Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направлени - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности
[код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Информационных технологий и вычислительной техники
Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов


для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра


Автор программы:

Афонина Л.М.

E-mail: lafonina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой А.В. Вишнеков


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г.
Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012



1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”.



  • Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Арабский язык для направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Арабский язык II ЭТАП (3-4 КУРСЫ)  направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр) Автор программы: проф. Якушева И.В. iyakusheva@hse.ru; Боднар С.Н., к.ф.н., доц., s_bodnar@mail.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой [Якушева И.В.] Рекомендована секцией УМС факультета МЭ и МП «___»____________ 2011 г. Председатель [Суздальцев А.И.] Утверждена УС факультета МЭ и МП «___»_____________2011 г. Ученый секретарь [Суздальцев А.И.] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» (уровень подготовки бакалавр) и направления подготовки 031900.62 «Международные отношения» (уровень подготовки бакалавр), изучающих дисциплину «Арабский язык». Программа предназначена для студентов факультета мировой экономики и мировой политики (далее МЭ и МП) НИУ ВШЭ, изучающих арабский язык на продвинутом этапе обучения (III – IV курсы). Программа разработана в соответствии с:

    Программа дисциплины «Выпуклый анализ» >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Выпуклый анализ» для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики отд. Прикладной математики и информатики Программа дисциплины Выпуклый анализ для направления 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра специализация «Анализ и принятие решение» Автор программы: Беленький Александр Соломонович Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики 25.02.2013 г. Зав. кафедрой Алескеров Ф.Т. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель Утверждена Ученым Советом факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика», обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование» по специализации «Анализ и принятие решений», изучающих дисциплину «Выпуклый анализ». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет»; Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 010400.68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Выпуклый анализ» являются

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200.62 «Политология» Курс 4 Авторы программы: Григорьев И.С., преп. кафедры прикладной политологии Декальчук А.А., преп. кафедры прикладной политологии Одобрена на заседании кафедры « 28 » августа 2012 г. Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»____________20 г. Начальник УМО Шереметова В.В. _____________________ Утверждена УМС «___»_____________20 г. Председатель УМС Чуланова Г.Ю. _____________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; Образовательной программой по направлению подготовки 030200.62 «Политология»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология». Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”» являются: формирование у студентов углубленных научных представлений об основных методах сбора и анализа данных и методологических проблемах и вызовах политической науки; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; расширение у них политологического и профессионального кругозора. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

    Правительство Российской Федерации >>
    Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Информационные системы в организациях для направления 080700.68 Бизнес-информатика подготовки магистра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Нижегородский филиал Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Информационные системы в организациях  для направления 080700.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Автор программы: Шутов А.А., ст. преподаватель, ashutov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Информационных систем и технологий «___»____________ 2010 г Зав. кафедрой Э.А. Бабкин Рекомендована секцией УМС «Математика и информатика» «___»____________ 2010 г Председатель В.М. Демкин Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ «___»_____________2010 г. Председатель Л.Г. Макарова ____________________ Нижний Новгород, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с: ФГОС направления 080700 Бизнес-информатика, степень (квалификация) — магистр бизнес-информатики. Образовательной программой 080700.68 Бизнес-информатика. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080700.68 Бизнес-информатика, утвержденным в 2010г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Информационные системы в организациях» является освещение ключевых вопросов, связанных с информатизацией современного общества и использованием автоматизированных информационных технологий и систем для повышения эффективности экономической и управленческой деятельности. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

    Правительство Российской Федерации >>
    Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.

    Государственное образовательное бюджетное учреждение >>
    Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Физическая культура для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Автор программы: ст. преподаватель кафедры физического воспитания Федоряченко С.Н. Ученый секретарь________________________________________________ Москва, 2010 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии: - со стандартом ОС ГУ – ВШЭ; -образовательной программойнаправления подготовки 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра; - базовым и рабочими учебными планами университета по направлению подготовки031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.

2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать :

    • основные понятия математической логики и теории алгоритмов,

    • канонические формы представления, методы преобразования и минимизации булевых функций,

    • формальный язык логики,

    • методы логического вывода и оценки сложности алгоритмов.

  • Уметь:

    • использовать язык математической логики для представления знаний о предметных областях,

    • доказывать логическое следование формул,

    • определять временную и емкостную сложность алгоритмов.

  • Иметь навыки (приобрести опыт):

    • владения методами формального доказательства логического следования и оценки сложности алгоритмов,

    • владения способами использования аппарата математической логики в задачах практической информатики.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:















Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенции по ФГОС ВПО по направлению 230100

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-1

Владеет логическим мышлением, способен к обобщениям, анализу, восприятию информации, способен ставить цели и выбирать пути ее достижения.

Изложение материала на лекциях, закрепление в на практических занятиях, а также в ходе выполнения домашних заданий и контрольных работ.

Использование методических материалов в печатном и электронном виде (методические указания).



Использование основных законов естественно - научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ОК-10

Использует законы естественно – научных дисциплин в профессиональной деятельности, способен применять методы математического анализа, а также моделирования в процессе теоретических и экспериментальных исследований.

Изложение материала на лекциях, закрепление в на практических занятиях, а также в ходе выполнения домашних заданий и контрольных работ.

Использование методических материалов в печатном и электронном виде (методические указания).

















4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин ОПД и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Дискретная математика;

  • Информатика;

  • Программирование;

  • Теория автоматов.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • должен владеть основами теории множеств (понятие множества, теоретико-множественные операции); основами теории алгоритмов (понятие и свойства алгоритма); основами программирования (типы и структуры данных, процедуры, функции).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Информационные технологии;

  • Информационные системы;

  • Математическое и имитационное моделирование

  • Сети и телекоммуникации

  • Схемотехника


5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Логика высказываний.

7

1




2

4

2

Нормальные формы формул.

11

1




2

8

3

Полные системы булевых функций.

9

1




2

6

4

Минимизация в классе ДНФ и КНФ.

Контактные схемы. Схемы из функциональных элементов.


21

2




4

15


5

Исчисление высказываний.

13

1




2

10

6

Логика предикатов.

18

1




2

15

7

Исчисление предикатов.

18

1




2

15

8

Элементы теории алгоритмов.

11

1




2

8




Итого:

108

9




18

81


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)



Контрольная работа







5




Письменная работа 60 минут

Итоговый

Зачет








*




Устный зачет проводится в форме ответов на вопросы билетов. Время подготовки первого студента 40 мин.



6.1Критерии оценки знаний, навыков



В процессе текущего контроля студент должен продемонстрировать:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);

  • способность к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

На итоговом контроле студент должен продемонстрировать:

  • способность использования основных законов естественно - научных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: наличие подготовленных дома заданий по вариантам согласно варианту задания (Оподг), качество ответов в процессе практической работы в аудитории (Окач). Оценки за работу на практических занятиях преподаватель ставит в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале определяется перед промежуточным контролем – Оаудиторная.

Оаудиторная = 0.9* Окач. + 0.1* Оподг

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются по вариантам согласно методическим указаниям. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная итоговая оценка перед зачетом рассчитывается следующим образом:

Онакопл = 0.3* Оаудиторная + 0.7*Осам.работа

Способ округления накопленной оценки итогового контроля: арифметический.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0.5* Онакопл + 0.5*·Озач

, где Озач - это оценка за ответ.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

На пересдаче зачета студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Способ округления оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине Орезульт.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7Содержание дисциплины



Модуль 3 (1-й курс)

№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы

лекц.

прак.

сам.р.

1

2

3

4

5



Логика высказываний

1

2

4

  • Язык логики высказываний.

  • Формулы логики высказываний.

  • Равносильность формул.

  • Интерпретация формул.

  • Общезначимость, выполнимость, противоречивость.

  • Методы анализа выполнимости и общезначимости формул.

0.1

0.2


0.1

0.1


0.1
0.4

0.5


0.5

1

1

1
1
1



Литература:

[1] – глава 1."Введение в математическую логику" параграфы 6,7,8



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.




Нормальные формы формул.

1

2

8

  • Тавтологии.

  • Правильные рассуждения.

  • Двойственность.

  • Закон двойственности.

  • Алгоритмы приведения формул в КНФ и ДНФ.

  • Базовый алгоритм проверки общезначимости КНФ.

  • Разрешимость.

  • Алгоритмы получения СДНФ и СКНФ формул.

0.1

0.1


0.1

0.1


0.1

0.1


0.1

0.3



0.5


1

0.5


1

2

1


2

2


Литература:

[1] – глава 2."Введение в математическую логику" параграфы 5,6



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.




Полные системы булевых функций.

1

2

6

  • Булевы функции.

  • Суперпозиция функций.

  • Функционально замкнутые классы.

  • Теорема Поста.

  • Таблица Поста.

  • Независимые системы функций.

  • Базис функционально замкнутого класса. k-значные логики.

0.2

0.1


0.1

0.1


0.2

0.2


0.1

0.5


0.5

0.5


0.5

2

1

1


1
1

Литература:

[1] – глава 1."Введение в математическую логику" параграф 6



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.




Минимизация в классе ДНФ и КНФ. Контактные схемы. Схемы из функциональных элементов.

2

4

15

  • Определение минимальной ДНФ (КНФ).

  • Метод минимизирующих карт для получения минимальной ДНФ.

  • Применение логики высказываний к контактным схемам и к схемам из функциональных элементов.




0.5

1
0.5



1

2
1


2

10
3



Литература:

[1] – глава 1."Введение в математическую логику" параграфы 5,6



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.




Исчисление высказываний.

1

2

10

  • Аксиоматические теории.

  • Определения и свойства исчисления высказываний.

  • Две системы аксиом.

  • Правило вывода m.p.

  • Логическое следование, проблема дедукции.

  • Принцип дедукции.

  • Теорема о дедукции.

  • Следствия из теоремы о дедукции.

  • Полнота и непротиворечивость исчисления высказываний.

  • Независимость аксиом.




0.1

0.1


0.1

0.1


0.1

0.1


0.1

0.1


0.1

0.1


0.1

1


0.5

0.5

3

2
3
2




Литература:

[1] – глава 3."Введение в математическую логику" параграф 2,3



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.


6

Логика предикатов.

1

2

15

  • Предикаты.

  • Формулы логики предикатов.

  • Равносильность формул логики предикатов.

  • Синтаксис и семантика языка логики предикатов.

  • Приведенные и нормальные формы формул логики предикатов.

  • Теорема Черча.

  • Выполнимость и общезначимость формул логики предикатов.

0.1

0.3


0.1

0.1


0.2
0.1

0.1


0.5


0.5
1

5

2



4
4


Литература:

[1] – глава 1."Введение в математическую логику" параграф 9

[1] – глава 3."Введение в математическую логику" параграф 1

[1] – "Математическая логика. Дополнительные главы" глава 2 параграф 2



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.


7

Исчисление предикатов.

1

2

15

  • Аксиомы и правила вывода исчисления предикатов.

  • Ослабленная теорема о дедукции.

  • Общезначимость выводимых в исчислении предикатов формул.

  • Полнота и непротиворечивость исчисления предикатов.

  • Теорема Геделя.




0.2

0.1


0.1

0.4


0.2

1
1

7

2
6


Литература:

[1] – "Математическая логика. Дополнительные главы" глава 3 параграф 2



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.


8

Элементы теории алгоритмов.

1

2

8

  • Определение и примеры машины Тьюринга.

  • Тезис Тьюринга.

  • Рекурсивные функции.

  • Тезис Черча.

  • Нормальные алгоритмы Маркова.




0.5

0.1


0.2

0.1


0.3


1
1

4
4

Литература:

[1] – "Математическая логика. Дополнительные главы" глава 2 параграфы 1,2,3



http://zaharova-le2010.narod.ru

Формы проведения занятий:

изложение лекционного материала ,

проведение практических занятий.


Итого:

9

18

81



8Образовательные технологии


Лекционный материал излагается под презентации, которые размещены в интернете на странице www.zaharova-le2010.narod.ru. Занятия на практических работах ведутся в аудитории. Лабораторные занятия не предусмотрены.

8.1Методические указания студентам


  • Вести рабочую тетрадь с проработкой и заметками по изучаемым вопросам.

  • Готовиться дома к выполнению практических работ и приходить на занятия с подготовленным файлом с текстами запросов.

  • Для лучшего усвоения материала перед каждой лекцией знакомиться с лекционным материалом, который доступен в электронном виде на сайте www.zaharova-le2010.narod.ru.

  • По всем возникающим вопросам можно проконсультироваться лично у преподавателя в часы консультаций или по электронной почте.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы заданий для контрольных и домашних работ на сайте www.zaharova-le2010.narod.ru.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов на сайте www.zaharova-le2010.narod.ru.

.

.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


[Укажите базовый учебник. Норматив обеспеченности студентов базовым учебником - не менее 50 %. Ридеры указываются при отсутствии базового учебника или неполного покрытия базовым учебником основных тем программы один из предложенных вариантов формирования оценки, которая идет в диплом. Укажите, если доступна электронная версия базового учебника].

10.2Основная литература


1. Колмогоров А.Н., Драгалин А.Г. Математическая логика. Москва:

Издание 2-е, стереотипное: Едиториал УРСС (Классический университетский учебник), 2005

2. Лавров И.А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. Москва:

Издание 5-е, исправленное, ФИЗМАТЛИТ, 2004


10.3Дополнительная литература


  1. Андерсон Джеймс А. Дискретная математика и комбинаторика./ Пер. М.М. Беловой/ .Москва:

Издательский дом “Вильямс”, 2002.

  1. Вирт Никлаус. Алгоритмы и структуры данных. Санкт-Петербург:

Невский диалект, 2001.

  1. Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. Москва:

Энергоатомиздат, 1988.

  1. Лихтарников Л.М., Сукачева Т.Г. Математическая логика. Санкт-Петербург:

Изд-во “Лань”, 1998.

  1. Нефедов В.Н., Осипова В.А. Курс дискретной математики. Москва:

Изд-во МАИ, 1992.

  1. Овчинников В.А. Алгоритмизация комбинаторно-оптимизационных задач при проектировании ЭВМ и систем. Москва:

  2. Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001.



11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение дисциплины за исключением наличия аудитории не требуется.