Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 040100. 68 «Социология» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления - страница №4/4

8Образовательные технологии


Все темы рассматриваются вначале в ходе лекции, а затем обсуждаются на семинарах, каждый из которых включает в себя 3-4 подготовленных студентами доклада по узловым вопросам темы и их обсуждение участниками семинара с учетом всего набора заранее предложенных контрольных вопросов по теме. На протяжении курса каждый студент должен выступить с докладом не менее одного раза. Кроме того, на протяжении курса каждый студент должен подготовить реферат или эссе по избранной теме.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

  1. Экологическое равновесие и динамика биологических популяций

  2. Биотический потенциал и его реализация. r-стратегия и K-стратегия размножения популяций

  3. Внешние и внутренние регуляторы динамики популяций в природе. Изменение их соотношения в ходе эволюции

  4. В чем сходство и в чем различие взаимодействия с внешней средой популяций животных и человеческих популяций?

  5. Демографическое равновесие и демографический гомеостаз

  6. Демографические отношения и их роль в самоорганизации демографической системы

  7. Программа дисциплины >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет социологии Программа дисциплины «История и методология экономической социологии» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра Автор программы: Маркин М.Е., преподаватель кафедры экономической социологии (mmarkin@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «__» _______ 2012 г. Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2012 г. Председатель _______________ В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2012 г. Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина Москва 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра, изучающих дисциплину «История и методология экономической социологии». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра; Образовательной программой 040100.68 «Социология» подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.68 «Социология» подготовки магистра, утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» являются: овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии; знание основных подходов современной экономической социологии и ее ключевых исследовательских проблем; обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоение дисциплины В результате освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» студент должен:

    Министерство экономического развития и торговли >>
    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «Психоанализ в социологии» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Симонова О.А. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Социология» общей социологии Председатель Зав. кафедрой Покровский Н.Е. «_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г. Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь « ____» ___________________2009 г. Москва, 2009 I. Пояснительная записка. Аннотация: Курс «Психоанализ в социологии» предназначен для студентов старших курсов, специализирующихся по теоретической социологии, и имеет своей целью расширить знания студентов по истории социологии и истории социальных наук. Курс состоит из следующих разделов: «Психоанализ как метод объяснения и понимания социокультурных процессов»; «З. Фрейд и его последователи: роль их теорий и психотерапевтической практики на интеллектуальную историю ХХ века»; «Влияние психоаналитических идей на социологическую теорию в Европе и США»; «Неофрейдистская теория личности и социология»; «Фрейдомарксистская социология Э. Фромма». Учебные задачи курса: познакомить студентов с огромным влиянием идей З. Фрейда, его последователей и учеников, которое они оказали на гуманитарные науки и в частности на социологию ХХ века; показать особенности понимания и применения психоаналитических идей в социологии в разных культурных пространствах в США и Европе; научить студентов правильно пользоваться специальными терминами, принятыми во фрейдистских и неофрейдистских концепциях культуры и общества; научить разбираться в широком спектре научных школ, связанных с применением идей психоанализа в социологических исследованиях различного профиля. Требования к студентам: курс «Психоанализ в социологии» рассчитан на студентов V курса факультета социологии и поэтому опирается на знания, умения и навыки, полученные ими за время обучения в ГУ ВШЭ. Предполагается, что студенты освоили основные теоретические курсы по общей социологии и истории социологии, а также по общей и социальной психологии, прослушали обязательные специальные курсы. Формы контроля: текущий контроль предполагает устную работу на занятиях, оцениваемых по 10-ти балльной шкале; итоговый контроль проводится в форме зачета (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины

    Правительство Российской Федерации >>
    Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра 1 курс, модули 1-4 Авторы программы: Чернова Ж.В., к.с.н., доц. zhchernova@hse.spb.ru Сафонова М.С., к.с.н., ст. преподаватель, safonovam@yandex.ru Шпаковская Л.Л., к.с.н., доц., lara@eu.spb.ru Пронин А.С. , ст. преподаватель, socpron@gmail.com Одобрена на заседании кафедры социологии прот. № «_30_»___августа ___ 2011 г Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. _ ___________ Согласована УМО «___»____________ 201_ г Председатель _______________ Утверждена ученым Советом факультета социологии Прот. № / «__»_____201__ г. секретарь __________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    Правительство Российской Федерации >>
    Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

    Витальные и прокреативные исходы и социальные механизмы управление ими

  8. Исторические типы воспроизводства населения

  9. Источники сведения о демографических процессах в первобытных и аграрных обществах

  10. Донеолитическое демографическое равновесие и механизмы его поддержания

  11. Архетип воспроизводства населения и его основные черты

  12. Донеолитические миграции и их роль в истории человечества

  13. Неолитическая революция и ее демографические последствия

  14. Демографическое равновесие в аграрных обществах и механизмы его поддержания

  15. Традиционный тип воспроизводства населения и его главные особенности

  16. Традиционная смертность, ее роль в поддержании демографического равновесия и ее главные детерминанты

  17. Потенциальная плодовитость, реальная плодовитость и рождаемость в аграрных обществах

  18. Три вида демографического поведения, влияющего на рождаемость и взаимосвязь между ними

  19. Основные черты традиционного типа рождаемости

  20. Источники информации о населении и демографических процессах в доиндустриальной Европе и России до ХХ в.

  21. Традиционное демографическое равновесие и причины его нарушения

  22. Нарушение традиционного демографического равновесия и кризис традиционного типа воспроизводства населения

  23. Демографический переход как ответ на кризис традиционного типа воспроизводства населения

  24. Общая характеристика демографического перехода

  25. Смертность и продолжительность жизни в Европе и в России до начала демографического перехода

  26. Отношение к смерти в допромышленной Европе и в дореволюционной России

  27. Исторические изменения отношения людей к смерти

  28. Факторы смертности и причины смерти

  29. Контроль над факторами смертности и структура причин смерти

  30. Связь между структурой причин смерти и продолжительностью жизни

  31. Эпидемиологический переход и его этапы

  32. «Пионерный» и «догоняющий» эпидемиологический переход

  33. Рождаемость в России и Западной Европе на рубеже XIX и XX веков и причины различий

  34. Демографические характеристики европейский семьи до начала демографического перехода

  35. Демографические характеристики дореволюционной русской крестьянской семьи

  36. Отношение к рождению и смерти детей в дореволюционном российском обществе

  37. «Европейская брачность» и ее демографический смысл

  38. Мальтузианские и неомальтузианские демографические рекомендации: сходство и различия

  39. Снижение рождаемости как путь к преодолению кризиса традиционного типа воспроизводства населения

  40. «Полезностная» и «ценностная» концепции прокреативного поведения

  41. Мотивация прокреативного поведения до и после демографического перехода

  42. Изменения в мотивации прокреативного поведения в контексте общих изменений мотивации человеческого поведения в Новое время?

  43. Автономизация прокреативного поведения и ее последствия для брака и семьи

  44. Демографическое регулирование на макро- и микроуровне в разные исторические эпохи

  45. Регулирования числа детей в семье на микроуровне в разные исторические эпохи

  46. Детоубийство, аборт и контрацепция в истории человечества

  47. Две контрацептивные революции

  48. Изменение возрастной структуры населения как следствие демографического перехода

  49. Социальные и экономические проблемы, порождаемые демографическим старением

  50. Прогрессивный характер нового типа воспроизводства населения

  51. Влияние демографического перехода на индивидуальный жизненный цикл

  52. «Второй демографический переход», его причины и проявления

  53. «Второй демографический переход» и плюрализм индивидуальных жизненных путей

  54. Два принципа взаимоотношений индивида и семьи: «человек для семьи» и «семья для человека»

  55. Демографический переход и принципы традиционной морали

  56. Кризис традиционного типа воспроизводства населения в России

  57. Причины и предпосылки демографической модернизации России

  58. Демографическая модернизация России в контексте общей модернизацией страны

  59. Демографическая модернизация России в контексте мировой демографической модернизации

  60. Модернизация смертности в России и ее противоречия

  61. Эпидемиологический переход в России и его незавершенность

  62. Модернизация рождаемости в России и ее противоречия

  63. Аборт и планирование семьи в России

  64. «Второй демографический переход» в России

  65. Депопуляция в России и возможные пути ее преодоления

  66. Глобальное демографическое равновесие и причины его нарушения

  67. Мировой демографический взрыв и перспективы его прекращения

  68. Проблема восстановления мирового демографического равновесия

  69. Демографические проблемы Севера и Юга планеты

  70. Современные международные миграции и «Третий демографический переход»

  71. Экономические последствия мирового демографического взрыва

  72. Экологические последствия мирового демографического взрыва

  73. Политические последствия мирового демографического взрыва

  74. Демографические стратегии ответа на глобальные вызовы демографического роста

  75. Восстановление глобального демографического равновесия в прогнозах ООН

9.2Примеры заданий промежуточного контроля


Контрольная работа.

Контрольные вопросы по каждой теме приведены выше в разделе «Содержание дисциплины».


Домашнее задание.

Примерные темы индивидуальных докладов на семинарах (могут меняться год от года и согласуются со студентами индивидуально):




  1. Экологическое равновесие и механизмы его достижения в природе

  2. Демографическое равновесие и механизмы его достижения в обществе

  3. r-стратегия и K-стратегия размножения популяций

  4. Демографические отношения и исторические типы воспроизводства населения

  5. Неолитическая революция и новый тип демографического равновесия

  6. Как неолитическая революция могла повлиять на демографическое поведение людей

  7. Главные черты традиционного типа смертности и его отличие от архетипа

  8. Отношение к смерти в аграрных обществах

  9. Плодовитость и поведение как факторы традиционной рождаемости. Особенности традиционного демографического поведения, влияющего на рождаемость

  10. Многодетность или многорождаемость? Была ли многодетность желанной?

  11. Сущность и этапы эпидемиологического перехода

  12. Демографический переход как ответ на нарушение демографического равновесия

  13. Новый тип прокреативной мотивации, условия и механизмы его формирования

  14. Старение населения. Старение снизу и старение сверху. Хронологический и перспективный возраст.

  15. Постпереходный тип воспроизводства населения как триумф К-стратегии, его преимущества и противоречия

  16. Второй демографический переход, его демографические детерминанты и главные проявления


Реферат.

Примерные темы рефератов (согласуются с преподавателем и могут незначительно меняться):



  1. Экологическое равновесие и механизмы его поддержания

  2. Демографические отношения в первобытных обществах (на основе книги Ю.И. Семенова «Введение во всемирную историю». Выпуск I, Раздел Возникновение человеческого общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1997. Можно найти в Интернете).

  3. Неолитическая революция и ее влияние на демографические процессы

  4. Демографические воззрения Платона и Аристотеля (можно включить в рассмотрение и других античных авторов). Использовать рубрику «Из истории демографической мысли» Демоскопа Weekly)

  5. Традиционная смертность и ее главные составляющие

  6. Отношение к смерти в допромышленных обществах и его эволюция (использовать книгу Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти»)

  7. Факторы смертности и причины смерти

  8. Эпидемиологический переход, его причины и этапы

  9. Эпидемиологический переход и рост продолжительности жизни

  10. История борьбы с болезнями: от Дженнера до Флеминга

  11. Смертность в дореволюционной России по исследованиям российских авторов XIX-начала ХХ века (Использовать книгу С.А.Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России» (1916) – см. Читальный зал Демоскопа Weekly - и работу М.В. Птухи «Смертность 11 народностей Европейской России в конце XIX века»)

  12. Эпидемиологический переход в России

  13. Эпидемиологический переход в развивающихся странах (можно на примере одной страны)

  14. Традиционная рождаемость и число детей в традиционной семье

  15. История мальтузианства и неомальтузианства: сопоставьте историю идей и историю реального массового поведения

  16. Отношение к детям в русской крестьянской семье XIX века по материалам очерков Глеба Успенского

  17. Демографические мотивы в произведениях Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (ч. 6, гл. XVI-XXIV), «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича».

  18. Кризис традиционной семьи в России XIX века

  19. Демографический переход и изменение прокреативной мотивации

  20. История снижения рождаемости в России

  21. Почему в России не было демографического взрыва?

  22. Проблема снижения рождаемости в развивающихся странах

  23. «Второй демографический переход»

  24. Современная российская семья в свете теории «Второго демографического перехода»

  25. «Третий демографический переход» по Дэвиду Коулмену

  26. Демографическое старение: причины и последствия

  27. Демографический переход в какой-либо развивающейся стране

  28. Рост населения мира и его регионов на протяжении человеческой истории

  29. Демографический переход и перспективы мирового населения

  30. Демографическая модернизация

  31. Демографический переход и изменение прокреативной мотивации

  32. Демографический переход в России или в одном из ее регионов

  33. Современные споры о теории демографического перехода (Использовать: Демография и статистика населения. М., Финансы и статистика, 2006, гл. 10. Теоретические концепции демографического развития; статьи: М. Клупт.  Теория демографического развития: институциональная перспектива (Демоскоп Weekly № 201-202); А. Вишневский.  Это ключ от другого замка (Там же);  Жак Валлен.   Речь на открытии XXV Международного конгресса по народонаселению. Демоскоп Weekly № 237-238); М. Клупт.  Региональные альтернативы глобального демографического развития // Общественные науки и современность, 2012, №2; А. Вишневский.Есть ли альтернативы у безальтернативного? // Общественные науки и современность, 2012, №2.



10Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов во время лекций, на семинарских занятиях, по итогам написания контрольной работы, реферата и выполнения домашнего задания, на промежуточном зачете (по окончании 1 модуля), а также на устном экзамене в конце курса.

Оценки за работу на семинарах и за письменные работы преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Каждая оценка выставляется в 10-бальной системе.

Накопленная оценка включает оценки за: контрольную работу, домашнее задание, реферат.

Промежуточная оценка – оценку за зачет по окончании 1 модуля.

Итоговая оценка – оценка за устный экзамен.

Результирующая оценка по дисциплине формируется следующим образом:
О результ. = 0,2*Одом.зад. + 0,2*Оконтр.раб. + 0,15*Ореф. + 0,15*Озач. + 0,3*Оэкз.
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена - в пользу студента.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Базового учебника по дисциплине, так же, как и ридеров, не существует. Курс читается в НИИ ВШЭ с 2009 г., ранее в России он не преподавался. В настоящее время автор Программы готовит к публикации курс лекций, читавшихся в 2009-2011 гг., начата также работа по подготовке ридера, включающего классические тексты и работы современных авторов. По мере готовности эти тексты публикуются в электронном издании «Демоскоп Weekly» и рекомендуются студентам. Студенты имеют возможность пользоваться электронными версиями презентаций всех лекций.

11.2 Литература


Обязательная и дополнительная литература по каждой теме указана в разделе «Содержание дисциплины». Подавляющее большинство обязательных источников имеется в интернете, ведется систематическая работа по оцифровыванию недостающих рекомендуемых изданий и их размещению в «Читальном зале» «Демоскопа Weekly».
Информационные ресурсы в Интернете:

Официальный сайт Росстата

http://www.gks.ru

Демоскоп Weekly

http://www.demoscope.ru

United Nations Population Information  Network (POPIN)

http://www.un.org/popin/

Фонд ООН по народонаселению (UNFPA)

http://www.unfpa.org/

Population Reference Bureau (США)

http://www.prb.org/

Более подробный список интернет-ресурсов можно найти в разделе Приложения Демоскопа Weekly.



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


На всех лекциях и семинарах используются компьютер и проектор.

Автор Программы А.Г.Вишневский
<< предыдущая страница