Программа дисциплины «История и методология экономической социологии» для направления 040100. 68 «Социология» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «История и методология экономической социологии» для направления - страница №1/1



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»
Факультет социологии

Программа дисциплины
«История и методология экономической социологии»
для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

Автор программы:

Маркин М.Е., преподаватель кафедры экономической социологии (mmarkin@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «__» _______ 2012 г.

Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев
Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2012 г.

Председатель _______________ В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2012 г.

Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина


Москва 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра, изучающих дисциплину «История и методология экономической социологии».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра;

  • Образовательной программой 040100.68 «Социология» подготовки магистра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.68 «Социология» подготовки магистра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» являются:



  • овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии;

  • знание основных подходов современной экономической социологии и ее ключевых исследовательских проблем;

  • обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований.

Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоение дисциплины

В результате освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» студент должен:



  • знать основные подходы современной экономической социологии и ее ключевые исследовательские проблемы;

  • уметь применять ядро концептуального аппарата современной экономической социологии при изучении хозяйственных явлений;

  • иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований.

В результате освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» студент осваивает следующие компетенции:
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 040100.68 «Социология» по специальности «Демография» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социологии Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 010100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Автор д.э.н. А.Г. Вишневский (avishnevsky@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «11»_марта_ 2012 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 2012 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии В.Г.Ледяев «___»_____________2012 г. Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2012 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 – «Социология» подготовки магистра, обучающихся на магистерской программе «Демография». Программа разработана в соответствии с Рабочим учебным планом по направлению 040100.68 Социология для магистерской программы "Демография" утвержденным в 2011 г. и Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики». 2Цели освоения дисциплины


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности (формируется частично)

СК-6

усваивает лекционный материал,
читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе
Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Формирование семьи и рождаемость: современные тенденции и их исследования»  для направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Авторы программы: Захаров Сергей Владимирович, к.э.н., (szakharov@hse.ru) Сакевич Виктория Ивановна, к.э.н. (vsakevich@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «18___»__ноября___ 2010 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 20 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Г.В.Иванченко ________________________ [подпись] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра социологии по специальности «Демография» Программа разработана в соответствии с: Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра социологии по специальности «Демография»


посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе

способен организовать самостоятельную профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм (формируется частично)

ПК-1

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе

способен самостоятельно формулировать цели,

ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)



ПК-3

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при написании эссе
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.


подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе

способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения (формируется частично)

ПК-7

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при написании эссе

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе

способен собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (формируется частично)
Правительство Российской Федерации >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра 1 курс, модули 1-4 Авторы программы: Чернова Ж.В., к.с.н., доц. zhchernova@hse.spb.ru Сафонова М.С., к.с.н., ст. преподаватель, safonovam@yandex.ru Шпаковская Л.Л., к.с.н., доц., lara@eu.spb.ru Пронин А.С. , ст. преподаватель, socpron@gmail.com Одобрена на заседании кафедры социологии прот. № «_30_»___августа ___ 2011 г Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. _ ___________ Согласована УМО «___»____________ 201_ г Председатель _______________ Утверждена ученым Советом факультета социологии Прот. № / «__»_____201__ г. секретарь __________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


ПК-11

усваивает лекционный материал,
читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра дисциплина «История и методология экономической социологии» является обязательной дисциплиной для студентов, не имеющих базового социологического образования или получившего его не в НИУ ВШЭ.



Изучение дисциплины «История и методология экономической социологии» базируется на следующих дисциплинах:

  • «Основы социологической теории»;

  • «Основы экономической теории».

Основные положения дисциплины «История и методология экономической социологии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Современная социологическая теория: социология рынков»;

  • «Прикладной анализ потребительских рынков»;

  • «Поведение потребителей: практикум»;

  • «Потребительские ожидания: методология и анализ»;

  • «Теория и практика рекламной коммуникации»;

  • «Экономическая социология финансового поведения населения»;

  • «Практикум по прикладному анализу финансового поведения населения»;

  • «Предприятие, занятость и рабочее место»;

  • «Маркетинг в финансовой организации»;

  • «Гендерная экспертиза экономической и социальной политики»;

  • «Сравнительный анализ общественных трансформаций»;

  • «Социология массовых коммуникаций».
    Министерство экономического развития и торговли >>
    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «Психоанализ в социологии» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Симонова О.А. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Социология» общей социологии Председатель Зав. кафедрой Покровский Н.Е. «_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г. Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь « ____» ___________________2009 г. Москва, 2009 I. Пояснительная записка. Аннотация: Курс «Психоанализ в социологии» предназначен для студентов старших курсов, специализирующихся по теоретической социологии, и имеет своей целью расширить знания студентов по истории социологии и истории социальных наук. Курс состоит из следующих разделов: «Психоанализ как метод объяснения и понимания социокультурных процессов»; «З. Фрейд и его последователи: роль их теорий и психотерапевтической практики на интеллектуальную историю ХХ века»; «Влияние психоаналитических идей на социологическую теорию в Европе и США»; «Неофрейдистская теория личности и социология»; «Фрейдомарксистская социология Э. Фромма». Учебные задачи курса: познакомить студентов с огромным влиянием идей З. Фрейда, его последователей и учеников, которое они оказали на гуманитарные науки и в частности на социологию ХХ века; показать особенности понимания и применения психоаналитических идей в социологии в разных культурных пространствах в США и Европе; научить студентов правильно пользоваться специальными терминами, принятыми во фрейдистских и неофрейдистских концепциях культуры и общества; научить разбираться в широком спектре научных школ, связанных с применением идей психоанализа в социологических исследованиях различного профиля. Требования к студентам: курс «Психоанализ в социологии» рассчитан на студентов V курса факультета социологии и поэтому опирается на знания, умения и навыки, полученные ими за время обучения в ГУ ВШЭ. Предполагается, что студенты освоили основные теоретические курсы по общей социологии и истории социологии, а также по общей и социальной психологии, прослушали обязательные специальные курсы. Формы контроля: текущий контроль предполагает устную работу на занятиях, оцениваемых по 10-ти балльной шкале; итоговый контроль проводится в форме зачета (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):


Тематический план учебной дисциплины

Номер п / п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Лекции

Семинарские занятия

1

Предмет экономической социологии

32

4

4

24

2

Экономико-социологические идеи в классической социологии

16

2

2

12

3

Основные положения «старой» экономической социологии
Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины


8

2

0

6

4

Становление современной экономической социологии в США

16

2

2

12

5

Становление современной экономической социологии во Франции

16

2

2

12

6

Становление современной экономической социологии в России

16

2

2

12

7

Социология рынков как ведущее направление современной экономической социологии
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации


8

2

0

6

Написание эссе

16

0

0

16

Подготовка к экзаменационной работе

16

0

0

16

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Всего

144

16

12

116


Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

Модуль

Параметры

1

Текущий

эссе

1

12 000 знаков
без пробелов

Итоговый

экзамен

1

письменная работа
на 60 минут


Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:



  • 30% – активность на семинарских занятиях;
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины "История" для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «История» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы: Александр Борисович Каменский, д-р исторических наук, профессор Евгений Владимирович Акельев, кандидат исторических наук, доцент Виктор Евгеньевич Борисов, кандидат исторических наук, доцент Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки Зав. кафедрой И.Н. Данилевский «__»____________2013 г. Рекомендована секцией УМС по истории Председатель Е.Б.Смилянская «__»____________2013 г. Утверждена УС факультета истории Ученый секретарь О.С. Воскобойников «__»____________2013 г. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ; с образовательной программой; с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по программе бакалавриата факультета филологии НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «История» являются: Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе истории, а также ее месте в общей системе социально-гуманитарных наук о России.


  • 30% – эссе;

  • 40% – письменный экзамен.

Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  • высказывание комментариев и суждений по изучаемой теме, формулирование вопросов к докладчику (при обсуждении доклада);

  • выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада необходимо, во-первых, выделить главную авторскую мысль, во-вторых, изложить кратко (10-15 мин.) основное содержание текста, в-третьих, высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, ответить на вопросы).

Отработка пропущенных по любой причине семинарских занятий не предусматривается.

Эссе оценивается по следующим критериям:

  • постановка проблемы работы;

  • степень решения поставленных целей и задач;

  • четкость и понятность выводов;

  • объем и качество привлекаемой литературы;

  • аккуратность в оформлении работы (в том числе грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).

Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.

Письменный экзамен выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Перед началом работы студенту дается две пары вопросов, которые составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Из каждой пары вопросов студентом выбирается один. Ответ излагается письменно в форме творческого эссе. Использование каких-либо текстов запрещается. Время написания работы – 60 мин. Объем текста не ограничен.

Оценка за письменный экзамен является блокирующей: при получении неудовлетворительной оценки за письменный экзамен неудовлетворительной автоматически становится и итоговая оценка независимо от уже набранных баллов.

«Автоматы» не предусматриваются.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник: Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

Основная и дополнительная литература дана по каждой теме.

Содержание дисциплины: лекции

Тема 1. Предмет экономической социологии (4 часа)

Предмет экономической теории. «Материалистическое» определение экономической науки и ее определение через «редкость» (Л. Роббинс). Предпосылки модели «экономического человека». «Экономический империализм» (Г. Беккер).

Предмет экономической социологии. Формальное и содержательное значения термина «экономический». Экономика как институционально оформленный процесс (К. Поланьи). Экономическое действие как форма социального действия (М. Вебер).

Основные понятия современной экономической социологии: «социальная укорененность экономического действия» и «социальное конструирование экономических институтов» (М. Грановеттер).

Экономическая теория и экономическая социология: междисциплинарные границы и точки соприкосновения (цели анализа, используемые методы, интеллектуальные традиции). Методологический индивидуализм в экономической теории и экономической социологии.

Основная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 3.

ИЛИ

Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 21-34. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Дополнительная литература:

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 24-40. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS

Вебер М. Хозяйство и общество. Глава II: Основные социологические категории хозяйствования // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 46-68. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 1. С. 76-89. URL: http://ecsocman.hse.ru/jssa/

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 62-73. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 10-23. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS

Сведберг Р. Новая экономическая социология: что сделано и что впереди? // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 4. С. 37-55. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Сведберг Р., Смелсер Н. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 48-61. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Тема 2. Экономико-социологические идеи в классической социологии (2 часа)

Нелиберальные экономические теории (социалисты, национальная система политической экономии (Ф. Лист), немецкая историческая школа).

Экономико-социологические идеи классиков социологии. Теория развития общества и теория предпринимательства К. Маркса. Теория разделения общественного труда Э. Дюркгейма. Теория возникновения капитализма и теория бюрократической организации М. Вебера. Теория предпринимательства В. Зомбарта. Классический подход к анализу денег (К. Маркс, Г. Зиммель).

Основная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 2. С. 38-44.

Дополнительная литература:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М.: Канон, 1996.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009.

Маркс К. Предисловие к «К критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Т. 1. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1948. С. 320-324.

Маркс К. Процент и предпринимательский доход // Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. Т. 9. – М.: ИПЛ, 1988. С. 363-384.

Сведберг Р., Смелсер Н. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 48-61. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Simmel G. The Philosophy of Money. – L.: Routledge and Kegan Paul, 1990.

Тема 3. Основные положения «старой» экономической социологии (2 часа)

Экономические теории нетрадиционного толка первой половины XX века. Теории демонстративной праздности и демонстративного потребления Т. Веблена (старый институциональный подход). Теория экономического развития Й. Шумпетера.

«Старая» экономическая социология. Изучение основ хозяйственной организации и трудовых отношений. Критика традиционной системы управления и научная теория управления (Ф. Тейлор). Фордизм как практическое воплощение тейлоризма. Хоторнские эксперименты. Индустриальная социология Э. Мэйо. «Новая философия управления». Функционализм как ведущее направление экономической социологии середины XX века. Экономика как одна из подсистем общества (Т. Парсонс, Н. Смелсер).

Основная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 2. С. 44-47.

Дополнительная литература:

Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

Парсонс Т., Смелсер Н. Хозяйство и общество // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 4. С. 33-36. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 13.

Сведберг Р., Смелсер Н. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 48-61. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. – М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М.: «Попурри», 2007.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.

Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. – Boston: Harvard University Press, 1945.

Тема 4. Становление современной экономической социологии в США (2 часа)

Применение сетевой теории к анализу хозяйственных явлений (Х. Уайт). Социологические исследования рынка труда. Понятия «сильных» и «слабых» связей (М. Грановеттер). Теория предпринимательства Р. Берта.

Социологические исследования хозяйственных организаций. Причины изменений хозяйственных организаций: популяционная экология организаций (М. Хэннан, Дж. Фримен, Х. Олдрич) и новый институциональный подход (Дж. Мейер, Б. Роуэн, П. Димаджио, У. Пауэлл). Трансформация корпоративного контроля (Н. Флигстин).

Социокультурные исследования в экономической социологии (П. Димаджио). Теория социальной множественности денег. Деньги и сакральные ценности (В. Зелизер).



Основная литература:

Сведберг Р. Новая экономическая социология: что сделано и что впереди? // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 4. С. 37-55. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Дополнительная литература:

Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31 50. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 49-79. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Димаджио П., Пауэлл У. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 1. С. 34-56. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 58-72. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. – М.: Дом интеллектуальной книги; Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

Зелизер В. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 54-72. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Конвер Б., Хайлброн Й. Откуда появилась новая экономическая социология? // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 28-52. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Мейер Дж., Роуэн Б. Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 1. С. 43-67. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 39-53. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Уайт Х. Откуда берутся рынки? // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 5. С. 54-83. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Burt R. Structural Holes: The Social Structure of Competition. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.

Fligstein N. The Transformation of Corporate Control. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.

Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers. – 2nd ed. – Chicago: University of Chicago Press, 1995.

Hannan M., Freeman J. The Population Ecology of Organizations // American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82. No. 5. PP. 929-964.

Тема 5. Становление современной экономической социологии во Франции (2 часа)

Экономико-социологическая теория П. Бурдье. Теория капиталов: экономический, культурный и социальный капиталы. Понятие «габитус» и теория потребления. Теория полей: поле экономики.

Экономическая теория конвенций Л. Болтански и Л. Тевено (новый французский институционализм). Проблема координации поведения и порядки обоснования ценности. Разлад координации и поиск нового эквивалента.

Перформативность экономического знания и экономика качеств (М. Каллон). Социальное конструирование рынков (М.-Ф. Гарсия).



Основная литература:

Хайлброн Й. Экономическая социология во Франции // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1. С. 131-137. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Дополнительная литература:

Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 3. С. 66-83. URL: http://ecsocman.hse.ru/jssa/

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Бурдье П. Поле экономики // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. – СПб.: Алетейя, 2007. С. 129-176.

Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Вопросы экономики. 2010. № 8. C. 72-89.

Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 4. С. 59-87. URL: http://ecsocman.hse.ru/jssa/

Boltanski L., Thevenot L. On Justification: Economies of Worth. – Princeton: Princeton University Press, 2006.

Тема 6. Становление современной экономической социологии в России (2 часа)

Социологические исследования труда и производства (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов). Профессиональные и экономические аспекты социальной структуры общества (О.И. Шкаратан). Социальный механизм взаимодействия экономики и общества. Исторические цели социально-экономических реформ в СССР. Возникновение новых социальных проблем в переходный период (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина).

Структурный и институциональный подходы к анализу неформальной экономики. Неформальная экономика как сегменты хозяйства. Структура неформальной экономики: криминальная экономика, теневая экономика, экономика дара (реципрокности), домашняя экономика (С.Ю. Барсукова). Формальные и неформальные институты. Формализация и деформализация правил (В.В. Радаев).

Основная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология в России: становление, институционализация и основные направления исследований // Экономическая социология: автопортреты / отв. ред. В.В. Радаев, М.С. Добрякова. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 379-413.

Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 99-111. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. – М.: Дело, 2002.

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Главы 8, 25-26.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа в СССР и после. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

Тема 7. Социология рынков как ведущее направление современной экономической социологии (2 часа)

Множественность определений понятия «рынок»: экономический, маркетинговый и экономико-социологический подходы. Ограничения свободы рыночного обмена (М. Вебер, К. Поланьи).



Основные современные экономико-социологические концепции рынка: рынок как переплетение социальных сетей, рынок как совокупность институтов, рынок как набор культурных конструкций.

Основная литература:

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 6.

Дополнительная литература:

Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17. URL: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS

Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2003.

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Глава 5.

Радаев В.В. Современные экономико-социологические концепции рынка // Теория рынков в социологии / отв. ред. В.В. Радаев. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 57-101. URL: http://www.hse.ru/mag/analitics/

Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Теория рынков в социологии / отв. ред. В.В. Радаев. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 7-56. URL: http://www.hse.ru/mag/analitics/

Содержание дисциплины: семинары (тексты для обсуждения)

Семинар 1. Экономико-социологические идеи в классической социологии (2 часа)

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. Раздел «“Дух” капитализма». С. 31-56.

Семинары 2-3. Предмет экономической социологии (4 часа)

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 62-73. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Семинар 4. Становление современной экономической социологии в США (2 часа)

Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 58-72. URL: http://ecsoc.hse.ru/

Семинар 5. Становление современной экономической социологии во Франции (2 часа)

Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Вопросы экономики. 2010. № 8. C. 72-89.

Семинар 6. Становление современной экономической социологии в России (2 часа)

Барсукова С.Ю. Отечественный рынок продовольствия: как и в чьих интересах проводится импортно-экспортная политика // Мир России. 2010. № 2. С. 148-167. URL: http://ecsocman.hse.ru/mags/mirros/

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента:
эссе


Тему эссе студент выбирает из списка, предложенного преподавателем. Студент может писать эссе по другой теме, согласовав ее с преподавателем не позднее установленного срока.

Эссе должно быть написано шрифтом Times New Roman, 12 кегль, 1,5 интервал, выравнивание по ширине. Рекомендуемый объем – 12 000 знаков без пробелов, то есть около 7 страниц.



Эссе сдается преподавателю как в электронной, так и в печатной форме не позднее установленного срока, после которого работы не принимаются, а за эссе выставляется оценка 0 баллов.

Требования к эссе:

  1. Текст должен быть хорошо структурирован и состоять из трех частей:

  • введение, в котором, во-первых, ставится проблема работы, во-вторых, даются определения используемым в дальнейшем ключевым понятиям и, в-третьих, содержится план изложения;

  • основная часть, в которой предлагаются аргументы сначала в пользу одной точки зрения, а затем – в пользу противоположной;

  • заключение, в котором подводится итог работы, соотносящийся с поставленной во введении проблемой.

  1. Используемые понятия и предлагаемые аргументы должны опираться на научную литературу и делать прямой остыл к ней. Минимальное количество привлекаемых литературных источников – 5 статей / глав книг. Использование англоязычной литературы приветствуется.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента:
вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Где пролегают границы между экономической теорией и экономической социологией?

  2. Что такое «экономический империализм», и какую роль он сыграл в развитии современной экономической социологии?

  3. Что такое принцип методологического индивидуализма, и чем отличается его реализация в экономической теории и экономической социологии?

  4. Что значит рассматривать экономическое действие как форму социального действия?

  5. В чем заключается различие формального и содержательного значений термина «экономический», согласно теории К. Поланьи?

  6. Какие основные формы интеграции хозяйства выделяет К. Поланьи?

  7. За что М. Грановеттер критикует недо- и пересоциализованные концепции человеческого действия в социальных науках и какую альтернативу предлагает?

  8. Как разные концепции человеческого действия в социальных науках объясняют, почему повседневная экономическая жизнь не переполнена проявлениями недоверия и мошенничества?

  9. Каковы основные формы укорененности экономического действия в социальных отношениях?

  10. В чем заключается различие понятий «укорененности экономического действия в социальных отношениях» у К. Поланьи и М. Грановеттера?

  11. Какую роль играют сетевые структуры в социальном конструировании экономических институтов, согласно теории М. Грановеттера?

  12. Каковы основные экономико-социологические идеи К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера?

  13. Каковы основные черты бюрократической организации, согласно теории М. Вебера?

  14. Каковы основные исторические и социальные корни предпринимательства, согласно теориям М. Вебера и В. Зомбарта?

  15. В чем, по мнению К. Маркса и Г. Зиммеля, состояло фундаментальное преобразование основ всех социальных отношений, произошедшее благодаря деньгам?

  16. В чем суть теорий демонстративной праздности и демонстративного потребления Т. Веблена?

  17. Какими недостатками, по мнению Ф. Тейлора, страдала традиционная система управления и что, с его точки зрения, необходимо было предпринять для их устранения?

  18. Каковы основные принципы фордизма?

  19. Какую альтернативу научной теории управления Ф. Тейлора предложила концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо, выросшая из хоторнских экспериментов?

  20. Каковы основные положения «новой философии управления»?

  21. Каковы основные положения функционализма как ведущего направления экономической социологии в середине XX века?

  22. В чем суть концепции «социальных сетей», согласно теории Х. Уайта и М. Грановеттера?

  23. В чем заключается сила «слабых» связей, согласно исследованию М. Грановеттера?

  24. Как определяется фигура предпринимателя в теории предпринимательства Р. Берта?

  25. Какие альтернативы экономическим теориям фирмы предлагают популяционная экология организаций и новый институциональный подход в современной экономической социологии?

  26. Как происходит трансформация корпоративного контроля, согласно теории Н. Флигстина?

  27. В зависимости от чего ценность одной и той же суммы денег для человека будет различаться, согласно теории В. Зелизер?

  28. Что происходит, когда денежные интересы пересекаются с объектами, являющимися носителями сакрального смысла?

  29. Что такое габитус и культурный капитал, и как они определяют потребление людей, согласно теории П. Бурдье?

  30. В чем заключается проблема координации поведения, согласно теории Л. Болтански и Л. Тевено?

  31. Каковы основные порядки обоснования ценности, согласно теории Л. Болтански и Л. Тевено?

  32. Что означает перформативность экономического знания, согласно теории М. Каллона?

  33. Как происходит социальное конструирование совершенного рынка, согласно исследованию М.-Ф. Гарсия?

  34. Каковы основные направления развития советской экономической социологии?

  35. Как осуществляется взаимосвязь экономики и общества, согласно теории Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной?

  36. Каковы основные исторические цели социально-экономических реформ в СССР в конце 1980-х гг. – начале 1990-х гг.?

  37. Какие новые социальные проблемы возникли в переходный период?

  38. Каковы основные сегменты неформальной экономики?

  39. В чем заключается различие между формальными и неформальными институтами?

  40. Как и в чьих интересах проводится импортно-экспортная политика на российском рынке продовольствия, согласно исследованию С.Ю. Барсуковой?

  41. Чем различаются экономический, маркетинговый и экономико-социологический подходы к изучению рынков?

  42. Какие ограничения накладывает общество на развитие рынка, согласно теории К. Поланьи?

  43. Каковы основные концепции рынка в современной экономической социологии?