Программа учебной дисциплины - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Программа учебной дисциплины - страница №1/1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра иностранных языков


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

для студентов профессиональной образовательной программы

для получения дополнительной квалификации

«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

Специальность: № 061100 «Менеджмент организации»,

№ 062100 «Управление персоналом», № 061500 «Маркетинг», № 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», № 060400 «Финансы и кредит»


Казань 2005







Обсуждена на заседании кафедры 11.11.05, протокол №3.




Утверждена научно-методическим советом института 8.12.05, протокол № 40

Составитель: Журавлева Е.Е.


Рецензент: Галишникова Е.М.

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (3 уровень высшего профессионального образования) и программой подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации (для вузов неязыковых специальностей), разработанной УМО по лингвистическому образованию (неязыковые вузы) в соответствии с Приказом № 1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» выпускникам вузов по специальностям ВПО»



  1. Организационно-методический раздел.



1. Цель курса:

Цель преподавания - начальное знакомство с основными понятиями, идеями и терминами лингвистики, основными проблемами современного общего языкознания, а также некоторыми методами лингвистических исследований.



2. Задачи курса:
Дисциплина «Введение в языкознание» призвана:

  • передать первые общие сведения о языке с целью расширения кругозора студента,

  • способствовать изучению самобытности и специфики народов, изучаемых языков;
    Аннотация к ПРОГРАММе УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ >>
    к ПРОГРАММе УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по специальности СПО 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - строить и анализировать свою речь в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами; - устранять ошибки в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского литературного языка; пользоваться словарями и справочниками. - использовать средства художественной выразительности; - продуцировать тексты деловых и учебно-научных жанров В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - различия между языком и речью, их коммуникативные функции; - языковые нормы, их разновидности; - нарушение норм современного русского литературного языка и способы их устранения; - признаки текста и его стилистическую принадлежность; 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 83 часа обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов; самостоятельной работы обучающегося 28 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 83 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 55 в том числе: практические занятия 16 контрольные работы 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28


  • пробудить интерес к совершенствованию иностранного и родного языков;
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины С.3.20 методика и технология работы Социального педагога Трудоемкость (в зачетных единицах) 5 Специальность: 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения Специализация: Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения Квалификация (степень) выпускника: специалист 1. Цели изучения дисциплины. Целью учебной дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» является рассмотрение теоретических и практических аспектов социальной педагогики как особого вида деятельности в условиях инновационных изменений, а также усвоение теоретико-методологических основ технологий социально-педагогической работы с разными категориями детей и обучающихся, населения. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: знакомство с нормативно-правовой основой социально-педагогической деятельности в контексте инновационных преобразований; овладение методикой социально-педагогического взаимодействия в системе социальной службы и учреждений разного типа и вида; овладение методикой мониторинговых исследований социально-педагогической деятельности, диагностики ребенка, обучающихся и окружающей его микросреды; овладение методикой и технологиями проектирования, программирования социально-педагогической деятельности; овладение методикой социального проектирования; овладение методикой и технологией социальной коррекции поведения детей; овладение методикой и технологией профилактики аддиктивного поведения среди детей и подростков, а также конфликтных ситуаций в семье, школе, ближайшем окружении; выработка навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам социальной педагогики. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Методика и технология работы социального педагога» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла, изучается в течение пятого и шестого семестров. Ее изучение требует от студентов знания общепедагогических и психологических категорий и понятий. Знание данной учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университет Филологический факультет Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры ________________________ протокол от ­­________№___ Заведующий кафедрой ________________________ «УТВЕРЖДАЮ» Декан филологического факультета профессор С.И. Богданов «___»_________________200 г. (подпись) ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Когнитивная лингвистика" Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика Санкт-Петербург 2005 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной лингвистике как современном направлении в языкознании. 2. Задача курса – ознакомить студентов-филологов с широким спектром когнитивных исследований в языкознании, основными концепциями и фундаментальными научными трудами основоположников когнитивной лингвистики, ее современным состоянием и перспективами развития. 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит пропедевтический характер. Он рассчитан на студентов-филологов и призван сформировать у них представление о современном этапе развития лингвистических исследований и месте когнитивной лингвистики в истории языкознания, с одной стороны, и в комплексе когнитивных наук – с другой. 4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь представление о предпосылках и истории зарождения когнитивной лингвистики, ее теоретическом фундаменте, основных концепциях и научных трудах видных представителей данного направления. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса: Когнитивная лингвистика как направление научной мысли. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Теория идеализированных когнитивных моделей Дж. Лакоффа. Когнитивная грамматика Р. Лангакера. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера. Топологическая семантика Л. Талми. Теория ментальных моделей Ф. Джонсон-Лэрда. Когнитивная модель понимания дискурса Т. А. ван Дейка. 2. Краткое содержание тем

    Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова >>
    Титульный лист программы дисциплины (SYLLABUS) Форма Ф СО ПГУ 7.18.4/19 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра биологии и экологии Программа дисциплины (Syllabus) ЕВ 6308 – Эволюционная биология Павлодар, 2013 г. Лист утверждения программа дисциплины (Syllabus) Форма Ф СО ПГУ 7.18.4/19 УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ХТиЕ ___________ Ахметов К.К. «___»_____________20__г. Составитель: _________________ к.б.н., доцент Калиева А.Б. Программа дисциплины (Syllabus) Эволюционная биология – ЕВ 6308 для магистрантов очной формы обучения специальности 6М060700 - Биология Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой «___» _________20__г. Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________20__г. Протокол №_____. Заведующий кафедрой ________________ Жумадина Ш.М. «____» ________20__г. Одобрена учебно-методическим советом факультета химических технологий и естествознания «____»______________20__г. Протокол №____ Председатель УМС ________________ Каниболоцкая Ю.М.«____» ________20__г. 1. Паспорт учебной дисциплины Наименование дисциплины Эволюционная биология Количество кредитов и сроки изучения Всего – 2 кредита Курс: 2 Семестр: 3 Всего аудиторных занятий – 30 часов Лекции - 15 часов Практические /семинарские занятия – 15 часов Лабораторные – н/п СРС – 120 часов в том числе СРСП – 15 часов Общая трудоемкость - 150 часов Форма контроля Форма итогового контроля - Экзамен – 3 семестр Пререквизиты Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: Клеточная биология, Методика преподавания профильных дисциплин, Окружающая среда и сохранение биоразнообразия.

    Лабораторный практикум >>
    «УТВЕРЖДАЮ» декан физико-математического факультета _____________ А.Н. Макаренко «______» ____________ 2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ М. 1. В. 02 «Теория групп» трудоемкость (в зачетных единицах) 3 . Направление подготовки: 03.04.02 Физика Магистерская программа: теоретическая физика Степень (квалификация) выпускника : магистр 1. Цели изучения дисциплины Основной целью данного курса является изложение базового материала по теории групп, который широко используется в современной теоретической физике и знание которого необходимо для понимания соответствующей научной литературы и проведения самостоятельных исследований. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Курс «Теория групп» относится к общенаучному циклу дисциплин и входит в состав раздела «вариативная часть». Преподается предмет в первом семестре Освоение данной дисциплины магистерской программы, является необходимой основой для последующего изучения курсов Вариативной части: «Классические поля» (2, 3 семестры), «Квантовая теория поля» (3 семестр), «Космология/Астрофизика» (3 семестр, дисциплины по выбору студента), «Квантовая калибровочная теория/Квантовая теория излучения» (дисциплины по выбору студента, 3 семестр). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистрантов следующих компетенций: Общекультурными (ОК): ОК-1, ОК-3, ОК-6. В результате изучения курса «Теория групп» студент должен: знать основные определения и понятия теории групп и их представлений, основные матричные группы, связи группы Ли и алгебры Ли, свойства генераторов и структурных констант; уметь решать задачи по всем разделам курса, использовать знания для решения задач теоретической физики и в образовательной деятельности; обладать навыками использования предметной терминологии при решении различных задач математики и теоретической физики 4. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины : 6 зачетных единиц Вид учебной работы Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час) Распределение по семестрам (час) Всего 108 1 Аудиторные занятия 32 32

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю ____________________ С.Б. Куликов декан факультета общеуниверситетских дисциплин «___» ___________ 2012 года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) М.1.03 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Трудоемкость (в зачетных единицах) - 3 Направление подготовки 071500.68 Народная художественная культура Квалификация (степень) выпускника магистр 1. Цель изучения дисциплины Цель дисциплины - содействие становлению специальной профессиональной компетентности магистра образования на основе формирования системы теоретических и практических знаний о сущности и современных технологиях психолого - педагогического процесса в ВУЗе. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели: формирование системы теоретических и практических знаний, отражающих современный уровень развития педагогики и психологии высшего профессионального образования; актуализация междисциплинарных знаний, способствующих пониманию сущности психолого-педагогических явлений и процессов, отношений участников педагогических процессов в высшем профессиональном образовании; организация образовательного процесса на основе использования современных педагогических технологий и форм взаимодействия, способствующих развитию умений описывать и объяснять педагогические явления, оценивать различные варианты решения профессиональных психолого - педагогических задач; разработка практических рекомендаций по проведению урока, внеклассного мероприятия с использованием теоретической и методической литературой по отдельным разделам курса; анализ и обобщение студентами опыта организации и проведение современных исследований по актуальным проблемам педагогики и психологии; содействие развитию исследовательской позиции будущего педагога. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП): Дисциплина «Педагогика и психология высшего профессионального образования» занимает важное место в структуре педагогического образования и подготовки будущих магистров. Является базовым для курса «Методология методы исследования народной художественной культуры (по профилю подготовки)» базовой части профессионального цикла, смежных курсов вариативной части данного цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации. Для успешного освоения дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее знание таких дисциплин (модулей), как «Философия» и «Педагогика и психология», реализованных в составе подготовки бакалавров по направлению 071500.62 Народная художественная культура.

    Тема 1. Введение в дисциплину "Культура здоровья" (2 часа) >>
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   РЕКОМЕНДОВАНО Методической комиссией СПбГУ 21.02.2002 г. Председатель комиссии В.Б. Касевич   Авторы:  доц. к.б.н. Трунин В.В., к.б.н. Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Рецензенты:  1) проф. Корягин В.Н. (медицинский факультет СПбГУ),  2) доц. Елохина Т.П. (психологический факультет СПбГУ),  3) доц. Яценко Л.Г. (кафедра физической культуры и спорта СПбГУ)   1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость изучения в вузах курса "Культура здоровья" диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы вузов обязательное знание курса "Культура здоровья" необходимо для поддержания высокого уровня умственной работоспособности студентов и сохранения их здоровья.  Данная учебная программа "Культура здоровья" является примерной и может быть легко адаптирована для реализации на различных факультетах университета, в том числе и медико-биологического направления. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 2.1. Цель курса: - вооружение студентов знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни. 2.2. Задачи курса: - получение студентами системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья; - изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни; - обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни; - изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем; - ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений. 2.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Культура здоровья - учение о здоровье. Культура здоровья - это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, педагогика, традиционные этнические системы оздоровления, теория и методика физического воспитания, исторически сложившиеся региональные и этнические учения о здоровом образе жизни. Предметом дисциплины "Культура здоровья" является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Предметом изучения дисциплины "Культура здоровья" является: 

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ___________________________ декан факультета «____» _______________20__ г. рабочая Программа учебной дисциплины Б.3.01.9 Социальная педагогика Трудоемкость (в зачетных единицах) 8 Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и социальная педагогика Квалификация (степень) выпускника бакалавр_ 1. Цели изучения дисциплины. Цель: прочное усвоение социально-педагогической теории, а также выработка студентами навыков социально-педагогического мышления. Задачи: сбалансированное освоение фактического материала и глубокое понимание теоретических проблем социальной педагогики; выработка навыков самостоятельной работы с источниками и литературой по социально-педагогической проблематике; многомерно-диалектическое, структурно-содержательное представление о социально-педагогической теории. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Социальная педагогика» относится к базовой (общепрофессиональной) части, изучается на первом году обучения с целью знакомства студентов с социально-педагогической теорией и практикой. Знание данной учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности. 3. Требования к уровню освоения программы. В результате изучения учебной дисциплины студент должен

    ПРОГРАММА дисциплины для студентов >>
    Дисциплины «Английский язык» Старший преподаватель Мухамеджанова Д.А. Кокшетау 2011-2012 Ф. 4.02-01 Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова Филологический факультет кафедра иностранных языков Утверждено Решением совета факультета Декан факультета д.ф.н.Баяндина С.Ж 31. 08. 2011г. ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина: Английский язык Специальности: 5В050900 - Финансы 5В050800 - Учет и Аудит 5В051100 - Менеджмент 5В050600 - Экономика 5B070400 – ВТ и ПО Кокшетау Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена на основании типовой учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Алматы-2005 ст.преподавателем английского языка Мухамеджановой Дамежан Айтмаганбетовной Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков « 27 » августа 2011 г. / Протокол № 1 Заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент Жуманбекова Н.З. Одобрено учебно-методической комиссией филологического факультета «_31_» августа 2011 г. / Протокол № 1 / Председатель УМК, ст. преподаватель Хасеинова.Г.С. 2. Данные о преподавателе. Мухамеджанова Д.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков. Тел. 25-57-76, сот. 8 (702) 199 65 67 Время проведения контактных часов и СРСП по расписанию с 8 до 14.00. 3. Данные о дисциплине: английский язык Место проведения: Корпус № 2 (экономический факультет),аудит.422 Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Практические занятия СРСП СРС Всего Форма контроля 1 1 2 30 30 30 90 Текущий контроль Итоговый контроль

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан физико-математического факультета ____________ А.Н. Макаренко «____»_____________20___ г. рабочая Программа учебной дисциплины М.2.В.08 Методология педагогических исследований Трудоемкость (в зачетных единицах) - 3 Направление: 050100.68 Педагогическое образование Магистерская программа: Физическое образование Степень (квалификация) выпускника: магистр 1. Цели изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины – познакомить магистрантов с основами психолого-педагогических исследований; включить в практику исследований на базе средних школ и педагогического вуза. Задачи изучения дисциплины: показать специфику психолого-педагогического исследования; погрузить в практическую исследовательскую деятельность; развить умения и сформировать компетенции, необходимые организаторам психолого-педагогического исследования; вызвать мотивацию к педагогической исследовательской деятельности. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Данная учебная дисциплина входит в состав профессионального цикла ФГОС ВПО в его вариативную часть по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа – Физическое образование, степень (квалификация) – магистр. Подготовка магистранта к педагогическому исследованию обеспечивает включение его дальнейшем в исследовательскую педагогическую деятельность, в процессе которой он сможет самостоятельно ставить и решать проблемы совершенствования процесса образования в школе и вузе. Психолого-педагогическое исследование имеет свою специфику: оно длительно по времени; в качестве объекта исследования выступают ученики, которые могут влиять на ход, структуру, результаты исследования; результаты исследования требуют не только количественного, но и качественного описания. Вследствие этого, психолого-педагогическое исследование должно быть хорошо продумано и подготовлено. Обучение магистрантов психолого-педагогическому исследованию по данной программе опирается как на теоретические исследования по данному вопросу, так и на практический опыт исследований, проводимых в данном регионе. Знания, полученные при изучении курса, используются при изучении ряда дисциплин таких как «Инновационные технологии в преподавании физики», «Активные методы обучения в старшей школе» и «Инновационные процессы в образовании».

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ >>
    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет иностранных языков Кафедра английского языка УТВЕРЖДАЮ: проректор по учебной работе «___» ____________ 200 __ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Страноведение и лингвострановедение По подготовке специалиста По специальности 033200 Иностранный язык курс 1, семестр 1, 2 Нормативная трудоемкость дисциплины Семестр Учебные занятия Форма итоговой аттестации (зач., экз.) Всего часов Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов 1 38 38 - 38 2 17 17 - 17 Экзамен Петрозаводск 2007 Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033200 Иностранный язык Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Страноведение и лингвострановедение», рекомендованной Министерством образования РФ и одобренной на заседании учебно-методического совета по иностранному языку по специальностям педагогического образования от 21.10.2000, протокол № 4 Разработчик программы - доцент кафедры английского языка, кандидат филологических наук, доцент Прозоров В.Г. « » ____________ 200 г. __________________ (подпись) Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры название кафедры, номер протокола заседания кафедры и дата его проведения.

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение >>
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при президенте Российской Федерации» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра сравнительных политических исследований УТВЕРЖДАЮ Директор _________________ В.А.Шамахов «____» ______________ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия» направление подготовки 030200.62 «Политология» (квалификация (степень) «бакалавр») Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований « 21 » июня 2012 г., протокол № 1 И. о. заведующего кафедрой _____________ Эстель Лезеан Согласовано Зам. Директора _____________ А.И. Федорков Программу составил _____________ к.ф.н., доцент Калугин Д.Я. Санкт-Петербург 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели и задачи изучения дисциплины 4 2. Учебно-тематический план 4 3. Содержание дисциплины по темам 5 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 10 5. Планы семинарских занятий 11 6. Вопросы к зачету 14 7. Темы рефератов 15 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цели освоения дисциплины «Философия»: сформировать у студента самостоятельное, творческое, гибкое, критическое, дисциплинированное рациональное мышление, позволяющее приобрести культуру философствования; овладеть категориальным видением мира, способностями дифференцировать различные формы его освоения и ориентироваться в мире ценностей; выработать навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Задачи: • ориентироваться в многообразии школ и направлений философии; • уяснить связь философии с социальной практикой и житейской повседневностью; • приобрести практические навыки философского анализа и ведения дискуссии; • выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно значимых проблем; • приобрести навыки критического восприятия и оценки источников информации; • сформировать общефилософское представление о человеке, его целях и ценностях; • понять специфику социального развития и вариативность исторического процесса. 2. Учебно-тематический план ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ № пп


  • дать представление о сущности языка, его общественной функции и внутренней структуре;

  • обучить языковедческой терминологии;

  • ознакомить с различными разделами языкознания;

  • сформировать умение проводить сравнительный анализ как родственных, так и неродственных языков

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов:

Изучению курса «Введение в языкознание» предшествует изучение философии и социологии. Так как «Введение в языкознание» - это курс пропедевтический, его основной задачей является подготовка студентов к изучению других предметов лингвистического цикла, таких как «Теоретическая грамматика иностранного языка», «Лексикология иностранного языка», «Стилистика иностранного языка».



4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:



  • что собой представляют современное теоретическое и прикладное языкознание, а также основные вопросы языкознания;

  • каковы цели и задачи науки о языке;

  • каково место языка в ряду культурно значимых средств коммуникации;

  • каков вклад в совокупное  лингвистическое знание так называемого "традиционного", сравнительно-исторического (генетического), структурного и функционального языкознания;

  • каковы главные достижения языковедов второй половины 20 в. (и особенно последних десятилетий), представляющих разные научные школы и разные национальные традиции.

Кроме того, студенты должны:

  • понять сущность языка, его общественную функцию и внутреннюю структуру;

  • иметь представление о языковедческой терминологии;

  • усвоить различные разделы языкознания;

  • уметь проводить сравнительный анализ как родственных, так и неродственных языков;

  • усвоить понятийный аппарат изучаемой науки.

II. Содержание курса.
1. Разделы курса:
Раздел 1. Природа и сущность языка.

Раздел 2. Основы общей фонетики и фонологии.

Раздел 3. Основы общей лексикологии.

Раздел 4. Грамматика.

Раздел 5. Классификации языков.

2. Темы и краткое содержание:
Раздел 1. Природа и сущность языка.
Тема 1. Основные понятия и категории.

Современная теория языка как общественного явления.

Сведения из истории языкознания.

Языкознание как система наук о языке и языках.

Место языка в ряду культурно значимых средств коммуникации.

Особые черты вербальной коммуникации.

Коммуникативно-социальная функция языка: «язык есть важнейшее средство человеческого общения».

Язык и другие средства общения.

Предмет языкознания, его особенности. Взаимосвязь языкознания с другими науками.
Тема 2. Язык как объект языкознания.

Выразительно-познавательная и когнитивная функция языка.

Единство языка и мышления.

Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли.

Вторичные функции языка.

Язык как память народа и отражение его истории.

Язык как средство художественной литературы.

Уровни языковой системы и их единицы.


Тема 3. Знаковая природа языка.

Языкознание и семиотика.

Семиотические принципы в исследовании языка.

Язык как знаковая система особого рода.

Языковые единицы и структурные отношения между ними.

Вторичные знаковые системы. Искусственные языки.

Язык и речь.

Специфика устной и письменной речи.


Тема 4. Язык и мышление.

Когнитивные схемы порождения и восприятия высказываний.

Соотнесение этапов порождения и восприятия сообщения с лингвистическими уровнями.

Внутренняя речь.

Онтогенез речемышления (язык и дети).

Психолингвистика и изучение иностранного языка.


Раздел 2. Основы общей фонетики и фонологии.
Тема 1. Звуковой строй языка (фонетика и фонология)

Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка.

Фонетика и ее место в субстанции выражения.

Фонология и ее место в структуре (форме) плана выражения. Звук и фонема.

Выделение фонем в речи  (синтагматические границы фонем).

Взаимоотношение фонологии и фонетики.


Тема 2. Фонетика.

Акустические характеристики речи.

Артикуляция звука. Артикуляционная база языка.

Основные различия между гласными и согласными звуками.

Артикуляционная классификация гласных.

Артикуляционная классификация согласных.

Транскрипция. Транслитерация.

Системы транскрипции, основанные на латинской графике (Л.В. Щерба и МФА).

Фонетические процессы (явления).

Фонетическое членение речи. Сегментные и суперсегментные единицы языка. Слог. Речевой такт, ударение. Фраза и интонация.



Раздел 3. Основы общей лексикологии.
Тема 1. Лексикология как наука о слове.

Слово в языке (слово, лексема, каноническая или исходная форма слова, словоформа).

Разделы лексикологии.

Разнообразие слов языка.

Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.

Лексическое значение слова и понятие.

Обобщающий характер слова.
Тема 2. Лексико-семантические группы слов.

Многозначность (полисемия). Прямое и переносное значение слова.

Виды переносных значений.

Многозначные слова и омонимы.

Паронимы.

Синонимы. Типы и источники синонимов.

Антонимы. Источники антонимов.
Тема 3. Стилистическое расслоение словарного состава.

Понятие о стиле, стилистической классификации словарного состава языка, функциональных стилях современного изучаемого языка.

Понятие об активном и пассивном словарях.

Стиль научной прозы, стиль документов.

Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Диалектизмы, жаргонизмы, профессиональная и терминологическая лексика.

Терминологическая система и термин.

Исторические изменения словарного состава языка.

Архаизмы, историзмы и неологизмы.

Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значений слов и заимствование.



Тема 4. Разделы лексикологии.

Ономастика. Происхождение и закономерности развития собственных имен.

Этимология.

Фразеология. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Свободные и фразеологические сочетания слов. Классификация фразеологизмов.

Лексикография. Типы словарей. Принципы выделения значений и критерии их расположения в словарях. Электронные словари.
Раздел 4. Грамматика.
Тема 1. Основные понятия грамматики.

Лексическое и грамматическое значение слова.

Грамматическая форма и грамматическая категория.

Грамматика как наука. Составные части грамматики.

Морфология.

Синтаксис.


Тема 2. Основы общей морфологии.

Структура слова. Понятие о морфеме. Классификация морфем.

Классификация аффиксов.

Корень (лексическая морфема) и грамматическая морфема. Основа слова.

Виды анализа структуры слова. Морфологический анализ. Словообразовательный анализ. Этимологический анализ.

Типы словообразования.

Способы или средства выражения грамматических значений: флексии (внутренняя и внешняя), супплетивизм, редупликация, агглютинирующие аффиксы, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация, музыкальный тон.

Понятие об аналитическом и синтетическом строе языков.


Раздел 5. Классификации языков.
Тема 1. Генеалогическая классификация языков. Типологическая классификация языков.

Генеалогическая классификация языков.

Признаки генеалогического родства языков: материальная близость корней, обозначающих ряд жизненно важных понятий, а также слово- и формообразующих морфем, регулярность фонетических и морфолого-фонетических соответствий.

Сравнительно-исторический метод.

Типологическая классификация языков.

Морфологический, формально-синтаксический и семантико-синтаксический варианты типологической классификации.

Основные понятия теории языковых универсалий.

Сопоставительный метод изучения языков.


Тема 2. Языки мира.

Лингвистическая карта мира.



Языки народов России. Их генеалогическая и морфологическая принадлежность.


  1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.




  1. Транскрибирование текстов на родном (русском), немецком и английском языках.

  2. Фонетический анализ слов данных языков.

  3. Знакомство с основными понятиями лексикографии.

  4. Знакомство с различными видами словарей.

  5. Строение словарных статей.

  6. Части речи и члены предложения.

  7. Признаки частей речи (семантические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

  8. Система частей речи в родном (русском) и в изучаемом языках

  9. Конверсия или переход слова (или основы) из одной части речи в другую.

  10. Типы предложения по их структуре.

  11. Главные и второстепенные члены предложения, предикативная связь.

  12. Язык как историческое явление, связь развития языка с возникновением и развитием человеческого общества.

  13. Различные теории происхождения языка: звукоподражательная, междометная, «рабочая».

  14. Использование современных данных по зоопсихологии и палеонтологии, антропологии и антропогенезу для определения географии, хронологии и этапов формирования языка человека.

  15. Биологические предпосылки речевой деятельности: развитие коры большого мозга, специализация левого и правого полушарий, специализация органов речи (переход от нечленораздельной речи к членораздельной).

  16. Роль языка жестов и мимики.

  17. Основные понятия теории письма.

  18. Письмо как знаковая система.

  19. Зарождение письма. Предписьменности.

  20. Структурные типы графических систем.

  21. Египетское письмо. Шумерско-аккадское письмо. Китайское письмо. Семитские системы письма.

  22. Зарождение алфавита.

  23. Письмо в Южной и Юго-Восточной Азии.

  24. Письмо в восточно-европейском культурном ареале.

  25. Письмо в западно-европейском культурном ареале.


4. Примерная тематика курсовых работ.


  1. Возникновение языкознания.

  2. Лингвистическое учение М.В.Ломоносова.

  3. Языкознание 19 века (А.Х.Востоков, Р.Раск, Я.Гримм, Ф.Бопп, А.Шлейхер, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня).

  4. Лингвистические взгляды Вильгельма Фон Гумбольдта.

  5. Лингвистическая мысль 20 века. Концепция Ф. де Соссюра.

  6. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ.

  7. Языкознание XX века.

  8. Послания, предшествующие письму, и пиктография.

  9. Логография или идеография. (Древнеегипетское письмо).

  10. Фонография, фонемография. (Современное письмо).

  11. Русский алфавит, его происхождение, история и создание.

  12. Латинский алфавит, истоки, история создания.

  13. Происхождение языка. Идеалистические теории.

  14. Материалистическая теория происхождения языка.

  15. Языки в разные периоды развития человеческого общества.

  16. Генеалогическая классификация языков.

  17. Морфологическая классификация языков.

  18. Язык и речь.

  19. Ономасиология (происхождение собственных имен).

  20. Топонимика (происхождение географических названий).

  21. Методы лингвистического исследования.

  22. Лингвистическая карта России.

  23. Орфография. Основные принципы орфографии.

  24. Этимология и народная этимология.

  25. Неологизмы.

  26. Терминология.

  27. Фразеология.

  28. Энциклопедические и лингвистические (языковые) словари. Толковые словари.

  29. Толковые словари русского языка.

  30. Словарь иностранных слов.

  31. Терминологические словари.

  32. Этимологические словари.

  33. Словари орфографические и орфоэпические. Фразеологические словари. Словари крылатых слов.

  34. Словари синонимов, омонимов, антонимов.

  35. Способы выражения грамматических значений. Аффиксация. Агглютинация и фузия.

  36. Способы выражения грамматических значений. Чередование и внутренняя флексия, повторы, сложения, ударение, супплетивизм.

  37. Способы выражения грамматических значений. Способ служебных слов, способ порядка слов, способ интонации.

  38. Части речи.

  39. Стилистическое расслоение словарного состава языка.

  40. Связь языкознания с другими науками.


5. Примерный перечень вопросов к экзамену.


  1. Предмет языкознания. Структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй) и разделы языкознания.

  2. Значение науки о языке. Место языкознания в системе наук.

  3. Основная коммуникативная функция языка, другие его функции. Язык и другие средства общения.

  4. Язык как общественное явление. Двусторонняя связь языка и общества.

  5. Язык и речь.

  6. Язык и мышление. Их единство. Социальные функции языка и общественная природа познавательной деятельности людей.

  7. Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества.

  8. Происхождение языка.

  9. Критика идеалистических теорий о происхождении языка.

  10. Искусственные международные языки. Эсперанто.

  11. Звук. Гласный и согласный звуки.

  12. Акустические свойства звуков.

  13. Понятие об артикуляции. Артикуляционная база (речевой аппарат).

  14. Классификация гласных звуков.

  15. Классификация согласных звуков.

  16. Слог. Виды слогов.

  17. Ударение.

  18. Интонация.

  19. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения. Основные фонетические процессы. Гармония гласных (сингармонизм).

  20. Ассимиляция.

  21. Диссимиляция.

  22. Редукция.

  23. Орфоэпия. Основные правила русского литературного произношения.

  24. Понятие о фонеме.

  25. Письмо. Этапы его развития (пиктография, идеография, фонография (силлабография и буквенное письмо)).

  26. Алфавиты и графика.

  27. Орфография. Основные её принципы.

  28. Транскрипция.

  29. Слово как предмет лексикологии. Разделы лексикологии.

  30. Лексическое значение слова и понятия. Обобщающая функция слова. Номинативная функция слова.

  31. Прямое и переносное значение слова. Многозначность (полисемия) и омонимия.

  32. Понятие о фразеологии. Основные типы фразеологизмов.

  33. Метафора. Перенос по функциям.

  34. Метонимия.

  35. Синекдоха.

  36. Типы слов в языке.

  37. Синонимы.

  38. Антонимы. Паронимы.

  39. Стилистическое расслоение словарного состава.

  40. Понятие о термине и терминологии.

  41. Историческое изменение словарного состава. Активная и пассивная лексика.

  42. Архаизмы и историзмы.

  43. Неологизмы языка и речи.

  44. Основные пути обогащения словарного состава (морфологический, семантический, заимствование).

  45. Этимология. Понятие ложной («народной») этимологии.

  46. Основные типы лингвистических словарей. Строение словарной статьи.

  47. Грамматика. Основные единицы грамматического строя: морфема, словоформа, словосочетание, предложение. Понятие о грамматическом значении.

  48. Морфема. Классификация морфем.

  49. Способы выражения грамматических значений. Аффиксация (агглютинация и фузия).

  50. Способы выражения грамматических значений (кроме аффиксации).

  51. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Их категориальные признаки: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические. Своеобразие частей речи в разных языках.

  52. Предложение и словосочетание. Части речи и члены предложений.

  53. Язык как система.

  54. Генеалогическая классификация языков. Фонетические соответствия в корнях, флексиях. Языковая семья, группа, подгруппа. Сравнительно-исторический метод. Его основоположники. Основные языковые семьи.

  55. Индоевропейская семья языков.

  56. Тюркская семья.

  57. Морфологическая классификация языков.

  58. Лингвистическая карта России.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ.




Наименование раздела и темы

Всего

Из них

Аудиторных занятий

cамост работа

лекции

сем. занят

пр. занят.

инд. занят

1

Раздел 1. Природа и сущность языка.

Тема 1. Основные понятия и категории.

14


1
1
1


1

1







8

2

Тема 2. Язык как объект языкознания.

3

Тема 3. Знаковая природа языка.


4

Тема 4. Язык и мышление.


5

Раздел 2. Основы общей фонетики и фонологии.

Тема 1. Звуковой строй языка (фонетика и фонология)


12



2
2


1



2




6



6

Тема 2. Фонетика.

7

Раздел 3. Основы общей лексикологии.

Тема 1. Лексикология как наука о слове.


20



2
2
2


2

2

2




8

8

Тема 2. Лексико-семантические группы слов.


9

Тема 3. Стилистическое расслоение словарного состава.

10

Тема 4. Разделы лексикологии.

11

Раздел 4. Грамматика.

Тема 1. Основные понятия грамматики.

12

2
2


1

1




6

12



Тема 2. Основы общей морфологии.

13



Раздел 5. Классификации языков.

Тема 1. Генеалогическая классификация языков. Типологическая классификация языков.

12

2


2

1

1




6

14

Тема 2. Языки мира.

15

Итого за 1 семестр:

70

24

6

6




34


IV. Форма итогового контроля - экзамен.
V. Учебно-методическое обеспечение курса.
1) Рекомендуемая литература (основная).


  1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск: Тетрасистемс, 2003.

  2. Кодухов В.И Общее языкознание. М., 1979.

  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987.

  4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2005.


2. Рекомендуемая литература (дополнительная).


  1. Арутюнова Н.Д. и Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики. // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. XVI.

  2. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978.

  3. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке. // Хрестоматия. М., 1988.

  4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (На материале русского языка) // Хрестоматия, М., 1988.

  5. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 1972.

  6. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959. Глава V; (дополнительно главы VI, VII, VIII, IX).

  7. Журинский, А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. М., 1995.

  8. Зиндер, Л.Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1987.

  9. Ильиш Б. А. История английского языка. 4-е изд. Л., 1966.

  10. Калабина, С.И. Практикум по курсу "Введение в языкознание". М., 1977 (или др. издания).

  11. Касевич, В.Б. Элементы лингвистики. М., 1977.

  12. Лайонз, Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978. (Отд. главы)

  13. Лингвистические задачи: Книга для учащихся старших классов. М., 1983.

  14. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. // Хрестоматия. М., 1988.

  15. Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языков: Учебное пособие по спецкурсу. Л., 1988.

  16. Пиотровский Р.Г. Моделирование фонологических систем и методы их сравнения. М.—Л., 1966.

  17. Пиотровский Р.Г., Рахубо Н. П., Хажинская М.С. Системное исследование лексики научного текста. Кишинев, 1981.

  18. Реформатский А.А. Еще раз о статусе морфонологии, ее границах и задачах. // Хрестоматия, М., 1988.

  19. Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989.

  20. Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии. // Хрестоматия. М, 1988.

  21. Языки и диалекты мира. Проспект и словник. М. 1982.

  22. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.

  23. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

  24. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

  25. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

  26. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание Сборник задач. М., 1987.

  27. Зиндер Л.Р. Общая фонетика Л., 1960.

  28. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. 1977.

  29. Матусевич М.И Современный русский язык. М., 1976.

  30. Пиотровский Р.Г., Билан В.Н., Боркун М.Н., Бобков А.К. Методы автоматического анализа и синтеза текста: учебное пособие. Минск, 1985.

  31. Поливанов Е.Д. Где лежат причины языковой эволюции? // Хрестоматия, М., 1988.

  32. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

  33. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. / Перевод с французского. М., 1977.

  34. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. (Отд. главы)

  35. Широков, О.С. Введение в языкознание. М., 1985. (Отд. главы)

  36. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. //Хрестоматия. М., 1988.

  37. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998. (Предшествующее издание вышло под названием: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.)


3. Internet - ресурсы
И.П. Сусов. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник.
(http://homepages.tversu.ru/~ips/Students.htm).

http://homepages.tversu.ru/~ips.