Программа по дисциплине теория организации для направления 080500. 62 «Менеджмент» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа по дисциплине теория организации для направления 080500. 62 «Менеджмент» - страница №1/1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ


Программа по дисциплине




ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ




для направления 080500.62 «Менеджмент»

(вторая ступень высшего профессионального образования)



Утверждена

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ

Председатель __________________________

«_______» ______________________200__ г.




Одобрена на заседании кафедры ____________________________________

Зав.кафедрой ___________________________________ «_______» ___________________200__ г.





Пермь 2007 год





  1. Обязательный минимум содержания дисциплины

по ГОС ОПД.Ф.04
Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза /; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно – управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.


  1. Пояснительная записка




  1. Автор программы: Шевелева Марина Сергеевна – доцент кафедры Общего менеджмента (программа составлена на основе программы В.В. Щербины)

  2. Требования к студентам. Перед изучением курса «Теория организации» студент должен прослушать дисциплину «Общий менеджмент»

  3. Аннотация. Цель изучения дисциплины – выработать у студента четкое представление о предмете теории организации, ее месте в системе управленческих наук, дать студентам знания о природе организации, основных теоретических моделях организации, научить студента адекватному применению понятий и положений различных теорий. Данная дисциплина является одним из базовых предметов подготовки специалиста-практика в области управления.
    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет логистики Программа дисциплины Управление логистическим сервисом для направления 080200.62 и 080500.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Авторы программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры Логистики Председатель Зав.кафедрой « » 200 г. « » 200 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь « » 200 г. Москва 2012 1. Пояснительная записка Автор программы: к.э.н., доцент Кузнецов М. С. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Учебный курс «Управление логистическим сервисом» относится к дисциплинам специальности «Управление логистической инфраструктурой» (УЛИ). Его изучение базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (ОПД) как "Маркетинг", «Основы менеджмента», «Основы предпринимательства и коммерческой деятельности», «Основы логистики» и тесно связано со следующими дисциплинами специальности: «Логистика снабжения», «Логистика производства», «Логистика распределения», «Логистические посредники в цепях поставок». Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, владение знаниями по основам менеджмента, основам логистики. Аннотация:


Специфика курса заключается в том, что основные понятия рассматриваются в историческом контексте их формирования. Все организационные модели рассматриваются в рамках соответствующих школ и персоналий.

Курс состоит из лекционных и семинарских занятий, и предполагает освоение значительной части теоретического материала самостоятельно.



  1. Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

    • знать основные школы и персоналии теории организации;

    • уметь адекватно применять основные понятия, излагать положения различных школ, сравнивать их между собой;
      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА >>
      Рабочая программа и методические указания к выполнению контрольной и курсовой работ для студентов специальности 080500.62 «с» «Менеджмент» заочной формы обучения Составитель Л. А. Хапирашвили Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Рабочая программа и методические указания к выполнению контрольной и курсовой работ для студентов специальности 080500.62 «с» «Менеджмент» заочной формы обучения Составитель Л. А. Хапирашвили Санкт-Петербург 2011 Утверждено на заседании кафедры менеджмента 20.10.2010 г., протокол № Рецензент Т. И. Фрадина Методические указания содержат рабочую программу и основные требования к содержанию и выполнению контрольной и курсовой работ по учебной дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов специальности 080500.62 «с» «Менеджмент» заочной формы обучения. Подписано в печать . Формат 60*84 1/16. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ Отпечатано в типографии СПГУТД 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26 Электронный адрес: Цель изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» состоит в усвоении основных понятий и методов финансового управления, формировании логики принятия управленческих решений в сфере финансовой деятельности, выработке практических навыков выполнения финансовых расчетов. Финансовый менеджмент базируется на знаниях, полученных при изучении теории финансов и кредита, бухгалтерского учета, финансовых вычислений, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и других дисциплин. В соответствии с учебным планом данная дисциплина изучается студентами заочной формы обучения на 4-м курсе (в 7-м семестре). Учебным планом специальности 080500.62 «с» предусмотрено выполнение контрольной и курсовой работ и сдача экзамена. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Введение Сущность, цель и задачи финансового менеджмента. Механизм финансового менеджмента. Основные концепции финансового менеджмента. Взаимосвязь финансового, производственного и инвестиционного менеджмента. Тема 1. Информационное обеспечение финансового менеджмента Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера. Источники информации. Пользователи информации. Учет и отчетность – информационная основа финансового менеджмента. Значение основных разделов бухгалтерской (финансовой) отчетности для финансового менеджера, аналитика. Анализ финансовой деятельности коммерческой организации как элемент системы финансового менеджмента.

      Правительство Российской Федерации >>
      Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Программа дисциплины Экономическая психология  для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (факультатив) Автор программы: Андреева И.В. Одобрена на заседании кафедры Менеджмента « » 2012 г Зав. кафедрой Чуланова Г.Ю. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 2012 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________2012 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (факультатив). Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html Образовательной программой подготовки Рабочим учебным планом университета для подготовки бакалавра (факультатив по направлению 080500. 62 «Менеджмент») 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Экономическая психология является формирование навыков анализа причин и факторов поведения людей в хозяйственной организации, что позволит линейному и функциональному менеджеру повысить эффективность управления персоналом как ведущим фактором производства и обеспечения конкурентоспособности организации. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: эволюцию и современное состояние дисциплины «Экономическая психология»;

      Правительство Российской Федерации >>
      Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Деловые коммуникации для направления 080200.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины Деловые коммуникации  для направления 080200.62 «Менеджмент» Автор программы: Кастрель Т.Н. доцент tkastrel@hse.ru Одобрена на заседании кафедры теории организации 2013 г. зав. кафедрой проф. Иванова Н.Л. Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 20 г Председатель проф. Климова А.В. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________20 г. Ученый секретарь Симонова Л.М. ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для студентов 4-го курса направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль специальных дисциплин Государственное и муниципальное управление. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики» и рабочим учебным планом на 2013-2014 учебный год направление 080200.62 «Менеджмент». Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является овладение студентами теоретической базой для формирования норм коммуникационного поведения в деловой среде. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать и понимать психические процессы, влияющие на формирования коммуникативного поведения и все виды барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Знать формы делового общения и методы эффективного слушания и приемы и методы преодоления контрсуггестии.

      Правительство Российской Федерации >>
      Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины «Немецкий язык» для направления 080200.62 «Менеджмент» Для подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Программа дисциплины Немецкий язык для направления 080200.62 — «Менеджмент» 2 курс Автор программы: Никифорова С.А., к.ф.н., sanikiforova@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «29» августа 2012 г. Зав. кафедрой И.Ю. Щемелёва ________________________ Согласована УМО «___»_____________2012 г. Начальник УМО ________________________ Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2012 г. Председатель А.А. Кайсаров ________________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ, изучающих дисциплину «Немецкий язык». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Образовательной программой направления 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ 2 курс, утвержденным в 2012 г. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Немецкий язык» являются формирование и развитие у студентов коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности, связанных с получением и передачей информации в различных областях знаний и сферах деятельности; развитие у студентов навыков самостоятельной работы над материалом на иностранном языке. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Учитывая то, что студенты ранее не изучали немецкий язык на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: читать тексты на немецком языке, учитывая его фонетические особенности;

      Правительство Российской Федерации >>
      Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт профессиональной переподготовки специалистов Программа учебной дисциплины « Стратегический менеджмент » для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: Подсыпанина Татьяна Дмитриевна к.э.н., доцент, tpodsypanina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Общего и стратегического менеджмента» «_____» __________________ 2013 г. Зав. кафедрой Н. Б. Филинов ________________________________ Утверждена УС факультета «менеджмент» «____» ____________________2013 г. Ученый секретарь А.Т.Шамрин ________________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими ВУЗами без разрешения кафедры «Общего и стратегического менеджмента» НИУ ВШЭ Пояснительная записка Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент». Программа разработана в соответствии с: ФГОС ВПО; ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент» Цели освоения дисциплины Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды .

      Учебная программа для специальности: >>
      Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе БГТУ _________________ А.С. Федоренчик «____» _____________2010 г. Регистрационный № УД- _______/р. антикризисный менеджмент Учебная программа для специальности: 1-26 02 02 Менеджмент (по направлениям) направление 1-26 02 02 11 Менеджмент недвижимости Инженерно-экономический факультет Кафедра организации производства и экономики недвижимости Курс – 4 Семестр – 7 Лекции – 34 часа Практические семинарские) занятия – 17 часов Зачет – 7 семестр Всего аудиторных часов по дисциплине – 51 час Всего часов по дисциплине – 78 часов Форма получения высшего образования – дневная 2010 г. Программа составлена на основе учебной программы «Антикризисный менеджмент» для специальности 1-26 02 02 Менеджмент (по направлениям), направление 1-26 02 02 11 Менеджмент недвижимости, утвержденной ректором БГТУ «___» ________ 2010 г., регистрационный № ___ /баз Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры организации производства и экономики недвижимости «13» мая 2010 г., протокол №9 Заведующий кафедрой ОПиЭН, к.э.н., доцент __________________ Н.Г. Синяк Составитель: Доцент кафедры ОПиЭН, к.э.н., доцент ____________ В.А. Акулич «___» _________________ Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией инженерно-экономического факультета «___»_________ 2010 г., протокол № __ Председатель методической комиссии к.э.н., доцент _____________ Е.А. Дашкевич «___» _______________2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Правительство Российской Федерации >>
      Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

      Правительство Российской Федерации >>
      Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Социально-гуманитарный Программа дисциплины Экономическая теория  для направления 030600.62 История подготовки бакалавра Авторы программы: Л.Н. Лебедева,  к.э.н., доцент, LebedevaLN@hse.herm.ru, Роженцова Е.В., к.э.н., доцент, aulita@yandex.ru, А.Ю. Редькина, aredkina@hse.ru, О.В. Новикова, ovnovikova@hotmail.com Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___» _________2013 г. Зав. кафедрой _______________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « __»________ 2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 История подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), протокол от 02.07.2010 г. № 15. Образовательной программой по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр") Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплины

      Знать: >>
      "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» юридический факультет Учебная программа дисциплины «Административное право» для направления 080200.62 Менеджмент 4 курс Автор: кандидат юридических наук Смирнова Анна Анатольевна Санкт-Петербург 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Менеджмент», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «Административное право». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2. Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Административное право» является обретение студентами знаний, умений и навыков по различным направлениям (видам) юридической деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной), осуществляемой при взаимодействии органов государственной власти с гражданами и юридическими лицами в сфере государственного управления. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – понятие и сущность государственного управления; – понятие и систему административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; – источники административного права, систему административного законодательства и административно-правовые нормы; – субъектов административного права, состав административно-правовых отношений и их участников; – институты административного права; – административно-правовые формы и методы управления, административно-правовые режимы; – основания административно-правовой ответственности и порядок привлечения к ней; – понятие и структуру административного процесса, виды и стадии административных производств; – способы обеспечения законности в государственном управлении; – административно-правовую организацию государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере.

      Правительство Российской Федерации >>
      Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Теория вероятностей для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет Математики Программа дисциплины Теория вероятностей  для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор программы: Колесников А.В., д. ф.-м. н., sascha77@mail.ru Одобрена на заседании кафедры алгебры «___»____________ 2010 г. Зав. кафедрой А.Н.Рудаков Рекомендована секцией УМС по математике «___»____________ 2010 г. Председатель С.К. Ландо Утверждена УС факультета математики «___»_____________2010 г. Ученый секретарь Ю.М. Бурман ________________________ Москва, 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с: ГОС ВПО; Образовательной программой 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра, специализации Математика, утвержденным в 2010 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины “Теория вероятностей” являются освоение понятий вероятностного пространства, случайной величины, случайного процесса, получение знаний об основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов; умение решать конкретные задачи, пользуясь аппаратом теории вероятностей. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать об  основных понятиях теории вероятностей и случайных процессов. Уметь решать  различные конкретные задачи, пользуясь  аппаратом теории вероятностей Иметь навыки (приобрести опыт) применения техники теории вероятностей в различных областях математики.


    • иметь представление о проблемном поле теории организации;

    • обладать навыками теоретического анализа организаций.

  1. Формы контроля:

    • текущий контроль состоит из проверки готовности студентов к семинарским занятиям, эссе; реферат

    • итоговый контроль заключается в написании итогового зачетного теста

Итоговая оценка складывается согласно Положению «О рейтинге» ПФ ГУ - ВШЭ
III. Содержание программы

Тема 1. Введение в теорию организации


Предмет и задачи теории организации. Организация как система. Закон синергии. Закон информированности - упорядоченности. Закон самосохранения. Закон единства анализа (синтеза). Закон развития. Законы композиции и пропорциональности. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Проблема определения организации. Основные характеристики организаций. Виды организаций (формальные – неформальные, открытые - закрытые, естественные - искусственные), социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление. Специфические законы социальной организации. Субъекты организаторской деятельности.

Тема 2. Классическая школа в теории организации.

Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли.

Ф.У. Тэйлор об организации. Объект организации. Организация как процесс. Разделение исполнительского труда. Стандартизация деятельности. Программирование и контроль исполнительской деятельности. Разделение управленческого труда. Функциональная структура.

А. Файоль об организации. Организация как процесс, инструмент, система. Сферы и функции управления. Логика формирования организации. Истоки и границы роста иерархии. Разделение управленческого труда. Линейные и функциональные специалисты. Централизация управления. Линейно-штабная структура. Принцип организации формальных коммуникаций. Руководитель (требования и подготовка).

Л. Гьюлик, Я. Грайкунас, Дж. Муни, А. Рейли Л. Урвик как представители классической школы. Границы внешнего контроля. Принцип делегирования полномочий. Единство прав и ответственности. Скалярный принцип построения организации. Логика департаментализации.

Тема 3. М. Вебер как представитель классической школы в теории организации.

М. Вебер о природе организации. Природа власти. Проблема легитимности. Три типа господства. Харизматическое господство. Традиционное господство. Легальное господство. Модель формальной организации по М. Веберу. Черты и признаки рациональной бюрократии. Логика функционирования. Работа по правилам. Границы властных полномочий. Рационализм. Профессионализм. Формализация и стандартизация деловых отношений.

Общие выводы по классической школе в теории организации.

Тема 4. Школа человеческих отношений в теории организации.


Персоналии. Условия возникновения. Основные идеи и задачи школы. Критика классической модели организации.

М. П. Фоллет. Принцип группы. Проблема власти. Совместная и доминирующая власть. Проблема авторитета в организации. Кумулятивная ответственность. Конфликты. Идея конструктивного конфликта. Пути разрешения конфликтов.

Социальная философия Э. Мэйо. Гуманистическая модель организации. Организация и ее социальные функции. Неформальная организация.

Ф. Ротлисбергер. Критика принципа иерархии. Принципы руководства организацией. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры по Э. Дж. Миллеру.

Общие выводы по школе человеческих отношений.

Тема 5. Школа социальных систем в теории организации


Персоналии. Основные черты и задачи школы. Принципы системного подхода.

Т. Парсонс о социальной системе, социальном институте, социальных функциях системы.

Ролевая концепция социальной организации (Р. Линтон).

Ч. Барнард об организации как социальной системе. Социальные функции организации. Типологии организаций. Формальная и неформальная организации. Проблема власти. Функции руководителя.

Организация как система принятия решений. Управленческие решения в концепции Г. Саймона. Концепция ограниченной рациональности. Проблема связи в организационной системе. Структура организации. Централизация и децентрализация. Решение конфликта между штабным и линейным персоналом.

Ф. Сэлзник о целях организации. Подход к департаментализации.

Антирационалистическая модель принятия решений или модель «мусорной корзины» Дж. Марча.

Естественная и рациональная модель в концепции организации в работах А. Гоулднера. Два типа рациональности в модели А. Этциони.

Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации.

Проектирование организационных систем.

Общие выводы по школе социальных систем.

Тема 6. Социотехнический подход в теории организации


Специфика подхода. Персоналии. Организация как социотехническая система.

Дж. Вудворт как основатель социотехнического подхода. Признаки структуры. Типы технологий и типы производств.

Четыре подсистемы производственной организации в модели Р. Дабина.

Необходимость теоретического синтеза по М. Хейру. Критика классической школы. Проблема общения.

Эксперименты А. Райса и Э. Триста.

Общие выводы.


Тема 7. Астонская группа.


Методология и проблематика исследований Астонской группы. Персоналии. Основные черты подхода.

Характеристика организационной структуры. Показатели структурности деятельности и концентрации власти. Размер и зависимость организационной структуры. Типология организаций по Б. Хайнингсу и Д. Хиксону.

Внутриорганизационная теория стратегических сил. Модель жизненного цикла.

Организационная стратегия как ситуационная переменная по Дж. Чайлду.


Тема 8. Эмпирическая школа.

Основные черты подхода и проблематика эмпирической школы. Персоналии.


А. Чендлер о логике формирования современных организаций. Структура и стратегия организации.

А. Чедлер и П. Друкер о роли менеджера в формировании современных организаций. Менеджер как новый тип управленца.

Цели организации и управление по целям в концепции П. Друкера.

Тема 9. Ситуационный подход в теории организации.


Общие черты и положения ситуационного подхода в теории организации. Критика нормативизма.

Дж. Томпсон о ключевой проблеме функционирования организаций. Организация как частично открытая система. Два источника неопределенности. Техническое ядро и буферные подразделения. Власть в организации. Ситуационная матрица формирования стратегии.

П. Лойренс и Дж. Лорщ об организации как сложной системе. Гетерогенность организации и гетерогенность среды.

Г. Минцберг: историко-ситуационная модель организационных структур и деятельности руководителя в разных типах организаций.

Т. Бернс о механистическом и органическом типе организаций. Три социальных системы в организации.

Тема 10. Инновационный подход в теории организации


Основания и логика инновационного подхода. Культурная природа инноваций. К. Левин о трех фазах нововведений. Организационная культура.

Концепция Э. Шейна. Шейн о мотивации. Природа и логика формирования организационной культуры.

Д. Сильверман о трех характеристиках формальной организации. Организация как группа с меняющейся структурой и целями.

Конфликтно-игровая модель организации М. Крозье.



IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1. Литература

Базовый учебник:

  1. Гибсон Д. и др. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000

Основная

1. Щербина В.В. Социальные теории организаций. М., 2000



Дополнительная

1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.



  1. Минцберг Г. Структура в кулаке. Питер, 2001

  2. Модульная программа для менеджеров, часть 2: Организация и ее деловая среда. М., 1999.

  3. Модульная программа для менеджеров, часть 3: Общее управление организацией: принципы и процессы. М., 2000.

  4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003

  5. Пью Д., Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. М., 1994.

  6. Ридер по теории организации.

  7. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001

  8. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.

  9. Шелдрейк Дж. Теория Менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001.




  1. Тематика заданий по различным формам текущего контроля.

Планы семинарских занятий (приложение №1)

Темы эссе (приложение №2)

Вопросы для самоконтроля (приложение №3)

Темы рефератов )приложение 4)


  1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю.

При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи, с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления. Необходимо подчеркивать преемственность различных школ и направлений в теории организации, обсуждать историко-экономические условия их появления и развития.


  1. Методические указания студентам.

Подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с общего знакомства с изучаемым подходом или школой. Кроме того, при подготовке следует обращать внимание на исторические условия формирования изучаемого подхода или школы. Для формирования целостного представления о данной дисциплине студенту следует регулярно обращаться к полному конспекту лекций.

Автор программы М.С. Шевелева



V. Тематический расчет часов по дисциплине «Теория организации»


п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная
работа


Всего
часов


Лекции

Семинары

Всего

1.

Тема 1. Введение в теорию организации.


2

1

3

16

19

2.

Тема 2. Классическая школа в теории организации.

2

2

4

16

20

3.

Тема 3. М. Вебер как представитель классической школы в теории организации.

2

1

3

16

19

4.

Тема 4. Школа человеческих отношений в теории организации.

2

2

4

16

20

5.

Тема 5. Школа социальных систем в теории организации.


2

2

4

16

20

6.

Тема 6. Социотехнический подход в теории организации.


2

2

4

16

20

7.

Тема 7. Астонская группа.

2

2

4

16

20

8.

Тема 8. Эмпирическая школа.


2

2

4

16

20

9.

Тема 9. Ситуационный подход в теории организации.


2

2

4

16

20


Тема 10. Инновационный подход в теории организации.


4

2

6

16

22

ИТОГО:


22

18

40

160

200

Автор программы М.С. Шевелева



Приложение №1


План семинарских занятий по дисциплине «Теория организации»

Семинар 1

Тема семинара: Классическая школа в теории организации.


  1. Классическая школа в теории организации. Специфические черты подхода. Персоналии.

  2. Ф.У. Тэйлор об организации. Объект организации. Организация как процесс. Разделение исполнительского труда. Стандартизация деятельности. Программирование и контроль исполнительской деятельности. Разделение управленческого труда. Функциональная структура.

  3. А. Файоль об организации. Организация как процесс, инструмент, система. Сферы и функции управления. Логика формирования организации. Истоки и границы роста иерархии. Разделение управленческого труда. Линейные и функциональные специалисты. Централизация управления. Линейно-штабная структура. Принцип организации формальных коммуникаций. Руководитель (требования и подготовка).

  4. Л. Гьюлик, Я. Грайкунас, Дж. Муни, А. Рейли Л. Урвик как представители классической школы. Границы внешнего контроля. Принцип делегирования полномочий. Единство прав и ответственности. Скалярный принцип построения организации. Логика департаментализации.



Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.



Семинар 2


Тема семинара: М. Вебер как представитель классической школы в теории организации.

  1. М. Вебер о природе организации. Природа власти. Проблема легитимности. Три типа господства. Харизматическое господство. Традиционное господство. Легальное господство.

  2. Модель формальной организации по М. Веберу. Черты и признаки рациональной бюрократии. Логика функционирования. Работа по правилам. Границы властных полномочий. Рационализм. Профессионализм. Формализация и стандартизация деловых отношений.

Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.


Семинар 3.

Тема семинара: Школа человеческих отношений.


  1. Персоналии. Условия возникновения. Основные идеи и задачи школы. Критика классической модели организации.

  2. М. П. Фоллет. Принцип группы. Проблема власти. Совместная и доминирующая власть. Проблема авторитета в организации. Кумулятивная ответственность. Конфликты. Идея конструктивного конфликта. Пути разрешения конфликтов.

  3. Социальная философия Э. Мэйо. Гуманистическая модель организации. Организация и ее социальные функции. Неформальная организация. Группа. Лидерство. Природа человека.

Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.



Семинар 4.

Тема: Школа социальных систем.


  1. Персоналии. Основные черты и задачи школы. Принципы системного подхода.

  2. Т. Парсонс о социальной системе, социальном институте, социальных функциях системы.

  3. Ролевая концепция социальной организации (Р. Линтон).

  4. Проблема социального конфликта – разработки Р. Дарендорфа и Л. Козера.

  5. Ч. Барнард об организации как социальной системе. Социальные функции организации. Типологии организаций. Формальная и неформальная организации. Проблема власти. Функции руководителя.

Литература:


Основная литература:

  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.



Семинар 5

Тема семинара: Социотехнический подход в теории организации.


  1. Специфика подхода. Персоналии. Организация как социотехническая система.

  2. Дж. Вудворт как основатель социотехнического подхода. Признаки структуры. Типы технологий и типы производств.

  3. Четыре подсистемы производственной организации в модели Р. Дабина.

  4. Необходимость теоретического синтеза по М. Хейру. Критика классической школы. Проблема общения.

  5. Эксперименты А. Райса и Э. Триста.

  6. Общие выводы.

Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.



Семинар 6

Тема семинара: Астонская группа.


  1. Методология и проблематика исследований Астонской группы. Персоналии. Основные черты подхода.

  2. Характеристика организационной структуры. Показатели структурности деятельности и концентрации власти. Размер и зависимость организационной структуры. Типология организаций по Б. Хайнингсу и Д. Хиксону.

  3. Внутриорганизационная теория стратегических сил. Модель жизненного цикла.

  4. Организационная стратегия как ситуационная переменная по Дж. Чайлду.

Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.



Семинар 7

Тема: Эмпирическая школа.


  1. Основные черты подхода и проблематика эмпирической школы. Персоналии.

  2. А. Чендлер о логике формирования современных организаций. Структура и стратегия организации.

  3. А. Чедлер и П. Друкер о роли менеджера в формировании современных организаций. Менеджер как новый тип управленца.

  4. Цели организации и управление по целям в концепции П. Друкера.

Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.



Семинар 8

Тема: Ситуационный подход в теории организации.


  1. Общие черты и положения ситуационного подхода в теории организации. Критика нормативизма.

  2. Дж. Томпсон о ключевой проблеме функционирования организаций. Организация как частично открытая система. Два источника неопределенности. Техническое ядро и буферные подразделения. Власть в организации. Ситуационная матрица формирования стратегии.

  3. П. Лойренс и Дж. Лорщ об организации как сложной системе. Гетерогенность организации и гетерогенность среды.

  4. Г. Минцберг: историко-ситуационная модель организационных структур и деятельности руководителя в разных типах организаций.

  5. Т. Бернс о механистическом и органическом типе организаций. Три социальных системы в организации.

Литература:

Основная литература:


  1. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

  2. Кредисов А. И. История учений менеджмента. Киев, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ридер по теории организации (А. Файоль, Ф. Тэйлор)

  2. Холл Р. Организация: структура, процессы, результаты. СПб., 2001.

  3. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 1996.


Приложение №2

Темы эссе по дисциплине «Теория организации»


  1. Роль конфликтов в организации: конструктивные или деструктивные.

  2. Способы улучшения общения в организациях.

  3. Проблемы коммуникации в организациях.

  4. Роль слухов в организации.

  5. Лидер: харизма или образование.

  6. Новые тенденции в развитии организаций.

  7. Изжила ли себя организационная структура?


Приложение №3
Вопросы для самоконтроля по дисциплине «Теория организации»


    1. Предмет и задачи теории организации, место в системе наук, связь другими науками

    2. Классическая школа в теории организации: основные представители, основные идеи, достоинства и недостатки.

    3. М. Вебер как представитель классической школы.

    4. Школа человеческих отношений в теории организации: основные представители, основные идеи, достоинства и недостатки.

    5. Школа социальных систем в теории организации: основные представители, основные идеи, достоинства и недостатки.

    6. Социотехнический подход в теории организации: основные представители, основные идеи, достоинства и недостатки.

    7. Астонская группа: основные черты подхода и проблематика .

    8. Эмпирическая школа: основные черты подхода и проблематика.

    9. Ситуационный подход в теории организации.

    10. Инновационный подход в теории организации: основания и логика.


Приложение №4
Темы рефератов по дисциплине «Теория организации»


  1. Самообучающиеся организации.

  2. Сетевые организации

  3. Виртуальные организации.

  4. Организационная экология.

  5. Структурные изменения в организациях.

  6. Выберете два подхода в теории организации, две школы в теории организации или двух представителей теории организации. Выделите критерии их сравнения и проведите сравнительный анализа. Результаты оформите в таблице. После таблицы напишите развернутый вывод, содержащий существенные отличия и сходства.