Рабочая программа По истории 5 класс 2012-2013 уч год Разработчик: Трухачева Татьяна Васильевна - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Рабочая программа По истории 5 класс 2012-2013 уч год Разработчик: Трухачева Татьяна - страница №1/7

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №55

Петроградского административного района г.Санкт-Петербурга



УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ №55

____________ Н.С. Данько

31 августа 2012 г.





Рабочая программа

По истории

5 класс

2012-2013 уч.год


Разработчик:



Трухачева Татьяна Васильевна

учитель истории и обществознания







Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №1

от 30 августа 2012




Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от 31 августа 2012






2012




Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по истории:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 19.05.98 № 1276);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Примерные программы начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованные (допущенные) Министерства образования и науки Российской Федерации;

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/

  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации).

  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;

  • Примерный учебный план образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования.

  • Учебный план ГОУ №55 на 2011-2012 учебный год.

  • План опытно-экспериментальной работы ГОУ №55 по теме «Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды школы в контексте ФГОС» на 2011-2012 учебный год.



5 класс

История Древнего мира

(70 часов)
Пояснительная записка

к рабочей программе по истории Древнего мира.
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г.
МКОУ «Подколодновская СОШ» >>
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО учителей химии и биологии руководитель ШМО ________ /______________/ Ф.И.О. Протокол № __ от «__» _____ 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по УР ______/Васильченко Л.А./ Ф.И.О. «__»__________ 2013 г. «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ Подколодновской СОШ ________ /Лукина Л.И./ Ф.И.О. Приказ № Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 уч. г. Учитель биологии Данцева Татьяна Васильевна Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы «Основы общей биологии». Авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова опуб­ликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. 9 класс. Основы общей биологии для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312) Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004 Приказ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»ем самым ии. эффективности этоциалистами Роспотребнадзора ных факторов ний в этой области, но и формирует


Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно- хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Муниципальное казенное образовательное учреждение >>
Новотроицкая основная общеобразовательное школа. Утверждена приказом директором Директора МКОУ Новотроицкая ООШ № 01-04- 166 от «02» сентября 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Новой истории 7-8 класс Турганбаев Е. Д. (Ф. И.О. учителя – разработчика) 2013-1014 уч. год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7-8 КЛАСС Рабочая программа «Новой истории» 7 - 8 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений история, обществознание. – М., 2003 Рабочая программа по Новой истории ориентирована на комплект учебников: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1500-1800. 7 кл : Пособие для учащихся. - Просвещение , 2003 А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Новая история 1800-1913 учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2006г Рабочие тетради: 1.А.Я. Юдовская Новая история 1800-1913 учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 2006г. Пособия: 1. Поурочные разработки к учебнику «Новая история. 1800-1913. 8 класс: Пособие для учителя /А.Я.Юдовская, Л..Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2002 Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обя­зательным минимумом содержания исторического образования. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы и соответственно, тематиче­ского планирования, находятся в соответствии с Примерной программой на основе федерально­го компонента государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных доку­ментов. История (М.: Дрофа, 2008). Рабочая программа ориентирована на следующие основные цели и задачи курса: • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с раз­личными источниками исторической информации; • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомление с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обще­стве, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к пред­ставителям других народов и стран.


В 5 классе, в ходе изучения истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций в древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» >>
10 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. ИСТОРИЯ. - М.:ДРОФА. 2007 Учебное обеспечение: Н.В.Загладин,  «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 в.» .10 класс. М.«Русское слово» 2009 (базовый уровень) И.И.Павленко, Л.М.Ляшенко «История России.» 10 класс. - М.Русское слово. 2009. Пояснительная записка. Рабочая программа по истории создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования; авторских программ: И.И.Павленко, Л.М.Ляшенко «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 кл. общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего образования Министерства образования РФ ; Загладин Н.В. «Всемирная история . История России и мира с древнейших времен до конца 19 в.» . (Базовый уровень). Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить  изученный материал, а  с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Цели: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;


Даннный курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности, создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение >>
«Заветильичевская средняя общеобразовательная школа» Алейского района Алтайского края Принята Утверждаю педагогическим советом директор МКОУ «Заветильичевская МКОУ «Заветильичевская СОШ» СОШ»________Н.Н. Савина Протокол №6 от 31.08.2013 Приказ №34 от 31.08.2013 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС Автор – составитель учитель географии высшей категории Савина Н.Н. Составил учитель географии Савина Нина Николаевна 2013 «Начальный курс географии» (6 класс, 35часов, 1час в неделю) Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом по школе от 05.09.2011. Рабочая программа для 6 класса по курсу «Начальный курс географии» составлена на основе соответствующей компоненту государственных образовательных стандартов примерной программы: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) от 2004г. Примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по географии МО РФ 2010г. Цели и задачи: формирование системы географических знаний; развитие умений, опыта творческой деятельности, понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки; развитие чувств уважения и любви к своей малой Родине через активное познание природы, истории и культуры народов мира. Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся. Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом: Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения; Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире; Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории; А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.


В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
МКОУ Скорорыбская ООШ >>
Подгоренского муниципального района Воронежской области «Согласовано» «Обсуждено» «Утверждаю» На заседании на заседании школьного Директор школы педагогического совета методического объединения __________(Курносов А.В.) Приказ №___от___________ Протокол №__от______ «___»_____2013г «___»_____2013г «___»_____2013г Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2013-2014 учебный год. Подготовила: учитель русского языка и литературы Лыскова Л.Г. (первая квалификационная категория) Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.). На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: - составление планов; - краткие и подробные пересказы текста; - изложение с элементами сочинения; - устные и письменные сочинения-характеристики героев; - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений; - развитие художественной фантазии у детей; - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой. Программа призвана обеспечить: - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; - развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; - воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся; - формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; - воспитание речевой культуры учащихся.

Цели курса:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо со­временному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА >>
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены: обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей; формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаря, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; Учебный курс представлен учебно-методическим комплектом: программа учебник, методическое пособие, дидактические материалы, составленные авторской группой: В.И. Лях и М.Я. Виленский и др. Линия учебно-методических комплектов под редакцией В.И. Лях и М.Я. Виленского способствуют в первую очередь обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам, развитию двигательных способностей. Учебники написаны в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1 – 11 классов». Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся проходят промежуточную аттестацию по окончании четверти. Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок. В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности в зависимости от возраста и пола. По прохождении разделов программы проводится контрольный урок. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗНАТЬ:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.02.УП.02. НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Москва 2012 Разработчик: О.Д.Кузьменко, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук Технический редактор: О.И.Кожурина, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Рецензенты: Ю.Л.Колесник, председатель предметно-цикловой комиссии «Руководитель народного хора» Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных Л.В.Костяшова, преподаватель Деткой музыкальной школы № 68 имени Р.К.Щедрина города Москвы, член городского Методического совета, почетный работник культуры города Москвы Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; II. Содержание учебного предмета - Этапы обучения; - Учебно-тематический план; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Материально-технические условия реализации программы VII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Список рекомендуемой учебной литературы; - Дополнительные дидактические материалы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитив­ный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллю­страции;

сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

умение оперировать историческими датами;

Пояснительная записка. >>
Рабочая программа по физике 8 класс «Уверждаю» Директор школы___________/Мелехина Р.А./ Рассмотрено на методическом совете Протокол №1 от 01.09.11 год. Рабочая учебная программа по физике в 8 классе. МОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2012 учебный год. Составитель: учитель физики Бедарев Е. Н. Содержание Пояснительная записка. 3 Общая характеристика учебного предмета 3 Цели изучения физики: 3 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 4 Требования к уровню подготовки учащихся 6 Содержание учебного материала. 7 Календарно-тематический план 11 Использованная литература 14 Литература для учителя: 14 Литература для учеников: 14 Пояснительная записка. Данная рабочая программа основывается на федеральном компоненте государственного стандарта по физике для базового уровня, примерной программе основного общего образования и программе А.В. Пёрышкина для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.В Пёрышкина «Физика – 8». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 8 классе. Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира , постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Цели изучения физики: освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

умение читать карту;

умение анализировать исторические источники.


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории ученик должен:
Пояснительная записка >>
Рассмотрено на заседании МС Согласовано Утверждаю Протокол № ___ Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 17 г. Брянска от « » ____________ 2014 года __________________ / Н.А.Фещенко/ от « » _____________ 2014 года ___________ / С.В.Батурина/ от « » ____________2014года Рабочая программа дошкольной подготовки детей по предмету «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» Разработала: Петухова Людмила Георгиевна Брянск 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» составлена на основе авторской программы дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой, М.: «Баллас», 2003 г. Цель курса: - Развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя его речи, умений связанной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка. Задачи работы по развитию речи с детьми: 1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; 2. Развитие грамматического строя речи; 3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка; 4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей; 5. Обучение звуко-слоговому анализу слов; 6. Развитие мелкой моторики руки. Содержание работы. Лексико-грамматическая работа: - обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений); - развитие связной речи; - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок; Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков звонких, глухих согласных; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.


знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;


уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
    Пояснительная записка. >>
    Пояснительная записка. Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 8 классы на 35 годовых часов. М. «Просвещение», 2006 год. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной. Задачами курса являются: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьника; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.


  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
    Содержание Сроки >>
    2012-2013  учебный год Цели: 1. Эффективная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме ГИА. 2. Формирование базы данных по данному направлению. 3. Обеспечение учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией. № Содержание Сроки Ответственные 1 Анализ ГИА в 2011-2012 учебном году. Выработка основных направлений работы школы по подготовке  к ГИА в 2012-2013 учебном году на Педагогическом Совете. Август, 2012 Зам. директора по УВР ЛуканинаМ.А. классный руководитель Домнина О.Ю. 2 Утверждение плана работы школы по подготовке и проведению ГИА в 2012-2013 уч.г. Сентябрь, 2012 Директор школы Луканин А.В. 3 Заседание методических совета по вопросу подготовки к ГИА анализ результатов ГИА-2011; назначить дополнительные занятия в целях подготовки уч-ся к ГИА в новой форме. Сентябрь, 2012 Зам. директора по УВР  Луканина М.А. Руководители МС 4 Классные собрания в 9-ом классе. Знакомство учащихся с аттестацией . В течение учебного года Зам. директора по УВР ЛуканинаМ.А. классный руководитель Домнина О.Ю. 5 Родительские собрания в 9-ом классе. Знакомство родителей с аттестацией в новой форме, с нормативно-правовой базой проведения ГИА. В течение учебного года Зам. директора по УВР ЛуканинаМ.А.;классный руководитель Домнина О.Ю. 6 Проведение  контрольных работ по русскому языку и математике. Анализ работы. В течение учебного года Зам. директора по УВР Луканина М.А.: учителя-предметники. 7 Подготовка списков по документам личности для формирования электронной базы данных выпускников.


  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



Раздел

Знать и уметь

Жизнь первобытных людей.

  • уметь правильно употреблять и объяснять исторические термины;

  • уметь анализировать причины изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  • понять то, что земледелие и скотоводство – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • уметь подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Народы и государства Древнего Востока.

  • Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации;

  • Уметь распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп: земледельцев и ремесленников, вельмож и фараонов Древнего Египта;

  • Знать о важнейших открытиях и достижениях финикийцев, древних евреев, ассирийцев, жителей Персидской державы и Древней Индии, Китая;

  • Уметь работать с исторической картой, текстом учебника; сравнивать природные условия и географическое положение разных стран, их политическую историю.

Древняя Греция.

  • Основные направления греческой колонизации, причины возникновения греческих полисов;

  • Причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонскогo.




  • Распространение греческой культуры в странах Древнего Востока;

  • Уметь работать с исторической картой на основе текста учебника и документа;

  • Давать характеристику участников исторических событий, их деятельности.

Древний Рим.

  • Местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;

  • Историю образования Римской державы и деятельности императоров Восточной Римской империи;

  • Историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря;

  • О возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви;

  • Начать формирование умения составлять сложный план параграфа, составлять рассказ, делать выводы, обобщать отдельные события.


Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю.
Программа реализуется с помощью УМК:

- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2007.

- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.

- Настенные исторические карты

- Атлас по истории Древнего мира.

- Цифровые образовательные ресурсы:

- Презентации по курсу Древнего мира


Контрольные работы

Тема

Количество

Жизнь первобытных людей

1

Древний Египет

1

Древний Восток

1

Древняя Греция

1

Древний Рим

1

Эпоха Древнего мира.

1

Итого

6


Основные понятия курса.


Раздел

Основные понятия курса (перечень ключевых слов)

Раздел 1. Жизнь первобытных людей


Раздел 2. Древний Восток.

Раздел 3. Древняя Греция
Раздел 4. Древний Рим


Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы,

Государство.
Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм.
Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света.
Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы.

Список литературы для учителя.


  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2007.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.

  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

  7. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  8. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

  9. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010.

  10. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

  11. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.


Список литературы для учащихся.


  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002

  3. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977

  4. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

  5. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010

  6. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1960

Тематическое планирование

70 часов
Урок 1: Что изучает история?
Тема: Жизнь первобытных людей.

Урок 2.Древнейшие люди

Возникновение человека: различные научные версии и предположения. Археологические и этнографические свидетельства о жизни древних людей

Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей

Собирательство как образ жизни первобытных людей. Охота – одно из важнейших занятий древнего человека. От человеческого стада к родовой общине

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Археологические раскопки – свидетельства об искусстве первобытных людей. Возникновение религиозных верований. Обряды, объекты поклонения. Вера в душу

Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства

Мотыжное земледелие. Появление скотоводства. Образ жизни первобытных земледельцев и скотоводов. Род. Племя

Урок 6. Появление неравенства и знати.

Возникновение ремесла, обмена. Усовершенствование орудий труда. Соседская община. Зарождение нового общества

Урок 7. Повторительно-обобщающий урок

Урок 8. Счет лет в истории
Тема: Древний Египет.

Урок 9. Государство на берегах Нила

Местоположение, природа Древнего Египта. Нил – источник жизни древних египтян. Правитель Древнего Египта – фараон

Уроки 10-11. Жители Древнего Египта, подданные фараона

Труд земледельцев. Быт простых египтян. Ремесло и обмен в Древнем Египте. Образ жизни египетской знати. Служба вельможи у фараона. Фараон – повелитель жителей древнего Египта

Урок 12. Военные походы фараонов

Особенности военных действий на Древнем Востоке. Древнеегипетская армия. Завоевательные походы фараонов. Тутмос III. Превращение пленных в рабов

Урок 13. Религия древних египтян

Обожествление сил природы. Поклонение животным. Мифы о богах. Храмы – жилища богов. Жрецы. Религия в повседневной жизни египтян. Древнеегипетские культы

Урок 14. Искусство Древнего Египта

Архитектура. Скульптура. Пирамиды.

Урок 15 Письменность и знания древних египтян

Урок 16 Повторительно –обобщающий урок по теме Древний Египет.
Тема: Передняя Азия в древности .

Урок 17. Древнейшая культура в Передней Азии: Шумеры и Аккад

Что такое «Междуречье»? Местоположение, природа. Занятия, жизнь и быт жителей Междуречья. Сказание о Гильгамеше

Уроки 18. Вавилонское царство

Возникновение царства. Законы Хаммурапи как исторически источник о жизни, хозяйстве, обществе древнего Вавилона. Заочное путешествие по древнему Вавилону: город и его достопримечательности, быт вавилонян, религиозные верования

Урок 19. Финикия

Финикийские города: местоположение, образ жизни жителей. Финикийские мореплаватели

Урок 20. Ассирийская военная держава

Освоение железа. Изменения в хозяйственной жизни. Ассирийская армия. Завоевательные походы. Царь Ашшурбанипал. Жизнь и быт ассирийцев

Урок 21. Библейские сказания

Библия – священная книга и литературно–исторический памятник. Древние евреи: занятия, религия. Мудрость сюжетов Ветхого Завета. Моисей и его Заповеди

Урок 22. Древняя Палестина

Местоположение, природа. Образование древнееврейских царств. Правление Давида и Соломона

Урок 23. Древняя Персия

Крупнейшие государства передней Азии в древности. Племена персов. Царь Кир. Завоевательные походы персов. Персидская держава при Дарии.

Тема: Древняя Индия и Китай .

Урок 24. Древняя Индия

Местоположение и природные условия. Занятия жителей. Кто стоял во главе государства? Повседневная жизнь жителей древней Индии

Урок 25. Религиозные верования в древней Индии. Касты.

.Мифы о происхождение каст. Брахманы. Воздействие кастового строя на жизнь людей. Возникновение буддизма. Буддийские сказания

Урок 26. Древний Китай

Местоположение, природа. Создание единого государства. Империя Цинь. Строительство Великой китайской стены. Народные восстания и свержение династии в древнем Китае

Урок 27. Китайский мудрец Конфуций. Жители древнего Китая

Чему учил китайский мудрец Конфуций? Образ жизни древних китайцев. Религиозные верования. Изобретения и открытия древнего Китая

Урок 28. Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток.
Тема: Древнейшая Греция .
Урок 29-30. Крито - микенская культура.

Крит - древнейший очаг цивилизации Европы. Археологические раскопки – свидетельства критской и микенской культуры. Мифы, как исторической источник о жизни людей на Крите и в Микенах. Троянская война : легенда и правда.

Урок 31. Религия древних греков.

Греческий пантеон богов. Мифы о богах. Религия в повседневной жизни греков.

Уроки 32-33. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Историчность личности Гомера. Содержание поэм. Поэмы как литературный и исторический памятник.
Тема: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Урок 34. Города-государства «железного века».

Образование городов-государств. Алфавит и монета. Афины – главный город Аттики: занятия населения, его положение. Законы Дракона.

Урок 35. Зарождение демократии в Афинах.

Борьба демоса и аристократов. Солон – мудрец и законодатель. Перемены в управлении: Народное собрание, Народный суд.

Урок 36. Древняя Спарта.

Покорение Лаконики. Илоты. Законы Ликурга. Спартанское воспитание. Спартанские войны. Государственное устройство Спарты.

Урок 37. Основание греческих колоний.

Причины и направления колонизации. Западные греческие колонии (Италия и Сицилия). Северные греческие колонии (Фракия, проливы, Черное море). Эллины и варвары.

Урок 38. Олимпийские игры

Урок 39-40. Греко-персидские войны.

Причины войны. Соотношение сил греков и персов. Ионическое восстание. Марафонская битва. Приготовления греков к новой войне. Фемистокл. Битва при Фермопилах. Саламинское сражение.

Урок 41 Повторительно-обобщающий урок
Тема: Возвышение Афин в V в. до нашей эры и расцвет демократии.

Урок 42. В гаванях афинского порта Пирей.

Афинский морской союз. Порт Пирей – военная и торговая гавань. Продажа рабов.

Урок 43. Афины – центр ремесла, торговли, искусства.

Заочное путешествие по древнему городу.

Урок 44. В афинских школах и гимнасиях

Урок 45. Древнегреческий театр.

Возникновение театра, его устройство. Представления: комедии и трагедии.

Урок 46. Афинская демократия при Перикле.

Главный орган управления Афинского государства – Народное собрание. Государственная служба. «Век Перикла».
Тема: Македонские завоевания в IV в. до нашей эры.

Урок 47. Возвышение Македонии.

Пелопонесская война. Ослабление Эллады. Царь Филипп Македонский. Демосфен. Потеря Грецией независимости. Александр Македонский.

Урок 48. Походы Александра Македонского на Восток.

Начало восточного похода. Поход вглубь Азии. Александр – деспот. Окончание похода.

Урок 49. В древней Александрии Египетской.

Заочное путешествие по древнему городу.

Урок 50 Урок повторения и закрепления по теме Древняя Греция.
Тема: Рим от его возникновения до установления господства во всем Средиземноморье.

Урок 51. Древнейший Рим.

Италия: местоположение, природа. Легенда о возникновении города Рима. Семь холмов – семь царей. Реформы Сервия Туллия. Конец царского периода.

Урок 52. Завоевание Римом Италии.

Возникновение республики. Римская армия. Война с галлами. Царь Пирр. Рим – глава Италии.

Урок 53. Устройство Римской республики.

Народное собрание. Консулы. Преторы. Цензоры. Сенат. Трибуны.

Уроки 54-55. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-ом веке до нашей эры.

Причины пунических войн. Карфаген. Ганнибал и вторая Пуническая война. Победа над Карфагеном. Подчинение стран Восточного Средиземноморья. Управление провинциями.

Урок 56. Рабство в Древнем Риме

Урок 57. Земельный закон братьев Гракхов.

Разорение римских крестьян. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Деятельность Гая Гракха, его гибель.

Урок. 58. Восстание Спартака.

Положение рабов в Риме. Начало спартаковского восстания. Поход на север. Поражение восстания рабов.

Урок 59. Единовластие Цезаря в Риме.

Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь. Галльская война. Гражданская война в Риме. Единовластие Цезаря, его гибель.

Урок 60. Установление империи в Риме.

Второй триумвират. Октавиан и Антоний. Октавиан Август – первый император.
Тема: Могущество и гибель Римской империи.

Урок 61. Соседи Римской империи

Урок 62. В Риме при императоре Нероне.

Наследники Августа. Нерон – император и ученый. Пожар в Риме.

Урок 63. Первые христиане и их учение.

Наша эра. Святая Земля. Первые христиане о жизни Иисуса Христа. Общечеловеческие ценности в проповедях и притчах Иисуса Христа.

Урок 64. Расцвет Римской империи во II ом веке.

Изменения в хозяйственной жизни. Колоны – «рабы с хижинами». Император Траян. Расцвет римских городов.

Урок 65. «Вечный город» во время империи.

Внешний облик города, его знаменитые сооружения. Образ жизни римлян. Термы. Городская беднота.

Урок 66. Римская империя при Константине.

Императорская власть в период поздней империи. Император Константин. Перемена в положении христиан. Перенесение столицы.

Урок 67. Взятие Рима готами.

Варварские племена и Римская империя. Готы. Падение Западной Римской империи.

Урок 68. Повторительно- обобщающий урок по теме Древний Рим

Уроки 69-70 Уроки повторения и обобщения

Государственное бюджетное образовательное учреждение



Средняя общеобразовательная школа №55

Петроградского административного района г.Санкт-Петербурга



УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ №55

____________ Н.С. Данько

31 августа 2012 г.





Рабочая программа

По истории

6 класс

2012-2013 уч.год


Разработчик:



Трухачева Татьяна Васильевна

учитель истории и обществознания







Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №1

от 30 августа 2012




Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от 31 августа 2012





2012



Пояснительная записка

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по истории:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 19.05.98 № 1276);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Примерные программы начального, среднего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованные (допущенные) Министерства образования и науки Российской Федерации;

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/

  • Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации).

  • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;

  • Примерный учебный план образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования.

  • Учебный план ГОУ №55 на 2011-2012 учебный год.

  • План опытно-экспериментальной работы ГОУ №55 по теме «Проектирование здоровьесберегающей образовательной среды школы в контексте ФГОС» на 2011-2012 учебный год.



Рабочая программа по истории

6 класс

История Средних веков и история России

С древнейших времен до конца XVI века

(70 часов)

Рабочая программа по истории Средних веков

(34 часа)

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо­вания по истории МО РФ 2004 г.,

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность просле­дить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внима­ние тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич­ностям;

умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

умения работать с исторической картой;



умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последова­тельность событий и явлений.
Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.

  3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Настенные карты по истории средних веков.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

Презентации по курсу истории Средних веков.


Распределение учебного материала курса



Наименование раздела

Количество часов

1

Раннее средневековье

12

2

Расцвет средневековья

16

3

Народы Востока в средние века

4

следующая страница >>