Программа дисциплины опд. Р. 04. Лингвистическое краеведение цели и задачи дисциплины - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины опд. Р. 04. Лингвистическое краеведение цели и задачи дисциплины - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан_____________________

«____»______________20__г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. Р. 04. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины.


Цель курса «Лингвистическое краеведение» – познакомить студентов с основными особенностями функционирования русского языка в различных его формах на территории Западной Сибири (Томской области, г. Томска), а также с важнейшими достижениями томских лингвистов в области исследования регионального языкового материала. В связи с выделением трех тематических блоков (диалектный язык – просторечие – топонимия) задачи курса приобретают комплексный характер и оказываются связанными с тремя аспектами освоения дисциплины:


  • овладение студентами общими и частными теоретическими знаниями по каждому из трех блоков (отличительные особенности (а) вторичных говоров /говоров Сибири/ – среднеобских говоров; (б) городского просторечия как формы национального языка – томского городского просторечия; (в) топонимии как лексического пласта – топонимии Западной Сибири);

  • формирование у студентов умений и навыков лингвистической интерпретации региональных проявлений русского языка (анализ диалектных и просторечных единиц и текстов, отдельных топонимов и их групп);

  • подготовка студентов к преподаванию различных элективных, факультативных курсов, организации внеклассной работы по лингвокраеведческой тематике с учетом различий общеобразовательного уровня и уровня профильных гуманитарных классов школы.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В итоге изучения курса «Лингвистическое краеведение» студенты должны:
Федеральное агентство по образованию >>
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ___________________________ «____» _______________2013 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 Современные воспитательные системы (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цель и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины «Современные воспитательные системы» - углубление знаний о современных воспитательных системах образовательных учреждений и социума. Задачи: 1. Систематизировать знания о воспитательной системе как категории педагогики. 2. Ознакомить с особенностями структуры и содержания воспитательных систем. 3. Сформировать представление о специфике разработки и анализа воспитательных систем. 2.Требования к уровню освоения содержания курса По окончанию курса студент должен понимать природу, сущность, характеристики и особенности современных воспитательных систем. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы Вид учебной деятельности Всего часов Семестр 9 Общая трудоёмкость дисциплины 106 106 Аудиторные занятия 48 48 Лекции 48 48 Практические занятия (ПЗ) - - Семинары (С) - - Лабораторные работы (ЛР) - - И (или) другие виды аудиторных занятий - - Самостоятельная работа 58 58 Курсовая работа - - Расчетно-графические работы - -



  1. знать отличительные особенности русских старожильческих говоров Среднего Приобья, томского городского просторечия, топонимии Западной Сибири, основные проблемы их изучения;

  2. владеть методами описания диалектного языка, городского просторечия, топонимии в их региональной реализации;
    Темы курсовых работ для 1 курса факультета МЭО >>
    Темы курсовых работ для 1 курса факультета МЭО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРОГРАММА КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ для факультета МЭО (280часов) четырнадцатое издание Москва –2006 Программа и планы семинарских занятий для факультета МЭО составлены профессором кафедры экономической теории Киселевой Е.А. Цели и задачи изучения дисциплины «Экономическая теория» Главной целью изучаемой дисциплины является овладение экономическим образом мышления, что предполагает четкое понимание учащимися предмета и метода экономической теории. Студенты должны научиться видеть во всем многообразии хозяйственной жизни основные закономерности экономической деятельности человека и, прежде всего, проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов и альтернативных средств достижения поставленных целей. Важнейшей целью обучения является умение различать нормативный и позитивный анализ, способность применять его при изучения поведения экономических агентов как на микро-, так и на макроуровне. Особо важно изучение экономической теории как фундаментальной базы для освоения других экономических дисциплин, таких, как международные экономические отношения, финансы и кредит, бухгалтерский учет, страхование и др. Задачи дисциплины экономическая теория связаны, прежде всего, с умением применять экономический анализ для исследования конкретных ситуаций как в рамках субъекта микроэкономики, так и в масштабах национальной экономики. Политэкономический аспект изучения экономической теории в современном его понимании предполагает способность учащихся видеть мотивы принятия тех или иных решений государственными органами, экономическую базу различных политических программ и осуществление осознанного выбора в условиях избирательных кампаний на любом уровне. Таким образом, важнейшей задачей изучения экономической теории является формирование субъектов эффективно действующего гражданского общества. Структура курса экономической теории Количество часов Темы Лекции Семинары Раздел I. Введение

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Лингвистические и логические задачи» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии, направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Программа научно-исследовательского семинара «Лингвистические и логические задачи» для направления 035800.62 Фундаментальная и прикладная лингвистика подготовки бакалавра Авторы программы: Борис Леонидович Иомдин, к.ф.н. iomdin@ruslang.ru Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 200 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г Председатель Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Научно-исследовательский семинар «Лингвистические и логические задачи» (I-II модули певрого года обучения) составляет часть учебной программы отделения: «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Программа разработана в соответствии с: - Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010 - Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра; - Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2011/2012 по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2011 году. Цели освоения дисциплины Семинар состоит из двух разделов: лингвистические и логические задачи.

    ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ >>
    Программа дисциплины для студентов Ф ФСО ПГУ 7.18.2/07 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Факультет физики, математики и информационных технологий ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по дисциплине «Программные средства экономических расчетов» Для специальности 050703 «Информационные системы» Павлодар Лист утверждения программы дисциплин для студентов Ф ФСО ПГУ 7.18.2/11 УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ФМ иИТ _____________ Тлеукенов С.К. «__»_________2009г. Составитель: старший преподаватель Аканова А.С. старший преподаватель Бельгибаева С.А. Кафедра информатики и информационных систем ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по дисциплине Программные средства экономических расчетов для специальности 050703 «Информационные системы» форма обучения: заочная на базе ВПО. Программа дисциплины для студентов разработана на основании рабочей программы дисциплины Рекомендована на заседании кафедры от «__» ____________200 протокол №__ Зав. кафедрой __________________________Ж.К. Нурбекова (подпись, Ф.И.О.) Одобрено методическим советом факультета ФМиИТ «______»____________200__г., протокол № ___________________ Председатель МС___________________ А.Т.Кишубаева (подпись) 1. Данные о преподавателях Бельгибаева Салтанат Алтынгазиевна Старший преподаватель кафедры «Информатика и информационные системы» Приемные часы: ГУК А1-102 в соответствии с утвержденным графиком консультаций 2. Данные о дисциплине «Программные средства для экономических расчетов» (3 кредита) Курс рассчитан на 1 семестр. В семестре предусмотрено 12 лекционных занятий, 6 практических, 117 часов самостоятельной работы студентов. Форма контроля — экзамен. Расписание всех занятий, рубежного контроля и зачетно-экзаменационной сессии устанавливаются деканатом. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.

    КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО >>
    Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» 2.5. Реализация образовательных программ СМК – РОП - ООП - 2.5. - 2012 Коммерческое право Согласовано Проректор по учебной работе _______________ Т.А.Кольцова "___"_______________2012 г. УТВЕРЖДЕНО Решением Учёного совета (протокол № 11 от 27.06.2012 г.) П.А. БОРНОВОЛОКОВ КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО Рабочая программа дисциплины Специальность 030501.65 «Юриспруденция» Форма обучения очная, заочная Тюмень 2012 ББК 67.404 К 63 КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2012. 27 с. Рабочая программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Программа включает в себя тематический план, содержание дисциплины, планы семинарских и практических занятий и другие учебно-методические разработки. Одобрено на заседании кафедры трудового и предпринимательского права (протокол № 11 от 4.06.2012 г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол № 10 от 20.06.2012 г.). Рецензенты: Ю. В. Холодионова, к.ю.н., доцент кафедры трудового и предпринимательского права ТГАМЭУП. К. С. Боуш, к.ю.н., преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД ТИПК МВД России. Автор-составитель: к.ю.н., доцент П.А. Борноволоков. © П.А. Борноволоков, 2012 © «ТГАМЭУП», 2012 1. Организационно-методический раздел дисциплины

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры ________________________ протокол от ­­________№___ Заведующий кафедрой ________________________ «УТВЕРЖДАЮ» Декан филологического факультета профессор С.И. Богданов «___»_________________200 г. (подпись) ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Когнитивная лингвистика" Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика Санкт-Петербург 2005 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной лингвистике как современном направлении в языкознании. 2. Задача курса – ознакомить студентов-филологов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит пропедевтический характер. Он рассчитан на студентов-филологов и призван сформировать у них представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой. 4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь представление о предпосылках и истории зарождения когнитивной лингвистики, ее теоретическом фундаменте, основных концепциях и научных трудах видных представителей данного направления. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса: Когнитивная лингвистика как направление научной мысли. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа. Когнитивная грамматика Р. Лангакера. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера. Топологическая семантика Л. Талми. Теория ментальных моделей Ф. Джонсон-Лэрда. Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка. 2. Краткое содержание тем

    Министерство экономического развития и торговли >>
    Факультет инженерно-технологический >>
    имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ Документ СМК 4 уровня УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Ф МР 042-1.01-2013-01 «Учебная программа дисциплины Мировой опыт в управлении качеством» Редакция №1 от «___» ______ 20__ года Факультет инженерно-технологический Кафедра «Стандартизация и биотехнология» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ для подготовки магистров по специальности 6М073200 «Стандартизация и сертификация (по отраслям)» образовательная траектория - «Стандартизация и сертификация пищевой продукции» Курс 2 Форма обучения очная Семей 2013 г Учебная программа дисциплины составлена на основании на основе каталога элективных дисциплин по специальности 6М073200 «Стандартизация и сертификация» 1 РАЗРАБОТАНО Кафедрой «Стандартизация и биотехнология» Государственного университета имени Шакарима г. Семей Руководитель работ, зав. кафедрой, к.т.н. ________ «___» _______ 20__ г. Ж.Какимова 2 РАССМОТРЕНО Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры Зав. кафедрой ________ «___» _______ 20__ г. Ж. Какимова Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г. 3 ОДОБРЕНО Учебная программа одобрена учебно-методическим бюро факультета Председатель УМБ ________ «___» _______ 20__ г. С. Толеубекова Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г. РЕЦЕНЗЕНТЫ

    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет Психологии Программа дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для направления 030300.62 - «Психология» подготовки бакалавра Автор: кандидат биологических наук, доцент, Лихачев Ю.В. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры «Психология» психофизиологии Председатель Зав. кафедрой ____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев .Н. “__7__” ___декабря__ 2004 г. “_7_” сентября 2004 г. Утверждено УС факультета Психологии Ученый секретарь _____________ Старовойтенко Е.Б. «__8__» ___февраля_2005 г. Москва I. Обязательный минимум по ГОС. (Приказ МО РФ от 02.03.2000 N686 для дисциплин Федерального компонента) Индекс ОПД.Ф.06 Зоопсихология и сравнительная психология (90 часов) Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных. I I. Пояснительная записка Требования к студентам: -знание анатомии и физиологии человека в объеме курса "Биология" для средней школы, включая знание формы и строения человеческого организма, составляющих его тканей, органов и систем, процессов жизнедеятельности; знакомство с основными терминами и понятиями

    1. Область применения и нормативные ссылки >>
    Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.68 «Политология», обучающихся по магистерской программе «Политические институты и инновации» изучающих дисциплину «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития». Программа разработана в соответствии с: ФГОС стандартом «Политология» Образовательной программой 030200.68 Политология Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ Для направления 030200.68 «Политология» для магистерской программы «Политические институты и инновации, утвержденным в 2010 г. 2. Цели освоения дисциплины Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную часть подготовки магистров по данному направлению. Актуальность курса обусловлена тем, что интенсивные преобразования современного общества за последние полтора столетия, отечественный исторический опыт убедительно показывают зависимость успешности таких преобразований от учета социально-культурных факторов. Культура как система порождения, отбора, хранения, воспроизводства и трансляции социального опыта является условием, существенно определяющем возможности реализации политических и экономических проектов и программ в национальном и международном масштабах. При этом, она может выступать как ресурсом, способствующим реализации нововведений, так и барьером, порождающим сопротивление их осуществлению. Рассмотрение такого опыта, осмысление роли и значения конкретных социально-культурных факторов, институтов, определяющих результат и характер социально-политических преобразований, возможности экспертизы предлагаемых программ, оценки их перспективности, является важным компонентом подготовки магистров-политологов. Содержание программы курса основывается на работах отечественных и зарубежных авторов, на материалах современных исследований и публикаций, в том числе и выполненных автором курса. Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных разработчиком программы. Целями освоения дисциплины «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития» являются:

    Квалификация (степень) >>
    1. Наименование дисциплины: Системы электронной коммерции 2. Направление: 230100, Информатика и вычислительная техника 3. Квалификация (степень): бакалавр 4. Профиль подготовки: Автоматизированные системы обработки информации и управления 5. Кафедра: автоматизированных систем управления (АСУ) 6. Структура дисциплины Курс Семестр Трудоемкость (в зачетных единицах) Кол-во часов Форма итогового контроля Общее Лекции Практические занятия Лабораторные работы ИРС СРС 4 7 3 108 34 0 17 8 43 зачет 7. Цели дисциплины: дать студентам базовую подготовку по технологиям электронной коммерции и навыки по самостоятельному применению данных технологий, научить применять готовые, и разрабатывать собственные системы электронной коммерции. 8. Содержание дисциплины 1. Теоретические аспекты электронной коммерции Понятийный аппарат. Факторы экономического роста электронной коммерции. Факторы, сдерживающие рост электронной коммерции, позитивные и негативные факторы электронной коммерции. Движущие силы электронной коммерции, влияние электронной коммерции на микро-и- макроэкономику. Виды электронной коммерции. Бизнес-модели электронной коммерции. Электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS) и электронные деньги (E-Cash). Электронный маркетинг (E-Marketing).


  3. иметь навык поуровневого анализа диалектных и просторечных текстов и отдельных языковых фактов, уметь этимологизировать топонимы;

  4. уметь применять полученные знания, умения и навыки при разработке школьного курса лингвистического краеведения, различных элективов лингвокраеведческой направленности, а также в организации внеклассной работы по русскому языку (факультативы, кружки, стенгазеты, олимпиады и т.п.).

3. Объём дисциплины и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

Общая трудоемкость дисциплины

60

60

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

19

19

Практические занятия

19

19

Самостоятельная работа

22

22

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

4. Содержание дисциплины.


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел дисциплины

Всего

Виды занятий

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1.

Русские говоры Среднего Приобья

12

6

6




2.

Томское городское просторечие

8

4

4




3.

Топонимия Западной Сибири

12

6

6




4.

Томская лингвистическая школа

6

3

3





4.2. Содержание разделов дисциплины.


  1. Русские говоры Среднего Приобья.

Русские говоры Сибири: диалектная основа, фонетика, морфология, синтаксис, лексика, диалектное членение. Черты северной диалектной основы, местные инновации, включая влияние языков аборигенного населения Западной Сибири.

Отличительные особенности русских говоров Среднего Приобья на фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном уровнях языковой системы. Диалектное членение говоров Среднего Приобья. Среднеобские говоры в диахроническом аспекте.

Лексикографическое направление в описании говоров Среднего Приобья: словари полные и дифференциальные. Внешние и внутренние критерии дифференциации лексики (диалектно-просторечный словарь; мотивационный словарь, словарь образных слов и выражений, словарь антонимов, словарь вариантной лексики, словарь фитонимов). Словарь языка личности. Обратный словарь.

Работа со словарями, отражающими лексику говоров Среднего Приобья, на занятиях по лингвокраеведению в средней школе.
2. Томское городское просторечие.
Общие вопросы изучения городского просторечия. Термин «просторечие» и соответствующие ему понятия в русской лингвистической традиции (литературное и внелитературное просторечие в лексикологии, понятие о просторечии в истории русского литературного языка, городское просторечие как разновидность устно-разговорной речи). Городское просторечие и другие формы национального языка. Национальное своеобразие русского городского просторечия. Городское просторечие и устная речь города. Классическое и новое городское просторечие. Носители городского просторечия. Вопрос о системном характере городского просторечия. Городское просторечие и культура речи. Цитатное использование просторечных средств. Стилизация просторечия в художественном тексте. Проникновение просторечий в язык СМИ. Проблема обучения русскому литературному языку просторечноговорящих.

Особенности томского городского просторечия. История изучения городского просторечия г. Томска. Основные черты томского городского просторечия: фонетика, морфология, синтаксис, лексика. Томское городское просторечие и среднеобские старожильческие говоры: влияние диалектного окружения на формирование региональной разновидности городского просторечия.


3. Топонимия Западной Сибири.
Общие вопросы топонимики как науки. Собственные имена как часть словарного состава языка и их специфика (семантические, функциональные, словообразовательные особенности). Группы собственных имен (мифонимы и реалионимы; топонимы, космонимы, бионимы). Топонимы и виды топонимов (гидронимы, ойконимы, оронимы, хрематонимы). Собственно топонимы и микротопонимы. История изучения топонимии Западной Сибири (М.А. Кастрен, В.В. Радлов, А.П. Дульзон, Б.Б. Шостакович, Э.Л. Мурзаев, Э.Г. Беккер, Г.П. Вуоно, О.Т. Молчанова, К.Ф. Гриценко, Л.И. Калинина, И.А. Воробьева).

История Западной Сибири и ее топонимические пласты. Угорские топонимы на территории Западной Сибири. Самодийские топонимы на территории Западной Сибири. Кетские топонимы на территории Западной Сибири. Тюркские топонимы на территории Западной Сибири. История заселения Западной Сибири русскими и типы топонимов, соответствующие каждому этапу заселения.

Русская топонимия как поздний топонимический слой на территории Западной Сибири. Типологические особенности русских названий рек и озер Западной Сибири (аффиксальные, сложные, составные топонимы). Русская ойконимия Западной Сибири. Основные принципы этимологизирования русских топонимов и топонимов аборигенных народов Сибири (семантический, словообразовательный, исторический).

Виды и формы работы по топонимике в школе. Элективные и факультативные курсы по топонимике. Сбор топонимического материала. Принципы составления топонимических вопросников. Кружок по топонимике в школе. Топонимические данные в школьном лингвистическом журнале. Использование материалов по топонимике при проведении школьных лингвистических вечеров.


4. Томская лингвистическая школа
Русские говоры Среднего Приобья в трудах ученых Томской диалектологической школы. Основные направления исследования среднеобских говоров в рамках описательной и исторической диалектологии: 1970-1980-е гг.: теоретико-методологическое, лексикологическое, мотивологическое, дериватологическое, топонимическое, лингвоисточниковедческое (В.В. Палагина, О.М. Соколов, О.И. Блинова, И.А. Воробьева, М.Н. Янценецкая, Г.А. Раков и др.); 1990-2000-е гг.: лингвокультурологическое, когнитивное, антрополингвистическое (З.И. Резанова, Т.А. Демешкина, Е.В. Иванцова, Л.Г. Гынгазова, Т.Б. Банкова и др.).

А. П. Дульзон — основатель сибирской топонимической школы.


5. Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
6. Учебно методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Лингвистическое краеведение / Л.А. Захарова, Н.Г. Нестерова, Г.Н. Старикова, Е.В. Мороз. - Томск : издательство ТГУ, 2005. – 166 с

  2. Музейная практика в контексте истории языка и культуры / Т. В. Галкина, Т. В. Никиенко, О. В. Орлова, Н. В. Савельева. – Томск : издательство ТГПУ, 2008. – 123 с.

б) дополнительная литература:




  1. Галкина, Т. В. Томская лингвистическая школа А. П. Дульзона / Т. В. Галкина ; МО РФ, ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2003. – 319 c.

  2. История названий томских улиц / Г. Н. Старикова, Л. А. Захарова, Е. В. Иванцова и др. – Томск : D`Print, 2004. – 401 с.

  3. Томская диалектологическая школа в лицах : биографический словарь / МОиН РФ, ГОУ ВПО ТГУ ; [авт.-сост. : О. И. Блинова, К. В. Гарганеева, Т. А. Демешкина и др.] ; под ред. О. И. Блиновой. – Томск : Издательство ТГУ. – Вып.2. – 2006. – 128 с.,

в) словари:




  1. Арьянова, В. Г. Словарь фитонимов Среднего Приобья в 3-х томах / В. Г. Арьянова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2006-2008..

  2. Вершининский словарь: В 7 т. / Гл. ред. О.И. Блинова. – Томск : Издательство ТГУ, 1998-2002.

  3. Иванцова, Е.В. Идиолектный словарь сравнений сибирского старожила. – Томск, Издательство ТГУ, 2005.

  4. Мотивационный диалектный словарь: Говоры Среднего Приобья / Под ред. О.И. Блиновой: В 2 т. – Томск : Издательство ТГУ, 1982-1983.

  5. Никонов, В. А. Краткий топонимический словарь / В. А. Никонов.-М.: Мысль,1966. – 508 с.

  6. Опыт обратного диалектного словаря / [сост. : О. И. Блинова и др.]. – Томск : Издательство ТГУ, 1973. – 70 с.

  7. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст]/Н. В. Подольская ; АН СССР, Институт языкознания.-М.:Наука,1978.-198 с.

  8. Полный словарь диалектной языковой личности / Под ред. Е.В. Иванцовой. – Т. 1-2. – Томск, Издательство ТГУ, 2006-2007.

  9. Полный словарь сибирского говора / Под ред. О.И. Блиновой: В 4 т. – Томск, Издательство ТГУ, 1992-1995.

  10. Поспелов, Е. М. Географические названия мира : Топонимический словарь : Свыше 5000 единиц / Отв.ред.Р.А.Агеева. – М. : Русские словари, 1998. – 503с.

  11. Розен, М. Ф. Географические термины Западной Сибири / М. Ф. Розен, А. М. Малолетко. – Томск : Издательство ТГУ, 1986. – 205 с.

  12. Словарь диалектного просторечия Среднего Приобья / [Авт.-сост.: Т. Б. Банкова и др.; Под ред. О. И. Блиновой]. – Томск : Издательство ТГУ, 2003. – 368 с.

  13. Словарь народно-разговорной речи г. Томска XVII – начала XVIII века / Под ред. В.В. Палагиной, Л.А. Захаровой. – Томск : Издательство ТГУ, 2002.

  14. Словарь образных слов и выражений народного говора / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск : Издательство ТГУ, 2001.

  15. Словарь просторечий русских говоров Среднего Приобья / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск : Издательство ТГУ, 1977.

  16. Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна р. Оби / Под ред. В.В. Палагиной: В 3 т. – Томск : Издательство ТГУ, 1964-1967.

.
6.2. Средства обеспечения дисциплины.
Аудиокассеты, видеокассеты с записями сообщений информантов, альбомы, материалы полевых записей (итоги диалектологических экспедиций и музейных практик), топографические материалы (карты земельных угодий).
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Магнитофон, видеомагнитофон.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе освоения содержания дисциплины целесообразно начинать каждый раздел с актуализации опорных знаний, умений и навыков по теории языка, русской диалектологии, современному русскому языку, культуре речи и истории русского языка. Особое внимание необходимо уделить способам методического преломления полученных знаний, умений и навыков. Поскольку освещение ряда тем возможно только по малодоступным для студентов источникам (статьи в сборниках небольшого тиража, диссертации), следует предусмотреть вариативность форм итогового контроля (ответ по вопросам – защита исследовательской или методической работы в рамках проблематики курса).
8.1. ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.


  1. В нижеприведенном тексте отметьте фонетические, грамматические и лексические особенности, отдельно выделяя черты, восходящие к северной диалектной основе среднеобских говоров:

У нас семья́ бальша́ // пе́чьф жыле́зныф не́ былъ // пе́ч’ку ру́ску исто́п’ьш // а мне ба́ушкъ ска́зывълъ // пе́рву ла́мпу купи́ли и гъвари́ли / кака́ св’ьтлата́ // в го́ръдь ид’о́т ба́рын’ь и хвасто́м мит’о́т прътува́ры // зза́д’ь на́брънъ-на́брънъ / а сп’ьриде́ нич’о́ нет // шы́ли са́ми нъ рука́х // две фънбары́ – аплисе́ пришйо́ш // веч’о́рки / рабя́тъ дом аткупа́йут / де́фки приду́т // де́фкь с де́фкьй ход’ьт и пайу́т // пато́м па́р’ьн’ с па́рн’ьм пайу́т // ани́ пъцалу́йут каво́ хат’я́т // пато́м кругаву́ пе́сн’у пайу́т //

(с. Коларово Томской обл.)




  1. Определите, какие из нижеперечисленных слов используются носителями томского городского просторечия для обозначения человека (1) высокого / невысокого роста; (2) крупного / некрупного телосложения. Аргументируйте ответ, опираясь на внутреннюю форму слов. Укажите, какие дополнительные семы (денотативные, коннотативные) присутствуют в семантике этих обозначений.

  1. Верзила, верста, громила, долбина, дылда, жлоб, жлобина, жердина, каланча, карапет, карапуз, карапузик, карлик, карлуша, коротыш, лилипут, лилипутик, недоросток, орясина, сохатый, стропила, фитиль, шибздик, шпингалет.

  2. Боров, брюхан, глиста, дохляк, дохлятина, доходяга, корова, пузан, мордоворот, слабак, сухостой, хлюпик.




  1. Прокомментируйте легенды о Томе, Ушае и Басандае с научных позиций.




  1. Составьте программу элективного курса по топонимике Западной Сибири.




  1. Пользуясь приведенной ниже классификацией словарей О.И. Блиновой, охарактеризуйте известные вам томские диалектные лексикографические издания.

ОБЪЕКТ лексикографирования


лексическая микросистема
лексическая макросистема

сл-рь одного говора
однодиалектный (региональный) сл-рь

многодиалектный (сводный) сл-рь



лексика языка
лексика речи

сл-рь диалекта
сл-рь идиолекта

синхронный срез
диахронный срез

сл-рь современного состояния диалекта
исторический сл-рь

ПРЕДМЕТ лексикографирования


вся лексика
часть лексик

с отграничением



полный сл-рь
дифференциальный сл-рь


по внешнему критерию

собственно диалектный сл-рь

диалектно-просторечный сл-рь



по внутреннему критерию

синонимический сл-рь

антонимический сл-рь

мотивационный сл-рь

терминологический сл-рь


Цель лексикографирования





толковый сл-рь

этимологический сл-рь

сравнительно-исторический сл-рь

частотный сл-рь


СПОСОБ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА


по форме (алфавитный порядок)

прямой

обратный


по содержанию

идеографический


8.2. Темы рефератов.


  1. Лексика томской деловой письменности XVII – первой половины XVIII вв.

  2. Городское просторечие Томска в сопоставлении с просторечием Омска, Свердловска, Ижевска и др.

  3. Этимология гидронимов Западной Сибири.

  4. Топонимия населенного пункта (по выбору учащихся)


8.3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.


  1. Территория распространения, краткая история формирования, диалектное членение русских среднеобских говоров.

  2. Фонетика русских говоров Среднего Приобья.

  3. Морфология русских говоров Среднего Приобья.

  4. Синтаксис русских говоров Среднего Приобья.

  5. Лексика и фразеология русских говоров Среднего Приобья.

  6. Основные направления исследований среднеобских говоров в трудах ученых Томской диалектологической школы (обзор).

  7. Явление мотивации слов в русских говорах Среднего Приобья.

  8. Оценочность, экспрессивность, интенсивность как лексические категории диалектного языка (на материале среднеобских говоров).

  9. Образность лексических единиц и особенности метафоры в среднеобских говорах.

  10. Языковая картина мира в диалектном языке и идеографическая классификация словаря среднеобских говоров.

  11. Проблемы диалектного словообразования и специфика функционирования в среднеобских говорах производных слов различного типа (имена лица /деятеля/, отглагольные имена и т.п.).

  12. Семантика деминутива в среднеобских говорах в связи с функционально-стилистической и экспрессивно-стилистической окраской слова.

  13. Особенности описания тематических групп лексики (на материале фитонимики русских говоров Среднего Приобья).

  14. Проблемы изучения языка диалектной личности (носителя среднеобского говора В.П. Вершининой).

  15. Томская диалектная лексикография: типы словарей, краткая характеристика.

  16. Приемы стилизации диалектной речи и просторечия в художественном и публицистическом тексте (на материале произведений томских авторов)

  17. Проблемы обучения русскому литературному языку диалектоносителей и просторечноговорящих.

  18. Работа со словарями, отражающими лексику говоров Среднего Приобья, на занятиях по лингвокраеведению в средней школе.

  19. Городское просторечие и другие формы национального языка. Национальное своеобразие русского городского просторечия.

  20. Городское просторечие и устная речь города.

  21. Вопрос о системном характере городского просторечия.

  22. Городское просторечие и культура речи.

  23. Фонетико-грамматические особенности томского городского просторечия в аспекте влияния диалектного окружения (среднеобских говоров) на формирование региональной разновидности городского просторечия.

  24. Лексика, фразеология и словообразование томского городского просторечия

  25. Общие вопросы топонимики как науки.

  26. История изучения топонимии Западной Сибири.

  27. История Западной Сибири и ее топонимические пласты.

  28. Русская топонимия как поздний топонимический слой на территории Западной Сибири.

  29. Сбор топонимического материала. Принципы составления топонимических вопросников.

  30. Виды и формы работы по топонимике в школе.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540300 Филологическое образование (профиль «Русский язык и литература»)

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

к.ф.н., доцентом кафедры теории языка



и методики обучения русскому языку и литературе _________________И. В. Никиенко
к.ф.н., доцентом кафедры теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе___________Л.В. Дубиной