Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/1



Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200.62 «Менеджмент»

Для подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента



Программа дисциплины

Немецкий язык


для направления 080200.62 — «Менеджмент»

2 курс


Автор программы:

Никифорова С.А., к.ф.н., sanikiforova@hse.spb.ru


Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «29» августа 2012 г.
Зав. кафедрой И.Ю. Щемелёва ________________________

Согласована УМО «___»_____________2012 г.


Начальник УМО ________________________
Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2012 г.
Председатель А.А. Кайсаров ________________________

Санкт-Петербург, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ, изучающих дисциплину «Немецкий язык».

Программа разработана в соответствии с:


  • Стандартом НИУ 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ;

  • Образовательной программой направления 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ 2 курс, утвержденным в 2012 г.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Немецкий язык» являются

  • формирование и развитие у студентов коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности, связанных с получением и передачей информации в различных областях знаний и сферах деятельности;

  • развитие у студентов навыков самостоятельной работы над материалом на иностранном языке.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Учитывая то, что студенты ранее не изучали немецкий язык на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:




  • читать тексты на немецком языке, учитывая его фонетические особенности;

  • правильно строить различные типы предложений (повествовательные, вопросительные и восклицательные);

  • Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

    понимать вопросы собеседника и отвечать на них;

  • запросить у собеседника необходимую информацию;

  • переводить предложения, используя пройденную лексику и освоенные грамматические структуры;

  • высказываться по изученным темам;

  • воспринимать на слух простые тексты на немецком языке.

Студенты также должны иметь представление:




  • о культуре, истории и традициях Германии;
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт профессиональной переподготовки специалистов Программа учебной дисциплины « Стратегический менеджмент » для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Подсыпанина Татьяна Дмитриевна к.э.н., доцент, tpodsypanina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Общего и стратегического менеджмента» «_____» __________________ 2013 г. Зав. кафедрой Н. Б. Филинов ________________________________ Утверждена УС факультета «менеджмент» «____» ____________________2013 г. Ученый секретарь А.Т.Шамрин ________________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими ВУЗами без разрешения кафедры «Общего и стратегического менеджмента» НИУ ВШЭ Пояснительная записка Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО; ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент» Цели освоения дисциплины Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды .


  • о правилах речевого этикета;

  • об особенностях менталитета немцев.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации.
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


ОК-14

В конце первого года обучения студент демонстрирует владение немецким языком, достаточное для общения (как устного, так и письменного) на повседневные темы, а также общения в деловой среде.

Коммуникативные методы обучения немецкому языку, использование ИКТ в процессе обучения.
Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет логистики Программа дисциплины Управление логистическим сервисом для направления 080200.62 и 080500.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Авторы программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры Логистики Председатель Зав.кафедрой « » 200 г. « » 200 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь « » 200 г. Москва 2012 1. Пояснительная записка Автор программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Учебный курс «Управление логистическим сервисом» относится к дисциплинам специальности «Управление логистической инфраструктурой» (УЛИ). Его изучение базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (ОПД) как "Маркетинг", «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства и коммерческой деятельности», «Основы логистики» и тесно связано со следующими дисциплинами специальности: «Логистика снабжения», «Логистика производства», «Логистика распределения», «Логистические посредники в цепях поставок». Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, владение знаниями по основам менеджмента, основам логистики. Аннотация:


Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-1

В конце первого года обучения студент демонстрирует знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в процессе межнационального общения

Обучение ценностям мировой культуры через общение и чтение литературы

Готовность к кооперации с коллегами, работе в иноязычном коллективе

ОК-7

Умение общаться с коллегами и работать в иноязычном коллективе

Ролевые игры, диалоги и модифицируемые ситуации общения



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и преподается в течение двух лет. Исходя из существующего положения НИУ-ВШЭ, студенты имеют право изучать второй иностранный язык, в частности немецкий язык, на бюджетной основе в качестве факультатива. Для студентов, выразивших желание изучать немецкий язык, курс является обязательным для изучения.

Курс разделен на две части в соответствии с разделением учебного плана на два семестра. На первом году обучения немецкий язык преподается 4 часа в неделю в течение 4 модулей.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра  Авторы программы: Бухаров В.М., проф., kaf_fl@hse.ru Васильев Г.В. к.ф.н., доц., kaf_fl@hse.ru Каменская Л.Н. ст. преп., kaf_fl@hse.ru Табакова А.К. ст. преп., kaf_fl@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Иностранных языков «17 » сентября 2013 г. Зав. кафедрой В.М. Бухаров Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки" «17 » сентября 2013 г. Председатель Т.А. Ненашева Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Председатель В.М. Бухаров «24 » октября 2013г. Нижний Новгород, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Область применения и нормативные ссылки……………………………………..3 Цели освоения дисциплины………………………………………………………..3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………3 Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………..5 Тематический план учебной дисциплины………………………………………...7 Формы контроля знаний студентов………………………………………………..9 Содержание дисциплины…………………………………………………………..14 Образовательные технологии………………………………………………………16 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов…………..17 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..24 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………25 Область применения и нормативные ссылки

Курс немецкого языка строится в соответствии с общей концепцией преподавания иностранных языков в НИУ-ВШЭ, а именно базируется на признании того, что владение иностранными языками является не самоцелью, а необходимым и обязательным компонентом профессиональной подготовки и успешной работы современного специалиста любого профиля. Поэтому данный курс имеет коммуникативно-ориентированный характер.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • знать особенности русского языка и уметь их сравнивать со спецификой другой языковой системы,

  • владеть терминами русской грамматики для полноценного восприятия грамматики немецкого языка,
    Знать: >>
    "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» юридический факультет Учебная программа дисциплины «Административное право» для направления 080200.62 Менеджмент 4 курс Автор: кандидат юридических наук Смирнова Анна Анатольевна Санкт-Петербург 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Менеджмент», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Административное право». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Административное право» является обретение студентами знаний, умений и навыков по различным направлениям (видам) юридической деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной), осуществляемой при взаимодействии органов государственной власти с гражданами и юридическими лицами в сфере государственного управления. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – понятие и сущность государственного управления; – понятие и систему административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; – источники административного права, систему административного законодательства и административно-правовые нормы; – субъектов административного права, состав административно-правовых отношений и их участников; – институты административного права; – административно-правовые формы и методы управления, административно-правовые режимы; – основания административно-правовой ответственности и порядок привлечения к ней; – понятие и структуру административного процесса, виды и стадии административных производств; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – административно-правовую организацию государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере.


  • уметь производить такие логические действия, как анализ и синтез для успешной работы над иноязычным материалом.


5. Тематический план учебной дисциплины


Обучение немецкому языку осуществляется на основе базового учебника Завьяловой В.М., Ильиной Л.В. Практический курс немецкого языка (для начинающих), предназначенного для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный.

Программа для 1-го года обучения включает в себя 9 уроков из базового учебника, которые содержат как лексический, так и грамматический материал, необходимый студентам на начальном этапе изучения второго иностранного языка. На проработку каждого урока требуются от 14 до 20 часов в зависимости от его трудности и насыщенности грамматическим и лексическим материалом. По окончании каждого урока проводится текущая проверка в виде контрольной работы, успешное выполнение которой позволит студентам набрать необходимый накопительный балл для сдачи зачета.

Нижегородский филиал >>
Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» для направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» для подготовки магистра Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса»  для направления 080200.68 – «Менеджмент», магистерской программы «Маркетинг» подготовки магистра Авторы программы: Альтшулер Игорь Григорьевич, altsh@sandy.ru Александровский Сергей Владимирович, s.alexandrovsky@gmail.com Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Д.А.Фоменков _____________________ Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов _____________________ Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2012г. Председатель Т.В. Радаев _________________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин ______________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 - Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» по специализации «Маркетинг инноваций», изучающих дисциплину «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса». Программа разработана в соответствии с: Программа разработана в соответствии: Образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Образовательной программой направления подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр, утвержденным в 2011 г.

Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение Логистики Кафедра Управления логистической инфраструктурой Программа дисциплины «Стратегическое управление логистической инфраструктурой» для подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» Магистерская программа «Стратегическое управление логистикой» Авторы: профессор Федоренко Анатолий Иванович e-mail: fedoren@yandex.ru Рекомендована секцией УМС логистики Одобрена на заседании кафедры УЛИ Председатель зав. отделением логистики Зав. кафедрой д.э.н., профессор Дыбская В.В. д.э.н., профессор Федоренко А.И. ______________________ ________________________ «__» _________________ 2011 г. «__»_______________ 2011 г. Москва, 2011 г. Тематический план учебной дисциплины Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) Самостоя-тельная работа в том числе Лекции Семинары Тема 1. Стратегии развития логистической инфраструктуры 34 5 2 27 Тема 2. Методы обоснования стратегических решений по развитию логистической инфраструктуры 15 3 2 10 Тема 3. Стратегия развития транспортных систем. 14 2 2 10 Тема 4. Методология и основные принципы проектирования и организации регио-нальных логистических систем (РЛС) и размещения мультимодальных логисти-ческих центров 47 5 2 40

Коммуникативный принцип требует комплексного подхода к преподаванию иноязычного материала и позволяет сформировать у студентов устойчивые речевые умения и навыки. Поскольку все три составляющих процесса обучения иностранному языку (фонетический, грамматический и лексический) неразрывно связаны между собой, невозможно выделить отдельно и указать количество часов, которое отведено на тот или иной аспект. Каждый урок включает в себя комплекс заданий, ориентированный на усвоение студентами фонетического и лексико-грамматического материала.

Курс немецкого языка на факультете менеджмента состоит из 144 часов, которые распределены по семестрам следующим образом:

1 семестр – 64 часа (1 модуль 32 – часа; 2 модуль – 32 часа)

2 семестр – 80 часов (3 модуль – 40 часов; 4 модуль – 40 часов)






Область применения и нормативные ссылки. >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Французский язык» для направления 030501.65 «Юриспруденция» 1. Область применения и нормативные ссылки. Настоящая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержания и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030501.65ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, изучающих дисциплину «Французский язык». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ ВШЭ 030501.65 юриспруденция Образовательной программой направления 030501.65 юриспруденция Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030501.65 юриспруденция , 2-й курс. 2. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Французский язык» являются: формирование и развитие у студентов коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности, связанных с получением и передачей информации в различных областях знаний и сферах деятельности; развитие у студентов навыков самостоятельной работы на иностранном языке. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Учитывая то, что студенты ранее не изучали французский язык, на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; грамотно читать, соблюдая все фонетические правила; обладать начальными навыками перевода, используя пройденный лексический и грамматический материал; высказываться по изученным темам; понимать на слух простые тексты на французском языке. Студенты должны иметь представление: о культуре и традициях Франции; о правилах речевого этикета; об особенностях менталитета французов В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции. Компетенция Код по НИУ ВШЭ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Названия тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1.

Мы изучаем иностранные языки

23

20

3

2.

В аудитории

22

20

2

Программа дисциплины >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины иностранный язык (английский)  для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра (1 курс) Авторы программы: Васильева И.Б., miracle-two@yandex.ru Захарова Л.А., zakharova.la@mail.ru Ласточкина Т.И., lastochka-hse@list.ru Суворова Ю.А., suvorovaj@mail.ru Одобрена на заседании кафедры английского языка на факультете экономики « 21 » ноября 2011 г Зав. кафедрой Т.А.Барановская Рекомендована секцией УМС по иностранным языкам « 19 » декабря 2011 г Председатель Т.А.Барановская Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Коссова Т.В.________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину иностранный язык (английский). На первом году обучения осуществляется формирование и развитие академических компетенций с постепенным включением профессиональной тематики и переходом к формированию иноязычной профессиональной компетенции. Важной задачей первого этапа должно стать развитие академических навыков, необходимых для повышения автономности студента в учебном процессе. Программа разработана в соответствии с: ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» [квалификация (степень) «Бакалавр»] (приказ МОиН РФ №747 от 21.12.2009) и Образовательным стандартом ГОБУ ВПО «ГУ-ВШЭ», в отношении которого установлена категория «Национального исследовательского университета» (протокол № 15 от 02.07.2010);

3.

Семья Мюллеров

18

16

2

4.

Письмо

16

14

2

5.

Квартира
Программа дисциплины >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 231000.62 "Программная инженерия" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики, отделение Программной инженерии Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 231000.62 "Программная инженерия" подготовки бакалавра (4 курс)  Автор программы: Кашкарова Т.П., доцент, engtutor06@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры английского языка на факультете экономики « __ » ______________ 201_ г Зав. кафедрой Т.А.Барановская Рекомендована секцией УМС по иностранным языкам « __ » ______________ 201_ г Председатель Т.А.Барановская Утверждена УС факультета Бизнес-информатика «___»_____________20 г. Ученый секретарь [В.А. Фомичев] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Концепция программы данного курса основывается на том, что иностранный язык является необходимым рабочим инструментом для успешной работы современного специалиста в любой отрасли, поэтому характер материалов, используемых в процессе обучения, имеет четкую профессиональную направленность и способствует дальнейшему развитию уже полученной иноязычной компетенции, необходимой для правильного решения коммуникативно-практических задач в различных ситуациях. Данная программа ставит своей целью систематизацию и расширение словарного запаса и речевых моделей, необходимых для активного владения устной и письменной речью для написания и представления диплома, реферата и т.д. Программа предусматривает использование аутентичных материалов, подобранных в соответствии с унифицированными требованиями специальных дисциплин к развитию определенных навыков в сфере профессиональной коммуникации. Цель курса По согласованию с факультетом программа направлена на закрепление и более широкое развитие навыков, необходимых как для ведения научного диспута или полемики, выступления с докладом, составления аннотаций и рефератов, так и углубления навыков, необходимых в практической профессиональной деятельности. В связи с этим осуществляется комплексное обучение всем видам речевой деятельности и активизация навыков чтения, аудирования, устной и письменной речи на основе специализированных (специально-подобранных) аутентичных практических материалов. Требования по окончании 4 курса


16

15

2

6.

Распорядок дня

17

15

2

7.

Почта

16

14

1

8.

В универмаге

17

15

2

9.

Праздники: Рождество

17

15

2




Итого:

162

144

18



6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры


1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

+

+

+

++

Письменные работы

по 60 минут



Промежу­точный

Зачет




+




+

Письменная работа (30 минут),

устный опрос


6.1 Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль осуществляется в течение модуля и семестра в виде контрольных работ и тестов, проверяющих умения и навыки говорения, аудирования, чтения, письма, устных опросов, а также в виде внеаудиторного чтения.
Промежуточный контроль проводится в виде зачёта во 2 и 4 модулях.

7. Содержание дисциплины








Урок 1










Разговорная тема

Мы изучаем иностранные языки





Грамматика


  • Употребление артикля

  • Спряжение глаголов в настоящем времени

  • Глагол «sein»

  • Типы предложений

  • Порядок слов

Фонетика


  • Алфавит

  • Фонетические особенности немецкого языка




Урок 2
















Разговорная тема

Грамматика




В аудитории

  • Имена существительные

  • Единственное и множественное число имен существительных

  • Количественные числительные

  • Спряжение глагола “haben”

  • Отрицание

  • Глаголы с приставками







Урок 3
















Разговорная тема

Грамматика




Семья Мюллеров

  • Спряжение сильных глаголов в настоящем времени

  • Повелительное наклонение

  • Притяжательные местоимения

  • Личные местоимения в именительном и винительном падежах

  • Предлоги винительного падежа







Урок 4
















Разговорная тема

Грамматика




Письмо

  • Имена существительные в дательном падеже

  • Личные местоимения в винительном и дательном падежах

  • Порядок слов в предложениях с прямым и косвенным дополнениями

  • Прилагательные и существительные с приставкой «un»







Урок 5
















Разговорная тема

Грамматика




Квартира


  • Предлоги двойного управления

  • Глаголы с управлением в винительном и дательном падежах

  • Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками







Урок 6
















Разговорная тема

Грамматика




Свободный день Петера

(Распорядок дня)




  • Возвратные глаголы

  • Прошедшее время «Perfekt»

  • Субстантивация







Урок 7
















Разговорная тема

Грамматика




Почта



  • Спряжение модальных глаголов в настоящем времени

  • Сложносочиненные предложения

  • Глаголы с приставкой «ver-»







Урок 8
















Разговорная тема

Грамматика




В универмаге


  • Родительный падеж

  • Склонение имен прилагательных

  • Вопросительные местоимения “welcher (-es, -e, -e)”, “was für ein (eine, ein, -)”

  • Употребление неопределенного артикля

  • Образование имен прилагательных с помощью суффиксов -ern (-en), -ig







Урок 9
















Разговорная тема

Грамматика




Праздники. Рождество



  • Предлоги родительного падежа

  • Неопределенно-личное местоимение “man”

  • Склонение имен собственных

  • Прошедшее время (Präteritum) глаголов “sein” и “haben”

  • Сложные существительные






8. Образовательные технологии


На первом году обучения на занятиях по немецкому языку широко используется групповая работа, которая позволяет выработать навыки построения диалога, сформировать правильную реакцию на речевой стимул.

После каждого пройденного урока проводится ролевая игра, которая предполагает использование на практике изученного лексико-грамматического материала.

Групповая работа сочетается с индивидуальной работой студентов как на занятии, так и дома. В случае, когда у студентов одной группы разные уровни владения немецким языком, преподаватель подбирает для каждой подгруппы задания разной степени сложности.

На занятиях используются различные информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют добиться наглядности преподаваемого материала и ускорить процесс его освоения.



8.1 Методические указания студентам


На 1 году обучения студенты знакомятся с новым иностранным языком, с его фонетическими особенностями, грамматическим строем и лексикой. Большой объем языкового материала требует от студентов систематичности и последовательности в организации процесса его освоения. На этом этапе нет ничего более полезного и необходимого, чем регулярное выполнение домашнего задания и заучивание новых слов.

Поскольку количество часов по второму иностранному языку ограничено (всего 4 часа в неделю), значительная часть нагрузки по его изучению приходится на самостоятельную работу.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля

Для текущего контроля используются контрольные работы, а также задания по домашнему чтению, которые позволяют оценить уровень владения студентами пройденным лексико-грамматическим материалом. Помимо этого, на каждом занятии студенты получают оценку за домашнюю работу.


9.2 Тематика заданий к зачету
2-й модуль:

  • чтение незнакомого текста

  • перевод предложений с русского языка на немецкий (без словаря)

  • высказывание по заданной теме

  • беседа с преподавателем


4-й модуль:

  • работа над незнакомым текстом:

  • чтение отрывка из текста

  • перевод прочитанного отрывка (со словарем)

  • ответы на вопросы по содержанию текста

  • пересказ текста

  • перевод предложений с русского языка на немецкий (без словаря)

  • высказывание по заданной теме

  • беседа с преподавателем



9.3 Примеры заданий для промежуточного / итогового контроля



Зачет (2 модуль)
Образец билета
KARTE 1


  1. Lesen Sie den gegebenen Text. Beachten Sie dabei die Aussprache.

  2. Sprechen Sie zum Thema “Mein Studium”.

  3. Übersetzen Sie folgende Sätze ins Deutsche.

a. Студент читает правило, учит его и составляет примеры.

б. Дети, откройте книги, переведите текст и ответьте на вопросы к тексту.

в. По вечерам папа читает газету, а мама смотрит телевизор.

г. Ты часто ездишь в командировки? - Нет, только два раза в год.

д. У него есть сестра, но нет брата.
Text 1

Erziehung
Als Erste steht die Großmutter auf und geht sofort in die Küche. Danach kommen die Mutter und der Vater ins Wohnzimmer. Der Vater muss ziemlich weit fahren, außerdem geht er zu Fuß gern, darum verlässt er früh die Wohnung. Anton besucht die dritte Klasse und die Mutter will ihn rechtzeitig wecken, aber die Großmutter protestiert immer: “Lass doch den Jungen ein wenig schlafen!” So steht Anton erst um 8 Uhr auf. Eilig isst er dann sein Frühstück und läuft die Treppe hinunter. Nicht selten verspätet er sich zur Schule. Jedes Mal fragt sich die Mutter dann: “Ist das eine Erziehung?”
Примерные разговорные темы к зачету:


  1. Ich und meine Familie

  2. Die Universität, an der ich studiere

  3. Mein Studium an der Universität

  4. Mein Freund / meine Freundin

  5. Ich habe heute Geburtstag

  6. Ich schreibe dir einen Brief

  7. Meine Stadt


Примерные вопросы для беседы преподавателя со студентами:
1. Wie heißen Sie? 2. Wie alt sind Sie? 3. Sind Sie verheiratet? 4. Haben Sie Kinder? 5. Was sind Sie? 6. Wo studieren Sie? 7. Was studieren Sie? 8. Gefällt Ihnen das Studium? 9. Wann beginnt der Unterricht gewöhnlich? 10. Wann ist der Unterricht zu Ende? 11. Wie viel Stunden Deutsch haben Sie jede Woche? 12. Was machen Sie im Deutschunterricht? 13. Sind Sie mit dem Unterricht zufrieden? 14. Wie groß ist Ihre Familie? 15. Haben Sie Geschwister? 16. Haben Sie Großeltern mütterlicherseits und väterlicherseits?

Зачет (4 модуль)
Образец билета
KARTE 1


  1. Lesen Sie den gegebenen Auszug aus dem Text und übersetzen Sie ihn.

  2. Lesen Sie den ganzen Text durch und geben Sie seinen Inhalt wieder.

  3. Sprechen Sie zum Thema “Ich richte meine Wohnung ein”.

  4. Übersetzen Sie folgende Sätze ins Deutsche.

a. В гостиной есть ковер, диван и сервант, но нет журнального столика и

кресла.

б. Книжная полка висит в кабинете над столом. Повесь ее в мою комнату!

в. Сегодня он встал в 7 часов утра, умылся, побрился, почистил зубы,

причесался, оделся, позавтракал и почувствовал себя бодрым и здоровым.

г. Рождество немцы отмечают в семейном кругу, едят рождественского гуся и

пирог, пьют вино, поют рождественские песни и дарят друг другу подарки.

д. В универмаге она сначала примерила коричневое платье из шелка, потом

попросила зеленое трикотажное платье, но не купила ни то, ни другое.
Text 1
Till Eulenspiegel und der Herzog
Die Familie von Till Eulenspiegel wohnt in Kneitlingen. Till ist nur sechs Jahre alt und muss zur Schule gehen. Aber in Kneitlingen gibt es keine Schule. Und sein Vater schickt ihn nach Ampleben, dort ist die Schule.

Eines Tages geht der kleine Till in die Schule und begegnet einem Herzog. Der Herzog fragt ihn: “Wohin gehst du, mein Sohn?” Till hat keine Angst vor ihm, darum antwortet er ruhig: “Nach Ampleben zur Schule.”

Der Herzog ist guter Laune, er öffnet seinen Geldbeutel und gibt dem Jungen einen Taler. “Nimm den Taler und kaufe etwas Süßes”, sagt er.

Aber Till schüttelt den Kopf und spricht: “Ich kann nicht diesen Taler nehmen. Mein Vater glaubt nicht, ein fremder Mann hat mir einen Taler gegeben.”



Der Herzog sagt freundlich: “Ruhig nimm das Geld und sage dem Vater, der Herzog hat den Taler gegeben.”

Ach nein, mein Vater glaubt das nicht,” ist die Antwort.

Aber warum?” fragt der Herzog erstaunt.

Mein Vater glaubt nicht, dass ein Herzog nur einen lumpigen Taler gegeben hat. Füllen Sie meine Schultasche mit Talern, dann glaubt mein Vater.”



Dem erstaunten Herzog bleibt nichts mehr übrig, als Tills Schultasche mit Geld zu füllen. So hat der kleine Till Eulenspiegel den großen Herzog verlacht.
Примерные разговорные темы к зачету:


  1. So habe ich das Wochenende verbracht

  2. Mein Tagesablauf

  3. Meine Pläne für das nächste Wochenende

  4. Auf der Post

  5. In der Herrenabteilung

  6. In der Damenabteilung

  7. Weihnachten und das Neujahr in Deutschland

  8. Das Neujahr und Weihnachten in Russland

  9. Mein Lieblingsfest



10. Порядок формирования оценок по дисциплине


В НИУ-ВШЭ оценивание знаний, умений и навыков производится по десятибальной системе.

Баллы 10, 9, 8 соответствуют оценке «отлично», а именно: 5+, 5, 5-;

баллы 7, 6 соответствуют оценке «хорошо», а именно: 4+, 4-;

баллы 5, 4 соответствуют «удовлетворительно», а именно: 3+, 3-;

баллы 3, 2, 1 соответствуют оценкам «неудовлетворительно», а именно: 2+, 2, 1.

Для зачета принята следующая шкала соответствия качественной и числовой оценок:



      • Зачтено – 4-10 баллов

      • Не зачтено – 1-3 балла;

Оценки выставляются в зачетную ведомость и зачетную книжку студента в виде качественной текстовой записи с обязательным указанием в скобках числового эквивалента по 10-балльной шкале, например, «Зачтено (7)», «Не зачтено (2)».
На результирующую оценку во 2 и 4 модулях влияют следующие оценки:

- оценка за работу на занятиях,

- оценка за самостоятельную работу,

- оценка за контрольные работы,

- оценка, полученная на зачете.

Текущая оценка учитывает результаты студента по текущему контролю. В каждом семестре студенты выполняют по две модульные контрольные работы, а в конце 4 модуля они пишут итоговую контрольную работу. Текущая оценка формируется следующим образом:
1 семестр:

Отекущая = 0,5·Ок/р1 + 0,5·Ок/р2.
2 семестр:

Отекущая = 0,3·Ок/р1 + 0,3·Ок/р2 + 0,4·Ок/р3.
Самостоятельная работа студента оценивается при проверке домашнего чтения, а также при контроле выполнения домашних заданий, которые студент получает на каждом занятии по немецкому языку. Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Аудиторная работа оценивается преподавателем на практических занятиях. При этом учитывается активность студента на занятиях, его подготовленность к ним, а также уровень владения немецким языком, который студент демонстрирует при выполнении различных заданий на занятии. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Опромежуточная = 0,4·Озачет+0,2·Отекущий+0,2·Осам.работа.+ 0,2·Оаудиторная
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник


Завьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка (для начинающих). –

7- е изд. перераб. и доп. – М.: КДУ, 2009.


11.2 Основная литература


  1. Reimann M. Grundstufen-Grammatik für Deutsch als Fremdsprache. Erklärungen und Übungen. – Ismaning: Max Hueber Verlag, 2000.

  2. Themen neu 1 (Kursbuch + Arbeitsbuch + CD). – Ismaning: Max Hueber Verlag, 2005.

11.3 Дополнительная литература

  1. Козлова С.В. Сборник упражненеий по грамматике немецкого языка. Часть 1. - СПб.: Лингва, 2006.

  2. Кручинина М.А., Никитина Л.К. Alltag aktuell – Разговорные темы. – СПб.: Лингва, 2005.

  3. Никифорова С.А. Сборник лексико-грамматических упражнений по немецкому языку. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во “Ютас”, 2009.

  4. Паремская Д.А. Практическая грамматика (немецкий язык). Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2004.

  5. Соколова Н.Б., Молчанова И.Д., Гутрова Е.И. Справочник по грамматике немецкого языка. – М.: Просвещение, 2001.

  6. Dreyer H., Schmitt R. Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik.Neubearbeitung. – Ismaning: Max Hueber Verlag, 2001.

  7. Em neu. Brückenkurs. Kursbuch. Niveaustufe B1+. – Ismaning: Max Hueber Verlag, 2008.

  8. Tangram aktuell 1. (Lektionen 1-4. Kursbuch + Arbeitsbuch +CD) – Ismaning: Hueber Verlag, 2009.




11.4 Справочники, словари, энциклопедии





    1. Duden. Die Grammatik. – 4 Auflage. – Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag, 2006.

    2. Duden. Die deutsche Rechtschreibung. – 24. Auflage. – Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag, 2006.

    3. Großwörterbuch Deutsch als Fremdsprache. Langenscheidt: Berlin, München, Wien, Zürich, New York, 2008.

    4. Taschenwörterbuch. Russisch/Deutsch. Deutsch/Russisch. Bertelsmann Lexikon Institut. Gütersloh München: Wissen Media Verlag GmbH, 2004.




    1. Источники в Интернете




  1. http://www.goethe.de

  2. http://www.dw-world.de/

  3. http://www.vorleser.net

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


В процессе преподавания используется аудио- и видеоаппаратура, проектор (для проведения презентаций), а также различные наглядные пособия.

Автор программы С.А. Никифорова