Срок реализации программы 1 год - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Срок реализации программы 1 год - страница №1/1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Афоньевская основная общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»


«Согласовано»

Председатель МС

_________ Емченко И.Н.

Протокол № ___

от «____»_________ 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Афоньевская ООШ»

___________ Скурятина О.В.
«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Афоньевская ООШ»

__________ Сапрыкина С.И.


Приказ № ___

от «___»__________2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Скурятиной Ольги Васильевны

I квалификационная категория

по учебному предмету «Литература»

8 класс


Базовый уровень

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования и науки Российской Федерации под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого (М.: «Мнемозина», 2009 г.)

Срок реализации программы 1 год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.

Рабочая учебная программа >>
Рабочая учебная программа по русскому языку 11 класс Срок реализации программы 1 год Всего часов – 68 ч Разработана учителями русского языка и литературы Лобко Н. М. , Путренковой В.И. Стародуб -2013 Содержание Содержание – стр. 2 Пояснительная записка – 3 Календарно-тематическое планирование – стр. 4 Содержание программы учебного предмета – стр. 11 Требование к уровню подготовки учащихся – стр. 11 Контроль за уровнем усвоения знаний – стр. 13 Литература - стр. 15 Пояснительная записка Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы к учебнику по русскому языку для 10-11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной (М.: Русское слово). На изучение предмета отводится 68 часов. Цели и задачи обучения Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей; усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования; закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях , единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых норм, функционально-стилистической системе языка; расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста; овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры; формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся. Календарно — тематическое планирование по русскому языку в 11 классе

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы

Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю (70 ч.)

Классные сочинения – 4

Домашние сочинения – 1

Программа ориентирована на учебник Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. Г. И. Беленький. 10-е изд. – М.: Мнемозина, 2010 г.

Методы обучения:



  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

  • ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

  • ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен



знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;
    Творчески- практическое: >>
    Основные этапы реализации программы Ведущие направления деятельности участников Задачи этапов Средства и формы деятельности Результаты деятельности 1. Подготовительный Этот этап характеризуется тем, что подготовка к летнему оздоровительному сезону «СОКОЛЕ» начинается в январе- мае 2011 года. Этап включает в себя: разработку концепции, кадрового потенциала, программного обеспечения; подбор и конкурсный отбор педагогических кадров для работы в лагере; процедуру подготовки и обучения для работы в рамках программы вожатых, воспитателей, педагогов дополнительного образования; предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей и подростков. 2. Организационный Адаптация: демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение 1.Знакомство участников смены с детским лагерем «СОКОЛ». 2.Формирование творческих групп, органов самоуправления. 3.Создание условий для самоопределения участников смены в выбранном виде деятельности и дальнейшем развитии. 4.Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников. 5.Знакомство с программой смены. 6.Планирование деятельности творческих групп, органов самоуправления. 7.Определение количества и направления конкурсов. 8.Предъявление требований к организации жизнедеятельности в условиях детского лагеря «СОКОЛ». КТД Игра- экскурсия «Здравствуй, «СОКОЛ»; Планирование работы малых групп; Презентация клубов (доп. образование) Открытие смены; Конкурс конкурсов -Положительное мотивирование включения отдыхающих в деятельность; -Организационная готовность к деятельности во всех структурах Лагеря «СОКОЛ» -Принятие программы смены; -Запись в клубы (доп. образование); -Актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях лагеря; -Доброжелательный настрой всех участников смены друг на друга (на деятельность, на требования лагеря). 3. Основной


  • основные факты жизни и творческого пути классиков;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;



  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет).

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе на развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1







Народные песни.

2







Срок обучения в аспирантуре >>
В связи с вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 12 августа 2011 г. №2202 срок обучения аспирантуре может быть увеличен по очной форме до четырех лет, по заочной – до пять лет по следующим специальностям: Шифр специальностей Отрасль науки, специальность 01.00.00 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ 01.04.14 Теплофизика и теоретическая теплотехника 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 03.02.08 Экология (в лесном хозяйстве) 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 05.11.16 Информационно-измерительные и управляющие системы (по отраслям) 05.13.01 Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) 05.13.05 Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления 05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) 06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ 06.03.01 Лесные культуры, селекция, семеноводство

Русская старина

5







Литература XIX века

27

5

4

Литература конца 19-начала 20 века

8







Литература XX века.

10

1




Зарубежная литература

6







Заключительные уроки

2







ИТОГО:

70

6

4

Календарно-тематическое планирование уроков

(тип урока: 0 – вводный

1 – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

2 – закрепление знаний и способов деятельности

3 – комплексное применение знаний и способов деятельности

4 – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

5 – проверка и оценка знаний и способов деятельности

6 – коррекция знаний и способов деятельности обучающихся)





п/п

Наименование раздела и темы

Тип урока

Дата проведения

Подготовка к ГИА

1.

Введение. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

0

2.09

Создание устного высказывания на заданную тему




Народные песни - 2










2.

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа.

1

5.09

Художественные ср-ва языка

3.

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца».

1
ИНФОРМАЦИЯ к заседанию консультативного Совета глав местных администраций >>
ИНФОРМАЦИЯ к заседанию консультативного Совета глав местных администраций муниципальных районов и городских округов области по вопросу: «О ходе реализации долгосрочной целевой программы «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог в Калужской области на период 2010-2017 годов на перспективу до 2020 года» и задачах на 2012 год». Приоритеты развития дорожного комплекса определены долгосрочной целевой программой «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог в Калужской области на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Калужской области в сентябре 2009года. Основным целевым индикатором выполнения программы является доля автомобильных дорог регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям. На начало реализации Программы (январь 2010 года) значение данного показателя составляло 62процента. За счет проведенных мероприятий в 2010 году удалось достигнуть снижения показателя на 1,5 %, т.е. на 1 января 2011 года он составил 60,5 %, что ниже средне-российского показателя 62,0% (по ЦФО-62,8%) 2011 год (оценка) На дорожное хозяйство области в 2011 году направлены ассигнования в объеме 3,5 млрд. рублей, в том числе кредитные средства федерального бюджета, предоставленные области в объеме 1,3 млрд. рублей. Доли расходов по основным направлениям реализации Программы в общем объеме финансирования распределены следующим образом: содержание– 24,0 %, ремонт и капитальный ремонт– 66,0 %, строительство и реконструкция – 6,2 %, межбюджетные трансферты – 3,8 %. На содержание автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, в том числе на безопасность дорожного движения, предусмотрены расходы в размере 837,0 млн. рублей. Данный объем ассигнований составляет 30% от норматива финансовых затрат, утвержденных постановлением Правительства Калужской области.


9.09







Русская старина - 5










4

А.Н.Толстой. «Земля оттич и дедич»

1

12.09




5



Жития.

Житийный жанр в древнерусской литературе.



1


16.09



6

Житие преподобного Сергия Радонежского (фрагменты).

Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.



1

19.09

Анализ текста с учетом жанровой принадлежности

7

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма.



1


23.09


Задания типа С1, С2

8

Народность, сила и красочность языка.

1

26.09







Литература XIX века - 27+5+4










9

А.С.Пушкин. Пушкин – прозаик.

1

30.09




10

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.
представляет собой смысловой центр >>
Данный раздел документа представляет собой смысловой центр: тут сосредоточена сама  идея бизнеса и краткое изложение ее характеристик и реализации, описание жизненного цикла продукта, частота вторичных покупок, а также возможность создания дополнительных ассортиментных линеек, сегментирования основного предложения и прогноз видоизменения продукта вместе с развитием рынка. К примеру, после описания идеи создания Интернет-радиостанции, следует раскрыть следующие вопросы: какой формат вещания будет выбран, как и где будет организована студия, какие уникальные черты будут у этого необычного радио, на какой срок рассчитан данный формат и когда он потребует обновления, что и на каких этапах можно будет ввести в сетку вещания для удержания интереса аудитории, как часто планируется выход коммерческой и альтернативной рекламы. Если эту же главу рассматривать в разрезе пивоваренной линии, то видоизменена она будет лишь в соответствии с продуктом: какое пиво будет выпускаться и чем оно должно привлечь потребителя . Ответом на этот вопрос могут выступать не только качественные характеристики самого пива, а фактором привлечения может быть и легенда торговой марки, например Тинькоф (Россия) или Львовское (Украина). Какие подвиды (ассортимент) пива планируется к выпуску, каков срок жизни будет у каждого из них, который  будет центром продаж. Как будет видоизменена ассортиментная линейка по окончанию первого жизненного цикла товара. Структура бизнес-плана подразумевает, что после ознакомления с анализом рынка и основной идеей, дальнейшее углубление в детали маркетинговой, производственной и административной организации не вызовет у потенциальных инвесторов вопросов почему именно так воплощается задумка. Ответ на этот вопрос должен содержаться в главе «Основная идея» и основываться на фактических рыночных показателях.

1

3.10


Задания типа С1,С2;

11

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

1


7.10

С5.2

12



Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.

1


10.10





13


Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию.

1


14.10





14

Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

1


17.10




15

Историческая правда и художественный вымысел в повести.

1

21.10




16

Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

1

24.10




17

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

4

28.10

Задание типа С5.2

18

Р.р. Написание сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

5

7.11




19

Внеклассное чтение. «Повести Белкина».

1

11.11




Пояснительная записка. >>
Пояснительная записка. Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 8 классы на 35 годовых часов. М. «Просвещение», 2006 год. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной. Задачами курса являются: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьника; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.

20

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

1

14.11

Задания типа С3, С4;


21


«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).

1

18.11


Задания типа В, С1, С2;

22



Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

«Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).


1


21.11




23

Особенности построения поэмы.

3

25.11




24

Р.р. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

5

28.11

Задание типа

С5.2


25

Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

1

2.12


Информирует Межрайонная ИФНС России >>
№ 6 по Забайкальскому краю Наступил срок уплаты налога на доходы физических лиц Сумма НДФЛ, исчисленная физическим лицом на основании налоговой декларации, уплачивается им по месту жительства. Срок уплаты за 2013 год не позднее 15 июля 2014 года. Для оплаты суммы налога предлагаем Вам воспользоваться сервисом «Уплата налогов физических лиц» на сайте ФНС http://www.nalog.ru. Интернет-сервис «Уплата налогов физических лиц» позволяет налогоплательщику - физическому лицу: формировать платежные документы на уплату имущественного, земельного и транспортного налогов до получения Единого налогового уведомления (авансом); формировать платежные документы на уплату налога на доходы физических лиц, а также платежные документы на уплату штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по форме № 3-НДФЛ; формировать платежные документы на уплату задолженности; распечатывать сформированные документы для оплаты в любой кредитной организации или осуществлять безналичную оплату с помощью онлайн-сервисов банков, заключивших соглашение с ФНС России. Также Вы можете скачать форму платежного поручения и самостоятельно ее заполнить. По общему правилу уплата налога производится физическими лицами самостоятельно. Вниманию налогоплательщиков – физических лиц! Межрайонная ИФНС России №6 по Забайкальскому краю сообщает, что срок уплаты земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2013 наступает 5 ноября 2014 года. Налогоплательщикам, не уплатившим имущественные налоги физических лиц в установленный срок, ежедневно на сумму задолженности начисляется пеня. В случае неполучения налогового уведомления на уплату имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по вопросу получения налогового уведомления и соответствующих платежных документов. В случае утраты платежных документов к полученному налоговому уведомлению можно сформировать такие документы c использованием Интернет-сервисов «Уплата налогов физических лиц» и «Заполнить платежное поручение» на сайте www.nalog.ru. Сервис «Уплата налогов физических лиц» позволяет физическим лицам сформировать платежные документы на уплату имущественных налогов, налогов на доходы физических лиц, а также осуществить оплату в наличной форме либо в режиме онлайн. Возможность электронной оплаты начисленных налогов реализована также при использовании Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщиков физических лиц». Телефоны для справок: г. Нерчинск  8 (30242) 4-12-69; 4-12-68. К сведению физических лиц (пенсионеров), плательщиков налога на имущество!



26

«Ревизор». Жизненная основа комедии.

1

5.12




27


Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

1


9.12


Задания типа В,

28

Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

1


12.12

С1, С2

29

Хлестаков и хлестаковщина.

1

16.12

С5.2

30

Общечеловеческое значение комедии.

1

19.12




31


Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.



1


23.12




32

Тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

5

26.12




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации _____________________ В.Д. Шадриков “ _14__ ” __04__________ 2000 г. Номер государственной регистрации _______331 инф/сп______________ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 075400 Комплексная защита объектов информатизации Квалификация - специалист по защите информации Вводится с момента утверждения Москва 2000 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075400 Комплексная защита объектов информатизации. 1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 1.2. Квалификация выпускника - специалист по защите информации. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по специальности 075400 – Комплексная защита объектов информатизации при очной форме обучения составляет 5 лет.

33

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Женитьба».

1

13.01




34

И.С.Тургенев. Особенности прозы писателя.

«Ася». Образ «тургеневской девушки».

1

16.01

Задания типа В, С1, С2;

35

Сложность характера Аси.

1

20.01



36


Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

1


23.01



37


Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

1

27.01




38

Внеклассное чтение. «Вокруг тебя – мир»

Р.р. Домашнее сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася».

1

5


30.01

Задание типа

С5.2


39


Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

1


3.02

Задания типа В, С1, С2;

40


«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

1


6.02




41

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

1

10.02




42

Р.р. Сочинение «Случай, изменивший мой взгляд на мир»

5

13.02

Задание типа

С5.2


43

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Хаджи – Мурат»

1

17.02







Литература конца 19 – начала 20 века - 8










44

СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ >>
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание: СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………….3 1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений………………………3 2. Требования к участку……………………………………………………….……………3 3. Требования к зданию……………………………………………………………..………5 4. Требования к воздушно-тепловому режиму ……………………………………………9 5. Требования к водоснабжению и канализации ………………………………...………11 6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции …………...12 7. Требования к мебели, ее расстановке, учебным доскам и организации учебного места …………………………………………………………………………………...……16 8. Требования к организации учебного процесса ……………………..………..………..20 9. Требования безопасности к учебным изданиям, компьютерным средствам обучения и книжным изданиям ………………………………………………………….…...………29 10. Требования к школьным ранцам и сменной обуви ……………………….…………45 11. Требования к организации питания учащихся ……………………….……………..46 12. Требования к организации медицинского обеспечения ………………….…………53 СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

1

20.02




45


«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

1

24.02

Задание С5.2

46

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

1

27.02

С1, С2;

47


И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. Лирика.

1


2.03




48

Рассказ «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

1

5.03

Задания типа В


49


М.Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни.

1

9.03



50


«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

1



12.03


Задания типа В, С1, С2;


51

М.Горький «Заветы отца».

1

16.03







Литература ХХ века - 10+1










52

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

«Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.



1

19.03

Задания типа В, С3, С4;

С5.3


53



К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение >>
«Детский сад № 19 комбинированного вида» Принята Утверждена Советом педагогов руководителем ДОУ протокол № ____ Ф.И.О. __________ / / от «___» ___________20__г. «___» _______20__г. мп Согласована: Гл. специалист КО ГМР Виноградова Ж.Е._______ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Разработчики: Зам. зав по УВР, в.к.к. Лёвкина О.Н. Учитель – логопед, в.к.к. Иванова С.А. Педагог психолог, в.к.к. Ромаева О.Н. Ленинградская область Гатчинский район посёлок Пудость 2012 г. Структура и содержание образовательной программы № стр 1. Пояснительная записка 1.1 Общие положения. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации программы 1.2. Индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении 1.3. Цели и задачи образовательного учреждения по реализации программы 1.4. Особенности образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) 1.5. Принципы и подходы к формированию программы 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей 2.2.


1



23.03


Задания типа В, С1, С2;


54

Композиция рассказа.

1

3.04




55

Р.р. Сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю»

5

6.04

Задание типа

С5.3


56



А.Т.Твардовский. Сведения о жизни поэта.

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

1



9.04



Задания типа В, С3, С4;

57

История создания и композиция поэмы.

1

13.04




58


Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Народно - поэтическая основа поэмы.

1

16.04




59

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию.

1

20.04


Задания типа В, С1, С2;

С5.3


60

«Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

1

23.04




61


Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.

«Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца»



1



27.04


Задания типа В, С3, С4;


62

Патриотический характер лирики поэта

Анализ стихотворения.



1

30.04





Из зарубежной литературы
Целевые показатели >>
Целевые показатели эффективности реализации Программы института № Целевые показатели 2011 (факт) 2012 2013 2014 Количество лицензированных ООП бакалавриата, ед. 7 8 8 10 Количество лицензированных ООП магистратуры, ед. 1 2 3 3 Количество лицензированных ООП аспирантуры, ед 1 1 1 2 Количество лицензированных программ дополнительного образования, ед. 1 3 4 4 Количество реализуемых укрупненных групп специальностей, ед. 1 1 1 1 Общее количество реализуемых ООП - по ГОС ВПО, ед. - по ФГОС ВПО, ед. 21 15 6 23 13 10 19 8 11 23 10 13 Планируемый прием на первый курс: - бакалавриат, чел. - магистратура, чел. 60 60 - 70 50 20 80 50 30 100 60 40


Литература эпохи Возрождения - 6










63



В.Шекспир. Слово о писателе.

«Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков.

1



4.05


Задания типа В, С1, С2;

64


Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

1


7.05




65



М.Сервантес. Сведения о жизни писателя.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа.



1



11.05





66

Дон Кихот и Санчо Панса.

1

14.05




67


Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

1

18.05




68

П. Мериме. Легенды.

1

21.05




69

Особенности художественной литературы.

1

25.05

Задания

С5.1-5.3


70

Заключительный урок.

4

28.05




Содержание программы учебного предмета (70 часов)

Введение. (1час). Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Народные песни (2 часа)

Исторические песни

Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Для самостоятельного чтения:



К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся).II



Русская старина (5 часов)

Жития

Житие Сергия Радонежского (фрагменты).

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

III

Русская литература XIX – начала ХХ века (35ч.)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер. Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения:

А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и изучения: Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.



«Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения:

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения изучения:



«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.



Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения: «Женитьба».



И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Для чтения и изучения: «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.



Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения: «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.



Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения.

Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».



В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения: «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.



«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения: «Мгновение».



И.А.Бунин. Лирика и проза писателя. Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

М.Горький. Вера писателя в человека.

Для чтения и изучения: «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.



«Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Для самостоятельного чтения: «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии» (по выбору учащихся).



IV

Литература ХХ века (8 ч. + 2ч. + 1ч.)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта. Юмор.



К.Г.Паустовский. Лиризм прозы

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа (роль « ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины. Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.



Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе.

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. рассказы (по выбору учащихся).



Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца». Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

V

Из зарубежной литературы (9 ч. +2 ч.)

Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия.

М.Сервантес. Слово о писателе.

«Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.




Формы и средства контроля

п.п.

Тема

Планируемая дата проведения

Форма контроля



Р/р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

28.10

Классное сочинение



Р/р. Сочинение по поэме Ю.М.Лермонтова «Мцыри»

28.11

Классное сочинение



Р/р. Сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася»

30.01

Домашнее сочинение



Р/р. Сочинение «Случай, изменивший мой взгляд на мир» (после изучения рассказа Л.Н.Толстого «После бала»)

13.02

Классное сочинение



Р/р. Сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю» (после изучения рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»

6.04

Классное сочинение

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Литература. 8 класс. Начальный курс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Автор-составитель: Г.И.Беленький. Москва, «Мнемозина», 2010 г.

2.Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.

3. Г.И.Беленький. Литература в 8 классе. Методические советы. Москва, «Мнемозина», 2010 г.

4.Б.И.Турьянская и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 2000г.

5.И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва, «Вако», 2003 г.



Информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы

http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев

http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»

http://www.aleksandrpushkin.net.ru ˗ Пушкин Александр Сергеевич

http://www.lermontow.org.ru ˗ Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.levtolstoy.org.ru ˗ Толстой Лев Николаевич

http://www.nikolaygogol.org.ru ˗ Гоголь Николай Васильевич

http://www.tolstoy.ru ˗ Лев Толстой и «Ясная Поляна»

http://www.turgenev.org.ru ˗ Тургенев Иван Сергеевич

Приложения

Контрольная работа №1

А.С.ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»



1. Что изучает наука история? Подумайте, какие пове­сти можно назвать историческими.

2. 0 каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется вся повесть и кто ее автор? От чьего лица ведется повествование?

Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили че­рез селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бед­ных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойни­ков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов са­мовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

3. Прочитайте сон П. Гринева. Когда он привиделся гeрою? Чем интересен этот сон? Подумайте, зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существен­ность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуж­дали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моей было опасе­ние, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвраще­ние под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством, я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорче­ния. «Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти и желает с тобою проститься ». Пораженный страхом, я иду за вею в спаль­ню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными липами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он Воро­тился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу, в постеле лежит мужик, с черной бородою, весело на меня погляды­вая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благослове­ния у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хо­тел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о Тела и скользил В кровавых лужах... Страшный му­жик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...» Ужас и недоумение овладели мною:.. И в.эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал Меня за ру­ку, говоря: «Выходи, сударь: приехали»'.

4. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки ха­рактеризует рассказчика и его слушателя?

Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь, мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полете­ли орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Вот даст! — какова калмыцкая сказка?

Затейлива, но жить убийством и разбоем значит по мне кле­вать мертвечину.



5. Почему Петр Гринев, называя Пугачева самозван­цем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?

6. Каким вы представляете себе Петра Андреевича Гри­нева? Как вы думаете, почему его портрета нет в «Капи­танской дочке»?

Контрольная работа №3

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»

1. Что называется комедией? К какому виду литератур­ных произведений относится комедия?

2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, моно­логом, репликой. Приведите примеры из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор пере­дает свое отношение к герою?

Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязан­ность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший чело­век пришел бы в затруднение, но благодаря Богу, все идет благо­получно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ля, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Гос­поди, Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно...» Наградит ли оно или нет, конеч­но, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо со­держатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппови ч (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.

4. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

Самостоятельная работа

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. «ТЕЛЕГРАММА»

1. Почему рассказ К. Г. Паустовского называется «Те­леграмма»?

2. Что называется композицией? Какова композиция рассказа «Телеграмма»?

3.Подумайте, какую роль в рассказе играют Манюшка, Тихон, молоденькая учительница.

4.К. Г. Паустовского считают мастером детали. Поду­майте, какой многозначный смысл заключен в данных вы­ражениях:

а) Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, дол­го засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно — одна жестяная пустота.

б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

в) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась ру­кой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял об­летевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

5. Перечитайте «Телеграмму» и попробуйте найти ка­кие-то еще предметы, выполняющие в рассказе важную роль.

Самостоятельная работа

«ПЕСНЯ О СОКОЛЕ»

афоризмом. В произведе­нии какого писателя 1. Вспомните, что называется прозвучал афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полета»? Как вы понимаете его смысл?

2. Какое содержание в понятие «счастье» вкладывают герои горьковской «Песни о Соколе»?

3. Разъясните значение афоризмов, встретившихся вам в «Песне о Соколе».

а) Летай иль ползай, конец известен: асе в землю лягут, все прахом будет.

б) Рожденный ползать — летать не может!

в) Земли творенье — землей живу я.

г) Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

4. Как заключительные строчка М. Горького аз «Ле­генды о Марко» соотносятся с содержанием «Песни о Со­коле»?

А вы на земле проживете, Как черви слепые живут: Ни сказок о вас не расскажут, Ни



5. Прочитайте описания природы в начале и конце «Песней о Соколе». Что изменилось? В чем особенность пейзажа у Горького? В чем своеобразие композиции «Песий о Соко­ле»?

а) Море огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и не­подвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и сереб­ристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отра­жая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не
скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ни­же наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомон­ные волны, сонно вползая на берег.


Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

б) Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум
сладким ожиданием какого-то откровения.


Все дремлет, во дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гар­монии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тай­ны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, от­куда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения...