Программа дисциплины «Процессы модернизации в Восточной Азии» для направления 031900. 68 «Международные отношения» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Процессы модернизации в Восточной Азии» для направления 031900. - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Процессы модернизации в Восточной Азии»

для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины

«Процессы модернизации в Восточной Азии»




для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра

для магистерской программы

«Европейский и Азиатские исследования»

Автор программы: Лузянин С.Г., д.и.н., проф., luzyanin.Sergey@mail.ru

Одобрена на заседании департамента международных отношений

Руководитель А.В. Лукин «___»____________ 20 г
Рекомендована профессиональной коллегией

«Международные отношения и регионалистика »

Председатель «___»____________ 20 г

Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.Б. Коваль________________________

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.68 «Международные отношения», обучающихся по магистерской программе «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», изучающих дисциплину «Процесс модернизации в Восточной Азии».
Программа разработана в соответствии с:


  • стандарт НИУ ВШЭ ;

  • Образовательной программой 031900.68 «Международные отношения»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра специализации «Европейские исследования», утвержденным в 2014 г.
    Раздел 1. Теоретическое представление о конфликте >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Международные конфликты» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Международные конфликты». Программа разработана в соответствии с: стандартом НИУ; Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения» Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.62 «Международные отношения подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Международные конфликты» являются: подготовка бакалавра по дисциплине «Международные конфликты», получение студентом целостного представления и понимания о конфликте, соответствующего уровню современной науки и дипломатической практики. В результате освоения дисциплины студенты должны усвоить современные теоретико-методологические представления о конфликте; изучить специфику конфликтности в отдельных областях; познакомиться с основными инструментами переговорного процесса; выработать способность к самостоятельному пониманию и анализу конфликтов и их урегулированию. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Основные положения конфликтологии как науки Корни возникновения конфликтов, их стадии, основные пути разрешения Суть и процесс урегулирования наиболее известных конфликтов современного мира Уметь: использовать знания в области конфликтологии в изучении международных дисциплин; анализировать конфликтные ситуации в мире; комментировать конфликтные процессы, их причины, прогнозировать последствия для современного мира Иметь навыки (приобрести опыт): анализа и сопоставления; ведения переговорного процесса разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в социуме. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

    Государственное образовательное бюджетное учреждение >>
    Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Физическая культура для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор программы: ст. преподаватель кафедры физического воспитания Федоряченко С.Н. Ученый секретарь________________________________________________ Москва, 2010 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии: - со стандартом ОС ГУ – ВШЭ; -образовательной программойнаправления подготовки 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра; - базовым и рабочими учебными планами университета по направлению подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Восточноазиатский тип капитализма как модель модернизации» являются: понимание процессов модернизации на глобальном, региональном и страновом уровнях, особенностей их протекания в азиатских и западных ареалах мира.

Курс позволяет магистрантам получить понимание и овладеть навыками анализа природы современных процессов модернизации в Восточной Азии через знание экономической и политической специфики восточноазиатской модели капитализма, особенностей внешней и внутренней политики ключевых акторов данного региона. В курсе дана общая характеристика и показаны основные этапы модернизационных процессов в таких странах как Япония, Южная Корея, КНР – Тайвань и других, роль региональных интеграционных проектов (АСЕАН, «Китай – Япония – Южная Корея» и др.) в углублении процессов модернизации.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Арабский язык для направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Арабский язык II ЭТАП (3-4 КУРСЫ)  направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Автор программы: проф. Якушева И.В. iyakusheva@hse.ru; Боднар С.Н., к.ф.н., доц., s_bodnar@mail.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой [Якушева И.В.] Рекомендована секцией УМС факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Председатель [Суздальцев А.И.] Утверждена УС факультета МЭ и МП «___»_____________2011 г. Ученый секретарь [Суздальцев А.И.] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр), изучающих дисциплину «Арабский язык». Программа предназначена для студентов факультета мировой экономики и мировой политики (далее МЭ и МП) НИУ ВШЭ, изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (III – IV курсы). Программа разработана в соответствии с:

Курс предполагает проведение лекционных и семинарских занятий на 1-ом году обучения.

В начале каждого раздела читаются установочные лекции, а затем студенты готовят разбор конкретных ситуаций, предложенных в программе курса, а также сформулированных самостоятельно, и представляют результаты в виде коллективных и индивидуальных презентаций, обсуждаемых на занятиях. На семинарских занятиях также обсуждается литература, приведенная в программе курса. Литература призвана дать общее понимание проблемы, отталкиваясь от которого студенты самостоятельно подбирают источники в ходе подготовки презентации.

Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса >>
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса». Программа разработана в соответствии с: НИУ ВШЭ; Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения», утвержденным в 2012г. 2 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса» является способствовать формированию основных компетенций в области теории и практики конкуренции в период формирования новой экономики, теоретических и практических знаний и умений в области противостояния национального бизнеса глобальной конкуренции, применения стратегических и тактических инструментов формирования конкурентных преимуществ в международном инновационном бизнесе. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: ознакомиться с научно-теоретическими основами теории инноваций, ее сущности и значения для формирования конкурентоспособности международном бизнесе; ознакомиться с научно-теоретическими основами теории конкуренции и ее особенностями в условиях формирования новой экономики; приобрести начальные навыки проведения научно-исследовательской работы в области, связанной с проблемами формирования новой экономики, успешного позиционирования и продвижения фирмы и ее продуктов в международной бизнес-среде в новых условиях;



Правительство Российской Федерации >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Политика и экономика США и Канады для направления 030700.68 «Международные отношения» подготовки магистра специализация «Международные отношения» Автор: ст. преподаватель Суслов Д.В. (dsuslov@hse.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета Мировой экономики и мировой Мировой политики политики Председатель Иванов И.Д. Зав. кафедрой ________________________________ _______________________________ «_____» __________________ 20 __ г. «____»___________________ 20 __ г. Утверждена УС факультета Одобрена на заседании кафедры Мировой экономики и мировой политики Мировой экономики Ученый секретарь Суздальцев А.И. Зав. кафедрой _________________________________ ______________________________ « ____» ___________________ 20 __ г. «___»____________________ 20 __ г. Москва, 2010 г. Курс читается студентам 2 года обучения в магистратуре по направлению «Международные отношения», специализация «Международные отношения». ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ № п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Формы текущего контроля Самостоятельная работа Всего часов Лекции Семин. занятия 1 Американский конституционализм. Верховный суд в политической системе США 1 1 2 2 Конгресс в политической системе США 1 1

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: - природу современных международных отношений в Азии, роль и место восточноазиатских моделей капитализма в международных процессах;

- знать и понимать природу модернизаций в Восточной Азии;

- знать, как объективно оценивать уровень развития и эффективность восточно-

азиатских моделей капитализм;

- знать, какими индикаторами и критериями пользоваться при определении уровня эффективности моделей восточноазиатского капитализма и модернизаций;

- знать, как применять, комбинировать и критически оценивать инструменты, предлагаемые различными теоретическими школами и подходами, для анализа процессов модернизаций в Восточной Азии;

Знать основные аспекты экономики и политики Испании; Уметь >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа « Экономика и политика Испании» для направления 031900.62 « Международные отношения» подготовки бакалавра 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса 031900.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Экономика и политика Испании» Программа разработана в соответствии с: стандартом НИУ ВШЭ; образовательной программой 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра; рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения», утвержденным в 2012 г. 2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономика и политика Испании» является формирование у студентов четких представлений в следующих областях знаний: закономерности и особенности процесса исторического формирования экономики и общества в Испании; современная экономическая, социальная и политическая ситуация в стране; система внешнеэкономических и внешнеполитических связей Испании; характер включения Испании в мировую экономику и мировую политику; место Испании в экономической и геополитической иерархии современного мира; проблемы и перспективы взаимоотношений Испании с Российской Федерацией. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные аспекты экономики и политики Испании; Уметь анализировать экономические и политические процессы, происходящие в Испании; Иметь навыки базового экономического анализа. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Уметь: - использовать полученные навыки в ходе анализа различных международных проблем, выявлять интересы, позиции, ресурсы различных акторов, перспективы разрешения проблемы;

- понимать роль ведущих стран Восточной Азии в международных процессах, глобализации, регионализации.

Федеральное государственное автономное учреждение высшего >>
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» Факультет экономики Программа дисциплины ”Случайные процессы и моделирование” для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра (магистерская программа « Статистический анализ экономических и социальных процессов») Автор – В.Д. Конаков Преподаватель - Л.А. Родионова Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры _____________________________ статистических методов Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ______________В.С. Мхитарян «_____» __________________ 2013 г. «____»________________ 2013 г. Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________2013 г. Москва 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Моделирование методом Монте-Карло является математическим инструментарием, всё более используемым в деятельности банков и страховых компаний для оценки их рентабельности и платёжеспособности. Почему методы моделирования используются в финансовой сфере? Дело в том, что недостаточно изучать поведение финансового субъекта на нескольких простых сценариях. Согласно закону больших чисел, следует тестировать значительное число сценариев, чтобы быть уверенным в надёжности нашей модели. Разумеется, подобные подходы стали возможны лишь с появлением современных быстродействующих компьютеров. Моделирование методом Монте-Карло позволяет описать распределение случайной величины и вычислить её типичное, среднее значение (математическое ожидание). Этот метод используется, когда получение точного распределения на всей популяции слишком сложно или является слишком дорогостоящим. Моделирование Монте-Карло состоит в «искусственном воспроизводстве» выборки достаточно большого объёма. Сначала моделируют выборки с заданным законом распределения, потом вычисляют по этим выборкам оценки интересующих нас характеристик (средние, дисперсии, и.т.д) всей, недоступной для наблюдения, генеральной совокупности (глобальные характеристики). Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Случайные процессы и моделирование” Программа разработана в соответствии с:

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Технологические процессы микроэлектроники для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Факультет «Электроники и телекоммуникаций» Программа дисциплины «Технологические процессы микроэлектроники»  для направления 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств» подготовки бакалавра Автор программы: Николаев Дмитрий Пименович, к.т.н., доцент, dnikolaev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры РЭТ «___»____________ 20 г Зав. кафедрой С.У. Увайсов Рекомендована профессиональной коллегией УМС по электронике «___»____________ 20 г Председатель С.У. Увайсов Утверждена Учёным советом МИЭМ «___»_____________20 г. Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов-аспирантов и студентов направления подготовки специальности «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», обучающихся по программе бакалавриата для изучающих дисциплину «Технологические процессы микроэлектроники». Программа разработана в соответствии с: Государственным образовательным стандартом Образовательной программой для направления «Проектирование и технология радиоэлектронных средств». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 210200.62 Проектирование и технология ЭС . 2. Цели освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200.62 «Политология» Курс 4 Авторы программы: Григорьев И.С., преп. кафедры прикладной политологии Декальчук А.А., преп. кафедры прикладной политологии Одобрена на заседании кафедры « 28 » августа 2012 г. Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»____________20 г. Начальник УМО Шереметова В.В. _____________________ Утверждена УМС «___»_____________20 г. Председатель УМС Чуланова Г.Ю. _____________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; Образовательной программой по направлению подготовки 030200.62 «Политология»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология». Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”» являются: формирование у студентов углубленных научных представлений об основных методах сбора и анализа данных и методологических проблемах и вызовах политической науки; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; расширение у них политологического и профессионального кругозора. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:





Иметь: - представление об особенностях взаимодействия различных акторов, понимать перспективы и ограничения восточноазиатских типов (моделей) капитализма;

- выполнять самостоятельные и коллективные научные проекты (аналитические записки, сценарные варианты развития событий, модели и т.п.) и представлять их результаты, овладеть научной терминологией и навыками ведения дискуссии.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

обосновывает и оценивает целесообразность выбора тех или иных направлений профессионального развития




Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности


СК-М2

способен к комбинированию и использованию методологии теории международных отношений для анализа восточноазиатских моделей капитализма как модели модернизаций

лекции, семинары, подготовка презентаций

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования

СК-М3

владеет методами прикладного анализа мировых политических процессов, оценивает их эффективность и обосновывает целесообразность применения

лекции, семинары, обсуждения в группе
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин социально-экономических и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению 031900.68 « Международные отношения».

Для магистерской программы «Европейские исследования» настоящая дисциплина является курсом. Читается на первом году обучения.



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • мировая политика;

  • мировая экономика;

  • история международных отношений;

  • международное право;

  • международные экономические отношения;

  • политология;

  • новейшая история стран Восточной Азии


  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Раздел 1. Модернизация на Западе и Востоке. Модели капитализма

36

8

8




20

2.

Раздел 2. Региональные особенности модернизаций – Северо-Восточная Азия и Юго-Восточная Азия

72

16

8




48

3.

Раздел 3. Страновые модели восточноазиатских модернизаций – КНР, Тайвань, Япония, Южная Корея, страны АСЕАН

54

16

8




30




Итого

162

40

24




98


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля


1 год

Параметры **

2

3




Эссе

Презентация

Подготовка к семинарским занятиям (чтение литературы, участие в дискуссиях, результаты тестов)


*




5-7 минут, слайды, научный аппарат, список литературы

Презентация Q = 0.2


Подготовка к семинарским зянятиям Q= 0.2

Итоговый

Экзамен






*

В билете два вопроса – по моделям восточноазиатских модернизаций.

подготовка 30 минут, ответ 15 мин.

Q = 0.6



Формы контроля:
а) текущий – опросы студентов и обсуждение в ходе лекций и семинарских занятий; подготовка презентаций (индивидуальных и групповых).

б) итоговый – зачет (с учетом предыдущих выступлений, участия в дискуссиях в ходе семинарских занятий и оценки за контрольные срезы).



6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Итоговая оценка складывается из следующих компонентов:




  1. оценка за активность на семинарских занятиях и качество выступлений

во время дискуссий (20%);
2) оценка за презентацию (20%)
3) оценка за ответ на зачете (60%).
Все вышеперечисленные оценки выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценка за курс определяется как средневзвешенная по приведенной ниже формуле и округляется до целого числа.
О средняя = 0,2хОс + 0,2хОпр + 0,6хОэкз
где Ос – оценка по итогам семинаров, Ок/р – оценка за презентацию, Оэкз – оценка за ответ на зачете.
Если на зачете студент получил меньше 4-х баллов, этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.


  1. Содержание дисциплины



Раздел 1. Модернизация на Западе и Востоке. Модели капитализма
1. Введение в проблематику курса. Модернизация на Западе и Востоке: сравнительный анализ, проблемы теории и методологии.

2. Базовые понятия. Типология модернизаций. Западные политологи о типах и особенностях модернизаций на Западе и Востоке.

3. Экономические критерии модернизации. Политические особенности и критерии модернизации, формы их проявления на Западе и Востоке.
Проблемы для обсуждения:

* Мировая политика: азиатский и восточный тип развития капитализма – альтернативные явления модернизаций или единый процесс?

* Существуют ли «догоняющие» варианты модернизаций азиатских стран? «Форсированный» тип модернизации? «Тупиковый» или тоталитарный вариант развития?

* Каковы основные теоретические подходы к проблемам модернизации в системе «Запад – Незапад»: исторический, политологический, экономический, философско-социологический и культурологический?

* Соотношение понятий: модернизация и развитие (development); «недоразвитие» (under-development) и зависимость (dependency)? Критика теорий развития и модернизации?

* Модернизация и прогресс, «ловушки» модернизации?



Обязательная литература:

  1. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процессы. Под ред. А.В.Воскресенского.- М.,2011

  2. Панарин А.С. Политология: о мире политики на Востоке и на Западе. -М.,1999

  3. Федотова В.Г. Модернизация “другой” Европы. - М., Институт философии РАН. - 1997.- гл. 2.1. «Вызов Азии».

  4. Федотова В.Г. Модернизация и глобализация. - В кн.: Мегатренды мирового развития. Под ред. М.В.Ильина, В.Л.Иноземцева. - М.,2001.

  5. Межуев Б.В. Теория модернизации и геополитика: проблематичность концептуального соотнесения.- В кн.: Мегатренды мирового развития. Под ред. М.В.Ильина, В.Л.Иноземцева. - М.,2001.

  6. Хорос В.Г. Модернизация как общемировой процесс.- В кн.: Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Отв. Ред. А.Д.Воскресенский. - М.,2000.-С.333.


Дополнительная литература:


  1. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. В двух книгах. - М.,2000

  2. Фукуяма Ф. Главенство культур // Русский журнал. - 14.07. 1997 ( http: // tuad.nsk.ru / - history)

  3. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения . - http:// win.logic.ru/Russian/vf/Papers2000/fedotova_4_2000.htm

  4. Тоффлер Э. Третья волна. - М.,1999.

  5. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад – Восток. - М.,1996.- 200 с.

  6. Кульпин Э.С. Восток. - М.,1999.-240 с.

  7. История, культура, цивилизация. - М.,1998

  8. Сравнительное изучение цивилизаций мира. - М.,2000

  9. Фадеева И. Парадигмы модернизации // Азия и Африка сегодня. - 1997. - №3.

  10. Неклесса А.И. Эпилог истории, или модернизация versus ориентализация // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сборник 2.Глобализация и Периферия. // Серия «Научные доклады», №92.- М.: МОНФ, ИМЭМО РАН. – 1999. – С..21 – 56.

  11. Touraine. Modernity and Culturul Specifitties // International Social Science Journal/ 1998. – No 118.


Раздел 2. Региональные особенности модернизаций – Северо-Восточная Азия (СВА) и Юго-Восточная Азия (ЮВА)


  1. «Цена включения» стран Востока в хозяйственную систему стран Запада после Второй мировой войны. Проблема «догоняющей» стратегии развития. Итоги экономического развития развивающихся стран к началу XXI в. проблемы «центр – периферия».

  2. Экономическая эволюция стран Востока и Запада. Экономическая динамика стран Востока. Особенности экономической эволюции колониальной и полуколониальной периферии.

  3. Причины стагнации и отставания стран Востока. «Модернизационные» прорывы XIX – начала ХХ вв. и проблемы «центр – периферия». Генезис экономического роста: эпоха промышленного переворота. Проблема параметров модернизационного процесса в этот исторический период.

  4. Восточная Азия: новые модели экономического роста в послевоенный период. Экономическая модернизация развивающихся стран: тенденции, факторы, социальные последствия.

  5. Политические и экономические эволюции систем в странах СВА – КНР (Гонконг - Тайвань), Япония, КНДР, РК, Монголия.

  6. Поиск новых альтернативных Западу моделей восточноазиатских модернизаций на примере стран НИС – 1 (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея) и НИС – 2 (Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд).

  7. Политические эволюции режимов в странах ЮВА . Авторитарные, демократические, смешанные типы режимов. Проблема авторитаризма и демократии в контексте модернизации.

  8. Современная экономическая модернизация стран Восточной Азии. Достижения, контрасты, парадоксы



Презентации:
- Северо-Восточная Азия: экономика, политика, безопасность

- Юго-Восточная Азия – АСЕАН: проблемы модернизации и развития



Обязательная литература:
  1. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процессы. Под ред. А.В.Воскресенского.- М.,2011

  2. Панарин А.С. Политология: о мире политики на Востоке и на Западе. -М.,1999

  3. Федотова В.Г. Модернизация “другой” Европы. - М., Институт философии РАН.

- 1997.- гл. 2.1. «Вызов Азии».

4. Федотова В.Г. Модернизация и глобализация. - В кн.: Мегатренды мирового развития. Под ред. М.В.Ильина, В.Л.Иноземцева. - М.,2001.

5. Мельянцев В.А. «Восточноазиатская модель» экономического роста: важнейшие составляющие. Достоинства, изъяны. - М.,1999.
Дополнительная литература:


  1. Аваков Р.М. Развивающиеся страны: научно-техническая революция и проблемы независимости. - М.,1976.

  2. Sachs J.D., Warner A. Economic Reform and the Process of Global Integration . - HID. Dev. Disc. Paper. No 552. - Cambridge (Mass), 1996

  3. Адрианов В.Д. НИС в мировом капиталистическом хозяйстве. - М.,2001

  4. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира. - М.,1990

  5. Уляхин В.Н. Научно-технический прогресс: азиатский вариант. - М.,1992

  6. Устинов И.Н. Мировая торговля. - М.,2000.

  7. Экономические реформы в Азии в переходный период. Сб. статей. Отв. Редактор Г.И.Чуфрин. - М.,1996.

  8. Динкевич А.И. Азиатская модель экономической модернизации – поучительный опыт.- В кн.: Экономические реформы в Азии в переходный период.- М.,1996.

  9. Кузнецова С.И. Неформальный сектор в афро-азиатском городе .- В кн.: Авторитаризм и модернизация в странах Азии и Африки.- М.: ИНИОН,1994.- С.51 – 123

  10. Вооруженные силы и военная экономика стран Азии. Аналитический справочник. М.: ИВ РАН, 2008.- 318 с.



Раздел 3. Страновые модели восточноазиатских модернизаций – КНР, Тайвань, Япония, Южная Корея, страны АСЕАН



  1. Китайская модель модернизации (КНР), особенности и ресурсы развития. Проблема политической эволюции КНР. Потребности дальнейшего развития и идеология.

  2. Тайваньская модель экономической и политической модернизации. Сравнительный анализ модернизации острова и материка.

  3. Экономическая составляющая китайского опыта модернизации. Прогнозы и гипотезы китайских вариантов модернизаций. «Социализм с китайской спецификой» (КНР) или «капитализм с китайской спецификой» (Тайвань).

  4. «Японское экономическое чудо» конца 60-х - 70-х годов ХХ в.: причины и особенности.

  5. Варианты будущих азиатских модернизаций в контексте японского опыта.

  6. Современные черты японской модернизации. Технологический, культурно-цивилизационный и геополитический аспекты. Перспективы японской модернизации. Новые и страые вызовы Японии в нач. XXI в.

  7. Модернизация и авторитарная модель Сингапура

  8. Стратегия и особенности модернизаций НИС «второй волны» — Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд.

  9. Проблемы развития периферийных стран ЮВА: вьетнамский сценарий, Бирма, Лаос. Внутренние и внешние факторы модернизаций.

  10. Глобализация и азиатская периферия, особенности воздействия. Оценка результатов, возможностей и перспектив модернизации стран ЮВА.


Презентации.
- Китайские альтернативы модернизаций – КНР, Тайвань

- Японская модель модернизации. Вызовы и ресурсы



- Сингапур – остров будущего
- Обязательная литература:

  1. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. – М.,2009.- 560 с.

  2. Островский А.В. Тайвань накануне XXI века. - М.,1999.- 220 с.

  3. Китай в мировой политике. Учебное пособие /Отв. редактор А.Д.Воскресенский.- М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2005.- 528 с.

  4. Васильев В.Ф., Ю.О.Левтонова. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М.,2004 (2-ое изд.).- 151 с.

  5. А.В.Торкунов, Е.П.Уфимцев. Корейская проблема: новый взгляд.- М.,2001.

  6. Г.И.Чуфрин. Экономические реформы в Азии в переходный период. - М.,1997.

  7. Л.В.Хай. Теория и практика модернизаций стран Восточной и Юго-Восточной Азии. - М.,1998.

  8. Юго-Восточная Азия в 2007 г. Актуальные проблемы развития. М.: ИВ РАН, 2008 .- 224 с.


Дополнительная литература:


  1. Э.Гуревич. Сингапур. Эволюция внешнеполитической доктрины // Азия и Африка сегодня. – 1997. - №9.

  2. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Стратегия развития и экономическая реформа. - М.,2001.- 367 с.

  3. В.Ф.Васильев, Ю.О.Левтонова, Г.С.Шабалина. Юго-Восточная Азия: люди и труд. - М.,1999.- 239 с.

  4. Лыонг Вьет Хай. Ускоренная модернизация в странах Восточной и Юго-Восточной Азии // Философские исследования. – 1998. - № 1.

  5. О.Г.Барышникова. Модернизация экономики Филиппин в переходный период.- В кн.: Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. - М.,1997.- С.49 – 58.

  6. Е.А.Фомичева. Становление современной государственности в Таиланде.- Там же, с.97 – 112.

  7. Д.В.Мосяков. Тоталитаризм и его распад в современной истории Камбоджи.- Там же, с.112 – 124.

  8. Е.В.Кобелев. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986 – 1997).- М.,1999

  9. Political change in Thailand: Democracy a. Participation / Ed. By Hewison K. – L.; N.Y.: 1997 .- XV, 301 p.

  10. О.Г.Барышникова. Большая Манила в 90-е годы (опыт модернизации инфраструктуры и создания новых «центров роста»).- В кн.: Города-гиганты Нусантары и проблемы их развития. - М., 1996.

  11. А.Ю.Другов. Политическая власть и эволюция в политической системы Индонезии.-М., 2001
  1. Образовательные технологии


Предусмотрено проведение ролевой игры, направленной на понимание особенностей формирования и функционирования китайской модели модернизации, включая анализ различных сценариев дальнейшего развития.
    1. Методические рекомендации преподавателю


Нет.
    1. Методические указания студентам





  1. Изучение рекомендованной литературы

  2. Самостоятельный поиск информации и литературы

  3. Подготовка коллективного проекта по анализу конкретной ситуации (презентация PowerPoint)

  4. Подготовка индивидуального проекта по анализу конкретной ситуации (презентация PowerPoint)

  5. Проработка позиции для участия в ролевой игре
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Список вопросов заранее магистрантам не дается. Разрешается пользоваться конспектами и материалами работы на семинаре. В билете два вопроса. Магистрант выбирает один и отвечает на него.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Восток – Запад: сравнительный анализ моделей модернизаций. История и современность.

  2. Процессы экономической поляризации азиатских стран, группы, типологии и методики классификаций стран Востока на основе экономических показателей

  3. Движущие силы процессов модернизаций и формирования капиталистических моделей на Востоке. Роль внутренних рынков. Место развивающихся стран в международном разделении труда и движении капитала.

  4. Современные темпы экономического роста развивающихся стран (РС), внутренние и внешние пропорции развития. Неоднозначность итогов экономической модернизации и развития РС.

  5. Современная социально-политическая модернизация в странах Восточной Азии: «вызовы» и «ответы» XXI века.

  6. Особенности политических процессов и политических модернизаций в традиционных и посттрадиционных обществах: авторитарные, демократические, социалистические, капиталистические модели Востока.

  7. Социальный и социокультурный контекст политических модернизаций на Востоке

  8. Роль армий и силовых элит на Востоке в политических и социальных трансформациях.

  9. Модели социально-политических трансформаций в РС, типологии трансформаций.

  10. Модернизация и социальные общности Востока на современном этапе. Ускорение дифференциации и углубление неоднородности социальных групп и классов РС. Проблема углубления этнической и конфессиональной неоднородности в ходе восточных модернизаций.

  11. Общая характеристика региона Северо-Восточной Азии (СВА). Геоэкономические, идеологические параметры. Экономические ресурсы региона, специфика и трудности региональной интеграции.

  12. Проблемы безопасности в регионе СВА в контексте модернизационных процессов. Тайваньский и межкорейский факторы. КНДР и стратегия «опоры на собственные силы». Тупиковые варианты развития.

  13. Модернизация и идеология. Малые формы модернизаций (Монголия). Эволюция монгольского фактора в идеологическом и региональном измерениях.

  14. Китайский фактор влияния в регионе. Тайваньская модель политических модернизаций: от авторитарной, однопартийной системы к многопартийности и демократии. Проблема объединения КНР и Тайваня.

  15. Взаимодействие вопросов безопасности и модернизации Прогнозы и перспективы региональной модернизации в СВА.

  16. Юго-Восточная Азия. Институциональные возможности АСЕАН.

  17. Общая характеристика региона. Исторические и современные параметры влияния АСЕАН на процессы модернизации в регионе (1967 – 2012 гг.).

  18. Модернизация хозяйства стран ЮВА в 70 е –90 е гг. XX в., этапы и факторы экономической модернизации. Экономические и социально-политические аспекты.

  19. Опыт КНР (конец 70-х – 2012 гг.): теоретические подходы к проблемам китайской модернизации. Проблема соотношения цивилизационной (конфуцианской) и институциональной составляющих в китайском опыте.

  20. Японская модель модернизации. Послевоенная Япония 50-х – начала 60-х годов ХХ в. и современная (2012 ) Япония.

  21. Сингапурская модель модернизации. Концепция Ли Куан Ю, проблема «конфуцианского капитализма». Исторические этапы реализации доктрины Ли Куан Ю.

  22. Современные параметры сингапурской модели. Финансово-экономические, политические и цивилизационные измерения.

  23. Монгольская модель модернизации и развития.

  24. Индонезийская модель модернизации и развития.

  25. Вьетнамский путь развития .

  26. Корейские альтернативы. Южная Корея – вариант модернизации и Северная Корея – путь в тупик?

  27. Периферийные модели развития (Лаос, Камбоджа, Мьянма)



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Нет.

10.2.Дополнительная литература

В качестве учебника возможно использование:




  1. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процессы. Под ред. А.Д.Воскресенского.- М.,2011

  2. Межуев Б.В. Теория модернизации и геополитика: проблематичность концептуального соотнесения.- В кн.: Мегатренды мирового развития. Под ред. М.В.Ильина, В.Л.Иноземцева. - М.,2001.

  3. Хорос В.Г. Модернизация как общемировой процесс.- В кн.: Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Отв. Ред. А.Д.Воскресенский. - М.,2000.-С.333.

Студентам будет предложен ридер.
10.3 Источники в Интернете:
Магистрант самостоятельно подбирает литературу. При подготовке к семинарам магистранты активно должны использовать зарубежные публикации, вновь выходящие книги, а также статьи из журналов, в частности:


  1. Мировая экономика и международные отношения

  2. Проблемы Дальнего Востока

  3. Международные процессы http://www.intertrends.ru/index.htm

  4. Полис

  5. Россия в глобальной политике http://www.globalaffairs.ru

  6. Pro et Contra

  7. International Organization

  8. World Politics

  9. Foreign Affairs http://www.foreignaffairs.org/

10.Foreign Policy http://www.foreignpolicy.com
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины