Программа дисциплины «Основы теории языка» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Основы теории языка» для направления 010400. 68 «Прикладная - страница №1/1




НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Основы теории языка» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра








Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики и прикладной математики

Программа дисциплины «Основы теории языка»


для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»

подготовки магистра

Магистерская программа «Прикладная математика и информатика»

Специализация «Компьютерная лингвистика»

Автор программы:

Т.В.Романова, доктор филологических наук, профессор tvromanova@mail.ru

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «17» октября 2011г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «18» октября 2011г.

Председатель Т.И. Бикметова _______________________


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «27» октября 2011г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________


Нижний Новгород, 2011г

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400.68 "Прикладная математика и информатика", обучающихся по магистерской программе "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика», изучающих дисциплину «Основы теории языка».

Программа дисциплины «Выпуклый анализ» >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Выпуклый анализ» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики отд. Прикладной математики и информатики Программа дисциплины Выпуклый анализ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра специализация «Анализ и принятие решение» Автор программы: Беленький Александр Соломонович Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики 25.02.2013 г. Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель Утверждена Ученым Советом факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика», обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование» по специализации «Анализ и принятие решений», изучающих дисциплину «Выпуклый анализ». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет»; Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Выпуклый анализ» являются

Правительство Российской Федерации >>
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Телекоммуникационные технологии» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Телекоммуникационные технологии» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Автор программы: старший преподаватель И.В.Стеклов e-mail: i.steklov@font.nnov.ru Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Н.И.Кащеев Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2012г. Председатель В.А. Калягин Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Телекоммуникационные технологии». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшая школа экономики, учебным планом университета по направлению 010400.62 – Прикладная математика и информатика, утвержденным в 2012г. Цели освоения дисциплины Целью освоения данной дисциплины является познакомить слушателей с основными тенденциями развития сетевых технологий, в частности , с концепцией Глобальной информационной инфраструктуры и принципами построения её сетевой инфраструктуры, включая методы интеграции глобальных компьютерных сетей с телекоммуникационными технологиями , принципы построения и функционирования систем цифровой электросвязи интегрального обслуживания , систем мобильной связи , а также интеллектуальной сети . Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Информационные системы в организациях для направления 080700.68 Бизнес-информатика подготовки магистра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Нижегородский филиал Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Информационные системы в организациях  для направления 080700.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Автор программы: Шутов А.А., ст. преподаватель, ashutov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий «___»____________ 2010 г Зав. кафедрой Э.А. Бабкин Рекомендована секцией УМС «Математика и информатика» «___»____________ 2010 г Председатель В.М. Демкин Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ «___»_____________2010 г. Председатель Л.Г. Макарова ____________________ Нижний Новгород, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с: ФГОС направления 080700 Бизнес-информатика, степень (квалификация) — магистр бизнес-информатики. Образовательной программой 080700.68 Бизнес-информатика. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.68 Бизнес-информатика, утвержденным в 2010г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Информационные системы в организациях» является освещение ключевых вопросов, связанных с информатизацией современного общества и использованием автоматизированных информационных технологий и систем для повышения эффективности экономической и управленческой деятельности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет компьютерных наук Программа дисциплины "Основы и методология программирования"  для направления/ специальности 01.03.02.62 подготовки бакалавра Автор программы: Зобнин А. И., кандидат физ.-мат. наук (al.zobnin@yandex.ru) Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 01.03.02.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы и методология программирования». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Образовательной программой «Прикладная математика и информатика»; Рабочим учебным планом университета по направлению 01.03.02.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014 г. 2Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Основы и методология программирования» — обучить студентов навыкам программирования на языках Python и C++, необходимым как в дальнейшем обучении (например, на курсе «Алгоритмы и структуры данных»), так и в работе по специальности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные конструкции и идиомы языков программирования Python и С++, необходимые для изучения других дисциплин, предусмотренных базовым и рабочим учебными планами, а также для применения в профессиональной деятельности;

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» для направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины Проектирование информационных систем (адаптационный курс) по направлению подготовки 38.04.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Уровень подготовки:Магистр Автор программы: Грекул В.И., к.т.н., профессор, grekoul@hse.ru Коровкина Н.Л., доцент, nkorovkina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры корпоративных информационных систем « » сентября 2014 г Зав. кафедрой. Грекул В.И. ________________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «___»____________ 2014 г Председатель Таратухина Ю.В. ________________________ Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________2014 г. Ученый секретарь Фомичев В.А. ________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра. Программа разработана в соответствии: с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным 26.06.2011; рабочим учебным планом университета по направлению 38.04.05 бизнес-информатика подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика», специализация «Управление жизненным циклом информационных систем», специализация «Бизнес-аналитика», «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов», утвержденными в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес - информатики Программа дисциплины Совершенствование архитектуры предприятия по направлению подготовки 38.04.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Уровень подготовки: Магистр Автор программы: Понфиленок М.В., преподаватель, E-mail: ponfilenok@hse.ru Казанцев Н.С., преподаватель, E-mail: nkazantsev@hse.ru Горчаков Я.В., доцент, E-mail: jagorchakov@hse.ru Худобин Е.И. преподаватель Одобрена на заседании кафедры Моделирования и оптимизации бизнес-процессов «___» ____________ 20 г Зав. кафедрой А.И. Громов Рекомендована секцией УМС факультета бизнес-информатики «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета факультета бизнес-информатики «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись] Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр, утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ, Протокол от 24.06.2011 г. № 26; Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 38.04.05 бизнес-информатика подготовки магистра 1 курса, утвержденным в 2014 г. Цели освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Автор программы: доцент Штанюк А.А. Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Н.И.Кащеев Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика и информатика» «___»____________ 2012г. Председатель В.А. Калягин Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы организации данных и алгоритмизация». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики. Цели освоения дисциплины Целями освоения данной дисциплины являются как получение теоретических знаний в области организации структур данных и базовых вычислительных алгоритмов, так и практические навыки анализа алгоритмов, составления программ на языках Си и Scheme. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные структуры данных (массив, список, дерево), базовые алгоритмы (сортировку, группировку, инвертирование) развить «программистское» мышление овладеть навыками программирования на языках Scheme и C в плане реализации основных вычислительных алгоритмов и организации структур данных

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом ГО БУ НИУ-ВШЭ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика»;

  • Образовательной программой направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерская программа "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика»).

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика» (магистерская программа "Прикладная математика и информатика" специализация «Компьютерная лингвистика»), утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Основы теории языка» являются знакомство студентов с системно-структурной организацией языка; адаптация студентов, не имеющих базового лингвистического образования к восприятию содержания лингвистических дисциплин и обобщение, повторение этого содержания для студентов, имеющих лингвистическое образование.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основы теоретической лингвистики, в особенности русистики.

  • Уметь анализировать естественно-языковые феномены разных уровней языка(в особенности для русского языка).

  • Иметь навыки распознавания и анализа языковых данных русского и других языков.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знает современное состояние русского языка, включая проблемы его кодификации и колебаний нормы; структуру лингвистической науки и её основные направления; основы теоретической лингвистики; основные особенности естественного языка; основные параметры разнообразия естественных языков, их генетическую, ареальную и типологическую классификацию; единицы, отношения и процессы в фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе.

ОК-1

Ок-2


ПК-1

ПК-4


ПК-7

ПК-13


-способен обобщать информацию, лингвистически анализировать и интерпретировать информацию;

-демонстрирует умение аргументированно изложить свою точку зрения, обосновать идентификацию языкового феномена;

-даёт определение основных понятий и категорий современной лингвистики;

-владеет кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем;

-владеет основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, семантического анализа;

-использует знание о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генетической классификации.



Формы обучения:

-лекции,


-семинарские занятия,

-самостоятельная работа.


Методы обучения:

-репродуктивный,

-сравнительно-сопоставительный,

-эвристически-поисковый(поисковые задачи, проблемные ситуации) и т.д.; наблюдение, анализ, естественный эксперимент, интерпретация языковых феноменов.



Умеет распознавать и анализировать явления фонетической, лексической, морфологической, синтаксической систем русского языка; умеет представлять связи между единицами одного и разных языковых уровней.










Владеет кодифицированным русским языком, сведениями о библиографических источниках и электронных ресурсах, содержащих данные о современном состоянии и истории русского языка; современной лингвистической терминологией.











4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления «Прикладная математика и информатика» данная дисциплина входит в блок адаптационных дисциплин и является обязательной.



  • Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Структуры и модели когнитивной лингвистики;

  • Модели корпусной лингвистики;

  • Семантика текста;

  • Теория речевой деятельности и речевой идентификации.

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Содержание термина язык в лингвистике. Уровневая организация языковой системы.

12

2

2




8

2

Теория фонетики.

12

2

2




8

3

Лексико-семантическая система языка.

12

2

2




8

4
5

6


7

8


Теория грамматики. Морфология как раздел грамматики. Понятие о словоформе.

Части речи в русском языке и принципы их классификации. Сравнительно-сопоставительный аспект.

Морфемная и словообразовательная структура слова. Морфонологические явления на стыке морфем. Словообразовательный тип.

Синтаксис. Основные понятия. Базовые схемы структуры предложения. Функционирование схем. Модификации схем. Типовое значение предложения.

Структурно-семантические разновидности русского предложения.


12

12


12

12

24



2

2


2

2

2



2

2


2

2

2






8

8


8

8

20






Итого

108

16

16




76

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год







Параметры **

1






















Текущий

(неделя)


Контрольная работа

8*

























письменная работа 60 минут































Итоговый

Зачет


9

























Устный и письменный зачёт 90 минут

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка(10 баллов) выставляется при качественной подготовке теоретических вопросовк устной части зачёта по всему курсу, при отсутствии фактических ошибок в контрольной работе (допускается 1-2 негрубые ошибки, которые студент сам исправляет в беседе с преподавателем).

Оценка 8-9 баллов предполагает качественную подготовку к устной части зачёта, 1-2 фактические ошибки в контрольной работе.

Оценка 6-7 баллов выставляется при наличии отдельных неточностей, допускает частичную неполноту ответа и 1-4 фактические ошибки в контрольной работе.

Оценка в 5 баллов выставляется, если контрольная работа содержит более 5 ошибок и устный ответ содержит значительное количество ошибок.

4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в контрольной работе.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в устном ответе или в контрольной работе.

2 балла выставляется при полном отсутствии знаний.

1;0 – неправильные ответы сопровождаются демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к теме и предмету в целом.


7Содержание дисциплины


Раздел /темы

Лекционные занятия

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Литература по разделу (ссылки на источник из раздела «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»

Подготовка к семинарам

Для выполнения заданий по текущему контролю



















1.Языки мира. Языковая система



2ч.

4

4

3,4,7,8,9,13

1.Генетическая, ареальная, типологическая классификация языков
















2.Содержание термина язык в лингвистике. Уровневая организация языка.
















2.Лексическая система языка

2

2

4

4

1,2,5,6,12,13

1.Основные признаки слова.

2.Структура значения слова.

3.Парадигматические группы слов.

3.Фонетическая система языка

1.Сегментные единицы речи.

2.Классификация гласных и согласных звуков русского языка.

3.Изменение звуков в речевом потоке. Фонетические процессы.

4.Суперсегментные единицы речи.

4.Словообразование

1.Виды морфем.

2.Способы словообразования.

3.Словобразовательная модель.



5.Морфология

1.Грамматические категории. Части речи.

2.Именные части речи в русском языке и их грамматические, семантические категории.

3.Система форм русского глагола.

4.Категории глагола.

6.Синтаксис

1.Основные понятия синтаксиса. Синтаксические связи.

2.Базовая схема структуры предложения. Функционирование схем. Модификация схем.

3.Типовое значение предложения. Структурно-семантические разновидности русского предложения.

4.Виды осложнения. Типы сложного предложения.

2

2


4


4

2

2


4


4

4

4


4


16

4

4


4


20

1,2,5,6,13

1,2,5,6

1,2,5,6,10,11, 13


1,2,5,6,10,11,

13






    8 Образовательные технологии:

-проблемные лекции,

-проблемные семинары,

-мастер-классы приглашённых специалистов.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для текущего контроля, проводимого в письменном виде (контрольная работа):

  1. Определите отношения между лексико-семантическими вариантами в словах земля, прелесть. Постройте графы этих отношений.

  2. Сколько звуков в словах? Охарактеризуйте качество звуков. Скамья, вожжи, заросший…

  3. От каких слов и каким способом образованы прилагательные? Укажите разряд прилагательных.

    Безошибочный, внучкин, вдумчивый…

    4.Сгруппируйте слова по частеречной принадлежности. Ответ аргументируйте.



    Разрушаемый, ощутимый, мыслимый, носимый, доказуемый…


7.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

1.Основные особенности естественного языка.

2.Основные параметры разнообразия естественных языков.

3.Генетическая, ареальная, типологическая классификация языков.

4.Отношения и процессы в фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе разных языков.

5.Лексическая система русского языка. Основные признаки слова. Три измерения слова как объекта лексического анализа. Виды парадигматической связи слов. Типы лексических дефиниций. Форма слова/вариант слова.

6.Структура значения слова. Типы лексических значений слова. Типы переносных значений. Виды связи между лексико-семантическими вариантами.

7.Фонетическая система русского языка. Сегментные единицы речи. Классификация гласных звуков русского языка. Фонетические процессы в области гласных звуков.

8. Классификация согласных звуков русского языка. Изменение согласных звуков в речевом потоке.

9. Суперсегментные единицы.

10.Словообразование. Виды морфем. Алломорфы. Способы словообразования.

11. Изменение словообразовательной структуры слова. Словообразовательная модель. Словообразовательный тип. Словообразовательная пара, цепь, гнездо.

12. Морфология. Грамматические категории. Части речи. Именные части речи. Семантические категории существительных.

13. Род, число, падеж существительных. Тип склонения.

14. Семантические категории прилагательных.

15.Лексико-граматические разряды числительных.

16. Система форм русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

17. Категория залога, вида, наклонения глагола.

20. Спряжение глагола.

21. Причастие как особая форма глагола.

22.Синтаксис. Основные понятия. Синтаксические связи.

23. Базовая схема структуры предложения. Функционирование схем. Модификации схем. Типовое значение предложения.

24.Структурно-семантические разновидности русского предложения.

25.Виды осложнения предложения.

26. Виды сложного предложения.

9.3 Примеры заданий итогового контроля


1. Определите в примерах синтаксическую функцию инфинитива.

2. Прокомментируйте случаи, когда формы одного наклонения глагола употребляются в значении другого.

3. Определите залог глагола.

4. Образуйте от глаголов все формы причастий.


8Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает правильность решения задач на семинаре, правильность выполнения домашних работ, задания для которых даются на дом:

Оауд.=Оауд.1(лексика)+Оауд.2(фонетика);

самостоятельную работу по подготовке к семинару. Реферирование литературы и изложение проблемы: О сам. раб.



Оитоговый = Озачёт+Отекущий+Осам.раб.+Оауд.

Из них:


Озачёт – 3 балла (см. теоретические вопросы к зачёту);

Отекущий-контрольная работа 4 балла;

Осам. работа - 2 балла (изучение вопроса по литературе);

Оауд.-1балл.
Оитоговый = 0,3*Озачёт+0,4*Отекущий+0,2*Осам.раб.+0,1*Оауд.

Оценки округляются арифметическим способом.



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


1.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц /Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001.

2.Современный русский литературный язык /Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. - М., 2003.


9.2Основная литература


3.Маслов Ю.С.Введение в языкознание.2-изд.- М,1997.

4.Плунгян В.А. Почему языки такие разные. - М.,1996 (доступна электронная версия).

5.Русский язык / Под ред. Л.Л.Касаткина. М.,2001.

6.Современный русский язык/ Под ред.Л.А.Новикова.3-е изд. - СПб.,2001.


9.3Дополнительная литература


7.Московский лингвистический журнал

8.Journal of Linguistics (Cambridge)

9.Russian Linguistics( Springer)
Справочники, словари:

10.Русская грамматика. Т.1.- М.,1980

11.Русская грамматика. Т.2.- М,1980

12.Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов.- СПб.,1998

13.Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2т./Под общ. ред. А.Н.Тихонова, Р.И.Хашимова.М.:Флинта,2008.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций и семинаров используется компьютер/ноутбук; проектор; экран.

Составитель проф. Т.В.Романова