Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направлени - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики


Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)



для направления 080100.68 – Экономика



подготовки магистра

Автор программы:

Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com
Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Л.Л.Любимов


Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г

Председатель О.И.Ананьин


Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики».

.

Программа разработана в соответствии с:

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Арабский язык для направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Арабский язык II ЭТАП (3-4 КУРСЫ)  направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Автор программы: проф. Якушева И.В. iyakusheva@hse.ru; Боднар С.Н., к.ф.н., доц., s_bodnar@mail.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой [Якушева И.В.] Рекомендована секцией УМС факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Председатель [Суздальцев А.И.] Утверждена УС факультета МЭ и МП «___»_____________2011 г. Ученый секретарь [Суздальцев А.И.] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр), изучающих дисциплину «Арабский язык». Программа предназначена для студентов факультета мировой экономики и мировой политики (далее МЭ и МП) НИУ ВШЭ, изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (III – IV курсы). Программа разработана в соответствии с:

Программа дисциплины «Выпуклый анализ» >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Выпуклый анализ» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики отд. Прикладной математики и информатики Программа дисциплины Выпуклый анализ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра специализация «Анализ и принятие решение» Автор программы: Беленький Александр Соломонович Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики 25.02.2013 г. Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель Утверждена Ученым Советом факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика», обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование» по специализации «Анализ и принятие решений», изучающих дисциплину «Выпуклый анализ». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет»; Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Выпуклый анализ» являются

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200.62 «Политология» Курс 4 Авторы программы: Григорьев И.С., преп. кафедры прикладной политологии Декальчук А.А., преп. кафедры прикладной политологии Одобрена на заседании кафедры « 28 » августа 2012 г. Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»____________20 г. Начальник УМО Шереметова В.В. _____________________ Утверждена УМС «___»_____________20 г. Председатель УМС Чуланова Г.Ю. _____________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; Образовательной программой по направлению подготовки 030200.62 «Политология»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология». Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”» являются: формирование у студентов углубленных научных представлений об основных методах сбора и анализа данных и методологических проблемах и вызовах политической науки; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; расширение у них политологического и профессионального кругозора. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Информационные системы в организациях для направления 080700.68 Бизнес-информатика подготовки магистра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Нижегородский филиал Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Информационные системы в организациях  для направления 080700.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Автор программы: Шутов А.А., ст. преподаватель, ashutov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий «___»____________ 2010 г Зав. кафедрой Э.А. Бабкин Рекомендована секцией УМС «Математика и информатика» «___»____________ 2010 г Председатель В.М. Демкин Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ «___»_____________2010 г. Председатель Л.Г. Макарова ____________________ Нижний Новгород, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с: ФГОС направления 080700 Бизнес-информатика, степень (квалификация) — магистр бизнес-информатики. Образовательной программой 080700.68 Бизнес-информатика. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.68 Бизнес-информатика, утвержденным в 2010г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Информационные системы в организациях» является освещение ключевых вопросов, связанных с информатизацией современного общества и использованием автоматизированных информационных технологий и систем для повышения эффективности экономической и управленческой деятельности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.

Государственное образовательное бюджетное учреждение >>
Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Физическая культура для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор программы: ст. преподаватель кафедры физического воспитания Федоряченко С.Н. Ученый секретарь________________________________________________ Москва, 2010 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии: - со стандартом ОС ГУ – ВШЭ; -образовательной программойнаправления подготовки 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра; - базовым и рабочими учебными планами университета по направлению подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.



  • с образовательным стандартом НИУ;

  • образовательной программой «экономика».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г.

Цели освоения дисциплины


Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

  • обладать навыками макроэкономического анализа к оценке и интерпретации современных проблем экономики

  • уметь критически анализировать проблемы современной макроэкономики, обсуждаемые в современной макроэкономической литературе



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен предлагать концепции, модели

СК-М2

Умение строить модель на основе вербального описания экономической ситуации

Задания на семинарах , в домашних и контрольных заданиях, практикующие навыки построения моделей по вербальному описанию ситуации

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

СК-М1

Умение оценить чувствительность выводам к предпосылкам модели




Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

СК-М8

Умение читать западные экономические журналы, умение оперировать англоязычной терминологией

Использование англоязычного учебника и статей из англоязычных научных журналов



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для всех специализаций программы «Экономика», а также для программы «Математические методы анализа экономики» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • инструментальные методы экономического анализа

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать и уметь применять основные результаты и методы исследования, изученные в курсах математического анализа, линейной алгебры и методов оптимальных решений.

  • знать основные концепции теории игр,

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • международной экономики

  • монетарной экономики

  • теории общественного выбора

  • институциональная экономика

Тематический план учебной дисциплины




Наименование разделов и тем

Всего

часов


Аудиторные часы

Самостоятельная работа


Лекции

Семинары

1

Воздействие стабилизационной политики на экономику

174

34

34

116

2

Проблемы фискальной и монетарной политики

146

26

26

94

3

Экономические колебания и экономический рост.


48

8

8

32




Итого

378

68

68

242



Формы контроля знаний студентов



Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




*




*




письменная работа 80 минут



















Домашнее задание

7




9










Промежу­точный

Зачет




*










письменная работа 80 минут

Итоговый

Экзамен











*




письменная работа 15 минут и устный опрос

1.1Критерии оценки знаний, навыков


Для получения удовлетворительной оценки студент должен продемонстрировать знание изученного модельного аппарата.

Для получения хорошей оценки студент должен продемонстрировать умение строить экономическую модель, адекватно отражающую описанную вербальную ситуацию.



Для получения отличной оценки студент должен уметь выбирать адекватные инструменты анализа модели и применять эти инструменты, а также интерпретировать полученные выводы.

Содержание дисциплины


Часть I. Воздействие стабилизационной политики на экономику

  • Традиционная кейнсианская модель. Построение и анализ совокупного спроса на основе кейнсианских предпосылок. Воздействие на равновесное состояние модели политик спроса и их эффективность.

  • Модель экономики полной занятости (с абсолютно гибкими ценами). Совокупное предложение и рынок труда. Нейтральность денег и дихотомия. Построение компонент совокупного спроса (инвестиций и потребления) на основе рационального поведения экономических агентов. Воздействие на равновесное состояние модели политики спроса и политики предложения.

  • Модели AD-SRAS-LRAS. Альтернативные объяснения совокупного предложения: номинальные и реальные жесткости в экономике. Воздействие на равновесное состояние модели политики спроса и политики предложения.

  • Новая кейнсианская модель экономики. Формирование спроса. Новая кейнсианская кривая Филипса и совокупное предложение. Поведение ЦБ и финансовый рынок. Моделирование воздействия фискальной и монетарной политики в рамках модели.


Основная литература

  • Heijdra, B.(2009) Foundations of Modern Macroeconomics, Oxford University Press, ch. 1-5, 7,13

  • Romer, D. (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd Ed. McGrow Hill Book Company: London, ch. 5. , ch. 6 (part B)


Дополнительная литература

  • Blanchard O. J., Fischer S. (1989) Lectures on Macroeconomics. The MIT Press: Cambridge.

  • Carlin, W. and D.Soskice (2006) Macroeconomics: Imperfections, Institutions, and Policies, Oxford University press.

  • Clarida R., Gali J., Gertler M. (1999) “The Science of Monetary Policy: A New Keynesian Perspective”. Journal of Economic Literature, 37(2). (Also NBER Working Paper No. 7147.)

  • Walsh C.E. Monetary Theory and Policy. - 2nd ed.. - Cambridge; London: The MIT Press, 2003. - XV.


Часть II. Проблемы фискальной и монетарной политики

    • Фискальная политика и государственный долг. Долговое финансированием дефицита бюджета. Условие отсутствия игры Понци. Эквивалентность Барро-Рикардо. Модель долгового кризиса. Взаимосвязь фискальной и монетарной политики. Логика «неприятной монетарной арифметики» Саржента-Уоллеса.

    • Введение в новую политическую экономию: потенциальные источники склонности фискальной политики к дефициту. Модель стратегического накопления долга. Модель отложенной стабилизации. Применение правил для фискальной политики.

    • Монетарная политика и инфляция. Склонность к инфляции в монетарной политике. Динамическая модель инфляции. Модель Кидланда-Прескотта. Теория динамической несостоятельности инфляционной политики и ее границы. Денежная эмиссия, сеньораж и инфляционный налог. Модель Кейгана для адаптивных и рациональных ожиданий. Стратегии монетарной политики. Применение правил монетарной политики. Правило Тейлора для ставки процента. Политика таргетирования инфляции

    • Монетарная политика в открытой экономике. Механизмы влияния денег в открытой экономике. Модели валютного курса. Традиционные модели валютного курса. Монетарные модели с абсолютно гибкими ценами. Фундаментальный валютный курс. Роль фундаментальных факторов. Рациональное решение и рациональные пузыри. Модель Дорнбуша. Эффект перелета. Портфельные теории валютного курса.

    • Валютные кризисы. Различные режимы валютного курса, выигрыши и потери. Выигрыши и потери разных обменных курсов. Ограничения фискальной и монетарной политики в условиях открытой экономики. Модели кризисов 1 и 2-ого вида



Основная литература

  • Heijdra, B.(2009) Foundations of Modern Macroeconomics, Oxford University Press, ch. 6,10,11

  • Romer D., Advanced Macroeconomics. McGrawHill, 2001, ch. 7, 9-11


Дополнительная литература

  • Carlin, W. and D.Soskice (2006) Macroeconomics: Imperfections, Institutions, and Policies, Oxford University press.

  • Drazen, А., Helpman, Е. Inflationary Consequences of Anticipated Macroeconomic Policy. Quarterly Journal of Economics, 1988.

  • Flood R., Marion N. (1996) “Speculative Attacks: Fundamentals and Self-Fulfilling Prophecies”. NBER Working Paper No. 5789. http://papers.nber.org/papers/W5789Inflation Targeting in Practice: Strategic and Operational Issues and application to Emerging Market Economies/ Ed. M.I. Blejer. - Washington: IMF, 2000. - 94 p.

  • Krugman P. (1979) “A Model of Balance-of-Payments Crises”. Journal of Money, Credit, and Banking, 11(3), pp. 311-325.

  • Obstfeld M., Rogoff K. (1995) "The Mirage of Fixed Exchange Rates". Journal of Economic Perspectives, 9, pp. 73-96. (Also NBER Working Paper No. 5191.) http://www.jstor.org , http://papers.nber.org/papers/W5191

  • Sargent, T., Wallace, N. Some Unpleasant Monetarist Arithmetic. Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review, 1981, pp. 143-159

  • Sargent T. J. Rational Expectations and Inflation. 2nd ed. HarperCollins College Publishers: New York, 1993Uribe, M. A fiscal theory of sovereign risk. NBER Working Paper 9221, 2002

  • Walsh C.E. Monetary Theory and Policy. - 2nd ed.. - Cambridge; London: The MIT Press, 2003. - XV, 612 p.

  • Woodford M. Fiscal Requirements for Price Stability. NBER Working Paper No. 8072, 2001


Часть III. Экономические колебания и экономический рост.

  • Экономические колебания. Детерминистические и стохастические теории колебаний. Кейнсианские модели деловых циклов. Шоки спроса и предложения. Реальные жесткости. Введение в теорию реального делового цикла. Шоки производительности и механизмы их распространения. Производительность факторов и эффекты межвременного замещения потребления (правило Рамсея-Кейнса) и предложения труда (эффект Лукаса-Рэппинга).

  • Введение в теорию роста. Историческая справка. Конвергенция. Баумоль (1986) и Де Лонг (1988) о конвергенции. Фундаментальные вопросы теории роста. Краткое введение в историю теории роста.

  • Модель Солоу. Вывод основного уравнения динамики. Темпы роста различных показателей на траектории сбалансированного роста. Воздействие изменения нормы сбережений на капитал, выпуск и потребление на траектории сбалансированного роста; золотое правило. Динамика, вызванная изменением нормы сбережений. Конвергенция в модели Солоу.

  • Модель Солоу, дополненная человеческим капиталом (модель Мэнкью-Ромера-Вэйла, МРВ). Модель МРВ и фундаментальные вопросы теории роста. Критика модели МРВ.

  • Теория эндогенного роста. Модель А-К. Модель Фундаментальных исследований.


Основная литература

  • Heijdra, B.(2009) Foundations of Modern Macroeconomics, Oxford University Press, ch. 14-15.

  • Romer D. (2001). Advanced Macroeconomics. McGrаw-Hill, ch.1-3.


Дополнительная литература

  • Aghion, P. and P. Howitt (1998). Endogenous Growth Theory. The MIT Press, Ch. 1.

  • Barro, Sala-i-Martin (1997). Economic Growth. McGraw-Hill, ch. 1

  • Baumol (1986) “Productivity Growth, Convergence and Welfare: What the Long-Run Data Show”. American Economic Review, Vol. 76(5): 1072-1085.

  • De Long (1988) “Productivity Growth, Convergence and Welfare: Comment”. American Economic Review, Vol. 78 (5): 1138-1154.

  • Mankiw G., Romer D., Weil P. (1992). “A Contribution to the Empirics of Economic Growth”. Quarterly Journal of Economics, Vol. 107 (2), pp. 407-437.



Образовательные технологии


Самостоятельная работа студентов в рамках курса включает чтение и анализ научных статей, сбор и анализ информации, подготовку домашнего задания и его защиту в виде презентации и участия в дискуссии по изложенной теме.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.2Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для текущего контроля, проводимого в форме письменной контрольной работы по теме «Экономика полной занятости. Воздействие политик».
1. В экономике полной занятости реальное потребление задано функцией ( y – реальный доход,  - реальные чистые налоги, r – реальная ставка процента), реальные инвестиции имеют вид , реальный спрос на деньги (R – номинальная ставка процента), предложение труда (L- количество труда, w –реальная заработная плата), производственная функция , ожидаемая инфляция .

В первоначальном состоянии экономика находилась в состоянии равновесия, номинальное предложение денег было равно 1о0, бюджет государства был сбалансирован, причем g = τ =10 (g – реальные государственные закупки).

Допустив, что реальные государственные закупки, финансируемые за счет реальных чистых налогов, выросли до 20, используя линеаризацию модели IS-LM-FE, найдите новые значения реального равновесного объема выпуска, реальной ставки процента и уровня цен, а также изменения равновесного уровня потребления и инвестиций. Проанализируйте полученные результаты.

2. Покажите на графиках денежного рынка, модели утечек-инъекций, модели AD-AS, и объясните как изменятся равновесный выпуск, равновесная ставка процента и равновесный объем спроса на деньги, равновесный уровень цен в условиях экономики полной занятости в случае

- покупки Центральным банком государственных ценных бумаг,

- увеличения ставки рефинансирования,

- увеличения государственных расходов за счет дополнительной эмиссии ценных бумаг,

- дополнительной денежной эмиссии.

3. Считая, что правительство контролирует государственные расходы, а Центральный банк – объем номинальной денежной массы, определить, какие меры экономической политики позволят держать под контролем ставку процента в цен в условиях экономики полной занятости.

Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях с помощью проведения самостоятельных работ. Оценки за самостоятельные работы на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 5/6* Отекущий + 1/6* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,7*Ок/р + 0,3*Одз;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Опроомежуточная = 0,6* Онакопл за 1-2 мод. + 0,4*·Озачет

Оитоговая = 0,5(0,6* Онакоплза 3-4мод. + 0,4*·Оэкз )+0,5 Опроомежуточная
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.


ВНИМАНИЕ: оценка за промежуточный и итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной оценке общий результат неудовлетворительный.
В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.3Базовый учебник


  • Romer D. (2001). Advanced Macroeconomics. McGrаw-Hill

1.4Основная литература


  • Heijdra, B.(2009) Foundations of Modern Macroeconomics, Oxford University Press.

  • Carlin, W. and D.Soskice (2006) Macroeconomics: Imperfections, Institutions, and Policies, Oxford University press.


1.5Дополнительная литература


  • Aghion, P. and P. Howitt (1998). Endogenous Growth Theory. The MIT Press, Ch. 1.

  • Barro, Sala-i-Martin (1997). Economic Growth. McGraw-Hill, ch. 1

  • Baumol (1986) “Productivity Growth, Convergence and Welfare: What the Long-Run Data Show”. American Economic Review, Vol. 76(5): 1072-1085.

  • Blanchard O. J., Fischer S. (1989) Lectures on Macroeconomics. The MIT Press: Cambridge.

  • Clarida R., Gali J., Gertler M. (1999) “The Science of Monetary Policy: A New Keynesian Perspective”. Journal of Economic Literature, 37(2). (Also NBER Working Paper No. 7147.)

  • De Long (1988) “Productivity Growth, Convergence and Welfare: Comment”. American Economic Review, Vol. 78 (5): 1138-1154.

  • Drazen, А., Helpman, Е. Inflationary Consequences of Anticipated Macroeconomic Policy. Quarterly Journal of Economics, 1988.

  • Flood R., Marion N. (1996) “Speculative Attacks: Fundamentals and Self-Fulfilling Prophecies”. NBER Working Paper No. 5789. http://papers.nber.org/papers/W5789Inflation Targeting in Practice: Strategic and Operational Issues and application to Emerging Market Economies/ Ed. M.I. Blejer. - Washington: IMF, 2000. - 94 p.

  • Mankiw G., Romer D., Weil P. (1992). “A Contribution to the Empirics of Economic Growth”. Quarterly Journal of Economics, Vol. 107 (2), pp. 407-437.

  • Krugman P. (1979) “A Model of Balance-of-Payments Crises”. Journal of Money, Credit, and Banking, 11(3), pp. 311-325.

  • Obstfeld M., Rogoff K. (1995) "The Mirage of Fixed Exchange Rates". Journal of Economic Perspectives, 9, pp. 73-96. (Also NBER Working Paper No. 5191.) http://www.jstor.org , http://papers.nber.org/papers/W5191

  • Sargent, T., Wallace, N. Some Unpleasant Monetarist Arithmetic. Federal Reserve Bank of Minneapolis Quarterly Review, 1981, pp. 143-159

  • Sargent T. J. Rational Expectations and Inflation. 2nd ed. HarperCollins College Publishers: New York, 1993Uribe, M. A fiscal theory of sovereign risk. NBER Working Paper 9221, 2002

  • Walsh C.E. Monetary Theory and Policy. - 2nd ed.. - Cambridge; London: The MIT Press, 2003. - XV, 612 p.

  • Woodford M. Fiscal Requirements for Price Stability. NBER Working Paper No. 8072, 2001


Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекции проводятся с использованием проектора для презентации.