Учебно методический комплекс дисциплины - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Учебно методический комплекс дисциплины - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ


Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042–04.01.20.79/03-2013




УМКД

Программа дисциплины

«Планирование и организация эксперимента»

Учебно-методические материалы


Редакция №1

от 18.09.2013г




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Планирование и организация эксперимента»

6М070100 – «Биотехнология»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей


2013

Содержание





1

Глосарий

2










2

Лекции

3

3

Практические занятия

25

4

Самостоятельная работа студента

30

Лекци № 1 Введение


Введение

Многие специалисты, занятые исследованием тенденций развития российского рынка, отмечают появление плеяды руководителей нового поколения: людей, которых интересуют прибыли не здесь и сейчас, а с перспективой развития, роста их компаний. Никакое развитие предприятия невозможно без планирования процессов функционирования и без их грамотной организации. И тем более это невозможно без использования научных подходов планирования и организации деятельности. Как раз последнее и относится к сфере рассмотрения дисциплины «Планирование и организация эксперимента», о которой пойдет речь в данном пособии.

Проблемами «Планирования и организации эксперимента», насколько можно судить с высоты нашего опыта преподавания дисциплины, является:

• во-первых, ее «заброшенность» – литературы очень мало и датируется она, в своей основе, 70-80-ми годами прошлого века;

• во-вторых, изначально данная дисциплина преподавалась на технических специальностях, и, соответственно, вся та немногая литература, которая имеется, ориентирована на соответствующую отрасль, рассчитанную именно на технически «подкованную» аудиторию.

Учитывая только две перечисленные проблемы, а при желании их можно найти и больше, вполне понятным становится, почему данное пособие актуально. В нем собрано все то, что в разрозненных вариантах есть в других литературных источниках по данной дисциплине, но систематизировано и переложено на простой, доступный студентам язык.

Отдельно хотелось бы остановиться на логике изложения представленного материала. На первый взгляд, первый раздел никоим образом не связан с материалом второго и третьего разделов, а четвертый раздел – вообще стоит особняком. Однако, это не так.

В первом разделе описываются основные понятия, которыми оперирует «Планирование и организация эксперимента». Эти понятия будут встречаться и в остальных разделах, по мере затрагивания проблем исследуемой дисциплины. Во втором и третьем разделах приводится описание статистических методов, с помощью которых проводится предварительный анализ априорной информации, отбор влияющих факторов и построение модели эксперимента.

При использовании большого числа влияющих факторов довольно остро встает вопрос сокращения числа опытов. Именно на это и направлена методика построения дробных реплик, описанная в четвертом разделе. В этом же разделе показано, как можно построить модель эксперимента без использования методики регрессионного анализа.

Таким образом, все четыре раздела пособия логически взаимосвязаны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра музыкального и художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Музыка Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Музыка. Дисциплина Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка входит в вариативную часть профессионального цикла (дисциплины по выбору студента) ООП соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (общее кол-во часов — 108, из них 28 - аудиторные занятия (28 — практические занятия) и 80 — самостоятельная работа). Квалификация (степень) выпускника — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению: 050100 Педагогическое образование при очной форме обучения — 4 года. Составными компонентами УМК являются: 1. Аннотация. Стр. 1 2. Рабочая программа дисциплины Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка по направлению: 050100 Педагогическое образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 10 2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Стр. 13 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова "01" сентября 2014 г. Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка

Дополнительный материал, изложенный в приложениях, содержит информацию по параметрам статистических функций, анализу и планированию экспериментов с использованием статистических функций Exel.

Представленное пособие является своеобразным помощником и проводником в изучении курса «Планирование и организация эксперимента» приобрести элементарные познания в области теории вероятностей и математической статистики.

Введение в теорию «Планирования и организации эксперимента»

1 Введение в теорию «Планирования и организации эксперимента»

Мысль о том, что эксперимент можно планировать восходит к глубокой древности. Пожалуй, как только человек взял в руки палку, он уже начал заниматься проблемами планирования с целью выработки наиболее оптимального способа добычи пропитания. Результатами подобных изысканий, проводившимся в течение столетий, стали современные блага цивилизации. Однако, первобытному человеку, да и средневековому рыцарю в том числе, абсолютно не были знакомы понятия статистики.

Подобная теория появилась (имеется в виду статистика) в начале – середине XX века. Вслед за развитием аппарата статистического анализа, его положения стали применяться и в планировании эксперимента. Автором идеи привлечения статистики в планирование являлся один из основоположников английской школы статистики – Рональд Фишер. Именно он доказал целесообразность использования статистических методов в проблеме поиска оптимальных условий проведения эксперимента. Так появилась совершенно новая наука, имеющая важное практическое значение – «Планирование и организация эксперимента».

1.1 Планирование эксперимента и его задачи. Виды экспериментов

Так что же представляет собой планирование эксперимента? Для того чтобы представить себе этот процесс достаточно сказать, что мы с Вами ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно занимаемся планированием эксперимента, и этот эксперимент называется жизнь.

Давайте для примера представим себе одно наше утро. Просыпаясь утром и собираясь выйти из дома, мы вспоминаем уже заранее намеченные на этот день дела или же намечаем их в эту самую минуту. При этом каждый из нас, рассматривая список предполагаемых дел, сразу проводит корректировку, что он точно способен сделать, что вероятнее всего сделает, на что сил может не хватить, но на всякий случай запишем это в реестр сегодняшних дел и т.д. Таким образом, каждый из нас прикидывает условия существования в дне сегодняшнем, чтобы данный эксперимент (мы все по-прежнему имеем ввиду – жизнь) у нас удался.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС >>
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Голубова Н.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Минералогия с основами кристаллографии» по специальности 011400 «Гидрогеология и инженерная геология» Ростов-на-Дону 2007 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом кафедры минералогии и петрографии Голубовой Н.В. Ответственный редактор доктор геол-мин.наук, проф. Н.И.Бойко Компьютерный набор и верстка зав.кабитеном Т.П.Федулова Печатается в соответствии с решением кафедры минералоги и петрографии геолого-географического факультета ЮФУ, протокол № 6 от 7 февраля 2007 г. Содержание 1. Пояснительная записка 4 2. Рабочая программа 5 2.1. Учебно-тематический план курса 5 3. Тестовые задания 10 4. Контрольные вопросы 18 5. Глоссарий 21 6. Дополнительная литература 24 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания курса является получение студентами необходимых знаний о составе, физических и химических свойствах минералов, об условиях их образования, закономерностях пространственного размещения, породообразующем значении и практическом использовании, понятие о природных минеральных индивидах, видах, разностях, разновидностях, парагенезисе минералов, парагенетических ассоциациях, классификации минералов; знакомство с лабораторными методами изучения минералов, приобретение навыков их определения и описания в полевых и лабораторных условиях. В связи с этим, важное значение приобретает получение студентами сведений о строении кристаллов, их симметрии и форме, символах граней, простых формах и их комбинациях, применение полученных знаний по кристаллографии при изучении минералогии и других дисциплин геологического цикла. При этом учитываются профессиональные интересы студентов, специализирующихся в области гидрогеологии и инженерной геологии. Данный курс является важнейшим при подготовке студентов геологических специальностей, включая специальность «гидрогеология и инженерная геология», поскольку без знания минералогии и кристаллографии невозможно изучение горных пород, а магматические, метаморфические и осадочные образования слагают подавляющую часть земной коры. 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Лекции (18 часов) Тема 1. Минералогия и кристаллография как науки. История их возникновения и развития, основные направления, задачи. Связь минералогии и кристаллографии с другими науками. Понятие о кристалле, пространственной решетке. Важнейшие свойства кристаллов (2 часа).

Точно таким же образом проводятся и промышленные эксперименты. С одной лишь оговоркой. При проведении различных лабораторных, промышленных или других экспериментов существуют какие-то нормативы точности полученных результатов. Ну, например, вес слона к концу проведения откорма должен составлять не менее (5000 ұ 150) кг. И, откармливая слона, вполне естественно вы будете планировать свою животноводческую кампанию с учетом требуемого конечного веса с точностью до 150 кг.

Учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение.

Планирование эксперимента – это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.

При этом, как учит нас теория, необходимо придерживаться следующих ограничений:

1. общее число опытов должно быть по возможности минимальным;

2. необходимо одновременно изменять все переменные, определяющие (влияющие) процесс. Причем это изменение должно происходить по определенным правилам–алгоритмам;

3. при описании исследований необходимо использовать математический аппарат, формализующий действия экспериментатора;

4. в процессе проведения и планирования эксперимента необходимо придерживаться четкой стратегии, позволяющей принимать обоснованные решения после каждой серии экспериментов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ Специальность 050601.65 Музыкальное образование Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Дисциплина «АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ» входит в дисциплины и курсы по выбору студента цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 80, из них 36 ч. - аудиторные занятия и 44 — самостоятельная работа. Квалификация выпускника - учитель музыки. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения — 5 лет. Составными компонентами УМК являются: Аннотация. Стр. 1 Рабочая программа дисциплины ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ по специальности 050601.65 Музыкальное образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 6 2.2 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов Стр. 8 2.3 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену Стр. 8 .МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова «03 сентября »2012 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ 1. Цели и задачи дисциплины

Задачей «Планирования эксперимента» является разработка рекомендаций или производственного процесса на основе исследования предварительных опытных данных для дальнейшей их реализации и построения математической модели исследуемого процесса с целью дальнейшего прогнозирования производства. Как правило, результатами таких исследований являются разработки наиболее оптимальных рекомендаций, технологического процесса, имеющих важные экономические, технические, технологические последствия и влекущих за собой как модернизацию отдельного технологического процесса, так и целого производства.

В зависимости от условий эксперименты делятся на несколько видов:

1) промышленный –

это эксперимент, поставленный в условиях предприятия с целью улучшения производства;

2) научно-исследовательский –

эксперимент, поставленный в научно-исследовательских лабораториях с целью исследования нового или улучшения существующего процесса, явления;

3) лабораторный -

эксперимент, поставленный в научно-исследовательских лабораториях с целью изучения хорошо известного, существующего процесса, явления;

4) оптимальный (экстремальный) –

эксперимент, поставленный с целью поиска наиболее оптимальных условий его реализации в заранее заданном смысле. С математической точки зрения, это эксперимент по поиску экстремумов некоторой функции, отсюда и второе название эксперимента;

5) пошаговый –

эксперимент, состоящий из отдельных серий опытов. Причем условия проведения каждой следующей серии определяются результатами предыдущих.

6) активный -

эксперимент, в ходе которого экспериментатор имеет возможность изменять и/или поддерживать на заданном уровне сколь угодно долго значение параметров, задающих условия проведения эксперимента;

7) пассивный -

эксперимент, в ходе которого экспериментатор НЕ имеет возможности изменять и/или поддерживать на заданном уровне сколь угодно долго значение параметров, задающих условия проведения эксперимента

На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанным активно-пассивным экспериментом.

Филиал в г >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 4 Лекции 36 часов. Практические занятия 36 часов. Лабораторные работы _0_ часа. Консультации Всего часов аудиторной нагрузки 72 часа. Самостоятельная работа 68 часов. Реферативные работы не предусмотрены Контрольные работы не предусмотрены Зачет - семестр Экзамен 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного «14» марта 2000 г, рег. № 52 мжд/сп. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «23» июня 2011 № 2. Составитель: к. ф.-м. н., доцент В.И. Кондратьева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве

Как и в любой другой науке, «Планирование и организация эксперимента» имеет свой собственный язык, т.е. какие-то определенные термины, понятия. Ниже как раз и поговорим об этом.

1.2 Параметры оптимизации и требования, предъявляемые к ним

Прежде, чем проводить любой эксперимент, неважно научный он будет или нет, каждый из нас четко определяет для себя, а чего собственно он ждет в результате своей бурной деятельности? Причем желательно, особенно в случае промышленных или научных экспериментов, чтобы этот результат выражался количественно. В «Планировании и организации эксперимента» результат проведения опытов называется параметром оптимизации или откликом системы на воздействие.

Параметр оптимизации (отклик) – величина, описывающая результат проведенного эксперимента и зависящая от факторов, влияющих на эксперимент.

В зависимости от объекта и цели исследования параметры оптимизации могут быть самыми разнообразными. Введем классификацию параметров оптимизации:

1 класс Экономические параметры оптимизации.

К данному классу относятся прибыль, себестоимость, рентабельность (эти параметры используются при исследовании действующих промышленных объектов), затраты на эксперимент (оценивается в любых исследованиях, в т.ч. и научно-исследовательских).



2 класс Технико-экономические параметры оптимизации.

Среди этих параметров наиболее распространенными являются производительность и коэффициент полезного действия; такие параметры как стабильность, надежность, долговечность связаны с длительными наблюдениями и используются в основном при изучении дорогостоящих ответственных объектов.



3 класс Технико-технологические параметры оптимизации.

К этим параметрам оптимизации относятся физические характеристики продукта, механические характеристики продукта, физико-химические характеристики продукта, медико-биологические характеристики продукта, выход продукта. Как видно из перечня, данная категория параметров оптимизации оценивает качество выпускаемой продукции.



4 класс Прочие.

Эта категория содержит психологические, эстетические, статистические параметры оптимизации. Несмотря на кажущуюся простоту этой группы, данные параметры являются не менее важными, чем все предыдущие. С ростом сложности объекта растет и психологическая нагрузка на исполнителя, отчего очень сильно может измениться качество продукции. Эстетические же параметры прежде всего учитываются в вопросах повышения реализации. В качестве примера выбора параметра оптимизации можно рассмотреть процесс обучения студента. Оценивать успешность проходящего процесса обучения можно различными вариантами, но наиболее оптимальным до сих пор остается балльная оценка знаний обучающегося. Исходя из приведенной выше классификации, данный параметр оптимизации относится, скорее всего, к четвертому виду – прочие.

Студент должен знать: >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА Институт естественных наук и экологии Кафедра анатомии и физиологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по _________физиологии ЦНС И ВНД_______ (дисциплина) для специальности: 050503 «Психология» Усть-Каменогорск, 2005 Составитель Ракишева Т.Т. ст.преподаватель кафедры анатомии и физиологии УМК обсужден на заседании кафедры анатомии и физиологии Протокол № _____ от «_____» ___Января___ 2005 г. УМК одобрен на методическом Совете института естественных наук и экологии Протокол № _____ от «_____» ___________ 2005 г. Аннотация Учебно-методического комплекса: Современный специалист в области психологии для глубокого понимания механизмов протекания психологических процессов должен владеть всем понятийным арсеналом физиологии ЦНС и ВНД. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Психология». Он содержит тезисы лекций, тематический план курса, задания для выполнения работы с преподавателем во время занятий и самостоятельной работы студента, тематику рефератов и контрольных работ, список рекомендуемой литературы, тестовые задания для самоконтроля, перечень вопросов для зачета. Учебно-методический комплекс поможет студенту ориентироваться в курсе «Физиология ЦНС и ВНД», во многом облегчит усвоение изучаемого материала и сэкономит затрачиваемый труд при освоении дисциплины. Учебно-методический комплекс по курсу «Физиологии ЦНС и ВНД»» для студентов специальности «Психология». /Составитель: Ракишева Т.Т. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ,2005. – Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, 2005 г. 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1. Общие сведения: 1.1 Название дисциплины: Физиология ЦНС и ВНД 1.2. Кафедра анатомии и физиологии 1.3. Ф.И.О. преподавателя: Ракишева Толкын Труспековна. 1.4.Контактная информация: 52-25-98 (рабочий), время пребывания на кафедре согласно расписанию. 1.5. Место проведения: Учебный корпус № 4 1.6. Количество кредитов 1 1.7. Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Лекции СРСП Сем. лаб.з СРС Всего РК 1

Рассмотрим требования, предъявляемые к параметрам оптимизации. Требование №1.

Прежде всего, параметр оптимизации должен быть количественным, задаваться числом. Исследователь должен иметь возможность его измерять при любом фиксированном наборе уровней факторов.

Вернемся, к оценке знаний. Не будь балльной оценки знаний, обучающемуся трудно было бы понять насколько его уровень знаний соответствует предъявляемым требованиям.

Множество значений, которые принимает параметр оптимизации, называется областью его определения.

Области определения могут быть дискретными и непрерывными. На практике, как правило, области определения дискретные.

Измерение параметра оптимизации предполагает наличие соответствующего прибора. В случае отсутствия такового по каким-либо причинам, приходится пользоваться приемом, называемым ранжированием: каждому параметру оптимизации присваиваются оценки по заранее выбранной шкале (двухбалльной, пятибалльной и т.д.), и в дальнейшем пользуются такой шкалой ранговой оценки при исследованиях. Фактически, мы качественным ве-

личинам присваиваем количественные значения. Яркий пример ранжированного подхода – балльная система оценки знаний. Требование №2.

Параметр оптимизации должен выражаться одним числом. Не должно возникать таких ситуаций, когда один и тот же параметр описывается разными значениями. В противном случае возникают неясности и разночтения.

Примером таких разночтений может являться несоответствие в прочтении оценок, полученных при обучении. Приведу один яркий исторический пример. Однажды один мой знакомый рассказал, как он посещал Царскосельский лицей и там видел табель А.С. Пушкина. «Представляешь, – воскликнул мой знакомый, – а Пушкин-то был двоечником! У него в табеле одни двойки и колы стоят!» Конечно, можно и огорчиться, какого ужасного неуча записали в гении нации, если бы не одно «НО». В Царскосельском лицее была принята следующая система оценок:

ПРОГРАММА дисциплины для студентов >>
Дисциплины «Английский язык» Старший преподаватель Мухамеджанова Д.А. Кокшетау 2011-2012 Ф. 4.02-01 Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова Филологический факультет кафедра иностранных языков Утверждено Решением совета факультета Декан факультета д.ф.н.Баяндина С.Ж 31. 08. 2011г. ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина: Английский язык Специальности: 5В050900 - Финансы 5В050800 - Учет и Аудит 5В051100 - Менеджмент 5В050600 - Экономика 5B070400 – ВТ и ПО Кокшетау Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена на основании типовой учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Алматы-2005 ст.преподавателем английского языка Мухамеджановой Дамежан Айтмаганбетовной Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков « 27 » августа 2011 г. / Протокол № 1 Заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент Жуманбекова Н.З. Одобрено учебно-методической комиссией филологического факультета «_31_» августа 2011 г. / Протокол № 1 / Председатель УМК, ст. преподаватель Хасеинова.Г.С. 2. Данные о преподавателе. Мухамеджанова Д.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков. Тел. 25-57-76, сот. 8 (702) 199 65 67 Время проведения контактных часов и СРСП по расписанию с 8 до 14.00. 3. Данные о дисциплине: английский язык Место проведения: Корпус № 2 (экономический факультет),аудит.422 Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Практические занятия СРСП СРС Всего Форма контроля 1 1 2 30 30 30 90 Текущий контроль Итоговый контроль

1 – отлично разбирается в предмете, имеет к нему склонность, желание, использует творческий подход;

2 – неплохо разбирается в предмете, изучает без особого рвения, хотя и имеет склонность;

3 – слабо разбирается в предмете, изучает без особого рвения, склонности к предмету слабые;

4 – очень слабо разбирается в предмете, склонностей практически нет, изучает по принуждению;

0 – не разбирается в предмете, склонностей не обнаружено, усвоение предмета практически отсутствует.

Вот тебе и двоечник! К слову сказать, во всем табеле у Пушкина была единственная плохая отметка – ноль по математике. Ну не его это был предмет.

Требование №3.

Однозначность параметра оптимизации в статистическом смысле: заданному набору уровней факторов*) должно соответствовать, с точностью до ошибки эксперимента, одно значение параметра оптимизации. При этом обратное утверждение неверно, т.е. одно и то же значение параметра оптимизации может встречаться для разных наборов факторов.

Приведу пример. Хорошо известно, что для того, чтобы закипятить воду при нормальном давлении необходимо ее нагреть до 100 °С. И сколько бы раз вы не проводили этот опыт, результат будет один и тот же – при нормальном давлении и температуре 100 °С вода закипит. Однако при понижении давления температура кипения воды также снизится, т.е. получаем следующую ситуацию: другое сочетание значений температуры и давления даст тот же результат эксперимента – вода закипит. Требование №4.

Параметр оптимизации должен быть эффективным с точки зрения достижения цели и в статистическом смысле. Фактически, это означает, что выбирать параметр оптимизации необходимо таким образом, чтобы он определялся с наибольшей возможной точностью. Требование №5.

Параметр оптимизации должен удовлетворять требованию универсальности и полноты. Под универсальностью и полнотой параметра понимается его способность всесторонне охарактеризовать объект исследования. Требование №6.

Параметр оптимизации должен иметь физическим смысл, быть простым и легко вычисляемым.

Требование физического смысла объясняется необходимостью дальнейшей интерпретации результатов эксперимента. Вообще говоря, можно

Министерство образования и науки Российской Федерации >>
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» (МГЮА имени О.Е. Кутафина) Оренбургский институт (филиал) КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по научной и учебной работе _______________________________________ (подпись, расшифровка подписи) «_______»____________________2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция» (Квалификация (степень)- «бакалавр») Специализация: для всех специализаций Юридический факультет Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная Оренбург 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»/ сост. В.В. Чемеринская — Оренбург: ГОУ ВПО Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины студентам очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030900- Юриспруденция. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Составитель _______________________________ В.В. Чемеринская (подпись) «______»________________________2011 г. Чемеринская В.В.,2011 ГОУ ОИ МГЮА имени О.Е. Кутафина. Содержание



*) О факторах и их уровнях будет подробно рассказано в следующем параграфе, но, для внесения ясности скажу, что уровни фактора – это те значения, которые фактор может принимать. Например, температура – фактор, значения температуры (0, 20, 100… °С) – его уровни

параметр оптимизации описывать каким угодно выражением или способом, если только потом сможете объяснить, что это описание означает.

Легкость и простота вычислений позволяют проконтролировать правильность вычисления параметра оптимизации в процессе построения модели эксперимента. Требование №7.

И, наконец, параметр оптимизации должен существовать для всех состояний системы.

Если жизнь на Марсе невозможна ни при каких состояниях, то выбирать в качестве результата эксперимента данное требование крайне неразумно.

Исходя из перечисленных требований, видно, что выбрать подходящий параметр оптимизации является делом довольно-таки трудоемким. Однако, именно правильный выбор параметра оптимизации является залогом успеха при дальнейшем планировании, поскольку выбор параметра оптимизации диктует вид математической модели эксперимента.

1.3 Факторы и требования к ним

После того, как выбран объект исследования и определен параметр оптимизации, необходимо определиться с величинами, которые могут влиять на процесс. В «Планировании и организации эксперимента» эти величины называются факторами. Упущенный существенный фактор ведет к абсолютно неправильным прогнозам и модели эксперимента, а лишний несущественный фактор только добавит хлопот при исследовании модели. Обычно рекомендуется использовать при планировании не более 15 факторов, если

же их больше – выбирать наиболее значимые, оставляя менее значительные факторы в стороне.

Фактор – измеряемая величина, описывающая влияние на объект исследования. Каждое значение, принимаемое фактором, называется уровнем фактора.

Так же как и параметр оптимизации, каждый фактор имеет область определения – совокупность всех значений, которые может принимать данный фактор.

Каждый фактор может принимать в опыте одно из нескольких значений. Фиксированный набор уровней нескольких факторов, т.е. их определенных фиксированных значений, будет определять какие-то конкретные условия проведения эксперимента. При изменении хотя бы одного из факторов в таком наборе приведет к изменению и условий и, как следствие, к изменению значения параметра оптимизации.

Для иллюстрации вернемся к примеру с кипящей водой, описанному в предыдущем параграфе. В рассмотренном примере используются два фактора – температура и давление, каждый из которых принимает определенные значения, т.е. принимает определенные уровни. Например, для давления – нормальное давление (760 мм рт. ст.), повышенное давление (скажем, 900 мм рт. ст.), пониженное давление (700 мм рт. ст.); для температуры – 50, 100, 1000 °С. Задавая те или иные значения температуры и давления, мы получим, что в одних случаях вода испариться почти мгновенно, в других – лишь слегка нагреется, в третьих – она закипит. Таким образом, меняя комбинации давления и температуры, говоря научным языком используя разные комбинации уровней двух факторов, мы определяем новые условия для проведения эксперимента и в то же время получаем другой результат.

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет права Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» по специальности 030501.65 Юриспруденция; по направлению подготовки 030900 Юриспруденция Автор – Маркунцов С.А. к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права Рекомендована проф. коллегией УМС Одобрена на заседании кафедры «Право» уголовного права Председатель Зав. кафедрой _____________________________ А.Э. Жалинский. «_____» __________________ 2012 г. «____»____________________ 2012 г. Утверждена УС факультета права Ученый секретарь _______________________________ « ____» ___________________2012 г. Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Рабочая программа учебной дисциплины……………………………………4 Пояснительная записка……………………………………………………………4 Тематический план………………………………………………………………...7 Содержание программы…………………………………………………………..9 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины………………...42 Методические рекомендации для преподавателей………………..…………...55 Планы семинарских занятий…………………………………………………….56 Методические рекомендации для студентов………………….………………..61 Тематика рефератов и докладов…………………………………………………62 Формы и методы контроля………………………………………………………64 Вопросы к зачету по учебной дисциплине……………………………………..64 Комплект тестовых заданий по учебной дисциплине…………………………68 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Пояснительная записка

Если перебрать все возможные наборы состояний, мы получим полное число возможных различных опытов. При этом число различных состояний

системы определяет ее сложность. Если обозначить число факторов, оказывающих влияние на эксперимент, как k, а число уровней, принимаемых каждым из факторов, буквой m, то число возможных состояний системы, т.е. число всех возможных опытов, определяется формулой:

N = mk.

Факторы бывают двух типов: количественные – их можно оценивать количественно: измерять, взвешивать,

титровать и т.п.; качественные – количественно данный фактор задать не удается. Это разные вещества, технологические способы и т.п.

Требования, предъявляемые к факторам. Требование №1.

Факторы должны быть управляемыми, т.е. экспериментатор должен иметь возможность, выбрав нужное значение фактора, поддерживать его постоянным на протяжении всего эксперимента.

Например, температура конфорки, на которую поставили подогревать воду – управляемая величина, мы можем ее величину менять самостоятельно и поддерживать постоянной сколько нам угодно; температура в комнате, где проходит эксперимент – неуправляемая величина, т.к. способов воздействовать на нее у нас практически нет и поддерживать ее на том или ином уровне для экспериментатора проблематично. В этом случае, при планировании эксперимента по нагреву воды мы в качестве фактора можем учитывать лишь первую температуру. Второй же показатель мы можем лишь принять во внимание.

Требование №2.

Фактор должен быть операциональным, т.е. можно указать последовательность действий (операций), необходимых для задания того или иного значения фактора.

Для того, чтобы переключить регулятор температуры на конфорке, каждый из нас предпринимает определенную последовательность действий, и мы можем ее точно описать (подойти к конфорке, повернуть регулятор и т.д.). А попробуйте маленькому ребенку лет трех-четырех просто сказать:

- Включи чайник!

Если он делает это впервые, он просто-напросто вас не поймет. Во втором случае мы имеем дело с нарушением принципа операциональности. Требование №3.

Муниципальное общеобразовательное учреждение >>
«Основная общеобразовательная школа № 12» Особенности программ УМК «Гармония» (1,2 год обучения) Сборник методических материалов Конспекты уроков Нефтеюганск 2008 г Сборник методических материалов подготовила Ковальчук Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов В пособии представлены материалы , отражающие отличительные особенности программ курсов, составляющих учебно-методический комплекс «Гармония» (1,2 год обучения), виды уроков, методы и приемы, формы работы учителя и обучающегося, конспекты уроков. Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………………. 4 Общие особенности УМК «Гармония» ……………………………………………… 5 Способы организации учебной деятельности ……………………………………… 6 Создание проблемной ситуации ……………………………………………………… 6 Формы учебной деятельности ………………………………………………………….. 7 Методические концепции и способы их реализации ………………………………… 8 Математика ( новые методические подходы, их реализация) ………………….. 8 Новый методический подход в обучении решению текстовых задач (подготовительный период) ……………………………………………. 10 Приемы обучения решению текстовых задач ………………………... 11 Новый методический подход к изучению математических понятий, свойств и способов действий …………………………………......... 13 Положительные результаты ………………………………………….. 14 Обучение грамоте (направления курса) ……………………………………………….. 15 Особенности курса обучения грамоте ……………………………….. 16 Артикуляционно-обоснованные условные знаки …………………… 17 Особенности письма ………………………………………………… 18 Русский язык ……………………………………………………………………………… 19 Особенности курса ……………………………………………………… 19 Особенности первого года обучения …………………………………. 20 Методический подход обучения письму под диктовку …………… 21 Особенности второго года обучения ………………………………… 23 Положительные результаты ………………………………………….. 26 Литературное чтение (особенности) …………………………………………………. 27

Точность замера фактора должна быть как можно выше. Степень точности определяется диапазоном изменения факторов. Требование №4.

Факторы должны быть однозначны, т.е. непосредственно влиять на объект исследования. Трудно изменять фактор, который является функцией других факторов.

Например, в качестве влияющего фактора мы бы очень не рекомендовали использовать женское настроение, поскольку трудно понять, что именно влияет на него в ту или иную минуту. А даже если и поймете, то в этом случае в качестве фактора лучше выбрать именно то, что влияет, дабы регулировать это настроение.

При планировании эксперимента редко рассматривается один фактор, обычно берется в рассмотрение сразу несколько факторов. Поэтому возникает необходимость формулировать требования, предъявляемые к совокупности факторов.

Требование №1.

Прежде всего, факторы должны быть совместимы. Совместимость факторов означает, что все их комбинации осуществимы и безопасны. Несовместимость факторов может наблюдаться на границах областей их определения. Избавиться от несовместимости можно, если в каждой области брать подобласть несколько меньшего размера. Положение усложняется, если несовместимость наблюдается внутри областей определения факторов. В этом случае приходится производить разбиение областей определения на несколько подобластей, «вырезая» кусок несовместимости, и ставить несколько планов экспериментов. Требование №2.

При планировании также важна независимость факторов, т.е. возможность установления факторов на каком-либо уровне вне зависимости от значений уровней других факторов. Иначе это требование называют требованием отсутствия корреляции между факторами. Если между факторами наблюдается зависимость среднего или высокого уровня, один из двух факторов не принимают в рассмотрение.

1.4 Выбор модели эксперимента

Нередко при построении модели приходится принимать решение о выборе самого объекта, а именно, какие его характеристики и поведенческие функции следует учитывать, а какие – не вписываются в рамки поставленной задачи. В планировании эксперимента любого исследователя, прежде всего, интересует как поведет себя система, если на нее подействовать определенным образом. При этом ни одного из экспериментаторов абсолютно не интересует, что при этом «чувствует» сама система. Модели подобного рода, когда рассматривается только влияние на объект и его ответ на это влияние без учета внутренних процессов объекта, часто представляются так

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» _____________________________________________________________________ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Учебно-методический комплекс дисциплины: ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _________ Ф. И.О. «___» _____________ 200 __ г. Конспект лекций Специальность: 030501.65 юриспруденция код ОКСО наименование Ведущий лектор: Примакин Алексей Иванович, профессор кафедры доктор технических наук, профессор ________________________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание) Одобрен на заседании кафедры «___» _________ 200 __ г. протокол № _________ Санкт-Петербург 2006 Содержание

черным ящиком. При этом, воздействие на систему интерпретируется как входы черного ящика, а ответ системы на влияние – его выход, рисунок 1.1.

В изучаемой нами теории под моделью также часто понимают модель черного ящика, в которой используется функция, устанавливающая зависимость между параметром оптимизации и факторами, рисунок 1.1:

y = f (x1,x2,K,xk ).

Данная функция носит название функции отклика. С этих позиций, выбрать модель – значит выбрать вид этой функции, записать ее уравнение. Тогда только останется провести эксперимент по вычислению численных коэффициентов данной модели.

Иногда вместо алгебраической формы, т.е. уравнения, функцию отклика удается представить в геометрической форме. В этом случае речь заходит о поверхности отклика. Поиск решения в геометрической форме намного более нагляден, чем в виде уравнения. Однако, если число фактора больше двух, построение функции отклика невозможно, и приходится ограничиваться только алгебраической формой.

Остановимся на поверхности отклика подробнее. Для удобства рассмотрения представим систему, на которую влияют два фактора – х1 и х2. Для того чтобы отобразить модель, достаточно располагать плоскостью с обычной Декартовой системой координат, по осям которых располагаются уровни каждого из факторов. Тогда каждому состоянию системы, т.е. «ящика» будет

соответствовать точка на плоскости. Так как для каждого из факторов существуют области определения, у каждого фактора есть максимальное и минимальное возможные значения, между которыми и изменяется тот или иной фактор. Если факторы совместимы, границы их областей определения образуют на плоскости некоторый прямоугольник – область совместного существования факторов, рисунок 1.2.

X1

X1max


X1min

Область совместного существования факторов

X2min X2max X2

Рисунок 1.2. Пример факторного пространства

Пространство, образованное осями факторов (иногда осями факторов и осью параметра оптимизации), называется факторным пространством.

Чтобы указать значения параметра оптимизации требуется еще одна ось координат – ось отклика. Если ее добавить, графическая модель эксперимента примет вид, представленный на рисунке 1.3. Объект подобного вида носит название поверхности отклика.

Размерность факторного пространства зависит от числа факторов. Однако, если число факторов больше двух, построить поверхность отклика уже нельзя и приходиться ограничиваться только алгебраическим языком, т.е. уравнением функции отклика.

Поверхность отклика



X1max


X1

X2

Область совместного существования факторов

Основными задачами >>
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт музыки, театра и хореографии Кафедра фортепиано Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерный ансамбль» составлен для преподавателей и студентов средних специальных и высших учебных заведений. Содержит методические рекомендации, основные формы работы в ансамблях с участием фортепиано, примерный репертуарный список, отражает особенности данного предмета и педагогических задач. Составитель: старший преподаватель кафедры фортепиано Кадесникова Т.Ю. Рецензент: заведующий кафедрой фортепиано, профессор, Багрова В. В. ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА СД.Ф.02 Камерный ансамбль. Использование сочинений разных стилей для различных составов, включающих фортепиано (со струнными, духовыми, ударными) от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей. В результате изучения данной дисциплины студент должен ознакомиться с историей развития камерного жанра, знать методику работы с ансамблями, освоить и исполнить ряд произведений (трио, квартетов и квинтетов) различных музыкально-исторических эпох, включая и сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Задача Камерного ансамбля – научить студентов слышать в ансамбле все исполняемые партии, согласовать исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Камерный ансамбль» с участием фортепиано входит в федеральный компонент учебного плана государственного стандарта по специальности «Фортепиано» и является одной из важнейших дисциплин, формирующих высококвалифицированных музыкантов, сочетающих профессиональное мастерство с художественной направленностью в исполнительской и педагогической деятельности. Дисциплина «Камерный ансамбль» влияет на развитие других форм исполнительского мастерства, а также способствует гармоничному всестороннему развитию музыканта–ансамблиста, так как обучение данному предмету взаимосвязано с изучением ряда теоретических дисциплин. Искусство игры в ансамбле с одним или несколькими партнерами является одной из важнейших сторон в формировании профессионального мастерства молодых музыкантов, помогает более глубокому развитию творческой индивидуальности каждого из участников ансамбля, расширяет границы в области познаний и интересов, знакомит с творчеством композиторов различных стилей, эпох и направлений. Трактовка и исполнение камерных произведений является результатом поисков и размышлений нескольких музыкантов, а поставленные задачи реализовываются объединенными усилиями в долгой и упорной совместной работе.

Рисунок 1.3. Поверхность отклика

Но для двух факторов можно даже не переходить к трехмерному пространству, а ограничиться плоскостью. Для этого достаточно произвести сечение поверхности отклика плоскостями, параллельными плоскости х1Ох2, и полученные в сечениях линии спроектировать на эту плоскость, рисунок 1.4. Каждая линия, полученная в результате сечения, соответствует постоянному значению параметра оптимизации. Такая линия называется линией равного отклика.

X1

X1max

X1min


Линии равного ^ отклика

X2min


X2max

X2

Рисунок 1.4. Проекция сечений поверхности отклика на плоскость

Как же найти те оптимальные условия эксперимента, которые нас интересуют? Причем было бы неплохо, чтобы этот поиск не требовал особых затрат. В этом случае мы прибегаем к математической модели эксперимента, с помощью которой можно предсказывать отклик системы в тех состояниях, которые экспериментально не изучались. В этом случае появляется возможность прогнозирования результатов эксперимента в точках, являющихся оптимальными в рамках поставленной задачи. И здесь мы переходим к пошаговому принципу.

Однако, прежде, чем приступать к моделированию, необходимо определиться с основными требованиями к поверхности отклика, на основе которой мы и собираемся делать прогнозы.

Требование №1.

Непрерывность поверхности – если к какой-либо точке факторного пространства функция отклика терпит разрыв, нет никакой гарантии, что при реальном осуществлении эксперимента данное состояние либо вообще невозможно, либо приведет к фатальным последствиям. При выборе большого шага перебора уровней факторов можно просто не заметить этот разрыв, «перешагнув» через него, однако вероятность попадания в эту критическую область на практике довольно-таки велика, и результат будет самым непредсказуемым.

Требование №2.

Гладкость поверхности отклика (соображения те же, что и в предыдущем пункте).

Требование №3.

Наличие единственного оптимума. Данное требование, пожалуй, одно из самых важных. При планировании эксперимента поиск оптимума может вестись в разных направлениях – и вправо, и влево. Если же оптимумов не-

сколько, да они еще и неравноценны, нет никакой гарантии, что наткнувшись на один из них, мы посчитаем данный оптимум именно тем решением, которое мы ищем, в то время, как это предположение неверно. Если же оптимум будет единственным, неважно с какой стороны мы будем к нему приближаться.

Суть шагового принципа сводится к следующему. Если нам известен вид поверхности отклика, кроме того, выполняются все требования для нее, можно заранее теоретически выбрать направление, в котором следует двигаться в поисках оптимального решения, будь то максимум или минимуму функции отклика (в зависимости от поставленной цели). Проведя эксперимент в выбранном направлении, по результатам определяемся, в каком направлении двигаться дальше. В конце концов, рано или поздно, реализовывая такие серии экспериментов и постоянно согласовываясь с видом поверхности отклика, мы найдем требуемый максимум.

Вообще говоря, моделей существует великое множество, а нам нужна одна единственная. Чтобы выбрать ее необходимо определиться, какие требования нужно предъявлять к модели.

Требование №1.

Главное требование к модели эксперимента – способность предсказывать дальнейшее направление опытов с требуемой точностью. При этом точность предсказания не должна зависеть от направления, в котором мы двигаемся при планировании, т.е. точность предсказания должна быть одинакова во всех направлениях.

Требование №2.

Адекватность модели. Данное требование означает, что модель действительно должна предсказывать экспериментальные данные.

Требование №3.

Среди всех моделей необходимо выбирать ту, которая является наиболее простой. При этом понятие простоты довольно-таки относительно и зависит от решаемой проблемы. Прежде чем выбирать ту или иную функции

нужно дополнительно задаться вопросом, а что подразумевается в данном случае под простотой – вид уравнения или легкость описания?

Наиболее часто в планировании эксперимента останавливаются на полиномиальных моделях вида

y = b0 – полином нулевой степени;

y = b0 + b1x1 + b2x2 – полином 1-ой степени (линейный);

y = b0 + b1x1 + b2x2 + b12x1x2 + b11x12 + b22x22 – полином 2-ой степени.

Увеличивая степень полинома, можно задать приблизительное описание (аппроксимацию) функции любой сложности. Для экспериментатора же выбор полиномиальной модели позволяет значительно упростить поиск числовых коэффициентов. При выборе степени полинома нужно не забывать о простоте описания. Слишком высокие степени, несмотря на увеличение точности предсказания, редко приветствуется, поскольку с каждой новой степенью затрудняется поиск числовых коэффициентов. При увеличении коэффициентов растет и число опытов, необходимых для их вычисления. Чаще всего экспериментаторы стараются ограничиваться линейными полиномами, а если они недостаточно точны, полиномами второй степени (квадратичными). Дальнейшее увеличение степени полинома ведет, как правило, только к увеличению сложности прогнозирования и не больше.

1.5 Принятие решений перед планированием

Подытоживая все выше сказанное, отмечу, что прежде чем заниматься планированием эксперимента, необходимо определиться с некоторыми вопросами.

I. Во-первых, следует точно определиться с понятием объекта исследования, дав ему точное формальное определение.

II. Во-вторых, прежде чем приступать к эксперименту, необходимо однозначно и непротиворечиво сформулировать основную цель эксперимента, определиться с параметром оптимизации. Параметр оптимизации должен быть единственным, хотя он и может принимать различные значения.

III. В-третьих, необходимо определиться с факторами, влияющими на ход эксперимента и с тем, какие значения принимают эти факторы. Влияющих факторов, вообще говоря, может быть сколько угодно, при этом каждый из них может принимать бесконечное число значений. Однако не следует забывать, что в зависимости от числа факторов и их уровней катастрофически растет и число экспериментов. Выбирая, скажем, порядка двадцати факторов, каждый из которых имеет, например, по два уровня, мы можем обречь себя на долгие годы «мучений».

IV. В-четвертых, необходимо озадачиться поиском области проведения эксперимента. И здесь должны учитываться следующие соображения.

1. Прежде всего необходимо оценить границы областей определения факторов. При выборе границ учитываются ограничения нескольких типов:

a) принципиальные ограничения – для значений факторов, которые ни при каких условиях не могут быть нарушены. Например, температура никак не может по значению оказаться ниже абсолютного нуля;

b) технико-экономические ограничения. Например, стоимость сырья, дефицитность отдельных компонентов, время протекания процесса;

c) конкретные условия проведения процесса – наиболее часто встречающийся тип ограничений. Например, существование аппаратуры, стадия разработки технологии и т.п.

Таким образом, выбор экспериментальной области факторного пространства связан с тщательным анализом априорной1 информации.

2. На втором этапе необходимо найти локальную область для планирования эксперимента. Данная процедура включает в себя два этапа:

a) выбор основного уровня. Наилучшим условиям, определенным из анализа априорной информации, соответствует одна или несколько комбинаций уровней факторов. Каждая комбинация является многомерной точкой в факторном пространстве. Ее можно рассматривать как исходную точку для построения плана эксперимента. Такая точка называется основным или нулевым уровнем. Построение плана сводится к выбору точек, симметричных относительно основной. В разных условиях мы обладаем различной информацией об области наилучших условий. Выбор основной точки легко представить в виде схемы, рисунок 1.5.

b) Выбрав основной уровень, необходимо провести выбор интервалов варьирования. Необходимо выбрать два уровня, желательно симметричных относительно основного, которые называют верхним и нижним уровнями. Обычно за верхний уровень принимается тот, который соответствует наибольшему значению фактора, хотя данное требование и не является обязательным.

Интервалом варьирования факторов называется некоторое число (свое для каждого фактора), прибавление которого к основному уровню дает верхний уровень, а вычитание – нижний уровень.

1 Априорной называется информация, извлеченная из результатов предшествующих опытов. Если информация берется из последующих опытов, она называется апостериорной.

Выбор основного уровня



I

Известна


наилучшая

точка


т

Известна


наилучшая точка и область определения

t
1

Точка лежит внутри области

inr

Точка лежит на границе области



Точка принимается за основной уровень



1

Известна подобласть,

где процесс протекает

достаточно хорошо

Есть специальные соображения по выбору одной из точек

Основной уровень перемещается внутрь области

Ни одной

из точек


нельзя отдать

предпочтения

За основной уровень выбирается наилучшая точка

I

За основной уровень выбирается случайная точка



1

Ставится несколько планов для разных точек



Выбирается случайная точка в подобласти

Рисунок 1.5. Схема выбора основного уровня

Для упрощения записи условий эксперимента и обработки экспериментальных данных масштабы по осям выбираются таким образом, чтобы верхний уровень соответствовал (+1), нижний (–1), а основной – нулю. Это всегда можно сделать с помощью преобразования

x

=

xi -x0 mi

~ где xi – кодированное значение фактора,

xi – истинное значение фактора, x0 – истинное значение нулевого уровня, mi – интервал варьирования, i – номер фактора. Для качественных факторов, имеющих два уровня, один уровень обозначается (+1), другой (–1); порядок значения не имеет. Графически процедуру перекодировки можно предста-

x2







~ x2










1
















-1

0




1

~ x1

-1




-------------►

x1

Рисунок 1.6. Графическое изображение процедуры кодировки факторов

вить как смещение осей факторного пространства в центр области проведения эксперимента, рисунок 1.6 (представлен случай двух факторов).

На выбор интервалов варьирования накладываются естественные ограничения сверху и снизу Интервал варьирования не может быть меньше ошибки фиксирования уровня фактора, иначе верхний и нижний уровни окажутся неразличимыми. С другой стороны, интервал варьирования не может быть настолько большим, чтобы выйти за пределы области определения. Кроме того, выбор интервалов варьирования напрямую зависит от информации относительно кривизны поверхности отклика и о диапазоне изменения параметра оптимизации. В зависимости от этих трех условий выбор интервалов варьирования будет различным.

V. И, наконец, необходимо помнить, что для грамотного исследователя является главной целью не поиск материальных благ, приобретаемых при оптимизации процесса, а построение математической модели объекта исследования, представляющей собой математической уравнение, связывающее параметр оптимизации и факторы, т.е. функции отклика. Наличие функции отклика «под рукой» поможет в дальнейшем решать новые задачи с наименьшими затратами по исследованию объекта.

2 Статистическая проверка статистических гипотез

2.1 Статистические гипотезы. Виды ошибок при выдвижении статистических гипотез

Часто необходимо знать закон распределения генеральной совокупности. Если имеются основания предположить, что он имеет определенный вид, то выдвигают гипотезу: генеральная совокупность распределена по данному закону. Таким образом, в этой гипотезе идет речь о виде предполагаемого распределения.

Другой случай, – когда закон распределения известен, но неизвестны его параметры (среднее, дисперсия). Если есть основания предполагать, что неизвестный параметр Θ равен определенному значению Θ0, , выдвигают гипотезу Θ = Θ0. Таким образом, в этой гипотезе идет речь о предполагаемой величине параметра известного распределения.

Приведенные примеры представляют собой одни из многочисленных вариантов статистических гипотез. Таким образом,

статистической гипотезой называют гипотезу о виде неизвестного распределения или о параметрах известных распределений.

Наряду с первоначально выдвинутой гипотезой рассматривают и противоречащую ей. Если выдвинутая гипотеза будет отвергнута, ее место занимает противоречащая.2 Статистическая проверка статистических гипотез_____________________________30



Нулевой (основной) гипотезой называют первоначально выдвинутую гипотезу. Гипотезу, противоречащую нулевой, называют конкурирующей (альтернативной) гипотезой.

Условно нулевую гипотезу обозначают H0, а альтернативную - H1. Приведу примеры обозначений статистических гипотез и варианты их прочтения:

Н0: x = 15 - основная гипотеза состоит в том, что среднее значение случайной величины Х статистически неразличимо с 15;

Н1: x >15 - альтернативная гипотеза состоит в том, что среднее значение случайной величины Х статистическим различимо и больше 15.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: о равенстве показателей речи не идет. Корректно говорить «статистически неразличимо» или «статистически различимо»

Когда выдвигается гипотеза, всегда существует вероятность, что она может быть правильной или неправильной, поэтому возникает необходимость ее проверки. Поскольку проверку производят статистическими методами, ее называют статистической проверкой.

При выдвижении гипотезы, независимо от того, статистическая она или нет, автор гипотезы берет на себя определенную ответственность. Ведь выдвинутая гипотеза, равно как и результаты ее проверки, могут быть ошибочными. Риск, который возникает при выдвижении статистической гипотезы, так и называют ошибкой, причем существуют ошибки I и II рода.

Ошибка I рода состоит в том, что будет отвергнута гипотеза, в то время как она верна. Ошибка I рода оценивается уровнем значимости α *).

*) Об уровне значимости α и мощности критерия π более подробно будет сказано ниже.

Ошибка II рода состоит в том, что будет принята гипотеза, в то время как она неверна. Ошибка II рода оценивается мощностью критерия π.

При этом последствия таких ошибок могут оказаться весьма различными. Можно привести примеры, когда ошибка I рода влечет за собой более весомые последствия, чем ошибка II рода, и наоборот.

Пример 1. Идет прием у врача. Исследуя симптомы болезни, врач назначает лечение. Помимо лекарств, назначаемых при данных симптомах, врач выписывает некоторые анализы для подтверждения своего диагноза. При этом возможны следующие варианты:

Ошибка I рода. Назначение данных лекарств было правомерно, т.к. первоначальный диагноз оказался верным, что и подтвердили дополнительные анализа, но врач подверг первоначальный диагноз сомнению, т.е. фактически отверг его. Ошибка II рода. Назначение данных лекарств недопустимо, т.к. первоначальный диагноз оказался неверным, что и показали дополнительные анализы, но врач назначил их в соответствии с первоначальным диагнозом, который он фактически принял. Понятно, что в данном примере ошибка II рода приведет к более тяжким последствиям, чем ошибка I рода.

Пример 2. Стоит вопрос о замене строительных материалов, предусмотренных проектом, на другие, поскольку они более доступны и дешевы. Для этого проводится соответствующая экспертиза. При этом возможны следующие ошибки:

Ошибка I рода. Применение предлагаемых в качестве альтернативы строительных материалов невозможно, но эксперт разрешает их использование, т.к. считает их технические характеристики соответствующими нормам.2 Статистическая проверка статистических гипотез

Ошибка II рода. Применение альтернативных материалов возможно, но эксперт запрещает замену. В данном случае ошибка II рода менее тяжела, чем ошибка I рода.

Когда экспериментатор выдвигает ту или иную статистическую гипотезу, он предполагает, что может совершить ошибку. Решение, принимаемое экспериментатором должно иметь альтернативу, т.е. экспериментатор помимо выдвижения гипотезы должен держать наготове ответ на вопрос: «А что, если Вы ошиблись?» Про такую ситуацию говорят, что экспериментатор закладывает в гипотезу ошибку того или иного рода. Ошибку какого рода заложить в свою гипотезу экспериментатор решает в зависимости от тяжести последствий при совершении ошибки.

Чтобы было более-менее понятно, о чем идет речь, проиллюстрируем данные соображения на примере приема у врача, описанного выше. Фактически, назначая дополнительные анализы для подтверждения диагноза, врач закладывает в свою гипотезу ошибку первого рода, т.е. первоначальный диагноз может оказаться верным, но врач не верит без дополнительной проверки. Кстати, из этих же соображений врач первоначально, пока не выяснит окончательно диагноз, назначает лекарства лишь облегчающие симптоматику, но не решающие все кардинально. Согласитесь, в этом примере ошибка первого рода несет наименьшие последствия, и врач поступает правильно.

Хотя никто ему не запрещает заложить в свое решение ошибку второго рода: в этом случае врач начинает кардинальное лечение заболевания, рискуя назначить неправильное лечение при ошибочном первоначальном диагнозе. Думается, такого рода примеры известны из Вашей практики или практики Ваших знакомых.

2.2 Статистические критерии

Когда любой из нас проводит проверку чего-либо, принимает какое-либо решение, всем бывает необходим критерий соответствия полученного результата ожиданиям, тем или иным требованиям и т.д. Например, при покупке дивана человек оценивает его на соответствие многим критериям: габариты, цвет, форма… Точно также обстоит дело и в статистике. Только в данном случае необходимы критерии для проверки соответствия выдвинутой статистической гипотезы реальному положению дел. И критерии, соответственно, должны быть статистические.

Статистическим критерием (или просто критерием, критерием согласия) называют критерий проверки гипотезы о предполагаемом законе распределения случайной величины или значениях параметров распределений случайной величины.

При этом значение критерия, вычисленное по экспериментальным данным, называют наблюдаемым значением критерия Кнабл.

Статистические критерии работают на всем множестве значений числовой прямой в пределах (-∞; +∞). При этом вся эта числовая прямая делится на два типа подобластей: критическую и область принятия гипотезы (решения).

Критической областью называют совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу отвергают.

Областью принятия гипотезы (областью допустимых значений) называют совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают.

2 Статистическая проверка статистических гипотез

Критическими точками (границами) kкр называют точки, отделяющие критическую область от области принятии решений.

Различают одностороннюю и двустороннюю критические области. Первая, в свою очередь, делится на правостороннюю и левостороннюю.

Правосторонней критической областью называют критическую область, определяемую неравенством Кнабл > kкр, где kкр – положительное число (см. рисунок 2.1,а).

Левосторонней критической областью называют критическую область, определяемую неравенством Кнабл < kкр, где kкр – отрицательное число (см. рисунок 2.1,б).

Двусторонней критической областью называют критическую область, определяемую неравенствами Кнабл < kкр.1 и Кнабл > kкр.2, где kкр.2 > kкр.1 (см. рисунок 2.1,в).

Если критические точки двустороннего критерия выбирать симметрично, то определение двусторонней критической области перепишется как | Кнабл | > kкр (см. рисунок 2.1,г).

Рисунок 2.1. Графическое отображение критических областей. Штриховкой показаны критические области

Фактически, как видно из определений выше, нам необходимо каким-либо способом определить расположение двух выше названных подобластей, посмотреть в какую из них попало наблюдаемое значение критерия Кнабл, и на основе таких простейших сравнений определиться принять основную гипотезу или нет. В общем случае алгоритм проверки основной гипотезы с помощью критериев согласия примет вид, рисунок 2.2.

С логической и понятийной точки зрения все достаточно просто. Но с практической позиции сразу же возникает вполне естественный вопрос, как отыскать критическую точку? Для ее отыскания задаются достаточно малой вероятностью – уровнем значимости α.

Уровнем значимости α называют вероятность, при которой событие (в данной определенной задаче) практически невозможно, т.е. это вероятность того, что исследуемое событие при данных условиях не произойдет. С точки зрения проверки статистических гипотез, уровень значимости – вероятность того, что наблюдаемое значение критерия попадет в критическую область:

P(Кнабл > kкр) = α.

Вероятность того, что наблюдаемое значение критерия попадет в область допустимых значений называют доверительной вероятностью (надежностью)

P = 1–α.

С общих позиций, надежностью называют вероятность того, что имеет место описываемое событие.

2 Статистическая проверка статистических гипотез

Альтернативная гипотеза Н1 объявляется основной. Формулирование новой альтернативной гипотезы Н2

Формулирование основной гипотезы Н0



I

Формулирование альтернативной гипотезы Н1. Определение вида критической области



следующая страница >>