Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200. 62 «Менеджмент» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200. 62 - страница №1/2




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социология»

для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент»







Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии
Программа дисциплины «Основы социологии»


для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология»

Автор программы:

Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru

Одобрена на заседании кафедры общей социологии

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Покровский Н.Е.

Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г

Председатель В.Г. Ледяев
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе.

Программа разработана в соответствии с:



  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту;

  • Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г.



2.Цели освоения дисциплины


Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории.

Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения первого раздела курса «Теоретические основы социологии»» студент должен:

  • Студент должен знать понятийный и концептуальный аппарат современной социологии.

  • Уметь применять освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире

  • Иметь навыки описания различных социальных явлений с позиция теоретических подходов современной социологии

  • Уметь формулировать исследовательскую проблему, проверять гипотезы, применяя данные адекватных социологических методов;

  • Уметь выделять преимущества и ограничения как экономического, так и социологического методов анализа конкретных явлений;
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Обладает способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (формируется частично);


ОК-1

- Распознает в текстах и выступлениях социально значимую информацию;

- Умеет анализировать социальные явления в терминах и категориях социологической науки;




- Лекции, дающие базовые представления современных подходах к изучению социальных процессов;

- Семинарские занятия, на которых обсуждаются теоретические концепции и проводится анализ первоисточников.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт профессиональной переподготовки специалистов Программа учебной дисциплины « Стратегический менеджмент » для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Подсыпанина Татьяна Дмитриевна к.э.н., доцент, tpodsypanina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Общего и стратегического менеджмента» «_____» __________________ 2013 г. Зав. кафедрой Н. Б. Филинов ________________________________ Утверждена УС факультета «менеджмент» «____» ____________________2013 г. Ученый секретарь А.Т.Шамрин ________________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими ВУЗами без разрешения кафедры «Общего и стратегического менеджмента» НИУ ВШЭ Пояснительная записка Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО; ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент» Цели освоения дисциплины Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды .



Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)


ОК-2

- Умеет четко сформулировать основную излагаемую мысль;

- Владеет техникой грамотной аргументации;

- Демонстрирует знание основных правил и принципов построения научного текста


- Семинарские занятия, на которых студенты выступают с докладами и сообщениями,

- Консультации по темам эссе.



Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы,

происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию



(формируется частично)

ОК-3

- Способен определить проблему в рамках социально - экономических событий

- Использует социологические данные для поиска ответов на обозначенную проблему

- Применяет для анализа проблемы адекватные социологические методы, умеет определять и использовать данные для формулирования ответов на четко определенные конкретные и абстрактные проблемы;

-Демонстрируют знания и понимание в области изучения. Эти знания формируют основу для трудовой деятельности или профессии, личностного развития и продолжения обучения для завершения первого цикла;

Правительство Российской Федерации >>
Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200.62 «Менеджмент» Для подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Немецкий язык для направления 080200.62 — «Менеджмент» 2 курс Автор программы: Никифорова С.А., к.ф.н., sanikiforova@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «29» августа 2012 г. Зав. кафедрой И.Ю. Щемелёва ________________________ Согласована УМО «___»_____________2012 г. Начальник УМО ________________________ Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2012 г. Председатель А.А. Кайсаров ________________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ, изучающих дисциплину «Немецкий язык». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Образовательной программой направления 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ 2 курс, утвержденным в 2012 г. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Немецкий язык» являются формирование и развитие у студентов коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности, связанных с получением и передачей информации в различных областях знаний и сферах деятельности; развитие у студентов навыков самостоятельной работы над материалом на иностранном языке. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Учитывая то, что студенты ранее не изучали немецкий язык на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: читать тексты на немецком языке, учитывая его фонетические особенности;



- Лекции, дающие базовые представления о способах анализа социально- экономических процессов

- Семинары, рассматривающие исследовательские кейсы



Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК -2); (формируется частично)



ПК-2

-Могут применять свои знания и понимание в профессиональных контекстах.

-Лекции, дающие теоретические материалы

Способен использовать знания в работе с коллективами людей и отдельными

работниками в управленческой деятельности (формируется частично)



ПК -5

-Могут передавать собственное понимание, умения и деятельность коллегам своего уровня, руководителям и клиентам.
Знать: >>
"Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» юридический факультет Учебная программа дисциплины «Административное право» для направления 080200.62 Менеджмент 4 курс Автор: кандидат юридических наук Смирнова Анна Анатольевна Санкт-Петербург 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Менеджмент», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Административное право». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Административное право» является обретение студентами знаний, умений и навыков по различным направлениям (видам) юридической деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной), осуществляемой при взаимодействии органов государственной власти с гражданами и юридическими лицами в сфере государственного управления. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – понятие и сущность государственного управления; – понятие и систему административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; – источники административного права, систему административного законодательства и административно-правовые нормы; – субъектов административного права, состав административно-правовых отношений и их участников; – институты административного права; – административно-правовые формы и методы управления, административно-правовые режимы; – основания административно-правовой ответственности и порядок привлечения к ней; – понятие и структуру административного процесса, виды и стадии административных производств; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – административно-правовую организацию государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере.


-Практические занятия, позволяющие развить навыки работы в коллективе

Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает

основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы,

конференции

(формируется частично)


ПК-54

- Демонстрирует понимание принципов формулирования исследовательской проблемы

- Имеет представление об основных источниках социологической информации и демонстрирует понимание в отношении принципов их использования.



-Лекции, дающие теоретические материалы

-Семинарские занятия, позволяющие реализовать теоретические положения в рамках учебной практики





4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.

Для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Прикладная политология» настоящая дисциплина является обязательной в цикле «Б1 – гуманитарный, социальный и экономический» общих дисциплин (базовая часть).

5.Тематический план учебной дисциплины





№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельные работы










Лекции

Семинары




1

2

3

4

5

6

Нижегородский филиал >>
Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» для направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» для подготовки магистра Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса»  для направления 080200.68 – «Менеджмент», магистерской программы «Маркетинг» подготовки магистра Авторы программы: Альтшулер Игорь Григорьевич, altsh@sandy.ru Александровский Сергей Владимирович, s.alexandrovsky@gmail.com Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Д.А.Фоменков _____________________ Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов _____________________ Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2012г. Председатель Т.В. Радаев _________________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин ______________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 - Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» по специализации «Маркетинг инноваций», изучающих дисциплину «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса». Программа разработана в соответствии с: Программа разработана в соответствии: Образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Образовательной программой направления подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр, утвержденным в 2011 г.

1

Предмет и метод социологии. Основные этапы эволюции социологической мысли.




2

4

8

2

Специфика человеческой жизнедеятельности.

8


2

0.5

2

3

Социальные группы и социальные отношения

15

3

1

1 эссе

10


4

Социальные роли, нормы, ценности


Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 040100.68 «Социология» по специальности «Демография» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социологии Программа дисциплины «Демографическая история и демографическая теория» для направления 010100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Автор д.э.н. А.Г. Вишневский (avishnevsky@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «11»_марта_ 2012 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 2012 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии В.Г.Ледяев «___»_____________2012 г. Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2012 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 – «Социология» подготовки магистра, обучающихся на магистерской программе «Демография». Программа разработана в соответствии с Рабочим учебным планом по направлению 040100.68 Социология для магистерской программы "Демография" утвержденным в 2011 г. и Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики». 2Цели освоения дисциплины

8

2

1

2

5

Социальный контроль и отклоняющееся

поведение



9

3

1

2

6

Социализация: основные концепции


7

4

0.5

2

7

Понятие общества. Социальная структура и стратификация

12

6

3

8

8

Социальная мобильность


7

2

1

4

9

Культура и общество.

Многообразие культур.




8
Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.


4

2

2

10

Социальные институты.


12

2

0.5

1

11

Религия как социальный институт.




4

2

3

12

Наука как социальный институт. Основы социологии знания.




4

0.5

2

13

Семья как социальный институт

8
Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет логистики Программа дисциплины Управление логистическим сервисом для направления 080200.62 и 080500.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Авторы программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры Логистики Председатель Зав.кафедрой « » 200 г. « » 200 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь « » 200 г. Москва 2012 1. Пояснительная записка Автор программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Учебный курс «Управление логистическим сервисом» относится к дисциплинам специальности «Управление логистической инфраструктурой» (УЛИ). Его изучение базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (ОПД) как "Маркетинг", «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства и коммерческой деятельности», «Основы логистики» и тесно связано со следующими дисциплинами специальности: «Логистика снабжения», «Логистика производства», «Логистика распределения», «Логистические посредники в цепях поставок». Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, владение знаниями по основам менеджмента, основам логистики. Аннотация:


2

1

2




Всего

108

42

18

48



6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

2

3

4







Текущий

(неделя)



Контрольная работа

1







Кафедра общей социологии

Тест (25-30 вопросов, проводится на семинаре)

Эссе

1







Кафедра общей социологии

20-25 тыс. знаков

Домашнее задание




11

1

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Кафедра общей социологии

Регулярная подготовка к семинарским занятиям

Итоговый

Зачет







1

Кафедра общей социологии

Защита эссе







1




Письменная работа, 60 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки за все виды контроля выставляются по 10-балльной шкале с учетом правил округления, перевод 10-балльной оценки в 5-балльную осуществляется по следующей схеме:

«отлично»: 8-10;

«хорошо»: 6-7;

«удовлетворительно: 4-5;

«неудовлетворительно»: 3 и менее.

Шкала оценки знаний студентов - Итоговая оценка по 10 (5) –балльным системам

10-балл

5-балл

Навыки и умения

Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение Логистики Кафедра Управления логистической инфраструктурой Программа дисциплины «Стратегическое управление логистической инфраструктурой» для подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» Магистерская программа «Стратегическое управление логистикой» Авторы: профессор Федоренко Анатолий Иванович e-mail: fedoren@yandex.ru Рекомендована секцией УМС логистики Одобрена на заседании кафедры УЛИ Председатель зав. отделением логистики Зав. кафедрой д.э.н., профессор Дыбская В.В. д.э.н., профессор Федоренко А.И. ______________________ ________________________ «__» _________________ 2011 г. «__»_______________ 2011 г. Москва, 2011 г. Тематический план учебной дисциплины Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) Самостоя-тельная работа в том числе Лекции Семинары Тема 1. Стратегии развития логистической инфраструктуры 34 5 2 27 Тема 2. Методы обоснования стратегических решений по развитию логистической инфраструктуры 15 3 2 10 Тема 3. Стратегия развития транспортных систем. 14 2 2 10 Тема 4. Методология и основные принципы проектирования и организации регио-нальных логистических систем (РЛС) и размещения мультимодальных логисти-ческих центров 47 5 2 40

1

2

Студент не знает базовых понятий, теорий, эмпирических исследований, рассматриваемых в курсе.

2

3

4

3


Студент в основном знает базовые понятия, теории, эмпирические исследования, рассматриваемые в курсе, полученные знания основных теоретических и эмпирических исследований фрагментарны.

5

6

4

Студент хорошо знает все основные понятия, теории, эмпирические исследования, имеет представление о программах и эмпирических исследованиях в данной области, в некоторых случаях способен интерпретировать факты в понятиях изученных теорий.

7

8

5


Студент хорошо знает все базовые понятия и теории, способен в основном применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

9

Студент очень хорошо знает все базовые понятия и теории, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.

10

Студент проявил исключительные способности при изучении программы курса, полностью освоил рассматриваемые в курсе теоретические модели; имеет полное представление о программах и результатах эмпирических исследований в этой области, способен свободно применять полученные знания, то есть интерпретировать эмпирические факты в понятиях изученных теорий.



7.Содержание дисциплины


Тема 1. Предмет и метод социологии. Основные этапы эволюции социологической мысли. Система социальных наук. Модель человека в социологии и экономике: сравнительный анализ. Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии. Основные этапы развития социологии. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода, социальная статика и социальная динамика. Учение Маркса о законах функционирования и развития общества, концепция классовой борьбы и социальной революции. Развитие Дюркгеймом теории социологического метода, учение о коллективном сознании, теория религии. Концепция Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Основные функции современной социологии: описание, объяснение социальных процессов, их предвидение и формирование. Проблема социального прогнозирования. Соотношение функционального и конфликтологического подходов, противостояние позитивистской и понимающей социологии.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 254 – 276.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 21 – 32 .

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14 – 24.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 5 – 20.


Дополнительная литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, 39-72.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994. С 78-308.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М. 1990. С. 44-272.


4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. – Книжный дом «Университет», 2001, с. 61 – 132, 163 – 190.

5. Дюркгейм Э. Метод социологии. – М.: КАНОН, 1995, с. 7 – 40.

6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Политиздат, с. 5 – 9.

7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 64 – 81.



Тема 2. Специфика человеческой жизнедеятельности. Основные принципы социологии.
Сообщества животных и сообщества человека. Особенности взаимодействия между людьми. Знак, символ, язык. Творческая природа человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Понятие социального наследования. Специфика учений о человеке до возникновения научной социологии. Основные предпосылки возникновения социологии. Особенности социологического подхода к человеку, предмет и метод социологии. Модель социологического человека. Основные положения позитивного метода. Структура современного социологического знания, полипарадигмальная структура современных социальных наук, теории среднего уровня.
Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 20 – 43.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 204 – 221.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14-24.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 20 – 26.


Дополнительная литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993, 39-72.

2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. – Книжный дом «Университет», 2001, с. 4 – 60.

3. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. – М.: Ритм, 2010.

4. Лобок А. Антропология мифа. – Екатеринбург, 1997, с. 35-68.


Тема 3. Социальные группы и социальные отношения. Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 43 – 57.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 204 – 221.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 130-168.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 191 – 232.


Дополнительная литература

  1. Алеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

  2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.,1982.

  3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование — СПб.: Питер, 2004, с. 232-239.

  4. Дюркгейм Э. Самоубийство. – М., 1997.

  5. Зайгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.

  6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2000.

  7. Мендра А. Основы социологии. – М.: NOTA BENE, 2000, с. 39 – 74.

  8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006, с. 360 – 390.

  9. Пригожин А.И. Современная социология организации. – М., 1995.

  10. Тичи Н., Деванна М. Лидеры организации. – М., 1990.


Тема 4. Социальные роли, нормы и ценности. Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Межролевые и внутриролевые конфликты. Способы разрешения ролевых конфликтов. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Нравственные и правовые нормы, их специфика. Понятие обычая, его универсальность. Обычаи как формы социальной регуляции, функции обычая. Обычаи в традиционном и современных обществах. Обычаи и ритуалы. Ритуал как способ взаимодействия со священными предметами (Дюркгейм). Ритуал как способ «распредмечивания» идеального содержания культовых предметов (Лобок). Понятие аномии, роль аномии в современном мире. Понятие ценности. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии. Консенсус и конформизм.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 58 – 70.


Основная литература

  1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 34 – 41.

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000, г.3, 7.3. – 7.4.

3. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 72-79.

4. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 43 – 53.


Дополнительная литература
1. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

2. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996, гл. 10.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000 С. 56 – 88; 177 – 183.

4. Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1997.

6. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

7. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление М.: Республика. 1994? c/ 11 - 336

8. Лобок А. Антропология мифа. – Екатеринбург, 1997, с. 35-68.

9. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994.

10. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994,

11. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с. 243 – 320.

12. Сусоколов А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. – М: Русская панорама, 2006, с. 35 - 48

13. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 2007.

Тема 5. Элементы социального поведения. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории. Протестантские девиантные общины и их роль в становлении Западного капитализма (М. Вебер).
Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 71-76.


Основная литература
1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 92 – 116.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 197-243.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 101 – 119.

Дополнительная литература


  1. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.

  2. Беккер Г. Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения. М, 1994.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М. 1990. С. 44-272.

  4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995, 37 – 62.

  5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006.

  6. Ломброзо Ч. Преступный человек.. — М.: Эксмо ; МИДГАРД, 2005.

  7. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.

  8. Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – Русская панорама, 2006, с. 126 – 130.

  9. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1989, с. 202 – 308.



Тема 6. Социализация личности, основные концепции. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 76-85.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 54 – 73.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 108-129.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 74 – 86.


Дополнительная


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.

  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии. – М.: Вопросы психологии. 1966/6.

  3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Орудие и знак в развитии ребенка. // Выготский Л.С. Соч.,

т. 6, 1984.

4. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. – М., 2000.

5. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. — М., 2009.


  1. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. М.: «Ритм», 2010.

  2. Михайлов ЙФ.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1989.

  3. Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1989, с. 425 – 439.



Тема 7. Понятие общества. Социальная структура и стратификация. Понятие общества. Общество и культура. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ, их противоречивость. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ.
Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 93-114.



Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 158 – 171.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 57 – 76; 273-286.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 14 – 20, 232 – 255.


Дополнительная литература
1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. – М.: Академический проект, 2007.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000, с. 56 – 79; 167 – 183.

3. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS. М., 1993, т. 1, вып. 2, с. 137–150.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования, №5, 1994, с. 147-157.

5. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования, 1992, №11.

7. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Политиздат, с. 5 – 9.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.243 – 558.

10. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996, с. 222-244, 265-282, 287-298.

11. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006, с. 57 – 102.

Тема 8. Социальная мобильность. Социальная мобильности и ее критерии. Понятия горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Мобильность и миграция. Групповая и индивидуальная мобильность. Социальные процессы в российском обществе на разных этапах его развития. Социальная структура, возникновение новых и распадение старых социальных групп и слоев. Понятие «социальных лифтов». Социальная мобильность в традиционном, индустриальном и постиндустиральном обществах. Особенности социальной мобильности в царской, советской и современной России.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 115-120.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 171 – 179.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 84-94.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 232 – 247.


Дополнительная

1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. – М.: Академический проект, 2007.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования, №5, 1994, с. 147-157.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования, 1992, №11.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998, с. 244 – 255.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.243 – 558.

7. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М., 1996, с. 222-244, 265-282, 287-298.

8. Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М.: Academia; 2005.


Тема 9. Культура и общество. Многообразие культур. Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типология Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Взаимодействие культур. Эволюционизм и плюрализм, позитивистская и понимающая социологии о возможностях и перспективах взаимодействия культур. Постиндустриальное общество и его культурные характеристики.
Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 120-126.


Основная литература

  1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 34 – 53.

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 2000.

3. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 40-63.

4. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 332 – 346.



Дополнительная литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

2. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991, 258 – 385.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. Садохина А.П. – М.: «Юнити-Дана», 2002.

4. Данилова Е, Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда // «Мониторинг общественного мнения», №3 (65), 2003.

5. Клакхон К. Зеркало для человека. СПб., 1998.

6. Малиновский Б. Динамика культурных изменений // Малиновский Б.: Избранное. – М.: «Роспэн», 2004.

7. Сусоколов А.А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. – М: Русская панорама, 2006, с. 236 – 306.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М.: «Прогресс», 1991.

9. Хофстеде Г. Организационная культура: Управление человеческими ресурсами. – Спб.: «Питер», 2002.

10. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

11. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. – М.1: «Айрис-пресс», 2003.

Тема 10. Система социальных институтов. Религия как институт.

Понятие социального института, основные элементы социального института. Функции социальных институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты современного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпосылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии: был ли безрелигиозный этап в истории человечества? Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, специфика функций религии в современном мире. Религия и экономика: хозяйственная этика мировых религий (протестантизм, православие). Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Основные мировые религии.

Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 154-156; 170-182.


Основная литература

  1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 9-28; 65 – 83, 202 - 208

2. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 322 – 343.

3. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 460 – 471.

4. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 158 – 177.
Дополнительная литература



  1. Белла Р. Социология религии// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии

Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996, с. 665 – 677.

  1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000, с. 325 – 384.

  2. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М. 1994. С 78-308.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения. М. 1990. С. 44-272.

5. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Там же, с.43-77.

6. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996, с. 111 -145, 438-441, 469-471.

7. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1995.

8. Жижек С. Кула и карлик. М., 2009.

9. Зиммель Г. К социологии религии // Избранное: в 2 тт. М., 1996, с. 618-635.

10. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998.

11. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Капитал. Критика политической экономии. Т 1. // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии \ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 85-88.

12. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006, с. 309 – 356.

13. Трельч Э. Социальныеучения христианских церквей и групп // Религия и общество…

14. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М. 1989.




Тема 11. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака. Семья как малая группа и социальный институт. Типологии брака:, моногамия, полигамия (полигиния, полиандрия), причины их возникновения (основные концепции). Типология семьи: нуклеарная, расширенная (патриархальная), неполная. Понятие рода, его признаки. Экзогамность и эндогамность. Социальные функции семьи: экономическая, воспроизводства населения, социализации, статусная, релаксационная, регулирования сексуальных отношений. Семья в современном обществе, тенденции развития современной семьи, основные дискуссии. Гендер как социологическая категория. Гендерные проблемы современного общества.
Базовый учебник

1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. – М.: Русская панорама, 2011, с. 159-170.


Основная литература

1. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 277 – 298.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 390-427.

3. Фролов С.С. Социология. – М.: Проспект, 2011, с. 182 – 191.


Дополнительная литература


  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, М., 1995.

  2. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

  3. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века (социологические проблемы). СПб., 1999.

  4. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1933.

  5. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.). Санкт-Петербург, 1999.

  6. Рождественская Е.Ю. Социологическое измерение возраста // Вестник Российской Академии Образования.2000, № 2, с.53-63.

  7. Социология семьи. Под ред. А.И..Антонова. М.:ИНФРА-М, 2005.

  8. Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006, с. 123 – 129.

  9. Феминология. Семьеведение: Учебное пособие. М., 1996.


8.Образовательные технологии


Основными формами аудиторных занятий являются лекции и семинары. Подготовка к последним предполагает активную самостоятельную работу студентов как с учебно-методической, так и с научной литературой. Занятия на семинарах включают в себя опрос студентов, доклады, дискуссии, письменное тестирование.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента





    1. следующая страница >>