Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 «Политология» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты»

для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Этно-территориальные конфликты»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Петров Н.В., к.г.н., профессор, npetrov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой А.Ю. Мельвиль


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2013 г.
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этно-территориаьные конфликты»

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Образовательной программой направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Этно-территориальные конфликты» являются:

  • Изучение феномена этно-территориальных конфликтов, их эволюции в современном мире и РФ, перспектив развития и способов урегулирования.
    Правительство Российской Федерации >>
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Современная политическая наука»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки магистра магистерской программы «Прикладная политология» Автор программы: Мусихин Г.И., д.пол.н., проф, gmusikhin@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Теории политики и политического анализа «___»______ 200 г Зав. кафедрой Г.И.Мусихин Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 200 г Председатель М.Г.Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________200 г. Ученый секретарь Пильгун ________________________ [подпись] Москва, 201_ I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА» № п/п Наименование темы Количество часов Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа Лекции Семинары 1 Что такое политическая теория? 20 2 4 12 2 Современная теория справедливости 20 4 12 3 Теория власти после Фуко 22 4 12 4 Критическая теория после Хабермаса 24 4 4 12


  • Развитие навыков комплексного междисциплинарного анализа общественных процессов, связанных с этно-территориальными конфликтами; определение факторов, обусловливающих и актуализирующих конфликты; нахождения способов разрешения конфликтов и их предотвращения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные концепции современных этно-территориальных трансформаций, ключевые понятия теорий этноконфликтологии, этносоциологии, лимологии, подходы авторитетных зарубежных исследователей к анализу современных этнических и территориальных процессов и конфликтов (Эрнест Геллнер, Бенедикт Андерсон, Рэндалл Коллинз, Сэмюэл Хантингтон и др.).

  • Уметь критически анализировать теории социально-политических трансформаций, использовать их положения для анализа этнических, экономических, политических, социальных и культурных процессов в их территориальном выражении, обобщать эмпирические данные для формулирования научных концепций и теорий.

  • Иметь навыки комплексного междисциплинарного анализа этнических, экономических, политических, социальных и культурных процессов, проведения научных исследований и презентации их результатов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200.62 «Политология» Курс 4 Авторы программы: Григорьев И.С., преп. кафедры прикладной политологии Декальчук А.А., преп. кафедры прикладной политологии Одобрена на заседании кафедры « 28 » августа 2012 г. Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»____________20 г. Начальник УМО Шереметова В.В. _____________________ Утверждена УМС «___»_____________20 г. Председатель УМС Чуланова Г.Ю. _____________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; Образовательной программой по направлению подготовки 030200.62 «Политология»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология». Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”» являются: формирование у студентов углубленных научных представлений об основных методах сбора и анализа данных и методологических проблемах и вызовах политической науки; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; расширение у них политологического и профессионального кругозора. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:



Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Основы антикоррупционной политики»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: преп. Панфилова Е.А. (panfilova@transparency.org.ru) Одобрена на заседании кафедры политического поведения «17» декабря 2013 г. Зав. кафедрой д-р полит. н., орд. проф. Урнов М.Ю. Рекомендована профессиональной коллегией УМС по политологии «___» __________ 2014 г. Председатель д-р полит. н., орд. проф. Урнов М.Ю. Утверждена УС факультета прикладной политологии «___» __________ 2014 г. Ученый секретарь д-р филол. н., проф. Пильгун М.А. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы антикоррупционной политики» Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра; Образовательной программой по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра; Рабочими учебными планами на 2013/2014 уч.г. по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление», утверждённым 18.12.2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы антикоррупционной политики» являются: дать студентам знания о понятии коррупции, о практическом содержании коррупционных явлений, формах проявления коррупционных явлений, содержании проблемы коррупции в российском и международном контексте, основных элементах антикоррупционной политики в международном и российском контексте. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции.

Раздел 1. Теоретическое представление о конфликте >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Международные конфликты» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Международные конфликты». Программа разработана в соответствии с: стандартом НИУ; Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения» Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.62 «Международные отношения подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Международные конфликты» являются: подготовка бакалавра по дисциплине «Международные конфликты», получение студентом целостного представления и понимания о конфликте, соответствующего уровню современной науки и дипломатической практики. В результате освоения дисциплины студенты должны усвоить современные теоретико-методологические представления о конфликте; изучить специфику конфликтности в отдельных областях; познакомиться с основными инструментами переговорного процесса; выработать способность к самостоятельному пониманию и анализу конфликтов и их урегулированию. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Основные положения конфликтологии как науки Корни возникновения конфликтов, их стадии, основные пути разрешения Суть и процесс урегулирования наиболее известных конфликтов современного мира Уметь: использовать знания в области конфликтологии в изучении международных дисциплин; анализировать конфликтные ситуации в мире; комментировать конфликтные процессы, их причины, прогнозировать последствия для современного мира Иметь навыки (приобрести опыт): анализа и сопоставления; ведения переговорного процесса разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в социуме. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при президенте Российской Федерации» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра сравнительных политических исследований УТВЕРЖДАЮ Директор _________________ В.А.Шамахов «____» ______________ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия» направление подготовки 030200.62 «Политология» (квалификация (степень) «бакалавр») Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований « 21 » июня 2012 г., протокол № 1 И. о. заведующего кафедрой _____________ Эстель Лезеан Согласовано Зам. Директора _____________ А.И. Федорков Программу составил _____________ к.ф.н., доцент Калугин Д.Я. Санкт-Петербург 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи изучения дисциплины 4 2. Учебно-тематический план 4 3. Содержание дисциплины по темам 5 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 10 5. Планы семинарских занятий 11 6. Вопросы к зачету 14 7. Темы рефератов 15 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цели освоения дисциплины «Философия»: сформировать у студента самостоятельное, творческое, гибкое, критическое, дисциплинированное рациональное мышление, позволяющее приобрести культуру философствования; овладеть категориальным видением мира, способностями дифференцировать различные формы его освоения и ориентироваться в мире ценностей; выработать навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Задачи: • ориентироваться в многообразии школ и направлений философии; • уяснить связь философии с социальной практикой и житейской повседневностью; • приобрести практические навыки философского анализа и ведения дискуссии; • выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно значимых проблем; • приобрести навыки критического восприятия и оценки источников информации; • сформировать общефилософское представление о человеке, его целях и ценностях; • понять специфику социального развития и вариативность исторического процесса. 2. Учебно-тематический план ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ № пп

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция

ОК-1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи и текста.
1. Область применения и нормативные ссылки >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.68 «Политология», обучающихся по магистерской программе «Политические институты и инновации» изучающих дисциплину «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития». Программа разработана в соответствии с: ФГОС стандартом «Политология» Образовательной программой 030200.68 Политология Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ Для направления 030200.68 «Политология» для магистерской программы «Политические институты и инновации, утвержденным в 2010 г. 2. Цели освоения дисциплины Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную часть подготовки магистров по данному направлению. Актуальность курса обусловлена тем, что интенсивные преобразования современного общества за последние полтора столетия, отечественный исторический опыт убедительно показывают зависимость успешности таких преобразований от учета социально-культурных факторов. Культура как система порождения, отбора, хранения, воспроизводства и трансляции социального опыта является условием, существенно определяющем возможности реализации политических и экономических проектов и программ в национальном и международном масштабах. При этом, она может выступать как ресурсом, способствующим реализации нововведений, так и барьером, порождающим сопротивление их осуществлению. Рассмотрение такого опыта, осмысление роли и значения конкретных социально-культурных факторов, институтов, определяющих результат и характер социально-политических преобразований, возможности экспертизы предлагаемых программ, оценки их перспективности, является важным компонентом подготовки магистров-политологов. Содержание программы курса основывается на работах отечественных и зарубежных авторов, на материалах современных исследований и публикаций, в том числе и выполненных автором курса. Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных разработчиком программы. Целями освоения дисциплины «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития» являются:

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации


Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития современных государств и этносов, их территориальной организации. Проведение дискуссий по текущей политике и прочитанной литературе, подготовка студентами презентаций.
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург Программа дисциплины «Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг» для направления 080100.62 «ЭКОНОМИКА» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010г. № 15. http://www.hse.spb.ru/info/structure/standards-hse.phtml Образовательной программой по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра 2. Цели освоения дисциплины Освещение вопросов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг так или иначе проводится в различных курсах бакалавриата (например, фондовые рынки, банковское дело и др.). Задача данного курса состоит в формулировке, логическом обосновании, систематизации, обобщении и демонстрации практической применимости теоретического базиса множества дисциплин, посвященных изучению финансовых рынков и государственной политики на них. Задачами курса «Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг» является изучение практических вопросов и нормативных основ функционирования рынка ценных бумаг: организационно-институциональному строению рынка, выявлению роли и специфике деятельности всех участников фондового рынка, включая и его профессионалов. Для приобретения навыков принятия эффективных решений в работе с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами фондового рынка, в рамках данного курса излагаются правила функционирования, лицензирования и управления фондовым рынком в российских условиях. В результате изучения курса студенты должны стать теоретически подготовленными для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также быть готовыми к эффективной творческой работе в процессе использования инвестиционных возможностей фондового рынка. Методологической основой дисциплины является общая экономическая теория, прежде всего такие ее разделы как теории денег, ценных бумаг, финансов и кредита. Задачи изучения дисциплины

Программа дисциплины «Выпуклый анализ» >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Выпуклый анализ» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики отд. Прикладной математики и информатики Программа дисциплины Выпуклый анализ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра специализация «Анализ и принятие решение» Автор программы: Беленький Александр Соломонович Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики 25.02.2013 г. Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель Утверждена Ученым Советом факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика», обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование» по специализации «Анализ и принятие решений», изучающих дисциплину «Выпуклый анализ». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет»; Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Выпуклый анализ» являются














Общекультурная компетенция

Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.

ОК-5

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса в его территориальном выражении; роль границ и конфликтов по их поводу, место человека и этноса в историческом процессе, политической организации общества.

Рассмотрение предпосылок перехода обществ к национальным государствам и надгосударственным образованиям. Изучение особенностей политической жизни и этно-территориальной организации в современную эпоху.

Общекультурная компетенция

ОК-11

Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий территориальной организации современных обществ. Использование различных подходов к анализу социально-экономических, политических, этно-культурных и исторических процессов в ходе подготовки презентаций.

Профессиональная компетенция

ПК-1

Способность к участию в научных исследованиях социально-политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных территориальных уровнях.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития наций и государств. Изучение особенностей территориальной организации общества на глобальном, региональном и национальном и локальном уровнях.

Профессиональная компетенция

ПК-5

Знание основных учений и концепций зарубежной и отечественной политической мысли, способность анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые конструкции.

Анализ и обсуждение научных работ ведущих отечественных и зарубежных географов, этнологов, политологов и социологов.

Профессиональная компетенция

ПК-8

Понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни.

Рассмотрение и обсуждение различных теорий глобализации и ее последствий в плане изменения пространственной организации общества в разных его проявлениях.

Профессиональная компетенция

ПК-15

Способность участвовать в работе по диагностированию и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций.

Подготовка презентаций и участие в дискуссиях по актуальным проблемам пространственного развития современных обществ и разрешению возникающих при этом конфликтов.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • «Основы регионального и электорального анализа»

  • «Политическая конфликтология»

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение: этно-территориальные конфликты и их изучение

16

4

0

4

2

Границы и их эволюция

16

6

2

10

3

Нация и национализм.

16

8

2

10

4

Этнокультура и образ жизни. Этноконфликты.

16

8

2

10

5

Време-география этноконфликтов.

16

6

2

10

6

СССР: марксизм и национальный вопрос. ЭТК в пост-советском пространстве.

14

4

2

6

7

Причинно-следственный анализ ЭТК. Способы предупреждения и разрешения ЭТК.

14

4

2

6

ИТОГО

108

20

20

68

Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год (2-3 курс)




3 модуль




Параметры

1

2

3

4













Презентация







*
















Письменное эссе объемом 2500-3500 слов с устной презентацией.

Итоговый

Зачет







*
















Устное обсуждение по итогам написания эссе, ответ на вопросы по его содержанию и содержанию курса.

1.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

По 10-балльной шкале

По 5-балльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2 - неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3 - удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4 - хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5 - отлично

1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: качество ответов по прочитанной литературе, качество подготовки презентаций, активность в виде постановки дополнительных вопросов и участия в дискуссиях. Во внимание принимается умение вести дискуссию, творческий подход к анализу материала, способность ясно и обоснованно формулировать свои мысли. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: подготовку и написание эссе. Во внимание принимается способность определить исследовательский вопрос, указать на теоретическую и методологическую базу работы, привести аргументы в поддержку и в опровержение основной гипотезы, а также четко сформулировать выводы исследования. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Оитоговая= 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа + 0,4* Озачет
Способ округления оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение: Этно-территориальные конфликты (ЭТК) и их изучение. Рост числа притязаний и конфликтов в советском и пост-советском пространстве: 32 -> 500. Территориальность и этничность. Сакральность земли. Территория как ресурс. Территориализация этноконфликтов и этнизация территориальных конфликтов. Притязания и конфликты. Конфликты латентные и актуализированные. Государство как организм по Ратцелю и расширение lebensraum. Этногенез и самоидентификация. Субэтносы: сибиряки, поморы, казаки. Уральская республика, Поморская, Сибирское областничество. Эволюция границ.

Основная литература:



Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. http://nashol.com/2012061065531/geopolitika-i-politicheskaya-geografiya-kolosov-v-a-mironenko-n-s-2001.html

Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010. http://uchebnik-besplatno.com/teoriya-politiki-uchebnik/politicheskaya-regionalistika.html

В. Стрелецкий, Этно-территориальные конфликты в постсоветском пространстве: сущность, генезис, типы, СПб, 2000 http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48879_1.html


Пространство России. Отечественные Записки, 2002, №6.

http://www.strana-oz.ru/2002/6


Сэмюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

http://grachev62.narod.ru/hantington/content.htm


Геллнер Э., Нации и национализм, М., 1991, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/index.php
Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология

http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/6611-atnokonfliktologija/
http://read.virmk.ru/p/POLITOLOGIA/ch_22.htm
Дьякова Н.А., 1998, Проблемы возникновения пограничных и территориальных конфликтов на постсоветском пространстве http://www.iskran.ru/russ/works98/dyakova.html

Рэндалл Коллинз, «Балканизация» или «американизация»: геополитическая теория этнических изменений. http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2701


Дополнительная литература

Malcolm Anderson. Frontiers: Territory and State Formation in the Modern World. Cambridge: Polity Press. 1996.


Glezer O., Kolosov V., Petrov N. Ethno-Territorial Conflicts and Boundaries in the Former Soviet Union (Durham, UK: International Boundaries Research Unit, Durham University: 1992).
Martin Ira Glassner, Chuck Fahrer, Charles Fahrer, Political Geography, 33 ed., John Wiley & Sons, 2003.
Samuel Huntington, The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. Simon & Schuster, 1997.
Stefan Wolff, Ethnic Conflict: A Global Perspective. Oxford University Press, 2010.
Сайты:

http://mondediplo.com/

http://conflictologist.narod.ru/alpha.html

http://www.gumilev-center.ru/

http://www.sipri.org/

PILPG War Crimes Watch warcrimeswatch@pilpg.org






Раздел 2. Границы и их эволюция. Линии и функции границ. Границы старые, новые, бывшие и будущие. Обустройство границ и изменение прилегающего пространства. Изменения административных границ (федеральные округа). Эволюция от единственных рубежных линий к множественным, от линий – к зонам, от физических границ – к культурным, от непроницаемых барьеров – к линиям взаимодействия.

Государственные границы: локализация – делимитация – демаркация - администрирование.


Литература: Колосов, Мироненко, 411-472; Туровский, глава «Административно-территориальное деление государства», разделы «Региональная структура современной России» и «Политико-административные границы и пограничные споры»; Дьякова; ОЗ, Вячеслав Глазычев, Limes Novum; ОЗ, Приграничные конфликты и споры, ОЗ, Административно-территориальное деление России XVIII-XX веков.

.

Границы Европы http://mondediplo.com/IMG/arton6372.jpg



Границы на Балканах http://mondediplo.com/IMG/pdf/mosaic.pdf

Динамика границ на территории Югославии, 1815-1999 http://mondediplo.com/maps/yugoslaviamdv49

Границы для Албании, 2008 http://mondediplo.com/maps/albania




Раздел 3. Нация и национализм. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивисткий подходы к этносу. Национальное государство. Моноэтничные и многонациональные государства. Распад империй. Балканизация. Геноцид. Территориально-государственное устройство в динамике. Динамика границ и историческая память. «Золотой век» нации и «великие»…Сербия, Армения, Британия. Фрактальная этноконфликтология.
Литература: Колосов, Мироненко, 301-373; Геллнер, Предисловие, 1. Определения, IV Переход к веку национализма, V Что такое нация; Андерсон
Мечты об империи http://mondediplo.com/IMG/pdf/LMDfeb08_Map2.pdf

Курды: разделенный народ http://mondediplo.com/maps/kurds1996





Раздел 4. Этнокультура и образ жизни. Этноконфликты. Концепция аспатиальности русской культуры. Этнодистанции и ассимиляция. Мультикультурализм. Культурное сосуществование и эффект критической массы. Melting pot & salad bowl. Корни: земля и могилы предков, родовые села, историческая память.
Литература:

Гулиев, Коротец, Чернобровкин; Коллинз



http://humanrights.narod.ru/studies/2.html

http://ishulenina.ru/Classiki/Stefanenko/etpsy/16.html

http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/krusko/etnicheskie_konflikty_soprovojdayutsya_opredelennoi_dinamichno_menyayuscheisya_sotsialno_politicheskoi_situatsiei_konflikty_konfliktov.php




Раздел 5. Време-география ЭТК. Конфликтные зоны и разломы. «Столкновение цивилизаций» по Хантингтону: за и против. Холодная война и мир после нее. Экономическая подоплека ЭТК. Динамика и локализация ЭТК в пост-советском пространстве.
Литература:

Хантингтон

Ежегодники SIPRI

Я. Грабарь, Европейский сепаратизм: Старый Свет трещит по швам. http://top.rbc.ru/economics/28/11/2012/833847.shtml

The main conflicts of the 1990s http://mondediplo.com/IMG/artoff2008.jpg

Война с террором, 2009 http://mondediplo.com/maps/talibans

Ближний Восток: география хаоса http://mondediplo.com/IMG/pdf/LMDnov07_Middle_East-2.pdf

Арабская весна http://mondediplo.com/maps/arabawakening

Морские конфликты в ЮВА, 2012 http://mondediplo.com/maps/chinasea

http://mondediplo.com/maps/spratlymdv1997





Раздел 6. СССР: марксизм и национальный вопрос. Самоопределение наций. Национально-территориальные образования в СССР. Этнические чистки и «наказанные» народы. «Этнокоммуналки».

Дезинтеграция СССР и изменение статуса границ. Парад суверенитетов: объективные и субъективные причины, последствия. Эффект матрешки или малый империализм?


Литература:

Туровский, «Отношения «Центр-регионы» в советский период»

Этно-лингвистическая карта России http://mondediplo.com/maps/russiamdv1997




Раздел 7. ЭТК в пост-советском пространстве. Цепочки и семейства конфликтов. Типология ЭТК по участвующим сторонам, уровню притязаний, актуализации….Латентные и актуализированные конфликты, факторы актуализации. Статусные конфликты и конфликты по поводу этнизации элиты. Война в Чечне и ЭТК. Непризнанные государства и «замороженные конфликты»: Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия.
Литература:

В. Стрелецкий, Этно-территориальные конфликты в постсоветском пространстве: сущность, генезис, типы, СПб, 2000 http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48879_1.html

Туровский, «Межрегиональные границы и пограничные споры в современной России»

Дьякова


Ливен А., Война в Чечне http://www.wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=polit;action=display;num=1080921415
Война 2008 г. и ЭТК на Кавказе http://mondediplo.com/maps/georgiawar

Абхазия http://mondediplo.com/maps/abkhazia

Юго-Осетинский конфликт http://mondediplo.com/maps/ossetia

Раздел 8. Причинно-следственный анализ ЭТК. Общее представление о конфликтогенности территории. Причины-предпосылки, факторы активизации/усиления и ослабления ЭТК. Этнорасселение и границы, миграции. Этноконфликты в большом городе, сегрегация и перемешивание. Экономические факторы возникновения и актуализации ЭТК. Выборы и представительная демократия. Модели развития ЭТК. Прогнозирование и предотвращение ЭТК.
Литература:

Стрелецкий

Российско-китайская граница: http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.km.ru/world/2012/08/15/pogranichno-vizovye-voprosy-za-rubezhom/kitai-predyavil-rossii-territorialnye-prete

Раздел 9. Способы предотвращения и разрешения ЭТК. Международный опыт урегулирования ЭТК, миротворческие операции. «Балканизация» и «американизация». Концепция мультикультурализма. Территориальное размежевание и этноквотирование. Территориальная и культурная автономия. Регионализация, автономизация и этнофедерализм. Примеры Канады, Великобритании, Испании. Вывод этнореализации в другую плоскость или переход на другой территориальный масштаб.
Литература:

Коллинз; Колосов, Мироненко, 379-410; Туровский, «Современный сравнительный федерализм»

Тренин Д., Вебер Ю., 2013 «Тихоокеанское будущее России: урегулирование спора вокруг Южных Курил»

Образовательные технологии


В ходе занятий подразумевается вовлечение студентов в активные дискуссии по тематике курса, происходит обсуждение текущих событий по проблематике курса, основной и дополнительной литературы, а также подготавливаемых студентами презентаций. Широко используются географические карты.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


1.3Тематика заданий текущего контроля


Тематика эссе: анализ развития и перспектив разрешения территориального конфликта по выбору.

1.4Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


    Раздел 1. Введение: границы и их изучение

  1. Какие дисциплины занимаются изучением границ? В чем заключается специфика лимологии?

  2. Какова роль границ в современном мире?

  3. Что такое органическая теория государства?

  4. Что такое «естественные» границы?

  5. Что такое ментальная карта и ментальные границы?




    Раздел 2. Границы и их эволюция

  1. Каковы основные функции границ?

  2. Как в целом эволюционируют границы?

  3. Каковы этапы установления государственных границ?

  4. Приведите примеры «старых» и «новых» границ.



    Раздел 3. Нация и национализм

  1. В чем разница между примордиалистским и конструктивистским подходами к нации?

  2. Что такое нация?

  3. Существует ли российская нация?

  4. Приведите примеры ирредентизма

  5. Как происходят дезинтеграция и интеграция государственных образований?




    Раздел 4. Этнокультура и образ жизни; этноконфликты

  1. Как выглядят этнокультурные различия в Москве?

  2. Что такое этническая ассимиляция?

  3. Расскажите о генезисе и развитии этноконфликта на конкретном примере.

  4. Опишите свой опыт столкновения с другими этнокультурами.




    Раздел 5. Време-география ЭТК

  1. Сколько открытых ЭТК в современном мире? Приведите примеры.

  2. Где можно ждать активизации ЭТК в будущем? Почему?

  3. В чем сильные и слабые стороны концепции «столкновения цивилизаций»?

  4. Что такое линия Керзона?

  5. Что играет роль триггеров в активизации ЭТК?




    Раздел 6. СССР: марксизм и национальный вопрос

  1. Как устанавливались разные статусы этносов в сталинском СССР?

  2. Приведите примеры изменения статуса этно-территориальных образований.

  3. Какие из элементов «парада суверенитетов» отыграны назад?

  4. Что происходит с границей, когда она из административной превращается в национально-государственную? А наоборот? Приведите примеры.




    Раздел 7. ЭТК в пост-советском пространстве

  1. С чем связаны волны возникновения ЭТК в пост-советском пространстве?

  2. Какие границы в пост-советском пространстве наиболее конфликтны и почему?

  3. Какие методы наиболее эффективны при урегулировании пост-советских ЭТК?

  4. Приведите пример возникновения, развития и завершения ЭТК.




    Раздел 8. Причинно-следственный анализ ЭТК

  1. На что необходимо в первую очередь обращать внимание экспертам при анализе потенциальной опасности ЭТК на той или иной территории?

  2. В чем суть предлагаемой для современной России губернизации? Насколько она осуществима?

  3. Каковы факторы возникновения конфликтов по поводу внешних и внутренних границ?

  4. Каковы механизмы усиления/ослабления ЭТК при а) улучшении и б) ухудшении экономической ситуации?

  5. В чем позитивная, а в чем негативная роль выборов применительно к ЭТК?




    Раздел 9. Способы предотвращения и разрешения ЭТК



  1. Какие уроки, на Ваш взгляд, следуют из опыта урегулирования ЭТК последнего времени?

  2. В чем секрет успеха американского «плавильного котла»?

  3. Как работает система сдержек и противовесов в отношении ЭТК?

  4. Что из мирового опыта предотвращения и разрешения ЭТК Вы бы рекомендовали для России?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.5Базовые учебники

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. http://nashol.com/2012061065531/geopolitika-i-politicheskaya-geografiya-kolosov-v-a-mironenko-n-s-2001.html

Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010. http://uchebnik-besplatno.com/teoriya-politiki-uchebnik/politicheskaya-regionalistika.html

1.6Основная литература

В. Стрелецкий, Этно-территориальные конфликты в постсоветском пространстве: сущность, генезис, типы, СПб, 2000 http://www.erudition.ru/referat/ref/id.48879_1.html

Пространство России. Отечественные Записки, 2002, №6. http://www.strana-oz.ru/2002/6

Сэмюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. http://grachev62.narod.ru/hantington/content.htm

Геллнер Э., Нации и национализм, М., 1991, http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/index.php

Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/6611-atnokonfliktologija/

Дьякова Н.А., 1998, Проблемы возникновения пограничных и территориальных конфликтов на постсоветском пространстве http://www.iskran.ru/russ/works98/dyakova.html

1.7Дополнительная литература

Рэндалл Коллинз, «Балканизация» или «американизация»: геополитическая теория этнических изменений. http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2701

Glezer O., Kolosov V., Petrov N. Ethno-Territorial Conflicts and Boundaries in the Former Soviet Union (Durham, UK: International Boundaries Research Unit, Durham University: 1992).

Martin Ira Glassner, Chuck Fahrer, Charles Fahrer, Political Geography, 33 ed., John Wiley & Sons, 2003.




Сайты:

http://mondediplo.com/

http://conflictologist.narod.ru/alpha.html

http://www.gumilev-center.ru/

http://www.sipri.org/

PILPG War Crimes Watch warcrimeswatch@pilpg.org




Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций и семинаров необходимы доска, компьютер с Power Point и географические карты.