Программа дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для направления 030300. - страница №1/1



Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Психологии


Программа дисциплины

Зоопсихология


и сравнительная психология

для направления 030300.62 - «Психология»



подготовки бакалавра

Автор: кандидат биологических наук,

доцент, Лихачев Ю.В.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры
«Психология» психофизиологии

Председатель Зав. кафедрой

____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев .Н.

“__7__” ___декабря__ 2004 г. “_7_” сентября 2004 г.

Утверждено УС факультета

Психологии

Ученый секретарь
_____________ Старовойтенко Е.Б.
«__8__» ___февраля_2005 г.

Москва

I. Обязательный минимум по ГОС. (Приказ МО РФ от 02.03.2000 N686 для дисциплин Федерального компонента) Индекс ОПД.Ф.06 Зоопсихология и сравнительная психология (90 часов)
Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.

I I. Пояснительная записка

Требования к студентам:

-знание анатомии и физиологии человека в объеме курса "Биология" для средней школы, включая знание формы и строения человеческого организма, составляющих его тканей, органов и систем, процессов жизнедеятельности; знакомство с основными терминами и понятиями



Аннотация:

Учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» является одной из базовых дисциплин в системе подготовки психологов.

Целью изучения данной дисциплины является уяснение общей характеристики психики животных, врожденного и приобретаемого в психике животных, сущность эволюции психики, развитие животных в онтогенезе, эволюция психики в филогенезе. Этология - как одно из направлений изучения поведенческих аспектов психики животных. Важно понять предмет, задачи и методы зоопсихологии, ее место в системе других наук. Определиться в сущности индивидуального и видового развития животных, биологической обусловленности психического отражения.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Психологии Программа дисциплины Математика для психологов для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра Автор: старший преподаватель Тюрникова Г.В. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры Математические и статистические Высшей математики методы в экономике Председатель _________________ А.С. Шведов Зав. кафедрой С.А. Логвенков «____»__________________ 2007 г ________________________ «_____» ______________ 2007 г. Утверждена УС факультета Психологии Ученый секретарь ________________________________ « ____» ___________________2007 г. Москва I.Пояснительная записка. Требования к студентам: знание курса математики по программе средней общеобразовательной школы.

Зоопсихология выступает в качестве науки, имеющей прикладной аспект для практической психологии. Зоопсихологические знания используются в здравоохранении, ветеринарии, рыболовстве, животноводстве, в подготовке и дрессировке животных для воинской деятельности, для поиска взрывчатых и наркотических веществ, для охраны государственной границы. Эти знания носят базовый характер для сохранения, восстановления и обогащения фауны.

Сравнительная психология позволяет уяснить особенности формирования и проявления психики животных и человека, их генетическое родство и качественные различия, взаимообусловленность биологического и социального в поведении человека.

В ходе изучения данной учебной дисциплины студенты овладевают комплексом теоретических знаний, практических навыков и умений выявления, оценки, интерпретации этологических и психологических особенностей в поведении высокоорганизованных животных и человека.


Учебная задача дисциплины:

В результате изучения курса студенты должны:

- знать общую характеристику психики животных, врожденных и приобретаемых компонентах психического отражения у животных и человека, особенности развития психики животных в онтогенезе;

Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики Программа дисциплины Психология для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Кузнецова М.Д., кандидат психологических наук (mdkuznetsova@hse.ru; k_masha@list.ru) Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «31» января 2012 г Зав. кафедрой А.К. Болотова Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г Председатель В.А. Штроо Утверждена УС факультета Бизнес-информатики «___»_____________20 г. Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.; Образовательной программой по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2010 г. Рабочим учебным планом на 2011-2012 год университета по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2011г. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Психология» является формирование у учащихся базовых знаний об основных исследовательских и прикладных направлениях современной психологической науки, а также развитие элементарных навыков психологического анализа различных жизненных и профессиональных ситуаций. Изучение дисциплины «Психология» предполагает знакомство с психологической наукой, ее основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. В соответствии с поставленной целью, программа указанной дисциплины предполагает: знакомство студентов с базовыми представлениями о предмете психологии; знакомство студентов с историей развития психологической науки, её основными направлениями; раскрытие понятия психики и истории её эволюционного развития;

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100.62  «Востоковедение» подготовки бакалавра Автор программы: А.Г. Юркевич, к.и.н., доцент, urkevich_a@rambler.ru Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г Зав. кафедрой __________________________А.А. Маслов Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Проректор Рощин С.Ю. ________________________ [подпись] Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись] Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История Китая» являются: - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов; - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие принципы и закономерности развития исторического процесса в древнем Китае, их сходства и отличия от принципов и закономерностей развития общества и государства в других регионах. Уметь: различать общее и особенное в историческом развитии разных регионов, находить истоки исторической специфики китайской культуры.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Математики Программа дисциплины Математический анализ для направления 010100.62 "Математика" подготовки бакалавра Автор программы: Левин А.М., кандидат ф.-м. наук, профессор, alevin57@gmail.com Локтев С.А., кандидат ф.-м. наук, доцент, s.loktev@gmail.com Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2012 г. Председатель С.М. Хорошкин Утверждена УС факультета математики «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман_____________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Математический анализ являются: создание у студентов целостного представления о современном математическом анализе, овладение методами практических вычислений 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Факультет экономики Программа дисциплины "Социальная психология»  для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 1 Автор программы: Агафонова Ирина Николаевна, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, inagaf@mail.ru Одобрена на заседании кафедры психологии «_3_» сентября 2012 г Протокол №1 Зав. кафедрой ___________ Голубкова О.А. Согласовано УМО «___»____________ 20012 г ______________ Шереметова В.В. Утверждена Советом факультета экономики «___»_____________2012 г. Председатель __________/______________/ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), изучающих дисциплину «Социальная психология». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению 080100.62 «Экономика» (подготовка бакалавров) http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse . Образовательной программой по направлению 080100.62 «Экономика» (подготовка бакалавров). Рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики по направлению 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра). 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Социальная психология» являются: 1 – освоение базовых знаний о закономерностях психической деятельности человека; обусловленных включением в социальные группы и социальное взаимодействие 2 – формирование умений применить полученные психологические знания в профессиональной деятельности экономиста. 3 – обеспечение личностного развития и ценностного отношения к другим людям как основы эффективной профессиональной деятельности экономиста. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
Министерство образования и науки Республики Казахстан ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени шакарима г. Семей Документ СМК 3 уровня УМКД УМКД 042-Х.33.ХХ/02-2013 УМКД программа дисциплины «Психология художественного творчества» для студентов Редакция №1 от 10.01.2013 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Психология художественного творчества» для специальности 5В010700– «Изобразительное искусство и черчение» ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Семей 2013 УМКД 042-Х.1.ХХ/02-2013 Редакция №1 от 10.01.2013 Страница 2 из Предисловие 1 Разработано Составитель ___________ «10» 12 2013 г. Кирсанова С.Б., старший преподаватель кафедры «ИЗО и дизайн» 2 Обсуждено 2.1 На заседании кафедры «ИЗО и дизайн» Протокол от «_____» ______________ 2013 г., № _____ Заведующий кафедрой __________ / М.С. Мырзаканов/ 2.2 На заседании Учебно-методического бюро Педагогического факультета Протокол от «_____» ___________________ 2013 г., № _____ Председатель ____________________ / / 3 Утверждено Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета Протокол от «_____» ____________________ 2013 г., № ____ Председатель УМС __________ / / Введено впервые УМКД 042-Х.1.ХХ/02-2013 Редакция №1 от 10.01.2013 Страница 3 из Содержание 1 Общие положения 2 Содержание дисциплины и распределение часов по видам занятий 3 Методические рекомендации по изучению дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Макроэкономика-3 (без базовой подготовки)  для направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра Автор программы: Кавицкая И.Л.. к.э.н., доцент, kavitskaya@yahoo.com Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова _________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 – Экономика подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Экономика» и «Математические методы анализа экономики». . Программа разработана в соответствии с: с образовательным стандартом НИУ; образовательной программой «экономика». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 – Экономика, утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Целью курса является развитие у студентов экономического образа мышления, а также способности использовать логику и методы макроэкономического анализа в дальнейшей научно-исследовательской работе. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные методы макроэкономического анализа на продвинутом уровне, предполагающие активное использование аналитического анализа и геометрической интерпретации

Правительство Российской Федерации >>
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Дискретная математика»  для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Специализация «Мировая экономика» Автор программы: Куркина О.Е., к.ф.-м.н., Oksana.Kurkina@mail.ru Одобрена на заседании кафедры математики «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой Е.М.Громов Рекомендована секцией УМС “Математика” «___»____________ 2012 г Председатель Е.М. Громов Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Дискретная математика». Программа разработана в соответствии с: - ОС НИУ ВШЭ по направлению 0080100.62 Экономика профиль «Мировая экономика». - ООП для направления 0080100.62 Экономика. - Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 Экономика специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 году. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Дискретная математика» являются овладение навыками исследования дискретных математических структур: множеств, логических функций, комбинаторных моделей и графов. При этом, особое внимание уделяется формулировке и изучению конкретных методов решения оптимизационных задач, возникающих на этих дискретных структурах, описании динамики социально–экономических систем и прогнозировании развития экономики Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в самых разнообразных сферах (стратегическое планирование, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием и проч.).

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

- иметь представление об этологическом подходе, применяемом в зоопсихологии и сравнительной психологии, позволяющем дифференцированно подходить к изучению индивидуальных особенностей человека.

- уметь осуществлять сравнительный анализ в проявлении психики и индивидуальных возможностей высокоорганизованных животных и человека;

- изучить эволюцию нервной системы и эволюцию поведения животных, поведенческий акт как единство двигательных, психических и вегетативных процессов;

- владеть навыками применения зоопсихологических и этологических знаний на практике.

Формы контроля:

- текущий контроль: оценка степени усвоения на семинарах



  • промежуточный контроль - проверка выполнения эссе

- итоговый контроль - экзамен

  • итоговая оценка складывается из оценок промежуточного конт­роля и ответов на экзамене.

III. Содержание программы.

Тема 1. Общая характеристика психической активности животных.

Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь. Проблема зарождения психики. Историческая необходимость зарождения психического отражения. Основные этапы развития психики животных в процессе эволюции.

Предмет и задачи зоопсихологии. Место зоопсихологии в системе наук. Зоопсихология и этология. Методы исследования в зоопсихологии.

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология. Этология. Эволюция. М.: Мир, 1988.

Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии/ Под ред. Н.Н. Мешковой и Е.Ю.Федорович. М.: Российское психологическое общество, 1997.

Дъюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

Шовен Р. Поведение животных. М.:Мир, 1972.


Тема 2. Сущность и особенности инстинктивного поведения животных.

Врожденное и приобретенное в поведении животных. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении. Проблемы инстинкта и научения в свете эволюционного учения (Ж.Б. Ламарк, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвин). Пластичность инстинктивного поведения (концепции В.А. Вагнера, А.Н. Северцева).



Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.
Тема 3. Процесс научения у животных.

Внутренние и внешние детерминанты инстинктивного поведения. Проблема мотивации поведения у животных. Этологическая концепция инстинктивного поведения (К.Лоренц, Н.Тинберген). Инстинктивное поведение и общение. Демонстрационное поведение. Ритуализация поведения. Психический компонент инстинктивного поведения.

Общая характеристика процесса научения. Навык, его отличительные особенности и методы изучения. Научение и общение. Подражание. Научение и познавательная деятельность животных. Сложные навыки и высшие формы психического отражения.
Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
Основная

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии/ Под ред. Н.Н. Мешковой и Е.Ю.Федорович. М.: Российское психологическое общество, 1997.

Язык и интеллект/ Под ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1996.

Дъюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

Лоренц К. Агрессия. М. 1995.
Тема 4. Онтогенетическое развитие психической деятельности животных.

Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Общая характеристика развития поведения в пренатальном периоде. «Эмбриональное научение» и созревание. Отличительные особенности пренатального развития поведения у беспозвоночных, низших позвоночных, птиц и млекопитающих. Пренатальное развитие элементов общения. Акустический контакт между эмбрионом и родительскими особями у птиц. Значение эмбриогенеза для развития психического отражения.

Общая характеристика развития поведения в раннем постнатальном периоде. Развитие поведения у зрело и незрело рождающихся животных. Значение заботы о потомстве. Развитие двигательной активности в раннем постнатальном периоде. Врожденное узнавание и ранний опыт. Импринтинг. Факультативное научение у позвоночных и беспозвоночных. Реакция следования и половое запечатление. Познавательные аспекты постнатального поведения животных. Исследовательское поведение и ориентация. Манипулирование и его познавательное значение.

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.

Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.




Тема 5. Концепции игрового поведения.

Биологический процесс и эволюция психического отражения. Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Двигательная активность и ее пространственная ориентация у простейших. Кинезы и элементарные таксисы. Явления привыкания и отвыкания. Зачаточные формы ассоциативного научения.

Общая характеристика развития в ювенильном (игровом) периоде. Игра как развивающая деятельность. Значение ювенильного манипулирования для формирования поведения взрослых животных. Познавательное значение игровой активности. Игра и исследовательская деятельность животных.

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Фабри К.Э. Игра у животных. М., 1985.




Тема 6. Эволюция психического отражения.

Общая характеристика элементарной сенсорной психики. Появление нервной системы и основные этапы ее развития. Двигательная активность низших беспозвоночных. Зачатки высших форм поведения у кольчатых червей. Пластичность поведения и психическое отражение на высшем уровне элементарной сенсорной психики.

Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Двигательные и сенсорные способности высших беспозвоночных. Особенности и строение их нервной системы и органов чувств. Ориентация в пространстве у высших беспозвоночных. Таксисы и предметное восприятие на низшем уровне перцептивной психики. Общение, инстинктивное и групповое поведение у высших беспозвоночных. Высшие психические способности у насекомых. Общая характеристика высшего уровня перцептивной психики. Центральная нервная система высших позвоночных. Локомоция и манипулирование у высших позвоночных. Видотипичные компоненты в сферах комфортного поведения, сна и покоя. Органы чувств, сенсорные способности и ориентация в пространстве у высших позвоночных. Зрительные обобщения и представления у высших позвоночных. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных.

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.

Тема 7. Проблема интеллекта животных.

Общая характеристика интеллектуального поведения животных. Манипуляционная активность, как основа высших познавательных способностей животных. Основные элементы и критерии интеллекта животных.

Характерные особенности и формы мышления у человекообразных обезьян. Экспериментальные методы его изучения. Биологическая ограниченность интеллекта животных. Антропоморфические взгляды на интеллект животных.

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии/ Под ред. Н.Н. Мешковой и Е.Ю.Федорович. М.: Российское психологическое общество, 1997.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ, 1986.

Северцов А.Н. Эволюция и психика. М., 1922



Тема 8. Прикладная зоопсихология и защита окружающего мира.

Значение прикладной зоопсихологии для здравоохранения, зоопсихологического моделирования, медицинских исследований. Сравнительно-психологическое изучение развития психики у детенышей животных и детей. Значение общения детей с животными для полноценного формирования личности. Представления об экологической взаимозависимости человека и живых организмов, ответственности человека за сохранение БИОСа. Морально-этическая ответственность человека за жизнь животного. Животные и город.


Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
Тема 9. Предмет и история сравнительной психологии.

Сущность и необходимость сравнительно-психологического синтеза данных зоопсихологии и общей психологии для выявления биопсихических предпосылок и корней происхождения психики человека в процессе эволюции.



Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.
Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.


Тема 10. Генетическое родство психики животных и человека.

Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия.

Врожденные, инстинктивные компоненты поведения человека. Изменение формы и содержания в процессе антропогенеза.

Значение эволюции гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих для предыстории антропогенеза. Предметная деятельность ископаемых обезьян как фактор зарождения трудовой деятельности человека.



Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.

Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии/ Под ред. Н.Н. Мешковой и Е.Ю.Федорович. М.: Российское психологическое общество, 1997.

Язык и интеллект/ Под ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1996.

Дъюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты.

Учебное пособие. М. 1999.



Тема 11. Биологические предпосылки зарождения

социального сознания и человеческой речи.

Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи. Возможности и пределы общения человека с антропоидами и другими высшими позвоночными при помощи искусственных коммуникативных систем.

Интеллект антропоидов и человеческое сознание, их коренные различия. Определяющая роль трудовой деятельности и общественно-исторического развития в зарождении и формировании человеческого сознания.

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.

Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты.

Учебное пособие. М. 1999.

Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Этология приматов. М. МГУ, 1992.


IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

1. Литература

Базовый учебник

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1993.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988.

Основная

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.,1970.

Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М.: Изд-во Российск. Гос. Гум. Ун-та, 1994.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1978.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Под ред. Н.Н. Мешковой и Е.Ю.Федорович. М.: Российское психологическое общество, 1997.

Язык и интеллект/ Под ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1996.

Дъюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.



Дополнительная

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: МГУ, 1986.

Северцов А.Н. Эволюция и психика. М., 1922

Судаков К.В. Системные механизмы поведения. М.: Медицина, 1990.

Фабри К.Э. Игра у животных. М., 1985.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты.

Учебное пособие. М. 1999.

Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Этология приматов. М. МГУ, 1992.

Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Новосибирск, Юкза, 2001.

Резникова Ж.И. Интеллект и язык. М.: Наука, 2002.



2. Темы эссе

1. Современные представления о зоопсихологии и этологии.



2. Влияние работ классиков (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш и др.) на формирование этологии как науки.

  1. Поведение животных как механизм адаптации к среде обитания.

  2. Лабиринт - классический метод изучения механизма научения животных.

  3. Врожденное поведение животных.

  4. Рефлекс и инстинкт - основа врожденного поведения.

  5. Эволюция врожденных форм поведения.

  6. Научение как механизм индивидуальных адаптаций.

  7. Видовые особенности научения животных (собака, кошка и др.).

  8. Поведения раннего онтогенеза.

  9. Оперантное поведение животных.

  10. Реакция избегания и положительное подкрепление - основа выработки полезных приспособительных поведенческих признаков.

  11. Роль гормонов в регуляции поведения.

  12. Роль сенсорных систем в поведении животных разных видов.

  13. Потребность и мотивация как системообразующие факторы поведения.

  14. Внутривидовая агрессия как фактор созранения вида.

  15. Нейрофизиологические основы ритмичности поведения животных.

  16. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных.

  17. Распознавание особей в ассоциациях животных.

  18. Половое поведение животных разных видов.

  19. Родительское поведение животных.

  20. Игра. Этолого-зоопсихолого-физиологический анализ.

  21. Неактивные формы поведения животных разных видов (отдых, дремота, сон).

  22. Адаптации животных к экстремальным условиям (Заполярье, пустыни, водная среда, высокогорье).

  23. Физиологические основы приручения диких животных: привыкание (габитуация) и условно-рефлекторное подкрепление.

  24. Влияние человека как фактора среды на поведение животных в процессе приручения.

  25. Особенности процесса одомашнивания собаки и кошки.

  26. Реинтродукция и одичание домашних животных: зоопсихологические аспекты.

  27. Животные в городе. Особенности поведения одомашненных, диких и синантропных видов.

  28. Груминг и манипулирование.

  29. Биологическая роль ритуализации поведения.

  30. Особенности поведения водных млекопитающих.

  31. Тренинг собак.

  32. Тренинг кошек.

  33. Тренинг пчел.

  34. Тренинг лошадей.

  35. Морально-этические основы отношения человека к животным.



  1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

    1. Прикладное значение зоопсихологии.

    2. Механизм образования условного рефлекса

    3. Роль среды в изменении врожденных поведенческих стереотипов в процессе онтогенеза.

    4. Роль ключевых раздражителей в формировании поведения.

    5. Сенсорная стадия поведения животных.

    6. Перцептивная стадия поведения животных.

    7. Интеллектуальная стадия поведения животных.

    8. Развитие поведения и психики в пренатальный период.

    9. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов.

    10. Механизм оперантного поведения.

    11. Влияние сенсорных систем на эволюцию нервной системы.

    12. Механизмы образования эмоций (страх, гнев, ненависть, радость, ревность).

    13. Структурные уровни биоритмов (клетка, орган, организм, группа животных).

    14. Биологические преимущества группового образа жизни и механизмы поддержания ассоциаций.

    15. Раннее постнатальное поведение зрело- и незрелорождаемых животных.

    16. Физиологические основы сна. Виды сна.

    17. Особенности и формы мышления у человекообразных обезьян.

    18. Происхождение психики человека - сравнительно-психологический анализ.

    19. Материальная культура и предметная деятельность как основа возникновения трудовой деятельности.

    20. Главные отличия языка животных от речи человека.

    21. Биологическая ограниченность интеллекта животных.

    22. Критерии интеллектуального поведения животных.



4. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Желательно, чтобы преподаватель пользовался наглядными материалами, используя фильмотеку кафедры, а также компьютерными версиями подачи материала.


5. Методические указания студентам

Рекомендуется обращаться при подготовке не только в библио­теку Университета, но и непосредственно на кафедру психофи­зиологии, работая индивидуально в отведенные часы после групповых занятий. Студенты имеют возможность с первых ша­гов принять посильное участие в научных и практических раз­работках кафедры.



6. Рекомендации по использованию информационных технологий.

При кафедре создается компьютерный класс, обеспечивающий доступ через интернет к учебным материалам из различных ис­точников в России и за рубежом.



V. Тематический план учебной дисциплины.
Всего на изучение д анной дисциплины выделяется 54 часа, из которых 12 часов – лекции, 10– семинарские занятия. Дисциплина читается в 3 модуле на 1 курсе.

Распределение часов дисциплины по разделам и темам:




№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

практические


1


Тема 1. Общая характеристика психической активности животных

5

2

-

-

3



2

Тема 2. Сущность и особенности инстинктивного поведения животных

5

-

2

-

3



3

Тема 3. Процесс научения у животных

5

2

-

-

3

  1. 4

4

Тема 4. . Онтогенетическое в психической деятельности животных

5

-

2

-

3

5

Тема 5. . Концепции игрового поведения

5

2

-

-

3

6

Тема 6. Эволюция психического отражения


5

-

2

-

3

7

Тема 7. Проблема интеллекта животных

5

2

-

-

3

8

Тема 8. Прикладная зоопсихология и защита окружающего мира

4

-

2

-

2

9

Тема 9. Предмет и история сравнительной психологии

5

2

-

-

3

10

Тема 10. Генетическое родство психики животных и человека

5

2

-

-

3

11

Тема 11. Биологические предпосылки зарождения социального сознания и человеческой речи

5

-

2

-

3




ИТОГО:

54

12

10

-

32

Автор-составитель ________________ /Ю.В.Лихачев/