Программа дисциплины «Международные конфликты» для направления 031900. 62 «Международные отношения» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Международные конфликты» для направления 031900. 62 «Международные - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Международные конфликты» для направления

031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра







1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Международные конфликты».


Программа разработана в соответствии с:

  • стандартом НИУ;

  • Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.62 «Международные отношения подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Международные конфликты» являются: подготовка бакалавра по дисциплине «Международные конфликты», получение студентом целостного представления и понимания о конфликте, соответствующего уровню современной науки и дипломатической практики. В результате освоения дисциплины студенты должны усвоить современные теоретико-методологические представления о конфликте; изучить специфику конфликтности в отдельных областях; познакомиться с основными инструментами переговорного процесса; выработать способность к самостоятельному пониманию и анализу конфликтов и их урегулированию.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • Основные положения конфликтологии как науки

  • Корни возникновения конфликтов, их стадии, основные пути разрешения

  • Суть и процесс урегулирования наиболее известных конфликтов современного мира

Уметь:

  • использовать знания в области конфликтологии в изучении международных дисциплин;

  • анализировать конфликтные ситуации в мире;

  • комментировать конфликтные процессы, их причины, прогнозировать последствия для современного мира

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • анализа и сопоставления;

  • ведения переговорного процесса

  • разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в социуме.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ
Государственное образовательное бюджетное учреждение >>
Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Физическая культура для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор программы: ст. преподаватель кафедры физического воспитания Федоряченко С.Н. Ученый секретарь________________________________________________ Москва, 2010 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии: - со стандартом ОС ГУ – ВШЭ; -образовательной программойнаправления подготовки 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра; - базовым и рабочими учебными планами университета по направлению подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.


Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)


СК-Б6



Комментирует международные процессы с использованием исторической информации.
Определяет исторические, политические, экономические интересы сторон конфликта с использованием исторической информации.

Семинарские занятия,

реферат, эссе



Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10


Использует знания политической и экономической истории в изучении международных дисциплин.
Анализирует на исторической базе конфликтные ситуации в мире.
Использует исторический контекст в изучении проблематики международных отношений.

Лекции, реферат, эссе, экзамен Индивидуальное и групповое общение с преподавателем, консультации, взаимные дискуссии и т.д. Выполнение различных ролей (докладчика, оппонента, модератора) в процессе семинарских занятий (сторона противоборства в конфликте, посредник, миротворец, арбитр и т.д.).
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Процессы модернизации в Восточной Азии» для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Процессы модернизации в Восточной Азии»  для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра для магистерской программы «Европейский и Азиатские исследования» Автор программы: Лузянин С.Г., д.и.н., проф., luzyanin.Sergey@mail.ru Одобрена на заседании департамента международных отношений Руководитель А.В. Лукин «___»____________ 20 г Рекомендована профессиональной коллегией «Международные отношения и регионалистика » Председатель «___»____________ 20 г Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.Б. Коваль________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.68 «Международные отношения», обучающихся по магистерской программе «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», изучающих дисциплину «Процесс модернизации в Восточной Азии». Программа разработана в соответствии с: стандарт НИУ ВШЭ ; Образовательной программой 031900.68 «Международные отношения»; Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра специализации «Европейские исследования», утвержденным в 2014 г. Цели освоения дисциплины



Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе

СЛК-Б6


Знает исторические основы внешней политики и дипломатии ведущих стран мира.
Анализирует конкретные действия различных стран на мировой арене.

Лекции, семинарские занятия реферат, эссе. Совместное обсуждение и разбор подготовленных, как преподавателем, так и самими студентами материалов, характеризующих политическую обстановку, международную среду и положение участников международного конфликта.
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Арабский язык для направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Арабский язык II ЭТАП (3-4 КУРСЫ)  направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Автор программы: проф. Якушева И.В. iyakusheva@hse.ru; Боднар С.Н., к.ф.н., доц., s_bodnar@mail.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой [Якушева И.В.] Рекомендована секцией УМС факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Председатель [Суздальцев А.И.] Утверждена УС факультета МЭ и МП «___»_____________2011 г. Ученый секретарь [Суздальцев А.И.] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр), изучающих дисциплину «Арабский язык». Программа предназначена для студентов факультета мировой экономики и мировой политики (далее МЭ и МП) НИУ ВШЭ, изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (III – IV курсы). Программа разработана в соответствии с:



Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК-Б9

Имеет представление о тенденциях, закономерностях и взаимосвязи конфликтных процессов в мире

Лекции, семинарские занятия, экзамен



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению «Международные отношения».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Правительство Российской Федерации >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Политика и экономика США и Канады для направления 030700.68 «Международные отношения» подготовки магистра специализация «Международные отношения» Автор: ст. преподаватель Суслов Д.В. (dsuslov@hse.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета Мировой экономики и мировой Мировой политики политики Председатель Иванов И.Д. Зав. кафедрой ________________________________ _______________________________ «_____» __________________ 20 __ г. «____»___________________ 20 __ г. Утверждена УС факультета Одобрена на заседании кафедры Мировой экономики и мировой политики Мировой экономики Ученый секретарь Суздальцев А.И. Зав. кафедрой _________________________________ ______________________________ « ____» ___________________ 20 __ г. «___»____________________ 20 __ г. Москва, 2010 г. Курс читается студентам 2 года обучения в магистратуре по направлению «Международные отношения», специализация «Международные отношения». ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ № п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Формы текущего контроля Самостоятельная работа Всего часов Лекции Семин. занятия 1 Американский конституционализм. Верховный суд в политической системе США 1 1 2 2 Конгресс в политической системе США 1 1




  • «История международных отношений»

  • «Теория международных отношений»

  • «Философия»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать на высоком уровне всеобщую историю, историю международных отношений, теорию международных отношений;

- знать основы философии, экономики, политической и экономической географии, психологии;

- уметь увязывать исторические знания с современными мировыми экономическими и политическими событиями;

- обладать навыками аналитики: способность на основе анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- уметь логически мыслить, вести научные дискуссии.

5Тематический план учебной дисциплины


Название темы

Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса >>
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса». Программа разработана в соответствии с: НИУ ВШЭ; Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения», утвержденным в 2012г. 2 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса» является способствовать формированию основных компетенций в области теории и практики конкуренции в период формирования новой экономики, теоретических и практических знаний и умений в области противостояния национального бизнеса глобальной конкуренции, применения стратегических и тактических инструментов формирования конкурентных преимуществ в международном инновационном бизнесе. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: ознакомиться с научно-теоретическими основами теории инноваций, ее сущности и значения для формирования конкурентоспособности международном бизнесе; ознакомиться с научно-теоретическими основами теории конкуренции и ее особенностями в условиях формирования новой экономики; приобрести начальные навыки проведения научно-исследовательской работы в области, связанной с проблемами формирования новой экономики, успешного позиционирования и продвижения фирмы и ее продуктов в международной бизнес-среде в новых условиях;



Кафедра

Всего часов



Аудиторные часы

Самостоятельная работа





Лекции

Сем. и практ. занятия

Раздел 1. Теоретическое представление о конфликте

1. Введение в предметную область дисциплины

МП





2




2

2. Становление и развитие конфликтологии как науки. Ее взаимосвязь с другими дисциплинами
Знать основные аспекты экономики и политики Испании; Уметь >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа « Экономика и политика Испании» для направления 031900.62 « Международные отношения» подготовки бакалавра 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса 031900.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Экономика и политика Испании» Программа разработана в соответствии с: стандартом НИУ ВШЭ; образовательной программой 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра; рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения», утвержденным в 2012 г. 2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономика и политика Испании» является формирование у студентов четких представлений в следующих областях знаний: закономерности и особенности процесса исторического формирования экономики и общества в Испании; современная экономическая, социальная и политическая ситуация в стране; система внешнеэкономических и внешнеполитических связей Испании; характер включения Испании в мировую экономику и мировую политику; место Испании в экономической и геополитической иерархии современного мира; проблемы и перспективы взаимоотношений Испании с Российской Федерацией. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные аспекты экономики и политики Испании; Уметь анализировать экономические и политические процессы, происходящие в Испании; Иметь навыки базового экономического анализа. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции



МП




2




2

3. Социология конфликта. Типы и классификации конфликтов

МП




2




4

4 . Структура конфликта. Жизненный цикл конфликта

МП

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: Петров Н.В., к.г.н., профессор, npetrov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой А.Ю. Мельвиль Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г. Председатель М.Г. Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ Москва, 2013 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этно-территориаьные конфликты» Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра. Образовательной программой направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Этно-территориальные конфликты» являются: Изучение феномена этно-территориальных конфликтов, их эволюции в современном мире и РФ, перспектив развития и способов урегулирования.




2




4

5. Место конфликта в функционировании системы международных отношений


МП




2




4

6. Урегулирование конфликтов

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

МП




2




4

7. Типы сил: жесткая, мягкая, экономическая, правовая

МП




2

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




6

Раздел 2. Специфика конфликта в отдельных областях

8. Межгосударственные споры и их урегулирование

.



МП




4

4

8

9. Территориальные конфликты

МП




2

4

8

10. Конфликты, связанные с гуманитарной интервенцией. Конфликты по поводу политического устройства

МП




2

4

8

11. Конфликты в экономической области

МП




2

4

6

12. Конфликты в экологической области

МП




1

2

4

13. Конфликты в области энергетики





МП




2

2

4

14. Нормативистские войны





МП




1

2

6

Раздел 3.Переговорный процесс

15. Методы, средства и процедуры урегулирование конфликтных отношений и кризисных отношений

МП




2




2

16. Культура и методики ведения переговоров


МП



Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200.62 «Политология» Курс 4 Авторы программы: Григорьев И.С., преп. кафедры прикладной политологии Декальчук А.А., преп. кафедры прикладной политологии Одобрена на заседании кафедры « 28 » августа 2012 г. Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»____________20 г. Начальник УМО Шереметова В.В. _____________________ Утверждена УМС «___»_____________20 г. Председатель УМС Чуланова Г.Ю. _____________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; Образовательной программой по направлению подготовки 030200.62 «Политология»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология». Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”» являются: формирование у студентов углубленных научных представлений об основных методах сбора и анализа данных и методологических проблемах и вызовах политической науки; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; расширение у них политологического и профессионального кругозора. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:


2

2

4

Итого:




108

32

24

76



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)





Эссе










*

Кафедра мировой политики

До 7,5 тыс. п.з.
Qэ=0,2

Семинарское занятие








*

*

Кафедра мировой политики

Активность, содержательность комментариев
Qэ=0,4

Промежу­точный

зачет










*

Кафедра мировой политики

1 вопрос по теоретическому разделу;

2 вопрос по предметно-практической базе

Подготовка – 60 мин

Ответ – до 20 мин


Qэк=0,4



7Содержание дисциплины


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТЕ

Тема 1. Введение в предметную область дисциплины

Категориальная схема описания конфликта. Теоретико-аналитические и эмпирические категории и понятия конфликта: соперничество, конкуренция, столкновение, напряженность, согласие, переговоры, договор, принуждение, компромисс, конструктивность и деструктивность и др. Понятие собственно «конфликта», «конфликтных отношений», «конфликта интересов», «кризисных и конфликтных отношений».



Тема 2. Становление и развитие конфликтологии как науки. Ее взаимосвязь с другими дисциплинами

Междисциплинарный подход к анализу конфликтов. Взаимосвязь науки с политологией, теорией международных отношений, философией, экономикой, социологией и психологией. Универсальный характер конфликта и конфликтных отношений. Природа и закономерности существования конфликта. Политический и международный конфликт.


Тема 3. Социология конфликта. Типы и классификации конфликтов
Диалектическая модель конфликта. Функционалистская модель конфликта. Аналитические модели конфликта (в теории игр, в теории решений). Общие системные модели конфликта. Возможные классификации конфликтов: по интенсивности, по пространственной сфере действия, по участникам, по сферам затрагиваемых интересов и т.д.
Тема 4. Структура конфликта. Жизненный цикл конфликта
Стадии и фазы развития конфликта: зарождение, расширение и эскалация, завершение. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта при его эскалации и расширении. Значение лучшей альтернативы переговорам и переговорного пространства для начала мирного урегулирования конфликта. Восприятие в условиях конфликта и кризиса: его значение для переговорного процесса. Принятие решения в условиях кризиса.

Тема 5. Место конфликта в функционировании системы международных отношений
Конфликт как естественная форма существования и развития международных отношений. Обеспечение прогресса, повышение управляемости, укрепление структур сотрудничества через разрешение и урегулирование конфликтов. Постоянная адаптация процедур, механизмов, культуры урегулирования с учетом изменяющихся природы, масштабов и сложности конфликтных отношений. Сложности достижения урегулирования, эскалация конфликтов, «спящие» и «замороженные конфликты» как свидетельство дисфункции системы международных отношений. Возрастание риска спонтанного хаотического слома существующей системы международных отношений или ее отдельных подсистем в результате неспособности своевременно и эффективно управлять конфликтными отношениями.
Тема 6. Урегулирование конфликтов
Соотношение науки и практики урегулирования конфликтов. Понятия «урегулирование конфликтов», «разрешение конфликтов», «управление конфликтами», «предупреждение конфликтов».

Особенности современных конфликтов и подходов к их урегулированию. Тенденции в развитии конфликтов в конце ХХ – начале XXI столетия.



Нормативное и силовое урегулирование конфликта, сохранение консенсуса. Многообразие способов урегулирования и разрешения конфликта. Виды компромисса. Подходы к урегулированию. Третья сторона в урегулировании конфликтов. Официальное посредничество. Неофициальное посредничество. Принудительные меры по урегулированию конфликтов.

Тема 7. Тип силы: жесткая, мягкая, экономическая, правовая
Военная мощь. Баланс сил. Падение значения военной мощи в современном мире. Утопизм отказа от военного превосходства или военной достаточности для достижения глобальных и региональных или иных целей и решения частных задач. Возможности ограничения использования жесткой силы и угрозы ее применения для продвижения своих интересов. Возрастание роли экономической мощи в качестве основного фактора влияния. Инклюзивные и эксклюзивные способы использования экономической мощи. Возможности и ограничения экономического принуждения, экономического торга и подкупа потенциальных союзников и противников. Определяющий характер «мягкой силы» как ведущего инструмента проецирования вовне своих интересов, образа жизни и модели развития. Восприятие государств, групп государств, субгосударственных образований, политических и экономических структур в качестве носителей жесткой, мягкой или экономической силы.
РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Тема 8. Межгосударственные споры и их урегулирование
Общая классификация. Двусторонние, региональные, глобальные конфликты. Внутригосударственные конфликты: влияющие и не влияющие на международные отношения. Вмешательство государств и групп государств во внутригосударственные конфликты, их превращение в межгосударственные. Возможности правового регулирования межгосударственных и внутригосударственных конфликтов с иностранным участием. Практика обхода и игнорирования действующих норм международного права. Понятие прецедента.
Семинарские занятия:


  1. Единые стандарты оценки конфликтных отношений и требований по их урегулированию и возможности отношения к конфликтам как к прецедентам против ставки на рассмотрение конфликтов в качестве уникальных явлений, требующих в каждом случае создания специальных, не повторяющихся условий для их урегулирования.

  2. Концепции «дуги нестабильности», «волны конфликтов», эффекта домино и практика последних десятилетий, связанная с серьезной перекройкой политической карты мира во всех регионах планеты.



Тема 9. Территориальные конфликты
Понятие государственной территории. Слагаемые территории. Территориальный суверенитет. Требования территориальной целостности государств. Исторические условия формирования государств в современных границах. Насильственные и ненасильственные способы урегулирования территориальных притязаний. Допустимость и формы мирного изменения и передвижения границ. Специфика споров из-за сухопутных территорий, морских пространств, принадлежности островов и т.д.
Семинарские занятия:

  1. Проблема искусственных границ. Границы, разделяющие народы и нации между государствами.

  2. Политические и правовые режимы доступа к общим ресурсам и пространствам человечества и конфликты, связанные с их использованием в военных или односторонних интересах.



Тема 10. Конфликты, связанные с гуманитарной интервенцией. Конфликты по поводу политического устройства
Гуманитарная интервенция как современная интерпретация «права сильного на вмешательство во внутренние дела других государств» и установление или смену политических режимов. Практика Римской империи, стран Венского конгресса, колониальных государств, стран-членов НАТО. Практика гуманитарных и продемократических интервенций конца ХХ – начала ХХI века. Формирование мирового консенсуса в пользу необходимости вмешательства во внутренние дела отдельных стран, ведущих вооруженную борьбу против собственного населения или неспособных его защитить. Корреляция гуманитарной интервенции с утверждением института личной ответственности лидеров государств и военачальников за международные преступления, создание временных специальных и постоянных международных трибуналов. Замена концепции гуманитарной интервенции концепцией «responsibility to protect». Противоречия между великими державами по поводу механизма и легитимности принятия решений о наложении санкций и военном вмешательстве.
Семинарские занятия:


  1. Генезис современной концепции гуманитарной интервенции и вклад Эванса в ее разработку. Предложенные им критерии оценки внутригосударственных ситуаций как требующих международного вмешательства. Право на одностороннее вмешательство в случае бессилия международных организаций. Подключение ООН к разработке концепции. Саммит тысячелетия и принятые на нем документы.

  2. Оценка вмешательства в различные межгосударственные и внутригосударственные конфликты под углом зрения применения концепции «responsibility to protect».



Тема 11. Конфликты в экономической области
Торговые войны. Первая и вторая мировые войны и «великая депрессия» как неспособность взять под контроль торговые войны. Оценка первого глобального экономического кризиса под этим углом зрения. Выработка правил ГАТТ и создание ВТО – удачная попытка введения торговых войн в легальные организационные рамки. Современные процедуры их урегулирования.
Семинарские занятия:


  1. Механизмы урегулирования торговых споров в рамках ВТО.

  2. Альтернативные варианты предотвращения и урегулирования торговых войн через форсирование интеграционных процессов.



Тема 12. Конфликты в экологической области
Объединение экологической и климатической тематики. Их схожесть и специфика. Современные представления об устойчивом развитии. Превращение современной системы международных отношений в латентную войну между государствами за «зеленую экономику» и устойчивое развитие.
Семинарское занятие:


  1. Киотский протокол и попытки его замены на глобальное соглашение нового поколения.


Тема 13. Конфликты в области энергетики
Значение энергетики для современной политики и экономики. Понятийный аппарат энергетической безопасности. Конфликт потребителей и поставщиков энергоресурсов. Глобальный конфликт по поводу формирования энергетического рынка потребителей или поставщиков. Политические, биржевые, экономические и внеэкономические факторы. Обострение энергетического фактора в современном мире. Ставка на самообеспечение энергоресурсами, диверсификацию источников и поставщиков и контроль над их транспортировкой.
Семинарское занятие:
Принципиальное отличие энергетического рынка США, Китая, Индии, Японии, ЕС, Латинской Америки, стран Ближнего Востока и России.
Тема 14. Нормативистские войны
Современные представления о великих державах как странах, способных проецировать вовне свой внутренний уклад и защищать его от внешнего влияния. Американская и европейская модели. ЕС как нормативистская держава. Ставка Китая на эволюцию от «сборочного цеха планеты» к нормоустанавливающей силе планеты. Борьба и сотрудничество государств в области нормотворчества. Использование технических стандартов в качестве главного инструмента захвата, удержания или защиты рынков.
Семинарское занятие:


  1. Новые и старые модели защиты интеллектуальной собственности в век интернета и цифровых технологий.



РАЗДЕЛ 3. ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
Тема 15. Методы, средства и процедуры урегулирования конфликтных отношений и кризисных отношений
Юридические средства урегулирования: международные судебные и арбитражные органы. Суд ООН, Суд ЕС, уголовные трибуналы, административные трибуналы. Урегулирование споров третьей стороной с использованием политических механизмов. Регулирование конфликтов международными организациями. Принуждение к миру, миротворческие операции. Превентивные действия. Переговорные механизмы с участием и без участия третьей стороны.

Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов. Опыт использования принудительных мер: их возможности и ограничения Эволюция принудительных мер. Проблемы, связанные с использованием принудительных мер. Операции «второго поколения». Роль официального посредничества в современном мире. Формы официального посредничества Государства как посредники. Дискуссии о роли ООН в урегулировании конфликтов. Посредническая деятельность региональных организаций. Возможности и ограничения официального посредничества. Возрастание роли неофициального посредничества в современном мире. Проблема взаимодействия официального и неофициального видов посредничества.


Тема 16. Культура и методики ведения переговоров
Переговоры как средство урегулирование конфликтов. Переговоры как научная и практическая проблема. Зарубежные исследовательские центры. Развитие отечественных исследований по переговорам.

Функции переговоров и их соотношение в конфликте и при сотрудничестве сторон. Переговорные стратегии (торг и совместный с партнером процесс принятия решения). Разработка обеих стратегий в теории и их использование на практике. Многосторонние переговоры.

Особенности разрешения конфликтов и поддержания консенсуса в разных социальных системах. Многообразие личностных стилей разрешения конфликта. Репрессивный характер культуры и способность к саморегуляции конфликтности.

Модели поведения в конфликтных ситуациях. Игровые модели включения в конфликт и выхода из него.



8Образовательные технологии


Лекции, практические занятия и самостоятельные работы.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля



Примерные темы рефератов и эссе:

1 блок. Оптимальные варианты урегулирование территориальных конфликтов. Обосновать и доказать реализуемость предложенного варианта:

Российско-японский из-за Курил

Между Японией Китаем и др. прибрежными государствами из-за островов

Между Индией и Китаем

Испанией и Великобританией из-за Гибралтара

Один из территориальных конфликтов в Центральной и Южной Америке.


2 блок. Дать оценку достигнутого урегулирования, обосновать правильность или предложить свой вариант пересмотра уже урегулированных территориальных споров:

Пограничных между Россией и Китаем

Между Россией и США в Беринговом проливе

Россией и Норвегией


3 блок. Предложить варианты урегулирования отношений:

между Израилем и Палестинским государством

Вокруг Нагорного Карабаха

Косовской проблемы

Приднестровья.
4 блок. Предложить оптимальные варианты самоопределения:

Андалузии

Страны Басков

Фландрии


Шотландии.
5 блок. Проанализировать имеющийся международный опыт национального примирения и возможности его использования к другим ситуациям:

Применительно к Сирии

Применительно к Афганистану
6 блок. Проанализировать успешность реализации концепции "одно государство-две системы:"

Китай и Гонконг

Китай и Тайвань
7 блок. Обосновать, кому должен принадлежать:

Суверенитет над Фолклендскими островами


8 блок. Предложить систему мер, которая могла бы предотвратить присвоение природных космических объектов отдельными государствами
9 блок. Оценить опыт реализации концепции общего наследия человечества
10 блок. Обосновать предпочтительность того или иного варианта обоснования принадлежности России соответствующих частей Ледовитого океана
11 блок. Предложить оптимальные варианты решения проблемы принадлежности соответствующих частей Каспийского моря
12 блок. Проанализировать перспективу возникновения споров между Россией и другими членами ВТО, связанных с предполагаемым нарушением Россией взятых на себя при вступлении обязательств, в частности:

Проблема транссибирских перелетов



Введение утилизационного налога на автомобили

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы для экзамена


  1. Понятие «конфликта», «конфликтных отношений», «конфликтологии», «международного конфликта»

  2. Становление конфликтологии как науки

  3. Междисциплинарный подход к конфликтологии

  4. Типы, виды и классификации конфликтов

  5. Структура конфликта. Жизненный цикл конфликта

  6. Место конфликта в функционировании системы международных отношений

  7. Понятие «эскалация конфликта», «урегулирование конфликта», «разрешение конфликтов», «управление конфликтами», «предупреждение конфликтов».

  8. Особенности современных конфликтов и подходов к их урегулированию. Тенденции в развитии конфликтов в конце ХХ – начале XXI столетия.

  9. Нормативное и силовое урегулирование конфликта

  10. Официальное и неофициальное посредничество

  11. Типы сил: жесткая, мягкая, правовая, экономическая

  12. Межгосударственные споры и их урегулирование

  13. Понятие прецедента

  14. Понятие «дуги нестабильности», «эффекта домино» и др. Демонстрация на конкретных примерах

  15. Понятие государственной территории, ее слагаемые, понятие суверенитета

  16. Насильственные и ненасильственные способы урегулирования конфликтов

  17. Гуманитарная интервенция. Понятие, проблема, специфика применения, конкретные примеры

  18. Торговые войны. Механизмы урегулирования торговых споров в ВТО

  19. Конфликты в экологической области. «Зеленая» экономика и ее проблемы. Киотский протокол. Проблемы и перспективы

  20. Проблемы и значения электроэнергетики для современных международных отношений. Энергетическая безопасность. Подходы. Проблемы. Тенденции развития

  21. Нормативистские войны. Принципиальное отличие нормативных систем ЕС, США и России. Методы защиты интеллектуальной собственности

  22. Юридические средства урегулирования конфликтов

  23. Политические средства урегулирования конфликтов

  24. Посредничество и добрые услуги как отличительный признак современных международных отношений

  25. Основные составляющие анализа при урегулировании конфликтов в любой области

  26. Дискуссии о роли ООН в урегулировании конфликтов

  27. Переговоры как средство урегулирования конфликтов. Плюсы и недостатки данного вида

  28. Модели поведения при урегулировании кризисных и конфликтных ситуаций

  29. Традиции и культура и их влияние на формат ведения переговоров.

10Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за текущий контроль (От) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:

От = Ор + Осем

Результирующая оценка за итоговый контроль (Ои) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:

Ои = От + Оз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля арифметический в пользу студента.

При пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.



11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник





  1. Базовый учебник по курсу отсутствует.

Рекомендуемая литература:

Обязательная:

  1. Составленный автором программы ридер к курсу (раздается студентам на электронном носителе на первой лекции)

  2. Киссинджер Г. Дипломатия. - М.: Ладомир, 1997.

  3. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003

  4. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, технологии, решении, - М.: Аспект-Пресс, 1997.

  5. Политическая конфликтология. Хрестоматия. М., Нижний Новгород. 2002

  6. Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М., 1998

Дополнительная:

  1. Ежегодник СИПРИ (ежегодное издание). М., 1996-2012.

  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

  3. Казимиров В. Два хельсинских принципа и «атлас конфликтов» // Россия в глобальной политике. – 2007. №2.

  4. Мессенджер Ч. Энциклопедия войн ХХ века. М., 2000.

  5. Никитин А.И. Миротворческие операции: концепции и практика. М., МОНФ, 2000.

  6. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры. М., 2002.

  7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка. М., 1997.

  8. Журнал «Россия в глобальной политике»

  9. Журнал «Международная жизнь»

  10. Журнал «Современная Европа»

  11. Электронный журнал «Вся Европа» www.alleuropa.ru

  12. Сайт Европейского Союза www.eu.eu

  13. Сайт Министерства иностранных дел www.mid.ru

  14. Сайт Организации Объединенных Наций www.un.org

  15. Сайт НАТО www.nato.org

  16. Электронные ресурсы, доступные на сайте МГИМО (У) МИД России www.mgimo.ru



11.2Дистанционная поддержка дисциплины


Для дистанционной поддержки дисциплины используется платформа LMS, развернутая на портале НИУ ВШЭ. Во время обучения дисциплины все студенты получают индивидуальные пароли для входа в LMS по курсу «международные конфликты», где размещаются программа курса, контрольные вопросы, темы эссе и рефератов, темы лекций с предлагаемой литературой, презентации и тесты.

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для преподавания дисциплины «Международные конфликты» необходимы ноутбук и проектор. Кроме того, используются в качестве наглядного пособия карты и видеофильмы.