Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов всех направлений подготовки, - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов - страница №1/1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Общеуниверситетский факультатив


Программа дисциплины
Практикум по финансовой грамотности

Автор программы:

Балковская Д. В., старший преподаватель кафедры банковского дела, dbalkovskaya@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры банковского дела «___»____________ 2014 г.

Зав. кафедрой М. И. Гуревич
Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2014 г.

Председатель М. А. Штефан


Утверждена УМС НИУ ВШЭ - Нижний Новгород «___»_____________2014 г.

Председатель В. М. Бухаров

Нижний Новгород, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину «Практикум по финансовой грамотности». Предполагаемая аудитория слушателей общеуниверситетского факультатива: студенты 1-4 курсов факультетов: экономики, менеджмента, бизнес-информатики и прикладной математики, права, гуманитарных наук.




Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются:

  • формирование у слушателей базовых навыков финансового планирования и управления личными финансами;

  • формирование представления об инструментах накопления и инвестирования, принципах использования кредитных ресурсов, проведения электронных расчетов;

  • приобретение практических навыков комплексного осмысления финансовой информации, анализа финансовых продуктов, принятия финансовых решений.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • принципы финансового планирования, включая планирование накоплений и инвестирования, и управления личными финансами;
    Правительство Российской Федерации >>
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики Программа дисциплины Психология для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Кузнецова М.Д., кандидат психологических наук (mdkuznetsova@hse.ru; k_masha@list.ru) Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «31» января 2012 г Зав. кафедрой А.К. Болотова Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г Председатель В.А. Штроо Утверждена УС факультета Бизнес-информатики «___»_____________20 г. Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного Образовательного Бюджетного учреждения Высшего Профессионального образования «Государственный Университет – Высшая Школа Экономики», М., 2010 г.; Образовательной программой по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2010 г. Рабочим учебным планом на 2011-2012 год университета по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, М., 2011г. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Психология» является формирование у учащихся базовых знаний об основных исследовательских и прикладных направлениях современной психологической науки, а также развитие элементарных навыков психологического анализа различных жизненных и профессиональных ситуаций. Изучение дисциплины «Психология» предполагает знакомство с психологической наукой, ее основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. В соответствии с поставленной целью, программа указанной дисциплины предполагает: знакомство студентов с базовыми представлениями о предмете психологии; знакомство студентов с историей развития психологической науки, её основными направлениями; раскрытие понятия психики и истории её эволюционного развития;

    Правительство Российской Федерации >>
    Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Современные информационные технологии в банковской деятельности» для направления 38.04.08 «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансы» Специализации «Финансовые рынки и банковская деятельность» подготовки магистра Автор программы: Кораблев Ю.В., к.э.н., доцент кафедры банковского дела Одобрена на заседании кафедры банковского дела « » 2014 г. Зав. кафедрой М.И. Гуревич Рекомендована секцией УМС «Экономика» « » 2014г. Председатель М.А. Штефан Утверждена УМС НИУ ВШЭ - Нижний Новгород « » 2014г. Председатель В. М. Бухаров Н.Новгород, 2014 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.04.08 "Финансы и кредит" подготовки магистра магистерской программы «Финансы», изучающих дисциплину . Программа разработана в соответствии с: ОС НИУ ВШЭ по направлению 38.04.08 "Финансы и кредит"; ОПП для направления 38.04.08 "Финансы и кредит"; Рабочим учебным планом университета по подготовке магистров по направлению 38.04.08 "Финансы и кредит" магистерской программой «Финансы», специализации «Финансовые рынки и банковская деятельность», утвержденным в 2014г. При разработке программы использовались материалы программ дисциплин «Контроллинг в банках», авторы Краминский А.М., Зубов С.А. (для магистерской программы «Финансовые рынки и финансовые институты») и дисциплины «Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке», автор Усоскин В.М. (для бакалавриата). 2.Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студента целостных представлений о современных информационных технологиях, внедряемых и используемых как в рамках отдельных кредитных организаций, так и в банковской системе в целом. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: формирование теоретических и практических знаний в области использования контроллинга; формирование теоретических и практических знаний о функционировании национальной платежной системы;

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Анализ и критика текста» для направления 031400.62 – «Культурология», подготовка бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» Факультет философии Отделение культурологии Программа дисциплины «Анализ и критика текста» для направления 031400.62 «Культурология» -- подготовка бакалавра Автор программы: И.В. Кукулин, кандидат филологических наук (ikukulin@yandex.ru) Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «25» декабря 2012 г. Зав. кафедрой В.А. Куренной Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г Председатель Б.Н. Кашников Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины «Анализ и критика текста» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 «Культурология» -- подготовка бакалавра, изучающих дисциплину «Анализ и критика текста». Программа разработана в соответствии с: ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; ​ Образовательной программой направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра. ​ Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Анализ и критика текста» являются ознакомление студентов с основными принципами анализа текстов разного типа, освоение элементарных практических навыков анализа текстов и разъяснение того, какое место занимают основные техники анализа текста в работе культуролога. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция Код по ФГОС/ НИУ

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Факультет экономики Программа дисциплины "Социальная психология»  для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 1 Автор программы: Агафонова Ирина Николаевна, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, inagaf@mail.ru Одобрена на заседании кафедры психологии «_3_» сентября 2012 г Протокол №1 Зав. кафедрой ___________ Голубкова О.А. Согласовано УМО «___»____________ 20012 г ______________ Шереметова В.В. Утверждена Советом факультета экономики «___»_____________2012 г. Председатель __________/______________/ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), изучающих дисциплину «Социальная психология». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению 080100.62 «Экономика» (подготовка бакалавров) http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse . Образовательной программой по направлению 080100.62 «Экономика» (подготовка бакалавров). Рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики по направлению 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра). 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Социальная психология» являются: 1 – освоение базовых знаний о закономерностях психической деятельности человека; обусловленных включением в социальные группы и социальное взаимодействие 2 – формирование умений применить полученные психологические знания в профессиональной деятельности экономиста. 3 – обеспечение личностного развития и ценностного отношения к другим людям как основы эффективной профессиональной деятельности экономиста. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

    Правительство Российской Федерации >>
    НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Автор программы: доцент Штанюк А.А. Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Н.И.Кащеев Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика и информатика» «___»____________ 2012г. Председатель В.А. Калягин Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы организации данных и алгоритмизация». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики. Цели освоения дисциплины Целями освоения данной дисциплины являются как получение теоретических знаний в области организации структур данных и базовых вычислительных алгоритмов, так и практические навыки анализа алгоритмов, составления программ на языках Си и Scheme. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные структуры данных (массив, список, дерево), базовые алгоритмы (сортировку, группировку, инвертирование) развить «программистское» мышление овладеть навыками программирования на языках Scheme и C в плане реализации основных вычислительных алгоритмов и организации структур данных

    Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса >>
    1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса». Программа разработана в соответствии с: НИУ ВШЭ; Образовательной программой 031900.62 «Международные отношения»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения», утвержденным в 2012г. 2 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Новая экономика и конкурентоспособность международного бизнеса» является способствовать формированию основных компетенций в области теории и практики конкуренции в период формирования новой экономики, теоретических и практических знаний и умений в области противостояния национального бизнеса глобальной конкуренции, применения стратегических и тактических инструментов формирования конкурентных преимуществ в международном инновационном бизнесе. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: ознакомиться с научно-теоретическими основами теории инноваций, ее сущности и значения для формирования конкурентоспособности международном бизнесе; ознакомиться с научно-теоретическими основами теории конкуренции и ее особенностями в условиях формирования новой экономики; приобрести начальные навыки проведения научно-исследовательской работы в области, связанной с проблемами формирования новой экономики, успешного позиционирования и продвижения фирмы и ее продуктов в международной бизнес-среде в новых условиях;

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Основы антикоррупционной политики»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: преп. Панфилова Е.А. (panfilova@transparency.org.ru) Одобрена на заседании кафедры политического поведения «17» декабря 2013 г. Зав. кафедрой д-р полит. н., орд. проф. Урнов М.Ю. Рекомендована профессиональной коллегией УМС по политологии «___» __________ 2014 г. Председатель д-р полит. н., орд. проф. Урнов М.Ю. Утверждена УС факультета прикладной политологии «___» __________ 2014 г. Ученый секретарь д-р филол. н., проф. Пильгун М.А. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы антикоррупционной политики» Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра; Образовательной программой по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра; Рабочими учебными планами на 2013/2014 уч.г. по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление», утверждённым 18.12.2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы антикоррупционной политики» являются: дать студентам знания о понятии коррупции, о практическом содержании коррупционных явлений, формах проявления коррупционных явлений, содержании проблемы коррупции в российском и международном контексте, основных элементах антикоррупционной политики в международном и российском контексте. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции.

    Правительство Российской Федерации >>
    НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины «Телекоммуникационные технологии» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Телекоммуникационные технологии» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Автор программы: старший преподаватель И.В.Стеклов e-mail: i.steklov@font.nnov.ru Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012г. Зав. кафедрой Н.И.Кащеев Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2012г. Председатель В.А. Калягин Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Телекоммуникационные технологии». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшая школа экономики, учебным планом университета по направлению 010400.62 – Прикладная математика и информатика, утвержденным в 2012г. Цели освоения дисциплины Целью освоения данной дисциплины является познакомить слушателей с основными тенденциями развития сетевых технологий, в частности , с концепцией Глобальной информационной инфраструктуры и принципами построения её сетевой инфраструктуры, включая методы интеграции глобальных компьютерных сетей с телекоммуникационными технологиями , принципы построения и функционирования систем цифровой электросвязи интегрального обслуживания , систем мобильной связи , а также интеллектуальной сети . Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Информационных технологий и вычислительной техники Программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов  для направления 230100 “Информатика и вычислительная техника” подготовки бакалавра Автор программы: Афонина Л.М. E-mail: lafonina@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Вычислительные системы и сети «___»____________ 20 г Зав. кафедрой А.В. Вишнеков Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета Информационных технологий и вычислительной техники «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 230100 “Информатика и вычислительная техника”, изучающих дисциплину “Математическая логика и теория алгоритмов”. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 "Информатика и вычислительная техника" (квалификация "бакалавр"); Образовательной программой по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"; Рабочим учебным планом университета по направлению 230100.62 "Информатика и вычислительная техника" подготовки бакалавра по специализации "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины “Математическая логика и теория алгоритмов” является изучение понятий и практическое освоение методов математической логики и теории алгоритмов с ориентацией на их использование в задачах практической информатики. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации >>
    Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет электроники и телекоммуникаций Программа дисциплины Психология и педагогика для направления 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, специализация «Сетевые технологии», подготовки специалиста. Автор программы: [Башкин Е.Б., кандидат психологических наук, старший преподаватель, bashkin@hse.ru ] Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии « » ____________20__ г Зав. кафедрой А.К. Болотова __________________________ Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 20 г Председатель А.К. Болотова______________________________ Утверждена УС факультета электроники и телекоммуникаций «___»_____________20 г. Ученый секретарь[ ] ________________________ [подпись] Москва, 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направлений/ специальностей для направления 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, специализация «Сетевые технологии», подготовки специалиста. Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ. 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика» являются: Формирование у студентов общих представлений об особенностях психологии как науки, ее месте в системе других наук, основных отраслях, методах, понятиях и проблемах. Знакомство с историческим развитием предмета психологии и основными направлениями в психологии. Формирование общих представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования психической жизни человека. Знакомство студентов с основами психологии личности, с важнейшими индивидуальными особенностями человека, с регуляторными и когнитивными психическими процессами. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать базовые понятия психологической науки, ее основные направления и методы, важнейшие закономерности психической жизни человека. Уметь отличать житейскую и научную формы психологического знания; психологические проблемы в познании человека от проблем, относящихся к иным областям знания.

    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Неформальная экономика» для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины Неформальная экономика  для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программы: Барсукова Светлана Юрьевна svbars2012@gmail.com sbarsukova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС "Социология" «___»____________ 2013 г. Председатель В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь Е.В. Надеждина Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.62, изучающих дисциплину «Неформальная экономика». Программа разработана в соответствии с: оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии; Образовательной программой 040100.62 «Социология». Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки Социология, утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплины Основные цели курса “Неформальная экономика” состоят в следующем: введение в экономико-социологическую традицию изучения неформальной экономики; обзор основных теоретических школ, анализ эволюции взглядов на функции и механизм развития неформальной экономики; знакомство с основными эмпирическими результатами исследований, посвященных неформальной экономике; сравнительный анализ сегментов неформальной экономики; рефлексия роли неформальной экономики в экономических, политических и социальных процессах современной России.


  • основные инструменты накопления, инвестирования, кредитные продукты банков и микрофинансовых организаций, их особенности, сопутствующие риски и способы управления ими;

  • юридические права потребителя финансовых услуг и способы их защиты;

Уметь:

  • составлять личный финансовый план, планирования сбережения и инвестирование;

  • выбирать инструменты накопления и инвестирования, исходя из степени риска и возможности его минимизации;

  • оценивать будущие денежные потоки по вкладам, кредитам, иным финансовым инструментам;

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • расчета простых и сложных процентных ставок, аннуитетных платежей;

  • анализа депозитных, кредитных и иных банковских продуктов для физических лиц с целью выбора наиболее оптимального по заданным критериям;

  • финансового планирования в личных целях;

  • прогнозирования будущих денежных потоков.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

студент демонстрирует навыки обобщения и комплексного анализа

подготовка выступлений, проведение научно-практических дискуссий, подготовка аналитических отчетов

Способен применять профессиональные знания и умения на практике.

СК-Б2

студент применяет знания нормативно-правовых актов, регламентирующих предоставление финансовых услуг населению, в своей личной практике

анализ действующего законодательства в области защиты прав потребителя финансовых услуг

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б3

студент демонстрирует навыки анализа и обработки различных данных из различных источников для решения практических задач по анализу финансовых продуктов коммерческих банков

сбор, хранение и представление аналитически обработанных данных по банковской отрасли в процессе подготовки заданий к практическим занятиям

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-Б4

студент демонстрирует аналитические навыки работы с материалом

подготовка выступлений, проведение научно-практических дискуссий, подготовка аналитических отчетов

Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности

СК-Б5

студент демонстрирует и совершенствует навыки работы с информационными источниками различного типа

систематическое изучение литературы, поиск нужной информации в библиотеках и сети Интернет для подготовки заданий к практическим занятиям, аналитических отчетов

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

студент основывает выбор источников, верно интерпретирует извлеченную финансовую информацию, представляет финансово-аналитический обзор

подготовка аргументированных, логически выстроенных новостных дайджестов и аналитических отчетов

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б7

студент демонстрирует аналитические навыки работы с материалом

подготовка новостных дайджестов, выступлений в роли оппонента, проведение дискуссий, дебатов, подготовка аналитических отчетов

Способен работать в команде

СК-Б8

студент демонстрирует навыки работы в кооперации с другими студентами

обработка материала, подготовка презентаций, выступлений в рамках дебатов и других заданий к практическим занятиям совместно с другими студентами (работа в группе)

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

студент обосновывает логически сделанные им выводы в результате анализа новостной финансовой ленты

подготовка аргументированных, логически выстроенных новостных дайджестов и аналитических отчетов

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

студент применяет полученные навыки финансового планирования, анализа финансовых продуктов для управления личными финансами

представление личного финансового плана с соответствующим обоснованием выбора финансовых продуктов



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина является общеуниверситетским факультативом, предусмотрена в объеме 72 часа (из них лекции 14 часов, семинарские занятия 14 часов, 44 часа самостоятельной работы), 1 контрольная работа в виде теста, 3 домашних задания в виде кейсов. Итоговый контроль – зачет в форме теста. Дисциплина читается во 2 модуле.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины, обеспечат уровень финансовой грамотности, достаточный для осуществления финансового планирования, управления личными финансами.


Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основы финансового планирования

10

2

2




6

2

Сбережения и инвестиции

26

6

6




14

2.1

Необходимость сбережений и целевое планирование

6

1

1




4

2.2

Банковские вклады как инструмент накопления

8

2

2




4

2.3

Инвестиционное планирование и риски инвестирования

4

1

1




2

2.4

Инструменты инвестирования

8

2

2




4

3

Использование кредитных ресурсов

20

4

4




12

4

Безналичные расчеты физических лиц

8

1

1




6

5

Защита финансовых прав потребителя

8

1

1




6




ИТОГО

72

14

14




44



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

2

Текущий


Контрольная работа

1

Тестирование 20 минут

Домашнее задание

3

Решение кейсов

Итоговый

Зачет

*

Тестирование, 60 минут

1.1Критерии оценки знаний, навыков


Результатом проверки компетенций, полученных студентом в ходе освоения данной дисциплины, является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:

  • Оценка 10 баллов выставляется при блестящем выполнении контрольных работ (без недочетов и с правильными, четко сформулированными, содержательными выводами), при активной аудиторной работе, творчески выполненных презентациях и домашних заданиях и при высшей оценке по результатам итогового тестирования (10 баллов)

  • Оценка 9 баллов выставляется при отличном выполнении контрольных работ с единственным недочетом при условии правильных, четко сформулированных, содержательных выводов, при активной аудиторной работе, отлично выполненных презентациях и домашних заданиях и при высокой оценке по результатам итогового тестирования (9 баллов)

  • Оценка 8 баллов выставляется при отличном выполнении контрольных работ с некоторыми недочетами при условии правильных, четко сформулированных, содержательных выводов, при активной аудиторной работе, отлично выполненных презентациях и домашних зданиях и при высокой оценке по результатам итогового тестирования (8 баллов)

  • Оценка 7 баллов выставляется при хорошем выполнении контрольных работ с единственной ошибкой в ответе при условии четко сформулированных, содержательных выводов, при недостаточно активной аудиторной работе, хорошо выполненных презентациях и домашних заданиях и при хорошей оценке по результатам итогового тестирования (7 баллов)

  • Оценка 6 баллов выставляется при хорошем выполнении контрольных работ, не более, чем с двумя ошибками в ответах при условии четко сформулированных, содержательных выводов, при недостаточно активной аудиторной работе, хорошо выполненных презентациях и домашних заданиях и при хорошей оценке по результатам итогового тестирования (6 баллов)

  • Оценка 5 баллов выставляется при удовлетворительном выполнении контрольных работ, более, чем с двумя ошибками в ответах, при недостаточно четко сформулированных выводах, при неактивной аудиторной работе, удовлетворительно выполненных презентациях и домашних заданиях и при удовлетворительной оценке по результатам итогового тестирования (5 баллов)

  • Оценка 4 балла выставляется при удовлетворительном выполнении контрольных работ, более, чем с двумя ошибками в ответах (но не более четырех ошибок), при не четко сформулированных выводах, при не активной аудиторной работе, удовлетворительно выполненных презентациях и домашних заданиях и при удовлетворительной оценке по результатам итогового тестирования (4 балла)

  • Оценка 1-3 балла выставляется при неудовлетворительном выполнении контрольных работ, с многочисленными ошибками в ответах, при не четко сформулированных выводах, при отсутствии активной аудиторной работы, отсутствии презентаций и домашних заданий, пропусках занятий и при неудовлетворительной оценке по результатам итогового тестирования (1-3 балла).




1.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, дебатах, решениях кейсов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту освещения темы, которую студент готовит для проведения презентации доклада; аргументированность выводов по решению кейсов; подготовку к дискуссии; аналитические отчеты; новостные дайджесты; правильность выполнения иных домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одз.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,3* Ок/р + 0,5* Одз + 0,2* Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка непосредственно за зачет:

Оитоговый = 0,3·Озачет + 0,7·Онакопленная

Способ округления результирующей оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.


Содержание дисциплины

    1. Основы финансового планирования


Принципы финансового планирования. Краткосрочный и долгосрочный горизонт. Основы бюджетирования: постоянные и непостоянные доходы, обязательные и необязательные расходы, структура бюджета. Модель трех капиталов. Эффективные способы экономии.
Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]

    1. Сбережения и инвестиции

2.1. Необходимость сбережений и целевое планирование


Стратегия сохранения средств. Основные принципы сбережения. Правило 72. Инфляция. Целевой план сбережений.
Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]
2.2. Банковские вклады как инструмент накопления

Банковские счета: текущий, сберегательный. Виды вкладов. Риски и управления ими. Простой и сложный процент. Агентство по страхованию вкладов. Сравнительный анализ банковских вкладов на рынке региона. Дебетовая карта.


Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]
2.3. Инвестиционное планирование и риски инвестирования

Стратегии инвестиционного планирования. Принципы инвестирования. Типичные ошибки инвесторов. Концепция «риск-доходность». Риски инвестирования и управление ими.


Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]
2.4. Инструменты инвестирования

Портфель инвестиций. Диверсификация. Долговые ценные бумаги: векселя и облигации. Риски облигаций и управление ими. Долевые ценные бумаги. Акции. Риски инвестиций в акции и управление ими. Гибридные инструменты. Фондовая биржа. Налогообложение операций с ценными бумагами. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы). Управляющие компании. Риски инвестирования в ПИФы. Общие фонды банковского управления (ОФБУ). Сопутствующие инвестиционные риски.


Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]

    1. Использование кредитных ресурсов


Виды кредитов. Потребительские кредиты и их особенность. Автокредит. Кредитная история. Кредитное бюро. Ценообразование кредитов. Эффективная процентная ставка. Способы погашения кредита: аннуитетные платежи и погашение равными долями. Оценка кредитоспособности заемщика - физического лица. Сравнительный анализ условий предоставления потребительских кредитов российскими банками. Ипотечное кредитование: особенности оценка кредитоспособности заемщика, обеспечения, страхования. Рефинансирование кредитной задолженности. Кредитная карта. Понятие овердрафта. Особенности микрофинансирования.
Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-7]


    1. Безналичные расчеты физических лиц


Виды банковского расчетно-кассового обслуживания физических лиц. Тарифная политика банков в сфере расчетных услуг. Электронные деньги и особенности их использования. Расчеты пластиковыми картами. Предоплаченные карты. Осуществление платежей через Интернет. Интернет-банкинг. Телефонный банкинг.
Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]

    1. Защита финансовых прав потребителя


Юридические аспекты отношений с финансовым посредником. Защита личной и финансовой информации. Защита прав потребителя. Надзорные органы. Оформление жалоб. Финансовые пирамиды.
Базовый учебник [1]

Основная литература [1,2]

Дополнительная литература [1-6]

Образовательные технологии


В ходе реализации учебного процесса используются практические задачи и кейсы, проводятся дискуссии и дебаты, презентации аналитических отчетов, докладов и новостных дайджестов.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.3Тематика заданий текущего контроля


Примерный перечень вопросов для проверочного задания по теме «Использование кредита»:

1. Верно или неверно: если у вас ранее были проблемы с погашением взятых вами кредитов, то банк может отказаться выдать вам кредитную карту.

2. Верно или неверно: наличие большой задолженности по кредитной карте улучшает вашу репутацию заемщика.

3. Что делать, если вам стало известно, что кто-то взял кредит на ваше имя?

4. Верно или неверно: наличие квартиры в собственности влияет на фактор «капитал» при

оценке вашей кредитоспособности.

5. Что делать, если вы не можете совершить в срок платеж по кредиту?

6. Какой показатель измеряет стоимость кредита для заемщика с учетом как процентной ставки, так и комиссий?

7. Верно или неверно: потребительский кредит всегда дешевле, чем целевой.

8. Верно или неверно: кредит с нулевой процентной ставкой является дешевым способом

взять взаймы.

9. Верно или неверно: банк может прислать вам письмо по электронной почте с целью уточнения информации о счете. Это вполне нормальная практика.



10. Перечислите три фактора кредитоспособности и объясните каждый из них.

1.4Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

  1. Принципы финансового планирования. Основы бюджетирования.

  2. Основные принципы сбережения. Инфляция как фактор необходимости накоплений.

  3. Банковские счета, виды вкладов. Сопутствующие риски и управление ими. Агентство по страхованию вкладов.

  4. Дебетовые карты.

  5. Принципы инвестирования и инвестиционного планирования. Риски.

  6. Портфель инвестиций, его диверсификация.

  7. Долговые ценные бумаги, сопутствующие риски.

  8. Долевые ценные бумаги, сопутствующие риски.

  9. Фондовая биржа как площадка для инвестирования.

  10. ПИФы и ОФБУ, сопутствующие риски.

  11. Виды кредитов для физических лиц, особенности потребительских кредитов.

  12. Кредитная история и кредитное бюро.

  13. Ценообразование кредитов. Способы погашения кредитов.

  14. Оценка кредитоспособности физического лица.

  15. Ипотечное кредитование: особенности.

  16. Рефинансирование кредитной задолженности.

  17. Особенности микрофинансирования. Конкуренция с банками.

  18. Кредитные карты и их специфика.

  19. Виды банковского расчетно-кассового обслуживания физических лиц.

  20. Электронные деньги и особенности их использования.

  21. Особенности расчетов пластиковыми картами.

  22. Осуществление платежей через Интернет. Интернет-банкинг.

  23. Юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

  24. Защита личной и финансовой информации. Защита прав потребителя.

  25. Признаки финансовых пирамид.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.5Базовый учебник


1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М.: «Баккара-Принт», 2009

http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf

1.6Основная литература


  1. Хью Крокофорд, Фрэнк Абрамсон, Алекс Яблоновски. Искусство розничного банкинга. Факты, аналитика, прогнозы. М.: Гревцов Паблишер, 2007.

  2. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М.: ИНФРА-М, 2009.

1.7Дополнительная литература


  1. Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер. Богатый папа, бедный папа. М.: Попурри, 2012.

  2. Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер. Квадрант денежного потока. М.: Попурри, 2010.

  3. Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер. Руководство богатого папы по инвестированию М.: Попурри, 2011.

  4. И. Беккер. Не потеряй! О чем умолчал «папа» Кийосаки? М.: Альпина паблишер, 2009.

  5. Паранич А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению. М.: SmartBook, И-трейд, 2009.

  6. Савенок В. Личный финансовый план. Самоучитель. СПб.: Питер, 2008.

  7. Смирнова Н. Ю. Про кредиты. М.: Эксмо, 2009.

  8. Журнал «Банковское дело»

  9. Журнал «Банковское обозрение»

  10. Журнал «Банковское кредитование»

  11. Журнал «Бизнес и банки»

  12. Журнал «Национальный банковский журнал»

Источники в Интернете:


  1. Универсальный портал о личных финансах - http://www.azbukafinansov.ru

  2. Онлайн игра по инвестициям, разработанная Российской экономической школой - http://www.financialfootball.ru/

  3. Портал по финансовой грамотности и безопасности граждан - http://www.gorodfinansov.ru



1.8Справочники, словари, энциклопедии


  1. Пластиковые карты. Бизнес-энциклопедия, ред. А. Бабаева. Маркет ДС, 2008.

  2. Электронные деньги и мобильные платежи. Энциклопедия. М.: КноРус, ЦИПСиР, 2009.

  3. Энциклопедия финансового риск-менеджмента /под ред. А.А.Лобанова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.


1.9Программные средства


Для успешного освоения дисциплины используются следующие профессиональные пакеты программных средств:

Microsoft Word

Microsoft Excel

Microsoft Power Point

Информационная система «Консультант – Плюс»

Электронные ресурсы НИУ ВШЭ



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных занятий, семинаров и презентаций студентов используются технические средства: компьютер, проектор, экран. Для выполнения домашних заданий необходим доступ к электронным ресурсам НИУ ВШЭ.

Автор программы: _____________________________________________ /Балковская Д. В. /