Рубрика Учитель – ученик - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Рубрика Учитель – ученик - страница №1/1

Рубрика Учитель – ученик

Ученик –

РЫЖОНКОВА Мария Михайловна, студентка 4 курса факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

Учитель –

КУЗНЕЦОВА Ирина Владимировна, д. психол.н., директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками НИУ ВШЭ

Коррупция и прозрачность


Закупки товаров, работ и услуг в сфере государственного управления составляют весьма значимую составляющую часть бюджетных расходов государства – в среднем 15-30% от ВВП, а в некоторых странах даже больше. Среди многочисленных функций государства именно эта в наибольшей степени подвергнута воздействию коррупции. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (Transparency International), пагубное воздействие коррупции составляет в среднем 10-25%, а в некоторых случаях достигает и 40-50% от общей стоимости заключаемого контракта. 1

Борьба с коррупцией в данной сфере крайне важна, однако весьма затруднена комплексностью государственных закупок. В процедурах государственных закупок сложен и неоднозначен как предмет закупки – он охватывает множество различных ситуаций и потребностей: от простых товаров (канцелярских принадлежностей и др.) до разработки научно-исследовательских проектов и конструирования различных строительных объектов – так и сама организационная структура. В зависимости от специфики закупок и конкретной ситуации зоны риска (с возможностью возникновения коррупции) различаются, и в условиях ограниченной прозрачности процессов закупок крайне трудно выявлять правонарушения на ранних стадиях. Поэтому среди множества предлагаемых и внедряемых экспертами методов противодействия коррупции один из наиболее популярных и обсуждаемых – повышение прозрачности государственных закупок.

Руководитель Т.С. Буторина >>
21 апреля Начало: 15.00 часов Аудитория 1410 Руководитель Т.С. Буторина № Ф.И.О. докладчика Курс Тема доклада Руководитель 1 Поташова Мария Алексеевна 2 (магистр), ИПиП Психолого-педагогические особенности разработки электронных образовательных ресурсов Михашина Алла Станиславовна, доцент, канд. пед. наук, доцент 2 Филин Оксана Александровна 2 (магистр), ИПиП Мотивационная готовность преподавателя к использованию инновационных образовательных технологий Михашина Алла Станиславовна, доцент, канд. пед. наук, доцент 3 Сгибнева Марина Владимировна 2 (магистр), ИПиП Развитие медицинского образования в Архангельской губернии в дореволюционный период Мосягина Светлана Юрьевна, доцент, канд. пед. наук, доцент 4 Типпель Елена Сергеевна 2 (магистр), ИПиП Развитие профессионального (морского) образования в Архангельской губернии в дореволюционный период Мосягина Светлана Юрьевна, доцент, канд. пед. наук, доцент 5 Ульянова Анна Владимировна 2 (магистр), ИПиП Инновационные методы в профессиональном образовании (на примере музыкотерапии)


1. Коррупция в сфере государственных закупок


К сожалению, не существует какого-либо общепризнанного определения термина «коррупция» в отношении государственных закупок. Однако большинство экспертов (в том числе аналитики центра Трансперенси Интернешнл2, Густаво Пига3 и др.) согласны со следующим толкованием: «злоупотребление служебным положением с целью извлечения личной выгоды». Такое определение имеет очень широкие границы применимости, то есть оно универсально.

Относительно источника коррупционных рисков можно выделить два вида коррупции, затрагивающей сферу государственных закупок: политическую, или высокоуровневую, и административную, или бюрократическую. Политическая коррупция возникает в процессе планирования бюджета, когда принимаются политические решения. Более того, данный вид коррупции отражает ситуацию, когда разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по улучшению эффективности закупочной деятельности государства. Административная коррупция проявляется во время исполнения бюджета, то есть непосредственно при осуществлении процедур государственных закупок.4 В данной работе рассматривается именно второй тип коррупции.

Отдел образования Свислочского райисполкома >>
Районный учебно-методический кабинет ЗЕРНЫШКО Информационно-методический вестник для учителей 1 ступени общего среднего образования В выпуске: Современный урок как основа качественного и эффективного обучения №1, 2011 Отдел образования Свислочского райисполкома Районный учебно-методический кабинет ЗЕРНЫШКО Информационно-методический вестник для учителей 1 ступени общего среднего образования В выпуске: Современный урок как основа качественного и эффективного обучения №1, 2011 Свислочь 2011 ББК 74 И74 Рекомендовано методическим объединением учителей 1 классов Составители: Демянчик М.И.- руководитель МО, Кортелева Л.С.– учитель Корнадского деткого сада –средней школы, Почебут А.А. – учитель Порозовской СШ. Рецензенты: Михальчик М.Б. – методист РУМК. И74 Информационно – методический вестник «Зернышко» № 1, 2011 г. Современный урок как основа качественного и эффективного обучения. – Свислочь: РУМК, 2011. - ___ с. В вестнике представлены материалы, раскрывающие сущность современного урока, даны рекомендации по подготовке и проведению личностно ориентированных уроков. Адресовано учителям 1 ступени общего среднего образования. ББК 74 © РУМК, 2011 Оглавление СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА –ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 5 Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе 9 Особенности работы по новому учебно – методическому комплексу «Математика 1» авторов Г.Л. Муравьевой и М.А. Урбан 16 Урок математики в 1 классе «Образование числа 12, его десятичный состав». 18 Урок обучения грамоте (письмо) «Заглавная буква С» 20 Чалавек і свет 1 клас “Восеньскія з’явы ў прыродзе” (абагульняючы ўрок) 22 Навучанне чытанню ў 1 класе “Замацаванне. Літара а.” 28 Навучанне чытанню ў 1 класе “Гукі б і б. Літары Б,б.” 30 УРОК МАТЭМАТЫКІ Ў 1 КЛАСЕ “Лік і лічба 7. Замацаванне вывучанага” 32 Урок “Чалавек і свет” 1 клас “Свойскія і дзікія жывелы. Змены ў жыцці жывёл зімою” 37 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА –ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Стратегии обучения английской грамматике: >>
аудирование речевых образцов, хоровое или индивидуальное проговаривание образцов, вопросно-ответные упражнения с учителем или в парах с использованием отрабатываемых структур. Этапы работы над грамматикой при коммуникативном методе: прослушивание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации. имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое повторение. группировка схожих по смыслу фраз в единый рассказ разнообразие обстоятельств автоматизации, использование различных игр для автоматизации речевых образцов. действия по готовым клише в схожих ситуациях общения. Имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей. В современных УМК для начальной школы сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный. Мы работаем по УМК «Семья и друзья». Это совместная продукция российского издательства «Релод» и британского издательства “Oxford University Press”, содержит уникальную методику обучения грамматике, успешную отработку и закрепление грамматических навыков, изучение языка в контексте личного опыта. Преимуществом данного учебника является его методика ранней подготовки к ГИА и ЕГЭ. УМК имеет специальное дополнительное шестиуровневое пособие по грамматике “ Grammar Friends”, которое шаг за шагом вводит грамматические формы, понятные для младших школьников и запоминающиеся легко и быстро, потому что разнообразные яркие забавные интерактивные задания, записанные на CD-ROM и связанные с определенной разговорной темой, позволяют улучшать их знания языка. Каждый параграф вводит элемент грамматики благодаря картинкам с разговорными клише или комиксам. Затем дается ряд упражнений по схеме «от простого к сложному» в контексте близком детям в их повседневной жизни, как семья или друзья. Дети раннего возраста имеют очень хорошую память, поэтому они хорошо воспроизводят готовые грамматические образцы и, опираясь на эти образцы, учатся конструировать свои высказывания.

Провести эксперимент и оформить его результат в т >>
Цель: Провести эксперимент и оформить его результат в таблицу. Задачи: Создать мотивационное поле урока. Сформулировать проблему урока. Проанализировать мультфильм. Провести эксперименты. Записать результаты на листе исследования. План урока: Проблемная ситуация. 3 мин. Мультфильм. Обсуждение мультфильма. 5 мин Исследование 1. Вывод. 5 мин Исследование 2. Вывод. 10 мин Применение вывода к нашей проблеме. 3 мин Использование рычагов. 5 мин крылатая фраза Архимеда. 3 мин Рефлексия. 2 мин Ход урока: Учитель: Ребята, мы с вами сегодня не одни. У нас присутствуют гости. Я всех приветствую и надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке. Ребята, у меня имеется бутылка лимонада. Вызвать одного из учеников и попросить открыть руками, без подручных средств. Почему это сделать невозможно? (Обсуждение) А если я дам вам открывалку, вы быстро откроете бутылку? Давайте теперь немного расслабимся, и посмотрим мультфильм. (Фиксики 35 серия –рычаг) Как вы думаете, какое название у этого мультфильма? Ученик: про рычаг. Уч-ль: а для чего нужен? Уч-к: Чтобы поднимать тяжелые грузы. Чтобы увеличивать силу. Уч-ль: А как вы думаете, моя открывалка является рычагом? Уч-ль: Что должен иметь рычаг? Уч-к: точку опоры, плечо. (Если задумались, подсказка Как сказала симка в мультфильме: главное найти ………). (попросить показать на открывалке точку опоры и плечо) Уч-ль: У меня имеется два рычага, чем они отличаются? Спросить конкретного ученика. (Обсуждение) А как вы думаете, каким из рычагов нам легче будет открыть бутылку лимонада.


Административная коррупция может возникнуть на любой стадии проведения государственных торгов. В связи с этим действия, которые можно отнести к коррупционным, очень разнообразны. В качестве примера показательным является исследование, проводившееся в январе 2007 года среди частного сектора Болгарии (Диаграмма 1)5. Оно показывает, с какими коррупционными действиями сталкивались участники торгов на завершающих стадиях проведения государственных закупок.



По этим данным самыми распространенными видами коррупционных действий являются предоставление неоправданного преимущества какому-либо участнику торгов (40,9%) и манипуляция критериями оценки (31,8%). Важно отметить, что отсутствие прозрачности также весьма распространенное явление (22,7%).


Зоны риска


В процессе выявления форм коррупции и сфер ее возникновения эксперты сходятся во мнениях, что процесс государственного заказа необходимо делить на стадии, однако точки зрения относительно количества стадий, а соответственно и их детальности, различаются.

В общих чертах можно выделить три главных стадии: до начала ведения торгов (pre-bidding; далее - подготовительная), непосредственно торги (bidding; далее - торги) и после торгов (post-bidding; далее - завершающая). Рассмотрим основные зоны риска возникновения коррупции, существующие на каждой стадии.6



На подготовительной стадии можно выделить следующие проблемные зоны:

  • Отсутствие адекватной оценки потребностей, неэффективное планирование бюджета и процедуры закупки;

  • Дублируемость обязанностей государственных служащих и вмешательство лиц высших чинов;

  • Проблемы разработки технических спецификаций предмета закупки – расплывчатые, нечеткие характеристики, способствующие двоякому восприятию, или создание характеристики, описывающей продукт одной конкретной компании;
    Программа формирования >>
    Основные направления просветительской и мотивационной работы Направление деятельности Задачи Содержание Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни – Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности Профилактическая деятельность 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье и школе – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. – Система мер по предупреждению травматизма: оформление стендов, папок по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. – Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха, проведение релакспауз на массажных ковриках, использование массажных мячей, утренняя гимнастика с элементами адаптивной гимнастики. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе: введение 3 урока с физической нагрузкой – ритмической гимнастики, организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья, … – Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА >>
    ПРИНЯТО решением СОУ ГБОУ школы № 599 от «__» ________ 2014г. протокол № УТВЕРЖДЕНО директор ГБОУ школа№599 ____________Л.Д.Клевцова « ___» _________ 2014года     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 4 класс учитель Крекнина М.А. 2014


  • Неясные, необъективные или несвоевременно раскрытые критерии отбора победителя;

  • Неподходящий для данного объекта выбор процедуры закупок;

  • Несоблюдение или неверный расчет сроков проведения торгов

В ходе ведения торгов наиболее часто встречаются:

  • Непоследовательность доступа к информации о проводимой закупке участников торгов;

  • Отсутствие конкуренции или образование сговора в результате неадекватности цен;

  • Конфликт интересов, способствующий предвзятой оценке участников;

  • Отсутствие доступа к документации по выбору победителя, что ведет к неспособности остальных участников оспорить итоговое решение;

Основные существующие проблемы на завершающей стадии включают в себя:

  • Должностные инструкции учителя (преподавателя) информатики >>
    1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда от 17 августа 1995 г. № 46). 1.2. Учитель информатики назначается и освобождается от должности руководителем образовательного учреждения. 1.3. На должность учителя информатики назначается специалист из числа лиц, имеющих среднее специальное или высшее образование без предъявления требований к стажу педагогической работы, владеющий навыками работы с компьютерной техникой и другими техническими средствами кабинета информатики. 1 .4. Учитель информатики подчиняется непосредственно заместителю руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. 1.5. Учителю информатики непосредственно подчиняется лаборант кабинета информатики (если учитель информатики выполняет обязанности заведующего кабинетом информатики). 1.6. Учитель информатики в своей работе руководствуется Законами Российской Федерации «Об образовании», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Решением коллегии Министерства образования Р.Ф. от 22.02.95, «Санитарно-гигиеническими правилами и нормами» 2.2.2.542-96. Уставом образовательного учреждения, Положением о кабинете информатики. Инструкцией по обслуживанию электронно-вычислительной техники и безопасному ее использованию при организации занятий по ОИВТ и другим предметам, Правилами по технике электробезопасности, трудовым договором (контрактом) и данной должностной инструкцией. Учитель информатики соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 2. Функции Основными направлениями деятельности учителя информатики являются: 2.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфик предмета информатики и возраста обучающихся; 2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них информационной культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ; 2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в кабинете информатики во время учебного процесса. 3. Обязанности Учитель информатики выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом возрастных особенностей и специфики предмета информатики, проводит уроки и другие учебные занятия по информатике в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину; 3.2. Реализует рекомендованные МО РФ образовательные

    Пояснительная >>
    Количество часов – 32 часа. Составитель – Бабина О.В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова и др.), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089 I. Пояснительная записка Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и уме- ющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предпо- лагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима- нию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебно- го года начинается раздельное изучение литературного чтения и рус- ского языка*.

    Недостаточный контроль за исполнением заключенного контракта (это касается в основном качества и временных рамок);

  • Непрозрачность выбора или отсутствие подотчетности субподрядчиков и партнеров;

  • Отсутствие инспектирования или двойственность обязанностей государственных служащих

  • Недостаточный контроль за системой оплаты заказа.

Выявление конкретных проблем в процедурах закупок помогают в дальнейшем разрабатывать комплекс мер по улучшению качества государственного заказа и уменьшению существующей коррупции.

2. Анти-коррупционные стратегии


Существует ряд принципов, которые способствуют снижению уровня коррупции. Чаще всего к ним относят целостность, прозрачность, подотчетность, справедливость и эффективность. Следование этим принципам необходимо для того, чтобы предпринимаемые мероприятия не имели временный характер и способствовали увеличению экономических, социальных и политических выгод, а также повышению экономии бюджетных средств. Рассмотрим данные принципы более подробно.7

Целостность означает, что все процедуры государственных закупок проводятся справедливо, в соответствии с имеющимся законодательством, также отсутствует какая-либо дискриминация; что честная, открытая конкуренция ведет к закупке качественного продукта по адекватной цене, отвечающего интересам всех участников государственного контракта.

Подотчетность требует, чтобы обе стороны: государственный заказчик и компания-исполнитель – были ответственны и контролируемы. Это необходимо для правильного и полного исполнения их заданий и обязанностей, для ликвидации дублируемости функций. Важно, чтобы процедуры госзаказа были четко структурированы. Должна быть создана база документации, содержащей обоснования принимаемых решений. Все случаи договорных или правовых нарушений должны быть оговорены в соответствующей законодательной базе, предусматривающей возникновение гражданской, административной или уголовной ответственности и применение соответствующих санкций. Следует отметить, что два этих принципа взаимосвязаны и слабость в подотчетности ведет к нарушению целостности процедур государственных закупок.

Справедливость и эффективность обозначают, в первую очередь, что отсутствует дискриминация участников торгов и государственных бюджет экономично расходуется на обеспечение своих нужд. При этом решения по заключению контракта принимаются честно и беспристрастно. Справедливость накладывает на заказчика обязательство отбирать победителя на основе квалификации и преимуществ его предложений, любые требования по срокам, конфиденциальности и так далее должны быть равны по отношению ко всем участникам. Эффективность отражает наилучшее сочетание цена-качество для удовлетворения существующих потребностей. Необходимо верно определять процедуру закупки для конкретных типов товаров.

Что касается конкретных мер по уменьшению коррупции, выделяют следующее:


  • Организация самостоятельного закупочного органа с конкретно определенными полномочиями и обязанностями;

  • Оптимизация нормативно-правовой базы в сфере государственного заказа;

  • Усиление механизмов контроля за деятельностью государственных служащих;

  • Создание ряда простых и понятных для участников правил, адекватных временных ограничений;

  • Укрепление административного потенциала и более жестких требований, предъявляемых к обучению государственных служащих;

  • Создание и надлежащее ведение списка недобросовестных поставщиков и др.

3. Прозрачность


Вполне понятно и логично, что прозрачность и доступность информации о планируемых, текущих и прошедших закупках оказывает большое влияние на всю систему государственного заказа, так как обеспечивается привлечение большего количества участников торгов и соответственно увеличение конкуренции. Более того, прозрачность должна способствовать снижению издержек на проведение мониторинга в сфере госзаказа. Боэм и Олайя доказывают, что увеличение прозрачности, или доступности, информации о процессе и результате принятия решения о заключении государственного контракта – это один из способов борьбы с коррупцией в государственных закупках, поскольку прозрачность сокращает асимметрию информации и снижает трансакционные издержки сторон, участвующих в государственных закупках.8 Схожие идеи выдвигают Копьер и Пига, утверждая, что в процессе повышения прозрачности риски возникновения коррупции уменьшаются, как следствие привлечения большего количества участников и увеличения подотчетности заказчика.9

Прозрачная система государственных закупок предполагает выполнения следующих обязательных условий:



  1. Условия проведения торгов и критерии отбора победителя должны быть документально оформлены и открыты для общего доступа;

  2. Окончательное и, если необходимо, промежуточные решения о выборе победителя должны находиться в открытом доступе, как и причины их принятия;

  3. Существует реальная возможность проверить, что документированные процедуры и утвержденные критерии действительно используются.

Меры повышения прозрачности, включают в себя:

  • Фиксирование ключевой информации в электронной базе данных и использование виртуальных информационных технологий для публикации в Интернете основной документации, связанной с государственными закупками;

  • Согласование внутри страны процессов, процедур и методов проведения закупок;

  • Стандартизация закупочной деятельности;

  • Представление информации по спорным (неоговоренным) процедурам в виде решений суда.

Однако, взаимосвязь прозрачности и коррупции как взаимоисключающих факторов не так однозначна.

Еще Стиглер (1964) уутверждал, что прозрачность процессов государственных закупок облегчает существование картельного сговора, поскольку в этом случае в картеле можно быстро выявить и наказать дезертировавшие фирмы.10 Появление «объединения поставщиков» на аукционе в области государственных закупок довольно быстро перетекает в сговор их не только между собой, но и с заказчиком, порождая коррупцию. Само по себе наличие картельного сговора на торгах могут значительно повысить цену предложения или уменьшить качество поставляемых товаров при данной цене, и поэтому этой теме уделяется основное внимание в сфере государственных закупок.11

Джон Викерс, председатель Управления добросовестной торговли Великобритании (OFT) считает, что торги с существованием тайного сговора лишают заказчика преимуществ конкуренции. 12

Албано и Спагноло (2005) изучили предупреждающие сговор особенности последовательных аукционов, в том числе установили сговора на аукционе при снижении степени прозрачности.13

Густаво Пига раскрывает механизм этой взаимосвязи в своей книге «Руководство по прокьюременту» следующим образом: «Прозрачность рынка облегчает существование сговора, поскольку отклонения от соглашения становится легко обнаружить конкурентам, и они могут оперативно принять ответные меры. Таким образом, сговор становится легче поддерживать, когда цены легко наблюдаемы. Таким образом, исходя из рыночных данных, решающим фактором является определение степени прозрачности рынка».

Понятие прозрачности на конкурентном рынке государственных закупок имеет отношение, в основном, к количеству раскрываемой информации участникам торгов между различными фазами одного и того же тендера (аукциона). Отсутствие раскрытия информации для поставщиков делает существование сговора трудно поддерживаемым. Невозможно поддержание сговора, если каждая фирма не в состоянии просчитать стратегии конкурентов. Если обман не может быть обнаружен, то нет никаких оснований, чтобы решить, будет ли отклонение от соглашения в поведении и когда наказать отклонившуюся фирму, поскольку никто не знает, произошло ли дезертирство.

Та же самая логика относится и к тем конкурентоспособным государственным закупкам, в которых несколько товаров или услуг покупаются последовательно. Если риск сговора велик, то единственной политикой раскрытия информации является сохранение всей информации о торгах и победителях по каждому лоту в тайне для всех участников торгов.

Однако, поскольку заказчики, как правило, работают от имени общества, они просто не могут позволить себе полностью непрозрачную политику раскрытия информации в связи с риском коррупции. По очевидным причинам заказчику приходится раскрывать победителю тендера, что он был выбран, другим участникам торгов, что они – нет. Таким образом, степень прозрачности касается количества информации, опубликованной невыигравшим претендентам.

Среди всех возможных политик неполного раскрытия информации, только публично раскрываемая цена(ы) продажи может повлиять на способность картеля выявить и наказать отклонение от соглашения. Все остальные политики частичного раскрытия информации практически эквивалентны полностью прозрачной».14

Следовательно, способы размещения заказа с публичным предъявлением цены в извещении о закупке (начальной максимальной цены контракта) не свободны от риска сговора поставщиков. С учетом того, что цена предложений поставщиков объявляется в протоколах, то есть уже по факту сделанных предложений этот риск не элиминируется при проведении конкурса, а переходит на стадию рассмотрения заявок. В электронном аукционе, который проводится в режиме настоящего времени, этот риск становится максимально выраженным и переходит уже на стадию подачи и оценки предложений поставщиков. Поскольку участники сговора видят как идут торги – по установленному сценарию или нет, то их воздействие на «варягов» или «предателей» сговора может быть оперативным (картель переигрывает варягов и предателей) и влиять на результаты торгов. Следовательно, электронные аукционы являются наиболее провоцирующими сговор поставщиков.

Выявляется порочный круг: прозрачные закупки уменьшают коррупцию, но увеличивают риски возникновения картельного сговора, картельный сговор порождает коррупцию, снизить которую можно за счет увеличения прозрачности.

Противодействие сговору на электронных аукционов специалисты видят в применении следующих мер:



  • Электронный аукцион проводить только на каталожные (простые и стандартно-сопоставимые товары) на конкурентных рынках;

  • Цена контракта не должна быть высокой, в этом случае выигрыш от сговора минимален, и мотивация договариваться поставщикам до торгов снижается;

  • Цена контракта не объявляется заказчиком до начала аукциона. В этом случае поставщик знаком с объемом закупки, но не стартовой ценой. Цена объявляется только при начале аукциона или аукцион стартует от цены, предложенной первым поставщиком. В этом случае, цена может идти и вверх и вниз, поэтому заказчик должен установить диапазон приемлемых цен, объявляемый после проведения аукциона.

  • Электронных торговых площадок должно быть много: в этом случае мест для торговли много, заказчики и поставщики могут менять площадки, возможности для сговора объективно уменьшаются за счет «перемещений» субъектов рынка.

Выводы

Таким образом, достижения результата закупки, ее эффективность связаны с прозрачностью и коррупцией. Они по сути факторы сдерживания или развития государственных закупок в зависимости от их наличия, объема, вектора.

Взаимосвязь прозрачности и коррупции не столь однозначна: наличие прозрачности, с одной стороны является основным механизмом снижения коррупции, с другой стороны провоцирует проявление риска сговора поставщиков, порождающего, в свою очередь, коррупцию, снижающего эффективность закупки, «обнуляющего» конкуренцию.

Следование принципу прозрачности должно быть осмысленным и специфичным по отношению к рынкам, объекту закупки и предмету контракта.



Список источников


  1. Beth, Elodie. Integrity in Public Procurement: Good Practice from A to Z. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), 2007. – http://www.oecd.org/dataoecd/43/36/38588964.pdf

  2. Boehm, F., Olaya, J. “Corruption in public contracting auctions: the role of transparency in bidding processes”, Annals of Public and Cooperative Economics, 2006, vol. 77, N.4.

  3. Coppier, R., Piga, G. “Why do Transparent Public Procurement and Corruption Go Hand in Hand?” - http://www.ec.unipg.it/DEFS/uploads/coppier-piga_.pdf

  4. Curbing corruption in public procurement, Handbook/ Transparency International, 2006, p. 14. - www.transparency.org/content/download/12496/120034

  5. Pashev, K., A. Dyulgerov and G Kaschiev, “Corruption in Public Procurement: Risks and Reform Policies”, Center for the. Study of Democracy, Sofia 2006

  6. Piga, G. “A fighting chance against corruption in public procurement?” In Rose-Ackerman and Søreide (eds.) The International Handbook on the Economics of Corruption Volume II. Edward Elgar Publishing, 2011.

  7. Søreide, Tina. “Corruption in public procurement: causes, consequences and cures”, CMI Reports Development Studies and Human Rights, 2002

  8. Søreide, Tina. “Why anti-corruption is so difficult”, Economist at Chr. Michelsen Institute (CMI), Norway, 2010.

  9. Tran, Anh. “Can procurement auctions reduce corruption? Evidence from The Internal Records of a Bribe Paying Firm." Mimeo, 2008. - http://gemseminar.scripts.mit.edu/docs/4-1-09,%20Corruption%20%20Auctions.pdf

  10. Stigler, G. J. (1964). A theory of Oligopoly, Journal of Political Economy, 72, 44–61.

  11. Albano G. L. and G. Spagnolo (2005). The Collusive Drawbacks of Sequential Auctions, University College London, Mimeo.

  12. “Preventing Collusion in Procurement”, in N. Dimitri, G. Piga and G. Spagnolo. (Eds.), Handbook of Procurement, Cambridge University Press, 2006.

1 Curbing corruption in public procurement, Handbook/ Transparency International, 2006, p. 13. - www.transparency.org/content/download/12496/120034

2 Curbing corruption in public procurement, Handbook/ Transparency International, 2006, p. 14. - www.transparency.org/content/download/12496/120034

3 Piga, G. “A fighting chance against corruption in public procurement?” In Rose-Ackerman and Søreide (eds.) The International Handbook on the Economics of Corruption Volume II. Edward Elgar Publishing, 2011.

4 Søreide, Tina. “Corruption in public procurement: causes, consequences and cures”, CMI Reports Development Studies and Human Rights, 2002

5 Pashev, K., A. Dyulgerov and G Kaschiev, “Corruption in Public Procurement: Risks and Reform Policies”, Center for the. Study of Democracy, Sofia, 2006.

6 Beth, Elodie, Integrity in Public Procurement: Good Practice from A to Z. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), 2007. – http://www.oecd.org/dataoecd/43/36/38588964.pdf

7 Curbing corruption in public procurement, Handbook/ Transparency International, 2006, p. 14. - www.transparency.org/content/download/12496/120034

8 Boehm, F., Olaya, J. “Corruption in public contracting auctions: the role of transparency in bidding processes”, Annals of Public and Cooperative Economics, 2006, vol. 77, N.4.

9 Coppier, R., Piga, G. “Why do Transparent Public Procurement and Corruption Go Hand in Hand?” - http://www.ec.unipg.it/DEFS/uploads/coppier-piga_.pdf

10 Stigler, G. J. (1964). A theory of Oligopoly, Journal of Political Economy, 72, 44–61.

11 “Preventing Collusion in Procurement”, in N. Dimitri, G. Piga and G. Spagnolo. (Eds.), Handbook of Procurement, Cambridge University Press, 2006.

12 Цитируем по “Preventing Collusion in Procurement”, in N. Dimitri, G. Piga and G. Spagnolo. (Eds.), Handbook of Procurement, Cambridge University Press, 2006.

13 Albano G. L. and G. Spagnolo (2005). The Collusive Drawbacks of Sequential Auctions, University College London, Mimeo.

14 “Preventing Collusion in Procurement”, in N. Dimitri, G. Piga and G. Spagnolo. (Eds.), Handbook of Procurement, Cambridge University Press, 2006.