Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Минералогия с основами кристаллографии» по специальности 011400 «Гидрогеология и ин - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Минералогия с основами кристаллографии» - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Голубова Н.В.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины

«Минералогия с основами кристаллографии»

по специальности 011400

«Гидрогеология и инженерная геология»


Ростов-на-Дону

2007
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом кафедры минералогии и петрографии Голубовой Н.В.

Ответственный редактор доктор геол-мин.наук, проф. Н.И.Бойко

Компьютерный набор и верстка зав.кабитеном Т.П.Федулова

Печатается в соответствии с решением кафедры минералоги и петрографии геолого-географического факультета ЮФУ, протокол № 6 от 7 февраля 2007 г.



Содержание
1. Пояснительная записка 4

2. Рабочая программа 5

2.1. Учебно-тематический план курса 5

3. Тестовые задания 10

4. Контрольные вопросы 18

5. Глоссарий 21

6. Дополнительная литература 24

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания курса является получение студентами необходимых знаний о составе, физических и химических свойствах минералов, об условиях их образования, закономерностях пространственного размещения, породообразующем значении и практическом использовании, понятие о природных минеральных индивидах, видах, разностях, разновидностях, парагенезисе минералов, парагенетических ассоциациях, классификации минералов; знакомство с лабораторными методами изучения минералов, приобретение навыков их определения и описания в полевых и лабораторных условиях. В связи с этим, важное значение приобретает получение студентами сведений о строении кристаллов, их симметрии и форме, символах граней, простых формах и их комбинациях, применение полученных знаний по кристаллографии при изучении минералогии и других дисциплин геологического цикла.

При этом учитываются профессиональные интересы студентов, специализирующихся в области гидрогеологии и инженерной геологии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ Специальность 050601.65 Музыкальное образование Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Дисциплина «АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ» входит в дисциплины и курсы по выбору студента цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 80, из них 36 ч. - аудиторные занятия и 44 — самостоятельная работа. Квалификация выпускника - учитель музыки. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения — 5 лет. Составными компонентами УМК являются: Аннотация. Стр. 1 Рабочая программа дисциплины ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ по специальности 050601.65 Музыкальное образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 6 2.2 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов Стр. 8 2.3 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену Стр. 8 .МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова «03 сентября »2012 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 АРТ-ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ 1. Цели и задачи дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ >>
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Кафедра музыкального и художественного образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Музыка Аннотация Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Музыка. Дисциплина Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка входит в вариативную часть профессионального цикла (дисциплины по выбору студента) ООП соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (общее кол-во часов — 108, из них 28 - аудиторные занятия (28 — практические занятия) и 80 — самостоятельная работа). Квалификация (степень) выпускника — бакалавр. Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению: 050100 Педагогическое образование при очной форме обучения — 4 года. Составными компонентами УМК являются: 1. Аннотация. Стр. 1 2. Рабочая программа дисциплины Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка по направлению: 050100 Педагогическое образование Стр. 2 2.1. Список рекомендуемой литературы Стр. 10 2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Стр. 13 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФКИ Е.А. Каюмова "01" сентября 2014 г. Б.3.В.15 Хороведение и хоровая аранжировка

Студент должен знать: >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА Институт естественных наук и экологии Кафедра анатомии и физиологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по _________физиологии ЦНС И ВНД_______ (дисциплина) для специальности: 050503 «Психология» Усть-Каменогорск, 2005 Составитель Ракишева Т.Т. ст.преподаватель кафедры анатомии и физиологии УМК обсужден на заседании кафедры анатомии и физиологии Протокол № _____ от «_____» ___Января___ 2005 г. УМК одобрен на методическом Совете института естественных наук и экологии Протокол № _____ от «_____» ___________ 2005 г. Аннотация Учебно-методического комплекса: Современный специалист в области психологии для глубокого понимания механизмов протекания психологических процессов должен владеть всем понятийным арсеналом физиологии ЦНС и ВНД. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Психология». Он содержит тезисы лекций, тематический план курса, задания для выполнения работы с преподавателем во время занятий и самостоятельной работы студента, тематику рефератов и контрольных работ, список рекомендуемой литературы, тестовые задания для самоконтроля, перечень вопросов для зачета. Учебно-методический комплекс поможет студенту ориентироваться в курсе «Физиология ЦНС и ВНД», во многом облегчит усвоение изучаемого материала и сэкономит затрачиваемый труд при освоении дисциплины. Учебно-методический комплекс по курсу «Физиологии ЦНС и ВНД»» для студентов специальности «Психология». /Составитель: Ракишева Т.Т. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ,2005. – Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, 2005 г. 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1. Общие сведения: 1.1 Название дисциплины: Физиология ЦНС и ВНД 1.2. Кафедра анатомии и физиологии 1.3. Ф.И.О. преподавателя: Ракишева Толкын Труспековна. 1.4.Контактная информация: 52-25-98 (рабочий), время пребывания на кафедре согласно расписанию. 1.5. Место проведения: Учебный корпус № 4 1.6. Количество кредитов 1 1.7. Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Лекции СРСП Сем. лаб.з СРС Всего РК 1

ПРОГРАММА дисциплины для студентов >>
Дисциплины «Английский язык» Старший преподаватель Мухамеджанова Д.А. Кокшетау 2011-2012 Ф. 4.02-01 Министерство образования и науки Республики Казахстан Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова Филологический факультет кафедра иностранных языков Утверждено Решением совета факультета Декан факультета д.ф.н.Баяндина С.Ж 31. 08. 2011г. ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина: Английский язык Специальности: 5В050900 - Финансы 5В050800 - Учет и Аудит 5В051100 - Менеджмент 5В050600 - Экономика 5B070400 – ВТ и ПО Кокшетау Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена на основании типовой учебной программы по общеобразовательным дисциплинам. Алматы-2005 ст.преподавателем английского языка Мухамеджановой Дамежан Айтмаганбетовной Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков « 27 » августа 2011 г. / Протокол № 1 Заведующий кафедрой, к.ф.н., доцент Жуманбекова Н.З. Одобрено учебно-методической комиссией филологического факультета «_31_» августа 2011 г. / Протокол № 1 / Председатель УМК, ст. преподаватель Хасеинова.Г.С. 2. Данные о преподавателе. Мухамеджанова Д.А. - старший преподаватель кафедры иностранных языков. Тел. 25-57-76, сот. 8 (702) 199 65 67 Время проведения контактных часов и СРСП по расписанию с 8 до 14.00. 3. Данные о дисциплине: английский язык Место проведения: Корпус № 2 (экономический факультет),аудит.422 Выписка из учебного плана: Курс Семестр Кредиты Практические занятия СРСП СРС Всего Форма контроля 1 1 2 30 30 30 90 Текущий контроль Итоговый контроль

Правительство Российской Федерации >>
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет права Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» по специальности 030501.65 Юриспруденция; по направлению подготовки 030900 Юриспруденция Автор – Маркунцов С.А. к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права Рекомендована проф. коллегией УМС Одобрена на заседании кафедры «Право» уголовного права Председатель Зав. кафедрой _____________________________ А.Э. Жалинский. «_____» __________________ 2012 г. «____»____________________ 2012 г. Утверждена УС факультета права Ученый секретарь _______________________________ « ____» ___________________2012 г. Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Рабочая программа учебной дисциплины……………………………………4 Пояснительная записка……………………………………………………………4 Тематический план………………………………………………………………...7 Содержание программы…………………………………………………………..9 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины………………...42 Методические рекомендации для преподавателей………………..…………...55 Планы семинарских занятий…………………………………………………….56 Методические рекомендации для студентов………………….………………..61 Тематика рефератов и докладов…………………………………………………62 Формы и методы контроля………………………………………………………64 Вопросы к зачету по учебной дисциплине……………………………………..64 Комплект тестовых заданий по учебной дисциплине…………………………68 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Пояснительная записка

Данный курс является важнейшим при подготовке студентов геологических специальностей, включая специальность «гидрогеология и инженерная геология», поскольку без знания минералогии и кристаллографии невозможно изучение горных пород, а магматические, метаморфические и осадочные образования слагают подавляющую часть земной коры.

Министерство образования и науки Российской Федерации >>
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина» (МГЮА имени О.Е. Кутафина) Оренбургский институт (филиал) КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по научной и учебной работе _______________________________________ (подпись, расшифровка подписи) «_______»____________________2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция» (Квалификация (степень)- «бакалавр») Специализация: для всех специализаций Юридический факультет Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная Оренбург 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины «История государства и права зарубежных стран»/ сост. В.В. Чемеринская — Оренбург: ГОУ ВПО Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины студентам очной, очно-заочной и заочной форм обучения специальности 030900- Юриспруденция. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Составитель _______________________________ В.В. Чемеринская (подпись) «______»________________________2011 г. Чемеринская В.В.,2011 ГОУ ОИ МГЮА имени О.Е. Кутафина. Содержание



2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Лекции (18 часов)
Тема 1.

Минералогия и кристаллография как науки. История их возникновения и развития, основные направления, задачи. Связь минералогии и кристаллографии с другими науками. Понятие о кристалле, пространственной решетке. Важнейшие свойства кристаллов (2 часа).

Федеральное агентство связи >>
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная университет телекоммуникаций и информатики» Кафедра ____Систем связи_______________________________________ (наименование кафедры) «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой __Систем связи_ наименование кафедры ____________________ _Васин Н.Н._____ подпись, Фамилия И.О. « _30_ » __августа__ 2012_ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ______ Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей _______ (наименование учебной дисциплины) Для направления/специальности: _210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»_______________________ (код и наименование направления (специальности) подготовки) Обсуждено на заседании кафедры «__30_» ____августа____ 2012_ г. протокол № ___1______ Самара 2012 Федеральное агентство связи Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» __________________________________________________________________________ Кафедра ___Систем связи________________________________________ (наименование кафедры) КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ________Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей_______ (наименование учебной дисциплины) по специальности (направлению подготовки): 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» наименование специальности (направления подготовки) Самара 2012 УДК 621.391 Составители: Марыкова Л.А., Корнилов И.И. Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей. Конспект лекций. – Самара.: ПГУТИ, 2012. – 203 с. Основные закономерности передачи информации в системах, основные виды сигналов, используемых в телекоммуникационных системах, особенности передачи различных сигналов по каналам и трактам телекоммуникационных систем; принципы, основные алгоритмы и устройства цифровой обработки сигналов; принципы построения телекоммуникационных систем различных типов и способы распределения информации в сетях связи; современные и перспективные направления развития телекоммуникационных сетей и систем. Рецензент: Васин Н.Н.. – к.т.н., профессор кафедры « Систем связи » ГОБУВПО ПГУТИ Содержание конспекта лекций Список сокращений и обозначений..................................................................7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ >>
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Формы и функции уголовного судопроизводства» Для специальности 030501 – юриспруденция Составители рабочей программы к.ю.н., доцент Абашева Ф.А. Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» ____________ 200___ г. Зав. кафедрой _______________________/_________________________/ Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г. Председатель МК ____________________/_________________________/ ИЖЕВСК 2007 Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности 030501 - юриспруденция 1.Общие требования к образованию дипломированного специалиста: Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Юрист должен: обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Кафедра педагогики >>
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» (ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы») Кафедра педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине ОПД.Ф.02 ПЕДАГОГИКА (Теория обучения. Педагогические технологии). для специальности 033100 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Уфа 2011 МОДУЛЬ I Нормативные материалы СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ I ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Выписка из ГОС 1.Цели и задачи 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины 3.Объем дисциплины и виды учебной работы 4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий 4.2.Содержание разделов дисциплины 4.3.Лабораторный практикум (содержание семинаров) 5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1.Рекомендуемая литература 5.1.1.Основная 5.1.2.Дополнительная 5.2.Средства обеспечения освоения дисциплины 6.Материально–техническое обеспечение дисциплины

Филиал в г >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве Курс 2, семестр 4 Лекции 36 часов. Практические занятия 36 часов. Лабораторные работы _0_ часа. Консультации Всего часов аудиторной нагрузки 72 часа. Самостоятельная работа 68 часов. Реферативные работы не предусмотрены Контрольные работы не предусмотрены Зачет - семестр Экзамен 4 семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного «14» марта 2000 г, рег. № 52 мжд/сп. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической комиссии филиала, протокол от «23» июня 2011 № 2. Составитель: к. ф.-м. н., доцент В.И. Кондратьева МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Филиал в г. Арсеньеве РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» Шифр и название специальности (направления) подготовки Форма обучения очная Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве


Литература

1. Бондарев В.П.Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С.5-21.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогия. – М.: Высшая школа, 1971. С.6-18.

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Филиал УдГУ в г. Воткинске Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Культурология» для специальности 060400 «Финансы и кредит» очная форма обучения Воткинск 2009 Cоставитель УМК: доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат исторических наук _______ Т.О. Санникова Рецензент: кандидат наук по культурологии, доцент кафедры культурологии факультета искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета Л.Е. Добрейцина Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_16_» __января_2009_ г. протокол № 1 Зав. кафедрой ________ В.А. Викулов Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» предназначен для студентов дневного отделения специальности «Финансы и кредит». Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной работе, тематику рефератов, характеристику основного оборудования, список основной и дополнительной литературы. ©Филиал УдГУ в г.Воткинске, 2009 ©Санникова Т.О., 2009 ­­­­­ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Культурология» для специальности 060400 «Финансы и кредит» очная форма обучения Курс I Семестр I Всего аудиторных часов 36 Лекции, ч. 24 Лабораторные работы, ч.-- Практические (семинарские) занятия, ч.10 Самостоятельная работа, ч. 36 Зачет (семестр) I Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060400 «Финансы и кредит». Cоставитель рабочей программы доцент, кандидат исторических наук _______ Т.О. Санникова

3. Попов Г.М., Шафрановский И.И. Кристаллография. – М.: Высшая школа, 1972. С. 5-26.


Тема 2.

Общие понятия симметрии кристаллов. Элементы симметрии. 32 вида симметрии. Сингонии. Простые формы и комбинации простых форм. Открытые и закрытые формы. (2 часа).


Литература

  1. Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии элементами петрографии. - М.: Высшая школа, 1986. С. 25-43.

  2. Попов Г.М., Шафрановский И.И. Кристаллография. – М.: Высшая школа, 1972. С. 50-124.


Тема 3.

Понятие о минерале, минеральном индивиде, минеральном виде, минеральной разновидности. Изоморфизм и полиморфизм. Диагностические свойства минералов. Классификация минералов. Генезис минералов. Минералообразование при магматическом процессе. Пегматитовое минералообразование. Послемагматическое минералообразованиею Минералообразование при гипергенезе и осадочном процессе. Минералообразование при метаморфизме. Парагенезис минералов. Парагенетические ассоциации. (2 часа).


Литература

1.Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 72-74; 79-96; 170-194.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 39-45; 136-143; 163-169.
Тема 4.

Самородные минералы. Классификация и общая характеристика отдельных представителей класса: золота, серебра, платины, меди, алмаза, графита, серы.

Сульфиды. Систематика и общая характеристика отдельных представителей класса: пирита, марказита, арсенопирита, пирротина, пентландита, молибденита, галенита, сфалерита, халькозина, борнита, ковеллина, киновари, аурипигмента, реальгара, антимонита (2 часа).
Литература

1.Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 96-142.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 171-248.
Тема 5.

Галоиды. Систематика и общая характеристика представителей класса: галита, сильвина, карналлита, флюорита.

Кислородные соединения. Окислы и гидроокислы. Общая характеристика наиболее важных представителей класса: корунда, гематита, касситерита, рутила, ильменита, магнетита, хромита, шпинели, гетита, гидрогетита, псиломелана, пиролюзита, кварца и других окислов кремнезема.

Карбонаты. Систематика и общая характеристика отдельных представителей класса: кальцита, арагонита, магнезита, доломита, сидерита, малахита, азурита.

Сульфаты. Общая характеристика отдельных представителей класса: гипса, ангидрита, барита, целестина, алунита, водные сульфаты натрия и магния (2 часа).
Литература

1.Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 118-145.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 268-325; 466-487; 497-530.
Тема 6.

Фосфаты, арсенаты, ванадаты, хроматы, вольфраматы, молибдаты, бораты. Общая характеристика, систеиатика, свойства, генезис. Характеристика отдельных представителей классов: монацита, апатита, урановых слюдок, бирюзы, крокоита, шеелита, повелита, вульфенита, борацита (2 часа).


Литература

1.Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 145-148.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 450-466; 489-497.


Тема 7.

Класс силикатов и алюмосиликатов. Особенности кристаллохимии, систематика, общая характеристика структурно-морфологических, физических, генетических и типоморфных особенностей.

Силикаты с изолированными кремнекислородными тетраэдрами и группами тетраэдров.

Краткий обзор отдельных представителей – циркон, сфен, дистен.

Цепочечные и ленточные силикаты. Особенности структуры, морфологии и физических свойств. Пироксены и амфиболы. Типоморфизм и породообразующее значение.

Ромбические пироксены: энстатит, гиперстен.

Моноклинные пироксены: диопсид, геденбергит, эгирин, сподумен.

Пироксеноиды: волластонит, родонит.

Ромбические амфиболы: антофиллит.

Моноклинные амфиболы: тремолит, актинолит.

Роговая обманка (2 часа).
Литература

1. Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 148-157.

2. Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 356-399.
Тема 8.

Листовые силикаты и алюмосиликаты.

Общая характеристика, структурно-морфологические особенности, химизм, типоморфные признаки и породообразующее значение.

Группа талька-пирофиллита.

Группа серпентина.

Минералы глин – каолинит, монтмориллонит, вермикулит, гидрослюды.

Группа хлоритов.

Группа слюд – мусковит, флогопит, биотит, лепидолит (2 часа).


Литература

1.Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 157-162.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 402-437.

Тема 9.

Каркасные алюмосиликаты. Общая характеристика, особенности кристаллохимии, систематика, химический состав, физические свойства, генезис, породообразующее значение.

Полевые шпаты. Калиевые полевые шпаты. Полиморфные модификации (санидин, ортоклаз, микроклин).

Плагиоклазы. Состав, свойства, вторичные изменения.

Изоморфизм в полевых шпатах, изоморфные ряды и распад твердых растворов.

Типоморфизм, генезис, значение.

Фельдшпатоиды: нефелин, канкренит, содалит (2 часа).
Литература

1.Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии с элементами петрографии. – М.: Высшая школа, 1986. С. 162-166.

2.Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Высшая школа, 1971. С. 332-349.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (18 часов)
Занятие 1. Определение формулы симметрии (2 часа)

Занятие 2. Простые формы. Комбинации простых форм (2 часа).

Занятие 3. Самородные минералы. Сульфиды. Галоиды (2 часа).

Занятие 4. Окислы и гидроокислы. Карбонаты. Сульфаты (2 часа).

Занятие 5. Фосфаты. Арсенаты. Ванадаты. Хроматы. Вольфраматы. Молибдаты. Бораты (2 часа).

Занятие 6. Островные и цепочечные силикаты (2 часа).

Занятие 7. Ленточные силикаты (2 часа).

Занятие 8. Листовые силикаты и алюмосиликаты (2 часа).

Занятие 9. Каркасные алюмосиликаты (2 часа).
3 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Назовите элементы симметрии кристаллов?

А. Точка, ломаная линия.

Б. Прямая.

В. Центр, ось, плоскость симметрии.


2. Что такое простая форма?

А. Совокупность элементов симметрии.

Б. Совокупность граней.

В. Совокупность тождественных граней.


3. К какой категории сингонии относится гексаэдр (куб)?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей


4. К какой категории сингонии относится ромбододекаэдр?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей


5. К какой категории сингонии относится гексагональная призма?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей


6. К какой категории сингонии относится дитригональная дипирамида?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей


7. К сингонии относится тетрагональный трапецоэдр?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей


8. К какой категории сингонии относится ромбический тетраэдр?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей




  1. К какой категории сингонии относится тригонтриоктаэдр?

А. Низшей

Б. Средней

В. Высшей
10. К какой сингонии относится гексаэдр (куб)?

А. Кубической

Б. Моноклинной

В. Гексагональной


11. К какой сингонии относится гексагональная дипирамида?

А. Кубической

Б. Моноклинной

В. Гексагональной


12. К какой сингонии относится дидокаэдр?

А. Кубической

Б. Моноклинной

В. Гексагональной


13. К какой сингонии относится ромбоэдр?

А. Кубической

Б. Тригональной

В. Гексагональной


14. К какой сингонии относится ромбоэдр?

А. Кубической

Б. Тригональной

В. Гексагональной


15. К какой сингонии относится тригонтритетраэдр?

А. Кубической

Б. Тригональной

В. Гексагональной


16. К какой сингонии относится дигексагональная дипирамида?

А. Ромбической

Б. Тригональной

В. Гексагональной




  1. К какой сингонии относится ромбоэдр?

А. Кубической

Б. Тригональной

В. Гексагональной


  1. Что такое комбинация простых форм?

А. Сочетание двух или нескольких граней

Б. Сочетание двух или нескольких простых форм, объединенных элементами симметрии

В. Сочетание двух или нескольких ребер


  1. Чем характеризуются простые формы тригональной сингонии?

А. Наличием оси шестого порядка

Б. Наличием оси четвертого порядка

В. Наличием оси третьего порядка
20.Чем характеризуются простые формы тетрагональной сингонии?

А. Наличием оси шестого порядка

Б. Наличием оси четвертого порядка

В. Наличием оси третьего порядка


21.Чем характеризуются простые формы гексагональной сингонии?

А. Наличием оси шестого порядка

Б. Наличием оси четвертого порядка

В. Наличием оси третьего порядка


22. Что определяют гониометром?

А. Оси симметрии

Б. Плоскости симметрии

В. Углы между соответствующими гранями


23. Назовите координационное число кремния в кремнекислородном тетраэдре.

А. Два


Б. Четыре

В. Пять
24. Приведите пример полиморфных модификаций.

А. Пирит-марказит

Б. Галенит-галит

В. Кварц-корунд
25. Что такое изоморфизм?

А. Механическое перемешивание веществ

Б. Замещение в кристаллической решетке одних элементов другими

В. Разрушение кристаллической решетки минералов


26. Что такое «минеральный вид»?

А. Совокупность индивидов одинаковой структуры

Б. Совокупность индивидов одинакового химического состава.

В. Совокупность индивидов одинаковых структуры и химического состава.


27. Назовите один из типов облика индивидов:

А. Удлиненный

Б. Призматический

В. Округлый


28. Приведите пример зернистого агрегата

А. Сталактит

Б. Гранит

В. Глина
29. Причины идиохроматической окраски:

А. Механические примеси

Б. Оптические эффекты

В. Особенность химизма и структуры индивидов.
30. Что такое спайность минеральных индивидов?

А. Способность раскалываться определенным образом

Б. Способность противостоять механическому воздействию.

В. Способность индивидов дробиться при ударе.


31. Что такое «скарны»?

А. Продукты контактового метаморфизма

Б. Продукты химической садки

В. Продукты разрушения горных пород в зоне выветривания


32. Что такое грейзены?

А. Продукты переработки гранитов

Б. Продукты разрушения горных пород в зоне выветривания.

В. Отложения на стенках карстовых полостей


33. По каким признакам можно отличить галенит от антимонита?

А. По форме индивидов и спайности

Б. По блеску и цвету черты

В. По цвету и твердости


34. По каким признакам можно отличить пирит от марказита?

А. По форме индивидов

Б. По блеску и твердости

В. По окраске


35. Как отличить магнезит от доломита?

А. По окраске

Б. По типу блеска

В. По особенности реакции с HCl.


36. Что такое алюмосиликаты?

А. Минералы класса силикатов с Al в катионной части.

Б. Минералы класса силикатов с Fe в катионной части.

В. Минералы класса силикатов, у которых в анионной части Si частично замещается Al


37. Назовите минералы глин из класса силикатов.

А. Каолинит, монтмориллонит, гидрослюды

Б. Оливин, апатит, полевые шпаты

В. Серпентин, гипс, арагонит


38. Назовите минеральные виды, входящие в группу слюд подкласса силикатов и алюмосиликатов

А. Урановые слюдки, грейзены

Б. Лепидолит, флогопит, биотит

В. Хризотил-асбест, хлориты


39. Что такое плагиоклазы?

А. Составная часть фосфоритов.

Б. Изоморфный ряд «альбит-анортит»

В. основной минерал кор выветривания


40. Что такое щелочные полевые шпаты?

А. Гидроксид алюминия

Б. Каркасные алюмосиликаты (микроклин, ортоклаз)

В. Продукт жизнедеятельности микроорганизмов


4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Билет №1

1. Простые формы высшей категории

2. Самородные минералы (общая характеристика, систематика, представители)
Билет № 2

1. Простые формы сингоний низшей категории

2. Общая характеристика карбонатов
Билет №3

1. Простые формы сингоний средней категории.

2. Галоиды (общая характеристика, систематика, представители)
Билет №4

1. Понятие «кристалл». Элементы ограничения кристаллов.

2. Общая характеристика минералов кремнезема (кварц, опал, халцедон)
Билет №5

1. Сростки и двойники

2. Хроматы, вольфраматы , молибдаты (общая характеристика, представители)
Билет №6

1. Классификация минералов.

2. Сульфаты (гипс, ангидрит, барит, целестин).
Билет №7

1. Минералогия как наука. Связь минералогии с другими науками.

2. Сульфиды и сульфосоли (общая характеристика, систематика, генезис).
Билет №8

1. Морфологические особенности минералов и минеральных агрегатов.

2. Фосфаты (апатит, монацит).
Билет №9

1. Определение минералов по внешним признакам.

2. Фосфаты урана.
Билет №10

1. Окраска минералов и цвет черты.

2. Общая характеристика класса силикатов.
Билет №11

1. Простые формы и распределение их по категориям симметрии.

2. Цепочечные и ленточные силикаты.
Билет №12

1. Простые формы и комбинации простых форм.

2. Дисульфиды (пирит, марказит, арсенопирит)
Билет №13

1. Кристаллическая решетка, как модель объективной реальности упорядоченного состояния вещества..

2. Особенности процессов кристаллизации минералов из магмы.
Билет №14

1. Элементы симметрии кристаллов.

2. Гидротермально - пневматолитовый процесс минералообразования.
Билет №15

1. Симметрия минералов и ее элементы.

2. Комплексные соединения
Билет №16

1. Анизотропия свойств кристаллов и ее проявление.

2. Осадочные процессы минералообразования.
Билет №17

1. Закономерные и незакономерные сростки кристаллов.

2. Гидроокислы железа и марганца.
Билет №18

1. Симметрия в кристаллах.

2. Парагенезис минералов.
Билет №19

1. Аморфное и кристаллическое вещество

2. Простые сульфиды (галенит, сфалерит).
Билет №20

1. Изоморфизм. Виды изоморфизма.

2. Понятие о минеральном виде, минеральной разновидности, минеральном индивиде.
Билет №21

1. Предмет кристаллографии и связь его с другими науками.

2. Общая характеристика кали-натриевых полевых шпатов.
Билет №22

1. Виды симметрии.

2. Понятие о парагенезисе и парагенетических ассоциациях.
Билет №23

1. Различные формы существования вещества, как степень его упорядоченности.

2. Общая характеристика известково-натровых полевых шпатов.
Билет №24

1. Кристаллы и кристаллические агрегаты.

2. Бораты (общая характеристика).
Билет №25

1. Полиморфизм.



2. Минералы глин (каолинит, монтмориллонит, гидрослюды).
5 ГЛОССАРИЙ

Вид симметрии кристалла – полная совокупность его элементов симметрии. Всего существует 32 вида симметрии кристаллов.

Грани - это плоскости, ограничивающие многогранник.

Друза - сросток кристаллов, имеющих общее основание.

Жеода - секреция значительных размеров, нередко с пустотой в середине.

Изоморфизм – явление, выражающиеся в способности атомов или ионов замещать друг друга в минералах без нарушения кристаллической решетки.

Изоморфные смеси или твердые растворы – смешанные структурно однородные кристаллические фазы переменного состава, например, плагиоклазы – изоморфная смесь альбита и анортита. Часто наблюдается распад гомогенного твердого раствора и выделение твердых фаз, ранее образующих гомогенную систему.

Комбинация простых форм – сочетание двух, трех и более простых форм на данном кристалле.

Координационное число - количество атомов или ионов, находящихся на одинаковом или близком расстоянии от данного атома или иона. В минералогии имеется в виду координационное число катиона, т.е. количество анионов, окружающих катионы на равном или близком расстоянии.

Кристаллы - твердые тела в виде многогранников, в которых частицы (атомы, ионы, молекулы) расположены закономерно в виде узлов пространственной решетки.

Метамиктовый распад – переход кристаллических тел в стеклоподобные изотропные образования, при этом сохраняется внешняя форма кристаллов и их первоначальный химический состав. Метамиктное состояние свойственно главным образом силикатам и оксидам.

Миндалины – мелкие секреции ( до 10 мм в поперечнике ).

Минерал – продукт естественных, природных процессов, физически и химически индивидуализированный в виде простых веществ и соединений.

Минеральный индивид – конечное по размерам минеральное тело, имеющее собственные ограничения или ограниченное смежными индивидами.

Ось симметрии [L] – воображаемая прямая линия, при вращении вокруг которой несколько раз повторяются равные части симметрии фигуры. Иначе говоря, при вращении вокруг оси симметрии на определенный угол фигура совмещается сама с собой. Вращение вокруг оси симметрии производится на 360 0.

Плоскость симметрии [P] - такая воображаемая плоскость, которая разделяет фигуру на две зеркально-равные части, расположенные относительно друг друга как предмет и его зеркальное отражение.

Полиморфизм – способность (свойство) некоторых веществ, как простых, так и сложных, давать в различных термодинамических условиях две или несколько модификаций, сохраняя одинаковый валовый химический состав, но с различными физико-химическими свойствами, в том числе и с различной кристаллической структурой.

Простая форма - грань или совокупность граней, полученная из исходной грани при действии всех элементов симметрии данного кристалла. Всего существует 47 простых кристаллографических форм.

Секреция – кристаллические и коллоидные минеральные вещества, выполняющие пустоты в породе (заполнение происходит от периферии к центру) и отличающиеся по составу от последних.

Симметрия - закономерная повторяемость равных фигур или частей одной и той же фигуры на плоскости или в пространстве.

Сингония – группа видов симметрии, обладающих одним или несколькими сходными элементами симметрии (с обязательным учетом осей симметрии выше второго порядка) при одинаковом числе единичных направлений.

Спайность – способность кристаллов и минералов кристаллического строения раскалываться по определенным кристаллографическим направлениям.

Способность самоограняться выражается в образовании правильных многогранников – кристаллов, когда существуют благоприятные условия для их роста, т.е. когда нет каких-либо механических препятствий.

Твердость минерала – это величина сопротивления минерала усилию, разъединяющему его частицы.

Цвет черты минерала – цвет минерала в порошке.

Центр симметрии (инверсии) [C] – воображаемая точка внутри фигуры. Любая проведенная через эту точку прямая по обе стороны от нее и на равных расстояниях встречает одинаковые (соответственные) точки фигуры.

Элементы симметрии – вспомогательные геометрические образы, с помощью которых обнаруживается симметрии фигур.


6 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарев В.П. Основы минералогии и кристаллографии. М., Высшая школа, 1978.

2. Вертушков Г.Н., Авдонин В.Н. Таблицы для определения минералов по физическим свойствам. – М.: Недра, 1980.

3. Гумилевский С.А. и др. Кристаллография и минералогия. М., Высшая школа, 1972.

4. Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии. – М.: Просвещение, 1971

5. Загальская Ю.Г., Литвинская Г.П. Геометрическая кристаллография. Изд. МГУ, 1973.

6. Здорик Т.Б., Матиас В.В., Тимофеев И.Н., Фельдман Л.Г. Минералы и горные породы СССР. - М.: Мысль, 1970.

7. Кузин М.Ф., Егоров Н.Н. Полевой определитель минералов. – М.: Недра, 1983.

8. Лейтвейн Ф., Зоммер-Кулачевски Ш. Кристаллография. М., Высшая школа, 1968.

9. Нардов В.В. Практическое руководство по геологической кристаллографии. Изд. ЛГУ. 1974.

10. Сиротин К.М. Определитель минералов. – М.: Высшая школа, 1970.

11. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии.- М.: Недра, 1972.

12. Флинт Е.Е. Начала кристаллографии. М., Высшая школа, 1961.

13. Флинт Е.Е. Практическое руководство по геометрической кристаллографии. М., Госгеолтехиздат, 1956.

14. Штрюбель Г., Циммер З.Х. Минералогический словарь. – М.: Недра, 1987.