Урок литературы в 11 классе Василий Шукшин - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Урок литературы в 11 классе Василий Шукшин - страница №1/1

Урок литературы в 11 классе

Василий Шукшин

Подготовила Вечернова В.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1

ГЕЛЕНДЖИК
Он так же, как и вы, не знал, кем будет, но благодаря

упорному труду дошёл до вершины своего творчества…

Василий Макарович очень любил свое село, свою маленькую

родину…


Сегодня я попытаюсь рассказать вам о человеке – писателе, актере, режиссёре Василии Шукшине. Хочется, чтобы наша сегодняшняя встреча вызвала желание прочитать произведения Шукшина, увидеть его фильмы.

Шукшин писал:

-Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района

Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации

колхозов (1930 г.) - колхозники. В 1933 году отец арестован органами

ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1956 году посмертно

реабилитирован.

В 1943 году я окончил семилетку. Работал в колхозе, потом, в 1946 году,

МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» >>
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы Урок литературы в 6 классе с применением ТИО. Тема «Иван Алексеевич Бунин. Лирика (2й урок) Обучение анализу поэтического текста.» Цели: 1.Формирование у учащихся понятия о поэтическом мире как одной из категорий лирики; формирование представления о поэтическом мире И. А. Бунина. 2. Создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека. 3.расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста; 4. Воспитание внимательного, чуткого отношения к слову, умения находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка. Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, Проект урока № Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 2 Организация урока Целеполагание Беседа, предваряющая самостоятельную работу учащихся 2 мин 5 мин знакомит с темой урока и задачами организует работу учащихся с использованием презентации ставят перед собой задачу: достичь определённого результата отвечают на вопросы учителя 3 Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками 15 мин Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения Работа с текстом. Подготовка ответов на предложенные вопросы 4 Беседа по вопросам 18 мин Организация дискуссии Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения 5 Рефлексия 4 мин Подведение итога работы, презентация Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом 6

Урок по истории России в 8 классе. >>
Урок по истории России в 8 классе. (урок - погружение в прошлое) Тема: «Восстание декабристов». Цели: -помочь учащимся понять, что восстание – закономерный этап деятельности тайных обществ; -научить школьников работать с источниками, компоновать информацию, выстраивать иллюстративный ряд, образно воссоздавать события и исторические личности; -способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной речи, умение работать в группе; -сформировать у учащихся представление о высоких моральных качествах тайных организаций декабристов, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. -создать у учащихся яркий и впечатляющий образ выступления декабристов на Сенатской площади. -используя местный краеведческий материал, познакомить учащихся с деятельность земляка В.Ф. Раевского. Принципы построения урока: научность, доступность, наглядность. Оборудование: 1. портреты декабристов; 2. презентации; 3. карточки с выдержками из «Конституции» Н.Муравьева и «Русской правды» П.Пестеля; 4. мультимедийное оборудование; Опережающее задание: 1.Подготовить краткие сообщения о В.Ф.Раевском, П.И.Пестеле, К.Ф.Рылееве, С.И. Муравьеве-Апостоле, М.П. Бестужеве-Рюмине,); 2.Познакомиться и охарактеризовать «Русскую правду» П.И.Пестеля и «Конституцию» Н.М.Муравьева; Ход урока. На доске помещен эпиграф к уроку: Мир, ушедший без возврата Тем, кто отдал в час расплаты Кровь свою И на площади Сената Пал в бою. М.Кузмин. 1.Вводное слово учителя: Сегодня мы с вами погрузимся в прошлое для того, чтобы решить следующую проблему, которая обозначилась в России в 1825 году и ответить на вопрос: - Стоило ли декабристам рискнуть судьбой, положив на одну чашу весов успешность и свой талант, а на другую – смерть во имя блага Отечества? Итак, мы начинаем погружение. (Презентация «Россия в первой четверти XIX века») Ребята, мы познакомились с Россией первой половины XIX века. Обсудим сейчас ту историческую ситуацию, которая сложилась в России накануне восстания. 1.Положение в России после Отечественной войны 1812 года. Вопрос: Какое влияние оказала война 1812 г. на государственное устройство России? (Ответы учащихся) 2.«Союз спасения» и «Союз благоденствия». Вопрос: 1. Какие цели ставили перед собой члены этих организаций? (Ответы учащихся) Вопрос 2. Почему прекратил свою деятельность «Союз благоденствия»? (Ответы учащихся) 2.Слово учителя: (проверка опережающего задания) Сейчас мы познакомимся с главными документами Южного и Северного обществ. (Выступление учащихся).

Интегрированный урок. Деревья нашего леса ( >>
Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе >>
№ п/п Наименование раздела Все- го часов Из них на РР Виды работ по РР, № работы в ТПО Теория литературы 1 Введение 1 ТПО№1 2 Человек толпы – человек в толпе (Человек перед зеркалом. Человек в зеркале) 13 2 ТПО№2, ТПО№3, ТПО№4, ТПО№5, ТПО№9 изложение Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в л-ре, юмор, ирония, сатира, сарказм, комедия как жанр 3 Человек размышляющий… 9 1 ТПО№6, ТПО№7, ТПО№8 Трагедия как драматургический жанр, драматургический конфликт, рассказ как эпический жанр 4 Человек чувствующий… 10 ТПО№10, ТПО№11 Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев, стихотворение в прозе как жанр 5 Человек действующий… 24 2 ТПО№12, ТПО№13, ТПО№17, ТПО№18 Героический характер в литературе, контраст как способ создания характера, способы создания характера героя, соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа 6 Большой «маленький человек» 6 1 ТПО№14, ТПО№15 итог 68 6

Титульный лист……………………………. 1 >>
Титульный лист……………………………. 1 Оглавление…………………………………….. 2 Резюме…………………………………………… 3 Автопортрет……………………………….. 5 Эссе « Учить, зажигая сердца…» …………………. 7 Выбор программы……………………….… 11 Опыт работы………………………………..12 ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА УРОК – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА Разработка урока: "Развитие логического мышления на занятиях по математике В 1 КЛАССЕ" УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ" УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ. ОБОБЩЕНИЕ " Участие и наличие призовых мест….36 Успеваемость и качество……………….37 Документы……………………………………. 39 Тема самообразования………………….. 47 Ф.И.О. Ткаченко Надежда Николаевна Дата рождения: 4 сентября 1958 года Образование: Магаданский государственный педагогический институт, 1988 г. Специальность: педагогика и методика начального обучения Квалификация: учитель начальных классов Занимаемая должность на данный момент: учитель начальных классов Общий стаж: 32 года Педагогический стаж: 31 год, по специальности – 29 лет Стаж в УНСОШ им. И.В.Хоменко: 1 год 4 мес. Срок последней аттестации, категория: март, 2005 год, категория высшая Повышение квалификации: 2005 год, «учебно-методическое обеспечение дошкольного и начального образования в условиях крайнего севера», г. Якутск 2007 год, Фундаментальные курсы начальных классов, г. Якутск 2007 год, «Комплексный проект модернизации образования», г. Якутск 2009 год, «Современный стресс – менеджмент: стрессоустойчивость учителя как фактор его профессионального долголетия» Звания, награды, грамоты: 2005 год, Почетная грамота МУ «УО МО «Оймяконский улус (район)»» 2006 год, Грамота «УО МО «Оймяконский улус (район)»» 2007 год, Благодарственное письмо Главы МО «Оймяконский улус (район)» 2007 год, Почетная грамота Министерства образования РС (Я)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3» >>
МОУ «Корочанская СОШ им.Д.К. Кромского» >>
МОУ «Корочанская СОШ им.Д.К. Кромского» Урок по «Православной культуре» в 4 А классе. Тема: «Россия помнит. Святыни родного края» Муниципальный уровень Выполнила: учитель начальных классов Демченко Т.С. Короча 2010 Korocha Тема: Россия помнит. Святыни родного края. Задачи. Показать отражение христианских ценностей в жизни героев Отечества. Сформировать отношения уважения к святыням Родины. Понятия. Герой-полководец Кутузов М.И. Чудотворная икона. Спасо-Бородинский монастырь. Панихида. Жертвенная любовь. І. Организация класса. -Продолжаем цикл уроков «Россия помнит. Святыни родного края» Сегодня мы будем говорить о героях Отечественной войны 1812 года и О христианских ценностях в их жизни. (слайд 1, 2.) -Почему война называлась Отечественной? (защищали Отечество) -Что такое Отечество? Прочитайте определение, которое даёт В.Даль (слайд 3.) ІІ. Текст «Защита Отечества»-стр.117. (рассказывает учитель, слайды: 4-Наполеон, 5-слова императора Александра І, 6-Кутузов, 7-чудотворная икона Смоленской Божией Матери.) ІІІ.Рубрика «Прочитай и подумай».-стр.118-119 Работа с текстом «Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле» а)-Послушайте как описываются эти события в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (читает Ткачёв И.) б)Вопросы к прочитанному:-стр.119,118.-найди ответ в тексте -Для чего сопровождала войска икона Божией Матери «Смоленская»? (*для укрепления мужества в сердцах воинов перед великим подвигом-стр.117 *-давала им силы, поднимала дух ,укрепляла веру) -Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества в Бородинском сражении? (смелость, мужество, настоящую крепкую веру в Христа, его учение, любовь и преданность своему Отечеству.) Іv.Работа с отрывком из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»-стр.120-121 А)М.Ю.Лермонтов тоже описал эти события в своём стихотворении «Бородино» -Отрывок из него вы прочитаете на стр.120-121 (Альшаев) Б)Вопросы(стр.121.): *Что ты знаешь о Бородино? *Почему Россия помнит о дне Бородинского сражения? *Как вы понимаете выделенные слова стихотворения? *Какими были наши предки?

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3» Взаимное расположение графиков линейных функций Урок алгебры в 7 классе Учитель математики I квалификационной категории Кулида Наталья Ивановна Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы: мотивация и стимулирование учения; словесный; наглядный; объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; репродуктивные. Приёмы мыслительной деятельности: аналогия; анализ; конкретизация; подведение под понятие. Формы работы: фронтальная; коллективная; индивидуальная. Цель урока: Рассмотреть случаи взаимного расположения прямых – графиков линейных функций; введение понятия углового коэффициента k; совершенствование навыков построения графиков линейных функций; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры; развитие навыков самостоятельной работы; воспитание культуры личности, отношения к математике, воспитание ответственного отношения к учебному труду. Оборудование: демонстрационный материал; дидактический материал; раздаточный материал; транспортир; цветной мел; клейкая лента на доске для демонстрации работ учащихся; шаблоны систем координат (6 шт. для 6 вариантов). План урока Организационный момент. Д/З. п.15. стр.60; № 341 (аб); 344 (а); 383 (а).(2006 г.– п.16,стр.70, № 372 (а); 367; 368). Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний учащихся и их коррекция Устные упражнения (фронтальная работа с классом). Какая функция называется линейной? Приведите примеры линейной функции. Что является графиком линейной функции? Как построить график линейной функции? Какая функция является частным случаем линейной функции?

Печняк Л.В. (учитель литературы), Гуленкина В.В. (учитель математики). Т е м а: "Наедине с лесом". Ц е л ь: провести бинарный урок литературы и математики о деревьях и растениях нашего леса; показать красоту и пользу наших деревьев; воспитывать бережное отношение к природе; развивать чувство прекрасного. Эпиграф: Когда на сердце неспокойно станет, Когда не в силах совладать с собой, Побудь в лесу на солнечной поляне, И все печали снимет, как рукой. В. Лукина. Репродукция картины Серова "Девушка, освещенная солнцем". Класс делится на 4 группы. Каждая группа собирает материал о конкретном дереве; на уроке защищает "свое" дерево. I. Береза. II. Осина. III. Черёмуха. IV. Рябина. Урок проводится после изучения рассказа Р. Брэдбери "Зелёное утро", как урок внеклассного чтения. Оформление: картины русских художников; фотографии с изображением окрестной природы, цветущей черёмухи, красной рябины; веточки черёмухи, березы, зимний букет из рябины. Оборудование: фрагменты видеофильмов из "Третьяковской галереи". музыка Чайковского; песни "Берёзовый сок", "Тонкая рябина". Ход урока Берёзу защищает I группа. БЕРЁЗА (сообщение I группы). Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. 1. Песня В. Баснера "Берёзовый сок". 2. Берёзка на картинах художников. Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов, Остроухов. а) А. К. Саврасов "Грачи прилетели". Писатель Гаршин, глядя на картину А. К. Саврасова "Грачи прилетели" сказал: "Я бы назвал эту картину «Чувство Родины»". И действительно, когда вы смотрите на это полотно, вы испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине. Видеофильм: Саврасов "Грачи прилетели".

ушёл из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках

Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-

такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949-м был призван

служить во флот, служил на Чёрном море, в Севастополе. Воинское звание

-старший матрос, специальность - радист. После демобилизации вернулся

домой. Во все времена много читал. Проглатывал всё без разбора, что

доставал. На моё счастье, об этом узнала одна молодая учительница из

эвакуированных ленинградцев. Она убедила, что читать надо с толком.

Составила список литературы. Решил, что смогу сдать экстерном экзамены

на аттестат зрелости. Сдал. Считаю это своим маленьким подвигом.

Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого

работал учителем вечерней молодёжи.

Учителем я был, честно говоря, неважнецким (без опыта и специального

образования), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно

смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне

удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Преподавал

русский язык и литературу. Я любил их в такие минуты. И в глубине души

не без гордости и счастья верил: «Вот теперь, в эти минуты, я делаю

хорошее дело. Из таких минут составляется счастье».

В 1954 году - вступительные экзамены во ВГИК. Здесь познакомился с

Михаилом Ильичом Ромом. Он спросил:

-Белинского знаешь?

-Да.

-Где он живёт сейчас?



-Виссарион Григорьевич?! Помер!

Ромм взял Шукшина в свою группу.

В 1958 году Василий Макарович закончил 4 курс и приехал на режиссерскую практику в Одессу, где Марлен Хуциев начинал съёмки художественного фильма «Два Фёдора». 26 - го марта 1976 года на вечере памяти Василия Шукшина в Доме кино М.Хуциев сказал , что он отдал главную роль ему потому, что почувствовал его индивидуальность, которая была выражена и лицом, и голосом, и жестом. Он вспоминал о запомнившихся чертах характера Шукшина:

-Василий Макарович много рассказывал тогда веселых историй из

деревенской жизни. Обязателен был в работе, трогательна была его

робость и вежливость. Он мучительно долго переходил со своим первым

режиссером на «ты», хотя мы были ровесниками.
В августе 1958 года случилось другое приятное для Шукшина событие. В журнале «Смена»(№15) был опубликован его рассказ «Двое на телеге».

В 1960-м году Шукшин готовится к защите дипломного проекта и ходит в литературное объединение молодых писателей при журнале «Октябрь». Сам написал сценарий короткометражного художественного фильма « Из Лебяжьего сообщают». Сам поставил его как режиссёр. И сыграл в нем одну из главных ролей.

Изучение творчества Шукшина, а также попытка понять его как личность - это также и попытка понять самих себя, какие мы есть сегодня, мы, русские люди.

Он говорил:

-Трудно понять, но где скажут «Алтай»,так вздрогнешь, сердце лизнет до боли

мгновенное горячее чувство…Когда буду помирать, если буду в сознании, в

последний момент успею подумать о матери, о детях, о родине, которая живет во

мне. Дороже у меня ничего нет…Благослови меня, моя родина, труд и разум

человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

Шукшин любил свою малую родину, землю, людей, жизнь. Здесь учился, сюда возвращался после службы в армии, приезжал на каникулы, работал, отдыхал во время отпуска. Сюда он стремился постоянно в мыслях и наяву. Во время отпуска помогал матери, своими руками построил кухню и баню.

Земляки вспоминали:

-За что ни брался – все у него получалось. На взмете зяби робил, так его даже в

газете пропечатали: комсомолец Шукшин –трудовой механизатор района. Он,

и в Москву не ехавши, здесь в деревне большим человеком, однако, стал бы.

Исключительно трудолюбив.

Даже секретарь Бийского РК КПСС Мокшин М.М. не удержался и написал такие строки:

-Катунь,

Как прежде, катит воды.

И Чуйский тракт

Горяч от шин…

С народом вместе

Через годы

Идет по Родине Шукшин.

Живя в Москве, Шукшин тосковал по матери, отчему дому. А один из своих сценариев так и начал:

-Вот моя деревня…Вот мой дом родной…А вот моя мать…Дважды была замужем,

дважды осталась вдовой. Много сил, собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь

думает, что её сын вышел в люди, большой человек в городе. Пусть так думает. Я у

неё учился писать рассказы… То, что я увидел, что привык видеть с малых лет,

заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она

вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько

вынести. Не надо.

Василий Шукшин снимал в Сростках многие фильмы. В сценах нередко были заняты его односельчане. Рассказывают, что под впечатлением от посещения станицы Вёшенской он записал:

-У меня так сложилась судьба, судьба человека, распятой режиссурой, актерством,

сценариями, драматургией и литературой. Потому-то и решил твердо: из всех муз

избираю одну - литературу. Покину Москву и вернусь в свой родной край -

Сростки. Там, в Сростках буду жить и работать. В родных краях я всегда пишу с

каким-то остервенением, с неистощимой силой…Сростки - мой родной дом - вот

ради кого я хочу вернуться в родное село.

Наверное, так оно и было бы. Но случилась беда.2 октября 1974года Шукшин умер от сердечной недостаточности на 46-м году жизни. Произошло это во время съёмок фильма «Они сражались за Родину». Остались скупые строки бывших вгиковцев:

-В кино В.М.Шукшин снялся в первой крупной кинороли в тех же сапогах и

гимнастёрке, в которых пришел в институт и появился в коридорах ВГИКа. Об

этой одежде он говорил так: «Наряд мой – это вызов ВГИКу, а точнее тпризыв к

благоразумию. Вгиковцы разодевались, как попугаи, кто с коконом, кто с

локоном. А деревня русская в ту пору даже по великим праздникам в «кухвайках»

ходила. Ух, как чесались руки выдрать некоторых а-ля бродвейцев! Буги-

вуги, рок-н-ролл пляшут, помню, в общаге, и никакого-то им дела нет до того, что

в этот час в деревне бабы с мужиками кряхтят, выбиваясь из последних сил, чтобы

этим лоботрясам хлеба дать. Ух..!

Он,как страстный гражданин, желал переделать мир по законам красоты:

…Как художник, я не могу обманывать свой народ - показывать жизнь только

счастливой, например. Правда бывает и горькой. Если я её буду скрывать, буду

твердить, что всё хорошо, всё прекрасно, то это нечестно…. Я верю в силы своего

народа.

Выходит, не в «Печках-лавочках», а в ещё на заре своей кинематографической юности попытался предстать Шукшин «един в 3-х лицах».



Здесь они встретились: Шукшин и Леонид Куравлев, студент ВГИКа. Куравлев потом явился исполнителем многих ролей в фильмах Шукшина. Защита прошла успешно, хотя стремление молодого актера быть и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом восторгов у многих не вызвала.

Журнал «Октябрь» печатает его рассказы, затем ещё и ещё. Но уже не в состоянии один журнал напечатать всё, что выходит из-под его пера. К тому же не все рассказы находят одобрение редакции. Позже они были напечатаны в журнале «Новый мир».

Первая книга(1963г.) - «Сельские жители». Так начинается Шукшин - писатель. Критики писали:

-Все лучшие рассказы Шукшина - простенькие бытовые картинки. Но эта

непритязательность кажущаяся. Мимолетная как будто фраза толкает на раздумья

о сути характеров, о народном восприятии жизни.

Были отмечены и недостатки: «Автора интересуют именно люди особого поэтического склада, мечтатели, которых обычно называют чудиками».

Все его рассказы, фильмы, герои правдивы. Ни малейшего следа заданности, запрограмированности. Шукшин удивляет правдой, заставляет задуматься над, казалось бы, ничтожным происшествием, описанным в рассказе. Его герои – современный сельский и городской народ. Его герои беспрестанно ищут. Чего? Это, пожалуй, самый трудный вопрос, ибо если вслушаться в ответы самих героев, то они неожиданны:

-Праздника, -ответил Егор Прокудин в «Калине красной».

Как его героев называть? Сам Шукшин назовёт их то «Чудиками», то «Странными людьми». За ними встает тяга человека к духовности, к размышлениям о смысле жизни. В его рассказах не столько важно, что присходит, сколько , с кем это происходит, кто перед нами. Поэтому он так точно назвал один из циклов своих рассказов - «Характеры».

А характеры эти были непривычны для литературы. В них нет почти описаний, повествование тоже сведено к минимуму. Часто нет и развивающегося сюжета, но есть острая ситуация, которую легко представить себе зримо.

Творчество Василия Макаровича Шукшина целиком посвящено современности. Только один сценарий «Степан Разин», по которому он так и не успел поставить фильм, касался далекого прошлого. В своих рассказах он показывает человека простого, несложного, даже грубоватого. Вглядевшись пристально в героев, легко понимаешь их.

1963-1965 года прошли для В.Шукшина под знаком «Кино»: снялся в фильме Кулиджанова «Когда деревья были большими», снял свои фильмы «Живет такой парень», «Какое оно, море?». Именно на съёмках этого фильма он встретился с актрисой Лидией Федосеевой, будущей женой и исполнительницей главных ролей в его фильмах: «Печки-лавочки», «Калина красная» и других.

Лучшим его фильмом была признана картина «Калина красная». Этот фильм посмотрело рекордное число зрителей. Фильм о человеке, однажды ошибившемся, ищущем своего места в жизни. Егор Прокудин-Люба Байкалова. Фильм не о бандюге, а о душе человеческой, не о том, как страшно, если человек потеряет такие ценности, как родную землю, доверие людей, любовь…

По двум рассказам Шукшина поставлен фильм Станиславом Любшиным: «Позови меня в даль светлую» (название по вальсу «Вянет, пропадает», «Космос, нервная система, шмат сала»).В рассказе нет темы «дали светлой»,есть другой мотив -несчастной одинокой женщины, готовой выйти замуж за любого, лишь бы не куковать век одной.

Фильм «Они сражались за Родину» был последним, в котором снялся Шукшин. Он умер во время съёмок, не выдержало сердце. НО он успел сыграть всю роль. Осталась лишь одна сцена в темноте, где он стоит спиной к зрителю. Её сыграл другой актер.

Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал:

-Вот рассказы какими должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот.



Есть на родине В.Шукшина ледник Шукшина, на горе Белухе. Очень красивый. В Сростках на горе Пикет проводят Шукшинские чтения.