Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Стратегический менеджмент»

для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Институт профессиональной переподготовки специалистов

Программа учебной дисциплины
« Стратегический менеджмент »
для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра
Автор программы: Подсыпанина Татьяна Дмитриевна

к.э.н., доцент, tpodsypanina@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры

«Общего и стратегического менеджмента» «_____» __________________ 2013 г.


Зав. кафедрой Н. Б. Филинов ________________________________


Утверждена УС факультета «менеджмент» «____» ____________________2013 г.


Ученый секретарь А.Т.Шамрин ________________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими ВУЗами без разрешения кафедры «Общего и стратегического менеджмента» НИУ ВШЭ
Пояснительная записка

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент».

Программа разработана в соответствии с:



  • ФГОС ВПО;

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент»


Цели освоения дисциплины

Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента.



Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды .
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью сформировать умения и навыки стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с российскими и западными кейсами. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.

В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.



Учебные задачи курса – дать базовые знания и сформировать у студентов навыки в области стратегического менеджмента, в частности:

  • ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте;

  • освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента;

  • изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды;

  • понимание отличий ресурсного подхода от рыночного и освоение положений ресурсной концепции в стратегическом менеджменте;

  • приобрести знания и навыки для определения стратегического потенциала и конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ;

  • изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса.


Требования к студентам:

Данный курс является междисциплинарным и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: общий менеджмент, теория организации, микроэкономика, разработка управленческих решений, маркетинг, инновационный менеджмент, а также предполагает владение компьютером и умение самостоятельно работать с научной литературой, в том числе и на иностранных языках.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Экономики Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» (Strategic management)  для направления 080300.68 финансы и кредит магистерская программа «Финансовые рынки и финансовые институты» Автор программы: Stuart Lawson, Ernst & Young LLC Одобрена на заседании кафедры Ernst & Young LLC «__» _____ 201 г Зав. кафедрой Смирнова С.Л. Рекомендована секцией УМС «Конкретная экономика» «___»____________ 20 г Председатель ________________ Утверждена УС факультета Экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В. Коссова ________________________ Москва, 201_ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Strategic management Course description Faculty: Economics Year: 2013/14 Course name: Strategic management Level: Master, 1st year Language of instruction: English Period: Module 4 Workload: 24 hours Credits: 3 LECTURER: Stuart Lawson, Ernst & Young LLC - executive director, Head of UK Business Center, senior advisor for financial institutions and government initiatives in Russia and the CIS, Ernst & Young Moscow.  Stuart joined Ernst & Young in 2011.  CEO/Chairman of Citibank in Russia, Deltabank, Bank Soyuz, HSBC.  Member of the Supervisory Board of the Independent Directors Association, Chairman of the Finance and Investment Committee of the Association of European Business.  Awarded "Russian Banker of the Year" by the Ministry of Finance, Central Bank, Banks Association and Audit Chamber from 2005 to 2009.  Visiting lecturer at Skolkovo School of Management, Higher School of Economics and Finance University under the Government of the Russian Federation. Risk management, financial and non-financial risks. The course will provide students with a practical framework to manage the differing types of risk (operating, financial, political systemic, management, physical) that they are likely to encounter in their careers.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • предпосылки возникновения концепции и теории стратегического менеджмента

  • понятие, структуры и этапов стратегического процесса

  • понятие стратегии и стратегического менеджмента

  • основные концепции и школы стратегий

  • структуру стратегических целей фирмы

  • иерархию стратегий, виды эталонных стратегий бизнеса

  • методы стратегического анализа внешней среды и позиционирования фирмы

  • влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля деятельности.

  • модели и методы анализа микроокружения компании: экономические характеристики отрасли, конкурентные силы и ключевые факторы успеха

  • отличие ресурсного подхода от рыночного

  • методы анализа внутренней среды, определение зон конкурентного преимущества фирмы

  • существующие подходы и методы выбора стратегии

  • модели и этапы реализации стратегий и проведения стратегических изменений

Уметь:


  • применять методологию исследования в области стратегического менеджмента

  • применять классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды фирмы

  • идентифицировать материальные и нематериальные ресурсы фирмы
    Учебная программа для специальности: >>
    Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе БГТУ _________________ А.С. Федоренчик «____» _____________2010 г. Регистрационный № УД- _______/р. антикризисный менеджмент Учебная программа для специальности: 1-26 02 02 Менеджмент (по направлениям) направление 1-26 02 02 11 Менеджмент недвижимости Инженерно-экономический факультет Кафедра организации производства и экономики недвижимости Курс – 4 Семестр – 7 Лекции – 34 часа Практические семинарские) занятия – 17 часов Зачет – 7 семестр Всего аудиторных часов по дисциплине – 51 час Всего часов по дисциплине – 78 часов Форма получения высшего образования – дневная 2010 г. Программа составлена на основе учебной программы «Антикризисный менеджмент» для специальности 1-26 02 02 Менеджмент (по направлениям), направление 1-26 02 02 11 Менеджмент недвижимости, утвержденной ректором БГТУ «___» ________ 2010 г., регистрационный № ___ /баз Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры организации производства и экономики недвижимости «13» мая 2010 г., протокол №9 Заведующий кафедрой ОПиЭН, к.э.н., доцент __________________ Н.Г. Синяк Составитель: Доцент кафедры ОПиЭН, к.э.н., доцент ____________ В.А. Акулич «___» _________________ Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-экономического факультета «___»_________ 2010 г., протокол № __ Председатель методической комиссии к.э.н., доцент _____________ Е.А. Дашкевич «___» _______________2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • определять ключевые и корневые компетенции фирмы

  • определять сильные и слабые стороны фирмы

  • оценивать привлекательность отрасли и ключевые факторы успеха

  • определять критические факторы внешнего окружения для отрасли и фирмы

  • классифицировать и определять приоритетные группы стейкхолдеров

  • разрабатывать программы и проекты для реализации стратегии

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • сбора, структурирования и анализа значительного объема слабо структурированных данных и их превращения в информацию, пригодную для принятия решений.

  • планирования и организации аналитической работы

  • проведения стратегических сессий

  • анализа и синтеза полученных результатов

  • изменения стиля поведения в зависимости от поставленных целей, задач и контекста

  • командной работы и принятия решения в команде

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет методами выработки стратегических, тактических и оперативных решений в

управлении деятельностью организаций;




ПК-16

Представляет связь между стратегическими решениями и результатами деятельности компании, способен к анализу данных, восприятию слабоструктурированной информации.

Знает отличие стратегических решений от тактических и оперативных; знает особенности процесса принятия стратегических решений;

Оценивает условия и факторы, влияющие на принятие стратегических решений.

Понимает последствия принимаемых решений и их взаимосвязь с тактическими и оперативными.




Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения:

  • лекции с элементами эвристической беседы;
    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет логистики Программа дисциплины Управление логистическим сервисом для направления 080200.62 и 080500.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Авторы программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры Логистики Председатель Зав.кафедрой « » 200 г. « » 200 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь « » 200 г. Москва 2012 1. Пояснительная записка Автор программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Учебный курс «Управление логистическим сервисом» относится к дисциплинам специальности «Управление логистической инфраструктурой» (УЛИ). Его изучение базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (ОПД) как "Маркетинг", «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства и коммерческой деятельности», «Основы логистики» и тесно связано со следующими дисциплинами специальности: «Логистика снабжения», «Логистика производства», «Логистика распределения», «Логистические посредники в цепях поставок». Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, владение знаниями по основам менеджмента, основам логистики. Аннотация:


  • лекции проблемного изложения знаний;

  • лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;

Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (кейс-анализ).


Способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и

осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию



ПК-17

Понимает место и роль функциональной, в том числе маркетинговой стратегии, в иерархии стратегий фирмы.

Использует информацию о проблемах и процессах, происходящих в среде бизнеса, для формирования стратегических альтернатив фирмы.

Применяет информацию о внешней и внутренней среде фирмы для определения ее сильных и слабых сторон и позиционирования фирмы в конкурентном окружении.

Способен определеить комплекс меропритий, необходимых для реализации маркетинговой стратегии.



Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения:

  • лекции с элементами эвристической беседы;

  • лекции проблемного изложения знаний;

  • лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;

Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (кейс-анализ).


Владеет инструментарием стратегического менеджмента для разработки стратегии

организации



ПК-18

Может анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на конкурентоспособность фирмы.

Может проводить анализ внешней и внутренней среды фиры с использованием инструментария, разработанного в теории и практике СМ.

Знает условия и может применять классические модели и инструменты стратегического анализа.


Практические занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения:

  • анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;

  • семинары-консультации и др.




Умеет анализировать взаимосвязи между стратегиями различного уровня с целью подготовки

сбалансированных управленческих решений



ПК-19

Знает иерархию стратегий в организации. Понимает общие и особенные характеристики присущие стратегиям разного уровня.

Оценивает роль, функции и задачи решаемые с помощью стратегий разного уровня.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

Понимает взаимосвязь и взаимозависимость стратегий разного уровня и их влияние на достижение общих целей фирмы.


Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения:

  • лекции с элементами эвристической беседы;

  • лекции проблемного изложения знаний;

  • лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;

Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (разбор мини-кейсов)



Cпособен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами

организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию



ПК-9

Готов проводить анализ деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации и определять ее соответстсвие стратегии корпоративного уровня. Способен разрабатывать рекомендации по приведению в соответствие стратегии управления человеческими ресурсами со стратегиями корпоративного и бизнес уровня.


Практические занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения:

  • анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;

  • семинары-консультации и др.






Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящий курс тесно связан с курсами общего менеджмента, разработки управленческих решений, инновационного менеджмента, маркетинга, управления организационными изменениями.

Знать: >>
"Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» юридический факультет Учебная программа дисциплины «Административное право» для направления 080200.62 Менеджмент 4 курс Автор: кандидат юридических наук Смирнова Анна Анатольевна Санкт-Петербург 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Менеджмент», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Административное право». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Административное право» является обретение студентами знаний, умений и навыков по различным направлениям (видам) юридической деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной), осуществляемой при взаимодействии органов государственной власти с гражданами и юридическими лицами в сфере государственного управления. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – понятие и сущность государственного управления; – понятие и систему административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; – источники административного права, систему административного законодательства и административно-правовые нормы; – субъектов административного права, состав административно-правовых отношений и их участников; – институты административного права; – административно-правовые формы и методы управления, административно-правовые режимы; – основания административно-правовой ответственности и порядок привлечения к ней; – понятие и структуру административного процесса, виды и стадии административных производств; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – административно-правовую организацию государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере.

Курс даёт основы знаний классических и современных концепций теории стратегии и обеспечивает на этой основе выработку у выпускников стратегического мышления и способности управлять развитием организаций в условиях высоких темпов изменений.

В методическом плане программа курса «Стратегический менеджмент» сформирована на основе унифицированного комплекса компонентов – модулей, исходя из концепции инновационного образовательного проекта НИУ ВШЭ. Структура компонентов программы - модульных блоков и отдельных модулей соответствует специализации «Менеджмент».



Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семи-нары

Практи-ческие занятия


Тема 1. Введение.
1.1. Предпосылки стратегического менеджмента. Сущность, виды и роль планирования в управлении организацией. Типы философии развития бизнеса: производственная, маркетинговая, предпринимательская.

Правительство Российской Федерации >>
Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200.62 «Менеджмент» Для подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Немецкий язык для направления 080200.62 — «Менеджмент» 2 курс Автор программы: Никифорова С.А., к.ф.н., sanikiforova@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «29» августа 2012 г. Зав. кафедрой И.Ю. Щемелёва ________________________ Согласована УМО «___»_____________2012 г. Начальник УМО ________________________ Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2012 г. Председатель А.А. Кайсаров ________________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ, изучающих дисциплину «Немецкий язык». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Образовательной программой направления 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ 2 курс, утвержденным в 2012 г. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Немецкий язык» являются формирование и развитие у студентов коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности, связанных с получением и передачей информации в различных областях знаний и сферах деятельности; развитие у студентов навыков самостоятельной работы над материалом на иностранном языке. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Учитывая то, что студенты ранее не изучали немецкий язык на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: читать тексты на немецком языке, учитывая его фонетические особенности;


14

2







12

Раздел I. Сущность и содержание стратегического менеджмента.


Тема 2. Понятие и модели стратегического менеджмента.

16

2







14


Тем Тема3. Стратегическое направление развитие организации: целевые установки



18


4







14


Тема4. Корпоративные и конкурентные стратегии

20

Нижегородский филиал >>
Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте» маркетинговые стратегии и развитие бизнеса» для направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Маркетинг» для подготовки магистра Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса»  для направления 080200.68 – «Менеджмент», магистерской программы «Маркетинг» подготовки магистра Авторы программы: Альтшулер Игорь Григорьевич, altsh@sandy.ru Александровский Сергей Владимирович, s.alexandrovsky@gmail.com Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Д.А.Фоменков _____________________ Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов _____________________ Рекомендована секцией УМС «Менеджмент" «___»_____________ 2012г. Председатель Т.В. Радаев _________________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин ______________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 - Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Маркетинг» по специализации «Маркетинг инноваций», изучающих дисциплину «Стратегии в менеджменте: маркетинговые стратегии и развитие бизнеса». Программа разработана в соответствии с: Программа разработана в соответствии: Образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Образовательной программой направления подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.68 Менеджмент квалификация магистр, утвержденным в 2011 г.

2

2




16

Раздел II. Стратегический анализ внешней среды фирмы


Тема 5. Анализ макроокружения

16

2







14

6.
Тема 6. Стратегический анализ отрасли и рынка

18

2

2




14

Раздел III. Стратегический анализ внутренней среды фирмы

7.
Тема 7. Стратегический потенциал и конкурентные преимущества фирмы

20

2

2




16

8.

Тема 8. Портфельный анализ диверсифицированной компании

12

2


Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология» для подготовки бакалавра направления 080200.62 «Менеджмент» Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Основы социологии»  для подготовки бакалавра направления «Прикладная политология» Автор программы: Сорвин К.В, к.ф.н., доцент, ksorvin@.hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Покровский Н.Е. Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 20 г Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Учебный курс «Основы социологит» предназначен для студентов факультета прикладной политологии, обучающихся на первом курсе. Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по менеджменту; Рабочим учебным планом университета по специальности Менеджмент, утвержденным в 2011 г. 2.Цели освоения дисциплины Основной целью курса «Основы социологии» является формирование у студентов целостного представления о социологии как академической дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, описания современных социальных реалий с позиций основополагающих теорий данной науки. Кратко освещаются кратко основные методы социологических исследований. Для достижения данных целей в курсе системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама современных дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований экономических и социальных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении управленческих задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины






10

Раздел IV. Выбор и реализация стратегии

9.
Тема 9. Подходы и методы стратегического выбора.

18

4







14

10.
Тема 10. Организация реализации стратегии: основные этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений.

16

2







14




Итого

168

24

6




138




Консультации

12

12













Итого

180
Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение Логистики Кафедра Управления логистической инфраструктурой Программа дисциплины «Стратегическое управление логистической инфраструктурой» для подготовки магистров по направлению 080200.68 «Менеджмент» Магистерская программа «Стратегическое управление логистикой» Авторы: профессор Федоренко Анатолий Иванович e-mail: fedoren@yandex.ru Рекомендована секцией УМС логистики Одобрена на заседании кафедры УЛИ Председатель зав. отделением логистики Зав. кафедрой д.э.н., профессор Дыбская В.В. д.э.н., профессор Федоренко А.И. ______________________ ________________________ «__» _________________ 2011 г. «__»_______________ 2011 г. Москва, 2011 г. Тематический план учебной дисциплины Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) Самостоя-тельная работа в том числе Лекции Семинары Тема 1. Стратегии развития логистической инфраструктуры 34 5 2 27 Тема 2. Методы обоснования стратегических решений по развитию логистической инфраструктуры 15 3 2 10 Тема 3. Стратегия развития транспортных систем. 14 2 2 10 Тема 4. Методология и основные принципы проектирования и организации регио-нальных логистических систем (РЛС) и размещения мультимодальных логисти-ческих центров 47 5 2 40


36

6




138

Учебный план включает осуществление домашнего задания и проведение текущего и итогового контроля знаний. На семинарских занятиях предусмотрено проведение кейс-анализа и выступление студентов с презентациями по результатам самостоятельной работы.



Формы контроля знаний студентов

Формы контроля:

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе проведения тестирования и выполнения домашнего задания. Домашнее задание – конкретное задание по проведению кейс-анализа с использованием определенного инструмента стратегического анализа. Выполнение кейсов осуществляется в групповом режиме и оценивается по критериям сбора и обработки необходимых данных, использования студентом предложенного инструментария и принципов его применения в организации и презентации (от 1 до 10 баллов).

Итоговый контроль – письменный экзамен, который включает ответы на открытые теоретические вопросы и ответы на тесты с множественным выбором.


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий



Домашнее задание

1










Писменная работа и электронная презентация































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра менеджмента Утверждаю Декан факультета экономики и управления _______________ И.А. Ромахина «____»___________2012 года Рабочая программа учебной дисциплины М.2.В.09 Международный бизнес ТРУДОЕМКОСТЬ (в зачетных единицах) 3 зачетные единицы Направление подготовки 080200.68 – Менеджмент Магистерская программа Логистика Квалификация (степень) выпускника Магистр Цели изучения учебной дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Международный бизнес» являются формирование у студентов системы знаний по общим тенденциям развития международного бизнеса в различных экономических системах; развитие системного подхода при анализе закономерностей развития международного бизнеса; систематизация методологических принципов международного бизнеса, их типологии; определение методов решения типовых проблем международного бизнес в различных сферах деятельности; овладеть концепцией и методологией системного подхода к управлению международным бизнесом; знание содержания основных процессов, составляющих предмет «Международный бизнес», типовых задач управления в различных экономических сферах и методов их решения; научиться определять основные параметры наиболее распространенных экономических систем; использовать основные методы анализа микроэкономических систем, особенности их функционирования в будущей профессиональной деятельности; использовать в практической деятельности классические методы обработки данных в целях эффективного информационного обеспечения управленческой деятельности. 2. Место учебной дисциплины в структуру основной образовательной программы Данная дисциплина входит в раздел М.2 Профессиональный цикл. Вариативная часть по направлению 080200.68 Менеджмент. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также на основе дисциплин, изученных ранее в высшем учебном заведении: Логистика, Экономика малого предприятия, Стратегический менеджмент, Финансовый менеджмент, Статистика. 3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины Знать: методологические основы реализации международного бизнеса в различных социально-экономических системах; типологию классических задач формирования международного бизнеса; Уметь: применять наиболее распространенные методы анализа международного бизнеса;

























































Итоговый




















Экзамен

1










Письменный экзамен 80 минут, тест и открытый вопрос. Количество дней оценки результатов контроля – 4 дня.



Критерии оценки знаний, навыков
Программа учебной дисциплины >>
Программа учебной дисциплины «Управление персоналом» Пояснительная записка. Дисциплина "Управление персоналом" является составной частью учебного плана специальности "Менеджмент организации". Учебные цели: 1. Понимать место системы управления человеческими ресурсами в общей структуре управленческой деятельности организаций. 2. Иметь представление о современных методах планирования и оптимизации численности персонала, методах анализа работ, написания должностных инструкций. 3. Уметь отобрать сотрудников, подходящих к бизнес-процессам и специфике деятельности структурного подразделения, основные способы подбора и комплектования персонала. 4. Уметь разработать и внедрить адекватную задачам структурного подразделения систему оценки персонала. 5. Иметь представление об основных принципах формирования системы обучения и развития персонала. 6. Уметь формировать результативную систему оплаты труда и компенсаций. Дисциплина предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий, разбор конкретных ситуаций, индивидуальное тестирование. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: Текущий контроль осуществляется в ходе лекционных и практических занятий на основе оценки активности слушателей. Итоговый контроль осуществляется по результатам выполнения студентами зачетной письменной работы «Как улучшить управление сотрудниками в организации». Зачетная письменная работа выполняется слушатели самостоятельно по материалам организации, в которой он/она работает или работал(а) ранее. В оценке учитывается содержание, оформление текста и уровень грамотности. Итоговая оценка складывается из оценки по письменной работе и результатов письменного теста, скорректированных по оценке активности студента во время аудиторных занятий. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Стратегическое управление персоналом. Методология УЧР. Основные бизнес - технологии и модели кадрового менеджмента, условия их появления и функционирования в историческом контексте. Формулировка и реализация стратегий УЧР и кадровой политики компании в зависимости от типов организационной культуры, стадии развития и основных типов совместной деятельности. Кадровая политика. Ключевые показатели деятельности для службы управления персоналом.


Формы контроля:

Текущий контроль предполагает оценку участия в кейс-анализе и выполнения домашнего задания. Домашнее задание оценивается по критериям сбора и обработки необходимых данных, использования студентом предложенного инструментария и принципов его применения в организации и презентации (от 1 до 10 баллов).
Итоговый контроль – письменный экзамен, который включает ответы на открытый теоретический вопрос и ответы на тесты с множественным выбором.

Письменный экзамен оценивается по 10-ти балльной шкале.

Оценка знаний и полученных навыков определяется путем обобщения результатов устных опросов, выступлений на практических занятиях, домашнего задания и оценки ответов на письменном экзамене.
Результирующая оценка определяется, как взвешенная сумма оценки за домашнее задание и итоговая оценка (за экзамен) по формуле, с учетом следующих критериев относительной важности:
W дом. задание = 0,4; Wэкзамен = 0,6

О результирующая = О дом.задание* W дом.задание + О экзамен * W экзамен



Содержание программы


Тема 1. Введение.

1.1. Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления. Сущность, виды и роль планирования в управлении организацией. Типы философии развития бизнеса: производственная, маркетинговая, предпринимательская.

1.2. Основные этапы формирования теории стратегического менеджмента. Школы стратегий. Современные тенденции стратегического менеджмента.

Базовые учебники


  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.( Гл.1).

Основная литература:

  1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.1).

Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.3-4).

  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. ИД «ПИТЕР», 2009. (Разд. 1-3)

  3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2000.

Раздел 1. Сущность и содержание стратегического менеджмента.

Тема 2. Понятие и модели стратегического менеджмента.

2.1. Понятие и роль стратегии. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации.
2.2. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Основные этапы стратегического процесса.
2.3. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие.
2.4. Особенности стратегий для разных типов организаций.
2.5. Распределение полномочий на принятие стратегических решений.

Базовые учебники:


  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003. (Гл.1,2)

Основная литература:

1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.1).



Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.3-4).

  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. ИД «ПИТЕР», 2009. (Разд. 1-3)

  3. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий предприятий. Изд-во «ЮНИТИ», 2005. (Гл.1,3).

  4. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. (Часть 1 и 4.Гл.3)

  5. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.1,4)


Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.

3.1. Взаимосвязь видения, миссии и целевых показателей. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования.


3.2. Заинтересованные группы и миссия компании.
3.3. Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность.
3.4. Отражение в миссии и в стратегических целях организации интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей).
3.5. Приоритеты в постановке целей организации. SMART – принцип.

Базовые учебники:

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003. (Гл.2)


Основная литература

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.( Гл.4, Гл.2).

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002.(Гл.2)

Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.3-4).

  2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий предприятий. Изд-во «ЮНИТИ», 2005. (Гл.5, стр. 146-170).

  3. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. (Часть 1 и 4.Гл.3)

  4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.1,4)

  5. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. (Гл.1).

  6. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999.( Гл.2)

  7. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999. (Гл.1-2).

Тема 4. Корпоративные и конкурентные стратегии.

4.1. Стратегии корпоративного и бизнес - уровня. Характеристика эталонных корпоративных стратегий: виды и особенности корпоративных стратегий роста, стабилизации и сокращения.


4.2. Конкурентные стратегии: виды и особенности конкурентных стратегий (классические стратегии М.Портера).
4.3. Конкурентные стратегии: особенности, условия эффективного применения и риски стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования.
4.4. Стратегии продукта на различных этапах жизненного цикла.
4.5. Стратегические приоритета в создании ценности для потребителей: зоны превосходства, ценностные ориентиры, критерии выбора.
4.6. Стратегические партнерства как способ достижения конкурентного преимущества.

Базовые учебники:

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.( Гл.4, Гл.7-9).

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002. (Гл.8, Гл.14-15).

Основная литература:

  1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.4).

  2. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. (Часть 1).


Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.

  2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий предприятий. Изд-во «ЮНИТИ», 2005. (Гл. 5, стр.170-190).

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.2).

  2. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000.

  3. Гарретт Б. Дюссож П. Стратегические альянсы. Пер с франц., ИНФРА-М, 2002.

  4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006.

  5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. (Гл.8).

  6. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999. (Гл.5).

Раздел II. Стратегический анализ внешней среды фирмы

Тема 5. Анализ макроокружения.

5.1. Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Направления и этапы стратегического анализа внешней среды компании.

5.2. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа.

5.3. Особенности системы стратегической информации в организации.

5.4. Влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля деятельности.
Тема 6. Стратегический анализ отрасли и рынка.
6.1. Соотношение понятий рынок и отрасль. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития.
6.2. Определение стратегических групп конкурентов в отрасли и построение карты.
6.3. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности
6.4. Анализ микроокружения компании: экономические характеристики отрасли и ключевые факторы успеха.
6.5. Сетевая экономика как фактор, определяющий условия в отрасли.

Базовые учебники:


  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.(Гл.3-5, Гл.10).

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002. (Часть 2, Гл.3-6, Гл.7-8, Гл.11-15)


Основная литература:


    1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.3-4, Гл.10).

    2. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. (Часть II-III).


Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.5,Гл.9-10).

  2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий предприятий. Изд-во «ЮНИТИ», 2005. (Гл.4 стр.91-118).

    1. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. (Гл.3, Гл.5)

    2. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. (Часть III, гл.1-3).

    3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.

    4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. (Гл.3-5).

    5. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999. (Гл.4).

    6. Хасси Д. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера. СПб.: Питер, 2001. (Гл.8).

  1. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. Изд-во «Эксмо», 2006. (Гл. 3, 5,6).

Раздел III. Стратегический анализ внутренней среды фирмы

Тема 7. Стратегический потенциал и конкурентные преимущества фирмы

7.1. Диагностика компании: цели, принципы и методы. Идентификация проблем. Определение стратегических факторов и оценочных показателей.


7.2 Стратегический потенциал и конкурентные преимущества компании. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ.
7.3. Модель цепочки ценности М.Портера: анализ издержек и ценности. Методика SNW- анализа.

7.4. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ.


Тема 8. Портфельный анализ диверсифицированной компании
8.1. Портфельный анализ диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа.
8.2. Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матриц портфельного анализа.
Базовые учебники:

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003. (Гл.4-5, Гл.10).

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002. (Гл.7-8, Гл.11-15).

Основная литература:

  1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.3-4, Гл.10).

  2. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. (ЧастьIII).


Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Гл.5,Гл.9-10).

  2. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий предприятий. Изд-во «ЮНИТИ», 2005. (Гл. 4 стр. 119-139).

  3. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000. (Часть III).

  4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. (Гл.3, Гл.5).

  5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. (Гл.4-5).

  6. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999. (Гл.4).

  7. Хасси Д. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера. СПб.: Питер, 2001. (Гл.8).

  8. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. Изд-во «Эксмо», 2006. (Гл. 4,7,8).

Раздел IV. Выбор и реализация стратегии

Тема 9. Подходы и методы стратегического выбора.

9.1. Методология стратегического выбора. Формулирование стратегии: набор альтернатив, критерии оценки и выбора.


9.2. Базовые стратегические альтернативы и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа.
9.3. Определение и выбор стратегии на основе матрице Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе конкурентной стратегии.
9.4. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного уровня с функциональными стратегиями.

Базовые учебники:

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.( Гл.4, Гл.7-9).

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002. (Гл.8, Гл.14-15).

Основная литература:

  1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.4).


Дополнительная литература:

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.2).

  2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. (Гл.8).


Тема 10. Организация реализации стратегии: основные этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений.

10.1. Организация реализации стратегии: основные этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий.


10.2. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль.
10.3. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением.
10.4. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).

Базовые учебники:

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003. (Гл.10-13).

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2002. (Часть 4).


Основная литература:

  1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001. (Гл.5).


Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. (Часть 2).

  2. Аналоуи Ф, Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М., Юнити, 2005. (Гл.7,8).

  3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. (Гл.5).

  4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006. (Гл.6).

  5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. (Гл.9,10).

  6. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002.

  7. Хасси Д. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера. СПб.: Питер, 2001. (Гл.9-13).


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовые учебники:

  1. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. Изд-во «Вильямс», 2003.

  2. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. СПб.: «Питер», 2007.


Основная литература:

  1. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. СПб.: Питер, 2001.

  2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.

  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. ИД «ПИТЕР», 2009.

  3. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий предприятий. Изд-во «ЮНИТИ», 2005.

  4. Виссема Х. Стратегический менеджмент. М.: Финпресс, 2000.

  5. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.

  6. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

  7. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006.

  8. Питер Дойль. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб.: Питер,1999.

  9. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.

  10. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М., 1998.

  11. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. Санкт-Петербург. ИД С.-Петербургского Государственного университета, 2006.

  12. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск: ИНФРА-М, 2012.

  13. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2000.

  14. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002.

  15. Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2006.

  16. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  17. Реформирование и реструктурирование предприятий. Москва, Изд-во «ПРИОР», 1998.

  18. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2002.

  19. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002.

  20. Хасси Д. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера. СПб.: Питер, 2001.

  21. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. Изд-во «Эксмо», 2006.

  22. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. ИНФРА-М и Экономический факультет МГУ, 1997.

  23. Crossan M.M., Fry J.N., Killing J.P. (2005) Strategic analysis and action - Prentice Hall International Inc.

  24. David F. R. ( 2005) Strategic Management. - Prentice Hall International Inc.

  25. Grant R.M. (2002) Contemporary strategy analysis. Concepts, techniques, applications. Printed and bound in Great Britain by TJ International, Padstow, Cornwall.

  26. Whittington R. (2005) Whot is strategy – and does it matter? Reprinted 2005 by Thomson Learning.

Оценочные средства для текущего контроля и итоговой аттестации студента

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент»:


  1. Этапы развития систем управления: бюджетное планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент.

  2. Стратегический и операционный аспекты в управлении организацией. Исторические этапы становления стратегического менеджмента.

  3. Соотношение и взаимосвязь основных понятий стратегического менеджмента (цель, стратегия, стратегическое планирование). Концепция «5 П» стратегии Минцберга.

  4. Иерархия стратегий предприятия. Особенности и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.

  5. Критерии и показатели привлекательности отрасли. Построение «профиля» отрасли.

  6. Позиционирование бизнеса и его связь с ключевыми компетенциями, обоснование решений по стратегическому позиционированию компании.

  7. Стратегический анализ макро и микроокружения фирмы. Состав задач и используемые инструменты.

  8. Корпоративная миссия, философия и видение организации. Согласование интересов отдельных групп влияния при выборе приоритетов и стратегических целей организации.

  9. Концепция конкурентных сил М. Портера. Использование модели Пяти сил в стратегическом анализе и стратегическом выборе организации.

  10. Цели и основные этапы портфельного анализа. Преимущества и недостатки матричного метода (матрицы БКГ и GE/ McKinsey).


Примеры тестовых заданий по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Теоретический материал, изложенный в лекциях конкретизируется на практических занятиях в процессе кейс-анализа. Для осуществления итогового контроля знаний студентов (зачет по окончании 2-го модуля) и итогового контроля по окончании изучения дисциплины (экзамен по окончании 3-го модуля), наряду с открытым вопросом используются вопросы с множественными вариантами ответов (тесты). Примеры тестов, используемых для проверки знаний студентов, по соответствующим разделам и темам дисциплины приведены ниже:

1. Какой из перечисленных факторов не определяют конкурентную силу

поставщика организации:

a. Уровень специализации поставщика

b. Концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами

c. Темпы инфляции и нормы налогообложения

d. Все перечисленные факторы
2. Какой из следующих факторов можно отнести к политическим

тенденциям:

a. возросший уровень образования

b. введение тарифов и патентов

c. инфляция, рецессия

d. возросшая автоматизация труда

e. возросшее число меньшинств

3. Организация, добивающаяся экономии от масштаба за счет роста

продаж, применяющая политику крупных оптовых закупок

ориентирована на стратегию:


a. лидерство в издержках

b. диверсификация

c. фокусирование

d. диффернциация


4. Компания «Дормаш» осуществляет строгий контроль за стоимостью материалов и следует стратегии:

a. лидерство в издержках

b. диверсификация

c. фокусирование

d. дифференциация
5. Какой из следующих факторов не позволяет компании достичь конкурентного преимущества посредством дифференциации?

a. хороший дизайн.

b. превосходящие конкурентов инновации

c. высокое качество

d. высокая эффективность

e. высокий уровень после продажного и сервисного обслуживания


6. Какая стратегия наиболее привлекательна для фирмы, которая дальше

не может развиваться на одном из рынков с данным продуктом в

рамках данной отрасли:

a. концентрированного роста

b. концентрированного роста

c. интегрированного роста

d. диверсифицированного роста

e. сокращения

f. ликвидации

Домашнее задание

Домашнее задание должно быть выполнено с использованием фактического материала.

В качестве материала для кейса могут быть привлечена первичная информация о конкретной компании, или вторичные данные о компании, опубликованные в СМИ, или собранные на основе использования Интернет-ресурсов. Домашнее задание может быть выполнено на основе выданного преподавателем учебного кейса.


Пример вариантов домашнего задания:
Задание 1. Используя систему взвешенных оценок определить конкурентную силу компании и 2-х ближайших конкурентов.

Для этого составить перечень ключевых факторов успеха в рассматриваемой отрасли (не более 5-6). Провести оценку компании и конкурентов по всем основным показателям.



Задание 2. Определить внешние и внутренние группы влияния для организации и выделить на основании модели Менделоу наиболее значимые. Провести критический анализ миссии компании и уточнить формулировку на основе проведенного анализа стейкхолдеров.
Задание 3. Провести анализ макроокружения организации. Определить какие факторы экономической среды являются критическими для отрасли и конкретной организации (инфляция, ставка рефинансирования, уровень безработицы и т.п.). Какова тенденция их изменения и возможная реакция организации.
Критерии оценки домашнего задания:

1. Структурированность изложения материала - 0,15

2. Полнота изложения материала в соответствии с заявленной темой - 0,15

3. Логика и аргументированность изложения материала - 0,30

4. Наличие навыков практического использования теоретических положений и моделей и инструментов – 0,30

5. Дополнительные баллы за использование статистических материалов, схем, таблиц, графиков – 0,10

ИТОГО: 1,00

Порядок формирования оценок по дисциплине

Форма проведения занятий – лекции, практические задания, разбор кейсов, тестов, групповая работа. Оценки итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



Результирующая оценка определяется, как взвешенная сумма оценки за домашнее задание и итоговая оценка (за экзамен) по формуле, с учетом следующих критериев относительной важности:
W дом. задание = 0,4; Wэкзамен = 0,6

О результирующая = О дом.задание* W дом.задание + О экзамен * W экзамен


Дистанционная поддержка дисциплины.

Дистанционная поддержка дисциплины предусмотрена в форме размещения дополнительных заданий, тестов, вопросов для самостоятельной работы, а также консультаций.

Порядок проведения консультаций регламентируется расписанием, формируемым в соответствии с учебным планом. Такая форма работы предусматривает возможность обмена информацией с преподавателями для подготовки самостоятельных заданий и проработки наиболее сложных разделов курса.

Дистанционные ресурсы:



  • eLearning Server (студенты получают логин и пароль для доступа на соответствующую страницу);

  • Электронная почта (групповая или индивидуальная почта преподавателя), адрес которой указывается в расписании.

Материально - техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный проектор для лекций, раздаточные материалы для изучения лекционного материала.



Автор программы: _________________ к.э.н.,Подсыпанина Т.Д.