Программа в области музыкального искусства «народные инструменты» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Программа в области музыкального искусства «народные инструменты» - страница №1/2



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету

ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Москва 2012
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;



- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;



V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;



VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература


  1. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.



3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:

Таблица 1

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.02.УП.02. НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Москва 2012 Разработчик: О.Д.Кузьменко, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Рецензенты: Ю.Л.Колесник, председатель предметно-цикловой комиссии «Руководитель народного хора» Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Л.В.Костяшова, преподаватель Деткой музыкальной школы № 68 имени Р.К.Щедрина города Москвы, член городского Методического совета, почетный работник культуры города Москвы Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; II. Содержание учебного предмета - Этапы обучения; - Учебно-тематический план; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Материально-технические условия реализации программы VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; - Дополнительные дидактические материалы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

5 лет

6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

924

214,5

Количество

часов на аудиторные занятия



559

82,5

363

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

561

132


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.



5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»

Цели:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
    Правительство Российской Федерации >>
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование» для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование»  для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра для магистерской программы «Мировая экономика» Автор программы: Рубцов Б.Б., д.э.н., профессор, sdfa56@mail.ru Одобрена на заседании кафедры международных валютно-финансовых отношений « ___ » __________2012г Зав. кафедрой В.Р. Евстигнеев Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика» «___»____________ 2012 г. Председатель Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики « __ » _________ 2012 г. Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Мировая экономика» по специализации «Мировые финансы», изучающих дисциплину «Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080100.68 «Экономика» подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 «Экономика». 2Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины « Мировые фондовые рынки: долевые и долговые инструменты, институты, регулирование» является формирование целостного представления о структуре и особенностях функционирования фондовых рынков ведущих стран мира как важнейшей части финансовых рынков. Задачи дисциплины:


Задачи:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

    • овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

    • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

    • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

    • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

    • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

Пояснительная записка. >>
Пояснительная записка. Предмет «Слушание музыки» ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие обучающихся, даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся. Срок реализации предмета «Слушание музыки» - 3 года в дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты», рассчитанной на 8-летний курс обучения. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ № 18 на реализацию учебного предмета «Слушание музыки» по 8-летнему сроку обучения: Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов Максималь-ная учебная нагрузка Самост. работа Аудитор- ные занятия Распределение по годам обучения Трудоемкость в часах Трудоемкость в часах Мелкогрупповые 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Слушание музыки 147 49 98 1 1 1

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (домр), так необходимых для самых маленьких учеников.
II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2

Срок обучения 9 лет







Распределение по годам обучения

Класс

ФГБОУ СПО «АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ >>
ПРИ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО» ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МДК.01.01.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ПО ВИДУ «ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, тенор, баритон, саксофон, ударные инструменты) Утверждаю Директор___________Демидов В. П. « » __________2011 г. Москва 2011 г. Авторы-составители – преподаватели ФГБОУ СПО «АМК при МГК им. П. И. Чайковского»: Флейта – Лебедев Л. В., Народный артист России Гобой – Тамбовцев В. Н. Кларнет – Багдасарян Р. О., профессор, Народный артист России Фагот – Попов В. С., профессор, Народный артист России Саксофон – Багдасарян Р, О., профессор, Народный артист России Валторна – Крюковцев Е. К., Заслуженный работник культуры России Труба – Новиков В. А., профессор, Заслуженный деятель искусств России Тромбон – Киселёв В. С., Заслуженный артист России Туба – Соболев Ю. П. Ударные инструменты – Курашов А. В. Введение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия



559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам



64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия



757

132

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4
Музыкальный материал: >>
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства. Задачи: развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство; формировать знания учащихся о церковной музыке; выявлять интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность. пробуждать интерес к церковной музыке с архаичным текстом; воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье. Музыкальный материал: Ф. Шуберт "Аве Мария" (в исп. Р. Лоретти); С. В. Рахманинов "Богородице Дево, Радуйся"; тропарь Владимирской иконе Божией Матери; песня "Мама" на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина. Дополнительный материал: репродукции картин - Рафаэль "Сикстинская мадонна", В. Васнецов "Богоматерь с младенцем", К. Петров-Водкин "Петроградская мадонна", О. Ренуар "Мадам Шарпантье с детьми"; иконы - Богоматерь Владимирская, " Утоли моя печали", "Неувядаемый цвет", "Нечаянная радость","Милостивая", "Всех скорбящих радость". Программное обеспечение: компьютерная презентация Оборудование: фортепиано, аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, текст песни "Мама" В. Гаврилина. Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота). ХОД УРОКА Учащиеся входят в класс под спокойную музыку. Организационный момент. Музыкальное приветствие Ученики. Музыка, здравствуй! - 2 раза Музыка, музыка. Праздник прекрасный - 2 раза Нам дарит музыка. Учитель. Здравствуйте, девочки! Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места) Учитель. Здравствуйте, мальчики! Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места) Учитель. Здравствуйте, здравствуйте! Ученики. Здравствуйте! Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все! Слайд №1 Тема урока "Образ матери-великая тема искусства" Эпиграф к уроку: Пусть ей вечно солнце рукоплещет! Так она и будет жить в веках Самая прекрасная из женщин, Женщина с ребенком на руках! (Сергей Островой) Тема нашего урока: " Образ матери - великая тема искусства".


5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5




1530,5


Таблица 3

Срок обучения – 6 лет






Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5
Теория и практика построения производственных функций >>
Теория и практика построения производственных функций Структура доклада: 0. Этапы развития фотографического искусства 1. Производственная функция в экономической теории 1.1. Место производственной функции в неоклассической теории фирмы 1.2. Разнообразие функциональных форм производственных зависимостей 1.3. Общая задача агрегирования производственных функций 2. ПФ как экономико-статистическая модель процесса производства 2.1. Основные проблемы спецификации и оценивания параметров производственных функций и способы решения этих проблем 2.2. Особенности построения ПФ по комбинированным данным временных рядов и пространственных выборок 2.3. Преимущества использования микроэкономических данных по сравнению с макроэкономическими динамическими рядами 3. Пример построения отраслевых ПФ по микроэкономическим панельным данным Этапы развития фотографического искусства 1. Максимальная достоверность 2. Внедрение элементов художественности 3. Вульгарное фотоискусство (ломография и прочее) 4. Доступное фотоискусство (неоднозначный этап) Таблица 0. Сравнительный анализ искусства фотографии и искусства построения ПФ. Фотографическое искусство Построение ПФ как искусство 1. Максимальная достоверность ПФ выражает максимально точную функциональную зависимость обобщающего показателя от показателей-факторов. 2. Внедрение элементов художественности Метод огибающих; стохастическая граничная производственная функция. 3. Вульгарное фотоискусство Моделируют много и всё подряд. 4. Доступное фотоискусство Моделируют много и все подряд. Я хочу, чтобы вы полюбили производственные функции так, как люблю их я. Клейнер Г.Б. 1. Производственная функция в экономической теории 1.1. Место производственной функции в неоклассической теории фирмы


6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия



363

82,5

445,5

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия


561

132

693

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

Видео/медиа-арт и возрастающие темпы изменения технологии. Проблема архивации и презервации произведений медиаискусства. >>
Видео/медиа-арт и возрастающие темпы изменения технологии. Проблема архивации и презервации произведений медиаискусства. Оглавление: 1. Видео/медиа-арт и возрастающие темпы изменения технологии. Способы классификации и идентификации медиаискусства 2. Институционализация медиаискусства Основные проблемы презентации произведения медиа искусства в музейной среде Медиацентры. Приоритеты деятельности. Медиацентры (на примере «МедиаАртЛаб», Москва Проблема восприятия произведения медиа-арта 3. Архивация, дистрибуция и промоушн медиаискусства Методология и технология архивации произведений медиаискусства Руководство по сохранению различных медиа (Музей Гугенхайма) 1. Видео/медиа-арт и возрастающие темпы изменения технологии. Теоретические разработки и социальные предпосылки 1950-60-х гг. не могли не привести к новой философии поколений. Начиная с 1960-х годов наблюдается повышенный интерес художников к электронной технике и информационным системам как культурной среде. Как показала ретроспектива раннего видеоарта, организованная в рамках “Арс Электроника” (1992), одновременное возникновение видеоарта и электронной техники нового поколения в конце 60-х годов (а далее медиа-арта и информационных технологий) явилось уникальным событием: художник и инженер стали неразлучны, вступив в творческий диалог, который объединил машину и произведение искусства, показав беспрецендентный сплав их формы и функции. Важным фактором развития медиаарта явился интерес к отдельным выразительным средствам аудио- и визуальных искусств: свету, движению, звуку, а затем - и компьютеру, как возможному инструменту создания художественного произведения. Влияние науки и технологии на искусство стало бесспорным, а именно с 1960-х тгодов до наших дней мы наблюдаем: Включение в поле интереса художников научных и технических проблем, таких как взаимодействие человека и компьютерных систем, создание искусственного интеллекта, Появление феномена виртуальной реальности, Использование художниками компьютерных технологий и применение сложных инженерных решений, Сотрудничество с профессионалами в технической сфере – создание междисциплинарных художественных объединений, таких как, Нью-Йоркской «The Kitchen» и др. Таким образом развитие видео/медиа поставило в тупик куратора и критика современного искусства, перед которым встала проблема сохранения, защиты и реставрации произведений современного искусства, особенно различных «нематериальных» произведений медиа-арта, а также презентации их в музейной и выставочной среде. Примеры - Видеоискусство:

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5




1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения ‑ классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.



Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам
Положение о Жюри всероссийского конкурса на соискание >>
«Утверждаю» Президент Благотворительного фонда «Институт социальной стратегии и тактики» Брилякова Т.А. «1» марта 2010 г. Положение о Жюри всероссийского конкурса на соискание Национальной премии «Искусство и медицина» I. Общие положения 1.1. Жюри является экспертным органом, призванным на основе взаимодействия с творческими ассоциациями и союзами, выдающимися деятелями культуры и искусства содействовать принятию объективного решения по рассмотрению вопросов, касающихся присуждения Национальной премии «Искусство и медицина» в области искусства, литературы и журналистики. 1.2. Жюри в своих действиях руководствуется законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением. 1.3. Жюри действует как постоянный экспертный орган, участие, в Жюри осуществляется на принципах добровольности, самостоятельности в принятии решений в рамках компетенции. 1.4. Местонахождение Жюри – город Москва. II. Цели и функции Жюри 2.1. Жюри создано с целью: определения Лауреатов Национальной премии «Искусство и медицина» из числа заявленных на конкурс творческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере искусства, литературы и журналистики; а также лиц, занимающихся творчеством и проявивших себя в области искусства, литературы и журналистики; обеспечения компетентности и объективности заключения о соответствии претендентов критериям Национальной премии «Искусство и медицина». 2.2. Для достижения указанной цели Жюри совместно с Оргкомитетом осуществляет следующие функции: объявляет о проведении конкурса на соискание Национальной премии «Искусство и медицина» в области искусства, литературы и журналистики; определяет порядок представления работ, материалов и документов кандидатов на соискание премии; принимает поступающие материалы; рассматривает поступившие работы и, при необходимости, привлекает для проведения экспертизы выдающихся деятелей и специалистов в соответствующих областях искусства, литературы и журналистики. III. Полномочия Жюри 3.1. Жюри разрабатывает и вносит на рассмотрение Попечительского совета предложения и рекомендации по кандидатам, выдвинутым на соискание премии «Искусство и медицина» в области искусства, литературы и журналистики. 3.2. Жюри при необходимости образует экспертные комиссии по отдельным номинациям с участием в них деятелей и специалистов, не являющихся членами Жюри, для предварительного рассмотрения и всесторонней оценки работ, представляемых на соискание премий. IV. Руководство Жюри 4.1. Жюри самостоятельно избирает председателя из числа членов. Председатель Жюри:


Срок обучения – 9 лет

Первый класс (2 часа в неделю)

1 полугодие

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер). Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции).

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.

Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

Оперные жанры, их история и закономерности музыкальной драматургии >>
ВВЕДЕНИЕ ОПЕРА (итал. opera, буквально - сочинение, произведение, от лат. opera - труд, изделие) - вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах. Опера соединяет в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительные искусства, нередко и хореографию. В Опере находят многообразное воплощение различные формы музыки — номера сольного пения (ария, песня (каватина) и т.д.), речитативы, ансамбли, хоровые сцены, танцы, оркестровые номера… (из интернет-глоссария "Классическая музыка") Никто не знает, кто сочинил первую симфонию или первый концерт. Эти формы развились постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков. Но совершенно точно известно, что первая опера — "Дафна" — была написана итальянским композитором Якопо Пери и впервые исполнена во Флоренции в 1597 году. Это была попытка вернуться к простоте древнегреческой драмы. Люди, объединенные в общество "Camerata" ("Компания"), находили переплетение средневековой церковной музыки и светских мадригалов слишком сложным и сковывающим подлинные чувства. Их лидер Джованни де Барди выразил кредо своих сторонников в следующих словах: "При сочинительстве вы должны ставить перед собою цель слагать стихи так, чтобы слова произносились настолько доступно, насколько это возможно". Партитура "Дафны" не сохранилась, но важно то, что уже спустя небольшое время после первого исполнения новый жанр прочно утвердился. Опера зародилась в результате попытки возродить элегантность и простоту древнегреческой трагедии, которая рассказывала истории богов и мифологических героев в драматической форме. В качестве комментатора в ней выступал Хор. К сожалению, время не сохранило для нас музыку ушедшей Античности. Даже музыкальные модели, созданные с применением новейших компьютерных технологий, не в состоянии показать нам, как на самом деле звучала музыка в ту далёкую и интересную эпоху, когда даже простолюдины выражались гекзаметром, а простые смертные общались с богами, сатирами, нимфами, кентаврами и прочей мифологической публикой также просто, как наши современники с соседями по дачному участку. В конце XVI века группа итальянских дворян пожелала освободить музыку от средневековой усложненности и возобновить дух чистоты, которую они находили в древнегреческих пьесах. Так было соединено искусство песни с драматическим повествованием, в результате чего родилась первая опера. С того времени греческие драмы и легенды вдохновляли многих композиторов, в том числе Глюка, Рамо, Берлиоза и Стравинского.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

8-12 песен-прибауток на открытых струнах;

2 этюда;


4-6 небольших пьес различного характера.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик» и др.

1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

Метлов Н. «Паук и мухи»

Русская народная песня «Не летай, соловей»

2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Филиппенко А. «Цыплятки»

Ильина Р. «Козлик»



2 полугодие

Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.

Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны.

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:

гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих;

2 этюда;

Муниципальное общеобразовательное учреждение >>
«Починковская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.К. Зубкова «___» __________ 2014года Рабочая программа по искусству (базовый уровень) 10 класс Составитель: Спирина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей категории 2014 г. Пояснительная записка. Изучение искусства направлено на достижение следующей цели: сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры. Задачи: раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран; познакомить с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры; проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства с позиции эстетической актуальности; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; 6. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы/ Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2002 и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Данная учебная программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного предмета "Искусство" на ступени среднего (полного) общего образования из расчета 1 учебный час в неделю. Для ведения уроков используются учебник Г. И. Даниловой " Искусство" 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2014г КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК

8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

(3 разнохарактерных пьесы).



Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерные пьесы).




Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Моцарт В. А. Allegretto

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Шаинский В. Песенка про кузнечика

2. Гайдн Й. Песенка

Калинников В. Журавель

Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»
Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

Слово народа >>
Народные повести и рассказы Южной Индии Народ – зорок и наблюдателен. Слово народа – ярко, метко и остро. Народные повести и рассказы Южной Индии еще одно тому подтверждение. В Южной Индии говорят на четырех основных языках: тамильском, телугу, малаяльском и каннада. Языки хотя и родственные, но разные. Однако многие из любимых героев народной литературы – общие для всего Юга. Они привычные гости в домах индийцев и развлекают их остроумными шутками и веселыми выходками. Их смех отнюдь не пустое зубоскальство. Это орех, содержащий в себе ядро глубокого смысла. Общность южноиндийского фольклора имеет свое историческое объяснение. В XIV – XVI вв. весь Юг был сплочен в могущественную империю Виджаянагар. Самым знаменитым, самым прославленным правителем этого огромного государства был Кришна Дева Райя, который также оставил по себе память как ученый и поэт, автор книги «Амуктамальята». В должности его главного советника, или, пользуясь современным словом, – министра, подвизался Аппаджи, человек, бесспорно, выдающийся, о котором, к сожалению, сохранились лишь очень скудные сведения. При императорском дворе блистал поэт-острослов Тенали Раман. Эти трое – Кришна Дева Райя, Аппаджи и Тенали Раман – обрели вторую жизнь в народном творчестве Южной Индии. Разумеется, фольклорный император, его министр и придворный поэт мало походят на своих реальных прототипов. В переосмыслении образа Кришны Девы Райи народное воображение явно берет реванш за те бесчисленные муки и страдания, которые пришлось претерпеть небогатым и незнатным южноиндийцам от многочисленных царей и царьков – их угнетателей. Император в народных рассказах простодушен до глупости, по временам жесток и коварен. Советник Аппаджи легко одерживает над ним верх во всех спорах и столкновениях. А выходец из простого народа, весельчак и балагур Тенали Раман превосходит остротой ума и находчивостью не только самого Кришну Деву Райю, но и его правую руку (если не сказать – голову) – министра Аппаджи. Простолюдин и герой другого цикла рассказов – Мариядей Раман. Благодаря природной сметливости и мудрости он становится царским судьей, воплощая в себе народные идеалы справедливости. честности и бескорыстия. Демократические устремления, свойственные южноиндийскому фольклору, со всей полнотой проявляются в обрамленных «Повестях советника Маданакамараджана». Дочь простого торговца мстит за свою обиду надменному царскому сыну. Насмешка не щадит ни земных, ни даже небесных владык. Профессиональный деревенский игрок в кости дурачит бога смерти Яму и богов, составляющих высший пантеон, – Шиву, Вишну и Брахму.

Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах);

штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);

3-5 этюдов;

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).



Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерные пьесы).




Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

1.Бах И. С. Гавот

Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.

Римский-Корсаков Н. Мазурка

2. Бетховен Экосез № 2

Чайковский П. Камаринская

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Моцарт В.А. Майская песня

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Украинская народная песня «Ой, под вишнею»

2. Перселл Г. Ария

Гречанинов А. Вальс

Кабалевский Д. Клоуны
Третий класс (2 часа в неделю)

Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера.

Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).

Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).

Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.

Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).

Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой.

В течение 3 года обучения ученик должен пройти:

хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c-moll, h-moll.

Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F,G.

Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:

4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).


Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения).




Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Муффат Г. Буре

Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)

Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М.

2. Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

Дьяконова И. «Былина»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И.С. Весной

Рахманинов С. Русская песня

Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш», Песня, «Васька-футболист»).


Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении «тремоло». Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.

В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.

Упражнения на разные виды техники.

В течение 4 года обучения ученик должен пройти:

хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором -минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них;

4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на различные виды техники).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).



Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).




Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll

Андреев В. Вальс «Бабочка», обработка Нагорного В., перелож. Дьяконовой И.

Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.

2. Госсек Ф. Тамбурин или Бетховен Л. Полонез

Русская народная песня «Соловьем залетным», обработка Камалдинова В.

Рахманинов С. Итальянская полька

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)

Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»

Цыганков А. «Веселая прогулка»

2. Гайдн Й. Венгерское рондо

Григ Э. Норвежский танец

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки», обработка Городовской В.

Пятый класс (2 часа в неделю)

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.

В течение 5 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;

при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие;

гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll;

хроматические гаммы от звуков E, F, G;

4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники/один этюд может быть заменен виртуозной пьесой).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).



Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).




Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Линике И. Маленькая соната

Хандошкин И. Канцона

Русская народная песня «Светит месяц», обработка Цыганкова А.

2. Моцарт В.А. Турецкое рондо

Глиэр Р. Вальс

Сапожнин В. «Веселая скрипка»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Данкля Ш. Концертное соло

Лаптев В. Импровизация

Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева В.

2. Бортнянский Д. Соната C-dur

Римский–Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»

Дмитриев В. «Старая карусель»
Шестой класс (2 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)

В течение 6 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех видов), повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио;

4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, показ самостоятельно выученной пьесы).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).



Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).



Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бах И.С. Концерт a-moll, 1 часть

Массне Ж. Размышление

Сибирская народная песня, обработка Лаптева В.

2. Барчунов П. Концерт для домры

Хачатурян А. «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ»

Цыганков А. «По Муромской дорожке» из «Старогородской сюиты»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Лоскутов А. Концерт для домры

Глиэр Р. «У ручья»

Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обработка Городовской В.

2. Вивальди А. Концерт для скрипки G-dur, 1 часть

Аренский А. Незабудка

Цыганков А. Под гармошку
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.

Самостоятельная работа над произведением.

В течение 7 года обучения ученик должен пройти:

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;

4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;

6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).



Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера).




Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Гендель Г. Соната G–dur, 1, 2 части

Хачатурян А. Танец Эгины из балета «Спартак»

Цыганков А. Плясовые наигрыши

2. Марчелло Б. Скерцандо

Аренский А. Экспромт

Русская народная песня «Ах, Настасья», обработка Дителя В.

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1.Фрескобальди Дж. Токката

Аренский А. Романс

Цыганков А. «Светит месяц», обработка русской народной песни

2. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

Сен-Санс К. Лебедь

Русская народная песня «Ходила младешенька», обработка Городовской В.

Восьмой класс (2,5 часа в неделю)

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

Подготовка к выпускному экзамену.

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:

умение сыграть любую (одно- двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;

исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой solo.


За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).



Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры).



Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

1. Гендель Г. Пассакалия

Венявский Г. Романс

Прокофьев С. Маски

Цыганков А. «Ах, Вермланд мой, ты прекрасен», шведская народная песня

2. Шнитке А. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»

Дварионас Б. Элегия

Щедрин Р. В подражание Альбенису

Цыганков А. «Гусляр и скоморох»

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.



Девятый класс (2, 5 часа в неделю)

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

- к качеству самостоятельной работы;

- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)



За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 12

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока

(1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – зачет

(2 новых произведения).



Март – академический вечер

(3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения).




Примерный репертуарный список

1. Будашкин Н. Концерт для домры, 1 часть

Эльгар Э. Капризница

Барчунов П. Элегия

Городовская В. Скоморошина

2. Бах И.С. Концерт a-moll для скрипки, 1 часть

Крейслер Ф. Маленький венский марш

Кюи Ц. Аппассионато

Цыганков А. Вариации на тему русской народной песни «Травушка, муравушка»
Годовые требования по классам

Срок обучения - 6 лет

Требования по специальности для обучающихся на домре сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс (2 часа в неделю)

Введение. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов). Освоение и развитие первоначальных навыков игры на трехструнной домре: посадка, постановка игрового аппарата; освоение приема пиццикато большим пальцем; освоение принципа игры медиатором. Освоение основных приемов игры на трехструнной домре: удар П, удар V, переменные удары ПV, пунктирный ритм, по возможности элементы тремоло. Упражнения, направленные на развитие координации рук. Подбор по слуху. Чтение нот с листа.



В течение 1 года обучения ученик должен пройти:

10 – 15 песен-прибауток (в течение 1 полугодия) на каждой из открытых струн; при освоении принципов игры левой руки на отдельно взятой ноте;

упражнения, направленные на освоение различных ритмических группировок, на укрепление конкретного пальца, динамические упражнения; хроматические, хроматические с открытой струной. Освоение мажорных тетрахордов (до 7 позиции). Мажорные однооктавные гаммы C–dur, D–dur. Игра гамм различными приемами, ритмическими группировками;

4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;

10-12 пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Моцарт В. А. Немецкий танец

Гречанинов А. «Весенним утром»

Русская народная песня «Я на камушке сижу», обработка Римского–

Корсакова Н.

2. Бах И.С. Гавот

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Белорусский народный танец «Лявониха», обработка Обликина И.



Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Перселл Г. Ария

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Русская народная песня «Белолица, круглолица», обработка Фурмина С.

2. Чиполони А. Венецианская баркарола

Векерлен Ж.Б. Пастораль № 3

Чешский народный танец «Обкрачок», переложение Александрова А.

В течение учебного года ученик должен исполнить:

Таблица 13

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

(3 разнохарактерные пьесы).



Март – технический зачет

(1 гамма, 1 этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерные пьесы).




Второй класс (2 часа в неделю)

Освоение второй, третьей позиции. Освоение приема тремоло. Расширение списка используемых музыкальных терминов. Освоение минорных тетрахордов в виде упражнений. Подбор по слуху. Чтение с листа.


В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

мажорные однооктавные гаммы: начиная с открытой струны, - A–dur, E–dur; на одной, двух струнах - G-dur, F–dur, B–dur, минорные однооктавные гаммы, начиная с открытой струны - a-moll, e-moll;

штрихи те же, что и в 1 классе с добавлением ритмических группировок (дуоль, триоль); тремоло, тремоло non legato;

4- 6 этюдов;

10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Бах И.С. Весной

Даргомыжский А. Меланхолический вальс

Украинский народный танец «Ой, гоп, тай ни, ни» обработка Фурмина С.

2. Гайдн Й. Фрагмент финала из Симфонии № 6

Андреев В. Вальс «Бабочка»

Шендерев Г. Весенняя прогулка
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И.С. Бурре

Чайковский П. «Игра в лошадки» из «Детского альбома»

Русская народная песня «Вы послушайте, ребята», обр. Александрова А.

2. Гайдн Й. Немецкий танец

Курченко А. «Очень красивая кукла» или «Папа приехал» из «Детского альбома»

Русские народные песни «Уж ты, сад», «Ай, утушка луговая», обр. Любимовой Н.
В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 14

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

(1 гамма, 2 этюда).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).



Март – технический зачет

(1 гамма, 1 этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных пьесы).




Третий класс (2 часа)

Освоение двойных нот, аккордов, мелизмов (одинарный, двойной форшлаги, элементы трели, морденты), пиццикато средним пальцем. Освоение натуральных, искусственных флажолет. Мажорные однооктавные гаммы в 4, 5 позициях на трех струнах. От 1, 2, пальцев: G-dur, A-dur, B-dur, C-dur. Минорные (натуральный вид) однооктавные гаммы на одной, двух струнах: f-moll, g-moll, a-moll, b-moll, c-moll, d–moll. Тонические трезвучия в них. Хроматические гаммы.

Штрихи: пройденные во 2 классе, освоение смешанных штрихов, пунктир.

Динамика: forte-piano, crescendo-diminuendo.

Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль.

Освоение крупной формы.

Упражнения различных авторов.

4-6 этюдов на различные виды техники. 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Шуберт Ф. Музыкальный момент

Рубинштейн А. Романс

Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» («Шарманщик Карло», «Буратино», «Карабас Барабас»)

2. Бетховен Л. Полонез

Сметана Б. Полька

Цыганков А. Веселая прогулка

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И.С. Рондо из сюиты h-moll

Кюи Ц. Испанские марионетки

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

2. Соловьев Ю. Сонатина

Брамс И. Колыбельная

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 15

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы).



Март – технический зачет

(1 гамма, 1 этюд).

Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).



следующая страница >>