Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100. 68 «Социология» подготовки бакалавра - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100. 68 «Социология» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Неформальная экономика»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины

Неформальная экономика


для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Барсукова Светлана Юрьевна

svbars2012@gmail.com

sbarsukova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой В.В. Радаев
Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г.

Председатель В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика».

Программа разработана в соответствии с:


  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины


Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем:

  • введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики;

  • обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики;

  • знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике;

  • сравнительный анализ сегментов неформальной экономики;

  • рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.

Актуальность курса обусловлена важностью роли, которую играет неформальная экономика в современной России. Последствия развития неформальной экономики для экономической, политической и социальной сферы современного общества крайне велики. Сложность анализа неформальной экономики обусловлена разнообразием ее проявления – от домашней до криминальной деятельности. Настоящий курс преследует цель одновременно продемонстрировать студентам общие закономерности институционального оформления неформальной экономики в сочетании с дифференцированным подходом к анализу механизма, ресурсов, последствий развития различных секторов неформальной экономики.

Курс построен следующим образом. В рамках первой части курса (общетеоретический блок) раскрывается контекст возникновения исследований неформальной экономики в развивающихся странах с последующим расширением географического ареала этой темы; систематизируются причины развития неформальной экономики; вводится понятие «неформальный сектор» и обсуждаются его отличия от расширенного концепта «неформальная экономика»; приводится сравнение институциональной и секторальной перспектив анализа неформальной экономики. Далее (институциональный блок) студентам предложено обсудить природу неформальных институтов, их принципиальное отличие от институтов формальных, роль и природа сетевого доверия, а также возможные формы сотрудничества формального и неформального институционального регулирования – от вытеснения до симбиоза. Третий блок (исторический блок) посвящен сравнению неформальной экономики современной России и «второй экономики» Советского Союза. Историческая перспектива оставляет также основу анализа силового предпринимательства – от рэкета до современной коммерциализации деятельности силовых структур. Завершается курс (секторальный блок) анализом отдельных секторов неформальной экономики. Обсуждается специфика таких сегментов неформальной экономики, как домашняя и экономика межсемейных дарообменов. Теневая экономика изучается в рамках трех тем - институционализации коррупции, теневизации диалога власти и бизнеса с различением процессов в малом и крупном бизнесе.




3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 040100.68 «Социология» по специальности «Демография» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социологии Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 010100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Автор д.э.н. А.Г. Вишневский (avishnevsky@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «11»_марта_ 2012 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 2012 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии В.Г.Ледяев «___»_____________2012 г. Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2012 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 – «Социология» подготовки магистра, обучающихся на магистерской программе «Демография». Программа разработана в соответствии с Рабочим учебным планом по направлению 040100.68 Социология для магистерской программы "Демография" утвержденным в 2011 г. и Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики». 2Цели освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • уметь применять категориальный аппарат экономической социологии для анализа неформальной экономики в современном мире;

  • знать основные теоретические позиции и эмпирические результаты в области изучения неформальной экономики;

  • иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии процессов, протекающих в неформальной сфере современной России, то есть уметь находить адекватную целям анализа исследовательскую перспективу и интерпретировать полученные результаты в сравнении с содержательными выводами, полученными при изучении неформальной экономики в мировой науке.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)



ОК-8

− оценивает роль гуманитарного знания в воспроизводстве и изменении властных отношений в обществе, в артикуляции интересов отдельных групп

Лекции, подготовка к семинарским занятиям

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-

экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)



ОК-9

− применяет институциональный анализ при анализе феноменов и процессов неформальной экономики;

− представляет возможности различных подходов, их достоинства и ограничения при анализе неформальной экономики;

− различает алгоритмы исчисления неформальной экономики, их ограниченность и дискуссионность


Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

− использует категориальный аппарат экономической социологии для объяснения социально-экономических проблем неформальной экономики;

Программа дисциплины >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет социологии Программа дисциплины «История и методология экономической социологии» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра Автор программы: Маркин М.Е., преподаватель кафедры экономической социологии (mmarkin@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «__» _______ 2012 г. Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2012 г. Председатель _______________ В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2012 г. Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина Москва 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра, изучающих дисциплину «История и методология экономической социологии». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра; Образовательной программой 040100.68 «Социология» подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.68 «Социология» подготовки магистра, утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» являются: овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии; знание основных подходов современной экономической социологии и ее ключевых исследовательских проблем; обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоение дисциплины В результате освоения дисциплины «История и методология экономической социологии» студент должен:

− распознаёт теоретико-методологические модели неформальной экономики, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер



Подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а

также для поиска и анализа иностранных источников информации (формируется частично)



ОК-15

− владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников

Подготовка домашних заданий, самостоятельное чтение текстов из списка обязательной и дополнительной литературы

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-

профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам

социологического исследования (формируется частично)


ПК-1

− владеет навыками поиска информации, характеризующей процессы неформальной экономики;

− интерпретирует данные исследований неформальной экономики;

− демонстрирует способность синтезировать различные теоретико-методологические подходы для анализа феноменов и процессов неформальной экономики


Лекции, подготовка домашнего задания, обсуждение текстов на семинарах

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и

гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической

деятельности (формируется частично)


ПК-4

− оценивает экономические последствия управленческих мер сточки зрения изменения количества и качества неформальных практик;

− представляет роль гуманитарного знания в функционировании различных режимов управления



Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Лекции, подготовка домашнего задания

Способность и умение использовать полученные знания в преподавании

социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных

дисциплин)

(формируется частично)


ПК-12

− даёт определение основным категориям, используемым при анализе неформальной экономики;

− использует примеры государственного регулирования экономики как основы формирования неформальных практик




Обсуждение текстов на семинарах, подготовка домашнего задания



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления подготовки «Социология» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной профессионального цикла (Базовая часть).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социологическая теория

  • Основы экономической социологии

  • Социология хозяйственного развития



Поскольку курс «Неформальная экономика» изучается в завершении программы подготовки бакалавров, его основные положения должны быть использованы в дальнейшем при изучении курсов магистерской программы:

  • Экономическая социология-2

  • Социология рынков


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары






Неформальная экономика: понятие, сегментация, традиции изучения

7

2

Правительство Российской Федерации >>
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Дискретная математика»  для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Специализация «Мировая экономика» Автор программы: Куркина О.Е., к.ф.-м.н., Oksana.Kurkina@mail.ru Одобрена на заседании кафедры математики «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой Е.М.Громов Рекомендована секцией УМС “Математика” «___»____________ 2012 г Председатель Е.М. Громов Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Дискретная математика». Программа разработана в соответствии с: - ОС НИУ ВШЭ по направлению 0080100.62 Экономика профиль «Мировая экономика». - ООП для направления 0080100.62 Экономика. - Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 Экономика специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 году. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Дискретная математика» являются овладение навыками исследования дискретных математических структур: множеств, логических функций, комбинаторных моделей и графов. При этом, особое внимание уделяется формулировке и изучению конкретных методов решения оптимизационных задач, возникающих на этих дискретных структурах, описании динамики социально–экономических систем и прогнозировании развития экономики Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в самых разнообразных сферах (стратегическое планирование, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием и проч.).

-

5



Причины развития неформальной экономики

9

2

2

5



Неформальный сектор экономики

7

2

-

5



Формальные и неформальные институты: природа, формы сосуществования

7

2

-

5



Сетевое доверие: сущность, условия формирования, издержки обладания

7

2

-

5



«Вторая» экономика СССР, сравнение с теневой экономики современной России

9

2

2

5



Силовое предпринимательство в России

9

2

2

5



Сетевая взаимопомощь домохозяйств: теория и практика реципрокности

9

2

2

5



Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Английский язык для направления 080100.62 "Экономика", профиль "Мировая экономика" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Экономики Программа дисциплины Английский язык для направления 080100.62 «Экономика, профиль "Мировая экономика" подготовки бакалавра Авторы программы: Меркулова Э.Н., доцент, к.ф.н., kaf_fl@hse.ru Ненашева Т.А., зам. зав. каф. иностранных языков по научной работе, доцент, к. ф. н., kaf_fl@hse.ru Попова Т.П., доцент, к.п.н., kaf_fl@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Иностранных языков «19 » октября 2012 г. Зав. кафедрой Н.И. Смирнова Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки" «19 » октября 2012 г. Председатель Н.И. Смирнова Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Председатель Н.С. Петрухин «23 » октября 2012г. Нижний Новгород 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 Область применения и нормативные ссылки 3 2 Цели освоения дисциплины 3 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4 4 Место дисциплины в структуре образовательной программы 9 5 Тематический план учебной дисциплины 10 6 Формы контроля знаний студентов 12 7 Содержание дисциплины 17 8 Образовательные технологии 27 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 28 10 Порядок формирования оценок по дисциплине 31 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 32 12 Материально-техническое обеспечение дисциплины 34

Домашняя экономика

9

2

2

5



Институциональная коррупция

7

2

-

5



Бизнес и власть: характер диалога. Теневые финансы в избирательных кампаниях

9

2

2

5



Специфика теневой экономики малого и крупного бизнеса

7

2

-

5



Теневая экономика в теориях «раздатка» и «сословного» общества России

7

-

2

5



Неформальные практики, сопровождающие государственные проекты (на примере ПНП «Развитие АПК»)

5

2

-

3







108

26

14

68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Домашняя работа










11

Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Формирование семьи и рождаемость: современные тенденции и их исследования»  для направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Авторы программы: Захаров Сергей Владимирович, к.э.н., (szakharov@hse.ru) Сакевич Виктория Ивановна, к.э.н. (vsakevich@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «18___»__ноября___ 2010 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 20 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Г.В.Иванченко ________________________ [подпись] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра социологии по специальности «Демография» Программа разработана в соответствии с: Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра социологии по специальности «Демография»

1-2 тыс. слов

Активность на семинарах
















Итоговый

Экзамен










*

письменный экзамен (120 мин.)



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов.

Оценка самостоятельной работы включает в себя оценку домашней работы.

Домашняя работа представляет собой короткий (2-3 стр.) текст, выполненный в рамках одной из предложенных тем.


Экзамен проводится в письменном виде, продолжается 120 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Неформальная экономика: понятие, сегментация, традиции

Понятие неформальной экономики, актуальность ее изучения с точки зрения социально-экономической ситуации в России. Причины устойчивости неформальной экономики. Старое и новое видение неформальной экономики. Секторальный и институциональный подходы к исследованию неформальной экономики. Неоднородность неформальной экономики, принцип ее сегментирования. Парадоксы неформальной экономики. Различие и сущность понятий: домашняя экономика, экономика реципрокности, теневая экономика, криминальная экономика. Этапы и социально-экономические вызовы проблематизации неформальной экономики.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекции 2, 3.

Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч.ред. В.В.Радаев; Пер. М.С.Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. См. также: Экономическая социология. 2003. Т.4. № 5.

Шанин Т. Эксполярные структуры и неформальная экономика современной России // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т.Шанина. М.: Логос, 1999


Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, история изучения, исследовательские подходы // Социологические исследования. 2012. № 2.

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура, традиции изучения // Общество и экономика. 2003. № 11. См. также: Экономическая социология. 2003. Т.4. № 4.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4.

Олимпиева И., Паченков О.: Неформальная экономика как социальная и иследовательская проблема (вместо введения) // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И.Олимпиевой и О.Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003.

Павленко Ф.Н. Сегментная организация теневого рынка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003.  Т. 1. № 2.

Седова Н.Н. Неформальная экономика в теории и российской практике  // Общественные науки и современность. 2002.  № 3.

Шанин Т. Почему до сих пор не умер русский народ? Эксполярные структуры и неформальная экономика современной России // Эксперт.2000. № 1-2 (213).

Шанин Т. Обычное право в крестьянском сообществе // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ.ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

Castells M., Portes A. World Underneath: The Origins, Dynamics, and Effects of the Informal Economy // The Informal Economy / A.Portes, M.Castells, L.Benton (eds.) London: The Johns Hopkins University Press, 1989.

Feige E. Defining and Estimating Underground and Informal Economies: The New Institutional Economics Approach // World Development, Vol 18, No 7, 1990.

Gabor I., Galasi P. Second Economy, State and Labour Market // Labour Market and Second Economy in Hungary / P.Galasi, G.Sziraczki (eds.). Frankfurt/Main, New York: Campus Verlag, 1985.



Тема 2. Причины развития неформальной экономики

Причины развития неформальной экономики в зеркале мирового опыта: систематизация причин в разрезе развитых и развивающихся стран. Общемировые причины развития неформальной экономики. Аргументы «за» и «против» различных версий о природе и движущих силах деформализации экономики.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекция 4.

Латов Ю. Неформальная экономика как глобально-историческое явление // Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Пробл.-темат. сб. М.: ИНИОН, 1999.
Дополнительная литература:

Барсукова С. Неформальная экономика: причины развития в зеркале мирового опыта // Экономическая социология. 2000. Т.1. № 1.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра  Авторы программы: Бухаров В.М., проф., kaf_fl@hse.ru Васильев Г.В. к.ф.н., доц., kaf_fl@hse.ru Каменская Л.Н. ст. преп., kaf_fl@hse.ru Табакова А.К. ст. преп., kaf_fl@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Иностранных языков «17 » сентября 2013 г. Зав. кафедрой В.М. Бухаров Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки" «17 » сентября 2013 г. Председатель Т.А. Ненашева Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Председатель В.М. Бухаров «24 » октября 2013г. Нижний Новгород, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Область применения и нормативные ссылки……………………………………..3 Цели освоения дисциплины………………………………………………………..3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………3 Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………..5 Тематический план учебной дисциплины………………………………………...7 Формы контроля знаний студентов………………………………………………..9 Содержание дисциплины…………………………………………………………..14 Образовательные технологии………………………………………………………16 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов…………..17 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..24 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………25 Область применения и нормативные ссылки

Вельтер Ф., Каутонен Т., Чепуренко А., Мальева Е. Структуры управления сетевыми сообществами малых предприятий и роль доверия: германо-российское сопоставления // Экономическая социология. 2004. Т.5. № 2.

Генри С. Может ли скрытая экономика быть революционной? Диалектический анализ взаимоотношений формальной и неформальной экономики (Ю.Латов, Л.Бронзова) // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2000. №2 (реферативный обзор Ю.Латова и Л.Бронзовой).

Латов Ю.В., Нестик Т.А. "Плохие" законы или культурные традиции? // Общественные науки и современность. 2002.  № 5.

Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч.ред. В.В.Радаев; пер. М.С.Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. См. также: Экономическая социология. 2003. Т.4. № 3.

Портес А., Сассен-Куб С. Сотворение нелегальности: сравнительные материалы о неформальном секторе в рыночной экономике стран Запада // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2000. №2 (реферативный обзор Ю.Латова)

Mingione E. Informalization, restructuring and the survival strategies of the working class // International Journal of Urban and Regional Research. 1983. No.3.

Mingione E. The History and Recent Sources of Irregular Forms of Employment // Underground economy and irregular forms of employment. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1990.

Sassen S. New York City’s informal economy (1988) //wNo issr-1049, Institute for Social Science Research, Working Paper Series.

Winkelried D. Income Distribution and the Size of Informal Sector // Working Paper, 2005.

Portes A., Sassen-Koob S. Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies // American Journal of Sociology. 1987. Vol.93. No.1.

Portes A., Sensenbrenner J. Embeddedness and Immigration: Notes on the Social Determinants of Economic Action // American Journal of Sociology. 1993. Vol. 98. No.6.

Тема 3. Неформальный сектор

Открытие неформального сектора в развивающихся странах. История проблематизации неформального сектора. Подходы к определению неформального сектора. Критика концепции неформального сектора. Неформальный сектор в России: статистический учет и содержательный анализ. Различие понятий «неформальная экономика» и «неформальный сектор». Различие понятий и способов измерения занятости в неформальном секторе и неформальной занятости. Неформальный сектор в России.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекция 1.

Гимпельсон В. Занятость в неформальном секторе в России: угроза или благо? Препринт WP4/2002/03. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге (Перевод В.Радаева, Г.Юдина) // Экономическая социология. 2009. Т.10. № 2.

Правительство Российской Федерации >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Платежный баланс и внешняя задолженность» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор: доцент, к.э.н. Корольков М.П. , e-mail: mkorolkov@hse.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры ________________________ ________________________ Председатель Кудров В.М. Зав. кафедрой Евстигнеев В.Р. ________________________ ________________________ « 23 » июня 2010 г. « 4 » марта 2010 г. Утверждена УС факультета _________________________ Ученый секретарь Вериго С.А. _________________________ « 23 » июня 2010 г. Москва, 2010 Автор программы: доцент, к.э.н. Корольков М.П. Курс читается в рамках программы подготовки бакалавра направления «Экономика», 4 курс. Общие сведения о дисциплине Цель дисциплины: дать системное представление о внешнем балансе открытой экономики во взаимосвязи с общей макроэкономической стабильностью страны. Задачи дисциплины: Рассмотреть структуру платежного баланса страны. Дать представление о механизмах регулирования платежного баланса. Изучить теорию и рассмотреть практические результаты привлечения внешнего кредитования для экономической модернизации страны. Выработать навыки самостоятельной работы с иностранными источниками информации и базами данных по международным финансам, в первую очередь со статистикой платежного баланса и внешнего долга. В результате изучения дисциплины «Платежный баланс и внешняя задолженность» студент должен: Иметь системное представление о внешних финансовых операциях страны Понимать процессы, происходящие во внешнем секторе открытой экономики во взаимосвязи с реальным, денежным и бюджетным секторами Уметь использовать полученные знания при анализе статистической информации по международным финансовым операциям. Видеть тенденции и перспективы развития современного международного рынка капиталов

Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т.Шанина. М.: Логос, 1999

Эверс Х. Теневая экономика, нетоварное производство и неформальный сектор: экономическое действие по ту сторону рынка и государства // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. 4. № 4.
Дополнительная литература:

Барсукова С. Развитая неформальность в развивающихся странах. (Размышления над книгой: Linking the Formal and Informal Economy: Concepts and Policies / edited by B.Guha-Khasnobis, R.Kanbur, E.Ostrom. Oxford university press. 2006) // Terra Economicus – Пространство экономики. 2009. Т.7. № 1. См. также: Экономическая социология. 2007. Том 8. № 5.

Бромлей Р. Городской неформальный сектор: почему обсуждается это понятие? // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2000. №2 (реферативный обзор Ю.Латова)

Гимпельсон В. Неформальная занятость в России // Демоскоп Weekly 31 марта – 13 апреля 2003.

Горбачева Т.Л., Рыжикова З.А. Теоретические и практические аспекты измерения занятости в неформальной экономике // Вопросы статистики. 2004. № 7.

Интервью с Китом Хартом. Кит Харт отвечает на одиннадцать вопросов об экономической антропологии // Экономическая социология. 2009. Т.10. № 3.

Колесникова Л.А. Неформальный сектор: издержки "переходности" или отражение социального самосознания? // Общественные науки и современность. 2002.  № 5.

Латов Ю. Эволюция исследований неформального сектора экономики за рубежом // Теневая экономика: экономический и социальный аспекты. Проблемно-тематический сборник / РАН ИНИОН. Центр социальных науч.-информ.исслед. Отд.экономики: Отв.ред. и сост. Жилина И.Ю. М., 1999.

Мид Д., Морриссон К. Признаки неформального сектора // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2000. №2 (реферативный обзор Ю.Латова, Л.Бронзовой)



Синявская О.В. Неформальная занятость в России: измерение, масштабы, динамика // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2.

Синявская О.В., Малеева Т.М., Попова Д.О. Неформальная занятость в России: методологические подходы и эмпирические оценки // Материалы семинаров Независимого института социальной политики (март 2004 г.).

Bromley R. Introduction – the urban informal sector: why is it worth discussing? // World Development. 1978. No. 6.

Fidler P., Webster L. The informal sector of West Africa // The Informal Sector and Microfinance Institutions in West Africa / L.Webster, P.Fidler (eds.)Washington: The World Bank, 1996.



Тема 4. Формальные и неформальные институты: формы сосуществования

Понятие формальных и неформальных институтов. Их взаимосвязь и взаимозависимость. Различие закона и обычного права. Основания выбора институциональной системы хозяйствующим субъектом. Понятие симбиоза, замещения, дополнения формальных и неформальных институтов. Использование формальных норм как способ реализации неформальных договоренностей. Анализ структурной основы отдельных сегментов неформальной экономики. Институты рыночной и нерыночной частей неформальной экономики. Сравнительный анализ сегментов неформальной экономики с точки зрения их структурно-институциональных характеристик.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекции 5,6, 8.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики // Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. Главы 1-3.

Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире / Пер. с англ. Б. Пинскер. - М.: Catallaxy, 1995. Глава 5. Издержки и значение закона.


Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян // Социологические исследования. 2001. № 1.

Барсукова С., Карачаровский В. Неформальные структуры в организациях как феномен и ресурс управления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 3.

Заславская Т.И. О социальных факторах расхождения формально-правовых норм и реальных практик // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ.ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социологические исследования. 2002.  № 6.

Никулин А. Конгломераты и симбиозы в России: село и город, семьи и предприятия // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т.Шанина. М.: Логос, 1999.

Панеях Э. Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. 2001. Т.2. № 4.

Панеях Э. Неформальные институты и использование формальных правил: закон действующий vs закон применяемый // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ.ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

Попова И.М. Моральное оправдание и нормативная составляющая теневых практик (К постановке проблемы) // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 1.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:


Рывкина Р. От теневой экономики к теневому обществу // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 1.

Сухарев М. Социальные антиинституты // Экономическая социология. 2004.  Т. 5. № 5.

Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

Титов В.Н. Социально-психологические аспекты функционирования неформальной экономики // Общественные науки и современность. 2002.  № 5.

Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Составитель и научный редактор В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2002.

Тема 5. Сетевое доверие: сущность, условия формирования, издержки обладания

Многообразие видов доверия: персонифицированное, институциональное, сетевое. Традиции сетевого анализа. Природа сетевого доверия. Специфика механизма принуждения в сетевом доверии. Условия формирования: замкнутость контактов членов сети, система внутригруппового оповещения, ресурсная обеспеченность сетевого сообщества, ресурсный дефицит членов сети за ее пределами. Издержки обладания сетевым доверием: обязательства взаимопомощи, ограничения личной свободы, дозированная восприимчивость к внешней культуре. Проблема этнического предпринимательства.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекция 7.


Дополнительная литература:

Эверс Х.-Д., Шрадер Х. От дилеммы торговцев к дилемме бюрократов: теория социального перехода от общества морали к обществу рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 2.

Putnam R., Goss K. Introduction // Democracies in Flux. The Evolution of Social Capital in Contemporary Society / R.D.Putnam (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2002.

Sztompka P. Trust: a sociological theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Pp.34-64.



Тема 6. «Вторая» экономика СССР, сравнение с теневой экономики современной России

Структура советской «второй» экономики: легальная и нелегальная составляющие. Причины развития «второй» экономики СССР. Роль дефицита и неудовлетворенного платежеспособного спроса населения в формировании советской неформальной экономики. Место «второй» экономики в структуре планового хозяйства. Способы сдерживания «второй» экономики: экономические и политические. Экономические преступления в СССР: сущность и последствия. Движение во времени: от «второй» экономики СССР к неформальной экономике современной России. Изменение характера теневой экономической деятельности в постсоветский период. Сходство и различия современной и советской неформальной экономики: формы проявления теневых отношений, мотивы участников, общественная реакция, социальная база.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекция 12.

Барсукова С., Радаев В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. 2012 Т.13. № 2.

Каценелинбойген А. Цветные рынки и советская экономика // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. № 4. Часть 2.

Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et Contra. 1999. Том 4. № 1.

Кордонский С. Сословная структура постсоветской России. - Москва, Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. С.57-66.


Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Блатной Советский Союз, или Экономика взаимных услуг // Экономическая социология. 2013 Т.14. № 1.

Гольденберг И.А. Классовая сущность «симбиоза» (теневая экономика в административно-командной системе) // Социологические исследования. 1991. № 1.

Казенцев Б.Н. «Частник» в сфере бытового обслуживания // Социологические исследования. 1993.  № 11.

Клямкин И.М. Тимофеев Л.М. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества. М.: РГГУ, 2000.

Косалс Л. Между хаосом и социальным порядком // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 1.

Клямкин И. Приказ и закон. Проблема модернизации (Публичная лекция, посвященная истории технологических и социально-политических модернизаций в России).

Латов Ю.В. Экономика мешочничества в России 1917-1920 гг. // Латов Ю.В Экономика вне закона: Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001. Гл. 6 (§ 6.2).

Латов Ю.В. Экономика «великой криминальной революции» 1990-х г. // Латов Ю.В Экономика вне закона: Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001. Гл. 6 (§ 6.3).

Романов П., Суворова М. «Чистая фарца»: социальный опыт взаимодействия советского государства и спекулянтов // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И.Олимпиевой и О.Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003.

Feldbrugge F.J. The Soviet Second Economy in a Political and Legal Perspective // The Underground Economies: Tax Evasion and Information Distortion / E.L.Feige (ed.) Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

Grossman G. The second economy of the USSR // The Underground Economy in the United States and Abroad / V.Tanzi (ed.) Lexington, Massachusetts: Lexington Books, 1982.

Grossman G. A Tonsorial View of the Soviet Second Economy // The Soviet Economy on the Brink of Reform / P.Wiles (ed.). Boston: Unwin Hyman, 1988.

Kurkchiyan M. The Transformation oh the Second Economy into the Informal Economy// Economic Crime in Russia / A.Ledeneva, M.Kurkchiyan (eds.) London: Kluwer Law International, 2000.



Тема 7. Силовое предпринимательство в России

Понятие легитимного насилия как основы государства М.Вебера. Трактовка природы государства Т.Гоббса. Отличие государства от бандита. Специфика формирования и развития силового предпринимательства в постсоветской России. Социальная база силового предпринимательства неуголовного происхождения в начале 1990-х годов. Трансформация функций силового предпринимательства от охранного рэкета до силового партнерства. Конвертация активов силового предпринимательства в бизнес и политику. Возникновение легальных частных охранных предприятий, их роль в сокращении организованной преступности. Коммерциализация деятельности силовых структур в современной России.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Государство и бандиты: драма с прологом и эпилогом // Экономическая социология. 2012 Т.13. № 1. с.86-97.

Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России. Глава 5. Неформальная силовая структура // Экономическая социология. 2002. Т.3. № 4.

Волков В. Мафия в зеркале социологии // Экономическая социология. 2004. Т.5. № 3.


Дополнительная литература:

Косалс Л.Я. Дисфункциональные рынки в условиях российской трансформации (на примере рынка милицейских услуг). Препринт WP4/2005/02. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

Латов Ю.В. Особенности национального рэкета: история и современность // Мир России. 2001. № 3.

Скотт Дж. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга, 2005. C. 289-353.

Халиуллина Л. Спрос на правонарушения и практика контроля за соблюдением правил дорожного движения // Экономическая социология. 2005. Т.6. № 1.

Хохряков Г.Ф. Организованная преступность в России: 60-е — первая половина 90-х годов // Общественные науки и современность. 2000. № 6.


Тема 8. Сетевая взаимопомощь домохозяйств: теория и практика реципрокности

Реципрокные взаимодействия: сущность, функции, специфика. Экономика дара. Отличие реципрокности от товарного обмена. Отличие реципрокности от патрон-клиентских отношений. Подходы к изучению сетевой взаимопомощи: антропологическая традиция изучения дара, традиция сетевого анализа, крестьяноведение и историческая социология. Реципроктный обмен трудом, продуктами, информацией. Значимость реципроктных связей в экономике выживания. Эмпирический портрет реципрокных взаимодействий российских домохозяйств. Методы изучения сетевых взаимодействий. Характер реципрокных обменов городских и сельских домохозяйств в России.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекция 9.

Барсукова С.Ю. Сетевые обмены российских домохозяйств: опыт эмпирического исследования // Социологические исследования. 2005. № 8.

Мосс М. Обязанности, следующие из дарения. Отрывок из «Очерка о даре» // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б.Гофмана. М.: Изд.фирма «Восточная литература», 1996.

Фадеева О.П. Межсемейная сеть: механизмы взаимоподдержки в российском селе // Неформальная экономика: Россия и мир / Ред. Т.Шанин. М.: Логос, 1999.
Дополнительная литература:

Ашкеров А. Экономическая и антропологическая интерпретации социального обмена // Социологический журнал. 2001. № 3.

Барсукова С.Ю. Нерыночные обмены между российскими домохозяйствами: теория и практика реципрокности // Препринт WP4/2004/02. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

Градосельская Г.В. Социальные сети: обмен частными трансфертами // Социологический журнал. 1999. № 1-2.

Ильин В. Подарок как социальный феномен // Рубеж. 2001. № 16-17.

Ковалев Е. Взаимосвязи типа «патрон – клиент» в российской экономике // Неформальная экономика: Россия и мир / Ред. Т.Шанин. М.: Логос, 1999.

Лылова О.В. Неформальная взаимопомощь в сельском сообществе // Социологические исследования. 2002. № 2.

Штейнберг И. Сетевые ресурсы в реальной практике стратегий выживания сельской семьи // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И.Олимпиевой и О.Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003.

Штейнберг И. Процесс институционализации сетей социальной поддержки в межсемейных и дружеских обменах // Экономическая социология. 2009. Т.10. № 2.

Sik E. Family, Household and Inter-household Network Coping with Economic Crises / Препринт WP4/2002/02. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Тема 9. Домашняя экономика

Понятие домохозяйства, домашней экономики и домашнего труда. Историческая обусловленность разделения терминов «работа» и «труд». Функции домашней экономики. Сравнение домашней экономики узловых центров и внеузлового пространства: масштаб, целеполагание, коренной интерес, социальный контингент. Методы измерения домашнего труда: стоимостные и временные показатели. Причины актуализации исследований по домашней экономике. Специфика домохозяйств плановой, транзитной и рыночной экономик: цели, ресурсы. Экономические теории ролевой дифференциации в домашнем хозяйстве: теория ресурсов, теория предельной производительности, новая домашняя экономика. Социологическая трактовка ролевой дифференциации: сексуально-ролевые теории, теории «пресса легитимизации», теории домохозяйственных стратегий и др. Эмпирическая оценка неравномерности трудовой нагрузки супругов в домашней экономике. Специфика домашней экономики в крупных городах и намых населенных пунктах.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекции 10, 13.

Барсукова С., Радаев В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. См. также: Экономическая социология. 2001. Т.2. № 2.

Гершуни Дж. Экономическая социология: либеральные рынки, социальная демократия и использование времени // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч.ред. В.В.Радаев; пер. М.С.Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. См. также: Экономическая социология. 2000. Т.1. № 2.


Дополнительная литература:

Артемов В.А. К истории возникновения исследований бюджетов времени // Социологические исследования. 2003. № 5.



Виноградский В.Г. Вне системы: крестьянское семейное хозяйство // Социологический журнал. 1998. № 3-4.

Виноградский В.Г. «Орудия слабых»: неформальная экономика крестьянских домохозяйств // Социологический журнал. 1999. № 3-4.

Гершуни Дж. Бюджеты времени и неформальная экономическая деятельность // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.

Караханова Т.М. Домашний труд и быт городских жителей: 1965-1998 гг. // Социологический журнал. 1999. № 3-4.

Никулин А.М. Предприятия и семьи в России: социокультурный симбиоз // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И.Заславской. М: Дело, 1998.

Патрушев В.Д. Динамика использования бюджетов времени городским и сельским населением // Социологические исследования. 2005. № 8.

Фадеева О.П. Хозяйственные стратегии сельских семей // Социальная траектория реформируемо России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Ред.кол.: Отв.ред. Т.И.Заславская, З.И.Калугина. – Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1999.

Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства / Из книги А.В Чаянов «Крестьянское хозяйство. Избранные труды», Москва, "Экономика", 1989. С. 196-213.

Шанин Т. Крестьянский двор в России // Хрестоматия «Великий незнакомец». Крестьяне и фермеры в современном мире / Составитель Т.Шанин. М.: МВШСЭН, 1992.

Pahl R.E. Employment, work and the domestic division of labour // International Journal of Urban and Regional Research. 1980. No.4.

Тема 10. Институциональная коррупция

Сравнение экономического и социологического подходов к изучению коррупции. Культурная укорененность коррупции. Позитивные и негативные экономические и социальные последствия коррупции. Коррупция власти и бизнес. Коррупция в повседневной жизни россиян. Динамика цифр и мотивов. Методы измерения коррупции. Связь коррупции с экономическими и политическими процессами в обществе. Изменение природы коррупции при смене модели экономического развития от олигархического к государственно-корпоративному капитализму.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекция 11.

Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М., 2000.

Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность.2002.  № 6.

Сатаров Г.А. Как контролировать и измерять коррупцию? // Вопросы экономики. 2007. № 1.
Дополнительная литература:

Голосенко И.А. Феномен "русской взятки": очерк истории отечественного чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3.

Кауфманн Д., Прадхан С., Ритерман Р. Восток: Эльдорадо для коррупции (реферативное изложение И.Ю.Жилиной) // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. № 4. Часть 1.

Латов Ю. Предприниматели и чиновники России — неразлучные враги или заклятые друзья? // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ.ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

Отчет Фонда «Индем». Во сколько раз увеличилась коррупция за 4 года? Проект «Диагностика российской коррупции»: краткое изложение результатов (2005 г.).

Отчет Фонда «Индем». Проект «Бизнес и коррупция: проблемы противодействия»: краткое изложение результатов.

Тимофеев Л. Институциональная коррупция. Очерки теории. М.: РГГУ, 2000.

Ledeneva А. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business // Ithaca: Cornell University Press, 2006, рр.142-163.



Тема 11. Бизнес и власть: характер диалога. Теневые финансы в избирательных кампаниях

Теневая экономика и политическая сфера. Зависимость бизнеса от теневой политики. Заинтересованность власти в теневом бизнесе. «Рыночная» и «инвестиционная» стратегии «захвата власти бизнесом». Формы «политических инвестиций» теневой экономики. Риски «политического инвестирования». Механизм вовлечения теневых финансов в избирательные кампании и спонсирование деятельности партий. Экспертные оценки бюджетов избирательных кампаний различного уровня и бюджетов партий. Новые тенденции: «захват бизнеса» властью. Феномен российской олигархии. Изменение характера диалога власти и бизнеса в 1990-е и 2000-е годы.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекции 14.

Барсукова С.Ю. Теневая экономика и теневая политика: механизм сращивания // Препринт WP4/2006/01. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. О правилах в боях без правил. (Размышления о книге Э.Панеях «Правила игры для русского предпринимателя») // Экономическая социология. 2008. Т.9. № 5.

Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. Механизм «политического инвестирования», или как и зачем бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Политические исследования 2006. № 2. См. также: Экономическая социология. 2006. Том 7. № 2.

Зудин А. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1.

Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. № 8.

Левина Е.А. Лоббирование интересов интегрированных структур в современной России / М.: Фонд «Индем», 2006.

Лившиц А. Что нужно бизнесу от власти? Публичная лекция о положении крупного бизнеса и его отношений с властью.

Паппэ Я.Ш. Государство и крупный бизнес: что осталось старого в их отношениях (2000 г. – начало 2001 г.)? // Кто и куда стремится вести Россию?.. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ.ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001.

Паппэ Я.Ш. Конец эры олигархов. Новое лицо российского крупного бизнеса. Публичная лекция в клубе Bilingua (2005 г. ) .

Пшизова С.Н. «Традиционные» демократические институты и российская практика финансирования политического рынка // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под общ.ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

Шохин А.Н. Место бизнеса в политической системе России // Модернизация экономики и общественное развитие / Отв.ред. Е.Г.Ясин. Книга 1. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Ledeneva А. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business // Ithaca: Cornell University Press, 2006, рр.28-57.


Тема 12. Специфика теневой экономики малого и крупного бизнеса. Процесс легализации

Сравнительный анализ теневой экономики крупного и малого бизнеса с точки зрения целей теневизации, используемых форм сращивания с властью, природы теневого дохода. Возможности изучения теневых практик социологическими методами, их различие применительно к крупному и малому бизнесу.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. Лекции 13.

Курбатова М.В., Левин С.Н., Апарина Н.Ф. Взаимодействия власти и бизнеса на муниципальном уровне: практики, сложившиеся в Кемеровской области // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2.

Радаев В.В. Российский бизнес: на пути легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1.


Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Российский крупный бизнес: неформально по-крупному. Рецензия на книгу Паппэ Я. Ш., Галухина Я. С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг. // Экономическая социология. 2009. № 5. с.111-117.

Олимпиева И. Фоновая коррупция в сфере малого и среднего бизнеса: «оружие слабых» // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции / Сост. и отв.ред. И.Б.Олимпиева, О.В.Паченков. – СПб.: Алетейя, 2007.

Радаев В.В. Таможня дает добро? Российский бизнес на пути к легализации // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: проблемы исследования и регулирования / Под ред. И.Олимпиевой, О.Паченкова. СПб.: ЦНСИ, 2003.

Ledeneva А. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business // Ithaca: Cornell University Press, 2006, рр.91-114ю
Тема 13. Теневая экономика в теориях «раздатка» и «сословного» общества России

Основная литература:

Барсукова С.Ю. Теневая экономика: специфика фаз в условиях раздатка // Вопросы экономики. 2012. № 12.

Бессонова О.Э. Институциональная матрица для модернизации России // Вопросы экономики. 2012. № 8.

Кордонский С. Сословная структура постсоветской России. - Москва, Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. С.83-119.


Дополнительная литература:

Барсукова С. Ресурсная экономика и сословная рента: концепция С.Кордонского. // Экономическая социология. 2011. № 4.

Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России: Эволюция через трансформации. М.: РОССПЭН, 2006. С.28-110.

Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие россии. М.: ТЕИС, 2000. С.3-47.


Тема 14. Неформальные практики, сопровождающие государственные проекты (на примере ПНП «Развитие АПК»)

Неформальные практики как реакция на государственное регулирование в концепции Дж.Скотта. Задачи и инструменты нацпроекта «Развитие АПК». Неформальные практики в неформализованной нише принятия решений. Использование формальных норм как инструмент реализации неформальных договоренностей. Неформальное игнорирование формальных норм. Неопротекционизм как новая форма защиты российского продовольственного рынка.


Основная литература:

Барсукова С.Ю. Неформальные практики в реализации национального проекта АПК // Социологические исследования. 2008. № 3.

Скотт Дж. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга, 2005. C. 491-545.
Дополнительная литература:

Барсукова С.Ю. Вехи аграрной политики в России в 2000-е годы // Мир России. 2013. № 1.

Барсукова С.Ю. Отечественный рынок продовольствия: как и в чьих интересах проводится импортно-экспортная политика (на примере мясного рынка, рынка зерна и рынка соков) // Мир России. 2010. № 2.

Барсукова С.Ю. Куда ведут дороги, мощенные благими намерениями государства? (Размышления над книгой Дж. Скотта «Благие намерения государства») // Социологические исследования. 2007. № 4. См. также: Экономическая социология. 2006. Т.7. № 4.

Серова Е.В., Шик О.В. Национальный проект «Развитие АПК»: состояние и перспективы // Национальные проекты. 2007. № 1.

Эфендиев А.Г., Болотина И.А. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа // Мир России. 2002. № 4.


Образовательные технологии

В ходе курса студенты получают возможность получить навыки как теоретической, так и эмпирической работы. Особое внимание уделяется написанию домашних заданий, которые преподаватель оценивает и даёт рекомендации.


8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


    Домашние задания предполагают краткие (2-3 страницы) ответы на вопросы (по выбору студентов):

  1. Чем занятость в неформальном секторе отличается от неформальной занятости?

  2. Чем идеально-типическое государство отличается от бандита?

  3. Какие изменения произошли в отношения власти и бизнеса в 2000-е годы по сравнению с ситуацией 1990-х годов?

  4. В чем отличие форм и мотивов теневизации крупного и малого бизнеса?

  5. Что такое «всевдоподарок» в патрон-клиентских отношениях и в чем отличие от обмена дарами в сетях поддержки?

  6. Согласно данным ИНДЕМа «бытовая» коррупция в России в последние годы не растет, а «деловая» резко выросла. Почему?



8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Когда и в связи с чем (экономика, политика, культура) возник интерес к неформальной экономике?

  2. Почему исследования в развивающихся странах стали основой проблематизации неформального сектора?

  3. Что такое неформальный сектор экономики, как его описывал К Харт, и в чем отличие от современной статистической традиции его исчисления?

  4. Чем различаются понятия «неформальный сектор» и «неформальная экономика», а также «неформальная занятость» и «занятость в неформальном секторе»?

  5. Каковы отличия секторальной и институциональной перспектив в изучении неформальной экономики?

  6. Как эволюционировали представления о неформальной экономике? В связи с чем?

  7. Какие сегменты внутри неформальной экономики выделяют? Чем они отличаются?

  8. Какие причины развития неформальной экономики обсуждаются учеными?

  9. Чем отличаются формальные институты от неформальных?

  10. Что такое процесс формализации и деформализации процесса регулирования?

  11. Как вы понимаете фразу «использование формальных правил как инструмента реализации неформальных договоренностей»?

  12. Что такое симбиоз, вытеснение и разграничение зон влияния как принципиальных форм взаимодействия формальных и неформальных правил? Приведите примеры.

  13. Что такое сетевое доверие? Какой механизм принуждения к исполнению обязательств действует в сетевой структуре?

  14. Каковы условия формирования сетевого доверия и издержки обладания им?

  15. Что такое «вторая экономика» СССР? Какие составные элементы описывал Г.Гроссман?

  16. Какие функции выполняла «вторая экономика» в СССР?

  17. Как вы понимаете фразу «вторая экономика подставляла плечо формальному порядку плановой экономики»?

  18. Разрушала или укрепляла неформальная экономика советский порядок?

  19. Чем отличается теневая экономика советского и постсоветского периода?

  20. Объясните понятия «спекулянты», «цеховики», «толкачи» применительно к советскому периоду.

  21. Что такое силовое предпринимательство по В.Волкову?

  22. В чем отличие идеально-типического государства от бандита?

  23. Каковы периоды и логика эволюции силового предпринимательства в постсоветской России?

  24. Что такое сети межсемейной поддержки? Какова их роль в хозяйственных практиках россиян?

  25. Как вы понимаете метафору И.Штейнберга «психологический рубль»?

  26. В чем отличие обмена дарами от рыночного обмена?

  27. Что такое «псевдоподарок» в работах В.Ильина? Почему «псевдо-»?

  28. Что такое патрон-клиентские отношения? Почему их называет неформальной стороной формального порядка?

  29. Что такое домашняя экономика? Методы измерения.

  30. Какие функции выполняет домашняя экономика в различных макро-экономических системах?

  31. Почему коррупцию в России называю «институциональной»?

  32. Что такое «бытовая» и «деловая» коррупция? Какова их динамика в постсоветской России?

  33. Как меняется коррупция при переходе от олигархического к государственно-корпоративному капитализму?

  34. В чем отличие мотивов к теневизации у крупного и малого бизнеса?

  35. Как вы понимаете фразу Э. де Сото что «конечная цель любого нелегала состоит в легализации»?

  36. В чем отличие «рыночной» и «инвестиционной» стратегий сращивания бизнеса и политики в современной России?

  37. Что такое «политические инвестиции» российского бизнеса? Почему они носят теневой характер?

  38. Каковы принципиальные изменения отношений бизнеса и власти в России 1990-х и 2000-х годов?

  39. Как вы понимаете заголовок книги Дж.Скотта «Благими намерениями…»? С какой русской пословицей перекликается и почему?

  40. Какие примеры неформальных практик, порождаемых государственным реформированием, приводит Дж.Скотт?

9Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: представление текстов в формате группового обсуждения, участие в дискуссии, а также ответы на вопросы, предложенные для изучения текстов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в рамках подготовки письменных домашних заданий, которые сдаются в конце курса. Оценку за домашнюю работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В случае выявленного плагиата предоставление нового домашнего задания является обязательным. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одом. работа.


Результирующая оценка выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,4·Оэкзамен + 0,3·Одом. работа + 0,3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – арифметический.



В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.