Внеклассное мероприятие по литературе и биологии в 7классе - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Внеклассное мероприятие по литературе и биологии в 7классе - страница №1/1

Интегрированное внеклассное мероприятие по литературе и биологии в 7классе

Тема: Мир вокруг нас

(Цветы в легендах и преданиях)



Учитель: Русакова Эльвира Викторовна и Новосёлова Татьяна Алексеевна

Цели и задачи: углубление интереса к чтению, к художественной литературе, развитие умений выразительно читать наизусть, пересказывать текст, развитие наблюдательности, интереса к окружающему миру, расширение кругозора учащихся, воспитание любви к родной природе, к миру, развитие эстетических чувств школьников.
Оборудование: магнитофон с музыкальными записями: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, песня «Ландыши» (муз.О.Фельцмана, слова О.Фадеева), песня «Подснежник» (муз,Д.Тархова, сл. И.Бунина), романс А.Малинина «Розы алые».
Урок сопровождается демонстрацией презентации, подготовленной в Power Point.;
Наглядность: 1) репродукции картин П.П.Кончаловского «Сирень», Е.И.Шварца «Букет цветов» и др.; 2) рисунки с изображёнными на них цветами (рисунки выполнены учащимися); 3) стенгазеты, изготовленные учащимися, с информацией о цветах, о их роли в жизни человека; 4) кроссворд «Цветы» (изготовлен на большом формате); 5) плакаты с высказываниями: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (Г. Х. Андерсен), «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит её просто за то, что она прекрасна» (Жан Дорст); 6) плакаты с текстами: «Флористика – наука, изучающая виды растений, в том числе и цветковых», «Фэн-шуй – древнекитайское искусство интерьера»; 7) выставка книг о цветах; 8) букеты живых цветов, комнатные цветы в горшочках; 9) стенд «Берегите цветы!»; 10) эпиграф к занятию (на доске):

Цветы как люди, на

Добро щедры,

И, щедро нежность

Людям отдавая,

Они цветут, сердца

Отогревая,

Как маленькие тёплые

Костры.

К. Жане
Раздаточный материал (каждой группе учащихся): вопросы к кроссворду, таблица с названиями цветов и их символическим значением; викторина «Цветы».

Автор Название произведения >>
Автор Название произведения Класс Форма (обзорный урок, отдельный урок, внеклассное мероприятие и др.) и тема1 изучения М. Успенский «Там, где нас нет» 10 отдельный урок Д. Рубина «Астральный полет души на уроке физики» 9 отдельный урок М. Веллер «Памятник Дантесу» 9 внеклассное чтение В Токарева «Я есть, ты есть, он есть…» 11 отдельный урок А.Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» 6 отдельный урок А.Жвалевский, Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось» 7 отдельный урок С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма» 7 отдельный урок Л. Петрушевская Отдельные рассказы из сборника рассказов «Пограничные сказки про котят» 7-11 внеклассное чтение Э. Веркин «Книга советов по выживанию в школе» 5-7 для самостоятельного прочтения В. Пелевин «Generation П» 11 интегрированный урок с историей Сведения о составителе: ФИО – Ноженкина Ольга Сергеевна; Место работы, должность – информационно-методический отдел издательства «Просвещение», ведущий методист; Профессиональные отличия – кандидат психол. наук; E-mail – farmer77@mail..ru


Подготовительная работа (осуществляется заранее, за 2-3недели до проведения занятия): 1) класс делится на пять групп, примерно равных по количеству детей; 2) каждая группа выбирает себе какой-нибудь один цветок и готовит по нему всю информацию (стихи, рисунки, интересные факты, легенды и т. д.); 3) каждая группа оформляет большую стенгазету о своём цветке (лист ватмана). Содержание: изображение цветка (рисунок, фотография, картинка), название, стихотворение, рассказ, легенда об этом цветке, любая дополнительная информация о цветке (его лекарственные свойства, история происхождения названия и др.), загадки, пословицы, занимательные вопросы; 4) непосредственно к мероприятию учащиеся каждой группы готовят для пересказа легенду о своём цветке, рассказ об истории происхождения названия цветка, учат наизусть стихотворения о нем и т. п.

Внеклассное мероприятие в начальной школе с использованием информационных технологий >>
Что значит для тебя Родина? Иванова Е.А., учитель начальных классов  Цели: познакомить с символами государства, их историей, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь к истории своей Родины. Задачи: развивать умения работы со справочными материалами, научить составлять древо своей семьи, тем самым обратить внимание детей на историю маленькой ячейки общества, формировать чувство гордости за свою Родину, всегда быть готовым к ее защите. Слайд 1. Звучит военная музыка. Слайд 2. Слайд 3. (Показывать во время чтения стихотворения) Ведущий. Родина. Весь край этот, милый навеки, В стволах белокурых берез, И эти студеные реки, У плеса которых ты рос, И темная роща, где свищут Всю ночь напролет соловьи, И липы на старом кладбище, Где предки уснули твои, И синий ласкающий воздух, И крепкий загар на щеках, И деды в Андреевских звездах, В высоких седых париках, И рожь на полях непочатых, И эта хлеб-соль средь стола, И псковских соборов стрельчатых Причудливые купола… И санки, чтоб вихрем летели, И волка опасливый шаг, И серьги вчерашней метели У зябких осинок в ушах, И ливни – такие косые, Что в поле не видно не зги… Запомни: Все это – Россия, Которую топчут враги. Ведущий. Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли. Ведущий. Что же такое Родина? Что считает своей родиной человек: страну, в которой живет, дом, где родился, березки у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине. (Учащиеся читают стихотворения) Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. (Во время чтения стихотворений). Край любимый! Сердцу снятся  Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края –  Только синь сосет глаза. (С. Есенин) Русь. Под большим шатром Голубых небес-  Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны… (И. Никитин) Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулся… Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью. Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову. О России петь – что стремиться в Храм

Открытое внеклассное мероприятие >>
Открытое внеклассное мероприятие в 5 классе «В гостях у русских умельцев». (для учителей школы) Учитель русского языка и литературы: Пятерикова Н.В. 2005 год. Тема: Народные промыслы – творческий труд народов России. Цели: 1) создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Жостово, гжельская керамика, а так же берестяных изделий и русской матрешки; 2) развитие воображения, творческих способностей, чувства красоты, гармонии; 3) воспитание интереса к истории и культуре русского народа. Оборудование: аудиокассета с русскими народными песнями, изделия народных промыслов, репродукции изображающие изделия народных промыслов, карта-схема «География народных промыслов». Звучит русская народная песня «Коробейники». Учитель. Ребята, сегодня мы собрались и пригласили гостей, чтобы поговорить о русских народных промыслах, известных не только в России, но и во всем мире. Русские мастера создавали игрушки, посуду, вышивки и многое другое. И настолько эти изделия были красивы, что объяснить эту красоту можно только с помощью сказки. Итак, начинаем со сказки. Сказительница. Жила – была на свете сиротинка Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше ее не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. Дошел слух об искуснице до самого Кощея Бессмертного. Прикинулся Кощей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие. Через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, поприветил мастерицу, да и попросил показать ему рукоделие готовое. Кощей. Люди говорят, что ты, Марьюшка, самая искусная мастерица во всем белом свете. Сказительница. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один другого краше. Марьюшка. Бери, добрый молодец, что тебе по душе придется. Сказительница. Увидал такую красоту Кощей, озлобился. Виданное ли дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него у Кощея Бессмертного нет, и говорит. Кощей. Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут золотые яблоки. Марьюшка. Не проси меня, добрый молодец, не нужны мне твое богатство и диковины заморские. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым мое рукоделье радость приносит. Кощей. Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.

План обоснования игрового часа >>
Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению для обучающихся начальных классов "Сестрички-привычки" >>
Бережная Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного обрзования Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа Ход мероприятия 1. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Ведущий: Дорогие дети! Сегодня мы будем играть, веселиться и многому учиться: как здоровым быть? Зачем руки надо мыть? Витамины принимать и про спорт не забывать. – Ребята, у вас на партах лежат карточки П Ф И Ч П Ф И Ч П Ф И Ч М Р У Т М Р У Т М Р У Т У М К Ф У М К Ф У М К Ф Ы Т В А Ы Т В А Ы Т В А – Что записано на карточках? Ответы детей Ведущий: – Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово. – Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово “привычка”) – Что означает слово “привычка”?

Название игрового часа: "Феодальная раздробленность на Руси" Автор сценария – Селиванова Наталья Александровна, студентка 3 курса исторического факультета ВГПУ (2014 год). За основу взято внеклассное мероприятие Макеровой Марины Александровны МКОУ «Новопетропавловская СОШ» Педагогическая цель: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Феодальная раздробленность на Руси» Педагогические задачи: образовательная: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников, умение делать выводы; развивающая: формирование умения работать в группах; развитие воображения,  творческой  активности  учащихся, внимания. воспитательная: развитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Характеристика участников – 6 человек, 12-13 лет (учащиеся 6 класса) Мероприятие входит в рамки Недели Истории как смотр знаний учащиеся 6 класса. Проводился в кабинете истории. Продолжительность - 45 минут. Информация о проведении мероприятия была заранее вывешена на стенде, посвященному Неделе Истории. Были приглашены учитель истории и классный руководитель Реквизит – раздаточный материал (карточки с заданиями, презентация и оборудование для ее воспроизведения – мультимедийный аппарат, интерактивная доска, компьютер – у учителя). Идея игрового часа – оборона русского города от кочевников. Игровая задача – продержаться 30 минут – именно столько времени необходимо для того, чтобы подошли на помощь основные силы русского князя и отбросить кочевников в степь Игровые роли, команды - учащиеся – «защитники» (выступали одной командой) ведущий – «нападающий». Правила игры. В начале игры «защитники» города выбирают Великого князя (капитана), который принимает все решения (произносит ответы на вопросы, выбирает «раненых» и «убитых»), а также ответственного за подсчет баллов. Перед кочевниками три основных препятствия (три этапа): ров с водой, городская крепостная стена, укрепленный княжеский двор с церковью. Каждый вопрос – поединок с кочевниками. Один неверный ответ – ранение, но при этом «защитник» продолжает сражаться, если не отвечают второй раз – «защитник» покидает поле боя. При этом дается право «залечить раны», выполняя задание на карточках. Если ученик отвечает на вопрос, он получает 1 балл. В конце урока баллы суммируются, и выбираются лучшие «защитники» города от кочевников. Если хотя бы один из «защитников» останется в игре в течение 30 минут, - это означает, что город продержался до прихода русской дружины, а значит победил. Домашнее задание - повторение материала по теме «Феодальная раздробленность на Руси»

Внеклассное мероприятие >>
Внеклассное мероприятие Тема Детство, опаленное войной (6 класс) Учитель истории МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края Осипова Миланя Яковлевна 2007 год Цель: 1. Узнать, как дети воспринимают военные события, какой след оставила война в их душе; собрать по крупинкам воспоминания живых очевидцев; осуществить и запечатлеть связь времен поколений между прошлым и будущим. 2. Осуществить нравственное воспитание, сформировать понятие о нравственных высших ценностях человечества: стремление сохранить мир на земле, бороться против войны, воспитание патриотизма у школьников и подростков. 3. Формировать стремление более полно узнать историю своего края и отечества. 4. Воспитывать умение сопереживать, уважать старшее поколение. Тихо звучит мелодия песни. Под эту мелодию гости и участники рассаживаются за столики. Выходят юноша и девушка на фоне тихой мелодии песни «Рисуют мальчики войну» Юноша (1): Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и «катюши». Висят во всю листа длину Снаряды толстые, как груши. Девушка (1): Рисуют мальчики бои, Что им, по счастью незнакомы И берегут они свои Огнем, кричащие альбомы. Учитель: Мальчишки и девчонки в эти майские праздничные дни, когда Россия и весь мир празднуют 60-ю годовщину Победы над фашизмом, я предлагаю вам пройти дорогами ваших сверстников, оказавшихся в самом пекле войны. Войны, которая в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Втянутые по горло в войну, пылающие недетской ненавистью к бесчеловечным врагам они вели себя как настоящие герои, вынесли и осилили то, что казалось бы и взрослому не под силу. Фронт, партизанский отряд, тыл, эвакуация, оккупация, потери. Детям, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, доверчивы, пришлось своими глазами увидеть, как в их деревне фашисты расстреляли 200 школьников, приехавших собирать урожай, как под бомбежками гибли их родители, а сами они становились бездомными. Чтец (1): Стихотворение С. Михалкова «Десятилетний человек» Учитель: Зачастую именно так попадали в действующую армию мальчишки и становились сынами полка. В этих маленьких солдатах воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Лелея своих воспитанников войны, старались спасти их, обездоленных и потерявшихся в буре войны. И не для забавы шили мальчишкам гимнастерки и маленькие сапоги, ребятам, как правило, поручались разведка и диверсии, здесь они были незаменимы. Можно назвать много имен и историй, за каждой из которых целая жизнь. Вы, ребята, чаще всего узнаете об этом из книг. Кто может вспомнить, что читал о детях на войне?

МКОУ «Подколодновская СОШ» >>
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО учителей химии и биологии руководитель ШМО ________ /______________/ Ф.И.О. Протокол № __ от «__» _____ 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по УР ______/Васильченко Л.А./ Ф.И.О. «__»__________ 2013 г. «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ Подколодновской СОШ ________ /Лукина Л.И./ Ф.И.О. Приказ № Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 уч. г. Учитель биологии Данцева Татьяна Васильевна Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы «Основы общей биологии». Авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова опуб­ликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. 9 класс. Основы общей биологии для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312) Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004 Приказ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»ем самым ии. эффективности этоциалистами Роспотребнадзора ных факторов ний в этой области, но и формирует

Рабочая программа >>
Рассмотрено на заседании кафедры естественных наук Протокол № ___ от «__»__________20 14г. Согласовано Зам. директора по УВР Дорониной Л.Н. _________ «__»____________20 14г. Утверждаю Директор МБОУ лицей №12 Винокурова В.В._____________ Приказ № ___ от «__»__________2014г.. Рабочая программа по биологии в 6-х классах Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год. Составлена на основе авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Составила: Ермакова С.Н., учитель биологии высшей категории 2014 - 2015 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2011. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей: Освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности растительного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе.

Живая природа и ее многообразия (2 часа) >>
«Репетитор по биологии» (68 часов) Разработал: Кравцов А.В. учитель биологии ССШ №11 Актобе,2006 г. Элективный курс «Репетитор по биологии» 10 – 11 класс Разработал: Кравцов А. В. (68 часов) учитель биологии ССШ №11 Аннотация Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения курса развивается познавательная активность учащихся, более полно реализуются их образовательные потребности Пояснительная записка Развитие средней школы в Республике Казахстан направлено на всестороннее формирование личности учащихся, адаптацию их в современном высокотехнологичном мире. Важнейшей задачей является более полное соответствие учебных курсов индивидуальным особенностям учащихся, учет их интересов, склонностей, способностей. Одна из форм личностно-ориентированного обучения – элективные курсы, приобретает особое значение в условиях профилизации современного образовательного процесса. В этих условиях необходимо расширения спектра преподаваемых курсов, обеспечивающих привлечение учащихся к изучению тем, интегрирующих материал различных направлений биологии. Содержания данного курса основано на школьном курсе биологии и включает также дополнительные материалы, позволяющие сформировать у учащихся единую биологическую картину мира. В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний. Цели и задачи курса - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология». - способствовать во влечению учащихся в познавательную деятельность по биологии. - развивать познавательную активность и креативные способности учащихся. Ожидаемые результаты Данный курс должен обеспечить подготовку учащихся профильных классов к итоговой аттестации за курс средней школы и вступительным экзаменам в вузы по предмету биологии. Ожидается углубление способностей к логическому мышлению, развитие творческих способностей, навыков анализа и синтеза, умения выделять существенные признаки, обобщать и абстрагировать. Формы контроля и критерии оценки С целью контроля и оценки ЗУН учащихся используется: Входная и завершающая диагностики по выявлению уровня знаний Тестовые задания по материалу курса Реферативные работы по дополнительным материалам курса Творческие задания Учебные дискуссии К критериям оценки служит следующий комплекс ЗУН учащихся: Учащиеся должны знать

Ход занятия.



Вступление. (слайд 1)

Говорит учитель: «Ребята, сегодня мы с вами проводим занятие на тему «Мир вокруг нас». Очень часто, бывая в лесу, в поле, в деревне или на даче, вы можете увидеть много интересного и удивительного в родной природе. Мы же с вами поговорим сегодня о цветах, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. (слайд 2)

О цветах сложено много сказок, мифов, легенд; о них написаны замечательные стихотворения, песни, романсы, художники изображают цветы на своих полотнах. Но многие цветы не только прекрасны – они ещё и полезны. Это настоящая аптека природы, которая помогает человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и преодолеть недуги. Великий французский философ Жан Жак Руссо говорил однажды своим друзьям: «Если вы увидите, что я очень болен и нет никакой надежды на моё выздоровление, отнесите меня на цветущий луг, и вы заметите, что мне опять станет хорошо». Обратите внимание на слова, записанные на плакатах: (учитель прочитывает высказывания, комментируя их).

Ребята, сегодня мы с вами будем вести разговор не о всех цветах, ведь их на планете огромное разнообразие, а только о тех, которые часто можем встретить в природе родного края. К нашему занятию вы, ребята, подготовили интересные сообщения и стихотворения о цветах. Давайте послушаем вас. Но сначала отгадайте загадку. О каком цветке пойдёт речь? . (слайд 3)

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

(если учащиеся не отгадают эту загадку, то можно задать ещё одну):

Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик.

Цветёт он не пышно,

Звенит ли – не слышно.

(ответ: ландыш)


Сообщения учащихся о ландыше.

Песня о ландыше. (слайд 4)

Слово учителя: «А сейчас мы с вами узнаем нечто интересное о другом удивительном и всем нам знакомом цветке. О каком? Отгадайте музыкальную загадку.

Звучит куплет из песни о подснежнике. (ребята называют цветок, и разговор начинается о подснежнике)

Выступления учащихся с сообщениями и стихами о подснежнике. . (слайд 5)

Слово учителя: «Ребята, только что мы с вами говорили о подснежнике, этом хрупком и нежном предвестнике весны. А теперь перенесёмся мысленно в жаркое, июльское лето и представим себе поле, на котором среди колосьев тянутся к небу скромные синие цветы – васильки».

Сообщения учащихся о васильке. . (слайд 6)

Слово учителя: «Ребята, очень много интересного мы с вами узнали о васильке. А сейчас - музыкальная пауза».

Звучит куплет из песни о розе. (слайд 7)

Слово учителя: «Не правда ли, ребята, это весёлая и радостная песня? Роза издавна считалась символом любви. Справедливо называют этот цветок царицей всех цветов. Огромное количество мифов, легенд, преданий, поэтических произведений посвящено розе. Давайте послушаем некоторые из них.

Выступление учащихся с сообщениями о розе.

(учитель подводит итоги этой части занятия, благодарит всех ребят, подготовивших свои сообщения о цветах)



Рассказ учителя о фэн-шуй: «Ребята, обратите внимание на поэтические строки К.Жане, записанные на доске. Эти слова принадлежат французскому поэту. А ведь, действительно, цветы обладают удивительным свойством дарить людям радость, улучшать настроение, доставлять удовольствие. Знаете ли вы, что существует искусство, которое помогает человеку в окружающей его обстановке создать особую атмосферу, влияющую на настроение и самочувствие человека? И цветы в этом искусстве играют очень большую роль. Это искусство называется Фэн-шуй.(плакат). (слайд 8)

Так вот, я хочу дать вам несколько советов, которые предлагает фэн-шуй для того, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и самочувствие. Совет первый: если в комнате, в южной её части, поставить цветы красного, малинового или тёмно-розового оттенка, то через некоторое время вы почувствуете необыкновенный прилив энергии, и настроение ваше заметно улучшится. Совет второй: расположите в комнате, в северной её части, синие цветы вперемешку с белыми, и через какое-то время вы сможете заметить успехи в своей учёбе. Совет третий: если вы поставите в восточной части комнаты растения с различными оттенками зелёного цвета, то ждите в скором будущем исполнения своих желаний. Ребята, хочется заметить, что искусство фэн-шуй хотя и возникло очень давно, но в наши дни пользуется большой популярностью». (слайд 9)


Разгадывание кроссворда. (кроссворд составлен так, что по вертикали при правильном разгадывании, можно прочитать слово «флористика»)

Вопросы к кроссворду: 1) как называется процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием света? Дать научное определение (фотосинтез); 2) из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (тюльпан); 3) любимые цветы Кая и Герды? (розы); 4) Растение, которое, согласно легенде, расцветает только раз в году – в ночь на Ивана Купалу? (папоротник); 5) прекрасный цветок, который использовали в своих гербах французские короли? (лилия); 6) научный термин в ботанике, обозначающий группы цветков, расположенных близко друг к другу в определённом порядке? (соцветие); 7) научный термин, обозначающий видоизменённый побег, на месте которого созревает плод с семенами (цветок); 8) научный термин, обозначающий часть цветка, которая состоит из лепестков? (венчик); 9) о каком цветке эта загадка: «На лугу у той дорожки, что ведёт к нам прямо в дом, рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком»? (ромашка); 10) название какого цветка в переводе на русский язык означает «звезда»? (астра);

Вопрос классу: «Какое слово получилось по вертикали?

Ответ учащихся: флористика.

Сообщение учителя о «флористике» (первоначально заслушиваются мнения учащихся). (слайд 10)
Разукрашивание букетов.(Учитель спрашивает: «Ребята, знаете ли вы, что цветы умеют говорить? Конечно, не в прямом смысле. Эти хрупкие создания природы обладают особым языком – языком символов. Например, всем известно, что алая роза – это символ любви и счастья. По тому, какие цветы любит человек, можно сказать многое о его характере и настроении. Сейчас мы с вами попробуем узнать, с каким же настроением вы приходите в школу, какие черты характера свойственны вам. Для этого каждая группа ребят должна разукрасить свой букет цветов». (Каждой группе учащихся раздаются большие листы, краски, цветные карандаши, фломастеры. Учащиеся должны за определённое время нарисовать свой букет и разукрасить его)

Музыкальный фон: звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского.( слайд 11)
Сообщение учителя о символике цветов в букетах, нарисованных и разукрашенных группами учащихся,

Заключение. Учитель говорит: « Подходит к концу наша встреча с прекрасными и удивительными созданиями природы – цветами. Мир цветов такой хрупкий и нежный, что его легко разрушить и погубить. Очень многие растения исчезли и продолжают исчезать с лица нашей планеты в результате жестокого, неразумного поведения человека. Многие цветковые растения включены в Красную книгу и находятся под защитой государства. (слайд 12)
Вот лишь небольшой перечень тех цветов, растущих в природе нашего края, которые занесены в Красную книгу. ( внимание учащихся обращается стенду «Берегите цветы!») Будьте же и вы бережны к этому миру».

(слайд 13)

Стихотворение о цветах (читает наизусть заранее подготовленный ученик):
Цветы всю жизнь не оставляют нас,

Красивые наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы душу и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла, от прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты,

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы,

Посредники живого пониманья.



(слайд 14)
Подведение итогов. Учитель благодарит всех учащихся за работу, выясняет, понравилось ли занятие, что интересного, нового, полезного для себя вынесли из этого занятия ребята. Каждому учащемуся раздаются листы с викториной «Цветы», в которой нашли отражение многие сведения и разнообразная информация с сегодняшнего занятия. Рекомендуется дома учащимся вместе с родителями ответить на вопросы этой викторины.

Вопросы к викторине «Цветы»

1.Какое растение расцветает, согласно легенде, только один раз в году, в полночь?

2. Вспомнить не менее трёх художественных произведений, в названиях которых упоминаются цветы.

3.Какой цветок является своеобразным символом Японии?

4. Какой цветок явился причиной увлекательных событий в сказке «Двенадцать месяцев»?

5. О каком цветке идёт речь в этом стихотворении:

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух легки,

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

6. Вспомнить не менее трёх женских имён, соответствующих названиям цветов.

7. Какой цветок является сорняком и растёт только на злаковых полях?

8. Как называется наука, изучающая виды растений, в том числе и цветковых?

9. Вспомните такие названия цветов, которые состоят из двух и более слов.

10. О каком цветке загадка: «Синий глазок глянет разок – да и спрячется за колосок».
ПРИЛОЖЕНИЕ.

Символическое значение цветов.

Астра – любовь и нежность; анютины глазки – счастье; василёк – изящество, деликатность, ; георгин – признательность; гвоздика белая – невинность; гвоздика красная – очарование; гвоздика розовая – верность; колокольчик – смирение; ландыш – покорность, смирение; лилия белая – юность; лилия жёлтая – благодарность; маргаритка – чистота намерений, помыслов; мак – утешение; мимоза - застенчивость; незабудка –вера; одуванчик – счастье и преданность; подснежник – утешение; роза белая – чистота; роза красная – любовь и романтика; сирень – красота; тюльпан жёлтый – пожелание любви; тюльпан красный – удача; фиалка – верность, скромность; хризантема белая – правда; хризантема красная – любовь; шиповник – поэтичность.


Дополнительный материал о цветах

ЛАНДЫШ

1.Легенды о ландыше.



Украинская легенда рассказывает о том, что ландыш вырос там, где упали слёзы девушки, ожидавшей своего любимого из далёкого похода.

На Руси существовала легенда о ландыше, связанная с именами Садко, Любавы, Волхвы. Ландыш, по легенде, появился из слёз царевны Волхвы, пролитых ею, когда она узнала, что молодой купец Садко разлюбил её. Однажды морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях. Но Садко уже отдал своё сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. Там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши. Стал ландыш символом чистоты, любви и печали.

Легенды других народов рассказывают, что ландыш появился из порванных бус Белоснежки и что цветы ландыша – это фонарики гномов.

По другой легенде – юноша по имени Ландыш так горько плакал о покинувшей его Весне, что слёзы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в красный цвет.

У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры и устраивались праздники, цветки ландыша приносились в жертву богам.

Во Франции были, например, специальные праздники, посвящённые ландышу (они устраивались в первую субботу и воскресенье мая).


2.Праздник ландышей.

Ландыши любят всюду, где они растут. Весь Париж буквально живёт ими в первые дни мая, которые по традиции так и называются «днями ландышей». В деревнях Франции сохраняется старый обычай праздновать ежегодно в первое воскресенье мая «День ландышей». Ещё накануне, в субботу, толпы людей отправляются в лес. К вечеру все возвращаются с богатой добычей, которой украшают свои дома. Во время праздника в честь ландышей все веселятся, участвуют в разных играх, танцах, готовят вкусные угощения.


3.Стихотворения о ландыше.

А.Фет А.Фет

Снова птицы летят издалёка О первый ландыш! Из-под снега

К берегам, расторгающим лёд. Ты просишь солнечных лучей;

Солнце тёплое ходит высоко Какая девственная нега

И душистого ландыша ждёт. В душистой чистоте твоей!

С.П.Красиков

Распустились почки, лес зашевелился.

Яркими лучами весь озолотился:

На его окрайне, из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый…
4.О лекарственных свойствах ландыша.

Ландышем с древнейших времён интересовались врачеватели. В разных странах из этого растения готовились различные снадобья. Он был когда-то давно эмблемой доктора медицины. В 1881году профессор Боткин применил в своей больнице настойку из ландыша в качестве сердечного средства. Ландышевые капли помогают при многих болезнях. В старых лечебниках писалось: «Дороже есть злата драгого и пристоит ко всем недугам». Большое значение имеет ландыш и в косметологии: с запахом ландыша производят мыло, духи, одеколон, кремы. Словом, немало пользы извлекает человек от этого скромного лесного жителя.


РОЗА

1. Сегодня на земном шаре насчитывается около 30 тысяч разных видов роз.

Однако цветок этот представляет собой создание рук человека. Люди своим трудом и талантом создали множество замечательных сортов, но у розы есть её далёкий прародитель – шиповник. Издавна шиповник славится как естественная кладовая витаминов. Нет более в природе растения, богатого витамином С, чем плоды шиповника. Они к тому же пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. Из лепестков готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков и других напитков.

2.Легенды о розе.

Розу, по праву, считают королевой цветов. Для всех людей она является символом добра, тёплой дружбы и симпатии. Изумив своей красотой древних, она осталась всеобщей любимицей и по сей день. Богиня любви и красоты Афродита появилась из белоснежной морской пены, и из капель пены, покрывавшей тело богини, выросли прекрасные белые цветы. Но капельки крови Афродиты, когда она укололась о шипы, окрасили цветок в алый цвет. А происхождение шипов на розе древние греки объясняли так: бог любви Эрот вдыхал чудесный аромат розы, и в этот момент его ужалила пчела. Разгневанный бог запустил в розовый куст стрелу, которая превратилась в шип.

В Древнем Риме роза посвящалась богине Венере. Роза служила символом храбрости. Римляне верили, что этот цветок вселяет в сердца мужество, и поэтому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах изображали розы. По случаю победы они украшали розовым венком голову победителя, а в домах часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесённое над розой навсегда останется в тайне. Культ розы в Риме достиг небывалой высоты. Девушки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость. Гладиаторы намазывали своё тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в боевых схватках. Царица Клеопатра, созывая пир, приказывала усыпать розами весь пол на локоть высотой. Розами были увиты колонны, в залах били фонтаны розовой воды. Среди разнообразных блюд важное место отводилось розовому пудингу и варенью, засахаренным розам и розовому щербету. Запивалось всё это вином из роз. В Древнем Риме роза считалась цветком радости, любви и веселья.


3.Стихотворение о розе.

И.Мятлев


Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил осенние морозы

Не трогать их холодною рукой.

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветков заветных, дорогих!

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.


ПОДСНЕЖНИК

1.Рассказ о подснежнике.

На земном шаре существует всего 17 видов подснежников. Коротка, но прекрасна жизнь первых весенних цветов. Стоит только пригреть солнышку, появиться первым листочкам на деревьях, а у их ног уже разбросаны ковры ярких цветов. Издавна подснежник считался эмблемой надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания из рая Адама и Евы было холодно, шёл снег. Ева замёрзла. В утешение ей несколько снежных хлопьев были превращены в цветы подснежника – вестника весны. Увидев эти цветы, Ева обрадовалась и повеселела, у неё появилась надежда. И с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.

2. Стихотворения о подснежнике.

М.Карбышев * * *

Он взошёл в редутах снежных, На поля дохнуло ветром вешним,

Будто крепость подкопал. Ивы распустились за прудом.

Голубой, лесной, мятежный… У тропинки маленький подснежник

«Сон-трава», а не проспал! Загорелся синим огоньком.

В лес пришёл он, как разведчик, Закачался, слабенький и гибкий,

Осмотрелся: Удивлённо радуясь всему.

- Ну, дела! И в ответ с приветливой улыбкой

Здесь мать-мачеха уж свечи Солнце наклоняется к нему.

В залах праздничных зажгла.

Серебро зимы сквозь пальцы

Пробежало у холма.

На хвосте – весна у зайца,

На спине – ещё зима.

И медведь, как дух мятежный,

На дыбы из снега встал.

Вот уж истинно – подснежник:

Усыплённый вьюгой нежной,

Он в снегу прозимовал.


ВАСИЛЁК

1.Легенды о васильке.

Древнеримская легенда.

Василёк получил своё название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражён его красотой. Юноша собирал эти синие цветы и плёл из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в одежду синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мёртвым на хлебном поле, он был окружён васильками. Узнав об этом, богиня Флора превратила тело юноши в василёк, и все васильки стали называться цианусами, что значит «синий».

Русская легенда.

Однажды небо упрекало ниву в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя я наполняю корни растений дождевой водой и заставляю вызревать колосья». «Я тебе благодарна, - отвечала нива. – Я украшаю пашню зеленью, а осень. Покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви». «Хорошо, - согласилось небо. – Если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Тут случилось чудо: среди колосьев выросли великолепные синие цветы, похожие на голубое небо. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланникам неба – василькам и шепчут им нежные слова.



2.Праздники в честь васильков.

С васильками у славян связано два праздника: «пошёл колос на ниву» и « именинный сноп». Первый отмечался, когда на ниве появлялись колосья. Во время этого праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село.



3. Лекарственные свойства василька.

В природе насчитывается около 700 видов васильков, и не все они синего цвета. Есть васильки малиновые, белые, жёлтые и даже чёрные. Настой васильков на снеговой воде считался когда-то главным средством для лечения глаз в Германии и Франции. В народной медицине василёк используется при лечении простуды, при болезнях почек. Древние греки находили у него ещё и способность хорошо заживлять своим соком раны.



4. Стихотворение о васильке.

Я не люблю цветы с кустов Я только тот люблю цветок,

Не называю их цветами. Который врос корнями в землю,

Хоть прикасаюсь к ним устами, Его люблю я и приемлю,



Но не найду к ним нежных слов. Как северный наш василёк.