Программа учебной дисциплины "Когнитивная лингвистика" Программа дисциплины - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа учебной дисциплины "Когнитивная лингвистика" Программа дисциплины - страница №1/1




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный университет

Филологический факультет




Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры

________________________

протокол от ­­________№___

Заведующий кафедрой

________________________

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан филологического факультета

профессор С.И. Богданов

«___»_________________200 г.

(подпись)



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Когнитивная лингвистика"

Программа дисциплины составлена

в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика

Санкт-Петербург

2005


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной лингвистике как современном направлении в языкознании.

2. Задача курса – ознакомить студентов-филологов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития.
Аннотация к ПРОГРАММе УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ >>
к ПРОГРАММе УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по специальности СПО 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - строить и анализировать свою речь в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами; - устранять ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского литературного языка; пользоваться словарями и справочниками. - использовать средства художественной выразительности; - продуцировать тексты деловых и учебно-научных жанров В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - различия между языком и речью, их коммуникативные функции; - языковые нормы, их разновидности; - нарушение норм современного русского литературного языка и способы их устранения; - признаки текста и его стилистическую принадлежность; 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 83 часа обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов; самостоятельной работы обучающегося 28 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 83 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 55 в том числе: практические занятия 16 контрольные работы 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины "История" для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «История» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы: Александр Борисович Каменский, д-р исторических наук, профессор Евгений Владимирович Акельев, кандидат исторических наук, доцент Виктор Евгеньевич Борисов, кандидат исторических наук, доцент Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки Зав. кафедрой И.Н. Данилевский «__»____________2013 г. Рекомендована секцией УМС по истории Председатель Е.Б.Смилянская «__»____________2013 г. Утверждена УС факультета истории Ученый секретарь О.С. Воскобойников «__»____________2013 г. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ; с образовательной программой; с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по программе бакалавриата факультета филологии НИУ ВШЭ. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «История» являются: Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе истории, а также ее месте в общей системе социально-гуманитарных наук о России.

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова >>
Титульный лист программы дисциплины (SYLLABUS) Форма Ф СО ПГУ 7.18.4/19 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра биологии и экологии Программа дисциплины (Syllabus) ЕВ 6308 – Эволюционная биология Павлодар, 2013 г. Лист утверждения программа дисциплины (Syllabus) Форма Ф СО ПГУ 7.18.4/19 УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ХТиЕ ___________ Ахметов К.К. «___»_____________20__г. Составитель: _________________ к.б.н., доцент Калиева А.Б. Программа дисциплины (Syllabus) Эволюционная биология – ЕВ 6308 для магистрантов очной формы обучения специальности 6М060700 - Биология Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой «___» _________20__г. Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________20__г. Протокол №_____. Заведующий кафедрой ________________ Жумадина Ш.М. «____» ________20__г. Одобрена учебно-методическим советом факультета химических технологий и естествознания «____»______________20__г. Протокол №____ Председатель УМС ________________ Каниболоцкая Ю.М.«____» ________20__г. 1. Паспорт учебной дисциплины Наименование дисциплины Эволюционная биология Количество кредитов и сроки изучения Всего – 2 кредита Курс: 2 Семестр: 3 Всего аудиторных занятий – 30 часов Лекции - 15 часов Практические /семинарские занятия – 15 часов Лабораторные – н/п СРС – 120 часов в том числе СРСП – 15 часов Общая трудоемкость - 150 часов Форма контроля Форма итогового контроля - Экзамен – 3 семестр Пререквизиты Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: Клеточная биология, Методика преподавания профильных дисциплин, Окружающая среда и сохранение биоразнообразия.

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО >>
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» 2.5. Реализация образовательных программ СМК – РОП - ООП - 2.5. - 2012 Коммерческое право Согласовано Проректор по учебной работе _______________ Т.А.Кольцова "___"_______________2012 г. УТВЕРЖДЕНО Решением Учёного совета (протокол № 11 от 27.06.2012 г.) П.А. БОРНОВОЛОКОВ КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО Рабочая программа дисциплины Специальность 030501.65 «Юриспруденция» Форма обучения очная, заочная Тюмень 2012 ББК 67.404 К 63 КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2012. 27 с. Рабочая программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Программа включает в себя тематический план, содержание дисциплины, планы семинарских и практических занятий и другие учебно-методические разработки. Одобрено на заседании кафедры трудового и предпринимательского права (протокол № 11 от 4.06.2012 г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол № 10 от 20.06.2012 г.). Рецензенты: Ю. В. Холодионова, к.ю.н., доцент кафедры трудового и предпринимательского права ТГАМЭУП. К. С. Боуш, к.ю.н., преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД ТИПК МВД России. Автор-составитель: к.ю.н., доцент П.А. Борноволоков. © П.А. Борноволоков, 2012 © «ТГАМЭУП», 2012 1. Организационно-методический раздел дисциплины

ПРОГРАММА дисциплины для студентов >>
Дисциплины «Английский язык» Старший преподаватель Мухамеджанова Д.А. Кокшетау 2011-2012 Ф. 4.02-01 Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова Филологический факультет кафедра иностранных языков Утверждено Решением совета факультета Декан факультета д.ф.н.Баяндина С.Ж 31. 08. 2011г. ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина: Английский язык Специальности: 5В050900 - Финансы 5В050800 - Учет и Аудит 5В051100 - Менеджмент 5В050600 - Экономика 5B070400 – ВТ и ПО Кокшетау Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена на основании типовой учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Алматы-2005 ст.преподавателем английского языка Мухамеджановой Дамежан Айтмаганбетовной Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков « 27 » августа 2011 г. / Протокол № 1 Заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент Жуманбекова Н.З. Одобрено учебно-методической комиссией филологического факультета «_31_» августа 2011 г. / Протокол № 1 / Председатель УМК, ст. преподаватель Хасеинова.Г.С. 2. Данные о преподавателе. Мухамеджанова Д.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков. Тел. 25-57-76, сот. 8 (702) 199 65 67 Время проведения контактных часов и СРСП по расписанию с 8 до 14.00. 3. Данные о дисциплине: английский язык Место проведения: Корпус № 2 (экономический факультет),аудит.422 Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Практические занятия СРСП СРС Всего Форма контроля 1 1 2 30 30 30 90 Текущий контроль Итоговый контроль

Факультет инженерно-технологический >>
имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ Документ СМК 4 уровня УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Ф МР 042-1.01-2013-01 «Учебная программа дисциплины Мировой опыт в управлении качеством» Редакция №1 от «___» ______ 20__ года Факультет инженерно-технологический Кафедра «Стандартизация и биотехнология» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ для подготовки магистров по специальности 6М073200 «Стандартизация и сертификация (по отраслям)» образовательная траектория - «Стандартизация и сертификация пищевой продукции» Курс 2 Форма обучения очная Семей 2013 г Учебная программа дисциплины составлена на основании на основе каталога элективных дисциплин по специальности 6М073200 «Стандартизация и сертификация» 1 РАЗРАБОТАНО Кафедрой «Стандартизация и биотехнология» Государственного университета имени Шакарима г. Семей Руководитель работ, зав. кафедрой, к.т.н. ________ «___» _______ 20__ г. Ж.Какимова 2 РАССМОТРЕНО Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры Зав. кафедрой ________ «___» _______ 20__ г. Ж. Какимова Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г. 3 ОДОБРЕНО Учебная программа одобрена учебно-методическим бюро факультета Председатель УМБ ________ «___» _______ 20__ г. С. Толеубекова Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г. РЕЦЕНЗЕНТЫ

Лабораторный практикум >>
«УТВЕРЖДАЮ» декан физико-математического факультета _____________ А.Н. Макаренко «______» ____________ 2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ М. 1. В. 02 «Теория групп» трудоемкость (в зачетных единицах) 3 . Направление подготовки: 03.04.02 Физика Магистерская программа: теоретическая физика Степень (квалификация) выпускника : магистр 1. Цели изучения дисциплины Основной целью данного курса является изложение базового материала по теории групп, который широко используется в современной теоретической физике и знание которого необходимо для понимания соответствующей научной литературы и проведения самостоятельных исследований. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Курс «Теория групп» относится к общенаучному циклу дисциплин и входит в состав раздела «вариативная часть». Преподается предмет в первом семестре Освоение данной дисциплины магистерской программы, является необходимой основой для последующего изучения курсов Вариативной части: «Классические поля» (2, 3 семестры), «Квантовая теория поля» (3 семестр), «Космология/Астрофизика» (3 семестр, дисциплины по выбору студента), «Квантовая калибровочная теория/Квантовая теория излучения» (дисциплины по выбору студента, 3 семестр). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистрантов следующих компетенций: Общекультурными (ОК): ОК-1, ОК-3, ОК-6. В результате изучения курса «Теория групп» студент должен: знать основные определения и понятия теории групп и их представлений, основные матричные группы, связи группы Ли и алгебры Ли, свойства генераторов и структурных констант; уметь решать задачи по всем разделам курса, использовать знания для решения задач теоретической физики и в образовательной деятельности; обладать навыками использования предметной терминологии при решении различных задач математики и теоретической физики 4. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины : 6 зачетных единиц Вид учебной работы Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час) Распределение по семестрам (час) Всего 108 1 Аудиторные занятия 32 32

Тема 1. Введение в дисциплину "Культура здоровья" (2 часа) >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   РЕКОМЕНДОВАНО Методической комиссией СПбГУ 21.02.2002 г. Председатель комиссии В.Б. Касевич   Авторы:  доц. к.б.н. Трунин В.В., к.б.н. Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Рецензенты:  1) проф. Корягин В.Н. (медицинский факультет СПбГУ),  2) доц. Елохина Т.П. (психологический факультет СПбГУ),  3) доц. Яценко Л.Г. (кафедра физической культуры и спорта СПбГУ)   1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость изучения в вузах курса "Культура здоровья" диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы вузов обязательное знание курса "Культура здоровья" необходимо для поддержания высокого уровня умственной работоспособности студентов и сохранения их здоровья.  Данная учебная программа "Культура здоровья" является примерной и может быть легко адаптирована для реализации на различных факультетах университета, в том числе и медико-биологического направления. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 2.1. Цель курса: - вооружение студентов знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни. 2.2. Задачи курса: - получение студентами системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья; - изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни; - обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни; - изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем; - ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений. 2.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Культура здоровья - учение о здоровье. Культура здоровья - это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, педагогика, традиционные этнические системы оздоровления, теория и методика физического воспитания, исторически сложившиеся региональные и этнические учения о здоровом образе жизни. Предметом дисциплины "Культура здоровья" является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Предметом изучения дисциплины "Культура здоровья" является: 


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит пропедевтический характер. Он рассчитан на студентов-филологов и призван сформировать у них представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь представление о предпосылках и истории зарождения когнитивной лингвистики, ее теоретическом фундаменте, основных концепциях и научных трудах видных представителей данного направления.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



1. Разделы курса:


  1. Когнитивная лингвистика как направление научной мысли.

  2. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона.

  3. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа.

  4. Когнитивная грамматика Р. Лангакера.

  5. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера.

  6. Топологическая семантика Л. Талми.

  7. Теория ментальных моделей Ф. Джонсон-Лэрда.

  8. Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка.


2. Краткое содержание тем
2.1. Когнитивная лингвистика как направление научной мысли.

Место когнитивной лингвистики в кругу других дисциплин. Когнитивная лингвистика как часть когнитивной науки, или когнитологии. Зарождение и организационное оформление когнитивной лингвистики. Современный этап развития когнитивной лингвистики. Фундаментальные положения, персоналии, основные труды, периодические издания. Переводы на русский язык. Критическое осмысление основных постулатов когнитивной лингвистики в зарубежной и отечественной литературе.


2.2. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона.

2.2.1. Книга Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем». Понятие концептуальной метафоры. Типы концептуальных метафор: ориентационные, онтологические, структурные. Метафорические vs. неметафорические высказывания: проблема понимания. Метафора и проблема истины.

2.2.2. Исследования политической метафоры. Статья Дж. Лакоффа «Метафора и война» (1991). Исследование политических метафор на материале русского языка.

2.2.3. Семантическое развитие слов в свете теории концептуальной метафоры. Онтологическая первичность пространственных понятий и теория локализма. Семантика глаголов чувственного восприятия.

2.2.4. Субъективизация как универсальная тенденция семантического развития и ее частный случай – грамматикализация. Регулярные изменения грамматических значений.
2.3. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа.

2.3.1. Книга Дж. Лакоффа «Женщины, огонь и опасность» и ее основная тема – категоризация мира человеком. Эволюция взглядов на категории. Теория прототипов и категорий базисного уровня Э. Рош. Прототипические эффекты в языковых категориях.

2.3.2. Понятие идеализированной когнитивной модели. Кластерные и метонимические модели. Типы метонимических моделей.

2.3.3. Экспериенциальный реализм как альтернатива объективизму. Несостоятельность формально-семантических подходов к языку. Первичность категорий базисного уровня и кинестетических образ-схем в организации понятийной системы человека. Экспериенциальный взгляд на проблемы понимания, значения, истины и объективности.


2.4. Когнитивная грамматика Р. Лангакера.

2.4.1. «Максималистская» концепция языка Р. Лангакера как альтернатива минималистской концепции генеративной лингвистики. Избыточность языковой системы в сознании носителей языка и ее обоснование.

2.4.2. Грамматика как организованный инвентарь общепринятых языковых единиц. Типы единиц: фонологические, семантические, символьные (биполярные). Лексикон, морфология и синтаксис как единый континуум символьных единиц. Схемы построения.

2.4.3. Субъективистский подход к проблеме значения. Понятие когнитивной области. Понятия профиля и базы, траектора и ориентира. Аспекты образности как возможные способы интерпретации ситуации говорящим.

2.4.4. Сетевая модель как когнитивно адекватный способ представления полисемии. Примеры сетевых моделей. Критика сетевой модели как способа представления семантики многозначного слова.
2.5. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера.

2.5.1. Теория ментальных пространств Ж. Фоконье. Понятие ментального пространства. и типы связей между пространствами. Роль различных языковых средств в построении и внутренней организации ментальных пространств.

2.5.2. Теория концептуальной интеграции как дальнейшее развитие теории ментальных пространств. Понятия исходных пространств и бленда. Этапы построения и свойства бленда. Концептульная интеграция как базовый когнитивный механизм. Языковые бленды. Сравнительный анализ теории концептуальной метафоры и теории концептуальной интеграции.
2.6. Топологическая семантика Л. Талми.

2.6.1. Грамматическая и лексическая подсистемы языка как закрытый и открытый классы единиц соответственно. Возможность грамматического выражения различных понятий. Отношение грамматики к познанию.

2.6.2. Основные системы формирования образов в языке. Понятия первичного, вторичного и референциального объектов, фигуры и фона. Положение наблюдателя, или перспектива. Распределение внимания. Динамика сил. Новый взгляд на понятие каузации с точки зрения динамики сил.

2.6.3. Механизмы схематизации пространства: идеализация, абстракция, языковая топология. Примеры альтернативной схематизации. Современные работы в русле топологической семантики.


2.7. Теория ментальных моделей Ф. Джонсона-Лэрда.

Понятие ментальной модели. Процедурная семантика для ментальных моделей. Эксплицитные и имплицитные умозаключения. Типология ментальных моделей. Основные свойства ментальных моделей.


2.8. Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка.

2.8.1. Структурная vs. стратегическая модель понимания дискурса. Понятия семантической макроструктуры и схематической суперструктуры. Основные компоненты когнитивной модели понимания дискурса.



2.8.2. Когнитивный анализ дискурса: примеры практической реализации. Суперструктурная схема дискурса новостей. Когнитивные модели этнических ситуаций.

3. Примерные вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается основополагающий тезис когнитивной лингвистики?

  2. В чем проявляется междисциплинарный характер когнитивной лингвистики?

  3. Какова история возникновения когнитивной лингвистики?

  4. Какие основные теоретические положения разделяются всеми представителями когнитивной лингвистики?

  5. В чем суть нового подхода к изучению метафоры, предложенного Дж. Лакоффом и М. Джонсоном?

  6. Какие типы концептуальных метафор выделили Дж. Лакофф и М. Джонсон??

  7. Какие типы регулярных семантических изменений были выделены в работах И. Свитсер и Э. Трауготт?

  8. В чем суть прототипического подхода к внутренней организации категорий?

  9. Какова роль категорий базисного уровня в организации понятийной системы человека?

  10. Как в языке проявляются прототипические эффекты?

  11. Каковы основные положения «максималистской» концепции языка Р. Лангакера?

  12. Какие три типа единиц постулируются в когнитивной грамматике Р. Лангакера?

  13. Как Р. Лангакер понимает выражение «когнитивная область»?

  14. В чем недостатки сетевого способа представления полисемии?

  15. Как Ж. Фоконье определяет ментальные пространства?

  16. В чем состоит процесс концептуальной интеграции?

  17. Какие основные системы формирования образов в языке выделяет Л. Талми?

  18. Что понимает Ф. Джонсон-Лэрд под ментальной моделью?

  19. В чем разница между стратегической и структурной моделями, по ван Дейку?

  20. Каковы основные компоненты когнитивной модели понимания дискурса Т. А. ван Дейка?


4. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ

  1. Место когнитивной лингвистики в истории языкознания

  2. История становления когнитивной парадигмы и роль когнитивной лингвистики в комплексе когнитивных наук

  3. Проблема языка и мышления в когнитивной лингвистике

  4. Язык и внешний мир в ракурсе когнитивных исследований

  5. Язык и человек в когнитивной лингвистике (антропоцентрический подход к языку)

  6. История изучения метафоры от античности до наших дней

  7. Язык и политика: современные исследования политического дискурса

  8. Языковое значение как центральный предмет когнитивной лингвистики

  9. Полисемия языковых единиц и ее место в проблематике когнитивной лингвистики

  10. Эволюция взглядов на природу и внутреннюю организацию категорий

  11. Экспериенциальный реализм как альтернатива объективизму

  12. Язык и пространство: принципы языковой концептуализации пространственных отношений

  13. Асимметрия фигуры и фона как проявление базового когнитивного механизма (на примере разнообразных используемых в когнитивной лингвистике конструктов)

  14. Дискурсный анализ как современное направление в лингвистике

  15. Значение межкультурных и типологических исследований для когнитологии


5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

  1. История зарождения и становления когнитивной лингвистики в контексте развития языкознания и смены научных парадигм

  2. «Классический» и «прототипический» взгляды на природу и организацию человеческого мышления, внутреннюю структуру категорий

  3. Автономность языковых структур: модульный и холистский подходы

  4. Теоретический фундамент когнитивной лингвистики

  5. Понятие концептуальной метафоры и ее типы

  6. Проблема закономерности семантических изменений и ее изучение в когнитивной лингвистике

  7. Теория прототипов и категорий базисного уровня Э. Рош

  8. Проблемы понимания, истины, знания и объективности в философии экспериенциального реализма

  9. Понятие интерпретации и аспекты образности в концепции Р. Лангакера

  10. Моделирование лексической полисемии в когнитивной лингвистике

  11. Концептуальная интеграция как базовый когнитивный механизм

  12. Лексика и грамматика как две комплементарные языковые системы (Л. Талми)

  13. Динамика сил как обобщение понятия каузации

  14. Процедурная семантика для ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэрд)

  15. Когнитивная модель понимания дискурса (Т. А. ван Дейк)

  16. Когнитивная модель этнической ситуации (Т.А. ван Дейк)

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ




п\п


Наименование тем и разделов

Всего

(час.)


Лекции

Самостоятельная работа

1

Когнитивная лингвистика как направление научной мысли

12

4

8

2

Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона

18

6

12

3

Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа

18

6

12

4

Когнитивная грамматика Р. Лангакера

18

6

12

5

Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера

12

4

8

6

Топологическая семантика Л.Талми

18

6

12

7

Теория ментальных моделей Ф. Джонсона-Лэрда

6

2

4

8

Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка

6

2

4




ИТОГО

108

36

72

IV. Форма итогового контроля: – экзамен.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература

  1. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной семантики // Известия АН. Сер. лит. и яз. 1997. Т. 56, N 1. С. 11–21.

  2. ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  3. Кравченко Н. Н. Когнитивно-семантический анализ глаголов «сидеть», «стоять» и «лежать» // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1998. N 5. С. 62–72.

  4. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1995. С. 143–184.

  5. Лангакер Р. В. Природа грамматической валентности // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1998. N 5. С. 73–111.

  6. Лангаккер Р. В. Модель, основанная на языковом употреблении // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1997. N 4: с. 159–174; N 6: с. 101–123.

  7. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

  8. Рахилина Е. В. Основные идеи когнитивной семантики // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сборник обзоров. М., 1997. С. 370–389.

  9. Рахилина Е. В. Семантика русских «позиционных» предикатов: «стоять», «лежать», «сидеть» и «висеть» // Вопросы языкознания. 1998. N 6. С. 69–80.

  10. Рахилина Е. В. Когнитивная лингвистика: история, персоналии, идеи, результаты // Семиотика и информатика. Вып. 36. М., 1998. С. 274–323.

  11. Скребцова Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Послесл. Н. Л. Сухачева. СПб., 2000.

  12. Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник Московского университета. 1999. N1: с. 91–115; N4: с. 76 –104; N6 с. 88–121.

  13. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. N 2. С. 68–78.

  14. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997. С. 340–369.


Автор программы: Т. Г. Скребцова, кандидат филологических наук.