Вопрос Конституционно-правовые отношения: понятие, состав, виды - gozda.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Вопрос Конституционно-правовые отношения: понятие, состав, виды - страница №1/1

Вопрос 2. Конституционно-правовые отношения: понятие, состав, виды.

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникаю государственно-правовые отношения. Специфика (особенности) данных отношений состоит в следующем: 1). Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП; 2). Им свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений; 3). Обладают высоким политическим потенциалом. По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в общ-ве; 4) Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Таким образом, конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормой КП, содержанием которого является юрид связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Особым видом конституц-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Среди видов конституц-правовых отношений можно выделить: постоянные и временные. Срок постоянных не является определенным, они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязаоности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией прекращаются по завершению выборов). Особые виды государственно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т.е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во-первых, реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во-вторых, права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Ходырев П.М. 2. Дисциплина: Гражданское право. Общая часть. >>
!TYME=2 !DE=ГП-3#Гражданские правоотношения Спецификация банка заданий АПИМ 1. Составители: Ходырев П.М. 2. Дисциплина: Гражданское право. Общая часть. 3. Объем часов: группа 1 4. Дидактическая единица ГОС: Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений 5. Тема задания: Структура гражданского правоотношения 6. Уровень сложности - 1 (знать) 7. Ориентировочное время выполнения задания – 1 минута 8. Перечень контролируемых учебных элементов Студент должен знать: элементы гражданского правоотношения, субъекты, объекты и содержание гражданского правоотношения, понятие гражданской правосубъектности, понятие и виды правопреемства 9. Дата создания - май 2008 10. Количество заданий в данном файле – 4 !Task 0 В структуру гражданского правоотношения входят такие элементы как… !True субъекты, объекты и содержание !False субъекты и объекты и юридические факты !False объекты и содержание и юридические факты !False субъекты и содержание и юридические факты !Task 1 Субъектами гражданских правоотношений могут являться… !True физические лица, юридические лица и публично-правовые образования !False только физические и юридические лица !False только юридические лица !False только юридические лица и публично-правовые образования !Task 2 Правопреемство бывает универсальным и… !True сингулярным !False обычным !False абстрактным !False мнимым !Task 3 Гражданская правосубъектность включает в себя… !True правоспособность и дееспособность !False только правоспособность и деликтоспособность !False только дееспособность и деликтоспособность !False деликтоспособность и недееспособность


Вопрос 4. Конституционно-правовые принципы социальной государственности в РФ.

Согласно ст. 7 Конституции РФ РФ считается социальным государством. Под социальным государством принято понимать гос-во, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное гос-во призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования. Социальное гос-во стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание семьи. Вмешательство гос-ва следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Социальное гос-во предусматривает существование права на труд. Одной из важнейших целей гос-ва является обеспечение социального равенства. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Социальная политика представляет собой часть общей политики гос-ва, регулирующую отношения между социальными группами, между обществом вцелом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общ-ва, ростом благосостояния граждан. Основная задача социального развития российского общества определяет направления социальной политики РФ, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в РФ. В их число входят: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

>>
ЕН.Ф.02 Информатика: 140 понятие информатики; история развития информатики; место информатики в ряду других фундаментальных наук; мировоззренческие экономические и правовые аспекты информационных технологий; понятие информации и ее измерение; количество и качество информации; единицы измерения информации; информация и энтропия; сообщения и сигналы; кодирование и квантование сигналов; информационный процесс в автоматизированных системах; фазы информационного цикла и их модели; информационный ресурс и его составляющие; информационные технологии; технические и программные средства информационных технологий; основные виды обработки данных; обработка аналоговой и цифровой информации; устройства обработки данных и их характеристики; понятие и свойства алгоритма; принцип программного управления; функциональная и структурная организация компьютера; сетевые технологии обработки данных; виды и характеристики носителей и сигналов; спектры сигналов; модуляция и кодирование; каналы передачи данных и их характеристики; методы повышения помехоустойчивости передачи и приема; современные технические средства обмена данных и каналообразующей аппаратуры; типы и структуры данных; организация данных на устройствах с прямым и последовательным доступом; файлы данных; файловые структуры; носители информации и технические средства для хранения данных; представление информации в цифровых автоматах (ЦА); позиционные системы счисления; методы перевода чисел; форматы представления чисел с плавающей запятой; двоичная арифметика; коды: прямой, обратный, дополнительный, модифицированный; выполнение арифметических операций с числами с фиксированной и плавающей запятой; информационные основы контроля работы цифровых автоматов; систематические коды; контроль по четности, нечетности, по Хеммингу; подготовка, редактирование и оформление текстовой документации, графиков, диаграмм и рисунков; обработка числовых данных в электронных таблицах; основы компьютерной коммуникации.

Организационно-правовые формы предприятий >>
Семинарское занятие № 3 (тема ) >>
Семинарское занятие № 3 (тема ) Тема: «Криминальная психология» Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии: Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Основные современные психологические теории, объясняющие криминальное поведение (теория социального научения А. Бандуры, дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» Р. Экерса, фрустрационная теория Л. Берковица). Психологические факторы, стимулирующие и управляющие криминальным поведением. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости. Агрессия: понятие, основные теории, биологические основы, социальные детерминанты. Личность и агрессия. Проявления агрессии. Управление агрессией. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности. Судебная психологическая экспертиза преступной группы. Литература для подготовки к семинарскому занятию Конспекты лекций

Понятие предприятия, его признаки Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками: предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом; предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами; предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде; предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность; предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам: Классификация предприятий: по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления; по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства; по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие; по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные. по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным. по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие. по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Обществознание >>
Обществознание Учебник: «Обществознание», А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, М., «Русское слово», 2011 Содержание курса Человек как творец и творение культуры Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур1. Потребности и интересы.Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право. Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры.Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.Основы денежной и бюджетной политики государства. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Конституционные гарантии прав человека и граждани >>
Права человека и гражданина в конституционно-правовой теории и практике зарубежных стран. Конституционные гарантии прав человека и гражданина в зарубежных странах. Принцип разделения властей в конституционной теории и практике зарубежных стран Правовое положение местных органов самоуправления в зарубежных странах. Правовое регулирование выборов в зарубежных странах. Избирательные системы в зарубежных странах. Регулирование вопросов гражданства в зарубежных странах. Правовое положение депутатов парламентов в зарубежных странах. Федерализм в России и США: сравнительно-правовое исследование. Правовая охрана конституции в России и ФРГ. Конституционные реформы в государствах Восточной Европы. Конституция – основной источник конституционного права: порядок её разработки, принятия и изменения в зарубежных странах Правовой статус личности в зарубежных странах Конституционно-правовой статус политических партий в зарубежных странах. Политические режимы в зарубежных странах (сравнительно-правовой анализ). Монархия и её особенности в различных зарубежных странах. Парламентская республика и её особенности в ряде зарубежных стран. Президентская республика и её особенности в отдельных зарубежных стран. Унитарная форма государственного устройства в зарубежных странах. Автономия в странах Западной и Северной Европы. Территориальная, национально-территориальная и смешанная автономии в зарубежных странах. Федерация в зарубежных стран. Правовое положение субъектов федерации в зарубежных странах. Избирательные системы в зарубежных странах, их законодательство закрепление и практика применения. Конституционно-правовой аспект принципа разделения властей в зарубежных странах. Парламент в системе высших органов государства в зарубежных странах. Становление парламентаризма в странах Восточной и Центральной Европы. Конституционно-правовой статус депутатов в зарубежных странах. Верхние палаты парламентов в зарубежных странах (порядок формирования и их роль в нормотворческой деятельности). Законодательный процесс в зарубежных странах (унитарных или федеративных). Законодательный процесс в странах Восточной и Центральной Европы. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах. Институт главы государства в парламентарных республиках. Институт главы государства в президентских республиках. Институт президента в странах Восточной и Центральной Европы.

Лев Николаевич Гумилев >>
Глубоко взаимосвязанным со всеми другими сословиями предстает и духовенство. Уходит в монахи Грикша, брат ратника Федора Михалкича, и становится келарем в Богоявленском монастыре Москвы. Сыновья обедневшего ростовского боярина посвящают себя церкви — это и подвижник Земли Русской преподобный Сергий, и его брат, духовник Великого князя Семена — Стефан. Митрополит Алексий, фактический глава Московского государства при малолетнем Дмитрии Ивановиче, происходит из московского боярского рода Бяконтов. Даже враждующие между собой после смерти Данилы Александровича московские и тверские князья связаны крепче, чем может показаться, долгой вереницей родства, местнических счетов, обид и военных столкновений. Недаром так много сил употребляет князь Семен Иванович, чтобы жениться на тверской княжне Марии, дабы положить конец вражде Москвы и Твери.




Вопрос 5. Политические партии, избирательные объединение и блоки в РФ.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами гос-ва, является закрепляемое за каждым право на объединение. Граждане имеют право на объединение в политические партии, избирательные блоки и избирательные объединения. Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях учасия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос власти и органах местного самоуправления. Полит партия должна отвечать следующим требованиям: она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; в ней должно состоять не менее 10 000 членов политической партии; руководящие и иные органы должны находиться на территории РФ. Цели и задачи партии излагаются в уставе и программе. Политическая партий может также создавать и избирательное объединение. Наименование избирательного объединение – наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии. Избирательный блок - создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз двух и более избирательных объединений, а также создаваемый в порядке, предусмотренном законом, добровольный союз одной или нескольких политических партий, являющихся избирательными объединениями. При этом в избирательный блок вправе вступать не более трех избирательных объединений и общероссийских общественных объединений.

Тема СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ >>
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальные процессы в современной России. Основные понятия: социальная сфера, социальные отношения, социальная система, социальный статус, социальная роль, социальная группа, социальная общность, социальная структура, социальный институт, семья как малая группа и социальный институт, социальная мобильность, социальная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, люмпены, маргиналы, этнос, народ, племя, народность, нация, ментальность, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм, толерантность, социализация, социальные нормы, девиантное поведение, социальный контроль. Задания уровня А Выберите один прав ильный ответ из четырех. А1. Деление общества на группы называется: 1) социальным перемещением 2) социальной дифференциацией 3) социальной адаптацией 4) социальным поведением А2. Любая социальная группа характеризуется: 1) малочисленностью состава 2) общностью социального статуса 3) неформальным контролем поведения 4) родственными отношениями А3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними - это: 1) характер общества 2) политика общества 3) структура общества 4) социальная мобильность А4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит: 1) армию 2) церковь 3) школу 4) все перечисленное А5. Маргиналами называют: 1) наиболее богатых членов общества 2) наиболее бедных членов общества 3) деклассированные элементы 4) пограничные слои и группы А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется: 1) аморальным 2) девиантным 3) безнравственным 4) противоправным А7. Племена и народности - это: 1) исторические типы общества 2) социальные страты 3) этнические общности 4) социальные группы А8. Социальный статус приобретается в результате: 1) трудовой деятельности 2) процесса обучения 3) семейного воспитания 4) социализации

Название программы >>
Областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко № п/п Название программы ФИО автора Срок реализации программы Уровень реализации Направленность программы Цель, краткая характеристика программы Отдел «Детский орден милосердия» 1. Детское объединение «Капельки» Воробьева И.В. Иванова А.В. 2 года Начальный Социально-педагогическая Цель: формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, воспитание доброты и милосердия, уважительного отношения к своей Родине. Занятия по программе проходят в виде «Уроков добра и милосердия», которые воспитывают у детей нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, честность, отзывчивость, ответственность, любовь и уважение), формируют осознанное отношение к Отечеству, развивают потребность в здоровом образе жизни. 2. Отдел «Истоки» 2. «Кудесница - глина» Сылкина М.В. 2 года Начальный Художественная Цель: включение воспитанников в эстетическую деятельность по организации пространственной среды средствами керамики. Вид деятельности: художественная керамика. Занятия художественной керамикой формируют навыки ручного формования и использования их в создании глиняных изделий, развивают творческую активность, формируют и развивают художественный вкус воспитанников. Средства обучения: беседа, принцип - «Делай, как Я»: педагог, обучающий основам ремесла, показывает своими руками процесс работы, самостоятельно начав изготовление поделки из глины, затем предлагает исполнить часть задания ребенку или закончить её.

Скорости света, приемника, источника и продольный эффект доплера >>
и продольный эффект доплера © Толчельникова С.А., Гачкова Е.Ю., 2003 Ботанический институт РАН, ул. Проф. Попова, д.2. E-mail: fab@spb.cityline.ru Введение Вопрос о том, можно ли определить инерциальное движение Солнечной системы по наблюдениям затмений спутников Юпитера, был поставлен перед астрономами еще Максвеллом. В статьях [1–3] обсуждался этот же вопрос в другой формулировке: при каких условиях общее инерциальное движение источника и приемника излучения может повлиять на измеряемое значение скорости света. Физики, сторонники специальной теории относительности (СТО), дают отрицательный ответ на этот вопрос (никогда не повлияет), а, следовательно, и на вопрос Максвелла. В настоящее время многие критикуют теорию относительности, например, за то, что ее сторонники смирились с возникшими парадоксами, и, объявляя критику этой теории проявлением невежества, они почти за сто лет не сумели согласовать собственные позиции. Опровергатели СТО предлагают новые эксперименты, пересматривают прежние опыты, выдвигают новые гипотезы. Мы полагаем, что анализ результатов новых наблюдений, более точных, чем прежние, не внесет ясности в полемику, если у исследователей не будет полного понимания тех задач, которые успешно решались еще за несколько веков до появления СТО, а также в XIX веке. Если внести порядок в терминологию, понять сходство и особенности задач, решаемых на Земле и в космосе, как ближнем, так и дальнем, легче будет перейти к следующему этапу. В данном случае под следующим этапом мы имеем в виду ответ на вопрос, поставленный Максвеллом. Решение этого непростого вопроса входит в компетенцию звездной астрономии и астрометрии.*1 Исходя из вышеизложенных соображений, мы отвлечемся от движения Солнечной системы, т.е. вернемся к тому этапу в развитии астрономии, когда барицентр Солнечной системы считался неподвижным. Для простоты, мы будем называть Солнце центром гелиоцентрической системы координат (СК), считать его неподвижной точкой, а оси СК фиксированными в течение того времени, пока решается задача, поскольку астрономы, действительно, успешно справляются с созданием СК, не вращающейся даже в течение времени существенно большего, чем необходимое для решения задач, рассмотренных ниже в разделах II – IV. Мы знаем, что нетерпеливый читатель осудит нас за то, что рассмотренные далее задачи просты, однотипны и не новы, но, когда “старым бредит новизна”, то к старому следует проявить повышенное внимание. I. Начнем со школьной задачи. Пусть из пунктов J и E (Рис. 1) одновременно вышли пешеходы по прямой дороге SJ. В задаче дано расстояние R в момент их старта t1 и постоянные скорости их движения, соответственно w и u. Необходимо найти отрезок времени, t, которое пройдет до момента t2 встречи пешеходов.


Вопрос 6. Национальный суверенитет: понятие, формы реализации. Право наций на самоопределение.

Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признает ее многонациональный народ (ст.3).

Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст. 5 Конституции РФ. При общегражданском подходе национальный суверенитет отождествляется с государственным или народным суверенитетом, а понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство.

В Советском гос-ве национальный принцип длительное время считался основным, если не единственным принципом построения федеративного государства. Право на самоопределение и, соответственно, некий суверенитет получили нации, ибо для создателей советского государства федерация была важна исключительно как средство решения национального вопроса. Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Право народов на самоопределение может осуществляться в различных формах: создание суверенного независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса; образование национально-культурной автономии, представляющей собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным национальным или этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Главное, выбор одной из форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав человека.



Вопрос 8. Избирательное право, избирательная система РФ: понятие, состав, взаимосвязь.

Избират. право в объективном смысле - один из КП институтов. Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме. Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- президент). Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих

легитимное становление государственных представительных органов политической власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Под избирательной системой в РФ понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами

РФ в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.



Вопрос 10. Этапы развития российского федерализма

До революции 1917 года Россия развивалась как унитарное государство на протяжении почти тысячи лет. Поэтому развитие федерализма рассматривается в науке Конституционного права с 1918 года. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.): федерализм возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление национального гнета. Оснований для цивилизированного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. РФ была провозглашена в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только России, но и всей бывшей Российской империи. Созданный в 1922 г СССР являл собой совершенно иное федеративное гос-во, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. К этому времени всем стало ясно, что идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. В центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления СССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии.; 2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.): ко времени принятия Конституций СССР и РСФСР государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий. Были ликвидированы многие автономии. 3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.: мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России – в частности. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области объявили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях, когда усилилась опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который в 1992 году включен в Конституцию как ее составная часть.

Вопрос 11. приоритет прав и свобод человека и гражданина как принцип конституционного строя РФ. Конституция (ст.2) рассматривает человека, его прав и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью – фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества. Государство не должно вносить изменения в статьи Конституции о правах человека и гражданина, противоречащие принципу признания человека, его прав и свобод высшей ценностью в РФ. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества.
Вопрос 13. Конституция РФ – основной закон РФ: понятие, признаки, юридические свойства.

Конституция – единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и гос-ва, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституция имеет признаки, которые ее характеризуют: 1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается: это акт, который принят народом или от имени народа; 2) учредительный, первичный характер конституционных установлений: учредительная природа конституции в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного гос-ва. 3) всеохватывающий характер конституционной регламентации: конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный акт. Конституция затрагивает все сферы общества. 4) особые юридические свойства: юр. св-ва конст. - важнейшие правовые черты и признаки К., отличающие ее от др. законов и иных правовых актов. Таковыми являются: 1) Юридическое верховенство Конст. Данное свойство или принцип впервые получил закрепление в Конституции 1993 года. В этом отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство Конституции так же означает, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех гос структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства отражается федеративный характер нашего гос-ва. Верховенство Федеральной Конституции утверждается на всей территории РФ, в том числе и республик, которые также имеют свои Конституции. 2) Высшая юридическая сила. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции РФ означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, и что органы гос власти, органы местного самоуправления, должностные лица. Граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 3). Коснтитуция является ядром правовой системы РФ. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основы акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. 4) К. характеризует особый порядок принятия, внесения в нее поправок, изменений и дополнений. (Простой закон принимается (изменяется) простым большинством членов законодат. органа, а Конст. поправки квалифицированным большинством. Пересмотр касается только положений глав 1,2,9. Поправки вносятся в гл. 3-8 Конституции РФ. 5). Особая охрана Конституции. В этом взаимодействует вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Вопрос 14. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет – присущее государству верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство осуществляет высшую власть в пределах своей территории, в пределах границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не в праве вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает: 1) ее безусловное распространение на населения и все социальные структуры общества; 2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; 3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает в себя такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые основы государства. Суверенитет, выступая признаком гос-ва, характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.


Вопрос 16. Конституционный строй: понятие, признаки, проблема определения конституционного строя в лит-ре.

Конституционный строй – определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его Конституции.

В К. РФ 93 г. впервые в нашей истории вводится понятие «основы Конституционного строя», ~ отличается от таких понятий, как «обществ. строй», «гос. строй». т.к. гос. строй может и не быть Конституционным. Конституционным (или правовым) гос. становится в гражд. общ., где признаны, надёжно защищены и обеспечены основные права и свободы . Основной принцип правового или Конституционного гос-ва. состоит в том, что гос. власть в нем ограничена. Ограниченность гос. власти в правовом гос. создается признанием за личностью неотъемлемых, неотчуждаемых прав и свобод. Отсюда Конституционное гос. характеризуется тем, что в нём обеспечено подчинение гос-ва праву. Чтобы гос. в полной мере подчинилось праву, это подчинение должно быть обеспечено определ. гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности образуют К. строй, а важнейшие из них возводятся Конституцией в ранг К. принципов и образуют основы К. строя. Основы К. строя - это совокупность КП норм, регулир. ключевые Конституционные отношения. Следовательно, нормы К. закрепляющие основы К. строя, составляют фундамент, на котором строятся все последующие КП институты. ОКС служат своего рода «К. в К.», т.е. выступают как комплекс высших принципов, содержащих исходные начала всей правовой системы., это нормы, ~ следует мерить собственно К. ОКС хар-ся целым рядом специфич. черт: они имеют основополагающее, фундамент., обобщающее значен., они носят политико-правовой характер; их нормативность и общеобязательность; юр. верховенство по отношен. к др. положениям К. и всем иным НПА . определенность и категоричность; постоянность действия; общепризнанность, сжатость и концентрированность положений: целостность и устойчивость: особый порядок изменения.



Признаки КС: стабильность, урегулированность конституционными актами. наличие принципа законодательной пирамиды, наличие специальной правовой охраны Конституционных норм.

Факультативный признак: универсальность форм государства при Конституционном строе.

Вопрос 17. Принципы избирательной системы и избирательного права.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Первым принципом является всеобщность: всеобщим является такое избирательное право, при котором все граждане, достигшие 18 лет, вправе избирать, а при определенном возрасте – быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления. Гражданин обладает данным правом вне зависимости от расы, пола, национальности и других признаков. Не могут воспользоваться данным правом только те, кто ограничен судов в дееспособности. Вторым принципом является равность: каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Третий принцип состоит в том, что выборы являются прямыми: прямое избирательное право означает то, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Следующим принципом является принцип свободы и добровольности: означает, что никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Проведение выборов является обязательным: означает то, что в соответствии с федеральными законами выборы должны проводиться обязательно и в сроки, установленные Конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Голосование на выборах является тайным: это означает то, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Избиратель может использовать при выборах закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.


Вопрос 20. Толкование конституционных норм.

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции. Конституция РФ закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом РФ. В связи с наделением КС РФ правом толкования возникает вопрос о соотношении аутентического и судебного толкования. Толкование КС РФ, являясь судебным толкованием, относится к высшему уровню официального толкования. Решения КС РФ не имеют силы закона. Аутентическое толкование не предусмотрено, хотя законодатель не может быть лишен права на толкование. Конституция РФ четко определила, по чьей инициативе КС РФ може давать толкование Конституции. К таким органом относятся: Президент, Совет Федерации, Гос Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ. Особенность толкования конституционных норм по специальной инициативе компетентных органов заключается в том, что это всегда нормативное толкование, которое распространяется на неопределенно широкий круг случаев и на всех субъектов, реализующих соответствующие конституционные нормы. Еще одна особенность официального толкования Конституции КС РФ состоит в том, что оно дается только в пленарных заседаниях и решение принимается квалифицированным большинством. Стадии толкования: 1) установление неопределенности в вопросе понимания положений Конституции: на данной стадии изучается текст обращения в КС и прилагаемые к нему документы; 2) связана с деятельностью судьи и докладчика по подготовке дела к слушанию: определяется круг лиц, подлежащих приглашению к вызову в заседание, направляются документы участникам заседания и т.д.; 3) рассмотрение обращения по существу в открытом заседании КС РФ; 4) дискуссии на закрытом совещании судей по принятию итогового решения; 5) оформление Постановления КС РФ и доведение его до всеобщего сведения.


Вопрос 22. Избирательные комиссии: понятие и виды.

Избирательная комиссия – комиссия, сформированная выборным органом местного самоуправления для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме, осуществления подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Согласно ст. 21 ФЗ от 1997 г «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливается система избирательных комиссий: избирательные комиссии муниципального образования; окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. ФЗ наделяет избирательные комиссии широкими полномочиями по контролю за соблюдением избирательных прав граждан РФ на всех этапах избирательного процесса. Наиболее важный и ответственный этап деятельности избирательных комиссий, в котором задействованы все звенья системы избирательных комиссий – организация голосования, подсчет голосов избирателей, участников референдума, установление результатов выборов, референдума.