы

  5. Чем «пионерный» эпидемиологический переход отличается от «догоняющего»?

  6. Все люди смертны. Что значит выражение «снижение смертности»?

  7. Как установление контроля над факторами смертности сказывается на структуре причин смерти?

  8. Как изменение структуры причин смерти сказывается на ожидаемой продолжительности жизни?

  9. В чем проявляется неэквивалентность причин смерти?

  10. Могут ли одновременно расти ожидаемая продолжительность общей и здоровой жизни? При каких условиях?

Рекомендуемая литература

Основная:


  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Разделы 2.3 – 2.8. (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее М., Финансы и статистика, 1982. Разделы 2.2.3 – 2.3.2. (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М., Новое издательство, 2006. Раздел 15.1, 16.7 (Демоскоп Weekly, Читальный зал)


Дополнительная:


  • Омран А.Р. Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения // Проблемы народонаселения: О демографических проблемах стран Запада / Под ред. Д.И. Валентея, А.П. Судоплатова. М.: Прогресс, 1977.

  • Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Прогресс, Прогресс-Академия. 1992.

  • Андреев Е., Школьников В., МакКи М. Продолжительность здоровой жизни // Вопросы статистики. 2002, № 11.

  • Meslé F., Vallin J. La transition sanitaire: tendances et perspectives // Démographie: analyse et synthèse. Vol. III. Les déterminants de la mortalité. Paris : INED, 2002.



Тема 7. Демографический переход (6 часов лекции + 2 часа семинар)


  1. Снижение смертности и нарушение традиционного демографического равновесия

  2. Кризис традиционного типа воспроизводства населения и поиски его преодоления

  3. Путь к новому равновесию: снижение рождаемости как ответ на снижение смертности

  4. Появление свободы демографического выбора и новая структура демографического поведения

  5. Прокреативное поведение и его мотивационная основа: разные взгляды

  6. Движущие силы демографического перехода

  7. Демографический переход и новая эффективность воспроизводства населения

  8. Демографический переход и новая возрастная структура населения

  9. Старение население как экономическая и социальная проблема

  10. Общее и особенное в демографическом переходе в разных странах

  11. Когда завершится демографический переход?


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. Чем вызвано и в чем проявляется нарушение традиционного демографического равновесия?

  2. Приведите несколько примеров проявлений нарушения традиционного демографического равновесия на макро- и микроуровне (в Европе до ХХ. или в современных развивающихся странах).

  3. Почему нарушение традиционного демографического равновесия приводит к общему кризису традиционного типа воспроизводства населения?

  4. Можно ли снижение рождаемости рассматривать как путь к преодолению кризиса традиционного типа воспроизводства населения? Можете ли вы предложить альтернативные пути?

  5. В чем проявляется новая структура демографического поведения, чем она отличается от прежней?

  6. Всегда ли существовала самостоятельная мотивация прокреативного поведения?

  7. В чем различие между «полезностной» и «ценностной» концепциями прокреативного поведения?

  8. Как изменения в мотивации прокреативного поведения связаны с общим изменением мотивации человеческого поведения в Новое время?

  9. В чем проявляются эволюционные преимущества нового типа прокреативного поведения?

  10. Прокомментируйте утверждение о том, что постпереходный тип воспроизводства населения более эффективен, чем допереходный. В чем проявляется его более высокая эффективность?

  11. В чем плюсы и минусы постпереходной возрастной структуры?

  12. Охарактеризуйте социальные и экономические проблемы, порождаемые демографическим старением

  13. Чем «пионерный» демографический переход отличается от «догоняющего»? Приведите примеры того и другого.

  14. Когда демографический переход можно считать завершенным?


Рекомендуемая литература

Основная


  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Разделы 3.3 – 3.7, 4.2 – 4.5. (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее М., Финансы и статистика, 1982. Разделы 3.4, 3.5. (Демоскоп Weekly, Читальный зал).


Дополнительная


  • Вишневский А.Г. О мотивационной основе рождаемости // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005.

  • Коул Э.Дж. Снижение рождаемости в Европе со времен французской революции до второй мировой войны // Брачность, рождаемость и семья за три века / Под ред. А.Г. Вишневского, И.С. Кона. М.: Статистика, 1979.

  • Россет Э. Процесс старения населения. М., 1968.

  • Chesnais J.C. The Demographic Transition. Stages, patterns, and economic implications. Oxford, 1992.

  • Coale A.J. The decline of fertility in Europe since the eighteenth century as a chapter in demographic history // The decline of fertility in Europe / Ed. by A. Coale, S.C. Watkins. Princeton: Princeton University Press, 1986.

  • Maddison A. The world economy: a millennial perspective. OECD, 2001, p. 29-43.

  • Replacement migration: is it a solution to declining and ageing population? UN Population Division. ESA/P/WP.160. NY, 2000.


Тема 8. «Второй демографический переход» (6 часа лекции + 2 часа семинар)


  1. Новая демографическая реальность и старые институты: конфликт интересов

  2. Модернизация рождаемости и смена семейной парадигмы: от принципа «человек для семьи» к принципу «семья для человека»

  3. Планирование семьи

  4. Поиск новых семейных форм и норм

  5. Гендерные отношения в постпереходном мире

  6. Эмансипация пожилых: от семейной солидарности к социальной солидарности

  7. Плюрализм индивидуальных жизненных путей


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. «Второй демографический переход» - составная часть общего демографического перехода или одно из его следствий?

  2. Охарактеризуйте главные проявления «второго демографического перехода».

  3. Почему «второй демографический переход» неизбежен?

  4. Сопоставьте два принципа взаимоотношений индивида и семьи: «человек для семьи» и «семья для человека».

  5. В чем проявляется поиск новых семейных форм и норм на этапе «второго демографического перехода» и какие проблемы это порождает?

  6. Какие параметры брачности и рождаемости затрагивает «второй демографический переход»?

  7. Какие социальные механизмы регулирования рождаемости вы знаете? Какие из них преобладают на стадии «второго демографического перехода»?

  8. Как сказывается «второй демографический переход» на возможных вариантах индивидуального жизненного пути?

  9. Как сказывается «второй демографический переход» на гендерных отношениях и на положении и взаимоотношениях различных социально-демографических групп?


Рекомендуемая литература

Основная


  • Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М., Новое издательство, 2006. Часть 2. Обновление семьи и брака (Демоскоп Weekly, Читальный зал)

Дополнительная


  • Van de Kaa D.J. Europe’s second demographic transition // Population Bulletin. 1987. Vol. 42. № 1.

  • Van de Kaa D.J. The second demographic transition revisited: theories and expectations // Population and family in the low countries / Ed. by G.C.N. Beets et al. Lisse: Swets and Zeitlinger, 1994.

  • Sobotka T. The diverse faces of the Second Demographic Transition in Europe // Childbearing Trends and Policies in Europe. Overview Chapter 6. http://www.demographic-research.org/volumes/vol19/8/19-8.pdf

  • Иванов С.Ф. Новое лицо брака в развитых странах. Демоскоп Weekly № 67-68.



Тема 9. Обобщенное представление о теории демографического перехода (6 часа лекции + 2 часа семинар)


  1. Развитие представлений о демографических процессах до начала ХХ века

  2. Теория демографического перехода, этапы ее развития и современная критика

  3. Системный характер теории демографического перехода

  4. Демографический переход в контексте общей модернизации

  5. Объяснительный потенциал теории демографического перехода

  6. Прогностический потенциал теории демографического перехода

  7. Чего не может и не должна объяснять теории демографического перехода


Контрольные вопросы для семинара (2 часа)


  1. Когда возникла теория демографического перехода, кто впервые сформулировал ее положения?

  2. В чем главное отличие теории демографического перехода от предшествовавших теоретических представлений о демографических процессах?

  3. В чем заключается современная критика теории демографического перехода, какие вы знаете альтернативные ей концепции?

  4. В чем выражается системный характер теории демографического перехода?

  5. Демографический переход – следствие модернизации или ее составная часть?

  6. Как теория демографического перехода объясняет снижение рождаемости во всех странах? Какие другие объяснения вы знаете?

  7. Как теория демографического перехода объясняет мировой демографический взрыв? Знаете ли вы альтернативные объяснения?

  8. Позволяет ли теория демографического перехода прогнозировать окончание демографического взрыва?

  9. Способна ли теория демографического перехода объяснять постпереходные процессы? Приведите примеры ситуаций, в которых обращение к этой теории не оправдано.


Рекомендуемая литература

Основная


  • Вишневский А.Г. Демографическая революция // Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. В двух томах. Т. I. Демографическая теория и демографическая история. М., Наука, 2005. Гл.4; Заключение (Демоскоп Weekly, Читальный зал).

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М., Новое издательство, 2006. Введение: Что такое демографическая модернизация? С. 9-12. (Демоскоп Weekly, Читальный зал)


Дополнительная


  • Демография и статистика населения. Учебник. Под ред. И.И.Елисеевой. М., Финансы и статистика, 2006. Гл. 10. Теоретические концепции демографического развития.

  • Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле.
    Очерк теории роста человечества. М., 1999. Разделы 7.1-7.3 (http://www.i-u.ru/biblio/archive/capica_skolko/)

  • Клупт М.А. Теория демографического развития: институциональная перспектива // Общественные науки и современность, №2, 2005, с. 139-149. (Демоскоп Weekly, 201-202)

  • Вишневский А.Г. Это ключ от другого замка // Общественные науки и современность, №2, 2005, с. 150-155. (Демоскоп Weekly, 201-202)

  • Валлен Ж. Речь на открытии XXV Международного конгресса по народонаселению // Этнопанорама» №3-4 2005 г., с. 96-100. (Демоскоп Weekly, 237-238)

  • Вишневский А.Г. Глобальные детерминанты низкой рождаемости // Синергетика. Будущее мира и России. Под ред. Г.Г. Малинецкого. Изд. ЛКИ, 2008: 71-91 (Демоскоп Weekly, 353-354)

Тема 10. Демографическая модернизация России (6 часов лекции + 4 часа семинар)

 


  1. Демографическая модернизация России как ответ на кризис традиционного типа воспроизводства населения

  2. Демографическая модернизация России в контексте общей модернизации страны

  3. Демографическая модернизация России в контексте мирового демографического перехода

  4. Противоречия демографической модернизации России

  5. Эпидемиологический переход в России его незавершенность

  6. Модернизация семьи в России и ее непоследовательность

  7. Новый тип воспроизводства населения в России и его проблемы

  8. Причины незавершенности демографической модернизации России

  9. Последствия незавершенности демографической модернизации в России

  10. Россия перед лицом демографических вызовов


Контрольные вопросы для семинара (4 часа)


  1. Что такое демографическая модернизация? Когда началась демографическая модернизация России?

  2. В чем заключались причины и предпосылки демографической модернизации России?

  3. Как демографическая модернизация России связана с общей модернизацией страны?

  4. Как демографическая модернизация России связана с мировой демографической модернизацией?

  5. Можно ли считать демографическую модернизацию России догоняющей?

  6. Была ли прежде и остается ли сейчас демографическая модернизация России источником культурного конфликта?

  7. Какие элементы советской и постсоветской социальной реальности способствовали модернизации смертности в России, а какие ее тормозили?

  8. Какие элементы советской и постсоветской социальной реальности способствовали модернизации рождаемости в России, а какие ей препятствовали?

  9. В чем проявлялась непоследовательность модернизации семьи в России?

  10. Затронул ли Россию «второй демографический переход»?

  11. В чем проявляется незавершенность демографической модернизации России?

  12. В чем причины незавершенности демографической модернизации России?

  13. Каковы последствия незавершенности демографической модернизации в России?

  14. На какие демографические вызовы предстоит ответить России в ближайшие десятилетия?


Рекомендуемая литература

Основная


  • Демографическая модернизация России, 1900-2000. М., Новое издательство, 2006. (Демоскоп Weekly, Читальный зал)

  • Россия перед лицом демографических вызовов // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008. Вишневский А.Г., Бобылев С.Н. - руководители авторского коллектива. М.: ПРООН, 2009, гл. 1-5. (http://www.undp.ru/documents/NHDR_2008_Rus.pdf)

  • Население России 2006. Четырнадцатый ежегодный демографический доклад. Отв. Редактор А.Г. Вишневский. М., ГУ-ВШЭ, 2008 (Демоскоп Weekly, Читальный зал http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r06/sod_r.htmlл)

Дополнительная


  • Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Демографическая история Российской Федерации, 1927–1959. М.: Информатика, 1998. (Демоскоп Weekly, Читальный зал http://demoscope.ru/weekly/knigi/andr_dars_khar/adk.html)

  • Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Россияне умирают слишком рано. Демоскоп Weekly, № 227-228.

  • Волков А.Г. Семья — объект демографии. М.: Мысль, 1986. Гл. 3 и 4 (Демоскоп Weekly, Читальный зал http://demoscope.ru/weekly/knigi/volkov/volkov.html)

  • Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996.

  • Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Демоскоп Weekly № 237-238

  • Захаров С.В. Брачность в России: история и современность. Демоскоп Weekly № 261-262

  • Захаров С.В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату? // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования. Сб. аналитических статей. Вып.1. /Научн. ред.: Т.М.Малева, О.В.Синявская. М.: НИСП, 2007: 75-126.

  • Захаров С.В., Сакевич В.И. Особенности планирования семьи и рождаемость в России: контрацептивная революция – свершившийся факт? // Там же: 127-170.

  • Zakharov S.V. Russian Federation: From the first to second demographic transition // Demographic Research. Vol. 19. 2008: 907-972. (Special Collection 7: Childbearing Trends and Policies in Europe. Article 24). http://www.demographic-research.org/Volumes/Vol19/24/


Тема 11. Демография глобализованного мира (6 часов лекции + 2 часа семинар)


  1. Глобализация низкой смертности – следствие и одна из движущих сил общей глобализации

  2. Нарушение глобального демографического равновесия, мировой демографический взрыв и его катастрофические последствия

  3. Ускоренный демографический переход как путь к скорейшему восстановлению демографического равновесия

  4. Достижения и поражения догоняющей демографической модернизации в развивающихся странах

  5. Препятствия на пути снижения рождаемости

  6. Новая роль международных миграций

  7. Перспективы завершения демографического взрыва

  8. Мировой демографический прогноз

Контрольные вопросы для семинара (2 часа)

  1. Как связаны между собой глобализация и повсеместное снижение смертности?

  2. В чем причина нарушения глобального демографического равновесия?

  3. Каковы основные проявления нарушения глобального демографического равновесия?

  4. Чем опасно нарушение глобального демографического равновесия?

  5. Каковы возможные пути восстановления глобального демографического равновесия?

  6. Возможно ли восстановление глобального демографического равновесия за счет роста смертности? Приемлем ли этот путь?

  7. Возможно ли восстановление глобального демографического равновесия за счет снижения рождаемости? Приемлем ли этот путь?

  8. Могут ли внести существенный вклад в восстановление глобального демографического равновесия международные миграции?

  9. Есть ли успехи на пути восстановления глобального демографического равновесия? Обоснуйте свой ответ.

  10. Каковы основные препятствия на пути восстановления глобального демографического равновесия?

  11. Сколько времени может понадобиться на восстановление глобального демографического равновесия?

  12. Предсказывают ли восстановление глобального демографического равновесия прогнозы ООН?


Рекомендуемая литература

Основная


  • Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить. Отв. редактор С.А.Караганов. М., Русь-Олимп, 2008. Глава «Демографическая ситуация»

  • Акимов А.В. 2300 год: глобальные проблемы и Россия. М., Восточный университет, 2008 (Краткий вариант: Акимов А.В. Мировое население через 300 лет, Демоскоп Weekly № 371-372)

  • Клупт М.А. Демография регионов земли. СПб., Питер, 2008

Дополнительная


  • Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009

  • Вишневский А.Г. Можно ли накормить весь мир? Демоскоп Weekly № 77-78

  • Вишневский А.Г. Может ли «Юг» двинуться на север? Демоскоп Weekly № 39-40

  • Дэвид Коулмен. Третий демографический переход. Демоскоп Weekly № 299-300

  • Демоскоп Weekly № 371-372. Мировой демографический барометр (Демографический прогноз ООН 2008 года)

  • Lutz W. The future population of the world: what can we assume today/ Ed. and foreword by N. Keyfitz. Rev. ed. L.: IIASA and Earthscan press, 1996.

  • World population to 2300. New York: UN, 2004. (ST/ESA/Ser. A/236)


Заключительная обзорная лекция – консультация (4 часа)


  1. Три этапа мировой демографической истории

  2. Место демографического развития в истории человечества

  3. Демографические знания как один из главных ключей к пониманию социальной реальности

<< предыдущая страница   следующая страница >>