Учебно-методический комплекс дисциплины - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Учебно-методический комплекс дисциплины - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра музыкального и художественного образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: Музыка
Аннотация

Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Музыка.



Дисциплина Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка входит в вариативную часть профессионального цикла (дисциплины по выбору студента) ООП соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (общее кол-во часов — 108, из них 28 - аудиторные занятия (28 — практические занятия) и 80 — самостоятельная работа).

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению: 050100 Педагогическое образование при очной форме обучения — 4 года.
Составными компонентами УМК являются:


1. Аннотация.

Стр. 1

2. Рабочая программа дисциплины Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка по направлению: 050100 Педагогическое образование

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 10

2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Стр. 13


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю
Декан ФКИ

Е.А. Каюмова

"01" сентября 2014 г.

Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 3




Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Музыка
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

1. Цели изучения дисциплины
Цель дисциплины «Хороведение и хоровая аранжировка» – подготовить будущего учителя к профессиональной работе с хоровыми коллективами различного вида, сформировать у студентов теоретические и практические знания основ хорового искусства, научить студента практическим навыкам переложения вокальных, хоровых произведений с одного типа хора на действующий хоровой коллектив или ансамбль.

Задачи курса:

  1. Освоить значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьников.

  2. Дать знания о структуре, типах видах хоровых коллективов, их вокальной организации.
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Голубова Н.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Минералогия с основами кристаллографии» по специальности 011400 «Гидрогеология и инженерная геология» Ростов-на-Дону 2007 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом кафедры минералогии и петрографии Голубовой Н.В. Ответственный редактор доктор геол-мин.наук, проф. Н.И.Бойко Компьютерный набор и верстка зав.кабитеном Т.П.Федулова Печатается в соответствии с решением кафедры минералоги и петрографии геолого-географического факультета ЮФУ, протокол № 6 от 7 февраля 2007 г. Содержание 1. Пояснительная записка 4 2. Рабочая программа 5 2.1. Учебно-тематический план курса 5 3. Тестовые задания 10 4. Контрольные вопросы 18 5. Глоссарий 21 6. Дополнительная литература 24 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания курса является получение студентами необходимых знаний о составе, физических и химических свойствах минералов, об условиях их образования, закономерностях пространственного размещения, породообразующем значении и практическом использовании, понятие о природных минеральных индивидах, видах, разностях, разновидностях, парагенезисе минералов, парагенетических ассоциациях, классификации минералов; знакомство с лабораторными методами изучения минералов, приобретение навыков их определения и описания в полевых и лабораторных условиях. В связи с этим, важное значение приобретает получение студентами сведений о строении кристаллов, их симметрии и форме, символах граней, простых формах и их комбинациях, применение полученных знаний по кристаллографии при изучении минералогии и других дисциплин геологического цикла. При этом учитываются профессиональные интересы студентов, специализирующихся в области гидрогеологии и инженерной геологии. Данный курс является важнейшим при подготовке студентов геологических специальностей, включая специальность «гидрогеология и инженерная геология», поскольку без знания минералогии и кристаллографии невозможно изучение горных пород, а магматические, метаморфические и осадочные образования слагают подавляющую часть земной коры. 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Лекции (18 часов) Тема 1. Минералогия и кристаллография как науки. История их возникновения и развития, основные направления, задачи. Связь минералогии и кристаллографии с другими науками. Понятие о кристалле, пространственной решетке. Важнейшие свойства кристаллов (2 часа).


  3. Раскрыть направления и принципы вокально-хоровой работы, в том числе работы с детскими коллективами.

  4. Овладеть навыками комплексного теоретического, художественно-исполнительского анализа хоровых произведений.

  5. Изучить способы переложений и научиться их применять в соответствии с жанрово-стилистическими особенностями произведений и возможностями хоровых коллективов.

«Хороведение и хоровая аранжировка» тесно связана со всеми предметами учебного плана и наряду с курсами сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки, хоровым классом и практической работой с хором, классом дирижирования и чтения партитур является теоретическим и практическим предметом, дающим общие знания в области работы с хором и хорового письма.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Хороведение и хоровая аранжировка» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы. Ее содержание тесно связано с содержанием дисциплин этого же цикла: «Сольфеджио», «Гармония», «Полифония», «Истории музыки», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс дирижирования и чтения партитур». Дисциплина «Хороведение и хоровая аранжировка» отражает практическую музыкальную деятельность и ее продукты, выполняет познавательную функцию, осмысливает природу музыкального хорового искусства, его роль в культуре и в жизни общества, направлена на осмысление вокально-хорового исполнения как творческой деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ Специальность 050601.65 Музыкальное образование Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Дисциплина «АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ» входит в дисциплины и курсы по выбору студента цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 80, из них 36 ч. - аудиторные занятия и 44 — самостоятельная работа. Квалификация выпускника - учитель музыки. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения — 5 лет. Составными компонентами УМК являются: Аннотация. Стр. 1 Рабочая программа дисциплины ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ по специальности 050601.65 Музыкальное образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 6 2.2 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов Стр. 8 2.3 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену Стр. 8 .МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова «03 сентября »2012 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ 1. Цели и задачи дисциплины

3. Требования к уровню освоения программы


Формируемые компетенции

Результаты освоения дисциплины

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-3

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОК-14

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

Филиал в г >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 4 Лекции 36 часов. Практические занятия 36 часов. Лабораторные работы _0_ часа. Консультации Всего часов аудиторной нагрузки 72 часа. Самостоятельная работа 68 часов. Реферативные работы не предусмотрены Контрольные работы не предусмотрены Зачет - семестр Экзамен 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного «14» марта 2000 г, рег. № 52 мжд/сп. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «23» июня 2011 № 2. Составитель: к. ф.-м. н., доцент В.И. Кондратьева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве

ОПК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК-2

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач

ОПК-4

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

ПК-6

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников

ПК-9

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности

ПК-11

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

По завершении изучения дисциплины студент должен знать: значение хороведения в системе профессиональной подготовки учителя музыки, структуру дисциплины, ее объект, предмет, методологическую основу, ведущие принципы, основные категории, принципы антропоцентрического подхода к вокально-хоровому воспитанию, жанры хорового исполнительства: профессиональное и любительское творчество, типы, виды, вокальную организацию хора, вокально-хоровые технологии, их художественно-коммуникативную природу.



Уметь: обеспечить методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в хоре, выполнять функции дирижера хора.

Владеть: техникой хоровой аранжировки, конкретными приемами хоровых переложений в связи с жанрово-стилистическими, фактурными особенностями произведения, характером мелодики, метро-ритмического рисунка, гармонического языка; технологиями и способами управления хором, различными стилями художественного общения,
Студент должен знать: >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА Институт естественных наук и экологии Кафедра анатомии и физиологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по _________физиологии ЦНС И ВНД_______ (дисциплина) для специальности: 050503 «Психология» Усть-Каменогорск, 2005 Составитель Ракишева Т.Т. ст.преподаватель кафедры анатомии и физиологии УМК обсужден на заседании кафедры анатомии и физиологии Протокол № _____ от «_____» ___Января___ 2005 г. УМК одобрен на методическом Совете института естественных наук и экологии Протокол № _____ от «_____» ___________ 2005 г. Аннотация Учебно-методического комплекса: Современный специалист в области психологии для глубокого понимания механизмов протекания психологических процессов должен владеть всем понятийным арсеналом физиологии ЦНС и ВНД. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Психология». Он содержит тезисы лекций, тематический план курса, задания для выполнения работы с преподавателем во время занятий и самостоятельной работы студента, тематику рефератов и контрольных работ, список рекомендуемой литературы, тестовые задания для самоконтроля, перечень вопросов для зачета. Учебно-методический комплекс поможет студенту ориентироваться в курсе «Физиология ЦНС и ВНД», во многом облегчит усвоение изучаемого материала и сэкономит затрачиваемый труд при освоении дисциплины. Учебно-методический комплекс по курсу «Физиологии ЦНС и ВНД»» для студентов специальности «Психология». /Составитель: Ракишева Т.Т. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ,2005. – Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, 2005 г. 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1. Общие сведения: 1.1 Название дисциплины: Физиология ЦНС и ВНД 1.2. Кафедра анатомии и физиологии 1.3. Ф.И.О. преподавателя: Ракишева Толкын Труспековна. 1.4.Контактная информация: 52-25-98 (рабочий), время пребывания на кафедре согласно расписанию. 1.5. Место проведения: Учебный корпус № 4 1.6. Количество кредитов 1 1.7. Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Лекции СРСП Сем. лаб.з СРС Всего РК 1


4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы и виды учебной работы



Виды учебной работы

Трудоемкость

(час)


Семестр (6)

Всего

Всего

Аудиторные занятия

28

28

Лекции







Практические занятия

28

28

Семинары





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
Документ СМК 3 уровня УМКД УМКД 042–04.01.20.79/03-2013 УМКД Программа дисциплины «Планирование и организация эксперимента» Учебно-методические материалы Редакция №1 от 18.09.2013г УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Планирование и организация эксперимента» 6М070100 – «Биотехнология» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Семей 2013 Содержание 1 Глосарий 2 2 Лекции 3 3 Практические занятия 25 4 Самостоятельная работа студента 30 Лекци № 1 Введение



Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

80

80

Курсовой проект (работа)







Реферат

+

+

Формы текущего контроля

просмотр

+

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачет (6)

Зачет (6)



5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела

дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Само-стоя-тельная работа (час)

ВСЕГО

Лек

ции


практические (семи-нары)

лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 20%)

1

Хоровое исполнительство

2




2







6

2

Хоровой коллектив

2




2







6

ПРОГРАММА дисциплины для студентов >>
Дисциплины «Английский язык» Старший преподаватель Мухамеджанова Д.А. Кокшетау 2011-2012 Ф. 4.02-01 Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова Филологический факультет кафедра иностранных языков Утверждено Решением совета факультета Декан факультета д.ф.н.Баяндина С.Ж 31. 08. 2011г. ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина: Английский язык Специальности: 5В050900 - Финансы 5В050800 - Учет и Аудит 5В051100 - Менеджмент 5В050600 - Экономика 5B070400 – ВТ и ПО Кокшетау Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена на основании типовой учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Алматы-2005 ст.преподавателем английского языка Мухамеджановой Дамежан Айтмаганбетовной Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков « 27 » августа 2011 г. / Протокол № 1 Заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент Жуманбекова Н.З. Одобрено учебно-методической комиссией филологического факультета «_31_» августа 2011 г. / Протокол № 1 / Председатель УМК, ст. преподаватель Хасеинова.Г.С. 2. Данные о преподавателе. Мухамеджанова Д.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков. Тел. 25-57-76, сот. 8 (702) 199 65 67 Время проведения контактных часов и СРСП по расписанию с 8 до 14.00. 3. Данные о дисциплине: английский язык Место проведения: Корпус № 2 (экономический факультет),аудит.422 Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Практические занятия СРСП СРС Всего Форма контроля 1 1 2 30 30 30 90 Текущий контроль Итоговый контроль

3

Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором

4




4




4

7

4

Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с хором

2




2




2

6

5

Средства дирижерской выразительности

2




2




4

6

6

Введение. Аранжировка с четырехголосного женского хора на четырехголосный мужской и наоборот

2




2







7

7

Аранжировка с четырехголосных однородных хоров для четырехголосного смешанного хора и наоборот

2




2







6

Министерство образования и науки Российской Федерации >>
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» (МГЮА имени О.Е. Кутафина) Оренбургский институт (филиал) КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по научной и учебной работе _______________________________________ (подпись, расшифровка подписи) «_______»____________________2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция» (Квалификация (степень)- «бакалавр») Специализация: для всех специализаций Юридический факультет Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная Оренбург 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»/ сост. В.В. Чемеринская — Оренбург: ГОУ ВПО Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины студентам очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030900- Юриспруденция. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Составитель _______________________________ В.В. Чемеринская (подпись) «______»________________________2011 г. Чемеринская В.В.,2011 ГОУ ОИ МГЮА имени О.Е. Кутафина. Содержание

8

Превращение четырехголосного склада изложения однородных хоров в трехголосный

2




2







6

9

Аранжировка четырехголосного смешанного хора на трехголосный смешанный

2




2







6

10

Аранжировка многоголосных смешанных хоров для четырехголосных смешанных

2




2







6

11

Фортепианная фактура вокального произведения как основа хоровой фактуры

2




2







6

12

Переложение для двухголосного детского хора

2




2




Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет права Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» по специальности 030501.65 Юриспруденция; по направлению подготовки 030900 Юриспруденция Автор – Маркунцов С.А. к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права Рекомендована проф. коллегией УМС Одобрена на заседании кафедры «Право» уголовного права Председатель Зав. кафедрой _____________________________ А.Э. Жалинский. «_____» __________________ 2012 г. «____»____________________ 2012 г. Утверждена УС факультета права Ученый секретарь _______________________________ « ____» ___________________2012 г. Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Рабочая программа учебной дисциплины……………………………………4 Пояснительная записка……………………………………………………………4 Тематический план………………………………………………………………...7 Содержание программы…………………………………………………………..9 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины………………...42 Методические рекомендации для преподавателей………………..…………...55 Планы семинарских занятий…………………………………………………….56 Методические рекомендации для студентов………………….………………..61 Тематика рефератов и докладов…………………………………………………62 Формы и методы контроля………………………………………………………64 Вопросы к зачету по учебной дисциплине……………………………………..64 Комплект тестовых заданий по учебной дисциплине…………………………68 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Пояснительная записка




6

13

Переложение для трехголосного хора

2




2







6




Итого

28 часов

(0,8 зач.ед.)




28

часов




10

часов

(36%)

80 часов


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. ХОРОВЕДЕНИЕ
Тема 1. Хоровое исполнительство

Хоровое искусство как одно из разновидностей музыкального искусства. Что представляет собой хоровое исполнительство.Специфические особенности хорового исполнительства:

а) синтетический характер (связь со словом);

б) специфика инструмента человеческого голоса как инструмента хорового искусства;

в) коллективный характер хорового исполнительства;

г) значниие и функции дирижера.



Тема 2. Хоровой коллектив

Понятие о хоре, как о коллективе певцов, организованных для совместного исполнения. Определение хора разными деятелями хоровой культуры. Хор – ансамбль унисонов. Элементы хоровой звучности, как основные компоненты хорового исполнения (ансамбль, дикция, строй). Краткая характеристика. Типы и виды хоров. Вокальная организация хора. Хоровые партии и составляющие их голоса. Диапазоны хоровых партий (общий, рабочий, регистры). Партия детских голосов (дисканты, сопрано). Партии сопрано (колоратурные, лирико-колоратурные, лирические, лирико- драматические, драматические). Партии альтов (меццо-сопрано, контральт). Партии теноров (альтино, лирические, драматические). Партии басов (баританы лирические, драматические, басы высокие, центральные, октависты).

Муниципальное общеобразовательное учреждение >>
«Основная общеобразовательная школа № 12» Особенности программ УМК «Гармония» (1,2 год обучения) Сборник методических материалов Конспекты уроков Нефтеюганск 2008 г Сборник методических материалов подготовила Ковальчук Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов В пособии представлены материалы , отражающие отличительные особенности программ курсов, составляющих учебно-методический комплекс «Гармония» (1,2 год обучения), виды уроков, методы и приемы, формы работы учителя и обучающегося, конспекты уроков. Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………………. 4 Общие особенности УМК «Гармония» ……………………………………………… 5 Способы организации учебной деятельности ……………………………………… 6 Создание проблемной ситуации ……………………………………………………… 6 Формы учебной деятельности ………………………………………………………….. 7 Методические концепции и способы их реализации ………………………………… 8 Математика ( новые методические подходы, их реализация) ………………….. 8 Новый методический подход в обучении решению текстовых задач (подготовительный период) ……………………………………………. 10 Приемы обучения решению текстовых задач ………………………... 11 Новый методический подход к изучению математических понятий, свойств и способов действий …………………………………......... 13 Положительные результаты ………………………………………….. 14 Обучение грамоте (направления курса) ……………………………………………….. 15 Особенности курса обучения грамоте ……………………………….. 16 Артикуляционно-обоснованные условные знаки …………………… 17 Особенности письма ………………………………………………… 18 Русский язык ……………………………………………………………………………… 19 Особенности курса ……………………………………………………… 19 Особенности первого года обучения …………………………………. 20 Методический подход обучения письму под диктовку …………… 21 Особенности второго года обучения ………………………………… 23 Положительные результаты ………………………………………….. 26 Литературное чтение (особенности) …………………………………………………. 27



Тема 3. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором

Подготовительная работа дирижера над партитурой

Подготовительную работу дирижера над партитурой можно условно разделить на три этапа Краткая характеристика трех этапов подготовительной работы дирижера над партитурой: Начальное представление о хоровом произведении. Анализ хорового произведения. Средства художественного воплощения. Сущность каждого этапа:

а) начальное представление о хоровом произведении;

б) анализ хорового произведения;

в) средства художественного воплощения.

Репетиционная работа с хором

Общее знакомство хорового коллектива с хоровой партитурой. Сведения о композиторе, авторе слов, время написания, о конкретных событиях и фактах связанных с созданием произведения, характер, настрое. .Музыкальное прочтение текста. Разбор произведения на «куски». Фразировка, опорные точки к которым стремится мелодия, работа над отдельными, особо трудными оборотами. Приемы, рекомендованные для работы над особо трудными эпизодами (пропевание в замедленном темпе, остановки на звуках и аккордах, ритмическое дробление).



Вокально-хоровая работа в хоре

Значение и основные принципы вокальной работы с хором.

Принципы дыхания в хоровом пении, цепное дыхание. Звукообразование; атака звука и ее типы. Резонаторы, регистры. Позиции звука, опора.

Различные типы звуковедения: легато, нон легато, стаккато.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» _____________________________________________________________________ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Учебно-методический комплекс дисциплины: ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _________ Ф. И.О. «___» _____________ 200 __ г. Конспект лекций Специальность: 030501.65 юриспруденция код ОКСО наименование Ведущий лектор: Примакин Алексей Иванович, профессор кафедры доктор технических наук, профессор ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание) Одобрен на заседании кафедры «___» _________ 200 __ г. протокол № _________ Санкт-Петербург 2006 Содержание

Основные задачи распевания хора. Формы и методы распевания хора.

Задачи упражнений.


    1. распевание хоровых партий, групп всего хора;

    2. распевание на отдельные гласные буквы с закрытым ртом;

    3. распевание с охватом различных участков диапазона и регистров;

    4. работа над штрихами, распевание в различных темпах, ритмах, штрихах;

    5. роль инструментального сопровождения.

Использование распевок на основе хоровых и инструментальных произведений. Принципы отбора вокальных упражнений в работе с детьми. Варианты порядка хоровых распевок.

Работа над ансамблем


Общее понятие об ансамбле. Естественный ансамбль (хоровые партии находятся в равномерных динамических и тесситурных условиях);искусственный ансамбль (неравномерные динамические и тесситурные условия);смешанный ансамбль .

Элементы хорового ансамбля (тембровый, интонационный, дикционный, ритмический, динамический). Ансамбль в зависимости от фактуры изложения музыкального произведения (гомофонно-гармоническая, полифоническая). Ансамбль в звучности между солирующим голосом и аккомпанементом хора. Ансамбль между хором и инструментальным сопровождением. (хоровая звучность доминирует над инструментальной, хоровые и инструментальные части имеют одинаковое значение, инструментальная часть доминирует над хоровой).



Работа над строем

Понятие «строй» в музыке. Строй, как настройка звукоряда по тому или иному принципу точных высотных соотношений: пифагорийский; чистый; темперированный; зонный.

Интонация. Зависимость интонации от правильного звукообразования, дыхания, вокальной позиции. Виды хорового строя:

-мелодический (горизонтальный); интонирование ступеней мажорного и минорного лада вверх и вниз; приемы правильного интонирования интервалов;

-гармонический (вертикальный) ; интонирование созвучий в мажоре и в миноре.

Зависимость строя от метро-ритмической структуры, темпа, характера мелодии и голосоведения, фактуры, динамики, дикции, дыхания (короткое, длинное, цепное), ладо-гармонических факторов.



Работа над дикцией

Хоровое пение, как искусство объединяющее музыку и поэзию; дикция (произношение гласных и согласных звуков); орфоэпия – соблюдение произносительных норм (фонетических и грамматических). Основные принципы ритмической организации стиха.

Работа над техникой правильного и отчетливого произношения. Работа над гласными и согласными; типы гласных (чистые, сонорные);типы согласных, приемы работы

Основными задачами >>
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт музыки, театра и хореографии Кафедра фортепиано Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерный ансамбль» составлен для преподавателей и студентов средних специальных и высших учебных заведений. Содержит методические рекомендации, основные формы работы в ансамблях с участием фортепиано, примерный репертуарный список, отражает особенности данного предмета и педагогических задач. Составитель: старший преподаватель кафедры фортепиано Кадесникова Т.Ю. Рецензент: заведующий кафедрой фортепиано, профессор, Багрова В. В. ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА СД.Ф.02 Камерный ансамбль. Использование сочинений разных стилей для различных составов, включающих фортепиано (со струнными, духовыми, ударными) от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей. В результате изучения данной дисциплины студент должен ознакомиться с историей развития камерного жанра, знать методику работы с ансамблями, освоить и исполнить ряд произведений (трио, квартетов и квинтетов) различных музыкально-исторических эпох, включая и сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Задача Камерного ансамбля – научить студентов слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Камерный ансамбль» с участием фортепиано входит в федеральный компонент учебного плана государственного стандарта по специальности «Фортепиано» и является одной из важнейших дисциплин, формирующих высококвалифицированных музыкантов, сочетающих профессиональное мастерство с художественной направленностью в исполнительской и педагогической деятельности. Дисциплина «Камерный ансамбль» влияет на развитие других форм исполнительского мастерства, а также способствует гармоничному всестороннему развитию музыканта–ансамблиста, так как обучение данному предмету взаимосвязано с изучением ряда теоретических дисциплин. Искусство игры в ансамбле с одним или несколькими партнерами является одной из важнейших сторон в формировании профессионального мастерства молодых музыкантов, помогает более глубокому развитию творческой индивидуальности каждого из участников ансамбля, расширяет границы в области познаний и интересов, знакомит с творчеством композиторов различных стилей, эпох и направлений. Трактовка и исполнение камерных произведений является результатом поисков и размышлений нескольких музыкантов, а поставленные задачи реализовываются объединенными усилиями в долгой и упорной совместной работе.

Логически правильное произношение текста. Речевой такт и логические ударения; логические паузы; без текстовое пение.



Тема 4. Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с детьми

Особенности детского голоса: Устройство и работа голосового аппарата. Фонационное дыхание. Недостатки голосового аппарата в мутационный период: а) у девочек, б) у мальчиков. Работа по активации отдельных частей детского организма, влияющих на работу голосового аппарата. Специализированные упражнения по работе над голосовым аппаратом в мутационный период.

Возрастные особенности: Младшие школьники. Трудности работы с подростками; мутационный период. Начальный период обучения пению. Принципы отбора вокальных упражнений в работе с детьми. Упражнения на одном звуке с закрытым и открытым ртом, упражнения с поступенным расположением звуков, упражнения на интервалы, упражнения на легато, упражнения на стаккато.

Методика обучения детей двухголосному пению

Отбор вокальных упражнений в работе над двухголосием.

Попевки или фрагменты из детских песенок, как способ работы над сложными местами; активизация мягкого неба; организация правильной атаки, четкой, активной, но не грубой; о пользе скороговорок.

Слуховой аналих двухголосных мелодий. Простейшие полифонические формы в работе над двухголосием (секвенции, канон). Особое место двухголосных песен-игр в работе над двухголосием.



Тема 5. Средства дирижерской выразительности

Значение дирижерского жеста в хоровом искусстве. Две функции дирижерского жеста (функция тактирования, функция экспрессивная). Специфика искусства дирижера. Взаимосвязь музыки и движения. Назначение дирижерского жеста, его выразительность (ауфтакт вступления, ауфтакт снятия). Жесты, где творческая свобода дирижера сказывается наиболее ярко; темп и жемт; фермата, пауза, замедления, ускорения; динамика и жест; большая или меньшая величина взмаха; широта и глубина жеста; sub.f и sub. P. Темп и жест. Фактура и жест, артикуляция и жест, фразировка и жест (мелодические линии). Совпадение слухового и зрительного восприятия жеста.


Раздел II. ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА

Тема 1. Введение. Аранжировка с четырехголосного женского хора

на четырехголосный мужской и наоборот

Установочная беседа по курсу аранжировки. Цели и задачи, значение практических навыков в творческой деятельности руководителя хора. Правила аранжировки четырехголосного мужского хора на четырехголосный женский. Правила аранжировки четырехголосного женского хора на четырехголосный мужской.



Тема 2. Аранжировка с четырехголосных однородных хоров для четырехголосного

смешанного хора и наоборот

Правила аранжировки женского четырехголосного хора для смешанного четырехголосного в тесном расположении. Правила аранжировки мужского четырехголосного хора для смешанного четырехголосного в тесном расположении. Правила аранжировки женского и мужского четырехголосного хора для смешанного четырехголосного в широком расположении. Правила аранжировки четырехголосных смешанных хоров для четырехголосных однородных в тесном расположении.Правила аранжировки смешанных четырехголосных хоров для четырехголосных однородных в широком расположении.



Тема 3. Превращение четырехголосного склада изложения однородных

хоров в трехголосный

Способы целенаправленного сокращения хоровых партий. Роль «комбинированного» голоса при аранжировке для трехголосных составов. Допустимые изменения в остальных партиях.



Тема 4. Аранжировка четырехголосного смешанного хора на трехголосный смешанный

Как образуется трехголосный смешанный хор. Какие партии аранжируемого четырехголосного смешанного хора следует поручить голосам трехголосного. «Свободная» мужская партия требует особого внимания. Допустимые отклонения от авторской партитуры.



Тема 5. Аранжировка многоголосных смешанных хоров для четырехголосных смешанных

Правила облегченной редакции. Многоступенчатая аранжировка.



Тема 6. Фортепианная фактура вокального произведения как основа хоровой фактуры

Общие принципы переложения для хора a’cappella и с сопровождением. Основные виды фортепианной фактуры:

а) аккордово-гармонический склад сопровождения

б) полифонический склад сопровождения

в) фигурационный склад сопровождения

г) смешанный склад сопровождения


Тема 7. Переложение для двухголосного детского хора

1. С трехголосного женского хора

Переложение связано с уменьшением числа голосов. Два способа переложения:

а) исключение среднего голоса с сохранением нижнего

б) верхний голос остается без изменения, нижний строится на мелодических оборотах среднего и нижнего голосов.

2. С трехголосного мужского хора

Переложение основано на транспонировании на октаву вверх и далее по принципу переложения с трехголосного женского хора.

3. С четырехголосного женского хора

Переложение осуществляется теми же приемами, что и аранжировка трехголосных партитур. В основном используется второй способ (варьированное построение голоса из трех нижних).

4. С четырехголосного мужского хора

Осуществляется при помощи транспонирования на октаву вверх. Выбор удобной тональности, и далее по принципу переложения с четырехголосного женского хора.

5. Со смешанного хора без сопровождения

Способы переложения:

а) исключить Т и Б, если А мелодически развит и образует с С двухголосие;

б) сохранить Т, а А и Б сократить;

в) составить самостоятельную партию на основе АТ, Б с применением предыдущих способов.

6. Переложение со смешанного хора с сопровождением

Основано на приемах переложения со смешанного хора без сопровождения. При высокой тесситуре подбирается удобная тональность.

7. Переложение одноголосного произведения с сопровождением для двухголосного детского хора

Переложение с основных разновидностей аккомпанемента:

а) аккордовый склад и гармоническая фигурация, мелодия не меняется: второй голос в аккомпанементе переходит путем комбинирования;

б) ритмическая фигурация: применяется прием переложения как с обычных гармонических изложений.



Тема 8. Переложение для трехголосного хора

1. С четырехголосного женского хора осуществляется двумя способами:

а) нижний голос удвоен в одном из верхних голосов (исключается А1)

б) крайние голоса (С1 , А2) без изменений, средний из С2 , А1 путем комбинирования.

2. С четырехголосного мужского хора основана на транспонировании на октаву вверх и далее по принципу переложения с четырехголосного женского хора.

3. Со смешанного хора без сопровождения:

а) С-С1 , А- С2 , Б-А (Б переносится на октаву вверх, Т исключается)

б) С-С1 , Т- С2 , А комбинируется из Б и А.

4. Со смешанного хора с сопровождением основано на способе переложения со смешанного хора без сопровождения.


  1. Переложение с одноголосного произведения с сопровождением для трехголосного детского верхний голос остается без изменения, второй и третий голоса формируются на основе аккомпанемента путем комбинирования.


5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Основная литература:

1. Вишнякова, Т.П. Хрестоматия по практике работы с хором :произведения для женского хора a capella : учебное пособие для вузов/Т. П. Вишнякова, Т. В. Соколова.-Санкт-Петербург [и др.]:Лань [и др.],2009.-71, [1] с.



  1. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : учебное пособие для вузов / В. Л. Живов. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 270 с.

2. Электронынй ресурс (свободный доступ, библиотека ТГПУ): http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=10260

Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. М.:Лань, Планета музыки. -2013. - 112 с.



3. Электронынй ресурс (свободный доступ, библиотека ТГПУ): http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3016

Вишнякова Т. П., Соколова Т.В. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского и смешанного хоров. М.:Лань, Планета музыки. -2012. - 96 с.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Безбородова, Л. А. Дирижирование : учебное пособие для музыкальных вузов и колледжей / Л. А.Безбородова. - М. : Флинта, 2000. - 213 с.
  2. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: Учебное пособие / Г. А. Дмитриевский. - Издательство: Планета музыки, 2007.


  3. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : Учебное пособие для вузов / В. Л. Живов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 270 с.

  4. Ивакин, М. Н. Хоровая аранжировка : учебное пособие для вузов / М. Н. Ивакин. - М. : Владос, 2003. - 222 с.

  5. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия. - М. : Просвещение, 1990. - 206 с.

  6. Ильин, В. Очерки по истории русской хоровой культуры 1й половины ХХ века / В. Ильин. - СПб : Композитор, 2005.

  7. Ильин, В. Очерки по истории русской хоровой культуры. Вторая половина XVII — нач. ХХ века / В. Ильин. - СПб. : Композитор, 2007.

  8. Никольская-Береговая, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до 21 века : учебное пособие для вузов. - М. : Владос, 2003. - 301 с.

  9. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : Учебное пособие для вузов / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. - М. : Академия, 2008. - 187 с.

  10. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка : Учебное пособие / В. А.Самарин. - М. : Академия, 2002. - 351 с.

  11. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : Учебное пособие для муз. училищ / П. В. Халабузарь. - М. : Музыка, 1990. - 173 с.

  12. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений / В. Н. Холопова. - СПб. : Лань, 2006. - 489 с.

  13. Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Птица, Б. Куликов. - Вып. 5, 6. – М., 1990.

Шебалин, В. Хоры / В. Шебалин. – М., 1992.

14. Хрестоматия по дирижированию хором. Без сопровождения и в сопровождении фортепиано : для средних музыкальных учебных заведений : в 4 вып. / сост. Е. Красотина [и др.]. - М. : Музыка. Вып. 4: Без сопровождения и в сопровождении фортепиано. - 2005. - 118 с.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Доступ к электронно-библиотечным системам:

1. ЭБС «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru/products/167

  1. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/query_results.asp

При изучении дисциплины студентам необходимо и полезно посетить сайты с записями классической хоровой музыки, например http://classic-online.ru/ru/composers и др.;

сайты, содержащие нотный материал (электронные библиотеки):

http://igraj-poj.narod.ru/vocal/janr/hor/hor4.html,

http://echo-chorus.narod.ru/repertuar.html,

http://notes.tarakanov.net/arhiv.htm,

http://ru.scorser.com.html,

http://nlib.org.ua/ru/pdf/piano и др.,

музыкальные сайты:

http://musicfancy.net/ru/sheet-music-archive/61,

http://www.classicalforum.ru/index.php?board=3.0,

http://muzlit.net/?cat=16, http://choir.ru/gallery/video/ и др.
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)

Наименование материалов обучения, пакетного программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

I.

Хоровое исполнительство

Авторская коллекция аудиозаписей, видеофильмов на видеокассетах, DVD дисках выступлений хоровых коллективов

музыкальный центр (аудиосистема), мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеомагнитофон

II.

Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором

Авторская коллекция видеофильмов на видеокассетах, DVD дисках выступлений выдающихся дирижеров мирового уровня, хоровых коллективов различных типов и видов

мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеомагнитофон

III

Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с хором

Авторская коллекция видеофильмов на видеокассетах, DVD дисках выступлений детских хоровых коллективов

мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран),

телевизор, видеомагнитофон



IV

Средства дирижерской выразительности

Авторская коллекция видеофильмов на видеокассетах, DVD дисках выступлений выдающихся дирижеров мирового уровня

мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран),

телевизор, видеомагнитофон



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1 Методические рекомендации преподавателю

Преподавателю дисциплины «Хороведение и хоровая аранжировка» необходимо охватить все основные стороны работы с хором и дирижерско-хоровой специальности; его основной задачей является приобретение студентами глубоких и разносторонних знаний по вопросам дирижерско-хоровых дисциплин. Преподаватель, готовясь к занятиям, анализирует вопросы истории русской и зарубежной хоровой культуры, теории хорового искусства, обобщает все стороны хоровой работы, методические разработки известных деятелей культуры хорового исполнительства и преподавания хоровых дисциплин, используя их знания и опыт. Необходимо акцентировать внимание студентов на том, что работа в хоровом классе носит индивидуальный характер, в этой связи важное значение приобретает индивидуальная направленность репертуара, его соответствие возможностям, актуальным задачам развития и индивидуально-творческим интересам обучающегося. Поэтому студенты — будущие учителя музыки должны уметь составлть индивидуальный план по хору, соответствующий требованиям программы и учитывающий индивидуальность каждого ученика. В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены произведения: a cappella, с сопровождением, для разных составов хора (детского, женского, мужского, смешанного). Круг произведений должен охватывать разные эпохи, стили, жанры, классику и современность, духовную и светскую музыку.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, в учебном процессе предусмотрено не менее 20 % от аудиторных часов на использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В данном контексте при изучении дисциплины целесообразно проводить учебные дискуссии (допустимо при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов); разборы конкретных ситуаций; давать кейс-задания (здесь наиболее ценным является сочетание индивидуальной работы студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы. Рекомендуется использовать, например, при анализе вокально-хорового произведения).

В рамках изучения дисциплины предполагается посещение концертных программ музыкальных (в т.ч. хоровых) коллективов г. Томска не менее 2 раз в год, а также концертов коллективов и мастер-классов дирижеров из других городов.
7.2. Методические указания для студентов

Дисциплина изучается в 6 семестре, формой промежуточной аттестации является зачет. Условиями допуска студентов к зачету является выполнение всех заданий и проверочных работ. В усвоении курса большое значение имеет самостоятельная работа студентов, которая предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование музыкальной литературы, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, ведение музыкального словаря, доклады.



Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Разбор хора А.Никольского «Чайка».

  2. Аранжировать «Чья там песня раздается» на трехголосный смешанный хор.

  3. Рассмотреть и проанализировать примеры, сделать свой вариант (Ц.Кюи «Задремали волны»).

  4. Рассмотреть и проанализировать «То не ветер ветку клонит» в обработке А. Егорова, сделать свой вариант.

  5. Рассмотреть и проанализировать отрывок из хорового произведения Ф. Шуберта «Липа», сделать облегченную редакцию для двухголосного детского хора.

  6. Рассмотреть и проанализировать романс С. Рахманинова «Сирень» и сделать переложение для детского трехголосного хора.

  7. Аранжировать четырехголосный женский хор Ц. Кюи «Задремали волны» на четырехголосный мужской хор.

  8. Аранжировать латинскую народную песню в обработке А.Юрьяна «Вей ветерок» с четырехголосного мужского хора на четырехголосный женский хор

  9. Аранжировать латинскую народную песню в обработке А.Юрьяна «Вей ветерок» с четырехголосного мужского хора на четырехголосный смешанный хор.

  10. Аранжировать произведение В. Моцарта «Летний вечер» с четырехголосного смешанного на четырехголосный женский хор.

  11. Аранжировать произведение В. Моцарта «Летний вечер» с четырехголосного смешанного на трехголосный женский хор.

  12. Аранжировать латинскую народную в обработке Д. Цимзе «Чья там песня раздается» с четырехголосного смешанного хора на четырехголосный мужской хор.

  13. Аранжировать латинскую народную в обработке Д. Цимзе «Чья там песня раздается» с четырехголосного смешанного хора на трехголосный мужской хор.

  14. Аранжировать латинскую народную в обработке Д. Цимзе «Чья там песня раздается» с четырехголосного смешанного хора на трехголосный смешанный хор.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1.Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Типы и виды хоров.

  2. Вокальная организация хора. Ее формы.

  3. Хоровые партии.

  4. Роль ансамбля в хоровом исполнении.

  5. Строение и функции голосового аппарата и особенности хового пения.

  6. Характеристика детских голосов.

  7. Технологии и методы вокально-хоровой работы с детьми.

  8. Упражнения в хоре. Формирование вокально-хоровых навыков.

  9. Музыкально-исполнительская артикуляция в хоре.

  10. Работа дирижера над партитурой.

  11. Аранжировать вокальные произведения: М. Глинка «Не упрекай» для четырехголосного смешанного хора, Ф. Шуберт «Зимний вечер» для четырехголосного мужского хора.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль: Музыка).


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

доцентом кафедры



музыкального и художественного образования В.Н. Царевым
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования протокол №_1_от «29» августа 2014 г.

Зав. кафедрой П.Л. Волк


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ

протокол №_1_от «29» августа 2014 г.



Председатель методической комиссии Л.Г. Тимошенко
Рабочая программа составлена с использованием материалов программы по дисциплине «Хороведение и хоровая аранжировка» О.С. Чернявской, 2010 г.