Внеклассное мероприятие Тема Детство, опаленное войной (6 класс) Учитель истории моу сош №3 города Георгиевска Ставропольского края - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Внеклассное мероприятие Тема Детство, опаленное войной (6 класс) Учитель истории - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3



Внеклассное мероприятие

Тема
Детство, опаленное войной

(6 класс)
Учитель истории

МОУ СОШ №3

города Георгиевска

Ставропольского края

Осипова Миланя Яковлевна

2007 год


Цель: 1. Узнать, как дети воспринимают военные события, какой след оставила война в их душе; собрать по крупинкам воспоминания живых очевидцев; осуществить и запечатлеть связь времен поколений между прошлым и будущим.

2. Осуществить нравственное воспитание, сформировать понятие о нравственных высших ценностях человечества: стремление сохранить мир на земле, бороться против войны, воспитание патриотизма у школьников и подростков.

3. Формировать стремление более полно узнать историю своего края и отечества.

4. Воспитывать умение сопереживать, уважать старшее поколение.


Тихо звучит мелодия песни.

Под эту мелодию гости и участники рассаживаются за столики.

Звучит песня >>
Литературно-музыкальная композиция «Детство, опаленное войной.» Звучит песня «22 июня» В1. 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении между Германией и СССР , немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. В2. Так началась Великая Отечественная война. Война! Жестче нету слова! Война! Страшнее нету слова! И на устах у всех иного Уже не может быть и нет! Песня «Священная война» В1. Эта песня призвала всех, даже юные мальчики и девочки пошли защищать свою Родину. Песня «До свидания, мальчики» Ах война, что ж ты сделала, подлая : Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли – Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли за солдатом – солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите, и все-таки Постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: Вместо свадеб- разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Подарили сестренкам своим. Сапоги – ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников, девочки Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад. В1. Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам Софинформбюро и по серым листам похоронок. Но не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. В2. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. А стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Мы были серыми, как соль. А соль на золото ценилась. В людских глазах застыла боль. Земля дрожала и дымилась. Просили, плача,: «Мама, хлеба!» А мама плакала в ответ. И смерть обрушивалась с неба, Раскалывая белый свет. Да, мало было хлеба, света, Игрушек, праздников, конфет. Мы рано выучили это Безжалостное слово «Нет!» Так жили мы, не зная сами, Чем обделила нас война. И материнскими глазами В глаза смотрела нам страна. Мы были бережно хранимой Ее надеждой в горький час- И свет, и соль земли родимой, И золотой ее запас. В2. Маленькие герои большой войны. Они сражались со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье.

Внеклассное мероприятие в начальной школе с использованием информационных технологий >>
Отчет МОУ СОШ№1 о проведении декады, посвященной >>
МОУ СОШ№1 о проведении декады, посвященной Международному дню пожилых людей.        В МОУ СОШ № 1 с 1 по 10 октября были организованы мероприятия, посвященные Международному дню пожилых людей. В рамках декады во всех классах были проведены тематические классные часы и беседы с целью воспитания у них нравственных черт характера: толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости и уважения к старшему поколению. Учащиеся были активными участниками классных часов на тему: «Лучший помощник для дедушки и бабушки» ( 2 класс), «Мамина мама» (3 класс), «Старость надо уважать» (4 класс), «Наши родные бабушка и дедушка» ( 5 класс), «Их труд достоин уважения» (7 класс), «Наши истоки» ( 8 класс), «Мы разные, но мы вместе…» (9 класс). В школьной библиотеке была организована и проведена читательская конференция: «Моя малая Родина» (10-11 классы). Учащиеся принесли семейные фотографии, и была организована фотовыставка «Нам года – не беда!».           В конкурсе детских рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка» активное участие приняли 2-5 классы. Были отмечены лучшие работы. 10 октября, под руководством зам.дир. по ВР Пшуковой М.Х. и учителем начальных классов Батыровой Л.А. , организована праздничная встреча с бабушками и дедушками «Согреем ладони, разгладим морщины» в актовом зале школы. Зал был оформлен членами Совета старшеклассников. Учащиеся поздравили своих родных песнями, стихами, танцевальными номерами. Вместе с бабушками и дедушками поиграли в интересные игры. Зрители очень тепло приветствовали наших юных артистов. Танцевали со своими внуками. В заключении пригласили уважаемых гостей на чаепитие. Прозвучало много добрых слов от бабушек и дедушек в адрес педагогического коллектива.         Не были забыты и педагоги – ветераны долгое время проработавшие в нашей школе. Посетили их на дому, оказали необходимую помощь в уборке и закладке на хранение картофеля, уборке яблок и груш.

Шифр участника >>
№ п/п Шифр участника Ф.И.О. участника Город (село, поселок), субъект Российской Федерации Образовательное учреждение (полное название в соответствии с уставом) Класс (в случае если участник выступает за более старший класс, дополнительно указать: обучается в _____ классе) Ф.И.О. лиц подготовивших участника олимпиады Кол-во баллов Место 1 01 Исаев Михаил Иванович п.Урмары МОУ "Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова" 8 Игнатьева Светлана Васильевна 13 1 2 17 Алжиров Георгий Владимирович п.Урмары МОУ "Урмарская СОШ №1 им.Г.Е.Егорова" 8 Александрова Зоя Ивановна 12 2 3 11 Николаева Марина Владимировна д.Б.Яниково МОУ "Большеяниковская СОШ" 8 Гурьева Раиса Терентьевна 9 3 4 16 Ильин Юрий Петрович д.Мусирма МОУ "Мусирминская СОШ" 9 Аверьянова Светлана Витальевна 8 2

Цель мероприятия >>
Учитель географии Оленина Валентина Сергеевна Внеклассное мероприятие по географии , как и по любому другому школьному предмету, призвана развивать познавательный интерес учащихся к этой науке, их стремление узнать больше. Посредством внеклассной работы обращаем внимание на интересный окружающий мир, процессы и проблемы, окружающие нас, воспитываем заботливых хозяев своей земли, прививаем навыки самообразования, самосовершенствования. Цель мероприятия: обобщить материал по географии материков и океанов, по географии своей местности, краеведческому материалу. Участники мероприятия учащиеся 7-9кл. От каждого класса - представитель, который набрал наибольшее количество баллов в предварительном туре Участники называют категорию и номер вопроса, ассистент подходит к доске. Под номером стоит цифра это означает, что за правильный ответ получит балл от 1до 5. Время на обдувание любого задания –1мин. Если участник не дал полного ответа или ответил не правильно, то он отстраняется от игры на один вопрос. Первооткрыватели Категория 1 2 3 4 Первооткрыватели 3 5 2 4 Полезные ископаемые 5 4 3 2 Реки 2 3 4 5 Природные зоны 4 2 5 3 Категория « Первооткрыватели» Это было 500лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств- Индию.

Объяснительная записка >>
Объяснительная записка Необходимость совершенствования исторического образования в средней школе требует решения вопросов обучения истории родного края. Изучение истории родного края призвано сыграть большую роль в возрождении и развитии национального самосознания, традиций и культуры всех народов, проживающих на территории Республики Саха. Разработанная программа /за счет уплотнения программы в 9, 10, 11 классах№ по 35 часов охватывает изучение родного края с древнейших времен до наших дней. Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят изучать историю родного края в единой связи с мировой историей. Курс истории родного края опирается на следующие образовательно-воспитательные задачи: Изучение родного края повышает интерес к истории вообще, заставляет учащихся осмыслить место юкагирского и других народов Республики Саха в жизни человеческого общества; Развивает историческое мышление; Повышает научный уровень обучения; Приобщает к исследовательской работе; Изучение развития и размещения производственных сил, потребностей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, культуры села, улуса, республики. Поможет учащимся в профориентации, осознание своей роли в развитии народного хозяйства; Формирует умения учащихся, т.к. отсутствие специальной литературы, наглядности, раздаточного материала стимулирует развитие творчества, сбор материалов в библиотеке, работу с различными видами источников, написание докладов и рефератов; Поможет освободиться от безликой и безымянной истории, раскрыть негативные и позитивные моменты в социально-экономическом развитии села, улуса, республики. На уроках рекомендуется повысить удельный вес материала о диалектической сложности и противоречивости исторического процесса, место в нем человеческого фактора, о роли общего, единичного и особенного, альтернативных решений в выборе пути развития. Следует усилить связи содержания уроков с жизнью, волнующими все общество и молодежь вопросами; использование на уроках личного социального опыта школьников, его совершенствование и осмысление; широкое и последовательное обращение к проблемам человека, его место в современном мире; раскрытие взаимоотношений «общество-личность», «Общество-природа»; формирование умения определять свое место в решении насущных социально-экономических задач. История родного края 9 –11 классы. (105 часов) 9 класс. (35 часов) Тема I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края. 4 часа

Публичный доклад >>
Публичный доклад МОУ СОШ № 22 города Оленегорска Мурманскй области 2011/2012 учебный год I. Общие сведения об образовательном учреждении Наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» Дата регистрации Устава школы: 29.12.2011 г. Лицензия: А № 294075 от 16.11.2010 г, срок действия до 16 ноября 2016 года; Свидетельство об аккредитации: ОП 008751 от 25.01.2011 г. срок действия до 25 января 2016 года Юридический адрес: 184531, Мурманская область, г.Оленегорск-1, ул. Озёрная Фактический адрес: 184531, Мурманская область, г.Оленегорск-1, ул. Озёрная Тел/факс: (81552) 60-888 E-mail srschool22_ol1@mail.ru Органы управления Совет школы, педагогический совет, собрание трудового коллектива 10.Программа развития Программа развития школы на 2012-2015 годы. Состав обучающихся: В 2011-2012 учебном году школа работала в режиме 6-дневной недели (5 дней для 1 класса). На начало учебного года в школе обучалось 90 обучающихся. начальное звено — 41 учащийся, среднее звено — 38 учащихся, старшее звено — 11 учащихся. На конец учебного года – 77 обучающихся. Осуществлён 100% охват обучения детей школьного возраста, проживающих на территории п. Протоки и п. 41 км. Организован подвоз 11 детей с 41 км. В течение года выбыло – 11, прибыл 1 обучающийся. Причина выбытия – перевод отцов-военнослужащих к новому месту службы. Социальный паспорт классов на конец года: Категория 2009-2010 учебный год 2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный год Многодетных семей 4 1 1 неполных семей 12 9 6 малообеспеченных семей 3 1 1 детей с ограниченными возможностями здоровья 1

Что значит для тебя Родина? Иванова Е.А., учитель начальных классов  Цели: познакомить с символами государства, их историей, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь к истории своей Родины. Задачи: развивать умения работы со справочными материалами, научить составлять древо своей семьи, тем самым обратить внимание детей на историю маленькой ячейки общества, формировать чувство гордости за свою Родину, всегда быть готовым к ее защите. Слайд 1. Звучит военная музыка. Слайд 2. Слайд 3. (Показывать во время чтения стихотворения) Ведущий. Родина. Весь край этот, милый навеки, В стволах белокурых берез, И эти студеные реки, У плеса которых ты рос, И темная роща, где свищут Всю ночь напролет соловьи, И липы на старом кладбище, Где предки уснули твои, И синий ласкающий воздух, И крепкий загар на щеках, И деды в Андреевских звездах, В высоких седых париках, И рожь на полях непочатых, И эта хлеб-соль средь стола, И псковских соборов стрельчатых Причудливые купола… И санки, чтоб вихрем летели, И волка опасливый шаг, И серьги вчерашней метели У зябких осинок в ушах, И ливни – такие косые, Что в поле не видно не зги… Запомни: Все это – Россия, Которую топчут враги. Ведущий. Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли. Ведущий. Что же такое Родина? Что считает своей родиной человек: страну, в которой живет, дом, где родился, березки у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине. (Учащиеся читают стихотворения) Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. (Во время чтения стихотворений). Край любимый! Сердцу снятся  Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края –  Только синь сосет глаза. (С. Есенин) Русь. Под большим шатром Голубых небес-  Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны… (И. Никитин) Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулся… Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью. Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову. О России петь – что стремиться в Храм

Выходят юноша и девушка на фоне тихой мелодии песни «Рисуют мальчики войну»
Юноша (1):

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и «катюши».

Висят во всю листа длину

Снаряды толстые, как груши.
Девушка (1):

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью незнакомы

И берегут они свои

Огнем, кричащие альбомы.
Учитель:

Мальчишки и девчонки в эти майские праздничные дни, когда Россия и весь мир празднуют 60-ю годовщину Победы над фашизмом, я предлагаю вам пройти дорогами ваших сверстников, оказавшихся в самом пекле войны. Войны, которая в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.

Втянутые по горло в войну, пылающие недетской ненавистью к бесчеловечным врагам они вели себя как настоящие герои, вынесли и осилили то, что казалось бы и взрослому не под силу.

Фронт, партизанский отряд, тыл, эвакуация, оккупация, потери.

Детям, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, доверчивы, пришлось своими глазами увидеть, как в их деревне фашисты расстреляли 200 школьников, приехавших собирать урожай, как под бомбежками гибли их родители, а сами они становились бездомными.
Чтец (1): Стихотворение С. Михалкова

«Десятилетний человек»


Учитель:

Зачастую именно так попадали в действующую армию мальчишки и становились сынами полка. В этих маленьких солдатах воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой.

Лелея своих воспитанников войны, старались спасти их, обездоленных и потерявшихся в буре войны. И не для забавы шили мальчишкам гимнастерки и маленькие сапоги, ребятам, как правило, поручались разведка и диверсии, здесь они были незаменимы. Можно назвать много имен и историй, за каждой из которых целая жизнь. Вы, ребята, чаще всего узнаете об этом из книг. Кто может вспомнить, что читал о детях на войне?
Ученик:

Я прочитал немало книг о войне, но больше художественных, а недавно мне в руки попал документальный сборник «Медаль за бой, медаль за труд», где описаны реальные события и герои. Вот судьба одного из этих героев.

В августе 1942 года в списках 142 гвардейского стрелкового полка появился новый боец – 6 летний Сережа Алешков. Солдаты подобрали его опухшего от голода в лесу, где он бродил 7 суток. Фашисты расстреляли его мать, повесили брата. Два старших брата были на фронте. Куда деваться мальчишке? Так и пропал бы, если б не нашли его бойцы. В полку очень полюбили мальчонку. В часы отдыха бойцов Сережа успевал побывать во всех ротах, разносил почту, во время боя подносил воду, патроны.

Однажды в бою под Сталинградом во время обстрела завалило блиндаж, где находился командир полка. Мальчишка под огнем противника сбегал за саперами, которые раскопали завал и спасли жизнь командира. За этот подвиг Сережа был награжден медалью «За боевые заслуги», а командующий армией Чуйков подарил ему маленький пистолет. И все это в 6 лет.


Ученик:

А меня потрясла другая история из этой же книги.

14 летний Ваня Громов из деревни Новинки Московской области во время боя в этой деревне выносил из-под огня раненых солдат и отвозил их в безопасное место. Ваня ходил в разведку, а сам был ранен. Немцы ворвались в деревню, и Ваня попал в плен. Фашисты потребовали у него сведений о партизанах. Ваня молчал. Тогда изверги отпилили ему раненую руку. Ване удалось бежать из плена. Левой рукой он перерезал телефонный провод и ушел к партизанам.
Звучит мелодия песни «Орленок»
Ученица:

А помните книгу Ю.Бондарева «Вызывали огонь на себя?» Я расскажу вам о самом юном герое этой повести 12 летнем Саше Барвенкове. Саша был бойцом партизанского отряда. Командир получил задание – что за части с эмблемой желтого слона и с какой целью прибыли на железнодорожную станцию. Кроме того, у солдат были противогазы новой конструкции. Необходимо добыть образец такого противогаза. На задание отправляется Саша, как опытный разведчик. Обрядился он под нищего и пошел бродить в районе станции, старательно обходя места, где немцы попадались большими группами. Наконец попался ему одинокий подвыпивший унтер.

Изловчившись, мальчишка расстегивает коробку, вытаскивает противогаз, а взамен кладет кирпич, завернутый в лопухи. И все это в тот момент, пока немец собирал рассыпавшиеся сигареты.

Противогаз был доставлен по назначению. Химические части с эмблемой желтого слона так и не вступили в бой. Ведь имея образец противогаза, военные специалисты определили не только вещества, которые собирались применить немцы, но и какие защитные меры нужно принять. А Сашок, герой борьбы с «желтым слоном» еще не раз участвовал в различных операциях, а осенью 42-го не вернулся с очередного задания. Никто так и не узнал, что случилось с отважным парнишкой. Его фамилия пополнила список пропавших без вести.


Звучит мелодия песни «Сережка с Малой Бронной»
Учитель:

А вот еще одна судьба.

Шел 1942 год. Наша отступающая армия проходила через кубанское село.

Жил в том челе мальчишка, которому едва исполнилось 15 лет. И мечтал он, как и многие его сверстники, о подвигах, рвался на фронт, да мал был еще, не брали. А тут такой случай. И сбежал мальчишка в тайне от родителей. Повезло ему, зачислен был в качестве сына полка в кавалерийский, разведывательный взвод 130 полка 9-й армии.

Как дальше сложилась судьба юного бойца, лучше всего расскажет он сам.

Иван Андреевич Буцев.


Рассказ Ивана Андреевича
Давайте споем для Ивана Андреевича песню «Темная ночь»
Учитель:

Неимоверно тяжело было детям на фронте, но и в тылу было не проще. Дети вставали к станкам, садились за руль трактора, работали в поле, госпитале, заменяя ушедших на фронт, отцов и братьев.

На Дону есть село Самарское, большое казачье село. Там 548 детей – казачат. И вот что писали эти казачата в своем обращении к бойцам Красной Армии.
Ученик:

Мы еще малы и нас не берут на фронт. Конечно, очень жаль, что не берут, ведь мы умеем рубить клинком, колоть штыком. Мы знаем строй, санитарное дело, умеем быстро надевать противогаз. Очень хотелось бы нам на фронт. Но раз нельзя, так нельзя. У нас есть свой, трудовой фронт.


Учитель:

В чем же заключался этот трудовой фронт. Фронт этот необычайно велик и предоставляет детворе самый широкий простор для геройства.


«Для работы важен участок любой,

На работу иди, как на бой »-таков девиз этой армии ребят военного времени.


Чтец (2): Стихотворение. «Что делал я тогда». (Соколов).
Учитель:

И действительно, для каждого находилось дело: в селах дети помогали взрослым на полях – сажали и убирали урожай, пасли скот, иногда полностью заменяли взрослых, которых попросту не хватало. И работали так, что перевыполняли дневную норму в 2,3 раза.


Ученица:

В городах ребята дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, строили бомбоубежища.

Многие заводы переоборудовались для производства военной продукции. Рабочие места ушедших на фронт мужчин заняли женщины и подростки. Часто ребята не уходили домой, а ночевали там же на заводе, чтобы не тратить время на дорогу, иногда просто экономя силы.

Для победы нужен был металл. Мальчишки и девчонки тут же откликнулись, и за 3 месяца с начала войны было собрано 650 тысяч тонн металлолома, который отправился на фронт уже в виде танков, снарядов, патронов.

Почти в каждом городе были госпитали, чтобы поддержать раненых морально юные артисты давали для них концерты. Людмила Зыкина, Олег Табаков, Евгений Леонов начинали свою артистическую карьеру именно в военных госпиталях.
Мелодия «Синий платочек»
Учитель:

Все это было в городах и селах не занятых немцами или уже освобожденных. А вот свидетельства тех, кто пережил оккупацию.

Живет в нашем городе Людмила Никитична Мельникова. В силу своего возраста Люда и не подозревала, что за девушки жили у них в доме.

Рассказ Людмилы Никитичны Мельниковой
Учитель:

Елене Григорьевне Котляровой тоже было 12 лет, когда город заняли фашисты. Елена Григорьевна, расскажите нам, пожалуйста, что больше всего запомнилось вам из того времени? Что особенно поразило ваше детское воображение?


Рассказ Елены Григорьевны Котляровой
Песня «Катюша» (поют все)
Учитель:

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками многим из детей было присвоено звание Героев Советского Союза.

Особые заслуги. А были они мальчишками. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых звезд Героев, орденов, медалей.

И вот что поразительно; в указах об их награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть стояла в одном строю с мужеством взрослых.



И мы хотим, чтобы новые поколения знали о героизме своих ровесников, вгляделись в характеры тех, кто должен стать для них не только легендой, но и высоким образцом для восхищения и подражания. Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девчонки времен войны. Честь и слава им.
Чтец (3): стихотворение Ю.Воронова «Память»

Викторина «Битва за Кавказ»
1. Укажите хронологические рамки битвы за Кавказ (9 июля 1942 – 25 октября 1943)
2. Генерал, командир кавалерийского корпуса, в составе которого сражались наши земляки (Доватор).
3. Командующий войсками Северо-Кавказского фронта (Буденный).
4. Назовите имя нашего земляка, одного из 28 героев – панфиловцев, совершивших подвиг в битве за Москву (Натаров).
5. Герой Советского Союза, летчик, таранивший Москву в воздушном бою вражеский самолет (Воловодов).
6. Первый Герой Советского Союза на Ставрополье (Бурмистров).
7. Назовите авторов книги «Тайна Марухского Ледника» (В.Г. Гнеушев, А.Л.Попутько).
8. На оккупированной территории Северного Кавказа, сколько мирных жителей было уничтожено (180 тыс.)
9. Сколько месяцев просуществовал на Ставрополье оккупационный режим (5)
10. Сколько человек было награждено медалью «За оборону Кавказа» (600 тыс. чел.)
11. Назовите дату освобождения города Георгиевска (10 января 1943г.)
12. Укажите кодовое название плана гитлеровского командования по захвату Северного Кавказа («Эдельвейс»).
13. Сколько воинов – ставропольцев были удостоены звания Героя Советского Союза в 1941-1945гг. (более 200)
14. Кто в годы войны стал основной рабочей силой в ставропольских селах (женщины, старики и подростки).
15. Сколько наших земляков сражалось на фронтах Великой Отечественной войны? (320 тыс. чел.)