Программа междисциплинарного курса «мдк. 01. 01. Специальный инструмент» по виду «оркестровые духовые и ударные инструменты» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Программа междисциплинарного курса «мдк. 01. 01. Специальный инструмент» по виду - страница №1/4

ФГБОУ СПО «АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРИ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО»

ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

«МДК.01.01.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ПО ВИДУ

«ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

(флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, тенор, баритон, саксофон, ударные инструменты)

Утверждаю

Директор___________Демидов В. П.

« » __________2011 г.

Москва 2011 г.

Авторы-составители – преподаватели ФГБОУ СПО «АМК при МГК им. П. И. Чайковского»:

Флейта – Лебедев Л. В., Народный артист России

Гобой – Тамбовцев В. Н.

Кларнет – Багдасарян Р. О., профессор, Народный артист России

Фагот – Попов В. С., профессор, Народный артист России

Саксофон – Багдасарян Р, О., профессор, Народный артист России

Валторна – Крюковцев Е. К., Заслуженный работник культуры России

Труба – Новиков В. А., профессор, Заслуженный деятель искусств России

Тромбон – Киселёв В. С., Заслуженный артист России

Туба – Соболев Ю. П.

Ударные инструменты – Курашов А. В.

Введение
Примерная программа по междисциплинарному курсу «МДК 01.01. Специальный инструмент» (далее – курс) профессионального модуля «ПМ.01. Исполнительская деятельность» по видам инструментов «Оркестровые духовые и ударные инструменты» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)».

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы междисциплинарного курса:

максимальная учебная нагрузка обучающегося – 644 часов, включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 429 часов,

самостоятельная работа обучающегося – 215часов.

Производственная практика:

исполнительская практика – 72 часа (2 недели),

преддипломная практика – 18 часов (0,5 недели).

Время изучения: 1-8 семестры.

Результатом освоения курса является овладение навыками игры на инструменте в объеме, необходимом для ведения выпускником исполнительской деятельности (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста оркестра, ансамбля, солиста на различных сценических площадках), педагогической деятельности в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, в том числе овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Программа обязательного междисциплинарного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – магистр >>
Программа обязательного междисциплинарного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки – магистр Авторы: доктор юридических наук, профессор И.Ю.Богдановская, доктор юридических наук, профессор Л.Р.Сюкияйенен Москва. - НИУ-ВШЭ. – 2011. © Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011 © Ирина Юрьевна Богдановская, Леонид Рудольфович Сюкияйнен, 2011 Пояснительная записка Сравнительное правоведение (правовая компаративистика) − отрасль юридического знания, изучающая в сравнительном плане правовые системы различных государств. Познавательная ценность сравнительного правоведения заключается в выявлении общих закономерностей развития норм и институтов права, поскольку только сравнение различных правовых систем позволяет выявить общее и особенное, случайное и закономерное. Таким образом, сравнительно правовой метод в той или иной степени необходим при проведении любого научно-правового исследования. Знание иностранного права позволяет лучше понять собственное право, увидеть его преимущества и недостатки. В этой связи изучение сравнительного правоведения является важным компонентом правовой культуры юриста, необходимым элементов подготовки специалистов на второй ступени высшего образования. В результате изучения курса «Сравнительное правоведение» слушатель магистратуры должен: знать основные характеристики основных зарубежных правовых систем; уметь анализировать источники зарубежного права; иметь представление о развитии науки сравнительного правоведения; обладать навыками сравнения зарубежного и национального права. владеть информацией о развитии норм и институтов зарубежных стран в изучаемой им отрасли права. Курс «Сравнительное правоведение» условно делится на две части, общую и особенную, первая из которых посвящена понятию и методологии сравнительного правоведения. Вторая часть курса знакомит слушателей с особенностям основных правовых систем современности, закономерностям и тенденциям развития права в современном мире. Формы контроля. Уровень освоения материала курса контролируется путем опросов и устных вопросов по программе в ходе практических занятий, с помощью подготовки рефератов, а также на экзамене. Примерный расчет часов № п/п Наименование разделов и тем Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоят. работа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ >>
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОЕКТ примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Москва 2012 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Учебная литература; - Учебно-методическая литература; - Методическая литература Пояснительная записка

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование» для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование»  для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра для магистерской программы «Мировая экономика» Автор программы: Рубцов Б.Б., д.э.н., профессор, sdfa56@mail.ru Одобрена на заседании кафедры международных валютно-финансовых отношений « ___ » __________2012г Зав. кафедрой В.Р. Евстигнеев Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика» «___»____________ 2012 г. Председатель Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики « __ » _________ 2012 г. Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Мировая экономика» по специализации «Мировые финансы», изучающих дисциплину «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080100.68 «Экономика» подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 «Экономика». 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины « Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование» является формирование целостного представления о структуре и особенностях функционирования фондовых рынков ведущих стран мира как важнейшей части финансовых рынков. Задачи дисциплины:

Пояснительная записка >>
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы курса химии (органическая химия) для 10 класса общеобразовательных учреждений И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской, которая разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть II. Среднее (полное) общее образование) в соответствии с существующей концепцией химического образования, реализует принцип концентрического построения курса и определяет содержание общеобразовательного уровня курса химии. Таблица тематического распределения количества часов: № п/п Разделы, темы Количество часов Авторская программа Рабочая программа Введение в органическую химию 5 5 I. УГЛЕВОДОРОДЫ 1. Предельные углеводороды 8 8+1 2. Непредельные углеводороды 8 8 3. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. 7 7+1 II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ. 4. Спирты. Фенолы. Амины 7

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Фортепиано» >>
(5(6),7(8) лет обучения) Данная рабочая программа является составной частью дополнительной общеобразовательной программы «Музыкальное исполнительство» (инструментальное исполнительство) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано». Занятия по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано» в детской музыкальной школе проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами - 7 (8) лет, для обучающихся, поступивших в музыкальную школу в 7-8 лет, или 5 лет обучения, для поступивших в 9-11 лет. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах. В основу данной рабочей программы положена типовая программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент. Фортепиано», утверждённая Министерством культуры СССР (1988). Пересмотрен график учёта и контроля успеваемости обучающихся, отдельно оговорены требования для обучающихся уровня допрофессиональной подготовки. Цель обучения игре на фортепиано – заложить у детей основы культуры музицирования, создать условия для овладения необходимым уровнем функциональной грамотности и художественно-практической компетентности с учётом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого ребёнка, а также для профессионального самоопределения обучающегося. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: - научить обучающегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской музыкальной школы, - сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях, - ознакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе фортепиано, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами, - развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе произведения, воспитать и поощрять у ребёнка интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной работе во время обучения и после окончания школы. Аннотация к рабочей программе по предмету «Чтение с листа в классе фортепиано»

Негосударственное образовательное учреждение >>
высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Направление подготовки 030300 - ПСИХОЛОГИЯ Профиль подготовки _____________________ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ» (протокол № ___ от 20__ г.) Одобрено кафедрой ____________________ (протокол № ____ от 20__ г.) Зав.кафедрой _________________________ Москва 2012 г. Cоставитель: Шипкова Карина Маратовна кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Кафедра клинической психологии Программа курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология». Рецензент: доктор психологических наук, профессор Цветкова Л.С. Программа включает : цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины, тематическое содержание курса , почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения, примерный перечень вопросов для контрольных работ по курсу, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень электронных ресурсов по тематике курса. 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» является формирование естественнонаучного мировоззрения с позиции нейропсихологии, как составной части психологии и современных нейронаук; формирование знания о специфике вклада различных отделов мозга в психическую деятельность человека; знакомство с историей и современными представлениями, теориями о принципах организации психических функций в мозге, с принципами клинико-психологического подхода к изучению связи "мозг- психика"; с типологией нейропсихологических синдромов, формирующихся в результате очаговых поражениях коры и подкорковых образований мозга; с методологией нейропсихологического синдромного подхода и методиками нейропсихологического исследования; со спектром применения нейропсихологических знаний в различных областях практической деятельности психолога.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры ________________________ протокол от ­­________№___ Заведующий кафедрой ________________________ «УТВЕРЖДАЮ» Декан филологического факультета профессор С.И. Богданов «___»_________________200 г. (подпись) ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Когнитивная лингвистика" Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика Санкт-Петербург 2005 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной лингвистике как современном направлении в языкознании. 2. Задача курса – ознакомить студентов-филологов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит пропедевтический характер. Он рассчитан на студентов-филологов и призван сформировать у них представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой. 4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь представление о предпосылках и истории зарождения когнитивной лингвистики, ее теоретическом фундаменте, основных концепциях и научных трудах видных представителей данного направления. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса: Когнитивная лингвистика как направление научной мысли. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа. Когнитивная грамматика Р. Лангакера. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера. Топологическая семантика Л. Талми. Теория ментальных моделей Ф. Джонсон-Лэрда. Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка. 2. Краткое содержание тем

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №127 Советского района Волгограда >>
Советского района Волгограда Рабочая программа учебного курса «ТЕХНОЛОГИЯ» для 4 класса Составитель: учитель начальных классов МОУ ООШ №127 Советского района Волгограда О.В.Гуторова 2014 – 2015 уч. год ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программа «Школа мастеров» № п/п Тема урока Изделие Дата 1 2 3 план факт 1 Урок-экскурсия в парк. Сбор и сорти­ровка природного материала 2.09 2 Особенности сушки листовых и объем­ных природных материалов Сортировка и за­кладка материалов 7.09 3 Способы изготовления композиций с использованием пластилинового, клее­вого и шпилечного соединения деталей Объемные игрушки из природного мате­риала 9.09 4 Объемные игрушки из природного мате­риала. Изгибание и консервация дета­лей. Объемные игрушки из природного мате­риала 14.09 5 Составление композиции из природного материала Объемные игрушки из природного мате­риала 16.09 6 Составление композиции из природного материала. Коллективная работа.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Концертный зал имени П.И. Чайковского >>
Концертный зал имени П.И. Чайковского «Симфоджаз братьев Ивановых» Ivanov brothers gala в концерте принимают участие: Михаил ИВАНОВ (фортепиано), Андрей ИВАНОВ (контрабас), Йо ХААЗЕН (звонарь, директор Королевской школы карильона) /Мехелен, Бельгия/ Аркадий ШИЛКЛОПЕР (валторна, альпийский рог), Вадим ЭЙЛЕНКРИГ (труба), Иван ВОЛКОВ (саксофон), Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные), Юрий ГЕНБАЧЕВ (перкуссия) Уникальная концертная колокольная установка «Русская звонница «София» Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема Концерт ведёт Святослав БЭЛЗА 26 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского братья Михаил и Андрей Ивановы откроют свой персональный абонемент уникальной программой - Ivanov brothers gala. В концерте примут участие друзья - партнеры музыкантов по сцене: Аркадий ШИЛКЛОПЕР (валторна, альпийский рог), Вадим ЭЙЛЕНКРИГ (труба), Иван ВОЛКОВ (саксофон), Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные), Юрий ГЕНБАЧЕВ (перкуссия), Йо ХААЗЕН (звонарь, директор Королевской школы карильона) /Мехелен, Бельгия/, камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. В программе — уникальное сочинение Михаила Иванова Симфоническая поэма «Мое Русское Сердце». Для исполнения своего произведения музыкант придумал и сконструировал единственный в своем роде инструмент, не имеющий аналогов в мире – русскую звонницу, презентация которой состоялась в прошлом сезоне в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Названная в честь дочери Михаила «София», она звучит подобно настоящим колоколам. В 2010 году эта программа получила премию Москвы в области литературы и искусств в номинации «Музыка». 26 октября братья Ивановы представят сочинение в партнерстве с легендарным оркестром О.Лундстрема (которому в этом году исполнится 75 лет) и знаменитого колокольного мастера профессора Йо Хаазена из Бельгии, директора Королевской школы колокольных искусств в городе Мехелене – мировой столице колокольной музыки. Музыкальную часть концертной программы создали братья Ивановы, аранжировки к данному концерту для джазового оркестра написал признанный во всем мире лидер брюссельского джазового оркестра, саксофонист, давний сценический партнер братьев Ивановых, европейский саксофонист Франк Ваганэ.

Специальный доклад >>
Уполномоченного по правам человека в Липецкой области Качество жизни в городе и на селе: не допустить углубления диспаритета Липецк 2006 г. СОДЕРЖАНИЕ: Кризис социальной инфраструктуры агропромышленного комплекса в Российской Федерации Общая характеристика агропромышленного комплекса Липецкой области Понятие качества жизни как необходимого условия стабильного развития общества Экономические факторы, препятствующие социальному развитию сельских поселений. Развитие социальной сферы в сельских поселениях. Преступность и поддержание правопорядка. Экологические проблемы. Демографическая ситуация в сельских поселениях. Предложения и рекомендации. Настоящий доклад подготовлен в соответствии со ст. 28 закона Липецкой области от 27.08.2001 г. № 155-03 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». При подготовке доклада использованы материалы ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, информация Президиума совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», выступления министра сельского хозяйства РФ А.В.Гордеева, административных советов 2002-2006 гг., территориального органа государственной статистики, средств массовой информации, а также научные исследования, проведённые кафедрой географии ЛГПУ (к.г.н. Беляева Л.Н. и к.г.н. Ростом Г.Р.), обращения граждан к Уполномоченному. Доклад имеет своей целью привлечь внимание органов государственной власти, депутатов Липецкого областного Совета депутатов, общественности региона к необходимости комплексного развития не только экономики агропромышленного комплекса, но и социальной инфраструктуры сельских поселений, улучшения качества жизни населения и создания предпосылок для стабильного роста и сокращения диспаритета уровня жизни сельских и городских поселений региона. При этом стирание граней между качеством жизни в городе и на селе рассматривается как необходимое и обязательное условие выполнения программ социально-экономического развития региона.

День дипломатического работника >>
Gazette Приложение к журналу «Парус», специальный выпуск, февраль 2012, школа при Посольстве РФ во Франции 10 декабря – День дипломатического работника Времена не меняют желанье людей Завести в других странах надежных друзей, Чтобы мирным путем разрешались дела, И культурный обмен, и торговля цвела. Повелось еще исстари - умный посол С дружелюбным посланием в край чужой шел И пытался доверие завоевать, Чтобы стали сотрудничать и торговать. Дипломаты ценились во все времена. Связь на мирной основе всем странам нужна. И когда отмечают их праздник в стране, Поздравляем советников и атташе, И посланников всех и главных - послов, Кто беречь интересы Отчизны готов, Кто успешен в ведении консульских дел. Пусть бы каждый на месте своем преуспел! Дипломатия по-русски: от удивления до ужаса Князь Александр Михайлович Горчаков для российской дипломатии сделал очень много. При этом он порой принимал решения, которые Европу не просто удивляли, а приводили в ужас. В соответствии с Парижским договором Россия не могла размещать свой военный флот на Чёрном море. Какое-то время этот договор соблюдался, но долго такое положение вещей продолжаться не могло. Решилась ситуация после того, как канцлер Горчаков, в ту пору министр иностранных дел Российской империи, издал циркуляр, в котором говорилось, что Россия выходит из Парижского Договора и статьи его соблюдать отказывается. Реакция аккредитованных в Петербурге дипломатических служб была предсказуема. Первым в кабинет Горчакова влетел разгневанный посол ее Величества королевы Виктории: - Князь, Англия ознакомилась с вашей нотой! Это не нота! Это просто ужас! И англичанин ещё долго и пламенно рассказывал о возможных последствиях и для всей России, и для самого Горчакова. Канцлер посла не прерывал, а после того, как он закончил, спокойно ответил: - Готов выразить вам огромную благодарность за удивительную, великолепную и забавную лекцию. Она мне очень напомнила нелепый доклад одного студента по вопросам международного права. Я с превеликим наслаждением вспомнил о годах своей юности. Вслед за послом Англии к Горчакову пожаловал австрийский посланник, которому также не терпелось высказаться по поводу российского циркуляра. Австриец был более сдержан в выражениях: - Господин канцлер, Вена ознакомилась с вашей нотой и крайне удивлена. Я прибыл именно для того, чтобы выразить вам это удивление. Горчаков рассмеялся:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Курс включает три раздела:

специальный инструмент;

чтение с листа;

изучение оркестровых партий.

В промежуточной аттестации выставляется единая оценка по междисциплинарному курсу.

Итоговая государственная аттестация по профессиональному модулю «ПМ.01. Исполнительская деятельность» включает выпускную квалификационную работу (дипломную работу) – «Исполнение сольной программы».


Требования к вступительным испытаниям
Исполнение сольной программы
При приеме на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) необходимо исполнить:

    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    этюд;


    две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.


Примерные программы (по видам инструментов)
Флейта


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    этюды Н. Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; этюды Э. Келлера из сборника «Этюды для флейты», I тетрадь ор. 33;

    Блодек. Концерт, II и III части. Ф. Пуленк Соната, I и II части. Я. Стамиц. Концерт, I часть.



Гобой


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    этюды В. Ферлинга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор. 31;

    Е. Феала. Концерт. А. Лядов. Скорбная песнь. Г. Гендель. Жига.



Кларнет


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    Клозе Г. Этюд № 3 из сборника «15 этюдов для кларнета»;

    Штарк А. Этюд № 16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;

    Римский-Корсаков Н. Концерт;

    Вебер К. Концертино;

    Лядов А. Прелюдия;

    Обер Л. Жига.



Фагот


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    Вейсенборн Ю. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»;

    Вивальди А. Соната ми минор, II часть;

    Купревич В. Романс;

    Вивальди А. Концерт До мажор, I и II части.



Саксофон


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    Мюль М. Этюды;

    Бах И. С. Сицилиана и Allegro;

    Готлиб М. Концерт, I или II часть;

    Бюссер Р. Астурия.



Валторна
гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

Копраш К. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны» (I и II тетради);

Моцарт В. А. Концерт № 1, I или II части; Концерт №3, I или II-III части;

Скрябин А. Романс;

Гендель Г.-Ф. Бурре.
Труба


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    Вурм В. Этюды №№ 6, 16, 17, 20, 33 из сборника «Избранные этюды для трубы»;

    Баласанян С. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;

    Щелоков В. Концерт № 3;

    Альбинони Т.

    Концерт Ми-бемоль мажор, III и IV чч.;

    Концерт соль минор, I и II чч.

    Кюи Ц. «Восточная мелодия»;

    Гедике А. Концертный этюд.



Тромбон


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    Е. Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона», тетр. I /Сост. В. Венгловский.

    В. Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», тетр. I.

    Н. Римский-Корсаков. Концерт, I ч. или II и III чч.

    И. С. Бах. Ария.

    А. Вивальди. Allegro.




Туба


    гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;

    В. Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», I и II чч.

    Б. Марчелло. Соната фа мажор, I и II чч. или III и IV чч.

    В. Дубовский. Танец и песня.

    И. С. Бах. Ария и Бурре.



Ударные инструменты


    гаммы до 4 знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов.

    М. Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона.

    Г. Рзаев. Скерцо.

    И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, III ч.

    А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, III ч.



Цель и задачи курса
Целью курса является:

воспитание квалифицированных артистов, способных в сольном исполнительстве использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

формирование комплекса исполнительских навыков, развитие которых позволит обучающемуся самостоятельно накапливать репертуар, овладевать музыкальными произведениями различных стилей, направлений и жанров.
Задачами курса являются:

формирование навыков использования в исполнении художественно оправданных технических приемов, воспитание слухового контроля, умения управлять процессом исполнения;

развитие навыков и воспитание культуры звукоизвлечения, звуковедения и фразировки;

развитие механизмов музыкальной памяти;

активизация слуховых процессов – развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

развитие полифонического мышления;

овладение обучающимся различными видами техники исполнительства, многообразными штриховыми приемами;

выполнение анализа исполняемых произведений, сравнительного анализа записей исполнения музыкальных произведений;

воспитание творческой инициативы, освоение знаний о методах работы над музыкальными произведениями, формирование технологических умений и навыков работы над исполнительскими трудностями.
Требования к уровню освоения содержания курса
В ходе освоения курса обучающийся должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

репетиционно-концертной работы в качестве солиста;

уметь:

читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

знать:

сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

оркестровые сложности для данного инструмента;

художественно-исполнительские возможности инструмента;

закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

профессиональную терминологию.
Виды учебной работы и отчетности
Виды учебной работы
Специальный инструмент:

освоение устройства музыкального инструмента и основ обращения с ним;

работа над техникой (упражнения, гаммы, арпеджио, этюды, каприсы);

работа над малой формой;

работа над крупной формой;

транспонирование (валторна, труба, кларнет);

самостоятельная работа;

исполнительская практика.


Чтение с листа:

чтение с листа несложных произведений и оркестровых партий (на два курса ниже текущего курса студента).


Изучение оркестровых партий:

изучение оркестровых партий текущего репертуара оркестрового класса;

изучение оркестровых трудностей.
Формы и методы контроля и оценки
Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения МДК направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процеccе работы.

Могут быть использованы формы и методы контроля: внутриурочные, открытые концертные, семестровые. Рекомендуемые формы контроля:



Специальный инструмент:

внутриурочная исполнение фрагментов или целого произведения:

открытая концертная – академический вечер;

выступление в концерте;

выступление в конкурсе на лучшее исполнение программ;

семестровая – зачет 1, 7, 8 семестры;

экзамен – 2, 3, 4, 5, 6 семестры.
Чтение с листа:

семестровая – контрольный урок.


Изучение оркестровых партий:

семестровая – контрольный урок.


Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).
Все виды отчётности (кроме контрольного урока) проходят в форме публичных выступлений.

Обязательное количество выступлений обучающегося в год – четыре, пять выступлений.

Программы исполняются наизусть.

Контроль за развитием технических навыков осуществляется систематически (с 1-го по 6-й семестры) в соответствии с требованиями по семестрам и включает исполнение гамм, одного-двух этюдов (по нотам) и фрагментов оркестровых партий.


Годовой план-минимум для оркестровых духовых и ударных инструментов
I курс
Оркестровые духовые инструменты
мажорные, минорные гаммы и арпеджио трезвучий в тональностях до четырех знаков включительно (в умеренном движении), при этом на всех курсах необходимо учитывать специфические особенности каждого инструмента и обязательно включать в работу упражнения, характерные для данного инструмента;

15-20 этюдов;

8-10 пьес;

формирование навыка чтения с листа легких пьес и оркестровых партий (в умеренном движении), транспонирования (валторна, труба, кларнет in C и in A), игры в ключах (тромбон).


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

упражнения для развития кисти правой и левой рук (одиночные, двойные удары и далее до восьми ударов каждой рукой с постепенно ускоряя темп движения);

упражнения с использованием различных ритмических фигур, а также «двойки» с акцентом на 1-ю и 2-ю доли;
Литавры:

упражнения для развития рук (чередование одиночных ударов с последующим доведением движения до быстрого темпа);


Ксилофон:

упражнения для развития кисти правой и левой рук, упражнения для отработки тремоло;

мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков при ключе. Арпеджио трезвучий, доминантсептаккорда, уменьшенного вводного септаккорда в миноре в медленном темпе.

II курс
Оркестровые духовые инструменты
мажорные и минорные гаммы и арпеджио трезвучий во всех тональностях (в умеренном движении);

15-20 этюдов;

10-12 пьес;

Ознакомление с родственными инструментами по всем специальностям в соответствии с обеспечением учебных заведений этими инструментами (например: флейта – флейта-пикколо, альтовая флейта; гобой – английский рожок; кларнет – бас-кларнет, Es-кларнет; фагот – котрафагот; валторна – вагнеровская тубочка и т. д.);

работа над развитием навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения пьес и оркестровых партий, транспонирования (валторна, труба, кларнет in C и in A, саксофон), умения играть в ключах (тромбон).
Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

упражнения для развития тремоло в различных нюансах;

упражнения с форшлагами (с одной, двумя, тремя и четырьмя нотами), упражнения с использованием различных ритмических фигур в быстром темпе с участием обеих рук;
Литавры:

настройка литавр во всех тональностях;

формирование умения исполнять тремоло штрихом легато;
Ксилофон:

гаммы во всех тональностях, арпеджио трезвучий, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда в миноре;

упражнения для совершенствования исполнения тремоло в сочетании с различными штрихами.

За время обучения на II курсе студенту необходимо:

ознакомиться с родственными инструментами – тарелками, бубном (тамбурином), там-тамом, кастаньетами, колокольчиками, треугольниками и другими, отличающимися от основных инструментов способом звукоизвлечения;

овладеть основными навыками игры на родственных инструментах.


III курс
Оркестровые духовые инструменты
мажорные, минорные гаммы и арпеджио трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов во всех тональностях в различных штриховых и ритмических вариантах;

хроматическая гамма;

20-25 этюдов;

2 произведения крупной формы;

6-8 произведений малой формы, в том числе два произведения, подготовленные самостоятельно;

наиболее ответственные фрагменты, в том числе solo из 10-12-ти оркестровых партий;

развитие навыков чтения с листа небольших пьес и сольных отрывков из оркестровых партий, транспонирования (валторна, труба, кларнет in C и in A, саксофон), умения играть в ключах (тромбон).
Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

совершенствование приема тремоло;

исполнение любых ритмических рисунков в различных сочетаниях (следует обратить особое внимание на этюды и упражнения, в которых встречаются лиги и синкопы);
Литавры:

умение настраивать и перестраивать литавры во время игры; совершенствование приема тремоло (следует обратить внимание на исполнение этюдов со смешанными размерами), выравнивание звучания ударов обеих рук;


Ксилофон:

исполнение тремоло как с малой, так и с большой амплитудой движения палочки;

исполнение гамм во всех тональностях в быстром темпе;

исполнение гамм и арпеджио трезвучий легато.


IV курс
Оркестровые духовые инструменты
20 этюдов;

2 произведения крупной формы;

6-8 произведений малой формы, в том числе 2-х подготовленных самостоятельно;

наиболее ответственные места и соло из 20-ти оркестровых партий.


Студент должен совершенствовать исполнение гамм, арпеджио трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов, мелизмов; систематически работать над развитием навыков чтения с листа, транспонирования (валторна, труба, кларнет в строях C, A, B, саксофон), умения играть в ключах (тромбон), самостоятельного разбора и изучения пьес и оркестровых партий.

Кроме того для студентов, обучающихся игре на кларнете – систематически работать над штрихами, особенно стаккато, изучать и использовать весь регистр кларнета до До четвёртой октавы (по написанию).


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

Совершенствование владения инструментом. Особое внимание обратить на качество исполнения тремоло в сочетании с форшлагами.

Исполнять упражнения, в которых встречаются смешанные размеры.
Литавры:

Отработка тремоло до возможности его исполнения мягким легато. Обратить внимание на качество звучания литавр.


Ксилофон:

Гаммы, арпеджио и обращения трезвучий, доминантсептаккорда и уменьшенного вводоного септаккорда. Хроматические и целотонные гаммы, различные упражнения на их основе.


За период обучения на IV курсе студент должен продолжить совершенствование приобретенных им технических навыков игры, а также навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения оркестровых партий.
Экзаменационные требования
При переходе на II курс
Оркестровые духовые инструменты
На экзамене студент должен исполнить:

две пьесы различного характера или отдельные части концерта (сонаты).


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

Одно упражнение (этюд) из пройденных в году (выбрать из 4-х этюдов).


Литавры:

Один этюд из пройденных в году. Уметь настаивать литавры на простейшие интервалы (кварта, квинта).


Ксилофон:

Гаммы и арпеджио трезвучий, доминантсептаккорда, уменьшенного вводного септаккорда в миноре;

Один этюд (по выбору экзаменационной комиссии);

Одну пьесу с аккомпанементом фортепиано.


При переходе на III курс
Оркестровые духовые инструменты
На экзамене студент должен исполнить:

две пьесы различного характера или отдельные части концерта (сонаты).


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

Исполнение тремоло;

Одно упражнение из пройденных в году (по выбору экзаменационной комиссии).
Литавры:

Исполнение тремоло;

Один этюд (по выбору экзаменационной комиссии).
Ксилофон:

Гаммы, арпеджио трезвучий, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккода в миноре;

Один этюд;

Сложная пьеса или произведение крупной формы с аккомпанементом.


При переходе на IV курс
Оркестровые духовые инструменты
На экзамене студент должен исполнить:

одно произведение крупной формы (I ч. или II и III чч.);

или 2 произведения малой формы различного характера;

одно произведение, подготовленное самостоятельно.


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

Этюд в сложном техническом изложении;

Один из фрагментов оркестровой партии.
Литавры:

Этюд для трех литавр;

Фрагмент из оркестровой партии.
Ксилофон:

Гаммы, арпеджио трезвучий, доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда в быстром темпе (по выбору экзаменационной комиссии);

Технически сложный этюд;

Произведение крупной формы с аккомпанементом фортепиано;

Отрывок из оркестровой партии (по выбору).
Требования Государственной (итоговой) аттестации к выпускной квалификационной работе (исполнение сольной программы)
Оркестровые духовые инструменты
одно произведение крупной формы (концерт или соната);

два произведения малой формы, в т. ч. произведения русских, зарубежных композиторов-классиков, произведения современных отечественных и зарубежных авторов.


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

Исполнение сложного этюда, как соло, так и с сопровождением фортепиано.


Литавры:

Исполнение сложного музыкального произведения с сопровождением фортепиано.


Ксилофон:

Исполнение сложного музыкального произведения с сопровождением фортепиано.


Примерные экзаменационные программы
При переходе на II курс
Оркестрвоые духовые инструменты
Флейта:

Примерная экзаменационная программа № 1


Девьен Ф. Концерт № 4, I часть.

Кулау Ф. Интродукция и Рондо.


Примерная экзаменационная программа № 2
Гайдн И. Концерт, I часть.

Цыбин В. Концертный этюд № 10.


Примерная экзаменационная программа № 3
Рахманинов С. Вокализ.

Платонов Н. Вариации на русскую тему.


Гобой:

Примерная экзаменационная программа № 1


Альбинони Т. Концерт Си-бемоль мажор.

Глиэр Р. Песня без слов.



Примерная экзаменационная программа № 2

Колен А. Концертное соло (по выбору).

Василенко С. Альба («Песня на рассвете»).
Примерная экзаменационная программа № 3
Чимароза Д. Концерт До минор

Лойе Ж. Б. Соната До мажор


Кларнет:

Примерная экзаменационная программа № 1


Чайковский П. Ноктюрн.

Старокадомский М. «У ручья».


Примерная экзаменационная программа № 2
Римский-Корсаков Н. Концерт.
Примерная экзаменационная программа № 3
Вебер К. Концерт № 1, II и III части.

Василенко С. «Восточный танец».


Фагот:

Примерная экзаменационная программа № 1


Глинка М. «Попутная песня».

Глиэр Р. Andante.


Примерная экзаменационная программа № 2

Старокадомский М. Гавот. «Забава».

Мусоргский М. «Старый замок».
Примерная экзаменационная программа № 3
Телеман Г. Соната Ми-бемоль мажор.

Марчелло Б. Соната.


Саксофон:

Примерная экзаменационная программа № 1


Мусоргский М. «Старый замок».

Хачатурян А. Танец из балета «Спартак».


Примерная экзаменационная программа № 2
Бах И. С. Пастораль.

Прокофьев С. Народный танец из балета «Ромео и Джульетта».


Примерная экзаменационная программа № 3
Гендель Г.-Ф. Соната соль минор.

Черепнин А. «Спортивная» соната, II-III чч.


Валторна:

Примерная экзаменационная программа № 1


Власов А. Мелодия.

Мендельсон Ф. «Весенняя песня».


Примерная экзаменационная программа № 2

Моцарт В. А. Концерт № 1.


Примерная экзаменационная программа № 3
Шкроуп И. Концерт для валторны Си-бемоль мажор.
Труба:

Примерная экзаменационная программа № 1


Бах И. С. – Гуно Ш. Прелюдия.

Асафьев Б. Соната, III часть (Скерцо).


Примерная экзаменационная программа № 2

Чайковский П. Ариозо Воина из кантаты «Москва».

Щелоков В. «Забавное шествие».
Примерная экзаменационная программа № 3
Альбинони Т. Концерт Ми-бемоль мажор, III и IV части.
Тромбон:

Примерная экзаменационная программа № 1


Блажевич В. Концерт № 4.
Примерная экзаменационная программа № 2
Паке Р. Концерт.
Примерная экзаменационная программа № 3
Марчелло Б. Соната.
Туба:

Примерная экзаменационная программа № 1


Генделев Д. Лирическая плясовая.

Раков Н. Ария.


Примерная экзаменационная программа № 2
Бах И. С. Ариозо. Бурре /Перелож. А. Гедике.
Примерная экзаменационная программа № 3
Дубовский И.

Песня;


Танец.

Раков Н. Вокализ.


Оркестровые ударные инструменты
Малый барабан:

Егорова Т., Штейман В. Упражнения (по выбору).

Купинский К. Этюды.

Осадчук В. Этюды.


Литавры:

Зиневич В., Борин В. Этюды (по выбору).


Ксилофон:

Россини Дж. Тарантелла.


При переходе на III курс
Оркестровые духовые инструменты
Флейта:
Примерная экзаменационная программа № 1
Бах И. С. Соната № 4, I и II части.

Форе Г. Фантазия.


Примерная экзаменационная программа № 2
Перголези Д. Концерт, I часть или II и III части.

Цыбин В. Концертный этюд № 6.


Примерная экзаменационная программа № 3
Кванц И. Концерт Соль мажор, I часть.

Хиндемит П. Соната, I часть.


Гобой:

следующая страница >>