Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» направление подготовки 030200. 62 «Политология» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» направление подготовки 030200. 62 - страница №1/1



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при президенте Российской Федерации»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра сравнительных политических исследований

УТВЕРЖДАЮ

Директор
_________________ В.А.Шамахов
«____» ______________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
направление подготовки

030200.62 «Политология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований « 21 » июня 2012 г., протокол № 1


И. о. заведующего кафедрой _____________ Эстель Лезеан

Согласовано

Зам. Директора _____________ А.И. Федорков

Программу составил _____________ к.ф.н., доцент Калугин Д.Я.




Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ


1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

2. Учебно-тематический план 4

3. Содержание дисциплины по темам 5

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 10

5. Планы семинарских занятий 11

6. Вопросы к зачету 14

7. Темы рефератов 15


1. Цели и задачи изучения дисциплины



Цели освоения дисциплины «Философия»: сформировать у студента самостоятельное, творческое, гибкое, критическое, дисциплинированное рациональное мышление, позволяющее приобрести культуру философствования; овладеть категориальным видением мира, способностями дифференцировать различные формы его освоения и ориентироваться в мире ценностей; выработать навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Задачи:

• ориентироваться в многообразии школ и направлений философии;

• уяснить связь философии с социальной практикой и житейской повседневностью;

• приобрести практические навыки философского анализа и ведения дискуссии;

• выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно значимых проблем;

• приобрести навыки критического восприятия и оценки источников информации;

• сформировать общефилософское представление о человеке, его целях и ценностях;

• понять специфику социального развития и вариативность исторического процесса.



2. Учебно-тематический план


ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ



пп

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Сам. работа

Форма контроля

Лекции

Семинар

I

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

20

6

6

8







1. Введение. Сущность философии как мыслительной практики.

6

2

2
Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: Петров Н.В., к.г.н., профессор, npetrov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой А.Ю. Мельвиль Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г. Председатель М.Г. Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ Москва, 2013 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Этно-территориаьные конфликты» Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра. Образовательной программой направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Этно-территориальные конфликты» являются: Изучение феномена этно-территориальных конфликтов, их эволюции в современном мире и РФ, перспектив развития и способов урегулирования.


2

ОК




2.Классическая философия

5

1

2

2

ОК




3.Неклассическая философия

5

1

2

2

ОК




4. Постнеклассическая философия

4

2

-

2




II

ОНТОЛОГИЯ И

ГНОСЕОЛОГИЯ

28

6

6

16







Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. >>
«Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета __________________ «____» __________ 2012 г. рабочая Программа учебной дисциплины М.1.05 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Трудоемкость (в зачетных единицах) ___1___ Направление подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (экономика и управление) Магистерская программа Управление корпорациями Степень (квалификация) выпускника Магистр Томск 2012 1. Цели изучения дисциплины. Цели дисциплины: дать студентам необходимые и достаточные знания о социальных процессах, характерных для современного общества. Рассматриваются также эволюция социальной структуры человеческого общества, роль религии в истории человечества. Задачи дисциплины: развить у студентов взгляды на различные социальные процессы и явления, научить анализировать и оценивать их применительно как ко всему обществу и различным группам людей, так и к каждому человеку; познакомить студентов с социально-экологическими проблемами человечества. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина М.1.05 «Социальная экология» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла учебного плана по направлению подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (экономика и управление), магистерская программа Управление корпорациями. Принципы построения курса: Учебная дисциплина построена на основе: компетентностного и деятельностного подходов; принципов инновационности; модульности; единства природы, общества и культуры; связи с профессиональной педагогической деятельностью; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем; ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-технологического развития как студента, так и среды жизнедеятельности; ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство. Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени высшего профессионального образования (бакалавриат), а также дисциплины общенаучного и профессионального циклов магистерской подготовки, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие: философия; история; история и культура народов Сибири; естественнонаучная картина мира; педагогика;

1. Философские концепции бытия.

4

1

-

3







2. Онтологическая структура бытия-в-мире

6

1

2

3

ОК




3. Природа сознания.

4

1

-

3







4. Философская герменевтика

6

1

2

3

ОК

УТВЕРЖДАЮ Декан юридического факультета >>
УТВЕРЖДАЮ Декан юридического факультета _________________(В.В. Сорокин) « _____ » ______________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДОГОВОРЫ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ Уровень основной образовательной программы МАГИСТРАТУРА Направление подготовки: 030900.68 Юриспруденция Форма обучения очная Срок освоения ООП нормативный срок обучения Барнаул 2011 При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. № 1763. 2) Учебный план по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» одобрен Ученым советом ФГБОУ ВПО «АлтГУ» от «___» ________20___г., протокол № ___ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса от « ___ » _________ 2011г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _____________________ (Е.С. Аничкин) Разработчики: Доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, к.ю.н. _____________________ (подпись) В.Г. Глебов Председатель методической комиссии факультета: Доцент кафедры конституционного и международного права, к.ю.н. _____________________ (подпись) Н.Я. Гринченко 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины «Договоры в трудовом праве» является углубленное изучение теоретических и практических проблем индивидуально-договорного и коллективно-договорного регулирования отношений в сфере трудового права, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в науке трудового права.




5. Этика и мораль: бытие человека с Другим.

3

1

-

2







6. Проблема языка в философской перспективе

5

1

2

2

ОК

III

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

24

6

6

12







1. Общество как саморазвивающаяся система.

5

1

2

2

ОК




2. Проблема личности.

5

1

2

2

ОК




3. Наука и техника в системе культуры

3

1

-

2

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Отделение прикладной политологии Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание ”» для направления подготовки бакалавра 030200.62 «Политология» Курс 4 Авторы программы: Григорьев И.С., преп. кафедры прикладной политологии Декальчук А.А., преп. кафедры прикладной политологии Одобрена на заседании кафедры « 28 » августа 2012 г. Зав. кафедрой Сунгуров А.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»____________20 г. Начальник УМО Шереметова В.В. _____________________ Утверждена УМС «___»_____________20 г. Председатель УМС Чуланова Г.Ю. _____________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет “Высшая школа экономики”»; Образовательной программой по направлению подготовки 030200.62 «Политология»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 «Политология». Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Политика как профессия и призвание”» являются: формирование у студентов углубленных научных представлений об основных методах сбора и анализа данных и методологических проблемах и вызовах политической науки; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности; расширение у них политологического и профессионального кругозора. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:







4.Религия в современном мире

3

1

-

2







5. Философия истории

3

1

-

2







6. Критика как инструмент самоосмысления человека

5

1

2

2

РК




Итоговый контроль:










Правительство Российской Федерации >>
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Современная политическая наука»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки магистра магистерской программы «Прикладная политология» Автор программы: Мусихин Г.И., д.пол.н., проф, gmusikhin@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Теории политики и политического анализа «___»______ 200 г Зав. кафедрой Г.И.Мусихин Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 200 г Председатель М.Г.Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________200 г. Ученый секретарь Пильгун ________________________ [подпись] Москва, 201_ I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА» № п/п Наименование темы Количество часов Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа Лекции Семинары 1 Что такое политическая теория? 20 2 4 12 2 Современная теория справедливости 20 4 12 3 Теория власти после Фуко 22 4 12 4 Критическая теория после Хабермаса 24 4 4 12




Зачет, реферат




Итого:

72

18

18

36



3. Содержание дисциплины по темам



РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. Сущность философии как мыслительной практики. Философия как форма знания. Предмет философии. Место философии в культуре. Структура философского знания: онтология, гносеология, социальная философия. Исторические типы рациональности. Мифология как исторически первый тип мировосприятия. Философия и религия.

Контрольные вопросы

1.Что изучает наука философия?

2.Какое место занимает в культуре?

3.Структура философского знания?



Тема 2. Классическая философия.

Что такое философия. Школа, периодизация, основные понятия. Значимость философии для европейской культуры. Фигура философа и институализация философии. Рождение философии. Философия и мифологическое мышление. Античный космоцентризм. Греческая цивилизация и философия. Ионическая натурфилософия: поиск первоначал в природе /Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит/. Антропоцентризм Протагора и этический рационализм Сократа. «Реализм» Платона: «мир идей» и «мир вещей». Учение Платона об идеальном государстве. Метафизика, этика и политика Аристотеля. Эллинистическая философия: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм /Эпикур, Марк Аврелий, Сенека/. Космос как универсальная ценность античной культуры.

Теоцентризм средневековья. Возникновение христианства. Патристика /Ориген, Тертуллиан, Августин/ и схоластика /Фома Аквинский/. Византия и Русь: преемственность культур. Мистический аскетизм /исихазм/ и рационалистическое богословие: феодосийское и софийское направления, «осифляне» и «нестяжатели» /И.Волоцкий и Н.Сорский/. Бог как абсолютная ценность средневековья.

Ренессансный антропоцентризм. Бюргерский город как экономический, политический и культурный центр. Мир и человек как «развертывание» Бога /Н.Кузанский/. Поэтика раннего гуманизма /Данте, Петрарка, Боккаччо/. Риторика свободы и гражданский гуманизм. Правила для руководствующего ума /Н.Макиавелли/. Пантеизм Д.Бруно и становление новоевропейской науки и философии. Гуманизм эпохи Ренессанса. Реформация: дух капитализма и протестантская этика /Э.Роттердамский, М.Лютер/.

Правительство Российской Федерации >>
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Основы антикоррупционной политики»  для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы: преп. Панфилова Е.А. (panfilova@transparency.org.ru) Одобрена на заседании кафедры политического поведения «17» декабря 2013 г. Зав. кафедрой д-р полит. н., орд. проф. Урнов М.Ю. Рекомендована профессиональной коллегией УМС по политологии «___» __________ 2014 г. Председатель д-р полит. н., орд. проф. Урнов М.Ю. Утверждена УС факультета прикладной политологии «___» __________ 2014 г. Ученый секретарь д-р филол. н., проф. Пильгун М.А. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы антикоррупционной политики» Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра; Образовательной программой по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра; Рабочими учебными планами на 2013/2014 уч.г. по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление», утверждённым 18.12.2012 г. 2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы антикоррупционной политики» являются: дать студентам знания о понятии коррупции, о практическом содержании коррупционных явлений, формах проявления коррупционных явлений, содержании проблемы коррупции в российском и международном контексте, основных элементах антикоррупционной политики в международном и российском контексте. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции.

Рационализм Нового времени и Просвещения. Идеал науки: «знание – сила». Рационализм и эмпиризм как философские школы и методы философского рассуждения /Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, Ф.Бэкон, Д.Локк/. Скептицизм Р.Паскаля и Д.Юма. Развитие естествознания и становление натуралистического мировоззрения /Ж.Ламетри, Д.Дидро/. Добро и зло в природе человека /Вольтер, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо/. Теория «разумного эгоизма» К.Гельвеция. Теория общественного договора и «дух законов» /Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье/.

Русское «предпросвещение»: «латинское» и «греческое» направления /С.Медведев, С.Полоцкий, Е.Славинецкий/. Реформы Петра и секуляризация духовной культуры. Просветители и масоны о «человеческом естестве» и свободе воли /Ф.Прокопович, А.Кантемир, В.Татищев, И.Шварц/. Гуманистическая антропология А.И.Радищева.

Немецкая классическая философия - вершина классического рационализма. Философия свободы И.Канта. Панлогизм Г.В.Ф.Гегеля. Ф.В.Й.Шеллинг: синтез науки, философии и искусства. Итоги развития классического рационализма.

Рабочая программа дисциплины >>
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Физический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор СГУ по учебно-методической работе ________________ Е.Г. Елина "__" __________________2011 г. Рабочая программа дисциплины Графический интерфейс своими руками Направление подготовки 011200 Физика Профиль подготовки Медицинская фотоника Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Графический интерфейс своими руками» является освоение способов и методов оперативной разработки интерфейсной части компьютерных программ по профилю обучения, что соответствует основным целям магистратуры в части получения профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности в РФ и за рубежом, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности, востребованности на рынке труда и успешной карьере. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Графический интерфейс своими руками» относится к факультативным дисциплинам, курс (ФТД3) читается в 3 семестре. Форма итоговой аттестации — зачет. Изучаемый в рамках дисциплины теоретической материал основан на материале курсов по прикладному использованию компьютеров. Преподаваемый материал логически взаимосвязан как с дисциплинами бакалавриата модуля «Информатика», так и с дисциплинами профессионального цикла бакалавриата, такими, как «Цифровая обработка сигналов и изображений», «Компьютерные программы вычислений и обработки экспериментальных данных». Для успешного освоения данной дисциплины обучаемый должен владеть базовыми знаниями в области информатики и программирования. Полученные в результате освоения данной дисциплины знания и навыки могут быть непосредственно использованы обучаемым при выполнении аттестационной работы бакалавра и в последующей профессиональной деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Графический интерфейс своими руками» В процессе освоения обучаемым дисциплины «Графический интерфейс своими руками» достигается освоение общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, характеризуемых: способностью адаптироваться к изменению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7);


Контрольные вопросы

  1. В чем отличие мифологии от философии?

  2. Основные этапы развития античной мысли

  3. В чем отличие средневековой патристики от схоластики?

  4. Что общего и отличного между рационализмом и эмпиризмом Нового времени?

  5. В чем рационализм немецкой классической философии?

  6. Какие направления философии конца 19- начала 20 в. относят к иррационалистическим и почему?


Тема 3. Неклассическая философия.

Понятие неклассической философии. Рационалистическая философия. Сциентизм позитивизма /О.Конт, Г.Спенсер/. Неопозитивизм и постпозитивизм. Аналитическая философия: логика, язык, истина (Б.Рассел, Л.Витгенштейн). Прагматизм: инструментальный характер знания /У.Джемс, Д.Дьюи/. Неокантианство: проблема ценностей. Г.Риккерт: науки о природе и науки о культуре. Феноменология Э.Гуссерля: интенциональность сознания, принцип интерсубъективности, жизненный мир.

Иррационалистическая философия. Философия жизни: жизнь как интегральная ценность бытия. Ф.Ницше: «воля к власти». О.Шпенглера: культура и цивилизация Психоанализ: проблема бессознательного (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). Экзистенциализм: отчуждение и свобода. Фундаментальная онтология Философия отчаяния С. Кьеркегора. М.Хайдеггера: человек как присутствие и как совместность (Я и Другой). Бытие как «забота». Язык – «дом бытия» (плюрализм языков). Ясперс: ценность разума, свободы и общения. Экзистенциальная коммуникация как основа единения людей. Философская вера: разум и вера. А.Камю: абсурдность бытия и проблема отчуждения. Ж.-П.Сартр: свобода как отрицание. Проблемы неклассической философии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
«Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ декан факультета «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины С.3.20 методика и технология работы Социального педагога Трудоемкость (в зачетных единицах) 5 Специальность: 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения Специализация: Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения Квалификация (степень) выпускника: специалист 1. Цели изучения дисциплины. Целью учебной дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» является рассмотрение теоретических и практических аспектов социальной педагогики как особого вида деятельности в условиях инновационных изменений, а также усвоение теоретико-методологических основ технологий социально-педагогической работы с разными категориями детей и обучающихся, населения. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: знакомство с нормативно-правовой основой социально-педагогической деятельности в контексте инновационных преобразований; овладение методикой социально-педагогического взаимодействия в системе социальной службы и учреждений разного типа и вида; овладение методикой мониторинговых исследований социально-педагогической деятельности, диагностики ребенка, обучающихся и окружающей его микросреды; овладение методикой и технологиями проектирования, программирования социально-педагогической деятельности; овладение методикой социального проектирования; овладение методикой и технологией социальной коррекции поведения детей; овладение методикой и технологией профилактики аддиктивного поведения среди детей и подростков, а также конфликтных ситуаций в семье, школе, ближайшем окружении; выработка навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам социальной педагогики. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Методика и технология работы социального педагога» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла, изучается в течение пятого и шестого семестров. Ее изучение требует от студентов знания общепедагогических и психологических категорий и понятий. Знание данной учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности.


Контрольные вопросы

  1. Почему современную философию нередко называют антропологической?

  2. В чем суть принципа историчности в современной философии?

  3. Почему проблема коммуникации является основной во всех направлениях современной философии?

  4. В чем смысл лингвистического поворота в современной философии?

  5. Почему идеи экзистенцилизма оказались такое влияние на искусство и литературу?


Тема 4. Постнеклассическая философия.

Философский плюрализм и проблема коммуникации. Философская антропология: абсолютная ценность личности /М.Шелер, Х.Плесснер,/. Современная феноменология: от сознания через язык к практике. Религиозная философия: неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен) и неопротестантизм (Г.Марсель, П.Тиллих). Феноменология повседневности А.Шюца. Герменевтика: герменевтический «круг» Х.-Г.Гадамера. П.Рикер: конфликт интерпретаций. Коммуникативная рациональность Ю.Хабермаса. Структурализм: текст как основа исследования. Московско-тартусская школа: М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман. Р.Барт о современных феноменах массовой культуры. М.Фуко: конфигурации языка в различные исторические эпохи. Ж.Делез о смыслах и знаках в текстах. Постструктурализм: деконструкция текста Ж.Дерриды. Постмодернизм: полифонизм культурной реальности.

Лабораторный практикум >>
«УТВЕРЖДАЮ» декан физико-математического факультета _____________ А.Н. Макаренко «______» ____________ 2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ М. 1. В. 02 «Теория групп» трудоемкость (в зачетных единицах) 3 . Направление подготовки: 03.04.02 Физика Магистерская программа: теоретическая физика Степень (квалификация) выпускника : магистр 1. Цели изучения дисциплины Основной целью данного курса является изложение базового материала по теории групп, который широко используется в современной теоретической физике и знание которого необходимо для понимания соответствующей научной литературы и проведения самостоятельных исследований. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Курс «Теория групп» относится к общенаучному циклу дисциплин и входит в состав раздела «вариативная часть». Преподается предмет в первом семестре Освоение данной дисциплины магистерской программы, является необходимой основой для последующего изучения курсов Вариативной части: «Классические поля» (2, 3 семестры), «Квантовая теория поля» (3 семестр), «Космология/Астрофизика» (3 семестр, дисциплины по выбору студента), «Квантовая калибровочная теория/Квантовая теория излучения» (дисциплины по выбору студента, 3 семестр). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистрантов следующих компетенций: Общекультурными (ОК): ОК-1, ОК-3, ОК-6. В результате изучения курса «Теория групп» студент должен: знать основные определения и понятия теории групп и их представлений, основные матричные группы, связи группы Ли и алгебры Ли, свойства генераторов и структурных констант; уметь решать задачи по всем разделам курса, использовать знания для решения задач теоретической физики и в образовательной деятельности; обладать навыками использования предметной терминологии при решении различных задач математики и теоретической физики 4. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины : 6 зачетных единиц Вид учебной работы Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час) Распределение по семестрам (час) Всего 108 1 Аудиторные занятия 32 32

Перспективы постнеклассической философии.

Контрольные вопросы:


  1. Характер философской методологии современной философии?

  2. Как концептуализируются разные подходы к проблеме личности?

  3. Каковы основные особенности феноменологии повседневности?

  4. Как понимается Ю. Хабермасом коммуникативная рациональность?

  5. Каковы основные особенности поструктурализма?


РАЗДЕЛ II. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ
Тема 1. Философские концепции бытия.

Философское учение о бытии: сущность и существование. Бытие как жизнь человека, его существование. Деятельность как существенная характеристика человеческого бытия: интерсубъективность, проективность, коммуникативность, историчность. Экзистенциальное измерение бытия: вера, надежда, страх, отчаяние, забота и пр. Социокультурные детерминации человеческого бытия. Время физическое, социальное и культурно-историческое. Хронотоп — конкретное единство пространственно-временных характеристик Жизненный мир человека и структуры повседневности.

Контрольные вопросы:

  1. Каково понимание бытия в философии Платона и Аристотеля?
    Правительство Российской Федерации >>
    Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет «Экономика» Программа дисциплины Анализ инвестиций в недвижимость  Направление подготовки 080100.68 Экономика, магистерские программы «Финансовые рынки» и «Фондовый рынок и инвестиции» Автор программы: Погодин Сергей Константинович, к.э.н., pogs@mail.ru Одобрена на заседании кафедры Фондового рынка и рынка инвестиций _____________________ 2011 г Зав. кафедрой Берзон Н.И. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] ________________ Утверждена УС факультета Экономики «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлению подготовки 080100.68 Экономика, уровень подготовки «магистр», обучающихся по магистерским программам «Фондовый рынок и инвестиции» и «Финансовые рынки» и изучающих дисциплину «Анализ инвестиций в недвижимость». Дисциплина «Анализ инвестиций в недвижимость» читается на 1-м и 2-м курсе подготовки магистров и рассчитана на один модуль. В процессе изучения дисциплины предполагается написание реферата, проведение контрольного теста Программа разработана в соответствии с: рабочим учебным планом подготовки магистра по направлению подготовки 080100.68 Экономика на 2011-2012 учебный год магистерских программ «Фондовый рынок и инвестиции» и «Финансовые рынки», утвержденных 26 июля 2011г. Автор программы: к.э.н., Погодин Сергей Константинович 2. Цели освоения дисциплины


  2. Как мыслится включенность индивида мир?

  3. Каковы основные модусы бытия?

  4. Движение и развитие как атрибуты бытия?

  5. Пространство и время как основные категории бытия?


Тема 2. Онтологическая структура бытия-в-мире

Происхождение человека, его место и специфика в ряду других существ. Диалектика тела и разума, души и духа. Смысл бытия, проблема смерти и бессмертия. Свобода и необходимость. Свобода и творчество. Игра как универсальная характеристика человеческого бытия. Смыслы игры и ее функции в жизни человека и общества. Человек как творец и творение культуры.



Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит характер и особенность отнологических проблем?

  2. Понятие свободы и необходимости?

  3. Философские основания игры и проблема homo ludens?

  4. Философские концепции смерти.

  5. Горизонты человеческого существования.


Тема 3. Природа сознания.

Философские концепции сознания. Структура сознания: понятийное и образное, сознательное и бессознательное. Рациональное и бессознательное (иррациональное, внерациональное, инорациональное). Воображение и интуиция. Сознание и самосознание. Интенциональность сознания. Мышление и язык. Логика и язык. Язык и речь. Социальная природа сознания: диалектика индивидуального и общественного. Диалогический характер сознания.

Контрольные вопросы:

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
    «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю ____________________ С.Б. Куликов декан факультета общеуниверситетских дисциплин «___» ___________ 2012 года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) М.1.03 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Трудоемкость (в зачетных единицах) - 3 Направление подготовки 071500.68 Народная художественная культура Квалификация (степень) выпускника магистр 1. Цель изучения дисциплины Цель дисциплины - содействие становлению специальной профессиональной компетентности магистра образования на основе формирования системы теоретических и практических знаний о сущности и современных технологиях психолого - педагогического процесса в ВУЗе. Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели: формирование системы теоретических и практических знаний, отражающих современный уровень развития педагогики и психологии высшего профессионального образования; актуализация междисциплинарных знаний, способствующих пониманию сущности психолого-педагогических явлений и процессов, отношений участников педагогических процессов в высшем профессиональном образовании; организация образовательного процесса на основе использования современных педагогических технологий и форм взаимодействия, способствующих развитию умений описывать и объяснять педагогические явления, оценивать различные варианты решения профессиональных психолого - педагогических задач; разработка практических рекомендаций по проведению урока, внеклассного мероприятия с использованием теоретической и методической литературой по отдельным разделам курса; анализ и обобщение студентами опыта организации и проведение современных исследований по актуальным проблемам педагогики и психологии; содействие развитию исследовательской позиции будущего педагога. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП): Дисциплина «Педагогика и психология высшего профессионального образования» занимает важное место в структуре педагогического образования и подготовки будущих магистров. Является базовым для курса «Методология методы исследования народной художественной культуры (по профилю подготовки)» базовой части профессионального цикла, смежных курсов вариативной части данного цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации. Для успешного освоения дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее знание таких дисциплин (модулей), как «Философия» и «Педагогика и психология», реализованных в составе подготовки бакалавров по направлению 071500.62 Народная художественная культура.

    Философская концепция сознания?

  2. Что такое понятие и какую роль они играют в процессе мышления?

  3. Что такое бессознательное?

  4. Интенциональность как главное качество сознания?

  5. Характер социальной природы знания.


Тема 4. Философская герменевтика.

Проблема понимание как основа философской герменевтики. Исторический очерк становления герменевтики. От истолкования священных текстов к проблемам интерпретации. Текст как философская проблема. Множественность смыслов и прочтений. Проблема герменевтического круга. Основные механизмы герменевтики: вчувствование. Шлейермахер и немецкая традиция. Рационализация работы с текстом. Феноменологическая герменевтика текста. Герменевтика социальных процессов. Понятие дискурса и дискурсивных практик. Политические импликации интерпретации текста.



Контрольные вопросы

  1. В чем состоят основные проблемы философской герменевтики?

  2. Проблема текста и интерпретации.

  3. Каковы современные концепции дискурса?

  4. Бесконечный характер интерпретации и понимая.

  5. Применение герменевтических моделей для интерпретации социально-политических процессов


Тема 5. Этика и мораль: бытие человека с Другим.

Проблема «Я» и «Другого» в философии. Спецификация понятий этика и мораль. Понятие ценностей. Структура взаимодействия с другим. Современные этические концепции. Понятие этических ценностей и их эволюция. Добро и зло в жизни человека. Долг и склонность. Равенство и справедливость. Индивидуализм и коммунализм, эгоизм и альтруизм. Диалектика целей и средств. Проблема счастья. Нравственный идеал и действительность: представления о совершенном человеке в культуре. Свобода как ответственность. Этика ненасилия и проблема толерантности.



Контрольные вопросы

  1. В чем состоит предмет этики?

  2. Понятие и обоснование философской концепции Другого?

  3. Философские интерпретации понятий добра и зла.

  4. Сосуществование с другим: индивидуализм и коммунализм.

  5. Современные проблемы этики


Тема 6. Проблема языка в философской перспективе

Язык как философская проблема. Конструирование языковой реальности. Структура взаимодействия с языком. Язык как понимание и осмысление. Проблема смыслообразования. Язык как трансцендентальное единство. Немецкая традиция философии языка. Концепции языка у Мартина Хайдеггера. Англо-саксонская традиция философии языка. Проблема значения и смысла высказывания. Понятие обыденного языка. Философские импликации в лингвистических теориях. Понятие перформатива Дж. Остина. Теория речевых актов Джона Серла. Коммуникация как основная функция языка. Диалогический характер понимания.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоят основные аспекты философского подходу к языку?

  2. Проблема смыслообразования?

  3. Интенциональность сознания и языка.

  4. Дихотомия значения и смыла в философской перспективе.

  5. Теория речевых актов и прагматика языкового высказывания.


РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Тема 1. Общество как устойчивая саморазвивающаяся система. История понятия общество. Оппозиция община-общество. Различные концепции общества. Понятие социальной связи. Коммуникация как основа социального взаимодействия. Общество как совокупность социальных общностей. Социальные институты: структура и функции. Социальное пространство и время. Социальное неравенство и социальная справедливость. Структура общества и динамика общественного развития. Революция и эволюция, реформа и модернизация. Человек как субъект и объект общественных отношений: индивидуализация и социализация. Личность и масса. Общество закрытое и общество открытое.

Контрольные вопросы

  1. Философские подходы к понятие общества

  2. Понятие социальной связи и конструирование общности.

  3. Понятие социального института и его роль в жизни общества

  4. Человек как субъект и объект общественных отношений.

  5. Проблема модернизации.



Тема 2. Проблема личности.

Формирование категории личность. Проблема персональности у И. Канта, Дж. Локка. Лейбница. Представление о романтической личности. Различия пола и гендера. Гендер — социальный пол, совокупность социальных и культурных норм, предписаний мужчинам и женщинам. Феминизм - основа переосмысления половой самоидентификации. Эволюция представлений о гендере в контексте феминизма. Патриархальная и матриархальная парадигмы. Философия любви. Многомерность гендера и проблема толерантности. Проблема реализации я в современном обществе. Кризис идентичности и пути его преодолении. Возникновение государства, его роль и значение в обществе. Государство и право, правовое государство. Авторитаризм и демократия. Национальное государство и нации. Критика национализма. Государство и личность.



Контрольные вопросы:

  1. Представление о личности в философской мысли.

  2. Проблема индентичности и персональности

  3. Философские концепции любви.

  4. Характер экспериментов с полом и их философское обоснование

  5. Человек и государство: друзья или влаги?


Тема 3. Философия науки и техники.

Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт. Философская и научная картина мира. Знание научное и вненаучное. Критерии научности знания. Место техники в культуре, ее взаимосвязь с обыденной жизнью, мифологией, религией, искусством, политикой. Модели роста научного знания. Научные и технические революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научная революция как перестройка оснований науки. Перспективы научно-технического прогресса. Визуальный поворот в культуре и компьютерная революция. Феномен виртуальной реальности. Этические проблемы современной науки. Экологическая этика и ее философские основания.



Контрольные вопросы:

  1. Дихотомия научного и философского знания.

  2. В чем состоит отличие научной картины мира от ненаучной.

  3. Основные аспекты философского понимания техники.

  4. Проблема научных революций и идея прогресса.

  5. Ведет ли технический прогресс к дегуманизации?


Тема 4. Религия в современном мире.

Смысл религиозного мировосприятия и функции религии в современном мире. Религиозная картина мира и религиозные ценности. Роль церкви как социального института в обществе. Эволюция отношений между религиозными общностями. Критика религиозного фундаментализма и фанатизма. Проблема универсальной религии. Нетрадиционные религии и тоталитарные секты. Свобода совести и веротерпимость. Свободомыслие и атеизм. Наука и религия. Основы диалога между представителями разных конфессий, между верующими и неверующими.



Контрольные вопросы

  1. Философия религии и ее судьба в современном мире.

  2. Особенности религиозной картины мира.

  3. Проблема философского атеизма.

  4. Современные представления о совести.

  5. Идея Бога в современной жизни.


Тема 5. Философия истории

Смысл истории и его интерпретации. Циклические концепции истории. Линейные теории общественно-исторического прогресса. Цивилизационные и формационные концепции общественного развития. Понятие цивилизации. Исторические типы развития мировой цивилизации: космогенная, техногенная и антропогенная; доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Проблема противостояния цивилизации и природы. Теории постиндустриального развития. Информация – системообразующий фактор новой социальной реальности. Проблемы и противоречия модернизации российского общества. Цивилизационная парадигма Н. Элиаса. Историчность человеческого бытия и антропологический характер истории. Человек как субъект исторического творчества. Нелинейный характер исторического процесса. Исторический плюрализм и проблема универсальных законов истории.



Контрольные вопросы:

  1. Разные типы историчности и концепции развития.

  2. Философские представления о развитии.

  3. Идея прогресса и исторических целей

  4. Вопросы о конце истории

  5. Человек и история


Тема 6. Критика как инструмент самоосмысления человека.

Критика как инструмент познания. Критика и скепсис. Онтология сомнения. Основные этапы становления философского критицизма. Сократ и софисты. П. Абеляр: понятие авторитета средневекового авторитета и сомнение в нем. Филологическая критика священного писания: Спиноза. Научная картина мира и наука как критика. Ницше и борьба с «идолами». Фундаментальная критика понятий. Политический и социальный критицизм. Структура критического дискурса. Глобализация как проект будущего человечества: сторонники и критики. Глобализм и глобальные проблемы современности. Концепции глобализции: от национального к транснациональному социально-экономическому и культурному пространству. Глобализация и локализация культурного пространства. Глобальные кризисы и развитие современной цивилизации. Евросоюз: утопия или реальность? Глобализация и концепции устойчивого развития. Многообразие культур и необходимость развития культурного диалога. Оптимистические и пессимистические сценарии развития будущего человечества. Возможен ли «конец истории»?



Контрольные вопросы:

  1. Возникновение критической парадигмы.

  2. Философское обоснование критической интенции.

  3. Критика религии

  4. Критика человека

  5. Критика общества.


4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Основная литература

  1. Алексеев П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Проспект, 2006. - 237 c.

  2. Кармин А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. - СПб.[и др.] : Питер, 2009. - 558 c.

  3. Философия : учеб. пособие для вузов / И. В. Ватин [и др.] ; отв. ред. В. П. Кохановский. - изд. 10-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 575 c.

  4. Философия: учебник для вузов / В. В. Миронов [и др.] ; под ред. В. В. Миронова. - М. : НОРМА, 2009. - 911 c.


Дополнительная литература

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 2009. С. 69-87.

  2. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Э. Бетти; пер. с нем.: Е. В. Борисов. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — 144 с. 

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. – С. 46-57; 189-267.

  4. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн ; [пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева ; сост., вступ. ст., коммент. М. С. Козловой]. - М. : Гнозис, 1994. - 520 c.

  5. Гадамер, Х.-Г. Что есть истина? / Перевод М. А. Кондратьевой при участии Н. С. Плотникова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 30—37.

  6. Генон Р. Кризис современного мира / Р. Генон ; [пер. с фр. Н. Мелентьевой и др.]. - М. : Эксмо, 2008. - 783 c.

  7. Дэвидсон, Д. Истина и значение // Новое в зарубежной лингвистике. − М., 1986.

  8. Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — изд. 3-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 192 с.

  9. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. - изд. 5-е, перерарб. и доп. - М. : Логос, 2011. - 375 c.

  10. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим : [в 2 т.] = A history of philosophy. Greece Rome : [in the 2 v.] / Ф. Коплстон ; [пер. с англ. Ю. А. Алакина]. - М. : Центрполиграф, 2003. Т. 1 . - 335 c.

  11. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим : [в 2 т.] = A history of philosophy. Greece Rome : [in 2 v.] / Ф. Коплстон ; [пер. с англ. Ю. А. Алакина]. - М. : Центрполиграф, 2003. Т. 2 . - 319 c.

  12. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше ; [сост., ред., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна]. - М. : Мысль, 1997. - (Философское наследие ; т. 126).

  13. Платон Государство / Платон ; [пер. А. Н. Егунова ; вступ. ст. К. А. Сергеева, Д. С. Камнева]. - СПб. : Наука, 2005. - 571 c.

  14. Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт [и др.], 2012. - 828 c.

  15. Хайдеггер М. Бытие и время = Sein und Zeit / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. - изд. 3-е, испр. - СПб. : Наука, 2006. - 451 c.

  16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр ; [пер. с нем. Ю. И. Айхенвальди]. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 252 c.

  17. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг ; [пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. В. Зеленским ; под общ. ред. и со вступ. ст. В. В. Зеленского]. - СПб. : Азбука, 2001. - 733 c.


5. Планы семинарских занятий



Раздел I. История философии
Тема 1. Сущность философии как мыслительной практики, 2 часа.

Занятие 1. Сущность философии как мыслительной практики, 2 часа.
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое философия?

  2. Специфика философского знания.

  3. Философия и наука в западно-европейской философской традиции.

Основная литература

  1. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. - изд. 5-е, перерарб. и доп. - М. : Логос, 2011. – С. 9-25; 26-174.

Дополнительная литература

  1. Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт [и др.], 2012. – С. 11-222.


Тема 2. Классическая философия, 1 час.

Занятие 2. Классическая философия, 2 часа.
Вопросы для обсуждения:


  1. Платонизм и аристотелизм

  2. Учение об идеальном государстве Платона (текст Платона «Государство»).

  3. Роль искусства в воспитании граждан идеального государства (по работе Платона «Государство»).

Основная литература

  1. Платон Государство / Платон ; [пер. А. Н. Егунова ; вступ. ст. К. А. Сергеева, Д. С. Камнева]. - СПб. : Наука, 2005. - 571 c.

Дополнительная литература

  1. Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — изд. 3-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 192 с.

  2. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим : [в 2 т.] = A history of philosophy. Greece Rome : [in the 2 v.] / Ф. Коплстон ; [пер. с англ. Ю. А. Алакина]. - М. : Центрполиграф, 2003. Т. 1 . - 335 c.

  3. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим : [в 2 т.] = A history of philosophy. Greece Rome : [in 2 v.] / Ф. Коплстон ; [пер. с англ. Ю. А. Алакина]. - М. : Центрполиграф, 2003. Т. 2 . - 319 c.


Тема 3. Неклассическая философия, 1 час.

Занятие 3. Неклассическая философия, 2 часа.
Вопросы для обсуждения


  1. «Воля к власти» Ф.Ницше и его учение о «сверхчеловеке» («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»).

  2. Экзистенциальный смысл истории К. Ясперса (по работе К. Ясперса «Смысл и назначение истории»).

Основная литература

  1. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше ; [сост., ред., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна]. - М. : Мысль, 1997. - (Философское наследие ; т. 126)..

  2. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр ; [пер. с нем. Ю. И. Айхенвальди]. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 252 c.


Раздел II. Онтология и гносеология.
Тема 2. Онтологическая структура бытия-в-мире, 1 час.

Занятие 4. Онтологическая структура бытия-в-мире, 2 часа.
Вопросы для обсуждения

  1. Бытие и сущее. Исток философской традиции

  2. Существование и сущность

  3. Существование общего: номинализм или реализм?

Основная литература

  1. Хайдеггер М. Бытие и время = Sein und Zeit / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. - изд. 3-е, испр. - СПб. : Наука, 2006. - Гл. 2-3.

Дополнительная литература

  1. Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1995.С. 145-157.


Тема 4. Философская герменевтика, 1 час.

Занятие 5. Философская герменевтика, 2 часа.
Вопросы для обсуждения

  1. Истолкование как философская проблема

  2. Как разомкнуть герменевтический круг?

  3. Интерпретация как разоблачение

Основная литература

Гадамер, Х.-Г. Что есть истина? / Перевод М. А. Кондратьевой при участии Н. С. Плотникова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 30—37.



Дополнительная литература

Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Э. Бетти; пер. с нем.: Е. В. Борисов. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — 144 с. 


Тема 6. Проблема языка в философской перспективе, 1 час.

Занятие 6. Проблема языка в философской перспективе, 2 часа.
Вопросы для обсуждения

  1. Философские концепции языка.

  2. Понятие речевых актов

  3. Прагматика и интенция как философская проблема.

Основная литература

  1. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1 / Л. Витгенштейн ; [пер. с нем. М. С. Козловой, Ю. А. Асеева ; сост., вступ. ст., коммент. М. С. Козловой]. - М. : Гнозис, 1994. - 520 c.

Дополнительная литература


  1. Дэвидсон, Д. Истина и значение // Новое в зарубежной лингвистике. − М., 1986.


Раздел III. Социальная философия.
Тема 1. Общество как саморазвивающаяся система, 1 час.

Занятие 7. Общество как саморазвивающаяся система, 2 часа.
Вопросы для обсуждения

  1. Природа общества

  2. Социальное конструирование действительности

  3. Общество и коммуникация.

Основная литература

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон ; пер. с фр. [А. И. Рычагов, В. А. Скиба] ; общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. - М. : Прогресс [и др.], 1993. – С. 156-234.

Дополнительная литература

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. – С. 189-267.


Тема 2. Проблема личности, 1 час.

Занятие 8. Проблема личности, 2 часа.
Вопросы для обсуждения

  1. Сущность и существование человека.

  2. Бытие человека в природе. Биологическая и социальная продолжительность жизни человека.

  3. Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность.

Основная литература

  1. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М. : АСТ [и др.], 2006. – С. 78-94.

Дополнительная литература

    1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 2009. С. 69-87.


Тема 6. Критика как инструмент самоосмысления человека, 1 час.

Занятие 9. Критика как инструмент самоосмысления человека, 2 часа.
Вопросы для обсуждения

  1. Генезис европейской критики

  2. Проблема ценности и проблема нигилизма

  3. Человек и общество как предмет критики

Основная литература

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. – С. 46-57.

Дополнительная литература

  1. Генон Р. Кризис современного мира / Р. Генон ; [пер. с фр. Н. Мелентьевой и др.]. - М. : Эксмо, 2008. – С. 89-99.



6. Вопросы к зачету





  1. Мифология как исторически первый тип мироориентиции.

  2. Античная натурфилософия. Учение Демокрита о природе и обществе.

  3. Классическая античная философия (Сократ, Платон и Аристотель).

  4. Эллинистическая философия (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм).

  5. Соотношение веры и разума в средневековой христианской философии (Августин Бл. И Фома Аквинский).

  6. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения.

  7. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Бэкон, Локк).

  8. Социальная философия эпохи Просвещения.

  9. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Шеллинг).

  10. Социальная философия К.Маркса.

  11. Пессимистическая философия А.Шопенгауэра.

  12. Философия жизни. Волюнтаризм Ф. Ницше и его учение о “сверхчеловеке”.

  13. Неокантианство: науки о духе и науки о природе, проблема ценностей.

  14. Учение З.Фрейда о бессознательном и эволюция психоанализа.

  15. Экзистенциализм: свобода и отчуждение (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер, К.Ясперс).

  16. Русская религиозная философия XX в. (П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, В.Розанов).

  17. Сциентизм позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер). Инструментализм прагматизма (Д.Дьюи).

  18. Феноменология: сознание, жизненный мир, повседневность (Э.Гуссерль, А.Шютц).

  19. Герменевтика: проблема взаимопонимания (Г.Г. Гадамер, П.Рикер). Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.

  20. Структурализм (К.Леви-Cтрос, М.Бахтин) и постструктурализм (Р.Барт, Ж.Деррида, М.Фуко): текст как объект философской рефлексии.

  21. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Структура философского знания.

  22. Проблема бытия. Бытие как человеческая деятельность.

  23. Эволюция представлений о пространстве и времени. Движение: становление, изменение, развитие. Хронотоп.

  24. Понятие закона, закономерности динамические и статистические.

  25. Диалектика — учение о развитии. Основные законы диалектики.

  26. Диалектика тела и разума, души и духа.

  27. Смысл жизни. Проблема смерти и бессмертия человека.

  28. Свобода и необходимость, свобода и ответственность.

  29. Социальная природа сознания. Сознательное и бессознательное.

  30. Сознание и язык, язык и речь.

  31. Место и роль человека в природных процессах. Экологические проблемы современности.

  32. Нравственность как сфера внутренней свободы человека.

  33. Этика ненасилия и проблема толерантности.

  34. Нравственный смысл проблемы равенства и справедливости.

  35. Объяснение и понимание как звенья познавательного процесса

  36. Истина как цель познания.

  37. Структура научного познания, его методы и формы.

  38. Общество как саморазвивающаяся система. Социальные общности и социальные институты.

  39. Динамика общественного развития: революция и эволюция, реформы и модернизация, стабильность и транзитивность.

  40. Человек в системе общественных отношений: индивидуализация и социализация.

  41. Возрастные общности. Проблема «отцов» и «детей». Молодежные движения и молодежная культура.

  42. Пол и гендер. Многомерность гендера и проблема толерантности.

  43. Роль природы и культуры в происхождении и развитии рас и этносов.

  44. Этнические конфликты и пути их преодоления. Критика расизма и этноцентризма.

  45. Культура и язык как основа этнического самоопределения. Культурное многообразие мира и проблема культурного диалога.

  46. Государство и личность. Проблема национального государства. Правовое государство и гражданское общество.

  47. Наука и техника в системе культуры.

  48. Модели роста научного знания. Научные революции и смена типов рациональности

  49. Смысл религиозного мировосприятия и функции религии в современном мире.

  50. Свобода совести, атеизм и веротерпимость. Критика религиозного фундаментализма и фанатизма.

  51. Искусство в жизни общества и человека. Культура «элитарная» и «массовая», профессиональная и народная.

  52. Философия истории: циклические, линейные и нелинейные концепции истории.

  53. Цивилизация и исторические типы развития мировой цивилизации. Проблемы и противоречия модернизации российского общества.

  54. Глобализация и перспективы развития мирового сообщества.

  55. Глобализм и глобальные проблемы современности.


7. Темы рефератов





  1. Философия, религия, наука: их единство и различие.

  2. Учение Платона об идеях.

  3. Учение Платона о человеке и космосе.

  4. Учение Аристотеля о бытии. «Метафизика» Аристотеля.

  5. Политика и этика Аристотеля.

  6. Средневековая философия. Патристика и её основные идеи.

  7. Схоластика в западноевропейской философии. Спор реализма и номинализма в схоластике.

  8. Фома Аквинский как крупнейший схоласт, его философское учение.

  9. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт.

  10. Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм.

  11. Социальные идеи в философии Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк.

  12. Лейбниц, его философское учение.

  13. Позитивизм как важнейшее направление философии XIX века.

  14. Философия Ницше и её оценка.

  15. Прагматизм, его основные идеи.

  16. Феноменология как философское направление XX века.

  17. Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века.

  18. Неопозитивизм как основное направление западной философии ХХ века.

  19. Постмодернизм как одно направление современной философии.

  20. Философское учение о бытии.

  21. Пространство и время как важнейшие формы бытия. Основные философские и естественнонаучные теории физического пространства и времени.

  22. Философское понятие сознания. Основные философские концепции о сущности и содержании сознания.

  23. Структура сознания, важнейшие свойства сознания.

  24. Учение о бессознательном в философии и психологии.

  25. Познание как предмет философского анализа.

  26. Структура познания, анализ его важнейших видов и форм.

  27. Философское понятие истины.

  28. Основные философские учения о человеке, их оценка.

  29. Сущность и существование человека, их специфика.

  30. Проблема личности в философии.

  31. Философское учение об обществе и истории.

  32. Аксиология как философское учение о ценностях. Нравственные ценности добра, зла, справедливости, свободы, их анализ.