Урок тема: «Россия-наша Родина» - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Урок тема: «Россия-наша Родина» - страница №1/1

УРОК 1. Тема: «Россия-наша Родина»
Цель урока: 

формирование чувства гордости за свою Родину.



Задачи:

•воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).

• воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.

• развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

• способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.


  1. Орг. Момент


Мы начинаем изучать новый предмет Основы светской этики. (Слайд 1 )

На уроках вы узнаете много нового. Эти уроки помогут вам разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомитесь с их культурными традициями.

А вот о чём мы будем говорить сегодня вы скажите сами. Прослушайте песню


В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"

С чего начинается Родина? (щелчок)

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей, (щелчок)

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается(щелчок)

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях(щелчок)

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина? (щелчок)

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле, (щелчок)

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается(щелчок)

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной, (щелчок)

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина? (щелчок)

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки, (щелчок)

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается(щелчок)

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности(щелчок)

Методические разработки к серии уроков и классных часов >>
(во 2-х классах) по кубановедению по теме «Кубань – многонациональный край» Автор: Учитель начальных классов I категории МБОУ СОШ № 5 Димкова Наталья Анатольевна 2010 – 2011 учебный год п. Ахтырский Тема: «Кубань – моя малая Родина» Цели: -ввести в тему «Кубань – многонациональная» -приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры Кубани; - помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро, заключённые в недрах Родного дома, семьи. Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Введение в тему. Беседа. Учитель: Каждый человек имеет две родины – большую и малую. Наша большая Родина - это Россия. А что такое малая Родина? Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

Ты ей в своем сердце принес.
II. Актуализация опорных знаний.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить, какая будет тема сегодняшнего урока?


– Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.
– Откуда произошло слово “родина”?

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. (Слайд 2+ щелчок )


– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.



(Слайд 3 )
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

А как называется то место, где вы родились?

А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, (Слайд 4 ) великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама.

ВИКТОРИНА Тема: «Знай и люби свой край!» >>
Тема: «Знай и люби свой край!» (5-6 кл.) Ведущий: Ребята! Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, своё село. Все эти любимые места составляют Краснодарский край, который в свою очередь - часть нашей великой страны. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани - это наша малая родина. Краснодарский край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница и здравницей страны: так много курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей! На Кубани вырос я, мне родней, понятнее Наши южные края: степи необъятные, Горы хлеба до небес, ветки вишен алые, Если лес - так южный лес перед перевалами. И понятен мне прибой, дикий ли, задумчивый... Разговор волны с волной я как стих заучивал. Я запомнил у крыльца тополя зелёные, Чёрноглазого скворца песни немудреные, В завитушках виноград, горы седовласые И поток, что вечно рад меж теснин отплясывать. Ведущий: Сегодня, мы проведём викторину «Знай и люби свой край!» и узнаем, какой же команде по праву будет присуждена грамота как «Лучшим знатокам истории своего края». Итак, приглашаем участников на сцену (от каждого класса по 3 человека, всего 12 человек). Учащиеся делятся на 2 команды, путём жеребьевки. 1 команда- 2 команда- Наша викторина будет проходить в несколько туров. За каждый правильный ответ команде присуждается 2 балла, если команда ответила неправильно, команда соперников имеет право ответить на этот вопрос, в случае правильного ответа получает 1 балл. За проведением викторины и выставление оценок отвечает наше жюри (представление жюри). Но наша публика в зале не расслабляется, так как в викторине есть вопросы и для неё, ответив правильно на них, вы принесёте дополнительные очки командам, за которые вы болеете и переживаете. Итак, правила объявлены, и мы можем приступать к нашей викторине. 1 БЛИЦ- ТУР (предполагает быстрый ответ). Задаётся по 3 вопроса каждой из команд, за верный ответ- 2 балла, команда соперников имеет право дать правильный ответ, если та команда ответила неверно. ВОПРОСЫ: 1. Как древние греки назвали Чёрное море? (Поит Эвксинский, в переводе: гостеприимное море); 2. Какие народы населяли раньше кубанскую землю? (хазары, печенеги, половцы, ногайцы, меоты и др.); 3. Какое занятие для казака являлось главным? (военное дело); 4. Как древние греки называли Азовское море? (Меотида); 5. В каком году была основана ст. Павловская? (1822 г.); 6. Когда появился первобытный человек на территории Кубани? (более полумиллиона лет назад). Первый тур окончен, попросим жюри подвести его итоги.

МОУ «Корочанская СОШ им.Д.К. Кромского» >>
МОУ «Корочанская СОШ им.Д.К. Кромского» Урок по «Православной культуре» в 4 А классе. Тема: «Россия помнит. Святыни родного края» Муниципальный уровень Выполнила: учитель начальных классов Демченко Т.С. Короча 2010 Korocha Тема: Россия помнит. Святыни родного края. Задачи. Показать отражение христианских ценностей в жизни героев Отечества. Сформировать отношения уважения к святыням Родины. Понятия. Герой-полководец Кутузов М.И. Чудотворная икона. Спасо-Бородинский монастырь. Панихида. Жертвенная любовь. І. Организация класса. -Продолжаем цикл уроков «Россия помнит. Святыни родного края» Сегодня мы будем говорить о героях Отечественной войны 1812 года и О христианских ценностях в их жизни. (слайд 1, 2.) -Почему война называлась Отечественной? (защищали Отечество) -Что такое Отечество? Прочитайте определение, которое даёт В.Даль (слайд 3.) ІІ. Текст «Защита Отечества»-стр.117. (рассказывает учитель, слайды: 4-Наполеон, 5-слова императора Александра І, 6-Кутузов, 7-чудотворная икона Смоленской Божией Матери.) ІІІ.Рубрика «Прочитай и подумай».-стр.118-119 Работа с текстом «Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле» а)-Послушайте как описываются эти события в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (читает Ткачёв И.) б)Вопросы к прочитанному:-стр.119,118.-найди ответ в тексте -Для чего сопровождала войска икона Божией Матери «Смоленская»? (*для укрепления мужества в сердцах воинов перед великим подвигом-стр.117 *-давала им силы, поднимала дух ,укрепляла веру) -Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества в Бородинском сражении? (смелость, мужество, настоящую крепкую веру в Христа, его учение, любовь и преданность своему Отечеству.) Іv.Работа с отрывком из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»-стр.120-121 А)М.Ю.Лермонтов тоже описал эти события в своём стихотворении «Бородино» -Отрывок из него вы прочитаете на стр.120-121 (Альшаев) Б)Вопросы(стр.121.): *Что ты знаешь о Бородино? *Почему Россия помнит о дне Бородинского сражения? *Как вы понимаете выделенные слова стихотворения? *Какими были наши предки?

Сценка 1 «Дед и внук» >>
(звучит фрагмент песни «Я- Земля…») 1-й чтец: Я – Земля Я своих провожаю питомцев Сыновей, дочерей. Долетайте до самого солнца И домой возвращайтесь скорей! Ведущий: Начало второй половины XXвека ознаменовалось полетом человека в космос. Стремление к звездам, возникшее многие тысячелетия назад, начало воплощаться в жизнь. Наша Родина первой открыла дорогу к звездам. 46 лет прошло с того дня, когда русский человек Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полет вокруг нашей планеты. 2-й чтец: Рассвет. Ещё не знаем ничего. Обычные «Последние известия…» А он уже летит через созвездия Земля проснется с именем его… (К.Симонов «Самый первый»). Ведущий: Полет Ю.Гагарина продолжался 108 минут. За это время на космическом корабле «Восток» Гагарин облетел вокруг земного шара, установив тем самым сразу три абсолютных мировых космических рекорда: продолжительность полета 1 час 48 минут; высоты полета – 327,7 километров и рекорд максимально полезного груза, поднятого на эту высоту – 4725 килограмм. Ведущий: На земле появилась новая профессия- космонавт. Так кто же такой Юрий Гагарин- первый космонавт планеты Земля, человек, подвиг и улыбка которого покорили всю планету? Чтец: Конечно, тебе и не снилось, Что первым из всех на Земле Ты будешь к далеким светилам На звездном лететь корабле. А все ж из-под детских ладоней С друзьями глядел в небосвод, Следя, как в лазури бездонной За тучи взмывал самолет. Ведущий: Родился Юрий на Смоленщине, в деревне Клушино 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Любил играть в мяч и в прятки, ловил рыбу, гонял голубей, с деревенскими мальчишками. В1941 году поступил учиться в среднюю школу, но в мирное детство ворвалась война. Деревня Клушино оказалась в тылу врага, и семье Гагариных пришлось испытать на себе все ужасы и тяготы военного лихолетья. Ведущий: По окончании войны семья Гагариных переезжает в районный центр Гжатск (ныне город Гагарин). Здесь он с отличием оканчивает неполную среднюю школу, а затем ремесленное училище в Подмосковье. Способного и трудолюбивого мальчика сразу направили учиться в Саратовский индустриально-педагогический техникум. И на 4-м курсе техникума он начинает посещать Саратовский аэроклуб. Ведущий: Сны становились явью: сначала прыжки с парашютом, потом полет с инструктором, и наконец, первый самостоятельный полет на небольшом самолете ЯК-18. А далее годы летят как одно мгновение: Военно-авиационное училище в городе Оренбурге, первое офицерское звание- лейтенант, полеты на сверхзвуковых истребителях, рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты. Весной 1960 года Ю.Гагарин уже серьезно готовился к полету в космос.

Классный час Моя малая родина - край Донской. >>
Учитель начальных классов МБОУ Дарьевская СОШ Климонтова Ольга Викторовна Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека. Задачи:  Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание. Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины. Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной? посмотрите на карту, (слайд 2) В какой стране мы с вами живем?  Гражданином какой страны вы являетесь?  Как называется столица нашей Родины?  Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата..Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной? Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? Звучит песня «С чего начинается Родина». (Слайд 3) - Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. - А что значит малая родина? МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Родина, родина…Від батька до сина >>
(розробка виховної години у 8 класі) Книш Т.О., класний керівник 8 класу Мета: виховувати любов, тепло, повагу до батьків, родини; формувати навички вільного спілкування, сприяти розвитку творчої особистості, формувати здатність сприймати добро, розвивати мовлення. Обладнання: фотографії батьків, дідусів, бабусь дітей, роботи мам, бабусь, відеозаписи пісень з кадрами щасливих сімей. Вислови «Родина – це те середовище, де людина повинна вчитися чинити добро» «Яка сім’я, такий і я» «Яке дерево, такі в нього і квіточки, які батьки, такі і діточки» «Можна все на світі вибирати, сину, вибрати не можна тільки Батьківщину» «Діти гарні – батькові-матері – вінець, діти погані – батькові-матері - кінець» Хід заняття І. Вступна частина. Вчитель. На уроках громадянської освіти, народознавства, літератури ви часто говорили про свою родину. Як усе велике починається з малого, так і нашою малою батьківщиною є наша родина, наша сім’я. сьогодні ми поговоримо про наших найрідніших людей. ІІ. Основна частина. Повідомлення учнів про своїх батьків( 4 учні) Вчитель. Батько і мати – два сонця гарячих, Що нам дарують надію й тепло. Батько і мати. У долі дитячій Треба, що кривди між них не було. Звучить пісня «Батько і мати» у виконанні дітей. Вчитель. Батько і мати – найрідніші і найближчі кожному з нас люди. Вони дарують нам життя, вони вчать нас, укладають у наші вуста добрі слова, люблять, навчають добру. Шанувати батьків – це один із найсвятіших обов’язків людини. Учениця: Чи є у світі слово більш прекрасне і ніжне, ніж це? Мама. Чи є у світі серце більш чутливе і вірне, ніж материнське? У ньому ніколи не згасне любов, воно ніколи не буває байдужим. І скільки б тобі не було років, тобі завжди потрібна мама. Її погляд то ніжний, то суворий, її очі то сумні, то радісні. Моя мама добра, лагідна, вона уміє смачно готувати, пекти торти. Учень: Перше слово сказав із колисочки «мамо», Виріс, в солдати пішов із словом «мамо», Йдучи в атаку, впав, і так само - «мамо», Звівся, припав до життя вустами - «мамо». Вчитель: Опишіть, що вміють робити руки матері. Розповіді дітей про батька, демонстрація фотографій, слайдів. Вчитель: Продовжіть речення: Коли я буду батьком, я буду у своїх дітей виховувати…… Не скупіться на добрі слова, Бо у світі багато тепла Лиш від рідної хати Та від лагідних рук мами й тата. Пісня «Смерекова хата»

Автор Название произведения >>
Автор Название произведения Класс Форма (обзорный урок, отдельный урок, внеклассное мероприятие и др.) и тема1 изучения М. Успенский «Там, где нас нет» 10 отдельный урок Д. Рубина «Астральный полет души на уроке физики» 9 отдельный урок М. Веллер «Памятник Дантесу» 9 внеклассное чтение В Токарева «Я есть, ты есть, он есть…» 11 отдельный урок А.Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» 6 отдельный урок А.Жвалевский, Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось» 7 отдельный урок С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма» 7 отдельный урок Л. Петрушевская Отдельные рассказы из сборника рассказов «Пограничные сказки про котят» 7-11 внеклассное чтение Э. Веркин «Книга советов по выживанию в школе» 5-7 для самостоятельного прочтения В. Пелевин «Generation П» 11 интегрированный урок с историей Сведения о составителе: ФИО – Ноженкина Ольга Сергеевна; Место работы, должность – информационно-методический отдел издательства «Просвещение», ведущий методист; Профессиональные отличия – кандидат психол. наук; E-mail – farmer77@mail..ru

ИМИ СТАНОВЯТСЯ >>
IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА – 2011» НОМИНАЦИЯ: «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» ТЕМА: «ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ СТАНОВЯТСЯ» …Как жаль, ушёл герой России И зарыдает мир на голоса. Мы все за вас молиться будем: Да примет вас Господь на небеса - Героев России моей! Героев вчерашнего дня! Что сердцем горячим своим, Прикрыли тебя и меня. Вы шли на смертельный рубеж К бессмертью и славе своей. Герои вчерашнего дня! Герои России моей! С. Михайлов.

– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.

– А как называется наша Родина?

– Наше государство называется Россия, Российская Федерация.(щелчок)

– Как называется столица нашего государства? (щелчок)

– Какие ещё города России вы знаете?

Наша Россия уникальна. И нет другой такой страны во всём мире!

Если весь мир разделить на шесть равных частей, то одну шестую часть занимает наша страна, на которой расположено множество удивительных и живописных мест.



(Слайд 5 )

На территории России расположились великолепные горы Кавказа, (Слайд 6 )

древнейшие горы Урала. У нас есть нетронутая(Слайд 7 )

бескрайняя сибирская и(Слайд 8 )

дальневосточная тайга. (Слайд 9 )

У нас Камчатка с её вулканами и Долиной гейзеров. У нас потрясающий по красоте (Слайд 10 )

Байкал с его удивительными окрестностями и огромными запасами пресной воды. У нас Волга с её уникальной дельтой в Астраханской области. А ещё есть Енисей(Слайд 11 )

МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» >>
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы Урок литературы в 6 классе с применением ТИО. Тема «Иван Алексеевич Бунин. Лирика (2й урок) Обучение анализу поэтического текста.» Цели: 1.Формирование у учащихся понятия о поэтическом мире как одной из категорий лирики; формирование представления о поэтическом мире И. А. Бунина. 2. Создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека. 3.расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста; 4. Воспитание внимательного, чуткого отношения к слову, умения находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка. Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, Проект урока № Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 2 Организация урока Целеполагание Беседа, предваряющая самостоятельную работу учащихся 2 мин 5 мин знакомит с темой урока и задачами организует работу учащихся с использованием презентации ставят перед собой задачу: достичь определённого результата отвечают на вопросы учителя 3 Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками 15 мин Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения Работа с текстом. Подготовка ответов на предложенные вопросы 4 Беседа по вопросам 18 мин Организация дискуссии Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения 5 Рефлексия 4 мин Подведение итога работы, презентация Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом 6

, Лена, Обь, Иртыш, Ангара, Амур и сотни других красивейших рек. У нас (Слайд 12 )

Урок литературы в 11 классе >>
Василий Шукшин Подготовила Вечернова В.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 ГЕЛЕНДЖИК Он так же, как и вы, не знал, кем будет, но благодаря упорному труду дошёл до вершины своего творчества… Василий Макарович очень любил свое село, свою маленькую родину… Сегодня я попытаюсь рассказать вам о человеке – писателе, актере, режиссёре Василии Шукшине. Хочется, чтобы наша сегодняшняя встреча вызвала желание прочитать произведения Шукшина, увидеть его фильмы. Шукшин писал: -Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) - колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1956 году посмертно реабилитирован. В 1943 году я окончил семилетку. Работал в колхозе, потом, в 1946 году, ушёл из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем- такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949-м был призван служить во флот, служил на Чёрном море, в Севастополе. Воинское звание -старший матрос, специальность - радист. После демобилизации вернулся домой. Во все времена много читал. Проглатывал всё без разбора, что доставал. На моё счастье, об этом узнала одна молодая учительница из эвакуированных ленинградцев. Она убедила, что читать надо с толком. Составила список литературы. Решил, что смогу сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал. Считаю это своим маленьким подвигом. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней молодёжи. Учителем я был, честно говоря, неважнецким (без опыта и специального образования), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Преподавал русский язык и литературу. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: «Вот теперь, в эти минуты, я делаю хорошее дело. Из таких минут составляется счастье». В 1954 году - вступительные экзамены во ВГИК. Здесь познакомился с Михаилом Ильичом Ромом. Он спросил: -Белинского знаешь? -Да. -Где он живёт сейчас?

прекрасные леса Карелии и (Слайд 13 )

заповедные дикие степи Калмыкии. Говорят, что где-то в (Слайд 14 )

Сибири есть кусочек настоящей пустыни. Совсем как в Египте…

А сколько у нас морей, на которых можно отдохнуть. (Слайд 15 )


У нас самые большие запасы природных ископаемых: (Слайд 16 )

нефти, золота, угля, никеля, сибтрского газа, железа, меди, алюминия, урана и мого других. И всё это имеет высокую цену.

У нас много архитектурных достопримечательностей, каких в других странах не увидишь: (Слайд 17 )

Московский кремль, Храм Христа Спасителя- крупнейший храм Русской православной церкви, Самая большая мечеть в Европе находится у нас в Чеченской республике в городе Грозном. Самый большой буддийский храм Европы в Элисте Республика Калмыкия. Петергоф в Санкт-Петербурге и другие.

Много замечательных людей у нас в России: Александр Невский(Слайд 18 )

-защитник Отечества, Петр Первый-российский государь, который очень много сделал для развития России, Александр Пушкин-поэт о котором знает весь мир, Юрий Гагарин-первый человек полетевший в космос и много, много других политиков, учёных, писателей, архитекторов и т.д.

Но самая главная ценность России это простые люди, (Слайд 19 )

которые проживают на её территории, люди-труженники, защитники своего Отечества.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут-

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы,  друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.


Велика численность населения России. (Слайд 20 )

 По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом?
 Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в (щелчок) Конституции Российской Федерации: “...государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять.
А что объединяет все народы?

Общая земля, общая история, общие законы, общий язык, общие ценности, духовные традиции.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята(щелчок) 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
– В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.
А кто у нас является главой государства?

(Слайд 21 )

Президент. В.В.Путин.


А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
— Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?
 Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

– К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Задание в тетради 1.

Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России.


А кто может описать их?

(щелчок)Государственный флаг Российской Федерации

Цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.



(щелчок)  Государственный герб Российской Федерации

 Сочетает знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое. Именно поэтому эти цвета использовали крестьяне для своей одежды и украшения домов. Эти цвета присутствуют и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.


Задание в тетради 2.
(щелчок) Государственный гимн Российской Федерации

 Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.

 

(щелчок по звуку)Послушайте ГИМН, слушать и исполнять гимн нужно обязательно стоя с особой гордостью.. И выполните задание в тетради.
Все обширные территории и скрытые в них богатства не с неба упали на Россию. Наши предки веками собирали эти земли. Они снаряжали корабли в неизведанные проливы и моря, они оберегали эти земли от врагов. Родина, Россия, Отечество. А почему Отечество?

Работа с учебником стр.4 второй абзац.
Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам – черта патриота. Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:



Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Работа в тетради: Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества. Прочитайте в тетради. Вы согласны с такими качествами?

Обратите внимание на пословицы. Давайте попробуем разобраться какая что обозначает.

А какие пословицы о Родине вы знаете?

Когда мы с вами говорили о богатствах нашей Родины, мы говорили о материальном мире. А когда говорили о патриотических чувствах- мы говорили о духовном мире.

Как вы думаете что важнее?
Работа с учебником. Стр.4-5.
Обратимся к тетради. Задание 3.
Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?


Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье. Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций. Заполни пропуски в тетради.
Рефлексия.

На ПК собираем картинку местного пейзажа.




Дополнительный материал:

  • Нет на свете родины милее,
    Где других лазурней небеса,
    Солнце ярче, звезды всех светлее,
    Где отрадны рощи и леса;
    Где в реках стремительные воды.
    Голубеют, словно бирюза,
    Где, когда настанет непогода,
    Весь народ выходит, как гроза!
    Нет на свете Родины дороже.
    Надо все нам делать для нее,
    Чтобы день, который нами прожит,
    Каждым часом радовал ее.
    Всюду все в ее раздольях — наше.
    Отдадим ей думы и дела.
    И кругом садами опояшем,
    Чтобы вечно Родина цвела!



  • Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?


  • Тепло родного порога

С наслаждением пью, на родимом крылечке,

Свежий воздух зари, как берёзовый сок,

А пушистый туман обнимается с речкой

Еле слышен довольный её голосок.
Солнцем пахнет от клевера, мёдом от кашки,

И умылась спросонья росою трава,

Строят глазки в лугах озорные ромашки

И кружится от счастья моя голова.


На ступеньках тепло от родного порога,

Вместе с эхом кукушка считает года,

Словно жизнь не простая петляет дорога

Просмотр видеоряда под песню «Гляжу в озёра синие». (Слайд 22 )



(щелчок) Гляжу в озёра синие,

(щелчок)В полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею,



(щелчок)Единственной зову.

Спроси, переспроси меня-



(щелчок)Милее нет земли.

(щелчок)Меня здесь русским именем

Когда-то нарекли.


(щелчок)Гляжу в озёра синие,

(щелчок)В полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею,



(щелчок)Единственной зову.

Не знаю счастья большего,



(щелчок)Чем жить одной судьбой:

Грустить с тобой, (щелчок) земля моя

И праздновать с тобой. (щелчок) (щелчок)


  • Прослушивание песен:

группы «Любэ» «Россея» и её анализ.

Трофим «Аты-баты» и её анализ

Стас Михайлов «Жди» и её анализ

Ольга Воронец «Деревенька моя»




  • Решите кроссворд.






















1.

Р








































2.










О








































3.










С











































4.







С





































5.













И




























6.






















Я































  1. Всенародное голосование.

  2. Власть народа.

  3. Основной закон государства?

  4. Столица России.

  5. Первый президент России.

  6. Одна из ветвей власти России.




  • Есть у России символы официальные, государственные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?

(природный объект, город, сооружение, человек, литературный герой, песня, предмет, растение, животное и т.д.)
Нарисуй такой символ России