Программа дисциплины «Современные информационные технологии в банковской деятельности» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Современные информационные технологии в банковской деятельности» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики

Программа дисциплины
«Современные информационные технологии

в банковской деятельности»

для направления 38.04.08 «Финансы и кредит»

Магистерская программа «Финансы»

Специализации «Финансовые рынки и банковская деятельность»

подготовки магистра

Автор программы:

Кораблев Ю.В., к.э.н., доцент кафедры банковского дела

Одобрена на заседании кафедры банковского дела « » 2014 г.

Зав. кафедрой М.И. Гуревич

Рекомендована секцией УМС «Экономика» « » 2014г.

Председатель М.А. Штефан
Утверждена УМС НИУ ВШЭ - Нижний Новгород « » 2014г.

Председатель В. М. Бухаров


Н.Новгород, 2014 г.



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.08 "Финансы и кредит" подготовки магистра магистерской программы «Финансы», изучающих дисциплину .

Программа разработана в соответствии с:

ОС НИУ ВШЭ по направлению 38.04.08 "Финансы и кредит";

ОПП для направления 38.04.08 "Финансы и кредит";

Рабочим учебным планом университета по подготовке магистров по направлению 38.04.08 "Финансы и кредит" магистерской программой «Финансы», специализации «Финансовые рынки и банковская деятельность», утвержденным в 2014г.

При разработке программы использовались материалы программ дисциплин «Контроллинг в банках», авторы Краминский А.М., Зубов С.А. (для магистерской программы «Финансовые рынки и финансовые институты») и дисциплины «Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке», автор Усоскин В.М. (для бакалавриата).

2.Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины является формирование у студента целостных представлений о современных информационных технологиях, внедряемых и используемых как в рамках отдельных кредитных организаций, так и в банковской системе в целом.

Белорусский государственный университет информатики и >>
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники «Утверждаю» Проректор по учебной работе БГУИР ______________ Хмыль А.А. «___» ________ 2003г. Рабочая программа по курсу «Современные информационные технологии» для магистрантов БГУИР. Вид занятий Часы Лекции 54 Экзамен 46 ИТОГО 100 Минск 2003г. Программу подготовили: зав. каф. ВМиП, профессор Синицын А.К. профессор кафедры ВМиП Колосов С.В. зав.каф. АиУСВЧ, профессор Кураев А.А. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедра ВМиП 08.09.2003г. Зав.кафедрой А.К.Синицин Цели и задачи курса. Цель курса - повышение уровня подготовки специалистов в области информатики и вычислительной техники. Настоящая программа составлена для магистрантов всех специальностей. Предполагается, что после изучения стандартного курса «Программирование» все магистранты имеют представление об архитектуре, функциональных возможностях и программном обеспечении ПК; о структуризации, алгоритмизации, программировании и подготовке задачи для решения на ПК, а также об элементарных численных методах решения конкретных задач. Основная задача курса - дать магистрантам необходимые знания о состоянии и практическом использовании динамически развивающихся современных инструментальных средств ПК, вычислительных алгоритмов и стандартного программного обеспечения ПК для математического моделирования задач своей предметной области. Магистранты должны: получить представление о современных операционных системах и инструментальных пакетах программ; познакомиться с основными методами математического моделирования и постановки вычислительного эксперимента при решении прикладных задач в различных предметных областях. Содержание дисциплины. Курс предусматривает лекции и выполнение индивидуальной выпускной работы. В конце курса - экзамен. Обучение по данной программе организуется с ориентацией на ПЭВМ типа Пентиум. При этом важное место уделяется выполнению индивидуальной работы, причем выбор метода и инструментальных средств для реализации задания определяется и обосновывается самим магистрантом. Содержание курса

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:



  1. формирование теоретических и практических знаний в области использования контроллинга;

  2. формирование теоретических и практических знаний о функционировании национальной платежной системы;
    Федеральное агентство по образованию >>
    «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ___________________________ «____» _______________2013 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 Современные воспитательные системы (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цель и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины «Современные воспитательные системы» - углубление знаний о современных воспитательных системах образовательных учреждений и социума. Задачи: 1. Систематизировать знания о воспитательной системе как категории педагогики. 2. Ознакомить с особенностями структуры и содержания воспитательных систем. 3. Сформировать представление о специфике разработки и анализа воспитательных систем. 2.Требования к уровню освоения содержания курса По окончанию курса студент должен понимать природу, сущность, характеристики и особенности современных воспитательных систем. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы Вид учебной деятельности Всего часов Семестр 9 Общая трудоёмкость дисциплины 106 106 Аудиторные занятия 48 48 Лекции 48 48 Практические занятия (ПЗ) - - Семинары (С) - - Лабораторные работы (ЛР) - - И (или) другие виды аудиторных занятий - - Самостоятельная работа 58 58 Курсовая работа - - Расчетно-графические работы - -


  3. ознакомление с практикой использования информационных технологий в банковских системах зарубежных стран;



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


    1. основные характеристики контроллинга, специфике его применения в банках;

    2. правовые и технологические особенности функционирования национальной платежной системы;

Уметь:

    1. использовать инструменты и методы контроллинга;

    2. оценивать эффективность проведения расчетов через различные платежные системы;

    3. анализировать и адаптировать опыт зарубежных стран в области банковских платежных технологий;

Иметь навыки (приобрести опыт):

    1. анализа законодательных актов и трактовки правовой информации, регулирующих функционирование платежной системы Банка России;
      РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра информатики и вычислительной техники >>
      Регистрационный № ТД-I.016/тип. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ Учебная программа для высших учебных заведений по специальности I-40 01 02 Информационные системы и технологии (по направлениям) I-40 01 02-02 Информационные системы и технологии (в экономике) СОСТАВИТЕЛЬ: Е.Н. Живицкая, доцент кафедры экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра информатики и вычислительной техники Института подготовки научных кадров НАН Беларуси (протокол № 5 от 23.01.2003); А.А. Бейда, профессор кафедры информационных технологий автоматизированных систем Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси«Международный институт трудовых и социальных отношений», кандидат физико-математических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ Кафедрой экономической информатики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 15 от 10.02.2003); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (прото- кол № 3 от 21.12.2005) СОГЛАСОВАНА C: Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники; Начальником Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь; Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа «Основы информатики и программирования» разработана для специальности I-40 01 02 Информационные системы и технологии (по направлениям) по направлению специальности I-40 01 02-02 Информационные системы и технологии (в экономике) высших учебных заведений. Дисциплина «Основы информатики и программирования» открывает цикл дисциплин по информационным технологиям, изучаемых студентами на протяжении всего курса обучения в университете. Она обеспечивает формирование у студентов базовых понятий и навыков, без которых невозможно изучение последующих дисциплин данного направления, а также эффективное использование информационных технологий в специальных дисциплинах. Цель изучения данной дисциплины – овладение знаниями и навыками проектирования простейших информационных систем с использованием языка программирования С, формирование компьютерной грамотности и подготовка студентов к использованию современных компьютеров и базовых технологий в качестве инструмента для решения практических задач в своей предметной области. В результате изучения дисциплины «Основы информатики и программирования» студент должен: знать:

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА >>
      Изменения в программе и их обоснование: В 10 классе за счет резервного времени добавлены темы «Структура информации», «Иерархия. Деревья», «Графы». Изменена очередность изучения разделов рабочей программы. Разделы (модули) Информационно-коммуникационные технологии и Сетевые информационные технологии изучаются в 10 классе, а разделы(модули) Алгоритмизация и программирование вычислительного процесса и Введение в объектно-ориентированное программирование – в 11 классе. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как такая последовательность соответствует последовательности разделов в учебнике (1 часть -10 класс, 2 часть – 11 класс). Цели учебного предмета В ходе изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне, согласно требованиям стандарта, достигаются следующие цели: освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах; овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления; воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией; приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда. Для реализации поставленных целей в учебнике имеется весь необходимый теоретический материал, который закрепляется практическими заданиями и упражнениями.

      ПЕДСОВЕТ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ» >>
      «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ» Форма проведения: деловая игра «Крестики – нолики». Цель: повысить эффективность профессиональной деятельности педагогов и внедрить современные воспитательные технологии в ДОУ. Подготовка Подбор вопросов для игры и составление конспектов. Составление табличек и маленьких карточек с названиями команд «Крестики», «Нолики». Подготовка мольберта с доской. Разработка словесных игр экологического содержания для дошкольников. Самостоятельная подготовка педагогов: -определение понятия «дидактическая игра»; -изучение раздела «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой и др.; - разработка перечня дидактических игр экологического содержания для своей возрастной группы. Повестка дня Доклад «Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей». Ярмарка дидактических игр экологического содержания. Итоги тематического контроля «Готовность групп и помещений к учебному году». Знакомство с видеоматериалами «Умные игры для малышей» из серии «Творческая мастерская Игоря Шадхана и ООО «ОКСВА». Организация 1-я часть. Вступительное слово заведующего детским садом, поздравление с началом нового учебного года, пожелания и напутствия. Доклад «Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей» - выступление педагога дополнительного образования – эколога. 2-я часть. Деловая игра для педагогов «Крестики-нолики». Атрибуты: таблички с названиями команд «Крестики», «Нолики»; маленькие карточки «Крестики», «Нолики» (фишки за правильные ответы); оформленная доска; мягкий маленький мяч. Педагоги разделяются на две команды и располагаются за двумя игровыми столами. В качестве разминки каждая команда дает свое определение понятию «дидактическая игра и называет литературный источник, из которого оно взято. Проводится жеребьевка за право первого хода. Предлагается назвать компоненты дидактической игры. (Дидактическая задача, игровые действия, игровые правила.) Вопросы-задания. Дидактическая игра – метод обучения и метод самостоятельной игровой деятельности. Действия воспитателя при обучении с помощью дидактической игры. (Воспитатель руководит детьми и учит их, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.)

      Введение Роль информационной деятельности в современном обществе >>
      Роль информационной деятельности в современном обществе Основные понятия. Информационная деятельность. Информатика. Информационные технологии. Компьютер, его возможности и сферы применения. Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Такую деятельность называют информационной. Ядром информатики являются информационные технологии. Информационные технологии – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий. Первоначально компьютер создавался для автоматизации вычислений. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Сегодня компьютер и помощник в бизнесе, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее, например, с помощью электронной почты быстро передать и получить информацию. Благодаря всему этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Начался процесс информатизации общества. Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

      ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ >>
      ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ: ПОПУЛЯЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» Направление 020201 «Биология» Магистерская программа 510603 «Зоология позвоночных» Статус дисциплины: 992 ДНМ (федеральный компонент) Томск – 2009 Одобрено кафедрой _зоологии позвоночных и экологии Протокол № 62 от «12» февраля 2009 г. Зав. кафедрой ____________________ _Н.С. Москвитина__ Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии М.В. Олонова «______» ____________200__ г. Рабочая программа по курсу «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ: ПОПУЛЯЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (020201 – биология), утвержденного 10 марта 2000 г. Общий объем курса 150 часов. Из них – лекционные 32 ч., практические – 12 ч., самостоятельная работа студентов – 90 ч. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 3,8 зач. ед. Составитель: Л.Б. Кравченко, доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Рецензент: д.б.н., профессор М.П.Мошкин I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель спецкурса - получение студентами представлений о наиболее актуальных и перспективных направлениях исследований в популяционной физиологии. Задачами курса является знакомство с основными проблемами и вопросами, стоящими перед современной зоологией в рамках расматриваемых направлений, методами и подходами, используемыми для их решения, а также последними результатами исследований в каждой из областей. Место курса - Входит в цикл дисциплин направления Требования к освоению курса сводятся к следующему: По окончании курса студент должен иметь представление о наиболее актуальных и перспективных направлениях исследований в популяционной физиологии. Иметь теоретическую базу и практические навыки, позволяющие самостоятельно формулировать проблему и выбирать адекватные методы ее решения в любом из рассмотренных направлений с использованием своего объекта исследования. . II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. История развития популяционных исследований в зоологии: смещение в современных исследованиях акцентов в сторону познания проксимальных и эволюционных (ультимативных) механизмов поддержания популяционного гомеостаза.

      Экономическое содержание задачи >>
      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» Экономический факультет Кафедра «Экономическая информатика» Абрамов А.А. , Шалыминов А.О. Информационные технологии в экономике для специальности 060800 Экономика и управление на предприятии Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Н.Новгород 2008 1. Общие указания к выполнению контрольной работы В процессе обучения по специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии» студенты не только усваивают большой объем зна­ний, но и учатся применять их на практике. Кроме этого, они должны разви­вать навыки и умения исследовательской деятельности, являющейся необхо­димой предпосылкой повышения уровня их профессиональной подготовки. Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения контрольной работы по дисциплине "Информационные технологии в экономике". Контрольная работа на заочном отделении выполняется в соответствии с программой обучения на экономическом факультете для студентов, обучающихся по специальности 06.08.00 «Экономика и управление на предприятии». Выполнение контрольной работы и ее защита являются частью учебного про­цесса подготовки квалифицированных специалистов. Основная цель работы - углубление и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области информационных технологий и их реализации с применением ПЭВМ для принятия управленческих решений. Контрольная работа представляет собой творческий процесс, позво­ляющий студентам проявить оригинальность, научную добросовестность и личную инициативу при изучении выбранной темы. Используя общеметодические принципы исследования в процессе на­писания контрольной работы, студенты должны научиться применять на практике различные формы обобщений, теоретические и практические сравнения и аналогии, построение различных видов технологического обеспе­чения для решения поставленной задачи. Всестороннее рассмотрение выбранной темы позволит студенту под­вести итоги исследования, сформулировать теоретические выводы и выбрать практические рекомендации. Подготовка и защита контрольной работы позволит студентам приобрести опыт и знания, необходимые при написании дипломных работ. Степень научности, эффективности решения поставленных задач в рам­ках выполнения контрольной работы зависит от творческих, аналитических и личных способностей и активности студентов. Процесс подготовки, написания и защиты контрольной работы включает следующие этапы: Выбор темы и предварительное ознакомление с литературой. Составление плана контрольной работы.

      Правительство Российской Федерации >>
      Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Формирование семьи и рождаемость: современные тенденции и их исследования»  для направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра про специальности «Демография» Авторы программы: Захаров Сергей Владимирович, к.э.н., (szakharov@hse.ru) Сакевич Виктория Ивановна, к.э.н. (vsakevich@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры Демографии «18___»__ноября___ 2010 г Зав. кафедрой – М.Б.Денисенко Рекомендована секцией УМС Секция “социологии” «___»____________ 20 г Председатель - И.Ф. Девятко УС факультета Социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Г.В.Иванченко ________________________ [подпись] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.68 - «Социология» подготовки магистра социологии по специальности «Демография» Программа разработана в соответствии с: Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра социологии по специальности «Демография»

      Машиностроение >>
      Состоялась телеконференция "Машиностроение: информационные технологии для эффективного управления в новых экономических условиях" 2 июня 2009г. фирма "1С" и ИТ-холдинг "1-й Архитектор бизнеса" провели телеконференцию на тему "Машиностроение: информационные технологии для эффективного управления в новых экономических условиях". Целью данной конференции было рассмотрение возможных решений актуальных для сегодняшних условий задач: сокращение затрат, эффективное управление ресурсами, повышение производительности труда и многое другое на примере различных отраслевых решений. В числе докладчиков был заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов, а также большое количество руководителей крупных машиностроительных предприятий. Они поделились своим опытом, привели примеры повышения эффективности работы, производительности труда и конкурентоспособности предприятия при использовании различных решений. Слушатели смогли ознакомиться с совместными решениями фирмы "1С" и фирм разработчиков для автоматизации управления и учета в машиностроении, приборостроении, судостроении, авиастроении, металлообработке, и практикой их использования в новых экономических условиях. На телеконференции присутствовали несколько крупных представителей отрасли, такие как ЗАО "Русская Энерго Машиностроительная Компания", Конструкторское бюро "Аметист", МПО им. И. Румянцева, Солнечногорский механический завод, НПП Аэросила и др. Данные предприятия в настоящий момент являются клиентами ИТ-холдинга "1-й Архитектора бизнеса", выразив желание приобрести отраслевое решение "1С:Машиностроение 8". После докладов значительное время было посвящено ответам докладчиков, разработчиков, экспертов, методистов "1С" на вопросы участников телеконференций из всех городов, в которых проходило мероприятия. Ответы на вопросы транслировались для всех участников телеконференции через Интернет в "прямом эфире". На вопросы, требующие длительной подготовки, ответы слушателям были даны письменно в персональном порядке. По завершении трансляции докладов были организованы демонстрации программных продуктов. Специалисты ИТ-холдинга "1-й Архитектор бизнеса", имеющие огромный опыт внедрения различных программных продуктов фирмы "1С", в том числе и отраслевых решений, провели консультации и ответили на все поставленные вопросы.

      Федеральное агентство по образованию >>
      Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОРОНЕЖСКИИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Центр дополнительного профессионального образования «УТВЕРЖДАЮ» Начальник центра дополнительного профессионального образования ____________________И.А. Здор «_____» _____________ 2009 г. Программа переподготовки "Информационные технологии в менеджменте" Итоговая аттестация БИЛЕТ №1 Мировой рынок информационных услуг. Основные понятия. Стандарты в области программного обеспечения: понятие стандартизации в области информационных технологий, связь с качеством программного обеспечения. Обзор моделей баз данных Практическое задание: на учебном узле сайта управления информационных технологий назначить себе задачу «Выполнить практическое задание экзамена». Во время назначения проверить – существует ли такая учетная запись. Отредактировать созданную задачу, добавив в название фразу «на отлично». Из MS Outlook поставить состояние «Завершенные». Удалить. Восстановить. Добавить в список две задачи с разным процентом выполнения. Создать представление с изображением итогов: Среднее по проценту завершения Председатель ГАК _____________________________________________________________________________________ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОРОНЕЖСКИИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Центр дополнительного профессионального образования «УТВЕРЖДАЮ» Начальник центра дополнительного профессионального образования ____________________И.А. Здор «_____» _____________ 2009 г. Программа переподготовки "Информационные технологии в менеджменте" Итоговая аттестация БИЛЕТ №2 Основы коммерческого использования информационных ресурсов. Модели разработки программного обеспечения: рациональный унифицированный процесс (RUP). Базы и банки данных. Первый закон нормализации с примером. Практическое задание: на учебном узле сайта управления информационных технологий назначить себе три задачи с разными сроками окончания. Создать представление в виде диаграммы Ганта. Из MS Outlook проставить процент выполнения. На домашнюю страницу Учебного узла добавить web-часть Задачи. Председатель ГАК


    2. современных методов сбора, обработки и анализа правовых данных;

    3. самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Профессиональные компетенции (ПК)

Способность:



  • анализировать риски компаний и финансовых институтов и разрабатывать программы и инструменты управления рисками;

  • составить аналитические обоснования руководству компании для принятия стратегических решений в компаниях, финансовых институтах и разработки их финансовой политики;

  • реализовывать финансовую политику компаний и финансовых институтов;

  • самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности (риска), разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;

  • разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности;

  • строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности;

  • создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности.

ПК-12
ПК-20

ПК-27

ПК-31


ПК-32
ПК-38

ПК-40


В научно-исследовательской деятельности студент достигает следующих результатов:

  • способен проводит комплексный анализ банковских информационных технологий;

  • собирает, обрабатывает, анализирует и систематизирует информацию по теме исследования;

  • презентовать результаты исследования законодательных актов.

В проектно-экономической деятельности:

  • демонстрирует способность к формированию аналитических заключений по теме исследования;

  • предлагает инновационные решения в сфере информационных технологий в банком секторе;

  • обосновывает

собственные оригинальные предложения по совершенствованию платежных систем банковского сектора.

В консалтинговой деятельности:

  • анализирует существующие формы организации управления в кредитных организациях с точки зрения обеспеченности информационными технологиями.

В организационно-управленческой деятельности:

  • демонстрирует

способность анализировать, обобщать и использовать нормативно-правовую базу для оценки текущего положения и перспектив развития банковской отрасли.


  • лекционные и

семинарские занятия, самостоятельная работа студентов,

  • подготовка

презентаций и выступление с докладами,

  • проведение научных

дискуссий,

  • использование

активных форм обучения (бизнес-ситуации, кейсы).




4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору в рабочем учебном плане для направления 38.04.08 "Финансы и кредит" подготовки магистра, читается на 1-ом курсе в 3-ем и 4-ом модуле.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Деньги, кредит, банки

  • Финансовые рынки и финансовые институты

  • Зарубежные банковские системы

  • Учет и экономический анализ в кредитных организациях

  • Денежно-кредитная политика и ее роль в макроэкономической стабилизации

  • Банковский менеджмент

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать

  • Основные экономические теории и категории;

  • Правовые основы деятельности Банка России и коммерческих банков;

  • Особенности функционирования национальной платежной системы;

  • Английский язык на уровне не ниже Intermediate.

Уметь

  • Оценивать состояние и перспективы развития финансовых рынков,

  • Использовать статистическую базу и аналитические материалы Банка России и надзорных органов других стран для анализа особенностей платежных систем,

  • Оценивать влияние макроэкономической ситуации в стране на изменение в банковском секторе;

  • Искать и систематизировать источники литературы и данные с использованием электронных ресурсов НИУ ВШЭ;

Владеть навыками:

  • Методов работы в базах данных и основных компьютерных офисных программах;

  • Составления обоснований по предлагаемым рекомендациям по совершенствованию деятельности банка,

  • Формировать и представлять в надлежащем виде научный аппарат исследовательских работ.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • НИС «Современные проблемы исследования финансовых рынков и финансовых институтов»

  • Обеспечение экономической безопасности в банковских системах

  • Платежные системы и пластиковые карты

  • Системы качества банковской деятельности

5.Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Использование контроллинга в банках

1

Введение в контроллинг. Инструменты и объекты контроллинга в банке

24

6

2

16

2

Виды и объекты контроллинга

22

4

2

16

3

Показатели оценки деятельности банка

22

4

2

16

4

Информационно-аналитическая поддержка контроллинга

22

4

2

16

5

Практические аспекты контроллинга в банке

30

6

4

20

Раздел 2. Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке

1

Общие принципы организации и функционирования платежных систем

24

4

2

18

2

Формы и инструменты банковских расчетов

24

4

2

18

3

Системы межбанковских расчетов

24

4

2

18

4

Организация межбанковских расчетов в РФ

24

4

2

18




ИТОГО

216

40

20

156

6.Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

3 модуль

4 модуль

Параметры

Текущий

Контрольная работа

4

6

Тестирование (80 минут)

Письменная аудиторная контрольная работа (80 минут)



Итоговый

Экзамен




*

Письменное тестирование (80 минут)


6.1. Критерии оценки знаний, навыков



Дисциплина «» ориентирована на формирование у студентов теоретического блока знаний по курсу, а также практических профессиональных навыков, в силу этого занятия состоят из лекционных и семинарских занятий. Большой упор делается на самостоятельную работу студентов. В ходе обучения студенты должны выполнить ряд практических заданий (домашних и аудиторных), подготовить доклад, принять участие в деловой игре и дебатах.

Текущий контроль проводится в форме контрольной аудиторной работы, состоящей закрытых тестовых вопросов, а также проверки заданий для самостоятельной работы; формами текущего контроля являются также опросы на семинарских занятиях, оценки работы в аудитории. Задания для самостоятельной работы представляют собой набор практических заданий по изучаемым разделам дисциплины.



Результатом проверки компетенций, полученных студентом в ходе освоения данной дисциплины, является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
  • Оценка 10 баллов выставляется при блестящем выполнении контрольных работ (без недочетов и с правильными, четко сформулированными, содержательными выводами), при активной аудиторной работе, творчески выполненных домашних заданиях и при высшей оценке по результатам экзамена (10 баллов)

  • Оценка 9 баллов выставляется при отличном выполнении контрольных работ с единственным недочетом при условии правильных, четко сформулированных, содержательных выводов, при активной аудиторной работе, отлично выполненных домашних заданиях и при высокой оценке по результатам экзамена (9 баллов)

  • Оценка 8 баллов выставляется при отличном выполнении контрольных работ с некоторыми недочетами при условии правильных, четко сформулированных, содержательных выводов, при активной аудиторной работе, отлично выполненных домашних зданиях и при высокой оценке по результатам экзамена (8 баллов)

  • Оценка 7 баллов выставляется при хорошем выполнении контрольных работ с единственной ошибкой в ответе при условии четко сформулированных, содержательных выводов, при недостаточно активной аудиторной работе, хорошо выполненных домашних заданиях и при хорошей оценке по результатам экзамена (7 баллов)

  • Оценка 6 баллов выставляется при хорошем выполнении контрольных работ, не более, чем с двумя ошибками в ответах при условии четко сформулированных, содержательных выводов, при недостаточно активной аудиторной работе, хорошо выполненных домашних заданиях и при хорошей оценке по результатам экзамена (6 баллов)

  • Оценка 5 баллов выставляется при удовлетворительном выполнении контрольных работ, более, чем с двумя ошибками в ответах, при недостаточно четко сформулированных выводах, при неактивной аудиторной работе, удовлетворительно домашних заданиях и при удовлетворительной оценке по результатам экзамена (5 баллов)

  • Оценка 4 балла выставляется при удовлетворительном выполнении контрольных работ, более, чем с двумя ошибками в ответах (но не более четырех ошибок), при не четко сформулированных выводах, при не активной аудиторной работе, удовлетворительно выполненных домашних заданиях и при удовлетворительной оценке по результатам экзамена (4 балла)

  • Оценка 1-3 балла выставляется при неудовлетворительном выполнении контрольных работ, с многочисленными ошибками в ответах, при не четко сформулированных выводах, при отсутствии активной аудиторной работы, отсутствии домашних заданий, пропусках занятий и при неудовлетворительной оценке по результатам экзамена (1-3 балла).




6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине



Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,2* Оауд + 0,3* Осам.работа

Где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в программе дисциплины.



Отекущий = 0,4·Ок/р1 + 0,4·Ок/р2 + 0,2·Од/з;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический

Аудиторная оценка отражает работу студента на семинарских занятиях, которые проводятся в форме обсуждения группой или в подгруппах проблемных аспектов тем курса, разбора кейсов, деловых игр, расчетных работ. Аудиторная оценка представляет собой среднее арифметическое накопленных оценок студента на семинарских занятиях.

Оценка за самостоятельную работу студента отражает точность соответствия домашних заданий заданным критериям. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка представляет собой среднее арифметическое накопленных оценок студента по итогам выполненных домашних заданий.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:

Оитоговый = 0,4·Оэкзамен + 0,6·Онакопл
где Оэкзамен – оценка за экзамен в форме открытого теста

Способ округления оценки итогового контроля – арифметический.


7.Содержание дисциплины


Раздел 1. Использование контроллинга в банках

Тема 1. Введение в контроллинг. Инструменты и объекты контроллинга в банке

Контроллинг как комплексная система поддержки управления организацией. Историческая справка. Сущность, задачи и функции контроллинга. Виды контроллинга: стратегический и оперативный. Взаимодействие контроллинга и менеджмента в управленческом цикле. Архитектура банковского контроллинга.

Внедрение системы управленческого учета. Формирование структуры финансового бизнеса (выделение ЦФО). Особенности планирования, бюджетирования, функционально-стоимостного анализа, трансфертного ценообразования в системе контроллинга банка.

Основная литература: [1]

Дополнительная литература: [1-8]
Тема 2. Виды и объекты контроллинга

Классификация видов и объектов контроллинга. Контроллинг ресурсов. Контроллинг процессов. Контроллинг результатов.



Основная литература: [1]

Дополнительная литература: [1-8]
Тема 3. Показатели оценки деятельности банка

Стандарты функциональности BSC-систем. Счетные карты и ключевые показатели эффективности. Построение стратегической карты. Построение карты распределения ответственности. Применение бенчмаркинга. Value-Based Management и показатели стоимости (MVA, EVA, CVA, SVA).



Основная литература: [1]

Дополнительная литература: [1-8]
Тема 4. Информационно-аналитическая поддержка контроллинга

Транзакционные системы. Обзор автоматизированных систем банковских технологий отечественных и зарубежных разработчиков. АБС, ERP, биллинговые и учетные системы. Обзор математических методов контроллинга и поддержки принятия бизнес-решений в финансовых институтах. Рейтинги как инструмент риск-контроллинга.



Основная литература: [1]

Дополнительная литература: [1-8]
Тема 5. Практические аспекты контроллинга в банке

Особенности принятия решений в различных бизнес-направлениях коммерческого банка. Контроллинг инноваций. Методы анализа внешней среды и мониторинг. Организация подразделения контроллинга. Внедрение контроллинга в кредитных организациях. Примеры систем контроллинга в банках России и Германии. Особенности информационной поддержки контроллинга в анализируемых решениях.



Основная литература: [1]

Дополнительная литература: [1-8]
Раздел 2. Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке

Тема 1. Общие принципы организации и функционирования платежных систем

Место и роль безналичных расчетов в рыночной экономике.Платежная система: понятие и виды. Элементы платежных систем и их взаимодействие. Риски платежных систем: виды рисков и методы управления ими. Роль Центрального банка в развитии и регулировании платежных систем.



Основная литература: [2]

Дополнительная литература: [1-18]

Тема 2. Формы и инструменты банковских расчетов


Особенности безналичных расчетов мелкими суммами. Расчеты на основе банковских платежных карт. Банкоматы и электронные терманалы в торговых точках. Автоматические расчетные палаты. Интернет-банкинг.

Основная литература: [2]

Дополнительная литература: [1-18]


Тема 3. Системы межбанковских расчетов


Корреспондентские отношения как основа межбанковских расчетов. Валовые расчеты в режиме реального времени (RTGS). Системы расчетов на основе отсроченного платежа (DNS). Процессинг денежных платежей в RTGS. Внутридневной овердрафт (причины образования и меры контроля). Характеристика межбанковских расчетов в развитых странах. Система межстрановых переводов TARGET. Система межбанковских коммуникаций SWIFT.

Основная литература: [2]

Дополнительная литература: [1-18]
Тема 4. Организация межбанковских расчетов в РФ

Формы расчетов в условиях перехода от плановой к рыночной системе. Действующая система расчетов в РФ. Платежная система Банка России. Частные платежные системы (вне Банка России). Стратегия развития платежной системы РФ.



Основная литература: [2]

Дополнительная литература: [1-18]

8.Образовательные технологии


В рамках курса предусмотрено использование активных и интерактивных методов обучения, в частности ознакомление студентов с тематиками курса через выделение проблематик темы, совместное обсуждение и поиск путей их решения, использование элементов деловых и ролевых игр, индивидуальная и групповая работа студентов, подготовка и проведение дебатов, расчетные задания.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины


  1. Роль безналичных расчетов в народном хозяйстве.

  2. Платежная система: понятие, виды и основным элементы.

  3. Основные риски платежных систем и методы управления рисками.

  4. Роль Центрального банка в развитии и регулировании платежных систем.

  5. Основные формы расчетов, их преимущества и недостатки.

  6. Простой и переводной вексель, особенность обращения и оплаты.

  7. Безналичные расчеты в сфере розничного оборота.

  8. Банковские платежные карты: виды, технология расчетов.

  9. Автоматические расчетные палаты.

  10. Интернет-банкинг и его основные формы.

  11. Корреспондентские отношения между банками: функции и роль.

  12. Система расчетов в режиме реального времени (основные преимущества расчетов, риски).

  13. Внутридневной овердрафт в системе валовых расчетов в режиме реального времени (причины и способы финансирования).

  14. Системы расчетов на основе отсроченного платежа.

  15. Особенности системы межбанковских расчетов в различных странах мира.

  16. Расчеты по операциям с ценными бумагами.

  17. Документарный аккредитив: виды и особенности расчетов.

  18. Банковские чеки, разновидности, правила обращения.

  19. Акцептно-инкассовая форма расчетов.

  20. Система межбанковских финансовых коммуникаций SWIFT.

  21. Действующая система расчетов в РФ.

  22. Особенности и роль платежной система Банка России.

  23. Частные платежные системы в РФ (вне Банка России).

  24. Основные направления развития платежной системы в РФ. Система БЭСП Банка России.



10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Базовый учебник


Отсутствует в силу специфики курса.

10.2. Основная литература


  1. Контроллинг. Под ред. А.М. Карминского и С.Г. Фалько. 2-е изд. М.: «Финансы и статистика», 2009.

  2. Усоскин В.М., Белоусова В.Ю. Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: Учебное пособие. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2012. 192 С.

10.3. Дополнительная литература


Раздел 1.

        1. Дайле А. Практика контроллинга. М.: «Финансы и статистика», 2001.

        2. Карминский А.М.. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса: Методология и практика. М.: «Финансы и статистика», 2007.

        3. Мейер М. Оценка эффективности бизнеса. М.: ООО «Вершина», 2004.

        4. Сироткин В.Б. Концепции современного менеджмента. Учебное пособие. СПб.: СПбГУАП, 2002

  1. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Магнус В. Оценка эффективности деятельности компании. Москва - Санкт-Петербург - Киев. Издательский дом «Вильяме», 2004.

  2. Тютюнник А.В. Реинжиниринг кредитных организаций. Управленческая аналитическая разработка. М.: Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2001.

  3. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management. Под ред. Г.В. Генса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  4. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: «Финансы и статистика», 2008.

  5. Фольмут Х. Инструменты контроллинга. М.: «Финансы и статистика», 2001

  6. Хан Д., Хунгенберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. М.: «Финансы и статистика», 2005.

Раздел 2.

  1. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. Принят Государственной Думой 14.06.2011 г. — № 161-ФЗ. www.cbr.ru

  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. Принят Государственной Думой 14.06.2011 г. — № 162-ФЗ. www.cbr.ru

  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». www.cbr.ru

  4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990. — № 395-1-ФЗ. www.cbr.ru

  5. Положение Банка России от 25.04.2007 № 303-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России». www.cbr.ru

  6. Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». www.cbr.ru

  7. Положение Банка России от 3.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». www.cbr.ru

  8. Положение Банка России от 23.06.1998 № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». www.cbr.ru

  9. Банковские информационные системы. Учебник. Под ред. В.В. Дика. М. Маркет ДС Корпорейшн. 2006.

  10. Банковское дело: учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд. М. Кнорус. 2005.

  11. Банк России. Платежные, клиринговые и расчетные системы в России // Платежные и расчетные системы. 2011. № 29. 80 С. www.cbr.ru

  12. Банк России. Платежная система России в 2007 // Платежные и расчетные системы. 2008. № 9. 59 С. www.cbr.ru

  13. Денежные переводы и прием платежей. Бизнес-энциклопедия / кол. авторов. — М. : Маркет ДС: ЦИПСиР, 2010. — 512 с.

  14. Дистанционное банковское обслуживание / кол. авторов. — М. : КНОРУС : ЦИПСиР, 2010. — 328 с.

  15. Платежные карты: бизнес-энциклопедия / Ю.М. Авакова, Л.В. Быстор, А.С. Воронин и [др.]. М.: Маркет ДС. 2008. 764 с.

  16. Электронные деньги и мобильные платежи. Энциклопедия / кол. авторов. М.: Кнорус: ЦИПСиР. 2009. 368 с.

  17. CPSS - Bank for International Settlements. Statistics on payment, clearing and settlement systems in the CPSS countries - Figures for 2010. 2012. January. Basel. 558 p. www.bis.org.

  18. CPSS - Bank for International Settlements. Payment, clearing and settlement systems in the CPSS countries. 2011. September. Volume 1. Basel. 436 p. www.bis.org



10.5. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины используются следующие профессиональные пакеты программных средств:

Доступ к электронным библиотечным ресурсам НИУ ВШЭ

Microsoft Word

Microsoft Excel

Microsoft Power Point

Информационная система «Консультант – Плюс»



11.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Автор: Кораблев Ю.В.