Учебная программа по дисциплине рекурсивно-логическое программирование - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Учебная программа по дисциплине рекурсивно-логическое программирование - страница №1/1

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РЕКУРСИВНО–ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Шарапова Л.В.
Для очной формы обучения ВСЕГО 110

лекции 30

семинары 24

Всего аудиторных занятий 54

самостоятельная работа 56
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы:

Общие сведения о языке логического программирования; основные элементы языка и приемы программирования; согласование целевых утверждений; арифметика в языке логического программирования; рекурсивные представления данных и программ; отсечение и способы его использования; ввод и вывод; встроенные предикаты; отладка программ; примеры использования языка логического программирования для решения задач искусственного интеллекта.

ОСНОВЫ ПАЛИНОЛОГИИ >>
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ: Декан географического факультета БГУ ________________ И.И. Пирожник ____________________ Регистрационный № УД-______/р. ОСНОВЫ ПАЛИНОЛОГИИ Учебная программа для специальности: I- 31 02 01 «География» Факультет географический__________________________________________ Кафедра физической географии мира и образовательных технологий_______ Курс (курсы) ___3____ Семестр (семестры) ___5___ Лекции __36________ Экзамен ___-__ Практические (семинарские) занятия _____10______ Зачет _____5_____ Лабораторные занятия _____–______ Курсовой проект (работа) – КСР_____6________ Всего аудиторных часов по дисциплине ____52_____ Всего часов Форма получения по дисциплине __________ высшего образования дневная Составила – д.г.н., профессор Еловичева Я.К. 2012 г. Учебная программа составлена на основании учебной программы по дисциплине «Основы палинологии» для высших учебных заведений по специальности 1-31 02 01 География, утвержденной «22.03» 2011 г. Регистрационный № УД- III / 43 /р. Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры физической географии мира и образовательных технологий Белорусского государственного университета _________________________________ Заведующий кафедрой ________________ Я.К. Еловичева Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом географического факультета Белорусского государственного университета ______________________________ Председатель ________________ М.Н. Брилевский I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные проблемы развития инновационной экономики >>
УТВЕРЖДАЮ Ректор БГТУ _______________И.М. Жарский ___________________________ Регистрационный № УД-___ /баз. Современные проблемы развития инновационной экономики Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальности 1-25 80 04 Экономика и управление народным хозяйством 2013 г. СОСТАВИТЕЛЬ: В.В. Мацкевич – доцент кафедры экономической теории и маркетинга учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», кандидат экономических наук РЕЦЕНЗЕНТЫ: Г.В. Турбан – заведующий кафедрой международного бизнеса учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент; И.П. Воробьев – профессор кафедры экономики и управления на предприятиях учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», доктор экономических наук, профессор. РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой экономической теории и маркетинга учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 11 от 06.06.2013 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № ___ от __________ г.). Ответственный за редакцию: В.В. Мацкевич Ответственный за выпуск: В.В. Мацкевич ПРИМЕРНЫЙ тематический план ДИСЦИПЛИНЫ № п/п Наименование темы количество часов всего лекции практ. занятия 1 Инноватика. Понятие инновационной экономики. Национальная инновационная система 1,5 1 0,5 2 Основные тенденции развития рынка научно-технической и инновационной продукции в условиях глобализации 1,5 1 0,5 3 Система государственного управления инновационной деятельностью 2 1 1 4

Пояснительная записка. >>
Монтаж, наладка и эксплуатация энергетических установок >>
Титульный лист программы обучения по дисциплине (Syllabus) Форма Ф СО ПГУ 7.18.3/37 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Энергетический факультет Кафедра электроэнергетики ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Syllabus) Монтаж, наладка и эксплуатация энергетических установок для студентов специальности 050718 – Электроэнергетика (специализация Электроснабжение) Павлодар Лист утверждения программы обучения по дисциплине (Syllabus) Форма Ф СО ПГУ 7.18.3/38 УТВЕРЖДАЮ Декан энергетического факультета ______________Кислов А.П. «____»__________20__ г. Составитель: профессор, к.т.н. ______________ Кургузов Н.Н. Кафедра «Электроэнергетика» Программа обучения по дисциплине (Syllabus) Монтаж, наладка и эксплуатация энергетических установок для студентов очной формы обучения специальности 050718 Электроэнергетика (специализация Электроснабжение) на базе СОО Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «___»_________20__г. Рекомендована на заседании кафедры от «___»_________20__г. Протокол №___ Заведующий кафедрой_____________ Марковский В.П. «___»_________20__ г. Одобрена учебно-методическим советом энергетического факультета «_____»______________20__г. Протокол №____ Председатель УМС _______________Кабдуалиева М.М. «___»_________20__ г. 1 Сведения о преподавателях и контактная информация Кургузов Николай Николаевич, к.т.н., профессор. Кафедра Электроэнергетики, находится в главном корпусе (А), ул. Ломова, 64, аудитория А-219а, контактный телефон 67-36-26.

Защита информации в социотехнических системах >>
Защита информации в социотехнических системах Учебная программа для высших учебных заведений по специальности I - 39 01 04 Радиоэлектронная защита информации Cогласована с Учебно-методическим управлением БГУИР «7» декабря 2005 г. Составитель: Э.М. Карпушкин, доцент кафедры радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук Рецензенты: Кафедра радиоэлектроники Учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» (протокол № 4 от 23.12.2004 г.); П.Н. Шумский, главный научный сотрудник НПП РУП «СКБ Камертон», кандидат технических наук, доцент Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 3 от 21.10.2005 г. ); Научно-методическим советом по группе специальностей I-39 01 Схемы радиоэлектронных устройств и систем УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 2 от 1.11.2005 г. ) Действует до утверждения Образовательного стандарта по специальности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Защита информации в социотехнических системах» разработана для студентов специальности 1-39 01 04 Радиоэлектронная защита информации высших учебных заведений. Цель дисциплины – изучение современного состояния проблемы безопасности в социотехнических системах (СТС), являющихся сложной совокупностью взаимодействий человека, информационной системы, окружающей среды в условиях влияния на них социальных, экономических, политических, природных, технических и других факторов. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основные угрозы безопасности информационных систем; - современные методы и научно-технические решения по обеспечению защиты информации в СТС; уметь: производить оценку безопасности СТС по заданному критерию; прогнозировать возможные утечки сообщений в СТС; моделировать простейшие системы защиты; овладеть навыками: вероятностного анализа ошибок в сообщении; вероятностного анализа суммарных ошибок на различных уровнях информационного взамодействия. Программа рассчитана на объем 110 часов, в том числе 80 аудиторных. Итоговый контроль знаний студентов обеспечивается проведением экзамена. Содержание дисциплины ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка. Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 8 классы на 35 годовых часов. М. «Просвещение», 2006 год. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной. Задачами курса являются: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьника; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.


Целью изучения дисциплины является изучение основных правил исчисления предикатов; изучение принципов логического программирования; изучения принципов вывода по базе знаний; изучение процедур и директив языка Visual Prolog.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения курса: «Информатика», «Математическая логика», «Дискретная математика», «Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных», «Программирование».

В результате изучения дисциплины каждый студент должен:

    • иметь представление о:

  • методах обработки данных декларативными языками программирования;

  • принципах работы логической машины вывода Пролога;

  • принципах организации баз знаний и методы их хранения,

  • принципах организации ввода-вывода;

  • методах визуального программирования на Прологе.

    • знать:

  • основные понятия и принципы декларативного языка;

  • типы данных, и их внутренне представление;

  • основные и встроенные предикаты языка программирования;

  • программирование сложных типов данных;

  • приемы хранения и представления баз знаний;

  • программирование операций ввода-вывода.

    • уметь:

  • разрабатывать базы знаний;

  • выбирать метод хранения базы знаний;

  • составлять запросы, простые и комбинированные;

  • проводить отладку предикатов программы с использованием метода трассировки;

  • программировать объяснение логического вывода;

  • программировать интерфейс доступа к базе знаний.

Основные виды занятий: лекции и практические занятия.

Основные виды текущего контроля занятий: коллоквиумы.

Основной вид рубежного контроля знаний: экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение.

Задачи и назначение курса. Краткая характеристика языка Пролог. Версии и реализации языка Пролог. Основные сферы применения языка. Альтернативные языки логического программирования.



Тема 2. Логика предикатов первого порядка

Представление объектов в логике предикатов первого порядка. Формулы логики предикатов первого порядка. Проверка общезначимости формулы. Метод резолюций. Этапы приведения формулы к стандартной форме записи. Хорновские дизъюнкты.



Тема 3. Основы языка Пролог

Факты и правила. Предложения. Предикаты. Общие представления о переменных. Цели (запросы) Размещение фактов, правил и запросов.

Комментарии. Сопоставление и унификация. Арифметические вычисления и сравнения. Целочисленная и вещественная арифметика.

Тема 4 . Основные механизмы языка Пролог.

Поиск с возвратом. Прерывание поиска с возвратом: отсечение. Детерминизм и отсечение. Управление поиском решений Факты и правила в качестве процедур. Повтор. Использование отката с петлями. Списки и рекурсия. Работа со списками. Использование списков. Хвостовая рекурсия. Принадлежность к списку. Поиск всех решений для цели сразу. Составные списки. Основные предикаты управления строкой. Преобразования типов. Множества.



Тема 5. Основные разделы Пролог-программ.

Раздел предложений. Раздел предикатов. Раздел доменов. Раздел цели. Описание доменов. Задание типов аргументов при декларации предикатов. Арность (размерность). Синтаксис правил. Автоматическое преобразование типов. Простые объекты данных. Составные объекты данных и функторы. Объявление составных доменов. Запись и чтение.



Тема 6. Размещение базы фактов в Прологе.

Работа с файлами. Внутренняя база фактов. Использование внутренних баз фактов. Предикаты обновления внутренней базы фактов

Создание базы данных, располагающейся в оперативной памяти. Размещение базы фактов во внешней памяти. Предикаты загрузки из файла фактов во внутреннюю базу фактов.

Тема 7. Динамические структуры в Прологе.

Деревья (общие сведения). Формирование дерева. Поиск вершины в дереве. Добавление вершины в дерево. Удаление вершины из дерева. Обходы деревьев. Изображение деревьев.



Тема 8. Средства языка

Работа с экспертом приложений. Использование эксперта окон и диалоговых окон. Эксперт панели инструментов. Создание панели инструментов. Управление панелью инструментов. Создание всплывающего меню. Окно изображения, дерева, редактора. Создание диалогового окна. Окна. Типы окон. Стили окон. Создание и уничтожение окон. Обработчики событий. Доступ к различным видам окон. Упорядочивание и обновление окон. Изменение окон. Перерисовка окна, события от таймера и динамический обмен данными.



Тема 9. Создание элементов управления в Visual Prolog.

Элементы управления. События от элементов управления. Статический текст. Командные кнопки. Флажки. Переключатели. Списки. Раскрывающиеся списки. Редактируемые списки. Полосы прокрутки. Специальные элементы управления. Диалоговые окна. Стандартные диалоговые окна. Меню.



Тема 10. Внешние базы данных в Visual Prolog.

Внешние базы данных в Visual Prolog. Цепочки. Домены внешних баз данных. Обработка баз данных. Стандартные предикаты для В+ деревьев. Программирование внешних баз данных. Вывод содержания базы данных. Защита базы данных. Изменение структуры базы данных.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. И Братко Программирование на языке пролог. Электронный учебник, 2005

  2. А. Адаменко и др. Логическое программирование и Visual Prolog -
    BHV Петербург 2003

  3. Н.И Цуканова, Т.А.Дмитриева, Логическое программирование на языке Visual Prolog, - Горячая линия телеком. 2008


Дополнительная:

  1. П.А Шрайнер Основы программирования на языке Пролог.- ИНТУИТ.ру, 2005

  2. Н.Н Непейвода Стили и методы программирования. ИНТУИТ.ру, 2005

  3. Ф. Джордж, Люгер, Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем, - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003

  4. В. В. Девятков Системы искусственного интеллекта, -Компьютерная литература, 2008